Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1497

Действующий

ПРЕСС-РЕЛИЗ

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую Концепцию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы (далее – Концепция).
      2. Центральным государственным и местным исполнительным органам Республики Казахстан принять необходимые меры по реализации Концепции.
      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Утверждена            
постановлением Правительства  
Республики Казахстан      
от 31 декабря 2013 года № 1497

Содержание

      1. Видение индустриального развития Республики Казахстан.
      2. Основные принципы и общие подходы.
      3. Инструменты и механизмы реализации политики индустриального развития.
      4. Перечень нормативных правовых актов, которые будут разработаны в реализацию концепции.

      1. Видение индустриального развития Республики Казахстан

      1. Анализ текущей ситуации индустриального развития в Республике Казахстан
      За период реализации Стратегии «Казахстан-2030» динамичное развитие экономики позволило Республике Казахстан более чем в два раза повысить среднедушевой доход населения. Все цели Стратегии «Казахстан-2030» были достигнуты досрочно. Целью новой Стратегии «Казахстан-2050» является вхождение страны в число 30-ти наиболее развитых государств мира к 2050 году. Ее достижение потребует поддержания высоких темпов экономического роста на протяжении длительного времени.
      Сегодняшними успехами в социально-экономическом развитии и привлечении иностранных инвестиций Республика Казахстан обязана таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность.
      Однако в перспективе до 2020 года по достижении определенного уровня благосостояния в интервале от 10 тыс. до 15 тыс. долларов США ВВП на душу населения рост экономики Республики Казахстан может замедлиться. Экономика Республики Казахстан может потерять конкурентоспособность и оказаться в «ловушке среднего дохода». Как показывает опыт экономического развития стран, немногим удается преодолеть порог среднего дохода: из более 100 стран, быстро достигших среднего уровня доходов полвека назад, лишь около десятка смогли стать странами с высоким уровнем доходов, в основном за счет ускоренного развития обрабатывающей промышленности.
      Согласно страновому отчету Международного валютного фонда за сентябрь 2013 года1, в экономике появились признаки «голландской болезни», в частности формирование неблагоприятных условий торговли, рост уровня издержек в экономике и институциональные проблемы. С ростом мировых цен на ресурсы эти признаки будут усугубляться. С 2000 года в Республике Казахстан продолжает расти зависимость экономики и госбюджета от доходов, получаемых за счет экспорта нефти. Нефтяные доходы составляют порядка 51 % консолидированных доходов государства, а дефицит бюджета без учета этих доходов достигает 9,3 % ВВП. Трансферт Национального Фонда Республики Казахстан обеспечивает финансирование почти пятой части всех государственных расходов.

___________________
      1 Страновой отчет МВФ № 13/291, сентябрь 2013 г.

      Для сохранения высоких темпов экономического роста Республике Казахстан потребуется реализовать структурные изменения в экономике, необходимые для перехода на новую стадию развития. Эти изменения включают активное создание новых продуктивных рабочих мест в обрабатывающей промышленности, в том числе за счет перетока рабочей силы из аграрного сектора.
      Отсутствие эффективной государственной политики в области управления сырьевыми ресурсами и доходами от сырьевого сектора, высокая стоимость сырья на внутреннем рынке Казахстана может привести к возможности извлекать сверхприбыли операторами сектора, ограничив при этом способность эффективно развиваться обрабатывающей промышленности.
      В настоящее время в структуре экономики Республики Казахстан промышленность занимает почти третью часть, высокая доля горнодобывающего сектора обеспечивает более 2,5 % занятости и 18 % ВДС в экономике. Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности сегодня составляют более 30 % от общего объема, а в обрабатывающей промышленности всего 12 %.
      Казахстан, который является лидирующим экспортером продукции добывающих отраслей (в первую очередь за счет экспорта добытой нефти), по показателю среднедушевого экспорта опережает все страны СНГ. Однако экспорт продукции обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан относительно низкий – приблизительно вдвое ниже, чем в России.
      Уровень развития обрабатывающей промышленности был довольно низкий. Государственная программа по индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее – ГПФИИР) позволила создать предпосылки для дальнейшего развития промышленного сектора: была создана система институтов развития, принят ряд необходимых нормативно-правовых актов, разработаны отдельные инструменты.
      В результате реализации ГПФИИР произошло смещение тренда в сторону повышения уровня обрабатывающей промышленности, хотя он все еще остается относительно низким. Обрабатывающая промышленность формирует менее 7 % занятости и 12 % ВДС в экономике страны. По занятости в обрабатывающей промышленности Республика Казахстан уступает всем странам–членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), а уровень производительности в 2 раза ниже.
      Республика Казахстан была одной из первых стран, которые заявили о необходимости индустриально-инновационного развития экономики с учетом важности новых технологий. Разработка и запуск ГПФИИР стали ответом страны на вызовы, сформированные экономическим кризисом. Данная программа заложила основу для дальнейшего промышленного роста и считается одним из примеров государственных системных подходов по развитию собственной промышленной базы. Целью ГПФИИР является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. ГПФИИР стала одним из антикризисных инструментов поддержки промышленности в условиях мирового финансового кризиса.
      По итогам 2012 года в сравнении с 2008 годом в Казахстане отмечается положительная динамика прироста по основным индикаторам ГПФИИР: валовой внутренний продукт вырос на 22,5%; валовая добавленная стоимость несырьевого сектора – на 23,4%; объем производства в обрабатывающей промышленности – на 20,5%; производительность труда в обрабатывающей промышленности – на 70%; объем несырьевого экспорта – на 6,4%; уровень инновационной активности предприятий – на 3,6%; объем инновационной продукции – на 240%.
      Основные положительные результаты ГПФИИР:
      1) заложены основы современной промышленной политики в Республике Казахстан. Приняты основные нормативные правовые акты, опробованы различные инструменты поддержки индустриального развития и новые направления политики. В частности, были запущены механизмы привлечения ПИИ и поддержки экспорта, начат процесс трансформации специальных экономических зон;
      2) начата диверсификация экономики за счет ускоренного развития обрабатывающей промышленности, увеличения несырьевого экспорта и привлечения ПИИ в несырьевые сектора. Освоено производство более 150 новых видов продукции. Это высокотехнологичные продукты машиностроения, фармацевтики, химической промышленности;
      3) получили поддержку новые крупные производственные проекты, реализуемые в рамках Карты индустриализации, что позволило избежать сокращения производства. На сегодняшний день введено более 500 новых производств. Указанными объектами произведено продукции на сумму
2,5 трлн. тенге, их доля в промышленности составила 6,3%, в обрабатывающей промышленности – 9,5%;
      4) количество занятых в промышленности (за 4 года) выросло на 9,3% и превысило 1 млн. человек (1004,4 тыс. чел.). В рамках Карты индустриализации создано более 60 тысяч новых рабочих мест в обрабатывающей промышленности, что позволило избежать роста уровня безработицы;
      5) по итогам 2012 года по сравнению с 2008 годом производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,7 раза (при плане в 1,5 раза к 2015 году), увеличившись с 37 тыс. долларов США до 61,8 тыс. долларов США;
      6) с 2010 года привлечено более 90 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций, что составляет более 50% от всего объема валового притока ПИИ, начиная с 2005 года;
      7) создана система институтов развития индустрии, что позволило реализовать эффективные меры поддержки;
      8) широкий отраслевой фокус позволил выявить потенциально конкурентоспособные сектора.
      Вместе с тем, в ходе реализации ГПФИИР был выявлен ряд системных уроков, которые необходимо учесть при формировании политики индустриального развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (далее – Политика), в том числе следующие:
      1) излишне широкий спектр отраслей для государственной поддержки не позволил эффективно сосредоточить ограниченные доступные ресурсы на поддержку отраслей промышленности, обладающих наибольшим потенциалом для развития;
      2) недостаточно сфокусированное распределение бюджетного финансирования между мероприятиями, непосредственно влияющими на достижение заявленных целей ГПФИИР (прямые), и мероприятиями, не связанными с непосредственной реализацией индустриальной политики (косвенные). Лишь менее половины бюджетных ресурсов, выделенных на реализацию ГПФИИР, было затрачено на реализацию прямых и более 60% – на косвенные мероприятия;
      3) недоработки в системе реализации и мониторинга ГПФИИР. В рамках ГПФИИР принято 25 различных программ для поддержки 14 отраслей экономики. Ряд мероприятий отраслевых программ не был направлен на достижение поставленных целей и задач ГПФИИР;
      4) недостаточно оперативное взаимодействие между государственными, местными исполнительными органами и институтами развития, что привело к увеличению сроков принятия решений и снижению эффективности государственной поддержки;
      5) финансирование ГПФИИР осуществлялось не в полной мере по ряду причин, связанных с недостаточно эффективным функционированием финансовой системы. Одной из проблем является состояние системы БВУ, ограничивающее доступ предприятий к долговому финансированию. Рынки капитала Республики Казахстан характеризуются низкой ликвидностью и не позволяют в достаточной мере покрыть потребности в инвестиционном капитале.
      Политика будет являться логическим продолжением ГПФИИР и должна учитывать опыт ее реализации.
      Акцент будет сосредоточен на отраслях экономики, которые будут способствовать снижению зависимости экономики от добывающего сектора.
      Соотношение бюджетного финансирования прямых и косвенных мероприятий, направленных на реализацию Политики, будет пересмотрено с учетом прежнего опыта.
      Для улучшения координации и взаимодействия по вопросам реализации индустриальной политики между государственными, местными исполнительными органами, институтами развития и другими субъектами индустриальной политики в установленном порядке будет продолжено формирование центра компетенций по индустриальной политике на базе Национального института развития в области индустрии.

