Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 1 января 2014 года.
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) на 2014 – 2018 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 декабря 2013 года № 1589
Стратегический план
Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции
(Антимонопольное агентство) на 2014 – 2018 годы
1. Миссия и видение
Миссия. Повышение благосостояния субъектов рынка и потребителей путем защиты конкуренции, ограничения монополистической деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции.
Видение. Эффективная система защиты конкуренции, направленная на формирование благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.
2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих
отраслей (сфер) деятельности
1. Стратегическое направление 1. «Содействие развитию конкуренции на товарных рынках»
1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Согласно отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ) от 4 сентября 2013 года Казахстан занимает 50 место среди 148 стран, поднявшись на 1 позицию по сравнению с прошлым годом. Эта позиция является наилучшей за всю историю участия Казахстана в рейтинге ГИК с 2005 года.
Из 119 индикаторов ГИК улучшение наблюдается по 84-м индикаторам, в том числе по индикаторам, отнесенных к компетенции Агентства по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее - Агентство).
Между тем необходимо отметить, что уровень некоторых показателей существенно ниже среднего значения. Например, 78 по «Степени рыночного доминирования» и 120 место по «Интенсивности местной конкуренции».
В целях выявления причин, Агентством проведен углубленный анализ, для чего разработана Методика определения уровня развитости конкуренции в Республике Казахстан, предусматривающая расчет двух индикаторов:
1) «Интенсивность региональной конкуренции» (определяет степень развития конкуренции в регионах);
2) «Уровень монополизации ключевых отраслей экономики» (определяет степень развития конкуренции в ключевых отраслях экономики).
Данные индикаторы основаны на официальных статистических сведениях и опросе субъектов рынка. Проведенное исследование позволило оценить состояние конкуренции в целом по всем сферам экономики и в каждом отдельном регионе, а также эффективность принимаемых государственными органами мер по развитию конкуренции, для дальнейшего принятия управленческих решений.
В настоящее время на законодательном уровне к естественным монополиям отнесены 15 сфер, включающие более 45 видов деятельности. На 20 видов деятельности введена государственная монополия.
Конкурентная среда в целом в Республике Казахстан в настоящее время характеризуется умеренной степенью монополизации. Согласно проведенным в 2012 году Агентством исследованиям уровень монополизации составил 0,58 баллов (%).
Наиболее монополизированными отраслями в экономике являются электроснабжение, контроль за сбором и распределением отходов, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, здравоохранение и социальные услуги (за счет присутствия на рынке государственных учреждений) и т.д. Конкуренция более или менее развита в таких сферах как искусство, развлечение, отдых, строительство, оптовая и розничная торговля и другие отрасли.
Одновременно уровень интенсивности региональной конкуренции по итогам 2012 года составил 0,52 балла (%). В частности конкурентные отношения в некоторой степени развиты в гг. Астана, Алматы, Алматинской, Кызылординской, Южно – Казахстанской и других областях, не развиты в Павлодарской, Мангистауской областях и др.
В каждой отдельной области и каждом отдельном сегменте (товарном рынке) отмечается разный уровень развитости конкурентных отношений. Это зависит в первую очередь от наличия барьеров, препятствующих развитию конкурентных отношений, от степени привлекательности самой отрасли и наличия спроса и предложений. К примеру, практически вся инфраструктурная деятельность в Казахстане отнесена к сферам естественной монополии (в области ж/д транспорта, электро- и теплоэнергетики, газа, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи), что снижает ее инвестиционную привлекательность.
В этой связи, Агентством проводятся анализы товарных рынков, в ходе которых выявляются барьеры входа на данные товарные рынки и разрабатываются предложения по их устранению. По итогам проведенных анализов в соответствующие государственные органы направляются рекомендации по проведению мероприятий, направленных на защиту и развитие конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан. За 10 месяцев 2011 года проведено 29 анализов товарных рынков, за аналогичный период 2012 года проведено 31 анализ. За 10 месяцев 2013 года Агентством проведено 24 анализа оценки состояния конкурентной среды, по итогам которых в Правительство и отраслевые государственные органы внесено 23 предложения, из них к реализации принято 9.
В настоящее время наблюдается высокий уровень присутствия квазигосударственного сектора в предпринимательской деятельности, в том числе в тех сегментах, где конкуренция изначальна была развита. Анализ показал, что на таких конкурентных рынках как торгово-посредническая деятельность, транспортные услуги, услуги сервисного характера, строительство, типографская, издательская деятельности и прочее присутствовали предприятия с участием государства. В этой связи, Агентством было отказано в предоставлении согласия на дальнейшую деятельность госпредприятиям, осуществляющих деятельность на указанных товарных рынках. В период администрирования Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) Агентством было рассмотрено около 5,5 тысяч ходатайств на дальнейшую деятельность субъектов квазигосударственного сектора.
В целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего или монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий). За период с января по октябрь 2011 года поступило на рассмотрение 240 ходатайств на экономическую концентрацию, за аналогичный период 2012 года – 327 ходатайств. За 10 месяцев 2013 года поступило на рассмотрение всего 132 ходатайства на экономическую концентрацию. В настоящее время данный процесс является длительным по времени и отмечается большим количеством документов представляемых субъектом рынка.
2. Анализ основных проблем
В настоящее время, существует ряд проблемных (слабых) сторон и угроз, препятствующих развитию конкуренции.
