Об утверждении Национального плана реагирования на ядерные и радиационные аварии

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2016 года № 467.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      Сноска. Преамбула – в редакции постановления Правительства РК от 29.06.2022 № 450 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемый Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утвержден
постановлением
Правительства
Республики Казахстан
от 19 августа 2016 года № 467

Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии

      Сноска. Национальный план – в редакции постановления Правительства РК от 29.06.2022 № 450 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии (далее – План) разработан в соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии".

      2. Настоящий План распространяется на центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.

      3. В настоящем Плане используются следующие понятия:

      1) аварийная ситуация – внештатная ситуация или внештатное событие, которые включают в себя ядерные и радиационные аварийные ситуации и требуют принятия оперативных мер для смягчения опасности или неблагоприятных последствий для здоровья человека и безопасности или качества жизни, собственности или окружающей среды;

      2) угроза возникновения аварии – состояние, при котором создается опасность для жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды;

      3) территория площадки – территория, прилегающая к эксплуатирующей организации в пределах периметра границы, ограждению либо указателю;

      4) эксплуатирующая организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии;

      5) радиоактивные вещества – любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;

      6) незаконный оборот радиоактивных веществ – любое несанкционированное перемещение, передача или торговля радиоактивными веществами, включая ядерные материалы;

      7) ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;

      8) ядерная и радиационная авария – авария, связанная с ядерной и радиационной установкой или деятельностью, вследствие которой происходит выброс радиоактивных веществ и возникает радиационное облучение;

      9) ядерная и радиационная аварийная ситуация – аварийная ситуация, в которой имеется реальная или воспринимаемая опасность вследствие энергии, выделяющейся в результате ядерной цепной реакции или распада продуктов цепной реакции, или радиационного облучения;

      10) фактор воздействия ядерной и радиационной аварии – ионизирующее излучение при выбросе ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также радиоактивном загрязнении территории площадки в результате ядерной и радиационной аварии.

      Иные понятия, применяемые в Плане, соответствуют понятиям, используемым в законодательстве Республики Казахстан о гражданской защите и использовании атомной энергии.

      4. К основным источникам ядерных и радиационных аварий относятся:

      1) повреждение активной зоны реактора с выбросом радионуклидов;

      2) выбросы радионуклидов в результате отказа оборудования, пожара или взрыва на реакторе или на предприятиях топливного цикла;

      3) радиоактивное загрязнение окружающей среды;

      4) потеря или хищение радиоактивных веществ, ядерных материалов или оборудования, содержащего радиоактивные вещества;

      5) отказ в работе оборудования или неправильная эксплуатация, которые приводят к облучению персонала и (или) населения;

      6) аварии при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ.

      5. Уровень реагирования:

      1) объектовый уровень – эксплуатирующие организации, осуществляющие противоаварийное планирование и реагирование на ядерные и радиационные аварии на территории площадки;

      2) территориальный уровень – местные исполнительные органы, осуществляющие противоаварийное планирование и реагирование на ядерные и радиационные аварии на соответствующей территории;

      3) республиканский уровень – Правительство Республики Казахстан и центральные исполнительные органы, осуществляющие противоаварийное планирование и реагирование на ядерные и радиационные аварии на республиканском уровне.

      6. Целями реагирования при ядерной и радиационной аварии являются:

      1) оценка характера и размеров ядерной и радиационной аварии;

      2) предотвращение развития ядерной и радиационной аварии и ослабление ее последствий на месте ее возникновения;

      3) предотвращение случаев возникновения детерминированных эффектов облучения у персонала и населения;

      4) спасение людей и оказание первой медицинской помощи;

      5) предотвращение случаев развития стохастических эффектов облучения у населения;

      6) предотвращение случаев вредных нерадиационных эффектов у населения;

      7) защита окружающей среды и материального имущества;

      8) подготовка и возобновление нормальной социальной и экономической деятельности;

      9) принятие защитных или послеаварийных мер при достижении уровня предотвращаемой дозы.

