Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 23.06.2015 № 475 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие см. п. 2.
В соответствии с подпунктом 38-2) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и функционирования рынка электрической мощности.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 января 2015 года, за исключением пунктов 15, 20, 23, 24, 25, подпунктов 1) и 3) пункта 26, 27, 28, 29 и 30 настоящих Правил, которые вводятся в действие с 1 января 2016 года.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 марта 2013 года № 303
Правила
организации и функционирования рынка электрической мощности
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и функционирования рынка электрической мощности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 38-2) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (далее - Закон), и определяют порядок организации и функционирования рынка электрической мощности Республики Казахстан.
2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия и определения:
1) аттестация электрической мощности генерирующих установок – мероприятия, проводимые системным оператором и направленные на определение технической готовности генерирующих установок энергопроизводящих организаций (как существующих, так и вновь введенных в эксплуатацию) к несению нагрузки для участия в рынке электрической мощности;
2) аттестованная электрическая мощность – электрическая мощность энергопроизводящей организации, готовая к несению нагрузки на генерирующих установках;
3) прогнозные балансы электрической энергии и мощности - разработанные системным оператором и утвержденные уполномоченным органом прогнозные объемы потребления/производства электрической энергии, максимальная мощность потребления/генерации, резервы электрической мощности единой электроэнергетической системы (далее - ЕЭС) Казахстана и прогнозные объемы экспорта/импорта электрической энергии;
4) технологический минимум генерирующих установок – минимальная мощность генерации генерирующих установок;
5) рынок электрической мощности - система взаимоотношений между субъектами оптового рынка электрической энергии, связанных с поддержанием энергопроизводящими организациями генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, обновлением, поддержкой, реконструкцией и техническим перевооружением существующих производственных активов, а также их созданием;
6) оператор рынка централизованной торговли (далее – оператор рынка) - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергией, и услугой по поддержанию готовности электрической мощности;
7) услуга по поддержанию готовности электрической мощности (далее – услуга по поддержанию мощности) - услуга, оказываемая энергопроизводящими организациями системному оператору, по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, аттестованной в установленном порядке, к несению нагрузки;
8) услуга по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки (далее – услуга по обеспечению мощности) - услуга, оказываемая системным оператором по обеспечению готовности электрической мощности генерирующих установок, аттестованной в установленном порядке, в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, к несению нагрузки;
9) централизованные торги электрической мощностью - процесс, направленный на заключение договоров об оказании услуг по поддержанию готовности электрической мощности (за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе) между энергопроизводящими организациями и системным оператором в электронной системе торговли;
10) спот-торги электрической мощностью - организованная торговля услугами по поддержанию готовности электрической мощности (за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе) в электронной системе торговли на краткосрочном основании в режиме за день вперед.
Другие понятия и определения, использованные в настоящих Правилах, применяются в соответствии с Законом и нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области электроэнергетики.
3. Энергопроизводящая организация в рынке электрической мощности участвует в качестве поставщика услуги по поддержанию мощности системному оператору.
4. Системный оператор в рынке электрической мощности участвует в качестве потребителя услуги по поддержанию мощности, а также поставщика услуги по обеспечению мощности потребителям.
5. Потребителями услуги по обеспечению мощности (далее - потребители) являются следующие субъекты оптового рынка электрической энергии, заключившие с системным оператором договоры на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки:
1) оптовые потребители;
2) энергоснабжающие организации;
3) энергопередающие организации.
6. Организация и проведение централизованных торгов электрической мощностью осуществляются оператором рынка в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
2. Порядок организации и функционирования
рынка электрической мощности
Порядок организации и функционирования долгосрочного
рынка электрической мощности
7. Долгосрочный рынок электрической мощности - рынок электрической мощности, функционирующий в целях привлечения инвестиций для ввода новых электрических мощностей в объеме, достаточном для удовлетворения спроса на электрическую энергию и поддержания величины электрической мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, определенной на основании прогнозного баланса электрической мощности.
