Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 26.02.2016 № 119.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности (далее – План).
Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 26.02.2016 № 119.2. Акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (по согласованию) совместно с акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" (по согласованию) и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (по согласованию):
1) обеспечить своевременное выполнение Плана;
2) один раз в полугодие, не позднее двадцатого числа первого месяца полугодия, представить в Министерство национальной экономики Республики Казахстан информацию об исполнении Плана.
3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан до 30 декабря 2015 года представить в Правительство Республики Казахстан сводную информацию об исполнении Плана.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
К. Масимов |
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2015 года № 124 |
План
совместных действий Правительства Республики Казахстан и
Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению
финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей
промышленности
Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 26.02.2016 № 119.
Анализ текущей ситуации
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 29.12.2018 № 937; от 12.02.2019 № 56.
С целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности в 2010 году принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 - 2014 годы (далее - ГПФИИР). Предварительные итоги ГПФИИР свидетельствуют о ее положительном влиянии на социально-экономическое развитие страны. С 2008 по 2013 годы прирост объема валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составил 25,8 % (с 1,8 до 3,8 трлн. тенге). За аналогичный период рост производительности труда в обрабатывающей промышленности составил 158,5 % с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/чел1. При этом в 2013 году объем производства обрабатывающей промышленности составил 5852,6 млрд. тенге, в том числе пищевой промышленности - 1172,6 млрд. тенге (20 %), машиностроения - 859,2 млрд. тенге (14,5 %), химической промышленности - 185,9 млрд. тенге (3 %)2.
Реальный рост ВДС обрабатывающей промышленности | Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП Казахстана |
__________________________
1Статистический бюллетень "Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 гг." (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_extemaIId/publicationsGPFIIR)
2Статистический сборник "Промышленность Казахстана и его регионов" (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations)"
Достижение высоких показателей социально-экономического развития произошло благодаря таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность. При этом в перспективе экономика страны может потерять конкурентоспособность и оказаться в "ловушке среднего дохода"3. Так, несмотря на положительные тенденции, темпы прироста обрабатывающей промышленности снижаются (в 2013 г. - 1,9 %, тогда как в 2010 году - 13,9 %). За счет опережающего роста ВВП доля обрабатывающей промышленности в его структуре снизилась с 11,8 % в 2008 году до 10,7 % по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, доля несырьевой продукции в структуре экспорта сократилась с 28 % до 24 % в аналогичном периоде.
Замедление темпов роста выпуска обрабатывающей промышленности сопровождалось снижением инвестиционной активности в стране. Так, в течение последних пяти лет уровень годового роста инвестиций в основной капитал сократился с 14,8 % до 6,9 %4. При этом наибольший объем инвестиционных вложений в 2013 году пришелся, как и в предыдущие годы, на горнодобывающую промышленность (29 % от всех инвестиций в основной капитал). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий (59 %), тогда как на рынке наблюдается недостаток долгосрочных источников фондирования.
Меры, предпринятые Правительством Республики Казахстан в первой половине 2014 года, уже повлияли на положительные изменения в секторе обрабатывающей промышленности. Так, по официальным данным Национального Банка Республики Казахстан (далее — НБ РК) объемы кредитов, выданных в обрабатывающей промышленности за летний период 2014 года, на 2,8 % превысили аналогичный показатель прошлого года. Более того, долгосрочные кредиты обрабатывающей промышленности, выданные в июне-августе 2014 года, выросли в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом.5 Тем не менее, на долю обрабатывающей промышленности в структуре общего кредитного портфеля приходится лишь 6,8 %, а по данным исследования НБ РК потребность в кредитах у предприятий обрабатывающей промышленности выше, чем в целом по экономике. В целом в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы прогнозная потребность в инвестициях для обрабатывающей промышленности составит порядка 6,6 трлн. тенге.
Важным также является вопрос развития сферы услуг, поддерживающей функционирование обрабатывающей промышленности. К ней относятся транспорт и логистика, коммуникации, технические испытания и научные исследования, аренда специализированной техники, упаковывание и т.д. По данным за 9 месяцев 2014 года в этих секторах наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основные средства (по транспорту и складированию на 15 %, по информации и связи - на 17 %).