Глава 2. Права и обязанности центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также физических и юридических лиц в случае ядерной или радиационной аварии

      7. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты:

      1) руководит силами гражданской защиты при организации и проведении мероприятий гражданской защиты;

      2) выделяет и использует материальные средства оперативного резерва;

      3) осуществляет проведение аварийно-спасательных и неотложных работ;

      4) при ликвидации чрезвычайной ситуации мобилизует материально-технические ресурсы организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите;

      5) по ходатайству местных исполнительных органов принимает решение о выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва для принятия мер по предупреждению или ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и ее последствий;

      6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения, ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;

      7) осуществляет подготовку предложений Президенту Республики Казахстан о введении на территории Республики Казахстан или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения при ядерной и радиационной аварии;

      8) обеспечивает готовность сил и средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

      9) совместно с местными исполнительными органами организует эвакуационные мероприятия, выполнение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения;

      10) проводит совместно с заинтересованными государственными органами мониторинг складывающейся обстановки;

      11) осуществляет руководство и межотраслевую координацию республиканских служб гражданской защиты в соответствии с Законом Республики Казахстан "О гражданской защите";

      12) проводит совместно с заинтересованными государственными органами республиканские учения по предупреждению и ликвидации ядерных и радиационных аварий;

      13) осуществляет подготовку предложений Премьер-Министру Республики Казахстан об объявлении чрезвычайной ситуации техногенного характера.

      8. Уполномоченный орган в области использования атомной энергии:

      1) дает рекомендации по обеспечению ядерной и радиационной безопасности персонала, лиц, занимающихся ликвидацией последствий ядерной и радиационной аварии;

      2) осуществляет обмен оперативными сообщениями о ядерной и радиационной аварии с международными организациями и надзорными органами трансграничных государств;

      3) организует в необходимых случаях независимую научно-техническую экспертизу документов по противоаварийному планированию и реагированию на радиационную и ядерную аварии с привлечением международных экспертных организаций;

      4) проводит в случае возникновения аварийной ситуации наблюдение, анализ и оценку состояния объектов использования атомной энергии Республики Казахстан.

      9. Государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводит замеры за уровнями радиоактивного загрязнения среды обитания населения, отбор проб от источников водоснабжения, почвы и продуктов питания на территории населенных пунктов за пределами контролируемой зоны.

      10. Уполномоченный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан, а также использование воздушного пространства:

      1) координирует все действия, связанные с обеспечением транспорта, необходимого для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;

      2) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о гражданской защите, привлекает транспортные средства, находящиеся в частной собственности;

      3) обеспечивает транспортировку персонала и оборудования, материалов и технических ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, проведения эвакуационных мероприятий;

      4) обеспечивает готовность к приему прибывающих морским, наземным и воздушным путем международных сил и средств, привлекаемых к реагированию и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;

      5) обеспечивает выполнение входящими в состав подведомственными организациями в первоочередном порядке перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации ядерных и радиационных аварий, вывоза эвакуируемого (отселяемого) населения из зон аварийного реагирования, а также перевозок опасных грузов (радиоактивных отходов и предметов) на договорной основе с заказчиками перевозок;

      6) проводит мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог, входящих в состав подведомственных организаций государственного дорожного хозяйства, для перевозки по ним сил и средств, необходимых для осуществления аварийно-спасательных работ и эвакуационных мероприятий.

      11. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обеспечивает проведение радиационного мониторинга окружающей среды в селитебных территориях.

      12. Уполномоченный орган, осуществляющий государственную политику в области обороны:

      1) по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан, а также использования воздушного пространства, обеспечивает безопасный коридор воздушным судам с оборудованием, персоналом и лицами по реагированию на ядерную и радиационную аварию;

      2) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местных исполнительных органов областей в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области обороны предоставляет в распоряжение руководителя ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии необходимые силы и средства Вооруженных Сил Республики Казахстан для участия в выполнении следующих задач:

      доставка сил, средств и материальных ресурсов в районы проведения работ по ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;

      проведение работ по специальной обработке (дезактивации) местности и объектов;

      поддержание особого режима въезда в зону чрезвычайной ситуации и выезда с нее;

      оказание медицинской и иной помощи пострадавшему населению;

      3) обеспечивает мониторинг радиационной обстановки в районах дислокации соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Республики Казахстан.

