Изучив практику применения судами законодательства о процедурах реабилитации и банкротства и в целях единообразного применения норм действующего законодательства о реабилитации и банкротстве, пленарное заседание Верховного суда Республики Казахстан
постановляет:
1. Законодательство Республики Казахстан о процедурах реабилитации и банкротства основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть от 27 декабря 1994 года, особенная часть от 1 июля 1999 года № 409-I) (далее – ГК), Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411-I (далее – ГПК), Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве» (далее – Закон «О реабилитации и банкротстве»), Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве» (далее – Закон «О частном предпринимательстве»), иных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих особенности применения процедур реабилитации и банкротства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона «О реабилитации и банкротстве», если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, то применяются правила международного договора.
2. Дела о банкротстве, реабилитации, ускоренной реабилитации, а также дела по привлечению к субсидиарной ответственности должностных лиц (должника) рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными Законом «О реабилитации и банкротстве».
Дела указанной категории подсудны специализированным межрайонным экономическим судам областей, городов Алматы и Астаны и рассмотрению в порядке заочного производства не подлежат.
3. Согласно статье 3 Закона «О реабилитации и банкротстве» особенности применения процедур банкротства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов в зависимости от их правового статуса и направления деятельности могут быть установлены законодательством Республики Казахстан.
Особенности принудительной реорганизации и ликвидации банков и страховых (перестраховочных) организаций установлены банковским законодательством и законодательством о страховании и страховой (перестраховочной) деятельности.
Основания принудительной ликвидации хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий, особенности реализации имущественной массы и очередность удовлетворения требований кредиторов предусмотрены в Законах Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 143-II «О зерне» и от 21 июля 2007 года № 298-III «О развитии хлопковой отрасли».
Законодательными актами установлены отдельные особенности процедур реабилитации и банкротства и в отношении накопительных пенсионных фондов, сельскохозяйственных производителей.
Применение процедуры банкротства с учетом правового положения субъекта хозяйственной деятельности – индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – регулируется статьей 21 ГК и статьей 28 Закона «О частном предпринимательстве».
Процедуры реабилитации (ускоренной реабилитации) не применяются в отношении индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
При банкротстве организаций и предприятий, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке либо имеющих важное стратегическое значение для экономики республики, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, в том числе организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также признанных банкротами по инициативе государства, в целях защиты интересов граждан и государства Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать особые условия и порядок реализации имущественной массы и дополнительные требования к покупателям объектов имущественной массы, а также принять решение о приобретении национальным управляющим холдингом имущественной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики.
При банкротстве юридических лиц, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, проводится обязательный экологический аудит их деятельности в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III.
4. Заявление о признании банкротом отсутствующего должника может быть подано прокурором или любым кредитором должника независимо от суммы денежного обязательства и срока его исполнения.
Если сумма кредиторской задолженности по денежным обязательствам менее установленной законом, то суд возвращает заявление без рассмотрения на основании пункта 1 статьи 43 и пункта 4 статьи 44 Закона «О реабилитации и банкротстве».
5. При принятии к рассмотрению заявлений должника или кредитора о признании должника банкротом либо применении реабилитационной процедуры суду следует проверить, надлежащим ли лицом (органом) оно подписано, исходя из учредительных документов заявителя.
Если при принятии заявления должника или кредитора о признании должника банкротом либо применении реабилитационной процедуры суд установит, что оно подписано лицом, не имеющим полномочий, либо не приложены документы, подтверждающие полномочия этого лица, и документы, предусмотренные статьями 41 и 42 Закона «О реабилитации и банкротстве», то суд возвращает такое заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона «О реабилитации и банкротстве» без рассмотрения.
В случаях, когда обращение должника в суд является обязательным по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 43 Закона «О реабилитации и банкротстве», суд обязан принять заявление в свое производство и необходимые документы истребовать от заявителя в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.
Заявление кредитора может быть подписано и его представителем. В этом случае согласно статьям 61 и 62 ГПК к заявлению прилагается доверенность кредитора, подтверждающая полномочия представителя на обращение в суд.
6. Согласно статье 46 Закона «О реабилитации и банкротстве» кредитор вправе в одном заявлении указать несколько требований к должнику, также требования нескольких кредиторов могут быть объединены в одном заявлении.
Если заявление кредитора о признании должника банкротом представлено в суд после возбуждения дела в отношении должника на основании заявления другого кредитора, но до вынесения решения по делу, суд выносит определение о присоединении заявления к возбужденному производству для одновременного рассмотрения.