Во-первых, это дискриминирующие условия для входа на рынок новых компаний. К ним можно отнести различного рода административные барьеры, которые снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого «административного ресурса».
К примеру, одним из основных препятствий можно отнести регулирование государством цен отечественных субъектов рынка. В частности, в условиях свободного перемещения товаров, отсутствия границ возникает вопрос целесообразности ведения отдельных национальных реестров либо его совершенствования как инструмента антимонопольной политики.
Вызывает сомнение целесообразность сохранения в Казахстане системы применения регулируемых рынков. Показательным примером является рынок оператора вагонов. Агентством предложено исключить рынок услуг железнодорожных вагонов из перечня регулируемых услуг. Это предложение связано с тем, что ценовое регулирование субъектов, включенных в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение (далее – Реестр), ставит казахстанский бизнес в неравные условия с субъектами стран Таможенного союза, поскольку в данных странах на этом сегменте рынка отсутствует тарифное регулирование.
Для создания здоровой конкурентной среды на товарных рынках стран-участниц единого экономического пространства (ЕЭП), в первую очередь, необходимо устранение барьеров во взаимной торговле стран-участниц ЕЭП. Здесь речь идет о различиях в законодательстве государств – членов ЕЭП по вопросам конкуренции, вследствие которых участники рынка из одной страны не могут на равных условиях конкурировать с участником рынка из другой страны либо вообще не могут получить доступ на рынок.
Например, участники рынка, выходя на соседние рынки, сталкиваются с барьерами, в области лицензирования, поскольку в настоящее время есть виды деятельности, подлежащие лицензированию лишь на территории одного из государств – членов Таможенного союза, так в России лицензируется частная детективная деятельность, в Казахстане лицензируется покупка электроэнергии в целях энергоснабжения, в Беларуси лицензируется розничная реализация табачных изделий. Такие барьеры подлежат рассмотрению.
Во–вторых, низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, низкий уровень получаемой прибыли также могут негативно влиять на интенсивность конкуренции, цену и качество поставляемой продукции, услуг.
Серьезным барьером является несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Все это отражается на конкурентоспособности казахстанских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с казахстанскими компаниями на отдельных рынках.
К примеру, на рынке производства сахара наблюдается высокая себестоимость сырья, моральный и физический износ имеющегося технологического оборудования, что не позволяет снизить себестоимость производства. Проблемы взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями и сахарными заводами (установление заводами низких закупочных цен на сахарную свеклу, несвоевременный расчет с сельхозтоваропроизводителями и расчет продукцией) также негативно сказывается на привлекательности отрасли.
В-третьих, необоснованное участие государства в предпринимательской деятельности. Потенциальной проблемой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими субъектами рынка. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса не совсем прозрачна. Кроме того, в соответствии с требованиями статей 77 и 78 Закона предприятия с госучастием, получившие отказ на дальнейшую деятельность, должны быть приватизированы или преобразованы в госучреждения.
В–четвертых, спрос и покупательская способность самих потребителей. Низкие объемы покупок, высокие цены и, как следствие, низкая эластичность спроса в отрасли также могут негативно влиять на интенсивность конкуренции. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике темпы потребительских расходов во втором квартале 2013 года от общего количества денежных расходов в сравнении с прошлогодним аналогичным периодом снизились.
Одной из причин такой ситуации может являться, к примеру, запрет на параллельный импорт. В Казахстане, в связи с принятием Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности (далее – Соглашение), действует региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак, то есть на территории ЕЭП равным образом будут признаваться все товары введенные в гражданский оборот соответственно на территории Казахстана, Белоруссии и России.
Между тем, практическое применение указанной нормы создает искусственное ограничение конкуренции на рынках (между продавцами), а также необоснованное ущемление прав потребителей.
При нынешних условиях импортом оригинальных товаров, маркированных товарным знаком, могут заниматься только производитель либо его официальный дистрибьютор (оригинальные запчасти на автомобили «Тойота», «Лексус», электроника, бытовая аппаратура, продукты питания и др). При этом места для ценовой конкуренции на товар не может быть, так как правобладатель товарного знака будет пользоваться своим «легальным» монопольным положением. Соглашаясь или отказывая в праве на импорт, определяя его условия, а также условия введения товаров в оборот, правообладатели могут существенно влиять на конкуренцию.
При условии разрешения параллельного импорта, когда тот или иной товар будет завозиться и другими лицами, это привело бы к конкуренции между продавцами и, как следствие, существенному снижению цен на данные товары. Это выгодно потребителю. Существует противоположное мнение, что это приведет к свертыванию производства, оттоку иностранного капитала, сокращению инвестиции и т.д.
Между тем, под параллельный импорт не должны подпадать локализованные производства, а также компании которые берут на себя по договору обязательства об инвестировании.
Если производство будет локализовано, то будет использоваться местное сырье, материалы и компоненты. Это приведет к увеличению казахстанского содержания, появлению новых производств и новых рабочих мест.
Эти производства будут защищены от параллельного импорта, но если компания ничего кроме «отверточной сборки» не может предложить, то они будут конкурировать с другими предпринимателями на «конкурентном море» на общих условиях.
Иными словами, параллельный импорт при правильном применении – мощный стимул прогресса инвестиций в Казахстан.
Данный инструмент позволяет стимулировать производство по тем группам товаров, на производство которых у нас созданы необходимые условия, и в то же время снижать цену на товары, производство которых признается нецелесообразным.