      13. Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан:

      1) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты обеспечивает пропуск на территорию Республики Казахстан зарубежных сил и средств, прибывающих для участия в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;

      2) обеспечивает внеочередной въезд в пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан транспортных средств с гуманитарной помощью и сопровождающих их физических лиц;

      3) оказывает содействие в пересечении Государственной границы Республики Казахстан аварийно-спасательным службам, направляемым для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.

      14. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела обеспечивает таможенное декларирование товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, доставляемых в зону ядерной и радиационной аварии.

      15. Уполномоченный орган в сфере внешнеполитической деятельности на основании письма уполномоченного органа в области использования атомной энергии оказывает содействие в оформлении визы Республики Казахстан иностранным специалистам (персоналу) по необходимости, прибывающим в Республику Казахстан с целью оказания помощи в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.

      16. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности:

      1) участвует в оповещении и информировании населения об аварии и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

      2) участвует в мероприятиях по обеспечению оцепления зоны радиоактивного загрязнения;

      3) организует безопасность доступа в зону радиоактивного загрязнения через установленные пункты пропуска;

      4) обеспечивает общественный порядок на пунктах сбора временно отселяемого населения, регистрации, промежуточных пунктах отселения и местах расселения эвакуируемых, а также при инцидентах в командном пункте управления операциями, больницах и центре по информированию населения, оказывает при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим;

      5) совместно с Вооруженными Силами Республики Казахстан обеспечивает безопасность и регулирование дорожного движения при проведении эвакуационных мероприятий, а также регулирование движения на маршрутах, переправах, загрязненной местности в целях первоочередного пропуска сил уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      6) сопровождает эвакуационные колонны;

      7) проводит регистрацию и адресно-справочную работу в местах расселения эвакуируемого населения, учет эвакуируемого населения, потерь и пострадавших;

      8) организует охраняемый периметр санитарно-защитной зоны и доступ на ее территорию через установленные пункты пропуска;

      9) во взаимодействии с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, уполномоченным органом в области использования атомной энергии, уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, эксплуатирующими организациями обеспечивает сохранность улик и организует мероприятия по расследованию причин ядерной и радиационной аварии.

      17. Уполномоченный орган в области средств массовой информации в пределах своей компетенции оказывает содействие в информировании населения о факте радиоактивного загрязнения, ходе ликвидации и правилах поведения населения.

      18. Уполномоченный орган в области лесного хозяйства, охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий:

      1) осуществляет подготовку предложений об использовании лесных угодий в условиях радиоактивного загрязнения;

      2) организовывает и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулирует лесопользование на территории государственного лесного фонда, находящегося в его функциональном ведении в зонах возможного радиоактивного загрязнения.

      19. Уполномоченный орган в области космической деятельности обеспечивает космический мониторинг с использованием средств дистанционного зондирования Земли из космоса загрязненных территорий в случае ядерной и радиационной аварии.

      20. Местный исполнительный орган:

      1) привлекает территориальные подразделения центральных государственных органов, службы и формирования гражданской защиты, а также службы скорой медицинской помощи на все время реагирования для оказания помощи населению, персоналу и лицам, задействованным в ликвидации последствий аварии;

      2) при местном уровне чрезвычайной ситуации осуществляет координацию деятельности по ликвидации последствий загрязнений в зоне аварии, а также оздоровлению окружающей среды на территории области;

      3) осуществляет эвакуацию пострадавших;

      4) участвует в мероприятиях по обеспечению защиты граждан и охраны окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения;

      5) участвует в ликвидации, ограничении и (или) снижении тяжести последствий ядерной и радиационной аварии;

      6) информирует население через средства массовой информации, распространяемые на территории соответствующей административно-территориальной единицы, о радиационной обстановке в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

