Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015 году (далее - План).
2. Акционерному обществу «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию) совместно с акционерным обществом «Фонд развития предпринимательства «Даму» (по согласованию) и акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» (по согласованию):
1) обеспечить своевременное выполнение Плана;
2) один раз в полугодие, не позднее двадцатого числа первого месяца полугодия, представить в Министерство национальной экономики Республики Казахстан информацию об исполнении Плана.
3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан до 30 декабря 2015 года представить в Правительство Республики Казахстан сводную информацию об исполнении Плана.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 марта 2015 года № 124
План
совместных действий Правительства Республики Казахстан и
Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению
финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей
промышленности в 2015 году
Анализ текущей ситуации
С целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности в 2010 году принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 - 2014 годы (далее - ГПФИИР). Предварительные итоги ГПФИИР свидетельствуют о ее положительном влиянии на социально-экономическое развитие страны. С 2008 по 2013 годы прирост объема валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составил 25,8 % (с 1,8 до 3,8 трлн. тенге). За аналогичный период рост производительности труда в обрабатывающей промышленности составил 158,5 % с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/чел1. При этом в 2013 году объем производства обрабатывающей промышленности составил 5852,6 млрд. тенге, в том числе пищевой промышленности - 1172,6 млрд. тенге (20 %), машиностроения - 859,2 млрд. тенге (14,5 %), химической промышленности - 185,9 млрд. тенге (3 %)2.
Реальный рост ВДС обрабатывающей промышленности |
Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП Казахстана |
__________________________
1Статистический бюллетень «Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 гг.» (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_extemaIId/publicationsGPFIIR)
2Статистический сборник «Промышленность Казахстана и его регионов» (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations)»
Достижение высоких показателей социально-экономического развития произошло благодаря таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность. При этом в перспективе экономика страны может потерять конкурентоспособность и оказаться в «ловушке среднего дохода»3. Так, несмотря на положительные тенденции, темпы прироста обрабатывающей промышленности снижаются (в 2013 г. - 1,9 %, тогда как в 2010 году - 13,9 %). За счет опережающего роста ВВП доля обрабатывающей промышленности в его структуре снизилась с 11,8 % в 2008 году до 10,7 % по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, доля несырьевой продукции в структуре экспорта сократилась с 28 % до 24 % в аналогичном периоде.
Замедление темпов роста выпуска обрабатывающей промышленности сопровождалось снижением инвестиционной активности в стране. Так, в течение последних пяти лет уровень годового роста инвестиций в основной капитал сократился с 14,8 % до 6,9 %4. При этом наибольший объем инвестиционных вложений в 2013 году пришелся, как и в предыдущие годы, на горнодобывающую промышленность (29 % от всех инвестиций в основной капитал). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий (59 %), тогда как на рынке наблюдается недостаток долгосрочных источников фондирования.
Меры, предпринятые Правительством Республики Казахстан в первой половине 2014 года, уже повлияли на положительные изменения в секторе обрабатывающей промышленности. Так, по официальным данным Национального Банка Республики Казахстан (далее — НБ РК) объемы кредитов, выданных в обрабатывающей промышленности за летний период 2014 года, на 2,8 % превысили аналогичный показатель прошлого года. Более того, долгосрочные кредиты обрабатывающей промышленности, выданные в июне-августе 2014 года, выросли в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом.5 Тем не менее, на долю обрабатывающей промышленности в структуре общего кредитного портфеля приходится лишь 6,8 %, а по данным исследования НБ РК потребность в кредитах у предприятий обрабатывающей промышленности выше, чем в целом по экономике. В целом в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы прогнозная потребность в инвестициях для обрабатывающей промышленности составит порядка 6,6 трлн. тенге.
Важным также является вопрос развития сферы услуг, поддерживающей функционирование обрабатывающей промышленности. К ней относятся транспорт и логистика, коммуникации, технические испытания и научные исследования, аренда специализированной техники, упаковывание и т.д. По данным за 9 месяцев 2014 года в этих секторах наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основные средства (по транспорту и складированию на 15 %, по информации и связи - на 17 %).
____________________________
3Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан 2015 - 2019 годы
4Статистический бюллетень "Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_extemaIId/homeNumbersInvestment"
5Статистический бюллетень НБ РК (http://www.nationalbank.kz/?docid=310)
Таким образом, в связи с необходимостью повышения доступности кредитных средств в национальной валюте для обрабатывающей промышленности и секторов, предоставляющих услуги для обрабатывающей промышленности, отмечается необходимость принятия государством дополнительных мер по выделению финансовых средств, учитывающих потребность предприятий в пополнении оборотного капитала и обновлении основных фондов.
Настоящий План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности (далее - План) определяет комплекс мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства в 2015 году по следующим направлениям:
первое направление: акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее - АО «ФРП «Даму») предоставляет кредит (путем обусловленного размещения средств) банкам второго уровня, перечень которых одобрен Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - БВУ), для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных субъектам среднего и малого предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее — первое направление);
второе направление: межбанковское кредитование акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» (далее - АО «БРК») БВУ для финансирования субъектов крупного предпринимательства (далее - СКП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных субъектам крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, выданным субъектам крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее - второе направление).
Перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства определяется Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - Госкомиссия).
Общие положения
Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач
В продолжение реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования проектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года № 354, и Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 1276, Правительством Республики Казахстан, НБ РК, акционерным обществом «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (далее - АО «НУХ «Байтерек») будут приняты дополнительные меры по финансированию БВУ для последующего финансирования СМСП и СКП в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование ранее выданных займов БВУ, на финансирование оборотных средств и новых проектов СМСП и СКП.
Общий объем дополнительного финансирования СМСП и СКП из средств Национального фонда Республики Казахстан (далее - НФ РК) в 2014 году для реализации вышеуказанных мер составляет 100 миллиардов тенге.
Год |
Проекты СМСП |
Проекты СКП |
2015 |
50 млрд. тенге |
50 млрд. тенге |
Для этих целей АО «НУХ «Байтерек» осуществляет заимствование из НФ РК путем выпуска облигаций на сумму 100 млрд. тенге на следующих условиях:
Год выпуска |
2015 |
Объем размещения из средств НФ РК |
100 млрд. тенге |
Ставка купона |
0,1 % годовых |
Доходность к погашению |
0,1 % годовых |
Срок обращения облигаций |
до 20 лет с даты начала обращения облигаций |
Срок погашения облигационного займа |
в конце срока обращения, с правом досрочного погашения по инициативе эмитента |
После размещения облигаций АО «НУХ «Байтерек» для реализации мер по первому направлению заключает с АО «ФРП «Даму» кредитный договор в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО «ФРП «Даму» кредит на следующих условиях:
1) сумма кредита - 50 млрд. тенге;
2) срок - до 20 лет с даты подписания кредитного договора;
3) ставка вознаграждения - 0,15 % годовых;
4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного кредитного договора с правом досрочного погашения по инициативе АО «ФРП «Даму».
После размещения облигаций АО «НУХ «Байтерек» для реализации мер по второму направлению заключает с АО «БРК» договор займа в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО «БРК» кредит на следующих условиях:
1) сумма кредита - 50 млрд. тенге;
2) срок - до 20 лет с даты подписания кредитного договора;
3) ставка вознаграждения - 0,15 % годовых;
4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного договора займа, с правом досрочного погашения по инициативе АО «БРК».
Условия и механизмы
обусловленного размещения средств в банках второго уровня
1. Госкомиссия одобряет перечень БВУ и суммы лимитов на них по первому и второму направлениям на 2015 год.
2. АО «ФРП «Даму», АО «БРК» и БВУ открывают отдельные банковские счета в НБ РК для проведения платежей из средств, выделяемых из НФ РК в рамках реализации настоящего Плана.
3. АО «НУХ «Байтерек» размещает на отдельном банковском счете АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» в НБ РК сумму средств в соответствии с условиями заключенных кредитного договора и договора займа.
4. АО «ФРП «Даму» заключает кредитные соглашения с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:
1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;
2) ставка вознаграждения - не более 2 % годовых;
3) срок кредитования БВУ — до 20 лет;
4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ:
12 месяцев - по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели;
6 месяцев - по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ;
5) валюта кредитования БВУ — тенге;
6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО «ФРП «Даму» и ставкой кредитования СМСП не должна превышать 4,0 % годовых;
7) в рамках кредитного соглашения, заключенного между АО «ФРП «Даму» и БВУ:
не более 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СМСП;
не более 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СМСП;
не более 50 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СМСП.
При этом, не менее 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование и рефинансирование проектов СМСП в пищевой промышленности.
5. АО «БРК» заключает договора банковского займа с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:
1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;
2) ставка вознаграждения - не более 2 % годовых;
3) срок кредитования БВУ — до 20 лет;
4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ:
18 - месяцев по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели;
6 - месяцев по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ;
5) валюта кредитования БВУ - тенге;
6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО «БРК» и ставкой кредитования субъектов СКП не должна превышать 4,0 % годовых;
7) в рамках договора банковского займа, заключенного между АО «БРК» и БВУ:
не более 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СКП;
не более 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СКП;
не более 50 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СКП.
6. БВУ отчитываются перед АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» по целевому использованию и освоению размещенных кредитных средств.
Порядок, форма и периодичность представления отчетов БВУ, а также иные условия предоставления кредитов БВУ, не предусмотренные настоящим Планом, устанавливаются соответствующим кредитным соглашением, договором банковского займа.
БВУ запрещается направлять выделяемые средства на реализацию проектов, которые не входят в перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов СМСП и СКП, определенных Госкомиссией.
БВУ запрещается направлять выделяемые средства на инвестирование в финансовые инструменты и/или операции с ними, а также на валютный рынок для покупки иностранной валюты.
БВУ на ежемесячной основе осуществляют зачисление средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов субъектов предпринимательства, на свои отдельные банковские счета в НБРК.