В-пятых. В настоящий момент в Агентстве отсутствует информационная система, позволяющая оперативно осуществить контроль за экономической концентрацией. Между тем, в целях повышения эффективности деятельности Агентства по контролю ситуации на товарных рынках, а также сокращения времени рассмотрения ходатайств, количества документов представляемых субъектом рынка необходима интеграция с базами данных министерств юстиции, индустрии и новых технологий, юстиции, Агентства статистики, Налогового комитета, реестродержателей акций и других баз данных.
Между тем, имеются определенные возможности в решении указанных проблем.
Первое. Это продолжение работы по сокращению перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественной монополии. Данная работа успешно проводится с 2011 года. В настоящее время в конкурентную среду переданы услуги интерконнекта.
Передача в конкурентную среду некоторых услуг сфер естественной монополии должны привести к сокращению издержек и снижению тарифов. Частные поставщики также могут предоставлять и скидки особым слоям населения. Продажа собственности этих монополий позволяет избежать повышения налогов и даже снизить и отменить некоторые из них.
Показателен в этом опыт США и Японии. В результате дерегулирования естественных монополий годовые выгоды американских потребителей составили $42 – 54 млрд, в Японии – $36 млрд. В США цены на воздушные перевозки упали на 30 %, в телекоммуникационной сфере – на 50 %. Цены снизились потому, что реальные операционные издержки упали в большинстве секторов на 25 – 75 %.
Второе. Это сокращение видов деятельности, отнесенных к государственной монополии. Данная работа была проведена в 2012 году. В итоге принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной монополии», согласно которому в конкурентную среду переданы 4 вида деятельности из 24. Это захоронение коммунальных отходов; воспроизводство, включая искусственное разведение объектов животного мира, в целях сохранения генофонда; оказание охранных услуг; лесное хозяйство.
Третье. Сокращение необоснованного государственного участия в предпринимательской деятельности. В частности предпринимать такие меры как:
1) недопущение финансирования предприятий квазигосударственного сектора, получивших отказ антимонопольного органа на дальнейшую деятельность, поддержано заинтересованными госорганами;
2) введение перечня государственных предприятий и АО, ТОО, с государственным участием, получивших отказ антимонопольного органа на дальнейшую деятельность.
3. Анализ внешних и внутренних факторов.
К основным внутренним факторам, влияющих на деятельность предприятий, а также в целом на развитие конкуренции можно отнести следующие: административные, экономические, социальные и инфраструктурные. К факторам административного характера относится необоснованное вмешательство государственных органов в экономические процессы, в том числе возможные признаки коррупционных деяний в государственных органах, административные нагрузки на бизнес – среду, эффективность в целом принимаемых государством мер по развитию конкуренции. Экономический фактор включает в себя доступность кредитных, трудовых ресурсов, применение инновационных технологий в предпринимательстве и т.д. К социальным факторам можно отнести предпринимательскую активность, которая выражается в улучшении качества произведенной продукции, расширении ее ассортимента, проведение рекламных, маркетинговых акций, то есть активность в продвижении своей продукции. И наконец, доступность основных средств (аренда помещений, оборудования), обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественной монополии при осуществлении предпринимательской деятельности также относится к инфраструктурным факторам, влияющих на степень развитости конкуренции.
Вступление Казахстана в Таможенный союз является основным внешним фактором, влияющего на способность отечественных предпринимателей конкурировать с предпринимателями стран – участниц Таможенного союза. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами Таможенного союза за 6 месяцев 2013 года составил 12 081,6 млн. долларов США, что на 9,6 % больше аналогичного периода. По итогам 6 месяцев 2013 года экспорт со странами Таможенного союза возрос на 3 %, а импорт на 12,3 %. В связи с чем, для казахстанского бизнеса предоставляется возможность вести бизнес как на внутренних рынках страны, так и за ее пределами.
Для Казахстана работа в Таможенном союзе это, прежде всего, установление недискриминационного доступа к инфраструктуре Белоруссии и России, сокращение импорта из третьих стран. И что немаловажно – это создание благоприятных условий для развития бизнес-структур.
2. Стратегическое направление 2. «Защита конкуренции и
ограничение монополистической деятельности»
1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Основными направлениями реализации антимонопольной политики является предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства. По фактам нарушений антимонопольного законодательства Агентством за 10 месяцев 2011 года завершено 99 расследований, за аналогичный период завершено 126 расследований. С начала 2013 года завершено 123 расследования, из которых 116 с выявлением нарушений.
Всего за период с января по ноябрь 2013 года за нарушения антимонопольного законодательства, сумма поступлений в бюджет составила 211,5 млн. тенге.
Значительно улучшились позиции Казахстана по индикаторам «Доступность финансовых услуг» позиции Казахстана поднялись на 19 пунктов (с 79 до 60 места), «Фаворитизм в решениях государственных служащих» (77 место), «Прозрачность принятия решений в госсекторе» повышение на 3 позиции (с 32 до 29 места) в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического Форума, «Общественное доверие к политикам» (с 37 до 35 места) в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума».
2. Анализ основных проблем
Существует ряд проблем, связанных с реализацией конкурентной политики.
По-прежнему сохраняется большое количество нарушений антимонопольного законодательства. Структура нарушений выглядит следующим образом: антиконкурентные согласованные действия и соглашения субъектов рынка – 9; злоупотребление доминирующим положением – 23; недобросовестная конкуренция – 25; антиконкурентные действия государственных органов – 35.