____________________________
3Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан 2015 - 2019 годы
4Статистический бюллетень "Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_extemaIId/homeNumbersInvestment"
5Статистический бюллетень НБ РК (http://www.nationalbank.kz/?docid=310)
Таким образом, в связи с необходимостью повышения доступности кредитных средств в национальной валюте для обрабатывающей промышленности и секторов, предоставляющих услуги для обрабатывающей промышленности, отмечается необходимость принятия государством дополнительных мер по выделению финансовых средств, учитывающих потребность предприятий в пополнении оборотного капитала и обновлении основных фондов.
Настоящий План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности (далее – План) определяет комплекс мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства, по следующим направлениям:
первое направление: акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее – АО "ФРП "Даму") предоставляет кредит (путем обусловленного размещения средств) банкам второго уровня, перечень которых одобрен Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее – БВУ), для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных СМСП в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее – первое направление), (условие по целевому использованию не распространяется на займы, выданные акционерному обществу "Цеснабанк" (далее – АО "Цеснабанк");
второе направление: межбанковское кредитование акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (далее – АО "БРК") БВУ для финансирования субъектов крупного предпринимательства (далее – СКП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных СКП в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, выданным СКП в обрабатывающей промышленности, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее – второе направление), (условие по целевому использованию не распространяется на займы, выданные АО "Цеснабанк").
Перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства определяется Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - Госкомиссия).
Кредитование проектов в сфере пищевой промышленности по первому и второму направлениям осуществляется в соответствии с перечнем сфер пищевой промышленности для финансирования согласно приложению к настоящему Плану (далее - перечень). При этом, для подтверждения целевого назначения проекта в сфере пищевой промышленности достаточно выпуска не менее одного вида товара из перечня, привязанного к конкретному коду общего классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКЭД).
Общие положения
Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач
В продолжение реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования проектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года № 354, и Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 1276, Правительством Республики Казахстан, НБ РК, акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее - АО "НУХ "Байтерек") будут приняты дополнительные меры по финансированию БВУ для последующего финансирования СМСП и СКП в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование ранее выданных займов БВУ, на финансирование оборотных средств и новых проектов СМСП и СКП.
Общий объем дополнительного финансирования СМСП и СКП из средств Национального фонда Республики Казахстан (далее - НФ РК) в 2014 году для реализации вышеуказанных мер составляет 100 миллиардов тенге.
Год | Проекты СМСП | Проекты СКП |
2015 | 50 млрд. тенге | 50 млрд. тенге |
Для этих целей АО "НУХ "Байтерек" осуществляет заимствование из НФ РК путем выпуска облигаций на сумму 100 млрд. тенге на следующих условиях:
Год выпуска | 2015 |
Объем размещения из средств НФ РК | 100 млрд. тенге |
Ставка купона | 0,1 % годовых |
Доходность к погашению | 0,1 % годовых |
Срок обращения облигаций | до 20 лет с даты начала обращения облигаций |
Срок погашения облигационного займа | в конце срока обращения, с правом досрочного погашения по инициативе эмитента |
После размещения облигаций АО "НУХ "Байтерек" для реализации мер по первому направлению заключает с АО "ФРП "Даму" кредитный договор в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО "ФРП "Даму" кредит на следующих условиях:
1) сумма кредита - 50 млрд. тенге;
2) срок - до 20 лет с даты подписания кредитного договора;
3) ставка вознаграждения - 0,15 % годовых;
4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного кредитного договора с правом досрочного погашения по инициативе АО "ФРП "Даму".
После размещения облигаций АО "НУХ "Байтерек" для реализации мер по второму направлению заключает с АО "БРК" договор займа в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО "БРК" кредит на следующих условиях:
1) сумма кредита - 50 млрд. тенге;
2) срок - до 20 лет с даты подписания кредитного договора;
3) ставка вознаграждения - 0,15 % годовых;
4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного договора займа, с правом досрочного погашения по инициативе АО "БРК".