БВУ осуществляют финансирование субъектов предпринимательства, в том числе за счет средств, возвращенных по ранее выданным займам субъектам предпринимательства согласно условиям кредитных соглашений, договорам банковского займа и в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего раздела Плана.
7. Годовая эффективная ставка вознаграждения в рамках финансирования проектов СМСП и СКП определяется в соответствии с требованиями НБ РК.
Комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом субъекта предпринимательства, не взимаются, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения субъектами предпринимательства обязательств по займу.
СМСП и СКП оплачивают расходы по оценке и страхованию имущества.
8. В случаях нецелевого использования и/или несвоевременного освоения БВУ выделяемых средств, АО «ФРП Даму» и АО «БРК» вправе досрочно расторгнуть соответствующие кредитное соглашение, договор банковского займа и отозвать размещенные средства, по которым были выявлены вышеуказанные нарушения. Вопрос по перераспределению высвободившихся и отозванных средств среди БВУ выносится на рассмотрение Госкомиссии.
9. В случае досрочного погашения БВУ займов по заключенным кредитным соглашениям между АО «ФРП «Даму» и БВУ, договорам банковского займа между АО «БРК» и БВУ, повторное использование данных средств осуществляется на основании соответствующего решения Госкомиссии.
Условия финансирования субъектов малого и среднего
предпринимательства в обрабатывающей промышленности
1. Целевая группа — СМСП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по первому направлению.
2. Участниками не могут быть СМСП:
1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;
2) учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, а также некоммерческие организации.
3. В целях кредитования одобренных заявок СМСП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО «ФРП «Даму» сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБ РК.
4. Кредиты предоставляются СМСП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе:
1) максимальный лимит финансирования на одного СМСП для всех кредитов, выданных за счет средств НФ РК — 1850000000 тенге;
2) срок кредитования:
на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СМСП - не более 10 лет;
на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств - не более 5 лет;
3) номинальная ставка вознаграждения для СМСП - не более 6,0 % годовых;
4) валюта кредитования - тенге.
Условия финансирования субъектов крупного предпринимательства в
обрабатывающей промышленности
1. Целевая группа - СКП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по второму направлению.
2. Участниками не могут быть СКП:
1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;
2) учредителями, которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.
3. В целях кредитования одобренных заявок СКП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО «БРК» сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБ РК.
4. Кредиты предоставляются СКП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе:
1) лимит финансирования на одного СКП для всех кредитов, выданных за счет средств НФ РК - от 200000000 тенге до 5000000000 тенге;
2) срок кредитования:
на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СКП - не более 10 лет;
на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств - не более 5 лет;
3) номинальная ставка вознаграждения для СКП - не более 6,0 % годовых;
4) валюта кредитования - тенге;
5) льготный период по оплате основного долга по кредитованию инвестиций - не более 24 месяцев с даты начала освоения кредита конечным заемщиком.
Требования к банкам второго уровня
1. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным рейтинговым агентством, не ниже «В-».
2. Наличие филиальной сети в Республике Казахстан не менее чем в 5 регионах.
3. Для БВУ, у которых уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность, свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению выше 15 % на дату выдачи средств займа, устанавливается дополнительное требование - заключение индивидуального соглашения с НБ РК. Индивидуальное соглашение будет предусматривать обязанность БВУ снизить уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению до 15 % в установленный НБ РК срок. В случае неисполнения условий БВУ индивидуального соглашения, будет предусмотрен возврат средств в АО «ФРП «Даму» и АО «БРК».
Мониторинг
1. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» на регулярной основе будут осуществлять анализ финансово-экономического состояния БВУ, участвующих в реализации настоящего Плана.
2. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» будут осуществлять мониторинг:
1) целевого использования и своевременного освоения средств БВУ;
2) целевого использования полученных средств СМСП и СКП.
3. БВУ на регулярной основе будут направлять в АО «ФРП «Даму», АО «БРК» отчеты об освоении средств. Форма и сроки представления отчета отражаются в соответствующем кредитном соглашении, договоре банковского займа.
АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» представляют информацию, полученную от БВУ в соответствии с условиями настоящего пункта, в Комиссию по контролю за расходованием средств, выделенных из НФ РК, образованную распоряжением Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2014 года № 281 (далее - Комиссия) и АО «НУХ «Байтерек».
4. БВУ проводят мониторинг профинансированных субъектов. При этом по каждому профинансированному проекту субъекта предпринимательства ведется отдельное кредитное досье, в котором должны храниться документы, подтверждающие целевое использование средств субъектом предпринимательства.
5. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» будут отслеживать платежную дисциплину БВУ по средствам, выделяемым в рамках настоящего Плана.
6. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» представляют Комиссии информацию о конечных заемщиках, получивших займы за счет средств НФ РК в БВУ, а также субъектах предпринимательства, обратившихся в БВУ за кредитованием и субъектах предпринимательства, получивших положительное решение БВУ о кредитовании, в объеме, не противоречащем действующему законодательству Республики Казахстан.