В разрезе отраслей наибольшая доля выявленных нарушений приходится на долю иных, в том числе финансовых рынков 32 %. К примеру, Агентством на финансовом рынке выявлен факт недобросовестной конкуренции. Когда субъектом рынка выдавался кредит с выполнением дополнительных требований, а также имел место факт принуждения клиента к отказу от заключенных договоров.
Недостаточность принимаемых мер по обеспечению доступности финансовых услуг доказывает и проведенный опрос субъектов рынка, согласно которому 40,22 % респондентов отметили, что в целом тяжело, а 9,78 % опрошенных респондентов отметили, что крайне тяжело получить финансовые услуги (банков, инвестиционных банков, страховых и лизинговых компаний, брокерских компаний) для целей бизнеса в регионе.
При этом на вопрос, в какой мере конкуренция между поставщиками финансовых услуг в регионе обеспечивает предложение финансовых услуг по доступным ценам, 6,16 % респондентов отметили, что очень хорошо обеспечивает, 40,6 % ответили, что хорошо обеспечивает, 24,28 % указали, что не обеспечивает, 7,61 % отметили, что вообще не обеспечили.
В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к понижению экономической эффективности. Сама возможность влияния на бизнес вплоть до его закрытия путем использования административного ресурса нередко является определяющим фактором конкурентной среды для малых и средних предприятий. Возможности государственных органов широко используются в конкурентной борьбе и порой не только с положительный стороны. Это подтверждается и количеством проведенных расследований. Так в отношении государственных органов приходится порядка 38 % нарушений. Также опросы субъектов рынка показывают, что более 30 % респондентов считают, что наибольшую угрозу для здоровой конкурентной среды представляют деятельность государственных органов.
Наряду с антиконкурентными действиями государственных органов, также опасным видом нарушений антимонопольного законодательства являются антиконкурентные соглашения (картели). Между тем, случаи пресечения таких нарушений в казахстанской антимонопольной практике крайне редки, что объясняется как недостатком необходимых для их выявления инструментов (оперативно-розыскные мероприятия).
Например, в США, Европейском союзе, в том числе в Германии, Израиле, Венгрии антимонопольные органы обладают полномочиями осуществлять обыск и изъятие документов, как в служебных помещениях, так и в частных домах. При этом формируется специальная команда – руководитель, члены команды, эксперт по информационным технологиям, специалисты, имеющие специальные навыки (языковая подготовка, навыки ведения допроса), полицейские.
В блоке проблем, отмечена длительность процессуальных процедур по применению мер антимонопольного реагирования (требование законодательства о необходимости приложения к материалам дел помимо протоколов об административных правонарушениях, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).
Выполнение данного требования судов затягивает сроки наложения административных взысканий и приводит к излишней переписке между Агентством и правоохранительными органами. К примеру, судебные разбирательства в отношении АО «Локомотив», АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», ТОО «Корпорация Казахмыс» и т.д. Вследствие чего, в настоящее время в бюджет государства не перечислено более 3 млрд. тенге.
В настоящее время сохраняются такие проблемы как:
1) недостаточное понимание представителями государственных органов норм антимонопольного законодательства, отсюда и принятие неверных решений.
2) отсутствие четкого видения ситуации и системного документа по развитию конкуренции. В результате, такая ситуация влияет на предпринимательство и в целом на отрасли экономики, некоторые из которых до сих пор остаются высококонцентрированными.
3) неверная интерпретация некоторыми СМИ принимаемых решений антимонопольными органами.
4) недостаточное понимание субъектами рынка правил добросовестной конкуренции, честного ведения бизнеса, и, как следствие, рост количества нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, несмотря на закрепление в Законе функции антимонопольного органа по осуществлению пропаганды конкуренции ее Концепция пока не получила должного отражения в деятельности других государственных органов в целом.
Как следствие, некоторые предприниматели не имеют даже приблизительного представления об антимонопольном и смежных видах законодательства. Это подтверждается проводимыми опросами представителей бизнес – среды касательно уровня развитости конкуренции, в котором предприниматель работает, осознания правил ведения честного бизнеса.
Роль адвокатирования конкуренции особенно важна в условиях глобальной интеграции (Единого экономического пространства, вступления Казахстана в ВТО и др.), поскольку незнание антимонопольного законодательства, правил поведения на рынке становится серьезным препятствием для полноценного конкурирования с зарубежными представителями бизнеса.
Вместе с тем, в настоящее время созданы определенные возможности, позволяющие решить некоторые из проблем. В частности это совершенствование антимонопольного законодательства. Так, в 2012 году была проведена масштабная работа по унификации и гармонизации законов Казахстана в сфере конкурентной политики. Результатом данной работы стало подписание 6 марта 2013 года Главой государства Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам конкуренции», вступивший в силу с 25 марта 2013 года. Также установлена ответственность за антиконкурентные действия на лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним, а также на местные исполнительные органы. При этом, исключена процедура предварительного рассмотрения сведений нарушений антимонопольного законодательства. Данные новшества позволят вывести антимонопольное реагирование на более совершенный уровень.
3. Оценка основных внешних и внутренних факторов
К группе основных внешних факторов воздействия относятся глобализация мировой экономики, развитие интеграционных процессов в рамках СНГ, Евроазиатского экономического сообщества, Единого экономического пространства.