      7) проводит оценку состояния радиационной обстановки;

      8) обеспечивает развертывание передвижных пунктов питания;

      9) организует осуществление дезактивации транспорта и санитарной обработки населения на базе имеющихся автомоечных станций и стационарных учреждений (бань, прачечных);

      10) определяет места размещения отселяемого населения, организует его жизнеобеспечение, в том числе развертывание временных жилищ (палаток, передвижных и сборных домов);

      11) обеспечивает в первоочередном порядке осуществление перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации ядерной и радиационной аварии, вывоза эвакуируемого населения из зон аварийного реагирования;

      12) организует проведение герметизации помещений упрощенными методами и подручными средствами в целях предотвращения попадания в жилые помещения радиоактивных веществ;

      13) организует работы по обеспечению соответствующего режима в зонах радиоактивного загрязнения (оборудование контрольно-пропускных пунктов, пунктов сбора и мест расселения временно эвакуируемого населения, всестороннее обеспечение временно эвакуируемого населения на маршрутах движения к местам расселения);

      14) организует обеспечение продовольствием, горячим питанием и товарами первой необходимости сил ликвидации ядерной и радиационной аварии совместно с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты.

      21. Физические лица имеют право:

      1) на радиационную безопасность в соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения";

      2) принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ядерных и радиационных аварий и их последствий в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";

      3) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ядерной и радиационной аварии в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";

      4) на возмещение вреда, причиненного их здоровью, и ущерба имуществу вследствие ядерной и радиационной аварии в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения".

      22. Физические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан в области обеспечения радиационной безопасности и выполнять на территории эксплуатирующей организации требования должностных лиц этой организации в соответствии со статьей 22 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения".

      23. Эксплуатирующие организации имеют право:

      1) вносить в государственные органы и органы местного самоуправления предложения по обеспечению гражданской защиты в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";

      2) проводить работы по установлению причин и обстоятельств аварий, инцидентов и пожаров, происшедших на их объектах, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";

      3) получать информацию в области обеспечения радиационной безопасности через уполномоченные государственные органы и средства массовой информации в соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения".

      24. Эксплуатирующие организации:

      1) создают и содержат резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии в соответствии с планами противоаварийных мероприятий;

      2) проводят безотлагательные действия по ограничению и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии в соответствии с планами противоаварийных мероприятий;

      3) принимают меры по защите персонала и населения от последствий ядерной и радиационной аварии;

      4) проводят первоначальный радиационный мониторинг в случае ядерной и радиационной аварии;

      5) создают системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки их действий в случае ядерной и радиационной аварии;

      6) проводят за счет собственных средств весь необходимый комплекс мероприятий по предупреждению ядерной и радиационной аварии и ликвидации их последствий;

      7) уведомляют местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы и центральные исполнительные органы Республики Казахстан о возникновении ядерной и радиационной аварии;

      8) принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ядерной и радиационной аварии;

      9) принимают меры по локализации очага радиоактивного загрязнения и предотвращению распространения радиоактивных веществ в окружающую среду;

      10) проводят анализ и подготавливают прогноз развития ядерной и радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при ядерной и радиационной аварии;

      11) принимают меры по оценке индивидуальных аварийных доз облучения персонала и по оценке (расчетным путем) уровней аварийного облучения населения;

      12) разрабатывают и согласовывают с заинтересованными государственными органами документы по совместным действиям по противоаварийному реагированию на ядерную и радиационную аварию;

      13) разрабатывают и утверждают план и график учебных противоаварийных мероприятий;

      14) разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      15) обеспечивают физическую защиту ядерных материалов и источников ионизирующего излучения выше уровня изъятия;

      16) проводят работы по специальной обработке (дезактивации) местности и объектов;

      17) руководители организаций оповещают работников организаций, аварийно-спасательные службы, дежурные диспетчерские службы и население, проживающее в зоне распространения чрезвычайной ситуации, путем задействования систем оповещения объектового уровня;

      18) создают, укомплектовывают, оснащают и поддерживают в готовности специализированные объектовые формирования гражданской защиты.