При поступлении заявления после вступления в законную силу решения суда о признании должника банкротом и возбуждении производства банкротства суд отказывает в принятии заявления со ссылкой на статью 153 ГПК.
7. Судам следует иметь в виду, что заявления о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в порядке особого производства, поэтому наличие либо отсутствие оснований для признания должника неплатежеспособным устанавливается на момент обращения в суд.
Отказ суда в признании должника банкротом (применении процедуры реабилитации или ускоренной реабилитации) либо прекращение производства по делу о банкротстве (процедуре реабилитации или ускоренной реабилитации) по основаниям, установленным законом (кроме прекращения производства по делу в связи с ликвидацией должника), не является основанием для отказа в приеме последующих заявлений о признании того же должника банкротом либо применении процедуры реабилитации или ускоренной реабилитации.
Любой кредитор, в том числе кредитор, которому отказано в признании должника банкротом (применении процедуры реабилитации или ускоренной реабилитации), вправе вновь обратиться в суд за признанием должника банкротом либо применением процедуры реабилитации или ускоренной реабилитации в связи с изменившимися обстоятельствами (существенное увеличение объема бесспорных обязательств должника, значительное изменение его финансово-хозяйственного положения и др.).
8. Статьями 32 и 50 Закона «О реабилитации и банкротстве» установлен перечень возможных для должника последствий при возбуждении судом дела о банкротстве (о применении реабилитации или ускоренной реабилитации) – это запрет собственнику имущества и всем его органам распоряжаться имуществом вне рамок обычных коммерческих операций, запрет на удовлетворение требований одних кредиторов преимущественно перед другими кредиторами (кроме лиц, прямо указанных в законе), приостановление исполнения ранее принятых решений судов и др.
При решении вопроса применять или не применять меры по обеспечению требований кредиторов, указанные в статье 51 Закона «О реабилитации и банкротстве», суд должен иметь в виду, что принятие таких мер и вынесение определения об ограничении прав должника возможно только на основании заявления кредиторов и иных участвующих в деле лиц.
Принимаемые судом меры обеспечения должны быть разумными, соответствовать цели обеспечения интересов кредиторов, сохранности имущества и не препятствовать продолжению работ на производствах с непрерывным или сезонным циклом, связанных с жизнеобеспечением и здоровьем граждан, охраной окружающей среды, национальной безопасности. В связи с изложенным, судом могут быть приняты не все меры обеспечения, предусмотренные статьей 51 Закона «О реабилитации и банкротстве».
9. Возбуждение производства по делу о банкротстве должника (о применении процедуры реабилитации или ускоренной реабилитации) не является основанием для прекращения производства по делам, по которым должник выступает в качестве ответчика. Вопрос об исполнении этих решений, наряду с прочими вступившими в законную силу решениями суда до принятия решения о признании должника банкротом (о применении реабилитационной процедуры или ускоренной реабилитационной процедуры), решается в порядке, установленном статьями 32 и 50 Закона «О реабилитации и банкротстве».
Судебное решение о применении в отношении должника реабилитационной процедуры или ускоренной реабилитационной процедуры также не является основанием для прекращения судами производства по ранее возбужденным делам, по которым должник выступает в качестве ответчика. Требования кредиторов, денежные обязательства перед которыми возникли как до, так и после введения реабилитационной процедуры или ускоренной реабилитационной процедуры рассматриваются судами в общем порядке.
Особенности исполнения должником решений судов, вынесенных в период проведения банкротства (реабилитационной процедуры или ускоренной реабилитационной процедуры), установлены статьями 36, 68 и 87 Закона «О реабилитации и банкротстве».
Последствия возбуждения дела о банкротстве (реабилитационной процедуре или ускоренной реабилитационной процедуре), установленные статьями 32, 36, 50, 68 и 87 Закона «О реабилитации и банкротстве», носят обязательный характер.
10. Со дня вынесения судом решения о признании должника банкротом прекращаются все дела имущественного характера с участием должника в качестве ответчика, находящиеся в суде. Имущественные требования кредиторов могут быть предъявлены должнику только в рамках производства банкротства и рассматриваются судом, принявшим решение о признании должника банкротом.
Банкротный управляющий обязан известить все суды, в производстве которых находятся дела по рассмотрению имущественных требований к должнику, о признании его банкротом и направить заявления о прекращении производства по делам.
Дела, по которым должник выступает истцом, рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства без каких-либо изъятий.