Все эти процессы сопровождаются увеличением количества транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности. В связи с чем, необходимо создание благоприятного правового поля. Этому будет способствовать подписанный 24 октября 2013 года на очередном заседании Высшего Совета ЕЭК в г. Минск Главами трех государств Модельный закон о конкуренции. Основной целью документа является сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики. В соответствии с решением Высшего Совета предусмотрена имплементация норм Модельного закона в национальные законодательства и представление отчета о проделанной работе в ЕЭК. В этой связи, данная работа позволит адаптировать нормы действующего антимонопольного законодательства современным условиям и требованиям. К внутренним факторам, влияющим на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства, можно отнести эффективную систему информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом по вопросам защиты конкуренции. Повышение информированности представителей государственных органов, бизнеса о целях и задачах, о мероприятиях, реализуемых в рамках конкурентной политики, а также привлечение к работе представителей научных сообществ обеспечивают консолидацию усилий всех участников по развитию конкурентной среды на товарных рынках и созданию условий, стимулирующих предпринимательскую деятельность.
3.1 Стратегические направления, цели, задачи, целевые
индикаторы, мероприятия и показатели результатов
Сноска. Раздел 3.1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 07.06.2014 № 625.
Стратегическое направление 1. Содействие развитию конкуренции на товарных рынках
Цель 1.1. Повышение благосостояния субъектов рынка и потребителей путем создания эффективной конкуренции на товарных рынках
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели 001, 002
Целевой Индикатор (с указанием окончательного срока (периода) достижения) |
Источник информации |
ед-ца изм. |
в том числе с указанием промежуточного значения |
||||||
отчетный период |
плановый период |
||||||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Позиция Казахстана по субиндексу «степень доминантности рынка» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
83 |
78 |
77 |
76 |
75 |
74 |
73 |
Позиция Казахстана по субиндексу «интенсивность местной конкуренции» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
113 |
120 |
119 |
118 |
117 |
116 |
115 |
Снижение уровня монополизации ключевых отраслей экономики |
Отчетность Агентства |
Балл |
- |
0,80 |
0,76 |
0,69 |
0,66 |
0,62 |
0,58 |
Пути, средства и методы достижения целевого индикатора
Задача 1.1. Демонополизация товарных рынков |
|||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2012 год (отчет) |
2013 год(план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Сокращение перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий |
Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий» |
ед. |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
Сокращение видов деятельности, отнесенных к государственной монополии |
Внесение изменений в действущие НПА |
Ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом |
||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1. Проведение анализов товарных рынков |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
2. Проведение для сотрудников антимонопольного органа, курсов и стажировок по вопросам реализации конкурентной политики |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
3. Разработка плана мероприятий поэтапного сокращения перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий |
Х |
- |
- |
- |
- |
||||
4. Утверждение плана мероприятий поэтапного сокращения видов деятельности, отнесенных к государственной монополии |
- |
- |
Х |
- |
|||||
5. Анализ сфер деятельности субъектов естественных монополий на предмет выделения из них отдельных видов работ в конкурентную среду |
Х |
- |
- |
- |
- |
Задача 1.2 Улучшение состояния конкурентной среды |
|||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Увеличение доли принятых к реализации государственными органами предложений Агентства по защите и развитию конкуренции, направленных по результатам проведенных анализов товарных рынков |
Отчетность Агентства |
% |
- |
20 |
25 |
27 |
29 |
31 |
33 |
Увеличение доли принятых к реализации государственными органами замечаний по устранению норм, ограничивающих конкуренцию в проектах нормативных правовых актов |
Отчетность Агентства |
% |
- |
70 |
76 |
81 |
83 |
85 |
87 |
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом |
||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1. Проведение анализа товарных рынков |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
2. Направление в компетентные государственные органы предложений по устранению барьеров в развитии конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
3. Мониторинг реализации (исполнения) государственными органами предложений Агентства по результатам проведенных анализов товарных рынков |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
4. Проведение опроса субъектов рынка согласно разработанной Методике по определению уровня развитости конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
5. Проведение анализа нормативной правовой базы на предмет выявления и устранения норм, ограничивающих конкуренцию |
Х |
- |
- |
- |
- |
||||
Задача 1.3 Повышение качества и усиление контроля за ситуацией на товарных рынках, в том числе путем недопущения необоснованного государственного участия |
|||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доля отказов антимонопольного органа в предоставлении согласия на создание государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, получивших (от общего количества поступивших ходатайств) |
Отчетность Агентства |
% |
- |
10 |
10 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Доля удовлетворенных потребителей качеством оказываемой государственной услуги |
Отчетность Агентства |
% |
85 |
87 |
91 |
96 |
97 |
98 |
99 |
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом |
||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1. Рассмотрение ходатайств государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
2. Проведение для сотрудников антимонопольного органа курсов и стажировок по участию государства в предпринимательской деятельности |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
3. Проведение опроса субъектов рынка согласно разработанной Методике по опредлению уровня развитости конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
4. Проведение мониторинга рынков, на которых участвуют квазигосударственные структуры, на предмет сокращения государственного сектора в экономике |
Х |
- |
- |
- |
- |
||||
5. Проведение анализа деятельности государственных предприятий на предмет выполнения ими функций в соответствии со статьей 134 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» |
Х |
- |
- |
- |
- |
Стратегическое направление 2. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности
Цель 2.1. Обеспечение не дискриминационного доступа на товарные рынки
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели 001, 002
Целевой индикатор |
Источник информации |
ед-ца изм. |
в том числе с указанием промежуточного значения |
||||||
отчетный период |
плановый период |
||||||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Позиция Казахстана по субиндексу «доступность финансовых услуг» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