      2. Глобальные тренды индустриального развития.
      При разработке программных документов по индустриальному развитию необходимо принять во внимание и оценить влияние глобальных тенденций.
      1. Повышение значимости ресурсов.
      Сокращающиеся ресурсы и ценовые колебания на них формируют два разнонаправленных тренда. Первый – это повышение стоимости ресурсов в среднесрочной перспективе и «ресурсный национализм», характеризующийся сокращением доступности, второй – развитие ресурсосберегающих и ресурсоэффективных технологий.
      2. Глобализация и трансформация производственных цепочек.
      ТНК, являющиеся основными участниками мировой торговли, находятся в постоянном поиске более эффективных производственных площадок и партнеров, в том числе локальных. Цепочки добавленной стоимости находятся в постоянной трансформации. Меняется география и уровень их глобализации.
      3. Усиление роли рынков развивающихся стран.
      Формирование среднего класса в развивающихся странах приводит к смещению спроса на развивающиеся рынки.
      4. Международные ограничения и сужение пространства возможностей для государственного вмешательства.
      В последние десятилетия постоянно увеличивается число стран-участниц международных организаций, добровольно принявших на себя обязательства по ограничению государственного вмешательства в экономику для получения выгоды от участия в международных организациях, от снижения пошлин и барьеров. Участие в региональных экономических союзах может накладывать дополнительные ограничения на индустриальную политику страны. Однако в отдельных случаях страны намеренно нарушают принятые обязательства ради поддержки внутренних отраслей.
      5. Конкуренция стран для размещения и развития производства.
      Значимость производственных площадок в развивающихся странах в последние десятилетия постоянно увеличивается и усиливается конкуренция между ними. Производство перемещается в страны с низкими издержками и развитой ресурсной базой.
      6. Увеличение доли и значимости услуг.
      По мере возрастания технологической сложности продукции и перехода к модульным конструкциям в секторах современного производства все большую роль играют услуги. Экономическая активность смещается из производства в сферу услуг, емкую с точки зрения человеческого капитала. Такие услуги, как исследования и разработки, инжиниринг и дизайн, успешно развиваются только при наличии спроса со стороны конкурентоспособного сектора производства.
      7. Рост роли предпринимательства.
      Индустриальное развитие во всем мире опирается на предпринимательский потенциал. Во многих секторах интегрированные компании уступают место многоуровневым системам поставщиков, возрастает роль малого и среднего бизнеса. Страны, обладающие развитым малым и средним бизнесом, имеют наибольшие шансы успешно развивать на своей территории новые сегменты глобальных отраслевых цепочек.
      8. Развитие новых производственных технологий (Третья индустриальная революция).
      Новые технологии изменяют мировую организацию производства и определяют конкурентоспособность компаний. Управление процессами предприятия и системой поставок с применением информационно– коммуникационных технологий, применение новых материалов и новых способов производства с использованием робототехники, интеллектуального моделирования и аддитивных технологий позволяет получить конкурентные преимущества и открывает возможности для формирования высокотехнологичных отраслей промышленности в развивающихся странах. Это ведет к уменьшению масштабов производства, повышению эффективности использования ресурсов, скорому реагированию на запросы потребителей и росту производительности труда, что сказывается на преимуществах развивающихся стран в стоимости труда, способствует сохранению рабочих мест в производстве развитых стран.