Глава 3. Порядок действий и управления мероприятиями по готовности и реагированию на ядерные и радиационные аварии

      25. План вводится в действие по решению уполномоченного органа в области использования атомной энергии:

      1) в случаях выхода или угрозы выхода факторов воздействия ядерной и радиационной аварии за пределы территории площадки размещения аварийной ядерной, радиационной или электрофизической установки;

      2) при трансграничных ядерных и радиационных авариях, произошедших на территории другого государства, воздействие или угроза воздействия которых распространяются на территорию Республики Казахстан.

      26. Эксплуатирующие организации разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в которых предусматривается порядок действий и мероприятий при инцидентах и ликвидации аварий и их последствий по минимизации возможного воздействия на персонал, население и окружающую среду в соответствии с категорией потенциальной радиационной опасности ядерной, радиационной или электрофизической установки.

      В случае ядерной и радиационной аварии на территории площадки, эксплуатирующие организации немедленно приступают к ликвидации возникшей аварии согласно планам противоаварийных мероприятий. Эксплуатирующие организации используют имеющееся оборудование для реагирования и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.

      Реагирование на ядерные и радиационные аварии на территории площадки, не представляющие угрозы выхода факторов воздействия за территорию площадки, осуществляется эксплуатирующими организациями.

      27. Представителями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения вносятся руководителю штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций рекомендации по части радиационной безопасности лиц, участвующих в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, и вопрос о допустимости применения методов ликвидации последствий аварии.

      28. Действия по реагированию, затрагивающие трансграничные аспекты воздействия ядерной и радиационной аварии, согласовываются с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности и осуществляются в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      29. В случаях, когда ядерная и радиационная авария или меры реагирования на нее могут оказать отрицательное воздействие на окружающую среду других государств, этим государствам направляется уведомление на соответствующем уровне с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области защиты государственных секретов.

      30. При ядерной и радиационной аварии населению предоставляется беспрепятственный доступ к информации о риске возникновения опасных факторов чрезвычайных ситуаций, мерах необходимой безопасности, при этом обеспечивается защита жизни, здоровья и личного имущества граждан.

      31. Возмещение вреда (ущерба), причиненного физическим и юридическим лицам, окружающей среде вследствие ядерной и радиационной аварии, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии, гражданской защиты и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Глава 4. Координация действий организаций и государственных органов в случае ядерной или радиационной аварии и ликвидации ее последствий

      32. В случае ядерной и радиационной аварии принимаются следующие меры:

      1) эксплуатирующие организации принимают меры по защите персонала предприятия и населения, локализации аварии и ликвидации ее последствий;

      2) местные исполнительные органы относят ядерную и радиационную аварию к объектовым и (или) территориальным, определяют масштабы распространения и зоны ядерной и радиационной аварии;

      3) после получения информации о ядерной и радиационной аварии и определения ее масштабов местные исполнительные органы и эксплуатирующие организации незамедлительно вводят в действие планы противоаварийных мероприятий и осуществляют первоочередные действия по ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.

      33. Локализация ядерной и радиационной аварии и ликвидация ее последствий осуществляются:

      1) на объектовом уровне силами и средствами эксплуатирующих организаций;

      2) на территориальном уровне силами и средствами местных исполнительных органов, территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и территориальными подразделениями центральных исполнительных органов Республики Казахстан;

      3) на республиканском уровне силами и средствами центральных исполнительных органов Республики Казахстан.

      34. Информация об угрозе возникновения или при возникновении ядерной и радиационной аварии передается:

      1) от эксплуатирующих организаций – в местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы, уполномоченный орган в области использования атомной энергии, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты, территориальные органы центральных исполнительных органов Республики Казахстан;

      2) от местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы и территориальных органов центральных исполнительных органов Республики Казахстан – в центральный аппарат соответствующего ведомства;

      3) от уполномоченного органа в сфере гражданской защиты – в Правительство Республики Казахстан.