78 |
60 |
59 |
58 |
57 |
56 |
55 |
Позиция Казахстана по субиндексу «фаворитизм в решениях государственных служащих» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
91 |
77 |
76 |
75 |
74 |
73 |
72 |
Позиция Казахстана по субиндексу « прозрачность принимаемых решений» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
31 |
29 |
28 |
27 |
26 |
25 |
24 |
Доля опрошенных респондентов, считающих, что принимаемые меры антимонопольным органом на самом деле защищает конкуренцию |
Опросные данные |
% |
- |
10 |
16 |
20 |
25 |
30 |
35 |
Пути, средства и методы достижения целевого индикатора
Задача 2.1 Создание равных условий среди поставщиков финансовых услуг в целях обеспечения предоставления финансовых услуг по доступным ценам |
|||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
Отчетный период |
плановый период |
|||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований на рынке финансовых услуг |
Отчетность Агентства |
% |
- |
70 |
72 |
74 |
75 |
76 |
77 |
Увеличение уровня конкуренции между поставщиками финансовых услуг в Республике Казахстан обеспечивающие предложение финансовых услуг по доступным ценам |
Отчетность Агентства |
% |
- |
- |
40 |
42 |
44 |
46 |
48 |
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом |
||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1. Проведение расследований нарушений антимонопольного законодательства, в том числе на финансовых рынках |
X |
X |
X |
X |
X |
||||
2. Проведение для сотрудников антимонопольного органа курсов и стажировок по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции |
X |
X |
X |
X |
X |
||||
3. Проведение опроса субъектов рынка согласно разработанной Методике по опредлению уровня развитости конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Задача 2.2. Предотвращение ущерба наносимого государственными органами антиконкурентными действиями |
|||||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
Отчетный период |
плановый период |
|||||||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||
Доля исполненных предписаний от общего количества вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных и местных исполнительных органов (за исключением обжалуемых) |
Отчетность Агентства |
% |
- |
64 |
66 |
68 |
69 |
70 |
71 |
||||
Удельный вес исполненных решений антимонопольного органа по административным делам, от общего числа Рассмотренных дел по которым принято решение о привлечении лица к административной ответственности по фактам антиконкурентных действий государственных и местных исполнительных органов (за исключением обжалуемых) |
Отчетность Агентства |
% |
- |
62 |
64 |
66 |
67 |
68 |
69 |
||||
Доля опрошенных респондентов считающих, что фактов проявления предпочтений в решениях государственных и местных исполнительных органов стало меньше |
Отчетность Агентства |
% |
- |
- |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
||||
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом |
||||||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||||||
1. Проведение расследований нарушений антимонопольного законодательства, в том числе на финансовых рынках |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||
2. Проведение для сотрудников антимонопольного органа курсов и стажировок по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||
3. Участие Агентства в судебных разбирательствах |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||
4. Проведение опроса субъектов рынка согласно разработанной Методике по опредлению уровня развитости конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||
5. Проведение рейтинга деятельности местных исполнительных органов по развитию конкуренции |
Х |
- |
- |
- |
- |
Задача 2.3. Обеспечение пропаганды добросовестной конкуренции и прозрачности принимаемых решений |
||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Позиция Казахстана по субиндексу «общественное доверие к политикам» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
37 |
35 |
34 |
33 |
32 |
31 |
30 |
|
Доля информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции, результатах работы по основной деятельности Агентства, а также разъяснению норм действующего антимонопольного законодательства от общего количества информационных материалов |
Отчетность Агентства |
% |
- |
50 |
56 |
60 |
65 |
70 |
75 |
|
Количество упоминаний в СМИ об антимонопольном органе по основной деятельности |
Отчетность Агентства |
Ед. |
- |
- |
800 |
850 |
900 |
950 |
1000 |
|
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом |
|||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||||
1. Изготовление роликов, учебно–методических пособий, печатных изданий |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
2. Выступление на телевидении и радио, публикация статьей, пресс-релизов, анонсов и др. |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
3. Проведение конкурса среди СМИ на номинацию «За качественное освещение вопросов конкурентной политики» |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
4. Проведение общественных мероприятий для представителей бизнеса и/или государственных органов по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции (в т.ч. видео-конференции, круглые столы, семинары) |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
5. Проведение конкурса среди субъектов рынка «Лучший добросовестный предприниматель» |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
6. Разработка информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции и результатах работы по основной деятельности (публикации в СМИ, выступления по телевидению и радио) |
Х |
- |
- |
- |
- |
|||||
Задача 2.4 Обеспечение эффективного правоприменения антимонопольного законодательства |
||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
Удельный вес принятых судебных решений, связанных с обжалованием субъектами рынка доминирующего (монопольного) положения в пользу Агентства от общего числа судебных решений данной категории |
Отчетность Агентства |
% |
- |
70 |
76 |
81 |
82 |
83 |
84 |
|
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований в отношении субъектов рынка, за исключением финансовых услуг |
Отчетность Агентства |
% |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
|
Удельный вес выигранных дел в судебных инстанциях от общего числа дел, по которым вынесены решения, за исключением дел, связанных с обжалованием субъектами рынка доминирующего (монопольного) положения |
Отчетность Агентства |
% |
- |
70 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
|
Удельный вес исполненных решений антимонопольного органа по административным делам, от общего числа рассмотренных дел по которым принято решение о привлечении лица к административной ответственности по фактам недобросовестной конкуренции (за исключением обжалуемых) |
Отчетность Агентства |
% |
- |
62 |
64 |
66 |
67 |
68 |
69 |
|
Удельный вес решений административных судов, подтверждающих нарушения антимонопольного законодательства, установленного в рамках расследования, от общего количества возбужденных антимонопольным органом дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (за исключением обжалуемых) |
Отчетность Агентства |
% |
- |
62 |
64 |
66 |
67 |
68 |
69 |
|
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом |
|||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||||