11. Согласно статье 5 Закона «О реабилитации и банкротстве» основанием для обращения кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом является его неплатежеспособность, которая возникает при неисполнении должником обязательства в течение сроков, предусмотренных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 5 вышеуказанного Закона, с момента наступления срока его исполнения.
Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность. При установлении факта несостоятельности должны быть учтены денежные обязательства должника, срок исполнения которых наступил, а также принятые и (или) находящиеся на исполнении.
Судам следует обратить внимание, что действующее законодательство о реабилитации и банкротстве содержит разные понятия несостоятельности и основания для признания должника банкротом в отношении различных хозяйствующих субъектов.
В статье 1 Закона «О реабилитации и банкротстве» несостоятельность юридического лица определяется как установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Критерием определения несостоятельности должника – юридического лица является его неплатежеспособность.
Для признания банка второго уровня банкротом согласно статье 71 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности Республики Казахстан» необходимо наличие признака неплатежеспособности. При этом платежеспособность банка-должника определяется только заключением Национального Банка Республики Казахстан, составленным с учетом методики расчета пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка, то есть комплексная оценка производится уполномоченным законом лицом.
Под несостоятельностью сельскохозяйственных производителей понимается неспособность должника в течение очередного цикла сезонности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, за счет принадлежащего ему имущества.
При установлении несостоятельности сельскохозяйственных производителей учитываются обязательства, срок исполнения по которым наступил не ранее предшествующего года.
12. В статьях 4 и 5 Закона «О реабилитации и банкротстве» установлен исчерпывающий перечень оснований для вынесения судом решения о признании должника банкротом или применении реабилитационной процедуры. Суд не вправе объявить должника банкротом или применить реабилитационную процедуру по иным не установленным законом основаниям.
Заявления прокурора, кредитора (кредиторов), за исключением случаев подачи заявления по основаниям, предусмотренным статьей 82 Закона «О реабилитации и банкротстве», могут быть отозваны заявителями до принятия решения о признании должника банкротом или применении реабилитационной процедуры, в этих случаях суд выносит определение о прекращении производства по делу.
13. По результатам осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника временный управляющий составляет заключение аналитического характера, содержащее выводы: о его платежеспособности или неплатежеспособности; о наличии оснований для признания должника банкротом; о наличии оснований для применения реабилитационной процедуры; об отсутствии должника по адресу, указанному в заявлении о признании банкротом; об отсутствии других кредиторов, кроме заявителя; о непредоставлении доступа временному управляющему к учетной документации должника, что препятствовало составлению заключения.
Когда должник не предоставляет доступ временному управляющему к учетной документации, что явилось препятствием составлению заключения о финансовом состоянии должника, суд должен разрешить спор, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств.
При определении вопроса о неплатежеспособности или платежеспособности должника судам следует учесть, что заключение временного управляющего является одним из доказательств по делу, поэтому на основании статьей 67, 68 и 70 ГПК данное заключение должно быть оценено судом в совокупности с другими доказательствами по делу с учетом их относимости, допустимости и достоверности. Такое заключение не имеет для суда преимущества перед другими доказательствами.
Решение суда о признании должника банкротом, основанное на признании им своей неплатежеспособности, должно содержать подробный анализ о финансово-хозяйственном состоянии должника, а также обоснованную оценку неплатежеспособности должника по существу.
14. Основанием для обращения с заявлением в суд о признании должника банкротом является его неплатежеспособность при отсутствии возможности восстановления платежеспособности, тогда как основанием для обращения о применении реабилитационной процедуры является его неплатежеспособность или угроза неплатежеспособности, когда должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие двенадцать месяцев, при наличии возможности восстановления платежеспособности.
Под угрозой неплатежеспособности должника следует понимать такое состояние его платежеспособности, когда в ближайшее время может наступить его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Под возможностью восстановления платежеспособности должника следует понимать наличие комплекса взаимосвязанных реальных мероприятий, направленных на оздоровление финансовой деятельности должника и осуществляемых на основе взаимного согласия между должником и кредиторами, группой однородных кредиторов.
Судам следует иметь в виду, что для применения реабилитационной процедуры необходимо одновременно наличие двух признаков:
1) неплатежеспособность должника или угроза его неплатежеспособности;
2) реальная возможность восстановления его платежеспособности.
Реабилитационная процедура также может быть применена по возбужденному делу о признании должника банкротом. При этом план реабилитации должен быть разработан должником совместно с кредиторами, и он должен быть утвержден судом в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения о применении реабилитационной процедуры.
