Об утверждении Правил осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2012 года № 1546.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 2 статьи 196 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства.

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2001 года № 998 "О внедрении системы комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., № 27, ст. 347).

      3. Настоящее постановление вводится в действие с 10 марта 2013 года и подлежит официальному опубликованию.

     
      Премьер-Министр
Республики Казахстан
С. Ахметов

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 декабря 2012 года № 1546

Правила
осуществления мониторинга эффективности управления
государственным имуществом, в том числе государственными
предприятиями и юридическими лицами с участием государства

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 196 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" (далее - Закон) и определяют порядок организации и осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства.

      2. Мониторинг эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее – мониторинг), представляет собой систему базового и периодического оперативного отслеживания и аналитических оценок качественного и количественного состояния государственного имущества, в том числе технологической, финансово-хозяйственной деятельности, правовой характеристики государственных предприятий и юридических лиц с государственным участием в целях своевременного выявления происходящих изменений, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов в их деятельности.

      3. Мониторинг является составной частью системы государственного прогнозирования и регулирования устойчивого экономического развития в соответствии со стратегическими интересами страны, выполняет информационно-аналитические функции обеспечения экономической безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики.

      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция пункта 4 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      4. Мониторинг выявляет состояние и тенденции развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, а также состояние государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, оказывающие влияние на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов. Аналитическая информация о состоянии и тенденциях развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, полученная в результате мониторинга, направляется в Правительство Республики Казахстан, уполномоченному органу по государственному планированию:

      по республиканскому имуществу – уполномоченным органом по управлению государственным имуществом;

      по коммунальному имуществу – местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы;

      по коммунальному имуществу местного самоуправления – аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

      Аналитическая информация уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, областным, районным уполномоченными органами, аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа направляется в заинтересованные государственные органы.

      Сноска. Пункт 4 в редакции постановления Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).

      5. Настоящие Правила распространяются на государственные предприятия, акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, в том числе национальные управляющие холдинги, за исключением Фонда национального благосостояния, национальные холдинги, национальные компании, акционером которых является государство, государственные органы, физические и юридические лица, являющиеся стороной по договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды), концессии (далее – сторона договора), независимых экспертов, консультантов, консалтинговые организации, привлеченные к выполнению мониторинга (далее – независимые эксперты).

      6. Целью мониторинга является обеспечение социально- экономических интересов государства.

      7. Основными задачами мониторинга являются:

      1) комплексный анализ эффективности управления объектами мониторинга в производственно-технических, технологических, финансово-экономических, правовых, экологических и других параметрах и целостная оценка состояния государственного имущества в части прогнозируемости его развития в соответствии с интересами национальной экономики;

      2) анализ выполнения обязательств и условий договоров концессии, доверительного управления, имущественного найма (аренды) объектов государственной собственности;

      3) выявление проблем и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию объектов мониторинга эффективности управления государственным имуществом;

      4) экспертная оценка перспектив развития техники, технологии объектов мониторинга и их влияния на состояние регионов;

      5) формирование и ведение электронной базы данных по объектам мониторинга;

      6) создание благоприятных условий для обеспечения экономического роста государства, максимального уменьшения степени уязвимости экономики от возможных отрицательных факторов, содействие притоку инвестиций в национальную экономику.

      8. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) районный уполномоченный орган - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение районным коммунальным имуществом;

      Примечание РЦПИ!

      Пункт 8 дополнен подпунктом 1-1) для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек вводится в действие с 01.01.2020).

      1-1) уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления – аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа;

      2) единый оператор в сфере учета государственного имущества (далее – единый оператор) – юридическое лицо, определенное по решению Правительства Республики Казахстан, на которое возложены задачи по реализации единой технической политики в сфере организации и учета государственного имущества;

      3) областной уполномоченный орган – исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение областным коммунальным имуществом;

      4) электронный отчет – отчет по результатам мониторинга, подготовленный с использованием программного обеспечения "Единая система сдачи отчетности" и подписываемый электронной цифровой подписью независимого эксперта, выданной национальным удостоверяющим центром.

      Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).