      3. Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в сфере индустриального развития.
      При формировании индустриальной политики до 2020 года необходимо учесть сильные и слабые стороны индустриального потенциала страны, а также возможности и угрозы для ее развития.
      1. Сильные стороны для индустриального развития:
      1) высокая обеспеченность природными ресурсами;
      2) макроэкономическая и политическая стабильность;
      3) наличие действующей индустриальной политики, подкрепленной системой институтов развития, государственных холдингов и национальных компаний;
      4) благоприятный деловой климат.
      Республика Казахстан занимает 6-е место в мире по запасам природных ископаемых, 10-е место в мире по уровню разведанных запасов углеводородов, является крупнейшим экспортером урана. Богатые запасы минеральных полезных ископаемых создают базу для активного развития в стране добывающей промышленности. В недрах выявлены 99 из 117 компонентов периодической таблицы химических элементов, из них 70 разведаны, 60 элементов добываются. Северная часть Казахстана имеет ветровую карту, привлекательную для развития ветроэнергетики. Южная часть Казахстана имеет достаточную плотность солнечной активности.
      Республика Казахстан обладает достаточными золотовалютными резервами, существенным объемом средств в Национальном фонде и устойчивой политической системой для поддержания макроэкономической и политической стабильности.
      Сформирована, законодательно утверждена и действует система институтов развития и мер государственной поддержки. Национальные холдинги создают каркас для проведения активной государственной индустриальной политики.
      В ходе реформирования государственных функций и процедур Республика Казахстан достигла успехов в повышении качества делового климата. Позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран ВЭФ (50 место в 2013 году) и рейтинге Всемирного банка по качеству условий для ведения бизнеса (53 место в 2013 году) выше, чем у партнеров по Таможенному союзу и большинства стран макрорегиона.
      2. Слабые стороны и барьеры для индустриального развития:
      1) недостаточная инвестиционная активность в обрабатывающей промышленности;
      2) ограниченная доступность человеческих ресурсов требуемого уровня квалификации;
      3) инфраструктурные ограничения для доступа к мировым рынкам;
      4) наличие узких мест в инфраструктуре (транспортно-логистической, энергетической, водоснабжения);
      5) недостаточная доля малого и среднего бизнеса при доминировании государственных компаний;
      6) низкая конкурентоспособность национальной инновационной системы;
      7) низкая ресурсоэффективность в промышленности;
      8) несовершенное техническое регулирование.
      Инвестиционная активность частных компаний в секторах обрабатывающей промышленности остается низкой и значительно отстает от уровня инвестиций в Китае, России и Бразилии. Слабое развитие финансового рынка не позволяет в достаточной степени и объемах привлекать финансовые ресурсы.
      Отечественные компании и иностранные инвесторы отмечают дефицит человеческих ресурсов достаточной квалификации как ключевой барьер для развития производства на территории страны. Результаты исследований ВЭФ, Всемирного банка, ОЭСР и других международных организаций подтверждают важность данной проблемы.
      Страна находится вне основных международных морских торговых путей. Ввиду ограниченного внутреннего рынка, доступ на внешние рынки и увеличение экспорта критически важны для индустриального развития Республики Казахстан. Развитие экспорта зависит от доступа к зарубежной портовой и дорожной инфраструктуре.
      Промышленные предприятия Республики Казахстан проигрывают своим конкурентам из других стран из-за недостаточно развитой энергетической системы, вызванной географической спецификой размещения энергопроизводящих организаций, общим износом инфраструктуры отрасли электроэнергетики и неэффективной системой взаимоотношений между хозяйствующими субъектами отрасли. Уровень износа генерирующих активов в энергетике составляет более 60%, а потери в распределительных электросетях достигают 13%, что вдвое выше уровня, характерного для развитых стран.
      Доля малых и средних предприятий в выпуске обрабатывающей промышленности составляет всего 16%, что вдвое меньше, чем в развитых странах. Средний бизнес формирует лишь 8% промышленного выпуска. Доминирование государственных компаний промышленности снижает возможности МСБ в промышленном производстве.
      Промышленность Республики Казахстан отстает от других стран в развитии инновационного и высокотехнологичного производства. Согласно отчету Евразийского института конкурентоспособности, инновационная система Республики Казахстан занимает 45-е место (из 50 стран, участвующих в рейтинге) по уровню конкурентоспособности среди развитых и развивающихся стран.
      По уровню энергоэффективности экономика Республики Казахстан занимает одно из последних мест в мире, а в обрабатывающей промышленности страны преобладают отрасли с традиционно высокой энерго- и ресурсоемкостью: металлургия и химическая промышленность. С учетом глобального тренда повышения значимости ресурсов и доли сырьевого сектора в экономике Казахстана для развития перерабатывающей промышленности необходимы меры, направленные на рост ресурсоэффективности, движение к «зеленой экономике» и повышение экономической отдачи от ресурсных отраслей.
      3. Возможности для индустриального развития:
      1) повышение глубины и комплексности извлечения в ресурсных секторах;
      2) спрос компаний ресурсных секторов на оборудование, запасные части и полуфабрикаты, материалы и специализированные услуги;
      3) доступ к рынку ТС и новые рыночные возможности в Китае, странах Центральной Азии и Прикаспийских государствах;
      4) повышение производительности труда и ресурсоэффективности за счет современных производственных и управленческих технологий в промышленности;
      5) формирование внутреннего спроса за счет повышения эффективности государственных закупок и увеличения местного содержания в закупках недропользователей и квазигосударственного сектора.
      Существенный потенциал для роста объема промышленного производства кроется в повышении нормы выпуска с каждой единицы добываемого минерального сырья, увеличении комплексности добычи всех минералов и компонентов, которые содержатся в извлекаемых недрах. В настоящее время в Республике Казахстан эффективность добычи не превышает 70%, в отработанной породе остается неиспользованным существенное количество руды и минералов. Активное развитие ресурсных секторов создает большой рынок спроса на специализированную промышленную технику и оборудование, их обслуживание и профессиональные услуги.
      Потенциал объединенного рынка Таможенного союза, доступного для беспошлинного экспорта потребительских и промышленных товаров, составляет более 2 трлн. долларов США, входя в десятку крупнейших мировых рынков – наряду с рынками Соединенных Штатов Америки, Евросоюза, Китая, Индии, Бразилии и Японии. В ближайшие 5-10 лет для развития обрабатывающей промышленности открываются новые рыночные возможности в макрорегионе. По оценкам МВФ, ожидается активный экономический рост в Китае, Индии, Иране, что приведет к расширению их рынков и росту потенциала для сбыта продукции казахстанской промышленности.
      Существуют резервы использования государственных закупок как инструмента индустриального развития, стимулирования роста малых и средних промышленных компаний. Необходимо снижение административных барьеров в сфере закупок, повышение эффективности и прозрачности закупок для стимулирования роста производительности и развития инноваций. Государственные закупки должны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.
      Все это создает значительное преимущество для расширения бизнеса существующих, создания новых компаний и привлечения зарубежных производителей.
      4. Угрозы в сфере индустриального развития:
      1) влияние продолжающегося финансового кризиса на экономику и индустриальное развитие Республики Казахстан;
      2) конъюнктура на мировых сырьевых рынках;
      3) низкий уровень конкурентоспособности некоторых отечественных предприятий по сравнению с субъектами рынков стран Таможенного союза;
      4) риски структурного торможения экономики;
      5) недобросовестная конкуренция как на внешних, так и на внутренних рынках.
      Остается высокой вероятность новой волны мирового финансового кризиса, проявлениями которого могут стать снижение темпов роста мировой экономики и ухудшение доступа к инвестициям для развивающихся экономик.
      Сохраняется высокая вероятность неустойчивости цен и конъюнктуры спроса на сырье, связанная со снижением темпов роста мировой экономики или региональной неравномерностью экономического развития. Продолжающаяся регионализация мировой экономики может привести к росту торговых барьеров.
      В рамках ТС казахстанские компании столкнулись с усилением конкуренции со стороны зарубежных производителей на внутреннем рынке. Импорт из России, Беларуси, Китая в некоторых сегментах привел к замещению отечественных товаров.
      Проведенный анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз позволяет выделить следующие основные варианты для развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан.
      Развитие обрабатывающей промышленности связано с возможностями удовлетворения спроса добывающей промышленности Казахстана в оборудовании, запасных частях, комплектующих и материалах, а также спроса потребительских секторов рынков макрорегиона. Для этого необходимо решить комплексную задачу преобразования обрабатывающей промышленности Казахстана в привлекательный объект для инвестиций.

      4. Сценарии индустриального развития Республики Казахстан.
      Успешное индустриальное развитие в Казахстане зависит от многих факторов с разной степенью неопределенности. Целесообразно рассматривать различные сценарии, которые позволят своевременно корректировать заданные приоритеты в зависимости от меняющихся тенденций. Индустриальное развитие Республики Казахстан в значительной степени зависит от двух стратегических условий: конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.
      Конъюнктура мирового рынка ресурсов, формирующаяся в зависимости от состояния глобальной экономики, сильно влияет на деятельность системообразующих предприятий сырьевого сектора Казахстана. Как следствие, это отражается на доходной части государственного бюджета, внутреннем спросе и благосостоянии граждан.
      Интеграционные процессы в макрорегионе определяют каналы сбыта отечественной промышленной продукции, а также влияют на развитие кооперации с иностранными инвесторами в области трансферта технологий и инновационного развития. Степень интеграции макрорегиона во многом определяет возможности и перспективы диверсификации экономики.
      Индустриальное развитие страны может быть представлено следующими 4-мя сценариями:
      1) «Благодатная почва» – это наиболее позитивный сценарий, возможный при наличии благоприятной конъюнктуры глобального рынка ресурсов и при условии тесной интеграции стран макрорегиона. При реализации данного сценария государственная поддержка должна быть направлена как на добывающие отрасли, так и на несырьевой сектор экономики. Это позволит достичь значительных темпов роста промышленного производства и нарастить экспортный потенциал;
      2) «Сырьевой рост» – это сценарий при лучшей конъюнктуре рынка ресурсов, но в условиях слабой интеграции макрорегиона. В этом случае стабильный рост промышленного производства будет обеспечиваться за счет сырьевого сектора. При этом в обрабатывающих отраслях стоит ожидать относительно низких темпов роста. Поэтому государству необходимо сконцентрироваться на развитии секторов и кластеров, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов;
      3) «Рост за счет технологий» будет реализовываться при активной интеграции стран макрорегиона, но в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка ресурсов. Тем не менее, производство будет расти за счет несырьевых отраслей, что предполагает качественное развитие человеческого капитала. При этом темпы промышленного роста ожидаются ниже, чем в двух предыдущих сценариях;
      4) «Спад в экономике» – неблагоприятный сценарий, потенциально возможный при низкой конъюнктуре сырьевого рынка и в отсутствие интеграции стран макрорегиона. Как следствие, экономическая изоляция с учетом отсутствия доступа к новым технологиям может привести к снижению инвестиционной активности в стране. В таких условиях, во избежание спада в промышленном производстве, государство будет играть ключевую роль посредством применения антикризисных мер вкупе с эффективной политикой распределения ресурсов.
      Таким образом, названные альтернативные сценарии дают нам общее описание вариантов будущего развития, что в перспективе делает возможным смену приоритетов в зависимости от их актуальности. Наиболее вероятными сценариями развития являются «Благодатная почва» и «Сырьевой рост». Настоящая Концепция индустриального развития на 2015-2019 годы (далее – Концепция) разработана с учетом основных принципов сценария «Благодатная почва».

