Об утверждении Программы по безопасности полетов в сфере гражданской авиации

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2016 года № 136.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 3-1) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу по безопасности полетов в сфере гражданской авиации.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 марта 2016 года № 136

Программа
по безопасности полетов в сфере гражданской авиации
1. Общие положения

      1. Настоящая Программа по безопасности полетов в сфере гражданской авиации (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон), приложения 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции о международной гражданской авиации (далее – приложение 19) и Doc 9859 ИКАО "Руководство по управлению безопасностью полетов" (далее – РУБП) и:

      1) представляет систему управления безопасностью полетов (далее – СУБП) в гражданской авиации в отрасли гражданской авиации;

      2) устанавливает эффективное внедрение международных стандартов и рекомендуемой практики, связанных с СУБП;

      3) направлена на достижение высокого уровня управления рисками безопасности полетов и непрерывное снижение количества авиационных происшествий и инцидентов.

      2. Основными целями настоящей Программы являются достижение приемлемого уровня безопасности полетов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан и поддержание на этом либо более высоком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

      3. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

      1) авиационный инцидент - авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целостности воздушного судна и (или) жизни людей, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

      2) авиационное происшествие - авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) людей, находившихся на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна;

      3) поставщики обслуживания - организации гражданской авиации, сертифицированные уполномоченным органом в сфере гражданской авиации (физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области);

      4) эксплуатационный персонал – персонал организации гражданской авиации, связанный с обеспечением авиационной деятельности и имеющий возможность представлять информацию о безопасности полетов;

      5) безопасность полета - состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются;

      6) система управления безопасностью полетов - системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры;

      7) программа по безопасности полетов – комплекс правил и мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности полетов;

      8) эффективность обеспечения безопасности полетов - достигнутый государством или поставщиком обслуживания уровень безопасности полетов, определяемый установленными ими целевыми уровнями эффективности обеспечения безопасности полетов и показателями эффективности обеспечения безопасности полетов;

      9) показатели эффективности обеспечения безопасности полетов - основанные на фактических данных параметры безопасности полетов, используемые для мониторинга и оценки эффективности обеспечения безопасности полетов;

      10) целевой уровень эффективности обеспечения безопасности полетов - планируемая или предполагаемая целевая установка для показателя (ей) эффективности обеспечения безопасности полетов на заданный период;

      11) риск для безопасности полетов - предполагаемая вероятность и серьезность последствий или результатов опасности.

2. Государственная политика и цели обеспечения безопасности
полетов

Законодательные рамки государства в области безопасности полетов

      4. Использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельность гражданской авиации Республики Казахстан регламентируются Конституцией Республики Казахстан, Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, а также стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО), применяемыми на территории Республики Казахстан.

      5. Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее -Уполномоченный орган) в пределах своей компетенции разрабатывает, утверждает, опубликовывает и совершенствует нормативные правовые акты в сфере гражданской авиации. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации является составной частью мероприятий, принимаемых на государственном уровне для достижения приемлемого уровня безопасности полетов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан.

      6. Законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации основывается на Конституции Республики Казахстан и должно соответствовать требованиям стандартов и рекомендуемой практике ИКАО.

      7. Уполномоченный орган на постоянной основе осуществляет мониторинг соответствия законодательства Республики Казахстан в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации стандартам и рекомендуемой практике ИКАО и обеспечивает своевременное уведомление ИКАО о существующих различиях со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и их опубликование в документах аэронавигационной информации.

      8. Уполномоченный орган своевременно вносит изменения и дополнения в нормативные правовые акты в сфере гражданской авиации в целях обеспечения их соответствия законодательству Республики Казахстан, стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

      9. Применение стандартов и рекомендуемой практики ИКАО на территории Республики Казахстан осуществляется путем принятия соответствующих нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации, внесения необходимых изменений и дополнений в них либо с указанием в них ссылок по применению конкретных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО.

      10. В целях осуществления оперативного контроля за обеспечением безопасности полетов уполномоченный орган издает приказы, указания и предписания, обязательные для исполнения поставщиками обслуживания.

      11. Поставщики обслуживания разрабатывают и вводят в действие внутренние документы, уровень требований которых не должен быть ниже требований нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан.

      12. Выполнение требований нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан является основным условием обеспечения уровня безопасности полетов. По согласованию с уполномоченным органом допускаются временные отступления от сертификационных требований и норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов), если такие отступления компенсируются введением дополнительных мер, обеспечивающих уровень безопасности полетов, эквивалентный установленному.