Условия и механизмы
обусловленного размещения средств в банках второго уровня
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 26.02.2016 № 119; от 14.04.2016 № 216; от 29.12.2018 № 937; от 13.05.2019 № 274.
1. Госкомиссия одобряет перечень БВУ и суммы лимитов на них по первому и второму направлениям на 2015 год.
2. АО "ФРП "Даму", АО "БРК" и БВУ открывают отдельные банковские счета в НБ РК для проведения платежей из средств, выделяемых из НФ РК в рамках реализации настоящего Плана.
3. АО "НУХ "Байтерек" размещает на отдельном банковском счете АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" в НБ РК сумму средств в соответствии с условиями заключенных кредитного договора и договора займа.
4. АО "ФРП "Даму" заключает кредитные соглашения с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:
1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;
2) ставка вознаграждения - не более 2 % годовых;
3) срок кредитования БВУ — до 20 лет;
4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ:
12 месяцев - по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели;
6 месяцев - по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ;
5) валюта кредитования БВУ — тенге;
6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "ФРП "Даму" и ставкой кредитования СМСП не должна превышать 4,0 % годовых;
7) в рамках кредитного соглашения, заключенного между АО "ФРП "Даму" и БВУ:
не более 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СМСП в обрабатывающей промышленности;
не более 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СМСП в обрабатывающей промышленности;
не менее 50 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СМСП в обрабатывающей промышленности.
При этом, не менее 25 % от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование и рефинансирование проектов СМСП в пищевой промышленности.
С 2019 года 25 млрд. тенге за счет возвратных средств от финансирования СМСП будут направлены на предэкспортное/экспортное финансирование и/или финансирование экспортоориентированных проектов на револьверной основе до конца срока обращения средств Национального фонда.
Предэкспортное/экспортное финансирование – финансирование проекта СМСП на пополнение оборотных средств, связанных с производством и реализацией продукции на экспорт. Финансирование экспортоориентированных проектов – предоставление средств СМСП на осуществление инвестиционных затрат с целью последующего производства продукции для экспорта.
Соблюдение пропорций, предусмотренных подпунктом 7) пункта 4, не распространяется на вторичное размещение средств БВУ.
5. АО "БРК" заключает договора банковского займа с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:
1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;
2) ставка вознаграждения - не более 2 % годовых;
3) срок кредитования БВУ — до 20 лет;
4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты заключения между АО "БРК" и БВУ договора банковского займа/дополнительного соглашения об изменении лимитов:
18 - месяцев по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели;
6 - месяцев по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ;
5) валюта кредитования БВУ - тенге;
6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "БРК" и ставкой кредитования субъектов СКП не должна превышать 4,0 % годовых;
7) в рамках договора банковского займа, заключенного между АО "БРК" и БВУ:
не более 50% от лимита на БВУ, одобренного Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СКП;
не более 25% от лимита на БВУ, одобренного Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СКП;
не менее 25% от лимита на БВУ, одобренного Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СКП.
С 2019 года 25 млрд. тенге за счет средств, высвобождаемых по мере закрытия действующих кредитных линий СКП, будут направлены на предэкспортное/экспортное финансирование и/или финансирование экспортоориентированных проектов СКП на револьверной основе до конца срока обращения средств Национального фонда.
Предэкспортное/экспортное финансирование – финансирование проекта СКП на пополнение оборотных средств, связанных с производством и реализацией продукции на экспорт. Финансирование экспортоориентированных проектов – предоставление средств СКП на осуществление инвестиционных затрат с целью последующего производства продукции для экспорта.
Соблюдение пропорций не распространяется на вторичное размещение средств БВУ.
6. БВУ отчитываются перед АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" по целевому использованию и освоению размещенных кредитных средств.
Порядок, форма и периодичность представления отчетов БВУ, а также иные условия предоставления кредитов БВУ, в том числе: установление ковенантов для определения наличия экспортной выручки, не предусмотренные настоящим Планом, устанавливаются соответствующим кредитным соглашением, договором банковского займа. При отборе для предэкспортного/экспортного финансирования и/или финансирования экспортоориентированных проектов приоритет должен отдаваться проектам, обеспечивающим ежегодный рост экспортной выручки не менее 5 % после 1 (одного) финансового года с даты начала финансирования такого проекта. Допускается предэкспортное/экспортное финансирование и/или финансирование экспортоориентированных проектов, обеспечивающих сохранение объемов экспортной выручки СКП/СМСП на уровне среднегодового объема экспортной выручки за предыдущие 2 (два) года до принятия решения о финансировании такого проекта.
