Об утверждении Правил осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2012 года № 1546

Действующий

      В соответствии с пунктом 2 статьи 196 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления мониторинга  эффективности управления государственным имуществом, в том числе  государственными предприятиями и юридическими лицами с участием  государства.
      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2001 года № 998 «О внедрении системы комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности» (САПП Республики Казахстан, 2001 г., № 27, ст. 347).
      3. Настоящее постановление вводится в действие с 10 марта 2013 года и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Утверждены            
постановлением Правительства  
Республики Казахстан      
от 4 декабря 2012 года № 1546 

Правила
осуществления мониторинга эффективности управления
государственным имуществом, в том числе государственными
предприятиями и юридическими лицами с участием государства

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 196 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее - Закон) и определяют порядок организации и осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства.
      2. Мониторинг эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее – мониторинг), представляет собой систему базового и периодического оперативного отслеживания и аналитических оценок качественного и количественного состояния государственного имущества, в том числе технологической, финансово-хозяйственной деятельности, правовой характеристики государственных предприятий и юридических лиц с государственным участием в целях своевременного выявления происходящих изменений, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов в их деятельности.
      3. Мониторинг является составной частью системы государственного прогнозирования и регулирования устойчивого экономического развития в соответствии со стратегическими интересами страны, выполняет информационно-аналитические функции обеспечения экономической безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики.
      4. Мониторинг выявляет состояние и тенденции развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, а также состояние государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, оказывающие влияние на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов. Аналитическая информация о состоянии и тенденциях развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, полученная в результате мониторинга, направляется в Правительство Республики Казахстан, уполномоченному органу по государственному планированию:
      1) по республиканскому имуществу – уполномоченным органом по управлению государственным имуществом;
      2) по коммунальному имуществу – местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.
      Аналитическая информация уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, областным уполномоченным органом, районным уполномоченным органом направляется в заинтересованные государственные органы.
      5. Настоящие Правила распространяются на государственные предприятия, акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, в том числе национальные управляющие холдинги, за исключением Фонда национального благосостояния, национальные холдинги, национальные компании, акционером которых является государство, государственные органы, физические и юридические лица, являющиеся стороной по договорам доверительного управленияимущественного найма (аренды), концессии (далее – сторона договора), независимых экспертов, консультантов, консалтинговые организации, привлеченные к выполнению мониторинга (далее – независимые эксперты).
      6. Целью мониторинга является обеспечение социально- экономических интересов государства.
      7. Основными задачами мониторинга являются:
      1) комплексный анализ эффективности управления объектами мониторинга в производственно-технических, технологических, финансово-экономических, правовых, экологических и других параметрах и целостная оценка состояния государственного имущества в части прогнозируемости его развития в соответствии с интересами национальной экономики;
      2) анализ выполнения обязательств и условий договоров концессии, доверительного управления, имущественного найма (аренды) объектов государственной собственности;
      3) выявление проблем и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию объектов мониторинга эффективности управления государственным имуществом;
      4) экспертная оценка перспектив развития техники, технологии объектов мониторинга и их влияния на состояние регионов;
      5) формирование и ведение электронной базы данных по объектам мониторинга;
      6) создание благоприятных условий для обеспечения экономического роста государства, максимального уменьшения степени уязвимости экономики от возможных отрицательных факторов, содействие притоку инвестиций в национальную экономику.
      8. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
      1) районный уполномоченный орган - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение районным коммунальным имуществом;
      2) единый оператор в сфере учета государственного имущества (далее – единый оператор) – юридическое лицо, определенное по решению Правительства Республики Казахстан, на которое возложены задачи по реализации единой технической политики в сфере организации и учета государственного имущества;
      3) областной уполномоченный орган – исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение областным коммунальным имуществом;
      4) электронный отчет – отчет по результатам мониторинга, подготовленный с использованием программного обеспечения «Единая система сдачи отчетности» и подписываемый электронной цифровой подписью независимого эксперта, выданной национальным удостоверяющим центром.

2. Порядок организации мониторинга

      9. По видам государственного имущества осуществляются мониторинг республиканского и коммунального имущества, а по уровням местного государственного управления - мониторинг областного и районного коммунального имущества.
      10. Мониторинг объектов организуют:
      1) по республиканскому имуществу – уполномоченный орган по управлению государственным имуществом;
      2) по областному коммунальному имуществу – областной уполномоченный орган;
      3) по районному коммунальному имуществу – районный уполномоченный орган.
      Для проведения работ по обследованию объектов мониторинга, сбору и анализу информации, выработке рекомендаций уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, областной уполномоченный орган и районный уполномоченный орган привлекают независимых экспертов, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках».
      Права и обязанности независимых экспертов регулируются соответствующим договором о государственных закупках.
      11. Объектами мониторинга эффективности управления государственным имуществом (далее – объекты мониторинга) являются:
      1) государственные предприятия;
      2) юридические лица c участием государства, включая акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, в том числе национальные управляющие холдинги, за исключением Фонда национального благосостояния, национальные холдинги, национальные компании, акционером которых является государство (далее – юридические лица с участием государства);
      3) все виды имущества, входящего в состав государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии.
      12. Работы по ведению мониторинга осуществляются за счет бюджетных средств.
      13. Результаты мониторинга включаются в реестр государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале (далее – реестр) в виде электронного отчета.
      14. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, областной уполномоченный орган и районный уполномоченный орган в целях организации мониторинга:
      1) определяют перечень объектов мониторинга республиканского, областного коммунального и районного коммунального имущества, периодичность и сроки проведения обследований;
      2) обосновывают объем государственных бюджетных ассигнований для проведения работ по мониторингу;
      3) создают межведомственную Комиссию с участием заинтересованных государственных органов по разработке технического задания для осуществления мониторинга;
      4) осуществляют методическое обеспечение и координацию работ по ведению мониторинга.