2. Порядок организации мониторинга

      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция пункта 9 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      9. По видам государственного имущества осуществляются мониторинг республиканского и коммунального имущества, а по уровням местного государственного управления и самоуправления – мониторинг областного, районного коммунального имущества и коммунального имущества местного самоуправления.

      Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).
      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция пункта 10 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      10. Мониторинг объектов организуют:

      1) по республиканскому имуществу – уполномоченный орган по управлению государственным имуществом;

      2) по областному коммунальному имуществу – областной уполномоченный орган;

      3) по районному коммунальному имуществу – районный уполномоченный орган;

      4) по коммунальному имуществу местного самоуправления – аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

      Для проведения работ по обследованию объектов мониторинга, сбору и анализу информации, выработке рекомендаций уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, областной, районный уполномоченные органы, аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа привлекают независимых экспертов, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках".

      Права и обязанности независимых экспертов регулируются соответствующим договором о государственных закупках.

      Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).

      11. Объектами мониторинга эффективности управления государственным имуществом (далее – объекты мониторинга) являются:

      1) государственные предприятия;

      2) юридические лица c участием государства, включая акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, в том числе национальные управляющие холдинги, за исключением Фонда национального благосостояния, национальные холдинги, национальные компании, акционером которых является государство (далее – юридические лица с участием государства);

      3) все виды имущества, входящего в состав государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии.

      12. Работы по ведению мониторинга осуществляются за счет бюджетных средств.

      13. Результаты мониторинга включаются в реестр государственного имущества (далее - реестр) в виде электронного отчета.

      Сноска. Пункт 13 в редакции постановления Правительства РК от 24.04.2013 № 391 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция абзаца первого пункта 14 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      14. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, областной, районный уполномоченные органы, аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа в целях организации мониторинга:

      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция подпункта 1) пункта 14 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      1) определяют перечень объектов мониторинга республиканского, областного коммунального и районного коммунального имущества, коммунального имущества местного самоуправления, периодичность и сроки проведения обследований;

      2) обосновывают объем государственных бюджетных ассигнований для проведения работ по мониторингу;

      3) создают межведомственную Комиссию с участием заинтересованных государственных органов по разработке технического задания для осуществления мониторинга;

      4) осуществляют методическое обеспечение и координацию работ по ведению мониторинга.

      Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).

3. Порядок осуществления мониторинга

      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция абзаца первого пункта 15 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      15. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, областной, районный уполномоченные органы, аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа в целях осуществления мониторинга:

      1) запрашивают и получают от объектов мониторинга информацию о производственно-технических, технологических, финансово-экономических, экологических, правовых и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимой для производства достоверного и объективного анализа;

      2) запрашивают и получают от центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также иных заинтересованных государственных органов и юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, документы и сведения, необходимые для анализа эффективности управления объектами мониторинга;

      3) запрашивают от государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, сторон договора регулярную и выборочную отчетность по выполнению условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии, инвестиционных программ юридических лиц с участием государства;

      4) ведут систематические наблюдения за состоянием и тенденциями развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, осуществляя сбор и анализ информации по объектам мониторинга с целью своевременного выявления и нейтрализации факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов, единых и самостоятельных коммуникационной и энергетической систем, обеспечения устойчивого экономического роста;

      5) в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным, представляют по результатам мониторинга аналитические записки, справочные материалы и рекомендации в Правительство Республики Казахстан, заинтересованным государственным органам, а также государственным предприятиям и юридическим лицам c участием государства;

      6) ведут электронную базу данных мониторинга эффективности управления объектами мониторинга.

      Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).

      16. Государственные предприятия и юридические лица c участием государства представляют уполномоченному органу по управлению государственным имуществом или областному уполномоченному органу, или районному уполномоченному органу и/или его доверенным лицам, имеющим соответствующие подтвержденные полномочия, всю необходимую информацию для достоверного и объективного анализа эффективности управления на бумажном и электронном носителях.

      Примечание РЦПИ!

      Пункт 16 дополнен частью второй для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек вводится в действие с 01.01.2020).

      Аппарату акима города районного значения, села, поселка, сельского округа и/или его доверенным лицам, имеющим соответствующие подтвержденные полномочия, вся необходимая информация для достоверного и объективного анализа эффективности управления на бумажном и электронном носителях представляется государственными предприятиями.