БВУ запрещается направлять выделяемые средства на реализацию проектов, которые не входят в перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов СМСП и СКП, определенных Госкомиссией.
БВУ запрещается направлять выделяемые средства на инвестирование в финансовые инструменты и/или операции с ними, а также на валютный рынок для покупки иностранной валюты.
БВУ на ежемесячной основе осуществляют зачисление средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов СМСП, на свои отдельные банковские счета в НБРК. При этом БВУ в течение трех месяцев направляют их на дальнейшее кредитование СМСП либо досрочно возвращают на отдельные банковские счета АО "ФРП "Даму" в НБ РК.
БВУ на ежемесячной основе осуществляют зачисление средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов СКП, на свои отдельные банковские счета в НБРК. При этом БВУ в течение срока, установленного договорами займа, заключенными между АО "БРК" и БВУ, направляют их на дальнейшее кредитование СКП. В случае неразмещения средств в сроки, указанные в кредитных соглашениях и (или) договорах займа, АО "БРК" вправе потребовать от БВУ досрочного погашения неразмещенной части средств.
7. Годовая эффективная ставка вознаграждения в рамках финансирования проектов СМСП и СКП определяется в соответствии с требованиями НБ РК.
Комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом субъекта предпринимательства, не взимаются, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения субъектами предпринимательства обязательств по займу.
СМСП и СКП оплачивают расходы по оценке и страхованию имущества.
8. В случаях нецелевого использования, полного или частичного неосвоения БВУ размещаемых средств, а также при наступлении иных случаев, предусмотренных кредитным соглашением или договором банковского займа, АО "ФРП "Даму", АО "БРК" применяют в отношении БВУ меры согласно условиям кредитного соглашения, договора банковского займа, в том числе вправе инициировать вопрос досрочного расторжения кредитных соглашений, договора банковского займа и/или отзыва размещенных средств с дальнейшим их перераспределением среди других БВУ, и/или уступки портфеля БВУ (прав (требований) к СМСП/СКП по договорам банковского займа). Перераспределение отозванных, досрочно погашенных БВУ средств, а также уступка портфеля БВУ (прав (требований) к СМСП/СКП по договорам банковского займа) другому БВУ осуществляются среди БВУ на основании соответствующего решения Госкомиссии.
9. Исключен постановлением Правительства РК от 26.02.2016 № 119.
10. Условия, указанные в пункте 2, подпунктах 6) и 7) пункта 4, подпунктах 6) и 7) пункта 5, пунктах 6, 7 и 8 настоящего подраздела, не распространяются на займы, выданные АО "Цеснабанк".
Условия финансирования субъектов малого и среднего
предпринимательства в обрабатывающей промышленности
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 26.02.2016 № 119; от 08.09.2016 № 528; от 15.12.2017 № 847 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2018 № 937; от 12.02.2019 № 56; от 13.05.2019 № 274; от 21.09.2021 № 643 (вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию).
1. Целевая группа – СМСП, реализующие и (или) планирующие реализовать проекты в обрабатывающей промышленности по первому направлению.
2. Участниками не могут быть СМСП:
1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров, за исключением проектов, предусматривающих выпуск спиртосодержащей продукции медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства;
2) пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо принадлежит государственным предприятиям/учреждениям, национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям.
3. В целях кредитования одобренных заявок СМСП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "ФРП "Даму" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБРК. При этом окончательная проверка целевого использования средств осуществляется АО "ФРП "Даму" после выезда на место реализации проекта СМСП.