      5. Обзор международного опыта индустриального развития.
      Индустриальное развитие нового поколения многими странами мира становится ответом на ключевые вызовы экономического кризиса 2007-2008 годов: необходимость создания новых высокопроизводительных рабочих мест, развитие новых технологий и усиление конкуренции между странами. Можно привести следующие примеры программных документов, направленных на ускоренное индустриальное развитие:
      1) Национальная стратегия развития обрабатывающей промышленности США (2012) и проект закона «О возрождении американской обрабатывающей промышленности» (2013);
      2) Стратегия промышленной политики Европейского Союза (2012);
      3) Видение новой промышленности (2010) и Стратегия возрождения промышленности Японии (2013);
      4) Стратегия развития промышленности Турции на 2011-2014 годы (2010);
      5) План Большой Бразилии (2011);
      6) 12-й пятилетний план Китайской Народной Республики на 2011-2015 годы;
      7) Национальный пятилетний план развития промышленности Индии (2012);
      8) Программа экономической трансформации Малайзии до 2020 года (2010);
      9) План действий по развитию промышленности Южноафриканской республики (2012/13-2014/15).
      С учетом тенденций глобализации важность формирования отраслевой специализации и создание конкурентоспособных на глобальном уровне кластеров все больше подталкивает развитые и развивающиеся страны к выбору отраслевых приоритетов. Общесистемные меры поддержки в этом случае направлены на общую поддержку промышленности в таких сферах, как стимулирование конкуренции, повышение доступности финансовых ресурсов, поддержку технологического развития и инновационной активности. В рамках индустриального развития в Республике Казахстан необходимо обеспечить сбалансированность между развитием приоритетных секторов и улучшением условий деятельности для всей промышленности.
      В международной практике для реализации программ создается комплексная система институтов развития, включающая специализированные комиссии и советы для межведомственной координации, а также агентства промышленного развития для повышения эффективности государственной поддержки. Хотя функции и бюджетные ресурсы подобных агентств могут различаться, их важнейшая задача заключается в координации мероприятий по поддержке промышленности и организации реформ, затрагивающих промышленность. Специализированное агентство позволяет сфокусировать усилия и ресурсы на решении ограниченного круга задач, что особенно актуально для Республики Казахстан, где подавляющее большинство проблем, связанных с индустриальной политикой, идентифицируются на стадии реализации.
      Для эффективной координации, мониторинга и контроля деятельности агентств и других институтов развития применяются системы управления по ключевым показателям, а также договоры о результатах деятельности. Эти современные подходы для повышения эффективности в государственном секторе все шире распространяются как в развитых, так и в развивающихся странах – таких, как США, Великобритания, Франция, Южная Корея, Индия и Китай.

      6. Цель и задачи индустриального развития Республики Казахстан до 2020 года.
      Концепция индустриального развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
      Цель индустриального развития Республики Казахстан до 2020 года заключается в создании стимулов и условий для диверсификации и повышения конкурентоспособности промышленности.
      Для достижения этой цели необходимо выполнить пять ключевых задач:
      1) форсированное развитие обрабатывающей промышленности за счет спроса ресурсных секторов и новых возможностей для экспорта в макрорегионе;
      2) повышение качества делового климата для индустриального развития, в том числе формирование благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции;
      3) создание основы для развития секторов будущего через формирование инновационных кластеров и развитие инновационной инфраструктуры;
      4) стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности;
      5) создание продуктивных рабочих мест.

      7. Ожидаемые результаты индустриального развития Республики Казахстан до 2020 года.
      Реализация Политики позволит в 2019 году достичь следующих экономических показателей к уровню 2012 года:
      1) роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,6 раза в реальном выражении;
      2) роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;
      3) роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,7 раза;
      4) снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%;
      5) роста занятости в обрабатывающей промышленности на 53 тыс. человек.
      Данные показатели в дальнейшем могут быть скорректированы в Программе и других государственных документах.

      8. Период реализации.
      Для достижения указанной цели и задач запланированы следующие этапы индустриального развития Республики Казахстан на период с 2015 года по 2019 год:
      1) подготовительный этап (2014 год);
      2) начальный этап (2015 год);
      3) этап реализации (2015 – 2019 годы).
      На подготовительном этапе будет разработана Государственная программа индустриального развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (далее – Программа) и сформированы условия для обеспечения ее успешного запуска.
      С целью активного вовлечения бизнеса и общественности в реализацию инициатив Политики будут организованы ее обсуждения с НПП, отраслевыми ассоциациями, институтами развития, национальными компаниями, холдингами и акиматами.
      Будет обновлена система институтов развития, которые должны быть вовлечены в реализацию Политики. Будут уточнены приоритеты деятельности существующих институтов развития. Необходимо на базе Национального института развития в области развития индустрии продолжить в установленном порядке формирование центра компетенций, специализирующегося на индустриальном развитии и реализации индустриальной политики.
      На подготовительном этапе будут разработаны необходимые акты Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Для обеспечения полноценного финансирования инструментов поддержки промышленности, предусмотренных Политикой, будут подготовлены и внесены соответствующие бюджетные заявки на 2015-2017 годы в установленном законодательном порядке в государственный орган по бюджетному планированию.
      В рамках подготовительного этапа будут организованы специализированные программы повышения квалификации с целью развития компетенций гражданских государственных служащих министерств и институтов развития, вовлеченных в реализацию Политики. Будут приняты новые подходы по формированию Карты индустриализации, в частности будут скорректированы принципы и механизмы, по которым произойдет отбор проектов.
      Для повышения доступности и качества оперативных (ежегодных) данных о ходе реализации Политики, а также планов мероприятий министерств и институтов развития, вовлеченных в ее реализацию, будет усовершенствована система мониторинга и оценки ее реализации.
      На начальном этапе будут осуществлены первоочередные мероприятия по реализации Политики, в том числе запуск мероприятий по развитию 3-5 кластеров из базовых ресурсных секторов экономики, 3-5 кластеров из рыночно-ориентированных секторов экономики, двух инновационных кластеров из секторов «новой экономики». Для поддержки индустриального развития в приоритетных отраслях и секторах экономики будут реализованы пилотные инструменты поддержки индустриального развития.
      На этапе реализации Политики будет задействован полный набор инструментов поддержки индустриального развития в приоритетных отраслях и секторах. Будут осуществлены мероприятия по развитию приоритетных кластеров из базовых ресурсных секторов, рыночно-ориентированных секторов и инновационных кластеров. Будет завершено обновление системы институтов развития. Также, при необходимости, Политика будет актуализирована, а на завершающей стадии этого этапа будет разработана третья пятилетняя программа индустриального развития Республики Казахстан. Кроме того, для кластеров из базовых и рыночно-ориентированных секторов промышленности, а также инновационных кластеров из секторов «новой экономики», необходимо обеспечить достижение международной конкурентоспособности в макрорегионе, включающем страны СНГ и Центральной Азии.
      С целью обеспечения соответствия Политики изменившимся внешним условиям будет осуществлен ее пересмотр. В том числе будут пересмотрены стратегические планы, пятилетние и трехлетние (с учетом бюджетного цикла) планы мероприятий министерств, а также стратегии развития, пятилетние и трехлетние (с учетом бюджетного цикла) планы мероприятий институтов развития, вовлеченных в реализацию Политики.
      На завершающей стадии этапа реализации будет проведена комплексная оценка итогов реализации Политики. Наряду с этим будет организована разработка третьей пятилетней программы индустриального развития Республики Казахстан на период 2020 – 2024 годы.