      Сноска. Пункт 16 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).

      17. Содержание мониторинга составляют:

      1) базовые комплексные обследования государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, также государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, проводимые не чаще одного раза в год на основе системы управления рисками;

      2) периодический оперативный сбор информации по деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состоянию государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, предназначенной для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между базовыми комплексными обследованиями объектов мониторинга.

      Сбор данной информации осуществляется путем запроса как от самого объекта мониторинга, так и от центральных исполнительных органов, их ведомств и местных исполнительных органов.

      Базовые комплексные обследования объектов мониторинга включают в себя:

      1) сбор и системный анализ информации по производственно- техническим, технологическим, финансово-экономическим, экологическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга;

      2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства;

      3) экспертную оценку перспектив развития техники, технологии юридических лиц c участием государства; государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии;

      4) обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития.

      18. Мониторинг включает в себя анализ:

      1) состояния ресурсов, технологии основного и вспомогательного производств;

      2) финансово-хозяйственной деятельности;

      3) инвестиционной деятельности концессионеров, доверительных управляющих и совладельцев организаций, имеющих данное обязательство;

      4) охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

      5) кадровой и социальной политики;

      6) правовых вопросов: соответствия проводимой деятельности уставу организации, договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии;

      7) выполнения обязательств и условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии.

      19. Мониторинг производится в следующем порядке:

      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция подпункта 1) пункта 19 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      1) уполномоченный орган по управлению государственным имуществом или областной, районный уполномоченные органы либо аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа не позднее десяти рабочих дней до начала обследования объекта уведомляют руководителей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также сторону договора о производстве обследования с указанием независимых экспертов, с которыми заключены договора на проведение обследования, и перечня информации, которая представляется для ознакомления;

      2) мониторинг производится рабочей группой, сформированной независимыми экспертами, с которыми заключены договора на проведение обследования объекта мониторинга, исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности объекта мониторинга. Задача группы экспертов заключается в сборе и анализе информации по юридическим, техническим, технологическим, экологическим, инвестиционным, финансовым и другим вопросам деятельности объекта мониторинга. Соответствующие эксперты проводят визуальное обследование производства, зданий, сооружений, основной техники, машин и механизмов. По завершении сбора информации и его первичного анализа рабочая группа подготавливает отчет для его последующего анализа;

      3) осуществляется системный анализ материалов, полученных в результате обследования, включая:

      предварительный анализ, который производится на этапе сбора материалов и предварительной обработки путем сравнения экспертных данных по всем разделам и сопоставления с данными статистической отчетности;

      общий технико-экономический анализ деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, при котором интегрируется взаимоувязанная совокупность показателей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состояния государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии;

      выявление всех существующих проблем по каждому блоку анализа;

      экономико-юридический анализ с выработкой рекомендаций для объектов мониторинга и соответствующих государственных органов, при котором на основе полученных показателей деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, информации о состоянии государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, и выявленных проблем в соответствии с действующим законодательством вырабатываются рекомендации с целью повышения эффективности управления государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства – объектами мониторинга;

      Примечание РЦПИ!
      Данная редакция подпункта 4) пункта 19 вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (действующую редакцию до 01.01.2020 для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек см. архивную версию от 24.04.2013 постановления Правительства РК от 04.12.2012 № 1546).

      4) на основании обследования объекта мониторинга и проведенного анализа его деятельности независимые эксперты, проводившие обследование, оформляют отчет и первичные материалы, которые представляются:

      в бумажном варианте в уполномоченный орган по управлению государственным имуществом или областной, районный уполномоченные органы либо аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа;

      в виде электронного отчета в реестр с прикрепленной к нему сканированной копией бумажного варианта отчета, подписанного и заверенного печатью независимого эксперта;

      5) единый оператор в течение пяти рабочих дней с даты поступления электронного отчета направляет на электронный адрес независимого эксперта уведомление о включении электронного отчета в реестр или о причине отказа в его принятии.

      Основанием для отказа в принятии электронного отчета является несоблюдение независимым экспертом требования, указанного в части третьей подпункта 4) настоящего пункта Правил.

      Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 10.05.2018 № 251 (порядок введения в действие см. п. 2).