8. Системный оператор ежегодно в срок до пятнадцатого октября разрабатывает прогнозный баланс электрической энергии и мощности на предстоящий семилетний период и размещает его в средствах массовой информации.
9. Уполномоченный орган на основе прогнозных балансов электрической энергии и мощности ежегодно устанавливает прогнозируемый дефицит электрической мощности, а также разрабатывает и утверждает перспективную схему размещения электрических мощностей, в которую приоритетно включаются вновь вводимые в эксплуатацию генерирующие установки, по которым проведен тендер, с размещением на своем интернет-ресурсе.
10. Для покрытия прогнозируемого дефицита электрической мощности уполномоченный орган принимает решение о проведении тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию.
11. Уполномоченный орган проводит тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
12. В тендере на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, участвуют потенциальные инвесторы.
13. Уполномоченный орган с победителем тендера заключает договор на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию.
14. В течение тридцати календарных дней со дня заключения договора на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, системный оператор заключает договор о покупке услуг по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, с победителем тендера по цене, в объеме и на сроки, установленные уполномоченным органом.
15. Системный оператор приобретает услуги по поддержанию мощности на основании договора об оказании услуги по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, после ввода данных генерирующих установок в эксплуатацию и проведения аттестации.
Порядок организации и функционирования краткосрочного
рынка электрической мощности
16. Краткосрочный рынок электрической мощности – рынок электрической мощности, функционирующий в целях привлечения инвестиций для поддержки существующих электрических мощностей в объеме, достаточном для удовлетворения спроса на электрическую энергию и поддержания величины электрической мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, определенной на основании прогнозного баланса электрической мощности.
17. Системный оператор до 1 марта 2015 года формирует и публикует на официальном сайте в сети интернет перечень потребителей с последующим его мониторингом и включением в перечень новых потребителей.
18. Субъекты оптового рынка формируют прогнозные заявки на производство-потребление электрической энергии и мощности на предстоящий год с разбивкой по месяцам и направляют системному оператору не позднее первого октября года, предшествующего расчетному году.
19. Системный оператор в срок не позднее пятнадцатого октября года, предшествующего расчетному, разрабатывает прогнозный баланс электрической энергии и мощности на предстоящий год на основе прогнозных заявок на производство-потребление электрической энергии и мощности субъектов оптового рынка.
20. Системный оператор приобретает услуги по поддержанию мощности на основании договора об оказании услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключенного по итогам централизованных торгов электрической мощностью.
21. Энергопроизводящие организации участвуют в централизованных торгах электрической мощностью после прохождения аттестации электрической мощности генерирующих установок.
22. Системный оператор осуществляет аттестацию электрической мощности генерирующих установок энергопроизводящих организаций в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
23. Энергопроизводящие организации осуществляют реализацию услуг по поддержанию мощности на централизованных торгах электрической мощностью в объеме, не превышающем аттестованную электрическую мощность, за вычетом:
1) максимального объема электрической мощности экспортируемой электрической энергии;
2) объема электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе;
3) собственного потребления.
Величина услуги по поддержанию мощности, реализуемой энергопроизводящей организацией определяется как:
Русл < Рат- Рсн+хн- Рсобст.потр. - Рэкс, где
Рат– величина аттестованной электрической мощности;
Рсн+хн– максимальная мощность потребления на собственные и хозяйственные нужды энергопроизводящей организации;
Рсобст.потр– максимальная мощность собственного потребления промышленных предприятий, входящих в состав энергопроизводящей организации;
Рэкс– максимальная мощность поставок электрической энергии на экспорт.
24. Фактический объем услуги по обеспечению мощности, оказанной предприятию, имеющему в своем составе генерирующие установки, определяется как разница между фактической максимальной электрической мощностью потребления и фактической электрической мощностью собственных генерирующих установок.