Использование реабилитационных процедур в интересах должника в целях отсрочки исполнения требований кредиторов противоречит Закону «О реабилитации и банкротстве», поэтому суд не вправе принимать решение о применении реабилитационной процедуры в отношении хозяйствующих субъектов, не доказавших в общем порядке свою неплатежеспособность или угрозу наступления своей неплатежеспособности.
Суд в течение двух рабочих дней со дня вступления решения о применении реабилитационной процедуры в законную силу выносит определение о назначении временного администратора из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе, сведения о которых размещены на интернет-ресурсе уполномоченного органа на дату вынесения определения.
15. Законом «О реабилитации и банкротстве» установлен порядок применения реабилитационных процедур: ускоренной реабилитационной процедуры и реабилитационной процедуры.
Судам следует учесть, что с заявлением о применении ускоренной реабилитационной процедуры вправе обратиться только должник. Ускоренная реабилитационная процедура применяется при наличии одновременно следующих условий: в отношении должника не возбуждено дело о реабилитации или о банкротстве; должник является коммерческой организацией; должник является неплатежеспособным либо будет не способен исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие двенадцать месяцев.
Ускоренная реабилитационная процедура не применяется в отношении должника по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, имеет задолженности по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, по вознаграждениям по авторским договорам, а также по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
При ускоренной реабилитационной процедуре план реабилитации составляется заявителем (должником) и предоставляется суду одновременно с заявлением о применении ускоренной реабилитационной процедуры, данный план утверждается судом при вынесении решения о применении ускоренной реабилитационной процедуры. В ходе проведения ускоренной реабилитационной процедуры реестр требований кредиторов не формируется.
16. По заявлению собственника имущества должника (уполномоченного им органа), учредителей (участников) на основании решения собрания кредиторов суд вправе сохранить право управления имуществом и делами должника с момента утверждения плана реабилитации за собственником имущества должника, уполномоченным им органом, учредителями (участниками).
В случае принятия решения собранием кредиторов об отмене права собственника имущества должника, учредителей (участников) на управление имуществом и делами должника собрание кредиторов обязано предоставить кандидатуру реабилитационного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе. Решение собрания кредиторов об отмене права на управление имуществом и делами должника направляется в суд вместе с планом реабилитации. Уполномоченный орган обязан назначить реабилитационным управляющим представленную собранием кредиторов кандидатуру в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу определения об утверждении плана реабилитации или определения об отстранении собственника имущества должника, учредителей (участников) от управления имуществом и делами должника. В случае отказа уполномоченного органа в назначении представленной кандидатуры собрание кредиторов обязано представить другую кандидатуру для назначения реабилитационным управляющим.
В случаях неисполнения графика погашения кредиторской задолженности сроком более трех месяцев и (или) выявления нарушений норм Закона «О реабилитации и банкротстве», включая выявленные уполномоченным органом, собственник имущества должника, учредители (участники), за которыми сохранено право управления имуществом и делами должника, отстраняются судом от управления по заявлению лица, уполномоченного собранием кредиторов, в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления заявления.
17. Законодательством о реабилитации и банкротстве установлена обязанность временного администратора (временного управляющего) по формированию реестра требований кредиторов.
Требования кредиторов к должнику должны быть заявлены ими не позднее чем в месячный срок с момента публикации сообщения о порядке заявления требований кредиторами.
Требования кредиторов, заявленные в месячный срок, должны быть рассмотрены временным администратором (временным управляющим) в течение десяти рабочих дней с момента их получения, и признанные требования включаются в реестр. Требование кредитора, заявленное позднее месячного срока, включается в реестр требований кредиторов, но такой кредитор лишается права голоса на собрании кредиторов до полного удовлетворения требований кредиторов, заявленных в месячный срок.
В реестр также могут быть включены требования кредиторов, заявленные ими ранее в суд с соблюдением требований пункта 2 статьи 72 и пункта 3 статьи 90 Закона «О реабилитации и банкротстве».
О результатах рассмотрения требований кредиторов (о признании или непризнании требования в полном объеме или в части с указанием причин непризнания) временный администратор (временный управляющий) обязан письменно уведомить каждого кредитора в день, следующий за днем принятия решения.
Решение временного администратора (временного управляющего) может быть обжаловано кредитором, учредителем (участником), должником в течение десяти рабочих дней в суд, рассматривающий дело о реабилитации или банкротстве. Данный срок является пресекательным, его пропуск является основанием для отказа в удовлетворении жалобы.