      2. Основные принципы и общие подходы.
      1. Основные принципы индустриального развития.
      Политика будет базироваться на следующей системе принципов:
      1) баланс отраслевых и кластерных приоритетов, прямых и общесистемных мер государственной поддержки.
      Государственная поддержка будет сбалансирована между развитием приоритетных секторов и кластеров, улучшением условий деятельности для всей промышленности. Приоритетные сектора должны стать основой индустриального и экономического роста, диверсификации промышленности и создания новых продуктивных рабочих мест.
      Фокусирование значительной части государственных финансовых ресурсов на развитии ограниченного числа приоритетных секторов будет отличительной чертой Политики. Общесистемные меры, заложенные в новую индустриальную политику, должны способствовать повышению качества делового климата для индустриального развития, повышению инвестиционной активности, обеспечению инфраструктурой и внедрению информационно-коммуникационных технологий;
      2) проактивная роль и лидерство государства.
      В условиях недостаточной развитости обрабатывающей промышленности государству необходимо играть более активную роль. Вместе с поддержкой существующих производств осуществлять опережающее развитие путем формирования долгосрочного видения и создания эффективной системы стимулов, при этом обеспечивая равные условия для состязательности хозяйствующих субъектов. Эффективное взаимодействие государственных органов, институтов развития, НУХов и национальных компаний должно обеспечить активное формирование базы для развития конкурентоспособной промышленности.
      Государство будет соблюдать баланс между квазигосударственным и частным секторами, развивать потенциально непривлекательные для частного сектора сегменты промышленности, развивать конкуренцию в отраслях и обеспечивать доступ к инфраструктуре, при этом государственные закупки будут стимулировать создание производств на территории Республики Казахстан.
      Государство будет стимулировать развитие систем управления профессиональными рисками и охраны труда в сфере индустрии, а также разработки отраслевых профессиональных стандартов.
      При этом многие страны применяют меры государственного протекционизма по защите собственных рынков даже от стран-партнеров по экономическим союзам. Государство будет осуществлять внешнеэкономическую и дипломатическую поддержку казахстанских компаний, в том числе для поддержки экспорта и в случае их дискриминации;
      3) преемственность и гибкость.
      Политика должна носить преемственный характер и учитывать достижения, результаты и уроки ГПФИИР. Гибкость в реализации политики будет осуществляться в условиях регулярных консультаций с общественностью и бизнесом, обеспечивать высокую восприимчивость к новым идеям и инициативам по ускорению промышленного роста. Будут учитываться конъюнктура и степень интеграции в макрорегионе;
      4) ориентация на результат.
      Политика должна быть ориентирована на достижение конкретных результатов. Должна быть сформирована система понятных, однозначных и прозрачных целевых показателей, дающая возможность оценить степень реализации ключевых инициатив и программ, отдельных мероприятий. Показатели должны обеспечить мониторинг реализации, позволить выявлять неэффективные механизмы и инструменты, обеспечить выявление злоупотреблений. Целевые показатели будут закреплены за государственными органами, которые должны нести ответственность за эффективное исполнение мероприятий по реализации Политики;
      5) партнерство с бизнесом.
      Политика будет разработана и осуществлена в тесном взаимодействии с бизнесом. Стимулирование предпринимательства и развитие МСБ – одна из ключевых задач. Бизнес станет партнером государства, участвуя в разработке ключевых государственных документов, в определении и реализации ключевых мероприятий, оценке проделанной работы. Государство будет поддерживать интеграцию отечественных производителей в цепочки создания стоимости крупных добывающих и промышленных предприятий Казахстана и крупных ТНК на международном уровне;
      6) растущая роль регионов.
      Политика должна учесть потребность развития всех регионов страны, их индустриальный и социально-экономический потенциал. Развитие регионов должно осуществляться через определение их специализации в промышленном производстве и принятие мер, направленных на увеличение интенсивности региональной конкуренции. Развитие отраслевых кластеров в регионах и решение задач по их инфраструктурному и кадровому обеспечению должно стать ответственностью региональных властей;
      7) сбалансированная модель финансирования.
      Для успешной реализации Политики должны быть определены источники финансирования, гарантирующие достаточность ресурсов для выполнения мероприятий. Необходимо повысить эффективность использования государственных средств, выделяемых на индустриальное развитие, и обеспечить доступность долгосрочного финансирования в достаточных объемах для развития и диверсификации промышленности. При этом нельзя подменять собой традиционные банковские и финансовые услуги, вытеснять частный капитал. Потребуются структурные реформы для практического запуска рынка капитала и перезапуска долгового рынка.

      2. Общие подходы.
      Меры государственной поддержки будут распространяться на три типа получателей: предприятия, сектора, территории (территориальные кластеры).
      1. Поддержка приоритетных отраслевых секторов и предприятий.
      Глава государства на Евразийском форуме развивающихся рынков «Вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых государств мира» подчеркнул необходимость корректировки индустриальной политики: «Нам нужно ограничить число приоритетных отраслей для проведения форсированной индустриальной политики. В противном случае это приведет к распылению ресурсов и отсутствию конкретных результатов».
      Развитие отраслевых секторов будет ориентироваться на комплексную поддержку соответствующих отраслевых цепочек создания добавленной стоимости. В рамках политики индустриального развития предусматривается сбалансированная поддержка трех групп отраслевых секторов, обеспечивающая достижение цели и выполнение задач Программы и создающая предпосылки для разумной диверсификации экономики в среднесрочном (до 2019 года) и долгосрочном (до 2030 года) периоде:
      1) базовые секторы;
      2) рыночно-ориентированные секторы;
      3) инновационные секторы.
      Первая группа отраслевых секторов – базовые секторы – представляет собой отрасли производства товаров, непосредственно связанные с переработкой ресурсов и крупнотоннажным производством промышленных коммодитиз.
      Вторая группа отраслевых секторов – рыночно-ориентированные секторы – представляет собой все отрасли промышленности, движимые спросом на внутреннем рынке и имеющие существенные возможности для развития за счет увеличения присутствия на рынках макрорегиона.
      На период 2015-2019 года основным направлением экспорта рыночно-ориентированных секторов должен стать макрорегион, состоящий из пяти уровней:
      1) приграничные регионы России;
      2) другие регионы России, Украина, Беларусь;
      3) западные регионы Китая;
      4) Центральная Азия и другие регионы Китая;
      5) Азербайджан, Иран и страны Кавказа.
      Политика будет сфокусирована на приоритетных отраслевых секторах. Выбор таких секторов обоснован их относительно высокой привлекательностью в среднесрочной перспективе (включая объем и рост рынка для продукции сектора и потенциальный экономический эффект от развития сектора) и наличием в Казахстане конкурентных преимуществ для их развития (включая текущий уровень развитости сектора и качество условий для его будущего развития).
      Приоритетными для поддержки секторами первой и второй группы являются:
      1) черная металлургия;
      2) цветная металлургия;
      3) нефтепереработка;
      4) нефте- газохимия;
      5) производство продуктов питания;
      6) агрохимия;
      7) производство химикатов для промышленности;
      8) производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей;
      9) электрооборудование;
      10) производство сельскохозяйственной техники;
      11) производство железнодорожной техники;
      12) производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности;
      13) производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности;
      14) производство строительных материалов.
      Третья группа отраслевых секторов – инновационные сектора – представляет собой все сектора так называемой «новой экономики», развитие которых во многом определяется результатами научных исследований и разработок, в том числе информационно-коммуникационные и космические технологии, биотехнологии, технологии новых материалов и возобновляемых источников энергии.
      Приоритетность секторов обуславливает распределение бюджета, направленного на реализацию Политики: большая часть (80%) средств, выделяемых на реализацию Политики, будет направлена на поддержку приоритетных секторов2. Остальные средства могут быть выделены для поддержки секторов, не вошедших в число приоритетных, и основными критериями для их поддержки станут объем экспорта продукции, уровень производительности, а также степень государственной поддержки.
      Поддержка будет обеспечена не только отечественным предприятиям, но и иностранным компаниям, которые локализуют производство своих товаров и услуг в Республике Казахстан.
      Объектами поддержки станут существующие предприятия и перспективные инвестиционные проекты. Меры поддержки будут носить финансовый и нефинансовый характер и будут реализованы в следующих основные направлениях:
      обеспечение доступности финансовых ресурсов для развития бизнеса и создания эффективных инвестиционных стимулов для реализации значимых проектов;
      оказание специализированных услуг для повышения конкурентоспособности предприятий в сфере внедрения современных технологий и стимулирования инноваций, повышения производительности и ресурсоэффективности, повышения квалификации человеческих ресурсов, развития экспортного потенциала и других приоритетных направлений.
      Поддержка будет дифференцирована в зависимости от размеров предприятий. Малые промышленные предприятия будут поддерживаться на системной основе с применением стандартных инструментов. Для поддержки средних предприятий будет использован более дифференцированный подход, учитывающий отраслевую специфику. Для крупных предприятий, имеющих стратегическую значимость для индустриального развития Казахстана и реализующих масштабные проекты, будет применен индивидуальный подход, направленный на создание более конкурентоспособных условий для ведения бизнеса по отношению к потенциальным странам конкурентам.
      В рамках поддержки инновационных секторов будет рассмотрено создание ключевых элементов инновационной инфраструктуры мирового уровня, в том числе технологических парков и исследовательских центров. Будут разработаны специальные инструменты для поддержки инновационного малого и среднего бизнеса.
_________________
      2 Будет уточнено при подготовке Программы