      35. Информация о ядерной и радиационной аварии передается по всем имеющимся каналам связи со следующими временными характеристиками:

      1) экстренная информация об угрозе возникновения или возникновении ядерной и радиационной аварии, в том числе информирование населения через средства массовой информации, системы оповещения – незамедлительно;

      2) уточненная информация о развитии обстановки и ходе работ по локализации и ликвидации последствий – в течение последующих 30 (тридцать) минут;

      3) уточняющие данные – с периодичностью 2 (два) часа в течение проведения аварийно-спасательных работ;

      4) справочная информация – не позднее 1 (один) часа с момента запроса справочной информации.

      36. При обнаружении радиоактивных веществ, которые имеют внешние признаки, включающие предупредительные надписи о радиационной опасности, маркировку и специальные знаки, местные исполнительные органы проводят следующие мероприятия:

      1) принятие мер по ограничению доступа посторонних лиц к месту обнаружения радиоактивных веществ;

      2) немедленное оповещение и прибытие на место обнаружения радиоактивных веществ представителей уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Представители уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводят первичные действия по проверке реального превышения уровней излучения, определению границ контролируемой зоны, на которой вводятся специальные правила по радиационному контролю и допуску в нее людей, и подтверждению необходимости реагирования. Представители уполномоченного органа, осуществляющего руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, осуществляют действия по недопущению людей в контролируемую зону, а также необходимые оперативно-следственные действия с целью выявления возможных признаков противоправной деятельности и лиц, которые могли ее осуществить;

      3) при подтверждении наличия повышенного уровня на соответствующей территории под председательством акима или заместителя акима соответствующей административно-территориальной единицы с включением представителей территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, органов национальной безопасности и уполномоченного органа, осуществляющего руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, формируется рабочая группа по первичному реагированию и расследованию места происшествия;

      4) после создания рабочей группы в составе представителей вышеуказанных уполномоченных органов осуществляются меры оперативного реагирования, включая радиологическое обследование местности, радиоактивных веществ, представителями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которого проводятся измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, проверяются наличие радиоактивного альфа и бета загрязнения, а также уровень нейтронного излучения;

      5) по результатам первичного обследования представителями территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения готовятся выводы об основных параметрах радиационной обстановки на месте обнаружения радиоактивных веществ, которые включают тип, характеристики радиоактивных веществ, их местонахождение, возможные пути формирования дозовых нагрузок на персонал и население, а также рекомендации (в случае необходимости) по немедленной транспортировке радиоактивных веществ в безопасное для населения и окружающей среды хранилище;

      6) организация, имеющая государственную лицензию на транспортировку радиоактивных веществ, осуществляет документальное оформление и транспортировку изъятых радиоактивных веществ в соответствии с требованиями действующего законодательства;

      7) после того, как изъятые радиоактивные вещества перевезены с места их обнаружения, рабочей группой принимается решение о необходимости проведения аварийно-восстановительных работ на месте обнаружения радиоактивных веществ, готовятся выводы и предложения о возможных радиологических последствиях, о чем информируется Правительство Республики Казахстан.

      37. В целях недопущения уничтожения вещественных и иных доказательств возможной противоправной деятельности все действия представителей территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в обязательном порядке согласовываются с представителями уполномоченного органа, осуществляющего руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, осуществляющих необходимые следственно-оперативные действия.

      38. По окончании доследственной проверки по факту незаконного оборота радиоактивных веществ решается вопрос о возбуждении уголовного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      39. Уполномоченный орган в области использования атомной энергии направляет официальное сообщение о выявлении незаконного оборота радиоактивных веществ в международную базу данных по незаконному обороту Международного агентства по атомной энергии.

      40. После проведения всех процедур по исследованию и расследованию случая незаконного оборота при установлении радиоактивных веществ соответствующей категории в установленном порядке проводятся процедуры постановки радиоактивных веществ на учет в соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия от 26 июля 1994 года.