В случае признания жалобы кредитора, учредителя (участника) обоснованной суд обязан определить соответствующую очередь в реестре требований кредиторов, в которую должны быть включены требования кредитора, учредителя (участника).
Судам следует учесть требования пункта 3 статьи 101 Закона «О реабилитации и банкротстве», согласно которым требования кредиторов (в том числе залоговых кредиторов), заявленные после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 90 Закона «О реабилитации и банкротстве», но до утверждения ликвидационного баланса, удовлетворяются из имущества банкрота, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Временный администратор (временный управляющий) не вправе формировать реестр требований кредиторов на основании расшифровки кредиторской задолженности к балансу должника, поскольку это противоречит Закону «О реабилитации и банкротстве» и статье 8 ГК, предоставляющим гражданам и юридическим лицам право по собственному усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами, в том числе и правом на защиту. Поэтому при формировании реестра требований кредиторов временному администратору (временному управляющему) необходимо проверить наличие документов, подтверждающих основание и сумму требования (заявления кредиторов, вступившие в законную силу решения судов, копии договоров, признание долга должником и т. д.).
18. В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам; по выплате вознаграждений по авторским договорам.
В случае недостаточности имущества для погашения требований оно распределяется пропорционально суммам требований, с соблюдением очередности, изложенной в настоящем пункте.
19. Требования залоговых кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов второй очереди при наличии в имущественной массе залогового имущества, надлежаще оформленного и зарегистрированного залогового обязательства, и только в части, обеспеченной залогом. Требования залоговых кредиторов включают сумму основного долга, вознаграждение, пени (штрафы) в случае, если данные требования обеспечены залогом и подлежат включению в реестр требований кредиторов второй очереди.
Требования залоговых кредиторов, основанные на ненадлежаще оформленном договоре залога, а также в части, не обеспеченной залогом, учитываются в составе четвертой очереди.
В случае принятия собранием кредиторов решения о согласии на передачу залогового имущества залоговому кредитору, последний лишается права голоса на собрании кредиторов при принятии решений по остальным вопросам, входящим в компетенцию собрания кредиторов.
Судам следует учесть, что передача залогового имущества залоговому кредитору производится только после погашения им требований кредиторов первой очереди и административных расходов, связанных с сохранением и содержанием залогового имущества.
Неявка на собрание кредиторов залогового кредитора, уведомленного надлежащим образом о времени и месте проведения собрания кредиторов, приравнивается к отказу от принятия залогового имущества.
20. Пунктом 4 статьи 100 Закона «О реабилитации и банкротстве» установлено, что в третью очередь погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. При проверке правильности формирования реестра третьей очереди суды должны применять нормы подпункта 32) пункта 1 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», согласно которому налоговая задолженность включает в себя сумму недоимки, а также неуплаченные суммы пени и штрафов.
21. При проверке правильности формирования реестра четвертой очереди судам следует обратить внимание на установленный Законом «О реабилитации и банкротстве» порядок отдельного учета суммы обязательств должника перед кредитором и санкций за неисполнение обязательств, суммы убытков. Поскольку требования по уплате наложенных санкций за неисполнение санкции и возмещению убытков согласно закону подлежат удовлетворению в составе пятой очереди.
22. Имущественная масса обеспечивает удовлетворение требований кредиторов, поэтому действия банкротного управляющего по формированию имущественной массы находятся, согласно закону, под контролем собрания кредиторов.
Банкротный управляющий не вправе самостоятельно устанавливать порядок оценки и реализации имущества, без решения собрания кредиторов.
Имущественная масса формируется банкротным управляющим в порядке, установленном статьей 96 Закона «О реабилитации и банкротстве».
К полномочиям банкротного управляющего отнесено и выявление сделок, совершенных должником при обстоятельствах, указанных в статье 7 Закона «О реабилитации и банкротстве» и принятие мер к возврату имущества должника.
Банкротный управляющий вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной реорганизации юридического лица-должника, совершенной путем присоединения, разделения или выделения в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве (реабилитации) и приведшей к незаконному выводу активов.
Состав имущественной массы при применении процедур банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства должен определяться с учетом требований статьи 1 и пункта 4 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 31 марта 1998 года № 214-I «О крестьянском или фермерском хозяйстве».
В реабилитационной процедуре имущественная масса формируется аналогично как и при процедуре банкротства.