       2. Поддержка приоритетных отраслевых кластеров.
      Ключевым направлением политики индустриального развития в ближайшие годы станет сфокусированная поддержка приоритетных отраслевых кластеров.
      В группе базовых секторов будут определены соответствующие национальные кластеры, развитие которых будет координироваться на уровне центральных органов власти и соответствующих институтов развития. В рамках Политики масштаб поддержки будет ограничен 5-10 лидирующими национальными кластерами, имеющими наибольший потенциал развития:
      1) в горно-металлургическом секторе – Карагандинский, Восточно-Казахстанский, Павлодарский металлургические кластеры;
      2) в нефте- и газоперерабатывающем секторе приоритетными являются Павлодарский нефтеперерабатывающий, Атырауский нефте-газоперерабатывающий, Южно-Казахстанский нефтеперерабатывающий кластеры;
      3) в химическом секторе к приоритетным относятся Жамбылский, Павлодарский, Актюбинский химические кластеры.
      Для поддержания каждого национального кластера будут созданы специальные управляющие структуры (совет кластера), назначение которых – разработка и реализация стратегий и дорожных карт развития в соответствии с Концепцией формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2013 года № 1092.
      Для развития территориальных (региональных, межрегиональных) кластеров в рыночно-ориентированных секторах будет обеспечена финансовая поддержка на конкурсной основе, а также необходимая методическая и информационная поддержка. Эта поддержка будет направлена на выработку стратегий и дорожных карт развития кластеров, поддержку кластерных ассоциаций и комплексных проектов развития кластеров по формированию специализированной инфраструктуры, системы поставщиков и центров общего пользования, повышению доступности человеческих ресурсов и качества образовательных программ, стимулированию инноваций, поддержке экспорта и других направлений.
      Одним из инструментов развития и усиления взаимодействия государства, бизнеса и науки в национальных и региональных кластерах станут целевые технологические программы.
      В рамках третьей группы секторов будет реализован комплекс мероприятий для поддержки инновационных кластеров в г. Астане (кластер «Назарбаев Университет»), г. Алматы (кластер «Парк инновационных технологий»).
      Для поддержки кластеров будут использованы следующие меры государственной поддержки: софинансирование необходимой для развития кластера инфраструктуры, оказание специализированных услуг, эффективное регулирование и снижение административных барьеров.
      3. Общесистемные меры поддержки индустриального развития.
      В целях повышения качества делового климата для индустриального развития Казахстана будет осуществляться поддержка в следующих ключевых направлениях:
      1) финансовые ресурсы.
      Финансирование мероприятий, направленных на реализацию Политики, будет сбалансированным и может осуществляться из различных источников, в том числе за счет ресурсов частного сектора, прямых иностранных инвестиций и государственного финансирования. Государственный сектор и институты развития продолжат поддержку индустриализации, однако необходимо будет повысить эффективность использования государственных средств, выделяемых на индустриальное развитие. Также необходимо стимулировать внутреннюю инвестиционную активность казахстанского частного сектора и повышать участие частного капитала в финансировании развития реального сектора экономики страны. Вовлечение иностранных источников финансирования может быть достигнуто с помощью расширения мероприятий, направленных на стимулирование иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата.
      Потребуются структурные реформы для практического запуска рынка капитала и перезапуска долгового рынка. Необходимо улучшить условия для притока прямых иностранных инвестиций, а также повысить ликвидность фондового рынка путем стимулирования как спроса на акции, так и их предложения акций со стороны эмитентов.
      Повышение эффективности деятельности банковской системы путем очистки БВУ от проблемных кредитов, повышения навыков банков в оценке кредитных рисков и увеличения объемов кредитования является важным условием обеспечения финансирования индустриализации. Механизм государственного фондирования БВУ для дальнейшего кредитования частного сектора станет одним из инструментов эффективного доведения финансирования до реального сектора экономики. Необходимо стремиться к снижению процентных ставок и увеличению сроков кредитования для предприятий МСБ;
      2) человеческие ресурсы.
      Опережающее индустриальное развитие нуждается в повышении доступности и обеспечении качества человеческих ресурсов, предъявляет требования к качеству образования. В целях обеспечения потребностей индустриализации будут реализованы меры по повышению конкурентоспособности ведущих высших учебных заведений и мероприятия по модернизации системы технического и профессионального образования, созданы условия для распространения опыта пилотных центров подготовки и повышения профессиональной квалификации по дуальной системе, разработаны новые профессиональные стандарты в партнерстве с промышленностью.
      Будут реализованы меры, направленные на повышение гибкости рынка труда, создание эффективных стимулов для профориентации и упрощение переобучения. Необходимо усовершенствовать систему прогнозирования потребности в трудовых ресурсах в разрезе отраслей, профессий и специальностей с целью упреждающей подготовки кадров. В рамках поддержки приоритетных отраслевых секторов и кластеров будут разработаны образовательные программы с участием экспертов ведущих мировых центров развития образования. При этом образовательные программы должны ориентироваться в первую очередь на быстро меняющиеся технологии, на тенденции индустриального развития и запросы работодателей;
      3) инфраструктура.
      Ключевым условием ускоренной индустриализации Казахстана в следующую пятилетку является решение проблем доступности и качества в сфере транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры и обеспечение обоснованных уровней тарифов, привлекательных для инвесторов. ГЧП станет одним из механизмов содействия индустриальному развитию и поддержки проектов, направленных на создание и развитие инфраструктуры.
      Будут приняты меры по повышению эффективности специальных экономических зон, созданы международные транспортные коридоры, в ключевых транспортных узлах будет создана современная логистическая инфраструктура, которая позволит эффективно обслуживать международные перевозки. Развитие энергетики будет направлено на повышение эффективности инфраструктуры генерации и распределения электроэнергии. Созданы стимулы для повышения энергоэффективности промышленного производства. Помощь в структурировании сделок ГЧП и привлечении частного капитала потребует повышенной кооперации между институтами развития, частным сектором и государственными органами. Также будет обеспечен приоритетный доступ к сырью для работающих в Казахстане компаний;
      4) технологии и инновации.
      Сокращение разрыва по уровню производительности с развитыми странами может осуществляться только за счет активного внедрения новых технологий и при условии высокой инновационной активности в промышленности.
      Инновационный сегмент индустриальной политики будет состоять из комплекса мер по повышению эффективности производства в приоритетных секторах и увеличению инновационной активности в стране, реализовать ее можно стимулированием производительности труда, трансфертом технологий, повышением технологических и управленческих компетенций, системой инструментов поиска и поддержки, внедрением и продвижением наиболее перспективных инновационных идей и проектов.
      При этом будет усовершенствована система экспертизы инновационных проектов, обеспечена эффективность и прозрачность процедур развития инновационной инфраструктуры. Будет проработан вопрос развития рискового финансирования, построения эффективной системы технического регулирования и стандартов.
      Продолжится работа по аналитическому и информационному обеспечению инновационных процессов, изучению международного опыта и внедрению лучших мировых практик;
      5) интернационализация.
      Для индустриального развития необходимы сфокусированные и активные действия по привлечению иностранных инвестиций, расширению экспортного потенциала местных компаний и их интеграции в глобальные отраслевые цепочки. Должны быть определены ключевые сферы международной индустриальной специализации Казахстана. Необходимо использовать СЭЗ как инструмент развития и увеличения экспорта продукции рыночно-ориентированных секторов. Нужно стимулировать выход казахстанских компаний на уровень макрорегиона. Это потребует формирования государственной экспортной политики, которая определит приоритеты развития и основные механизмы общенациональной системы поддержки экспорта;
      6) предпринимательство и малый и средний бизнес.
      Важным фактором успеха индустриализации будет являться конкурентоспособный малый и средний бизнес, а также высокая предпринимательская активность в промышленности. Необходимо приложить дополнительные усилия для развития малого и среднего бизнеса в промышленности. Должны быть применены новые и расширены существующие меры развития малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение доступности финансовых ресурсов и реализацию потенциала государственных закупок и закупок национальных компаний как инструмента развития производственного малого и среднего бизнеса. Национальным компаниям необходимо придерживаться политики разумного ограничения вмешательства в конкурентные рынки, если это оказывает негативное влияние на малый и средний бизнес, а их стратегии развития должны соответствовать интересам государства;
      7) отраслевое регулирование.
      Для ускоренного индустриального развития нужно обеспечить отраслевое регулирование мирового уровня. В пределах, допустимых внутренними и международными нормами и договоренностями, система должна состыковывать производителей казахстанской продукции с потребителями. Принимаемые меры поддержки должны охватывать систему нетарифного регулирования, в том числе инфраструктуру качества и местного содержания, направленного на обеспечение сбыта производимой продукции, а также ее защиты от недобросовестной конкуренции. Развитие регулирования будет опираться на критерии эффективности, принятые ОЭСР, и на систему регулярной оценки бизнесом качества регулирования и издержек, связанных с соблюдением стандартов и регламентов. Для реформы отраслевого регулирования в рамках следующей пятилетки индустриального развития будут разработаны и реализованы дорожные карты повышения эффективности регулирования во всех ключевых сферах индустриального развития (в том числе, недропользование, строительство, экспорт и другие). Будет запущен рейтинг «Деловой климат», который позволит ежегодно оценивать качество условий для ведения бизнеса в промышленности.
      4. Роль квазигосударственного бизнеса в стимулировании индустриального развития.
      Национальные управляющие холдинги и национальные холдинги будут участниками реализации Политики. Стратегии развития национальных управляющих холдингов и национальных холдингов будут пересмотрены с целью учета основных принципов Политики, включая следующие направления:
      создание компаний, конкурентоспособных на мировом рынке;
      обеспечение конкурентоспособной инфраструктуры для индустриального развития;
      стимулирование технологического развития и инноваций;
      реализация современной стратегии социальной ответственности бизнеса, включая решение вопросов развития человеческого капитала, развития системы поставщиков, внедрение современных стандартов деятельности;
      стимулирование развития новых перспективных, но не привлекательных для частного сектора направлений.
      Будет повышаться эффективность институтов развития как каналов финансирования реального сектора экономики, организованного на принципах рационального и эффективного использования финансовых инструментов.
      Для финансирования крупномасштабных индустриальных проектов с уровнем риска выше рыночного будут использоваться кредитные и лизинговые продукты институтов развития, кроме того, будет рассмотрена возможность предоставления гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам и лизингу.
      Будет продолжено кредитование МСБ через обусловленное размещение средств в БВУ, субсидирование процентных ставок и гарантирование кредитов для выполнения стратегической цели по росту доли МСБ в экономике Республики Казахстан.
      Будет усилено стимулирование использования прямых частных инвестиций и венчурного капитала в приоритетных секторах экономики. Деятельность будет осуществляться в форме инвестиций через фонды прямых инвестиций и венчурного капитала, а также прямых инвестиций посредством предоставления грантов и проектного финансирования.
      5. Роль частного бизнеса в стимулировании индустриального развития.
      Как показывает опыт стран, реализовавших успешные программы ускоренной индустриализации, существуют резервы для повышения эффективности мер по индустриальному развитию за счет активных консультаций с бизнес-сообществом и с представителями регионов в ходе разработки и реализации таких программ.
      Бизнес-сообщество в лице НПП, отраслевых ассоциаций и отдельных бизнес-лидеров примет активное участие в разработке и реализации Политики по следующим основным направлениям:
      определение приоритетов развития отраслей и кластеров;
      принятие решений по поддержке отдельных проектов и инициатив;
      повышение качества делового климата: развитие человеческих ресурсов, инфраструктуры, в том числе в форме ГЧП;
      разработка дорожных карт снижения административных барьеров;
      оценка качества делового климата;
      оценка эффективности мер государственной поддержки;
      мониторинг хода реализации Политики с оценкой исполнения планов и обязательств государством и бизнесом.
      Данная работа будет организована на уровне отраслевых комитетов НПП, а также постояннодействующих комиссий, которые включают предпринимателей, представителей министерств, ведомств и институтов развития. Дополнительным механизмом являются инициативные группы представителей НПП по отдельным темам, например, по снижению административных барьеров.
      6. Роль регионов в стимулировании индустриального развития.
      На акиматы возлагается ответственность за индустриальное развитие региона в соответствии с их региональной специализацией, закреплением личной ответственности за результаты. В рамках реализации Политики региональные власти получают: большую самостоятельность и возможность оперативно принимать решения об индустриальном развитии региона. Контроль будет осуществляться на базе мониторинга ключевых показателей индустриального развития в регионе;
      функции оператора реализации Политики в лице социально-предпринимательских корпораций, которые в свою очередь будут наделены необходимыми для этого функциями и полномочиями.
      Акиматы регионов Казахстана должны играть более активную роль в создании благоприятных условий для индустриального развития, в том числе по следующим направлениям:
      разработка и реализация региональных стратегических документов в сфере социально-экономического развития, в том числе промышленности;
      разработка и принятие мер, направленных на увеличение интенсивности местной конкуренции;
      поддержка приоритетных территориальных кластеров и реализация приоритетных проектов;
      обеспечение современной и конкурентоспособной инфраструктурой промышленных предприятий;
      развитие человеческих ресурсов и системы образования;
      привлечение иностранных инвестиций;
      стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса.