1. Проведение расследований нарушений антимонопольного законодательства, в том числе на финансовых рынках |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
2. Проведение для сотрудников антимонопольного органа курсов и стажировок по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
3. Участие Агентства в судебных разбирательствах |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
4. Участие сотрудников антимонопольного органа в обучающих мероприятиях, проводимых в СНГ, странах дальнего зарубежья (международная конкурентная сеть) |
Х |
- |
- |
- |
- |
|||||
5. Разработка мер, направленных на активизацию международного сотрудничества |
Х |
- |
- |
- |
- |
Соответствие стратегических направлений и целей
государственного органа стратегическим целям государства
Опросные данные Стратегические направления и цели государственного органа |
Наименование стратегического и (или) программного документа |
Стратегическое направление 1. |
Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» |
|
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» |
|
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» |
|
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года |
|
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 |
|
Программная статья Главы государства Республики Казахстан «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» |
|
Стратегическое направление 2. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности |
Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» |
|
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» |
|
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» |
|
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года |
|
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 |
|
Программная статья Главы государства Республики Казахстан «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» |
4. Развитие функциональных возможностей
Наименование стратегического направления, цели и задачи государственного органа |
Мероприятия по реализации стратегического направления, цели и задачи государственного органа |
Период реализации |
1 |
2 |
3 |
Стратегическое направление 1. |
1. Обучение сотрудников на курсах повышения квалификации, в том числе на курсах переподготовки. |
2014 – 2018 годы |
Стратегическое направление 2. |
5. Межведомственное взаимодействие
Сноска. Раздел 5 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 07.06.2014 № 625.
Показатели задач, для достижения которых требуется межведомственное взаимодействие |
Государственный орган, с которым осуществляется межведомственное взаимодействие |
Меры, осуществляемые государственным органом для установления межведомстенных взаимодействий |
1 |
2 |
3 |
Стратегическое направление 1. Содействие развитию конкуренции на товарных рынках |
||
Цель 1. Повышение благосостояния субъектов рынка и потребителей путем создания эффективной конкуренции на товарных рынках |
||
Задача 1.1. Демонополизация товарных рынков |
||
Сокращение перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естетственных монополий |
АРЕМ, МТК |
Внесение изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2006 года № 155 «Об утверждении перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий» |
Сокращение видов деятельности, отнесенных с государственной монополии |
Центральные государственные органы, Акиматы областей и городов Алматы, Астаны |
Внесение изменений в соответствующие НПА |
Задача 1.2. Улучшение состояния конкурентной среды |
||
Увеличение доли принятых к реализации государственными органами предложений Агентства, направленных по результатам проведенных анализов товарных рынков |
Заинтересованные центральные государственные и местные исполнительные органы |
Исполнение предложений (рекомендаций) Агентства, направленных на развитие конкуренции |
Увеличение доли принятых к реализации государственными органами замечаний по устранению норм, ограничившую конкуренцию в проектах нормативных правовых актов |
Принятие замечаний по устранению норм, ограничивающих конкуренцию в проектах нормативных правовых актов |
|
Координация разработки и включения в программы развития территорий мер по развитию конкуренции |
МРР, акиматы областей и г.г. Алматы и Астаны |
Рассмотрение и включение в программы развития территорий мер, предложенных АЗК |
Стратегическое направление 2. |
||
Цель 2.1 Обеспечение не дискриминационного доступа на товарные рынки |
||
Задача 2.1. Создание равных условий среди поставщиков финансовых услуг в целях обеспечения предоставления финансовых услуг по доступной цене |
||
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований на рынке финансовых услуг |
НБ |
Предоставление информации о признаках нарушений антимонопольного законодательства |
Задача 2.2. Предотвращение ущерба наносимого государственными органами антиконкурентными действиями |
||
Доля исполненных предписаний от общего количества вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов и местных исполнительных органов (за исключением обжалуемых) |
Государственные органы Акиматы областей и городов Алматы, Астаны |
Предоставление информации об исполнении предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов и местных исполнительных органов |
Удельный вес исполненных решений антимонопольного органа по административным делам, от общего числа рассмотренных дел по которым принято решение о привлечении лица к административной ответственности по фактам антиконкурентных действий государственных органов, местных исполнительных органов (за исключением обжалуемых) |
Государственные органы Акиматы областей и городов Алматы, Астаны |
Предоставление информации об исполнении решений антимонопольного органа по административным делам по фактам антиконкурентных действий государственных органов, местных исполнительных органов |
6. Управление рисками
Наименование возможного риска |
Возможные последствия в случае непринятия мер по управлению рисками |
Мероприятия по управлению рисками |
Внешние риски |
||
Изменение ситуации на мировых рынках |
Увеличение количества рынков с неразвитой конкуренцией |
Расследование и направление предложений в Правительство РК по улучшению ситуации на товарных рынках |
Внутренние риски |
||
Недостаточная работа местных исполнительных и центральных государственных органов по развитию конкуренции |
Не достижение поставленной цели |
Оперативное информирование Правительства РК об имеющихся проблемных вопроса и предоставление предложений по их решению |
Не исполнение местными исполнительными и центральными государственными органами предложений и заключений Агентства, которые одобрены Правительством Республики Казахстан |
Рост монополизации рынков, государственного участия в экономики и возможное появление барьеров по развитию конкуренции |
|
Снижение объемов производств, объемов поставок на внутренние рынки продовольственных товаров |
Рост цен на продовольственных рынках |
Расследование нарушений антимонопольного законодательства |
Неосведомленность государственных органов и субъектов рынка о принципах добросовестной конкуренции |
Возможное принятие государственными органами и субъектами рынка решений и действий, нарушающих общие принципы конкуренции |
Активная пропаганда добросовестной конкуренции посредством мероприятий проводимых антимонопольным органом |
7. Бюджетные программы
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.04.2014 № 401; от 07.06.2014 № 625.