4. Кредиты предоставляются СМСП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе:
1) максимальный лимит финансирования на одного СМСП для всех кредитов, выданных за счет средств НФ РК, – 3600000000 (три миллиарда шестьсот миллионов) тенге, за исключением проектов в сфере пищевой промышленности, по которым лимит отсутствует;
2) срок кредитования:
на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СМСП - не более 10 лет;
на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств - не более 5 лет;
3) номинальная ставка вознаграждения для СМСП - не более 6,0 % годовых;
4) валюта кредитования - тенге.
5. Условия настоящего подраздела не распространяются на займы, выданные АО "Цеснабанк".
5. В случае кредитования проекта в сфере пищевой промышленности на сумму свыше 500000000 (пятьсот миллионов) тенге, необходимо положительное заключение уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса (далее - уполномоченный орган). Для этого АО "ФРП "Даму" направляет уполномоченному органу запрос и следующую информацию: краткая информация по проекту, мощность проекта, производимый продукт, место реализации проекта (область, район, населенный пункт), наличие сырьевой базы, потенциальные рынки сбыта.
Уполномоченный орган в течение 7 (семь) рабочих дней после даты получения запроса представляет заключение об отраслевой целесообразности или нецелесообразности финансирования проекта.
Условия финансирования субъектов крупного предпринимательства в
обрабатывающей промышленности
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 26.02.2016 № 119; от 08.09.2016 № 528; от 15.12.2017 № 847 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2018 № 937; от 12.02.2019 № 56; от 13.05.2019 № 274; от 21.09.2021 № 643 (вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию).
1. Целевая группа – СКП, реализующие и (или) планирующие реализовать проекты в обрабатывающей промышленности по второму направлению.
2. Участниками не могут быть СКП:
1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров, за исключением проектов, предусматривающих выпуск спиртосодержащей продукции медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства;
2) пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо принадлежит государственным предприятиям/учреждениям, национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям.
3. В целях кредитования одобренных заявок СКП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "БРК" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБ РК.
4. Кредиты предоставляются СКП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе:
1) лимит финансирования на одного СКП – до 7000000000 (семь миллиардов) тенге, за исключением проектов в сфере пищевой промышленности, по которым максимальный лимит отсутствует;
2) срок кредитования:
на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СКП - не более 10 лет;
на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств - не более 5 лет;
3) номинальная ставка вознаграждения для СКП - не более 6,0 % годовых;
4) валюта кредитования - тенге;
5) льготный период по оплате основного долга по кредитованию инвестиций - не более 24 месяцев с даты начала освоения кредита конечным заемщиком.
5. Условия настоящего подраздела не распространяются на займы, выданные АО "Цеснабанк".
5. В случае кредитования проекта в сфере пищевой промышленности на сумму свыше 500000000 (пятьсот миллионов) тенге, необходимо положительное заключение уполномоченного органа. Для этого АО "БРК" направляет уполномоченному органу запрос и следующую информацию: краткая информация по проекту, мощность проекта, производимый продукт, место реализации проекта (область, район, населенный пункт), наличие сырьевой базы, потенциальные рынки сбыта.
Уполномоченный орган в течение 7 (семь) рабочих дней после даты получения запроса представляет заключение об отраслевой целесообразности или нецелесообразности финансирования проекта.
Требования к банкам второго уровня
1. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным рейтинговым агентством, не ниже "В-".
2. Наличие филиальной сети в Республике Казахстан не менее чем в 5 регионах.
3. Для БВУ, у которых уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность, свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению выше 15 % на дату выдачи средств займа, устанавливается дополнительное требование - заключение индивидуального соглашения с НБ РК. Индивидуальное соглашение будет предусматривать обязанность БВУ снизить уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению до 15 % в установленный НБ РК срок. В случае неисполнения условий БВУ индивидуального соглашения, будет предусмотрен возврат средств в АО "ФРП "Даму" и АО "БРК".
Мониторинг
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 26.02.2016 № 119; от 29.12.2018 № 937.
1. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" на регулярной основе будут осуществлять анализ финансово-экономического состояния БВУ, участвующих в реализации настоящего Плана.
2. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" будут осуществлять мониторинг:
1) целевого использования и своевременного освоения средств БВУ;
2) целевого использования полученных средств СМСП и СКП;
3) своевременного финансирования БВУ СКП, СМСП за счет средств, высвобождаемых от погашения ранее выданных займов.