      13. Уполномоченный орган составляет перечень нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан и публикует его на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

Обязательства государства в области безопасности полетов

      14. Политика уполномоченного органа в организации обеспечения безопасности полетов представляет собой изложение принципов, процедур и методов СУБП, используемых для достижения желательных целей обеспечения безопасности полетов и устанавливает обязательства внедрения и постоянного совершенствования принципов безопасности полетов во всех аспектах своей деятельности поставщиков обслуживания. Уполномоченный орган разрабатывает измеримые и достижимые цели обеспечения безопасности полетов, которые должны быть реализованы в масштабах отрасли гражданской авиации, во всех организациях.

      15. Уполномоченный орган осуществляет реализацию основных направлений государственной политики в области использования воздушного пространства и деятельности гражданской и экспериментальной авиации в соответствии с международными и национальными требованиями, которые состоят из четырех основных разделов, относящихся к управлению безопасностью полетов:

      1) политика и цели в области обеспечения безопасности полетов;

      во всех управленческих системах должны содержаться правила и организационные структуры, которые необходимы для достижения поставленных целей. Требования к наличию этих элементов лежат в основе функциональных элементов СУБП;

      политика и цели в области обеспечения безопасности полетов создают систему координат для СУБП, в соответствии с РУБП состоят из следующих элементов:

      обязательства и ответственность руководства;

      ответственность за безопасность полетов;

      назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов;

      координация планирования мероприятий на случай аварийной ситуации;

      документация СУБП;

      2) управление факторами риска для безопасности полетов;

      элемент управления рисками, связанными с безопасностью полетов, присутствующий в СУБП, основан на модели процесса обеспечения системной безопасности полетов;

      цель управления факторами риска для безопасности полетов состоит в том, чтобы выявить опасные факторы, оценить соответствующие факторы риска и разработать надлежащие меры по их устранению или уменьшению степени влияния при предоставлении организацией услуг;

      3) обеспечение безопасности полетов;

      поставщик обслуживания обеспечивает постоянный мониторинг показателей эффективности обеспечения безопасности полетов для принятия своевременных мер в случае обнаружения отклонений;

      4) содействие процессу обеспечения безопасности полетов.

      Поставщик обслуживания пропагандирует безопасность полетов как базовую ценность на практике, содействует внедрению реальной культуры безопасности полетов. Содействие процессу обеспечения безопасности полетов обеспечивает необходимое знание предмета и подготовку сотрудников. Реализация этого процесса осуществляется путем подготовки и обучения персонала и обмена информацией о безопасности полетов.

Расследование авиационных происшествий и инцидентов

      16. Авиационное происшествие или инцидент с воздушным судном Республики Казахстан либо иностранного государства на территории Республики Казахстан подлежат обязательному расследованию в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 828.

      17. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин события и (или) сопутствующих факторов, выработка рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий в будущем и обеспечению эффективности безопасности.

      18. Расследование авиационного происшествия или инцидента осуществляется комиссией с обязательным участием уполномоченных представителей заинтересованных сторон. В гражданской и экспериментальной авиации комиссия создается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

      19. СУБП поставщиков обслуживания предусматривает механизм расследования инцидентов организацией.

Пути реализации Программы

      20. Программа осуществляется путем:

      1) выявления эксплуатационных несоответствий на основе постоянного надзора и взаимодействия государственных авиационных инспекторов уполномоченного органа в сфере гражданской авиации с должностными лицами по вопросам надзора;

      2) охвата всех областей деятельности поставщика обслуживания, потенциально относящихся к безопасности полетов;

      3) концентрации внимания во всех областях, в которых были выявлены проблемы в результате постоянного надзора;

      4) оценки финансово-экономического положения поставщика обслуживания;

      5) учета оценки степени рисков поставщика обслуживания;

      6) учета результатов проведенных проверок;

      7) контроля за выполнением корректирующих действий, направленных на устранение несоответствий, выявленных в ходе предыдущих проверок.

      21. Постоянный надзор за деятельностью поставщиков обслуживания является неотъемлемой составной частью системы сертификации и важным элементом ответственности уполномоченного органа в сфере гражданской авиации за соблюдением требуемых эксплуатационных норм в целях предоставления населению безопасных и надежных коммерческих авиатранспортных перевозок.

      22. Требуемые меры надзора и связанные с ними инспекционные проверки проводятся государственными авиационными инспекторами уполномоченного органа.

3. Управление рисками, связанными с безопасностью
полетов на государственном уровне

Управление факторами риска для безопасности полетов

      23. Уполномоченный орган на основании данной Программы ведет работы по регулированию, надзору и контролю за поставщиками обслуживания, чтобы факторы риска для безопасности полетов, встречающиеся в авиационной деятельности, контролировались для достижения целевых показателей эффективности обеспечения безопасности полетов. Управление факторами риска для безопасности полетов включает выявление опасных факторов, оценку риска для безопасности полетов и осуществление надлежащих мер по их уменьшению.