Бюджетная программа |
001 «Услуги по обеспечению защиты конкуренции, ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции» |
||||||||
Описание |
Обеспечение проведения анализов, мониторинга и контроля за экономической концентрацией, проведение актуальных исследований в сфере конкуренции, пресечение фактов антиконкурентных действий и недобросовестной конкуренции, стратегическое планирование, координация и международное сотрудничество, правовое обеспечение, адвокатирование конкуренции |
||||||||
Вид бюджетной программы |
в зависимости от содержания |
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг |
|||||||
в зависимости от способа реализации |
индивидуальная |
||||||||
текущая/ развитие |
текущая |
||||||||
Наименование показателей бюджетной программы |
ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период |
Проектируемый год |
Проектируемый год |
||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Показатели прямого результата: |
ед. |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
|
Количество проведенных анализов товарных рынков |
ед. |
41 |
20 |
20 |
20 |
20 |
- |
- |
|
Доля исполненных предписаний от общего количества вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных и местных исполнительных органов (за исключением обжалуемых) |
% |
- |
64 |
66 |
68 |
69 |
- |
- |
|
Удельный вес исполненных решений антимонопольного органа по административным делам, от общего числа рассмотренных дел по которым принято решение о привлечении лица к административной ответственности по фактам антиконкурентных действий государственных и местных исполнительных органов (за исключением обжалуемых) |
% |
- |
62 |
64 |
66 |
67 |
- |
- |
|
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований в отношении субъектов рынка, за исключением рынка финансовых услуг |
% |
89,4 |
85 |
86 |
87 |
88 |
- |
- |
|
Доля информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции, результатах работы по основной деятельности Агентства, а также разъяснению норм действующего антимонопольного законодательства от общего количества информационных материалов |
% |
- |
50 |
56 |
60 |
65 |
- |
- |
|
Показатели конечного результата: Снижение уровня монополизации ключевых отраслей экономики |
Балл |
- |
0,80 |
0,76 |
0,69 |
0,66 |
- |
- |
|
Показатели качества: Своевременная и качественная исполняемость запланированных Агентством мероприятий |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
|
Доля удовлетворенных потребителей качеством оказываемой государственной услуги |
% |
85 |
87 |
91 |
96 |
97 |
- |
- |
|
Ориентировочное количество проведенной правовой экспертизы |
ед. |
- |
130 |
140 |
150 |
155 |
- |
- |
|
Исполняемость международных обязательств, принятых Агентством |
ед. |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
|
Показатели эффективности: Эффективное и качественное исполнение бюджетных программ |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
|
Затраты на одного сотрудника |
тыс. тг. |
3325 |
4237 |
4073 |
4160 |
4180 |
- |
- |
|
Объем бюджетных расходов |
тыс. тг. |
718322,7 |
860187 |
819538 |
840268 |
844301 |
- |
- |
|
Бюджетная программа |
002 «Капитальные расходы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции» |
||||||||
Описание |
эффективное выполнение возложенных на Агентство задач и функций по защите добросовестной и свободной конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан |
||||||||
Вид бюджетной программы |
в зависимости от содержания |
осуществление капитальных расходов |
|||||||
в зависимости от способа реализации |
идивидуальная |
||||||||
текущая/развитие |
текущая |
||||||||
Наименование показателей бюджетной программы |
ед. изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||
2012 Год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Показатели прямого результата: |
ед. |
93 |
337 |
68 |
- |
- |
- |
- |
|
Показатели конечного результата: |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
|
Объем бюджетных расходов |
тыс. тг. |
15767 |
133362 |
19610 |
0 |
0 |
- |
- |
Свод бюджетных расходов
Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.04.2014 № 401; от 07.06.2014 № 625.
Ед. изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||
2012 год (отчет) |
2013 год (план текущего) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ВСЕГО бюджетных расходов: |
тыс. тг. |
734090 |
993549 |
839148 |
840268 |
844301 |
- |
- |
текущие бюджетные программы |
тыс. тг. |
734090 |
993549 |
839148 |
840267 |
844300 |
- |
- |
бюджетные программы развития |
тыс. тг. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
АРЕМ – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий;
НБ – Национальный Банк Республики Казахстан;
МТК – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
ВЭФ – Всемирный экономический форум;
СНГ – Содружество Независимых Государств;
СМИ – средства массовой информации.