23. Административные расходы в банкротном (реабилитационном) производстве согласно статьям 1, 100 Закона «О реабилитации и банкротстве» включают все расходы по проведению процедур банкротства (реабилитации), в том числе и суммы вознаграждения администратора. Административные расходы покрываются вне очереди за счет имущества должника.
Контроль за целевым использованием средств, предназначенных для покрытия административных расходов, осуществляется комитетом кредиторов.
Нецелевое использование, а также перерасход лимита средств на административные расходы, является основанием для отстранения банкротного (реабилитационного) управляющего от управления имуществом и делами должника, и для привлечения его к ответственности, в соответствии с законами Республики Казахстан.
24. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона «О реабилитации и банкротстве», если заявление о признании банкротом подано должником в суд с целью ложного банкротства, кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных убытков и обратиться в суд о привлечении лиц, принявших такое решение, к субсидиарной ответственности.
Пунктом 3 статьи 6 Закона «О реабилитации и банкротстве» предусмотрено, что банкротный управляющий в случае выявления в ходе процедуры банкротства фактов преднамеренного банкротства обязан в месячный срок, а кредиторы вправе обратиться в суд с иском к такому лицу о взыскании сумм требований кредиторов, оставшихся неудовлетворенными из-за недостатка имущества банкрота по результатам процедуры банкротства.
При этом таким правом на взыскание сумм ущерба, причиненного виновными действиями учредителя (участника) и (или) должностного лица должника, также обладают органы государственных доходов, требования которых остались неудовлетворенными из-за недостатка имущества банкрота по результатам процедуры банкротства.
25. Согласно подпункту 3) статьи 1 Закона «О реабилитации и банкротстве» администратор – временный администратор, реабилитационный, банкротный и временный управляющие, назначаемые в установленном порядке в период рассмотрения дел в суде и проведения реабилитационной процедуры и процедуры банкротства. Администратор выступает в качестве единственного органа управления должника и обязан осуществлять свои полномочия по месту нахождения должника. Администратором назначается лицо, зарегистрированное в уполномоченном органе.
Администратор может быть отстранен от управления делами и имуществом должника в таком же порядке, в каком назначен для осуществления указанных полномочий.
26. Закон «О реабилитации и банкротстве» от 7 марта 2014 года вступил в законную силу 26 марта 2014 года, поэтому на основании статьи 4 ГК, статьи 4 ГПК и статьи 37 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» его нормы применяются к делам, поступившим в суд после вступления его в законную силу.
Нормы Закона «О реабилитации и банкротстве» применяются и по делам, поступившим в суды до вступления его в законную силу, – это касается в отношении действий (продление сроков, составление и согласование заключительного отчета и т. д.), совершаемым реабилитационным (банкротным) управляющим и уполномоченным органом в процессе процедуры реабилитации или банкротства.
Вынесенные уполномоченным органом до введения в действие Закона «О реабилитации и банкротстве» решения: о назначении конкурсных (реабилитационных) управляющих; об утверждении состава комитета кредиторов и реестра требований кредиторов; установлении или продлении сроков конкурсного (реабилитационного) производства; сохраняют юридическую силу, если они не противоречат Закону «О реабилитации и банкротстве».
27. В пункте 1 статьи 84 Закона «О реабилитации и банкротстве» предусмотрен срок проведения процедуры банкротства, который определяется решением суда и не может превышать девяти месяцев. Этот срок может быть продлен судом по ходатайству банкротного управляющего с согласия собрания кредиторов не более чем на три месяца, а для сельскохозяйственных производителей – не более чем на один год.
В тех случаях, когда по делу имеются одно или несколько оснований для продления срока проведения процедуры банкротства, предусмотренные пунктом 2 статьи 84 Закона «О реабилитации и банкротстве», срок процедуры банкротства может быть продлен судом несколько раз с соблюдением требований абзаца 1 пункта 1 статьи 84 Закона «О реабилитации и банкротстве», то есть по ходатайству банкротного управляющего с согласия собрания кредиторов не более чем на три месяца, а для сельскохозяйственных производителей – не более чем на один год при каждом продлении срока.
28. Признать утратившими силу:
1) нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 года № 3 «О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве»;
2) нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 28 июня 2002 года № 14 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан № 3 от 28 апреля 2000 года «О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве»;
3) нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 2008 года № 11 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 года № 3 «О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве».
29. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.
Председатель
Верховного суда
Республики Казахстан К. МАМИ
Судья Верховного суда
Республики Казахстан,
секретарь пленарного заседания К. ШАУХАРОВ