3. БВУ на регулярной основе будут направлять в АО "ФРП "Даму", АО "БРК" отчеты об освоении средств. Форма и сроки представления отчета отражаются в соответствующем кредитном соглашении, договоре банковского займа.
АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" представляют информацию, полученную от БВУ в соответствии с условиями настоящего пункта, в Комиссию по контролю за расходованием средств, выделенных из НФ РК, образованную распоряжением Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2014 года № 281 (далее - Комиссия) и АО "НУХ "Байтерек".
4. БВУ проводят мониторинг профинансированных субъектов. При этом по каждому профинансированному проекту субъекта предпринимательства ведется отдельное кредитное досье, в котором должны храниться документы, подтверждающие целевое использование средств субъектом предпринимательства.
5. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" будут отслеживать платежную дисциплину БВУ по средствам, выделяемым в рамках настоящего Плана.
6. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" представляют Комиссии и входящим в ее состав государственным органам и организациям информацию о конечных заемщиках, получивших займы за счет средств НФ РК в БВУ, а также субъектах предпринимательства, обратившихся в БВУ за кредитованием, и субъектах предпринимательства, получивших положительное решение БВУ о кредитовании, в том числе информацию, составляющую банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную от БВУ в соответствии с условиями заключенных кредитных соглашений между АО "ФРП "Даму" и БВУ, договоров банковского займа между АО "БРК" и БВУ.
7. В целях проведения мониторинга экономических результатов выделяемых средств Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан представляет АО "ФРП "Даму", АО "БРК" при наличии согласия СМСП, СКП следующие сведения, являющиеся налоговой тайной: информацию о совокупном годовом доходе, с учетом доходов, не подлежащих налогообложению, доходах из иностранных источников, облагаемом налогом доходе, расходах по реализованным товарам (работам, услугам), расходах по начисленным доходам работников, чистом доходе, численности работников (человек), среднемесячной заработной плате на одного работника, суммах налоговых выплат.
8. Условия пунктов 2, 3, 6, 7 настоящего подраздела не распространяются на займы, выданные АО "Цеснабанк".
Сноска. План дополнен приложением в соответствии с постановлением Правительства РК от 12.02.2019 № 56; в редакции постановления Правительства РК от 21.09.2021 № 643 (вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию).
Перечень сфер пищевой промышленности для финансирования
Наименование кода ОКЭД |
Код | |
2 | 3 | |
Переработка и консервирование мяса | 1011 | |
Переработка и консервирование мяса сельскохозяйственной птицы | 1012 | |
Производство продуктов из мяса и мяса сельскохозяйственной птицы | 1013 | |
Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков | 1020 | |
Переработка и консервирование картофеля | 1031 | |
Производство фруктовых и овощных соков | 1032 | |
Прочие виды переработки и консервирования фруктов и овощей | 1039 | |
Производство масел и жиров | 1041 | |
Производство маргарина и аналогичных пищевых жиров | 1042 | |
Переработка молока и производство сыров | 1051 | |
Производство мороженого | 1052 | |
Производство мукомольно-крупяных продуктов | 1061 | |
Производство крахмала и продукции из крахмала | 1062 | |
Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий недлительного хранения | 1071 | |
Производство сухарей и печенья, мучных кондитерских изделий длительного хранения | 1072 | |
Производство макаронных изделий | 1073 | |
Производство сахара | 1081 | |
Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий | 1082 | |
Производство чая и кофе* | 1083 | |
Производство пряностей и приправ* | 1084 | |
Производство готовых пищевых продуктов | 1085 | |
Производство детского питания и диетических пищевых продуктов | 1086 | |
Производство прочих продуктов питания, не включенных в другие группировки | 1089 | |
Производство готовых кормов для сельскохозяйственных животных | 1091 | |
Производство готовых кормов для домашних животных | 1092 |
* примечание: предоставление займов в рамках кодов ОКЭД 1083, 1084 допускается только для субъектов предпринимательства, экспортирующих продукцию.