3. Порядок осуществления мониторинга

      15. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, областной уполномоченный орган и районный уполномоченный орган в целях осуществления мониторинга:
      1) запрашивают и получают от объектов мониторинга информацию о производственно-технических, технологических, финансово-экономических, экологических, правовых и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимой для производства достоверного и объективного анализа;
      2) запрашивают и получают от центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также иных заинтересованных государственных органов и юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, документы и сведения, необходимые для анализа эффективности управления объектами мониторинга;
      3) запрашивают от государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, сторон договора регулярную и выборочную отчетность по выполнению условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии, инвестиционных программ юридических лиц с участием государства;
      4) ведут систематические наблюдения за состоянием и тенденциями развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, осуществляя сбор и анализ информации по объектам мониторинга с целью своевременного выявления и нейтрализации факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов, единых и самостоятельных коммуникационной и энергетической систем, обеспечения устойчивого экономического роста;
      5) в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным, представляют по результатам мониторинга аналитические записки, справочные материалы и рекомендации в Правительство Республики Казахстан, заинтересованным государственным органам, а также государственным предприятиям и юридическим лицам c участием государства;
      6) ведут электронную базу данных мониторинга эффективности управления объектами мониторинга.
      16. Государственные предприятия и юридические лица c участием государства представляют уполномоченному органу по управлению государственным имуществом или областному уполномоченному органу, или районному уполномоченному органу и/или его доверенным лицам, имеющим соответствующие подтвержденные полномочия, всю необходимую информацию для достоверного и объективного анализа эффективности управления на бумажном и электронном носителях.
      17. Содержание мониторинга составляют:
      1) базовые комплексные обследования государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, также государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, проводимые не чаще одного раза в год на основе системы управления рисками;
      2) периодический оперативный сбор информации по деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состоянию государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, предназначенной для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между базовыми комплексными обследованиями объектов мониторинга.
      Сбор данной информации осуществляется путем запроса как от самого объекта мониторинга, так и от центральных исполнительных органов, их ведомств и местных исполнительных органов.
      Базовые комплексные обследования объектов мониторинга включают в себя:
      1) сбор и системный анализ информации по производственно- техническим, технологическим, финансово-экономическим, экологическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга;
      2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства;
      3) экспертную оценку перспектив развития техники, технологии юридических лиц c участием государства; государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии;
      4) обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития.
      18. Мониторинг включает в себя анализ:
      1) состояния ресурсов, технологии основного и вспомогательного производств;
      2) финансово-хозяйственной деятельности;
      3) инвестиционной деятельности концессионеров, доверительных управляющих и совладельцев организаций, имеющих данное обязательство;
      4) охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
      5) кадровой и социальной политики;
      6) правовых вопросов: соответствия проводимой деятельности уставу организации, договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии;
      7) выполнения обязательств и условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии.
      19. Мониторинг производится в следующем порядке:
      1) уполномоченный орган по управлению государственным имуществом или областной уполномоченный орган, или районный уполномоченный орган не позднее десяти рабочих дней до начала обследования объекта уведомляет руководителей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также сторону договора о производстве обследования с указанием независимых экспертов, с которыми заключены договора на проведение обследования, и перечня информации, которая представляется для ознакомления;
      2) мониторинг производится рабочей группой, сформированной независимыми экспертами, с которыми заключены договора на проведение обследования объекта мониторинга, исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности объекта мониторинга. Задача группы экспертов заключается в сборе и анализе информации по юридическим, техническим, технологическим, экологическим, инвестиционным, финансовым и другим вопросам деятельности объекта мониторинга. Соответствующие эксперты проводят визуальное обследование производства, зданий, сооружений, основной техники, машин и механизмов. По завершении сбора информации и его первичного анализа рабочая группа подготавливает отчет для его последующего анализа;
      3) осуществляется системный анализ материалов, полученных в результате обследования, включая:
      предварительный анализ, который производится на этапе сбора материалов и предварительной обработки путем сравнения экспертных данных по всем разделам и сопоставления с данными статистической отчетности;
      общий технико-экономический анализ деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, при котором интегрируется взаимоувязанная совокупность показателей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состояния государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии;
      выявление всех существующих проблем по каждому блоку анализа;
      экономико-юридический анализ с выработкой рекомендаций для объектов мониторинга и соответствующих государственных органов, при котором на основе полученных показателей деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, информации о состоянии государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии, и выявленных проблем в соответствии с действующим законодательством вырабатываются рекомендации с целью повышения эффективности управления государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства – объектами мониторинга;
      4) на основании обследования объекта мониторинга и проведенного анализа его деятельности независимые эксперты, проводившие обследование, оформляют отчет и первичные материалы, которые представляются:
      в бумажном варианте в уполномоченный орган по управлению государственным имуществом или областной уполномоченный орган, или районный уполномоченный орган;
      в виде электронного отчета в реестр с прикрепленной к нему сканированной копией бумажного варианта отчета, подписанного и заверенного печатью независимого эксперта;
      5) единый оператор в течение пяти рабочих дней с даты поступления электронного отчета направляет на электронный адрес независимого эксперта уведомление о включении электронного отчета в реестр или о причине отказа в его принятии.
      Основанием для отказа в принятии электронного отчета является несоблюдение независимым экспертом требования, указанного в части третьей подпункта 4) настоящего пункта Правил.