      3. Инструменты и механизмы реализации политики индустриального развития.
      Для повышения эффективности реализации Политики необходимо последовательно принять ряд актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, согласованных между собой по ожидаемым результатам:
      1) настоящая Концепция – ключевой документ, который формулирует положения Политики;
      2) Программа, которая будет детально описывать задачи, меры, обеспечивающие достижение целей Программы, целевые индикаторы и другие положения для реализации данной Концепции;
      3) План мероприятий по реализации Программы (далее - План мероприятий) с детальным указанием конкретных действий, направленных на достижение целей и задач программы, с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на ее реализацию;
      4) Стратегические планы центральных исполнительных органов Республики, утверждаемые постановлениями Правительства Республики Казахстан;
      5) Программы развития территорий и планы мероприятий по их реализации, утверждаемые соответственно решениями маслихатов и акимов регионов;
      6) Стратегии и планы развития национальных холдингов и национальных компаний, иных контролируемых государством акционерных обществ и товариществ, участвующих в реализации Политики;
      7) Стратегии и планы развития национальных институтов развития, иных контролируемых государством акционерных обществ и товариществ, участвующих в реализации Политики.
      Внесение изменений и дополнений в перечисленные акты Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан будет производиться по мере возникновения необходимости с учетом актуальных реалий соответствующего периода.
      Такой порядок разработки и принятия вышеуказанных актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан повысит эффективность и прозрачность реализации Политики на вертикальном и горизонтальном уровнях, обеспечит последовательность и синхронность осуществления мероприятий.
      Принципиальным является отсутствие специальных отраслевых программ, разрабатываемых в развитие Политики. Важным является соблюдение четкой взаимосвязи между вышеперечисленными актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан по ожидаемым мероприятиям при их разработке и внесении изменений и дополнений.
      Вместе с тем, в рамках разработки Программы будет рассмотрен вопрос о целесообразности совершенствования законодательства, затрагивающего индустриальную политику в установленном законодательством порядке.
      С целью обеспечить прозрачность управления реализацией Политики в Программе будет закреплено четкое распределение ответственности и институциональные механизмы ее реализации, мониторинга и финансирования.
      Президент Республики Казахстан утверждает Политику и принимает ключевые решения по ее реализации.
      Основными участниками планирования, реализации Политики и мониторинга Программы должны стать:
      1) Администрация Президента Республики Казахстан – согласование и обеспечение принятия Программы и согласование Плана мероприятий;
      2) Правительство Республики Казахстан – утверждение и контроль исполнения Плана мероприятий, в т.ч. использования бюджетных средств; обеспечение межведомственной координации центральных органов власти по реализации мероприятий; подготовка отчетов о реализации Программы; обеспечение контроля соответствия Программе принимаемых актов Правительства Республики Казахстан, центральных и местных органов власти; обеспечение сбора и анализа предложений по изменениям и дополнениям для Программы и Плана мероприятий;
      3) министерства и другие центральные органы власти – разработка Стратегических планов государственных органов, их последующая реализация и отчетность; исполнение мероприятий по реализации Программы и Плана мероприятий;
      4) акиматы областей Республики Казахстан и гг. Астана и Алматы – обеспечение реализации Программы и Плана мероприятий на региональном уровне, разработка планов развития территорий в соответствии с положениями Программы;
      5) национальные холдинги и национальные компании, иные контролируемые государством акционерные общества и товарищества, участвующие в реализации Программы – разработка соответствующих стратегических документов и планов развития; осуществление уставной деятельности по реализации мероприятий; осуществления мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      6) Национальная палата предпринимателей – участие в обсуждении и разработке соответствующих стратегических документов и планов развития, разрабатываемых для реализации Программы;
      7) национальные институты развития – разработка соответствующих стратегических планов развития; осуществление уставной деятельности по реализации мероприятий; осуществления мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.
      При Правительстве Республики Казахстан будет сформирована Комиссия по промышленному развитию Республики Казахстан (далее – Комиссия).
      Основной задачей Комиссии является подготовка рекомендаций и предложений по:
      1) определение приоритетных секторов промышленности для индустриального развития Республики Казахстан;
      2) повышение конкурентоспособности и эффективности промышленности Республики Казахстан;
      3) концептуальным подходам к реализации государственной политики в сфере обрабатывающей промышленности, в том числе кластерной инициативы;
      4) критериям отбора территориальных (региональных, межрегиональных) кластеров, а также инвестиционных проектов.
      Для координации работы по развитию отраслей промышленности, упорядочения системы поддержки через институты развития необходимо на базе Национального института развития в области развития индустрии продолжить в установленном порядке формирование центра компетенций в области индустриальной политики с основными направлениями деятельности: информационно-аналитическая поддержка индустриального развития страны; мониторинг реализации Программы; развитие программы повышения производительности; развитие систем поставщиков и интеграция в глобальные отраслевые цепочки; координация государственной политики по поддержке кластеров; разработка дорожных карт по снижению административных барьеров; сопровождение Карты индустриализации; поддержка операционной деятельности и аналитическое обеспечение Комиссии и др.
      С целью обеспечения контроля за исполнением задач Программы необходимо внедрить комплексную систему оценки ее реализации с учетом достижения ключевых индикаторов; качества исполнения мероприятий центральными и местными исполнительными органами власти по отдельным отраслевым направлениям и регионам; степени эффективности использования бюджетных средств; привлекать независимые компании и ассоциации для формирования объективной оценки реализации Программы.
      Ключевым механизмом в системе мониторинга реализации Программы должна стать оценка, основанная на фактах, и финансирование исполнителей в зависимости от достигнутых результатов. Внедрение этого подхода потребует дальнейшего совершенствования системы государственного планирования Республики Казахстан, которое должно в первую очередь отразиться в новых видах анализа и оценки – таких, как предварительная оценка программ и проектов, оценка результативности их реализации относительно затрачиваемых государственных ресурсов.