25. При аварийных и внеплановых ремонтах генерирующих установок, повлекших снижение величины мощности, определенной договором на оказание услуг по поддержанию мощности, при расчете стоимости услуги применяется коэффициент аварийности, снижающий величину фактически оказанной услуги по поддержанию мощности. При этом коэффициент аварийности рассчитывается по формуле:
Кав= (Чмес – ЧАР)/ Чмес, где
Чмес– количество часов в расчетном месяце;
ЧАР – фактическое количество часов простоя генерирующих установок в аварийном, внеплановом ремонте.
26. При осуществлении своей деятельности на рынке электрической мощности энергопроизводящие организации:
1) осуществляют реализацию услуги по поддержанию мощности по цене, не превышающей предельный тариф на услугу по поддержанию мощности, за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе;
2) предоставляют системному оператору прогнозные величины электрической энергии и мощности, готовой к несению электрической нагрузки;
3) производят увеличение генерации по команде диспетчера системного оператора в целях подтверждения технической готовности к несению нагрузки в объемах согласно договорам на оказание услуг по поддержанию мощности. Электрическая энергия, дополнительно выработанная в процессе исполнения команд системного оператора, финансово урегулируется на балансирующем рынке электрической энергии.
27. В случаях реализации услуги по поддержанию мощности на централизованных торгах электрической мощностью не в полном объеме, либо увеличения аттестованной электрической мощности в результате проведенной модернизации и/или реконструкции генерирующих установок, энергопроизводящая организация участвует на спот–торгах электрической мощностью.
28. При поставках энергопроизводящей организацией электрической энергии на экспорт затраты энергопроизводящих организаций на поддержание готовности электрической мощности учитываются в договоре на экспорт электрической энергии.
29. При осуществлении своей деятельности на рынке электрической мощности системный оператор:
1) покупает услугу по поддержанию мощности на централизованных торгах электрической мощностью и по договору на покупку услуги по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию. Объем услуги по поддержанию мощности определяется максимальной электрической мощностью потребления субъектов оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан и необходимым резервом электрической мощности, предусмотренным в утвержденном прогнозном балансе электрической мощности, при этом фактическая максимальная величина электрической мощности потребления рассчитывается за календарный месяц как среднее арифметическое среднечасовых значений мощности в рабочие дни в контрольные часы. При этом контрольными часами является период с 17-00 до 23-00 часов (время Астаны);
2) закупает услугу по поддержанию мощности у энергопроизводящих организаций – теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в объеме не менее технологического минимума, обусловленного теплофикационным режимом работы станции за вычетом максимальной мощности потребления на собственные и хозяйственные нужды теплоэлектроцентрали, максимального собственного потребления, максимальной мощности экспортных поставок;
3) закупает услугу по поддержанию мощности у энергопроизводящих организаций – гидроэлектростанций (ГЭС) в объеме, обеспечивающем заданные расходы воды за вычетом максимальной мощности потребления на собственные и хозяйственные нужды гидроэлектростанций, максимального собственного потребления, максимальной мощности экспортных поставок;
4) оказывает услугу по обеспечению мощности в объеме, определенном в подпункте 1) настоящего пункта. В соответствии с законодательством Республики Казахстан тариф на услугу по обеспечению мощности системному оператору устанавливается государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;
5) отслеживает фактическое наличие электрической мощности, готовой к несению нагрузки путем подачи команд энергопроизводящей организации на увеличение генерации до величины, определенной договором на оказание услуг по поддержанию мощности с учетом электрической мощности оборудования, выведенного в плановый ремонт, в соответствии с согласованным графиком ремонтов.
30. Потребители в обязательном порядке участвуют в рынке электрической мощности в качестве покупателя услуги по обеспечению мощности, за исключением электрической мощности собственных генерирующих источников потребителей.
31. Потребители заключают договор на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки с системным оператором не позднее первого октября 2015 года.
32. Договор на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки ежегодно пролонгируется.
33. Потребители осуществляют планирование и предоставление системному оператору прогнозных объемов потребления электрической энергии и максимальной величины электрической мощности.