      24. В рамках компонента управления факторами риска для безопасности полетов систематически выявляются опасные факторы, существующие в процессе предоставления продукции и услуг, которые рассматриваются по трем основным компонентам:

      1) соблюдение (выполнение) нормативных правовых актов;

      2) подготовка персонала;

      3) инфраструктура и ее соответствие для предоставления продукции и услуг.

      25. Выявление опасных факторов.

      Поставщики обслуживания разрабатывают и применяют официальный порядок, гарантирующий выявление опасных факторов, связанных с их авиационной продукцией и услугами.

      Выявление опасных факторов основано на сочетании реагирующих, проактивных и прогностических методов сбора данных о безопасности полетов.

      26. Выявление опасных факторов является первым шагом в процессе управления факторами риска для безопасности полетов. Далее соответствующие факторы риска для безопасности полетов оцениваются на предмет их приемлемости в эксплуатационной среде.

      Если факторы риска для безопасности полетов оцениваются как неприемлемые, должны быть предприняты меры по их устранению или уменьшению степени их влияния на безопасность полетов, а также организован их последующий мониторинг.

Требования к СУБП поставщика обслуживания в отношении обеспечения безопасности полетов

      27. СУБП предназначена для того, чтобы поставщики обслуживания осуществляли организационный и упорядоченный подход к управлению безопасностью полетов с целью достижения соответствующих целевых уровневых показателей, определенных настоящей Программой.

      28. Поставщики обслуживания вводят СУБП, которая:

      1) обеспечивает процессный подход по определению факторов риска при обеспечении безопасности полетов;

      2) обеспечивает реализацию необходимых действий по устранению недостатков, связанных с безопасностью полетов и направленных на поддержание приемлемого уровня безопасности полетов;

      3) предусматривает постоянный контроль эффективности безопасности полетов и ее соответствие установленным уровневым показателям;

      4) имеет своей целью постоянный процесс совершенствования уровня безопасности полетов.

Согласование показателей эффективности обеспечения безопасности полетов поставщика обслуживания

      29. Поставщики обслуживания согласовывают разработанную СУБП с уполномоченным органом.

      30. В гражданской авиации Республики Казахстан устанавливается целевой (минимальный) уровень безопасности полетов, который выражается следующими показателями за календарный год:

      1) для эксплуатантов воздушных судов из расчета на 100 000 часов полетного времени: не более 0,00155 авиационных происшествий с человеческими жертвами, не более 0,5 авиационного происшествия без человеческих жертв, не более 50 авиационных инцидентов на воздушных судах;

      2) для организаций технического обслуживания воздушных судов: не более 50 авиационных инцидентов на воздушных судах на 100 000 часов полетного времени;

      3) для эксплуатантов аэродромов: не более 1 (одного) столкновения с птицами на 1 000 операций воздушных судов, не более 1 (одного) случая несанкционированного выезда на взлетно-посадочную полосу на 40 000 операций воздушных судов;

      4) для организаций обслуживания воздушного движения:

Класс серьезности

Минимальный уровень БП

A

2,31х10-8 АП с прямым влиянием системы ОрВД

B

2,31х10-5 серьезных инцидентов с прямым влиянием системы ОрВД

C

2,31х10-4 важных инцидентов с прямым влиянием системы ОрВД

D

2,31х10-2 значительных инцидентов с прямым влиянием системы ОрВД

4. Обеспечение безопасности гражданской авиации
на государственном уровне

Контроль за состоянием безопасности полетов

      31. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства осуществляются в целях предотвращения и (или) прекращения, и (или) пресечения нарушения порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан.

      32. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      33. Определяющими факторами при выборе наилучших методов введения и осуществления эффективной программы контроля за состоянием безопасности полетов являются размер и сложность структуры организации.

      34. Поставщики обслуживания устанавливают и поддерживают методы контроля процесса с целью соответствия деятельности процедурам, касающимся безопасности полетов.

Надзор за обеспечением безопасности полетов

      35. Основным элементом эффективного управления безопасностью полетов является система надзора за ее обеспечением, предусматривающая проведение постоянного контроля за соответствующими аспектами деятельности поставщиков обслуживания.

      36. Надзор за обеспечением безопасности полетов демонстрирует соблюдение поставщиками обслуживания установленных государством правил, нормативных положений, стандартов и процедур.

      37. Государственный контроль и надзор за деятельностью гражданской, экспериментальной авиации осуществляет уполномоченный орган посредством выполнения:

      1) проверок организаций гражданской авиации, порядок проведения которых определяется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за исключением проверок, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта;

      2) проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, порядок проведения которых определяется Законом;

      3) иных форм контроля и надзора, включающих наблюдение и анализ деятельности физических и юридических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

      38. Уполномоченный орган разрабатывает программу надзора поставщиков обслуживания и технические инструкции для инспекторского состава в целях контроля соблюдения ими национальных правил, процедур и практики при обеспечении безопасности полетов во всех функциональных областях.