      4. Перечень нормативных правовых актов, которые будут разработаны для реализации Концепции.
      Достижение цели и решение задач Концепции предполагается посредством принятия в 2014 году следующих актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан:
      1) Указ Президента Республики Казахстан об утверждении Государственной программы индустриального развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы;
      2) постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы индустриального развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.

      Расшифровка аббревиатур:
      БВУ – Банки второго уровня
      ВВП – Валовой внутренний продукт
      ВТО – Всемирная торговая организация
      ВЭФ – Всемирный экономический форум
      ГЧП – Государственно–частное партнерство
      МВФ – Международный Валютный Фонд
      МСБ – Малый и средний бизнес
      НПП – Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан
      ООН – Организация Объединенных Наций
      ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития
      ПИИ – Прямые иностранные инвестиции
      СНГ – Содружество Независимых Государств
      СПК – Социально-предпринимательские корпорации
      СЭЗ – Специальная экономическая зона
      ТС – Таможенный союз

      Используемые термины:
      Аддитивные технологии – класс технологий, в которых деталь формируется наращиванием материала, а не удалением его из заготовки, как в традиционных.
      Голландская болезнь – состояние экономики, для которого характерны два симптома. Первый – увеличение добычи и экспорта сырья. Второй - уменьшение объемов отечественного промышленного производства. При этом появление второго симптома неразрывно связано с первым. Другими словами, «голландская болезнь» – это такое состояние экономики, при котором экспорт сырья гасит развитие национальной экономики.
      Деловой климат – широкий набор политических, экономических, юридических и материальных факторов, которые определяют преимущества страны для иностранных инвестиций, а также склонность национальных компаний всех размеров и отраслей инвестировать в развитие.
      Диверсификация – рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков.
      «Зеленая» экономика – экономика, направленная на сохранение благополучия общества за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл. В первую очередь, «зеленая» экономика направлена на экономное потребление тех ресурсов, которые в настоящее время подвержены истощению (полезные ископаемые – нефть, газ) и рациональное использование неисчерпаемых ресурсов.
      Национальные институты развития – юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.
      Интернационализация – технологические приемы разработки, упрощающие адаптацию продукта к языковым и культурным особенностям региона, отличного от того, в котором разрабатывался продукт.
      Кластер – географически сконцентрированная группа взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая включает в себя производителей конечных или промежуточных товаров и услуг, поставщиков комплектующих, специализированных услуг, производителей производственного и иного оборудования, поставщиков специализированной инфраструктуры, научных и исследовательских организаций, организаций высшего образования, организаций технического и профессионального образования и других организаций, имеющих определенную отраслевую специализацию.
      Коммодитиз – активно экспортируемые товары массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставимостью качественных характеристик в течение продолжительных периодов времени и взаимозаменяемостью отдельных партий, что позволяет вести торговлю им по описаниям и образцам.
      Ловушка среднего дохода – ситуации в экономическом развитии, при которой страна, которая достигает определенного дохода, «застревает» на этом уровне.
      Локализация – размещение на территории страны производства продукции первоначально иностранного происхождения.
      Макрорегион – регион, который состоит из пяти уровней, в зависимости от степени интеграции с Республикой Казахстан.
      Первый уровень включает приграничные регионы Российской Федерации: Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская области, Республика Башкортостан, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край, Республика Алтай.
      Второй уровень включает все регионы Российской Федерации, Украину и Беларусь.
      Третий уровень включает западные регионы Китая, которые граничат с Республикой Казахстан.
      Четвертый уровень включает все регионы Китая, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан.
      Пятый уровень включает Турцию, Иран, Ирак, Азербайджан.
      Метод бережливого производства – концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.
      Новая экономика – экономика знаний, новых технологий и новых бизнес–процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.
      Промышленность – совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве (БЭС).
      Транснациональная компания – компания, владеющая производственными подразделениями в двух и более странах, а также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25–30 % от их общего объема.