      39. Для эффективного осуществления надзора за обеспечением безопасности полетов уполномоченный орган в сфере гражданской авиации укомплектовывается подготовленным персоналом, который по уровню образования и специальной (технической) подготовки (квалификации) должен быть не ниже инспектируемого персонала поставщиков обслуживания.

      40. Полномочия инспекторского состава уполномоченного органа при осуществлении надзора за обеспечением безопасности полетов обеспечиваются положениями и требованиями законодательных актов Республики Казахстан и стандартов ИКАО.

      41. При выявлении нарушений, угрожающих безопасности полетов, уполномоченный орган принимает меры по отзыву сертификата (свидетельства на выполнение авиационных работ) или полному или частичному его ограничению или приостановлению действия до момента устранения выявленных нарушений эксплуатантом или организацией гражданской авиации.

      42. Поставщики обслуживания обеспечивают при инспекционных проверках необходимые условия инспекторскому составу уполномоченного органа в сфере гражданской авиации для доступа к личным делам сотрудников, воздушным судам, средствам и службам, а также соответствующей учетной документации и оказывают содействие в исполнении их обязанностей.

      43. В целях содействия сбору информации о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов уполномоченным органом в сфере гражданской авиации разрабатывается система обязательного представления данных (донесений) об авиационных происшествиях и инцидентах с воздушными судами гражданской авиации в Республике Казахстан.

      Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о нем, а также искажении информации, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

      44. Уполномоченным органом создается система добровольного представления (донесений) данных об инцидентах в целях содействия сбору информации о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, которые могут не фиксироваться в рамках системы обязательного представления данных об инцидентах.

      Система добровольных сообщений данных об инцидентах не ограничивается только информацией об авиационных инцидентах, но и предусматривает сбор сведений об опасных факторах, то есть небезопасных условиях, которые могут привести к инциденту.

      Система добровольного представления данных (донесений) об инцидентах ориентирована на неприменении наказания и должна предусматривать защиту источников информации. Отказ от применения наказания при добровольном сообщении является основополагающим принципом системы добровольных сообщений данных об инцидентах и опасных факторах.

      45. Уполномоченный орган разрабатывает и внедряет автоматизированную систему сбора и анализа данных по СУБП с целью мониторинга, контроля и предотвращения авиационных происшествий и инцидентов.

Сбор, анализ данных о безопасности полетов и обмен ими

      46. Уполномоченный орган осуществляет сбор, учет и анализ представленных обязательных и добровольных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах, а также ведет учет опасных факторов. В отношении авиационных событий, подпадающих под перечень событий, подлежащих обязательному расследованию, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации организовывает их расследование, а в отношении опасных факторов вырабатывает профилактические мероприятия по их устранению или уменьшению степени их влияния.

      47. Анализ состояния безопасности полетов основывается на результатах расследования авиационных происшествий и инцидентов и их базе данных, осуществления различных программ по выявлению опасных факторов, надзора за деятельностью поставщиков обслуживания и предназначен для оценки состояния безопасности полетов и разработки превентивных мер.

      48. Уполномоченный орган готовит и выпускает ежемесячный, ежеквартальный, полугодовой и годовой анализы состояния безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Республики Казахстан. Анализы состояния безопасности полетов направляются поставщикам обслуживания.

      49. Поставщики обслуживания составляют полугодовой и годовой анализы состояния безопасности полетов.

      Анализы состояния безопасности полетов, составляемые поставщиками обслуживания, направляются в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для обобщения и принятия профилактических мер по повышению уровня безопасности полетов в целом по гражданской авиации.

Ориентирование контроля на наиболее проблемные или требующие дополнительной проверки области на основе данных о безопасности полетов

      50. Уполномоченный орган при выявлении несоответствий в СУБП поставщиков обслуживания, в том числе эксплуатантов воздушных судов иностранных государств, проводит внеплановые инспекционные проверки и обследования наиболее проблемных с точки зрения безопасности полетов или требующих дополнительной проверки областях деятельности поставщиков обслуживания, которые выявлены посредством анализа данных об опасностях, их последствиях для производственной деятельности и результатов оценки рисков для безопасности полетов.

5. Содействие развитию безопасности гражданской авиации
на государственном уровне

      51. Уполномоченный орган обеспечивает профессиональную подготовку и поддержание квалификации государственных авиационных инспекторов на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1212 "Об утверждении Правил профессиональной подготовки и поддержания квалификации государственных авиационных инспекторов".

      52. Уполномоченный орган проводит обучение своего персонала, участвующего в надзоре за безопасностью полетов, в авиационных учебных заведениях, сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, а также учебных центрах ИКАО.