В соответствии с подпунктом 9) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения, одобрения и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 июня 2012 года № 841
Правила
рассмотрения, одобрения и реализации проектов,
направленных на сокращение выбросов и
поглощение парниковых газов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила рассмотрения, одобрения и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов (далее - Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 9) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан и определяют порядок рассмотрения, одобрения и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) заинтересованная сторона – физическое или юридическое лицо, интересы которого затрагивают разработка и внедрение проекта, либо проявившее интерес к его обсуждению;
2) заявитель проекта – участник проекта, направленного на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов, представляющий его на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу в области охраны окружающей среды;
3) инвестор проекта – участник проекта, направленного на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов, осуществляющий его целевое финансирование на основании договора с оператором проекта;
4) проектный период – срок, в течение которого производится или может производиться выпуск проектных углеродных единиц на основе периодической оценки и утверждения результатов проекта по механизму внутреннего сокращения выбросов парниковых газов;
5) оператор государственного реестра углеродных единиц - организация, осуществляющая ведение государственного реестра углеродных единиц;
6) оператор проекта - участник проекта, направленного на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов, осуществляющий управление процессом его реализации;
7) план мониторинга – документ, на основе которого участниками проекта осуществляется планирование непрерывной или периодической оценки выбросов и поглощения парниковых газов или других сопутствующих данных по деятельности, связанных с выбросами и/или поглощением парниковых газов;
8) проект – проект, направленный на сокращение выбросов парниковых газов либо на увеличение их поглощения.
3. Проекты, направленные на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов, подразделяются на следующие типы:
1) маломасштабный проект – проект, связанный с возобновляемыми источниками энергии мощностью до 15 мегаватт либо направленный на улучшение энергоэффективности со снижением потребления энергии в объеме до 60 гигаватт/часов в год, либо позволяющий снизить выбросы парниковых газов в пределах до 60 метрических килотонн эквивалента диоксида углерода за проектный период;
2) обычный проект – проект, не являющийся маломасштабным, связанным, относящимся к изменению землепользования либо к повышению лесистости;
3) проект, относящийся к изменению землепользования либо к повышению лесистости – тип проекта, направленного на увеличение поглощения парниковых газов, реализуемый посредством изменения практики землепользования либо повышения лесистости;
4) связанный проект – проект, объединяющий несколько маломасштабных проектов, не являющихся компонентами другого более масштабного проекта.
4. Проекты по механизму внутреннего сокращения выбросов парниковых газов реализуются в Республике Казахстан в следующих сферах экономики:
1) горно-металлургическая (в части проектов утилизации шахтного метана);
2) сельское хозяйство;
3) жилищно-коммунальное хозяйство;
4) лесное хозяйство и озеленение;
5) предотвращение деградации земель;
6) возобновляемые источники энергии;
7) переработка коммунальных и промышленных отходов;
8) транспорт;
9) энергоэффективное строительство.
5. В целях упрощения процедуры рассмотрения проектов уполномоченный орган в области охраны окружающей среды определяет также перечень приоритетных видов проектов по согласованию с уполномоченными государственными органами по соответствующим отраслям экономики.
6. Перечень приоритетных видов проектов, формы проектной документации и иная информация, способствующая подготовке и реализации проектов на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов парниковых газов, размещаются на веб-сайте уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
7. Проектный период всех проектов, одобренных уполномоченным органом в области охраны окружающей среды до 31 декабря 2015 года, завершается до 31 декабря 2020 года. Для проектов, одобренных уполномоченным органом в области охраны окружающей среды после 31 декабря 2015 года, проектный период определяется в соответствии с национальным планом распределения квот на соответствующий период.
2. Порядок рассмотрения и одобрения проектов
8. В качестве заявителя проекта могут выступить оператор либо инвестор проекта.
9. В случае, если проект подпадает под перечень приоритетных видов проектов, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, заявитель инициирует его рассмотрение посредством подачи проектной документации и плана мониторинга. В иных случаях заявитель подает проектную документацию и план мониторинга проекта только после рассмотрения и предварительного одобрения уполномоченным органом в области охраны окружающей среды концепции проекта (проектной идеи).
10. В концепцию проекта включаются:
1) краткое описание проекта (название, цель, тип проекта, предполагаемое место реализации);
2) информация о заявителе проекта;
3) базовые условия проекта (наиболее вероятная технология и уровень выбросов, которые имели бы место в отсутствие предлагаемого проекта; существующие законодательные, экономические и иные условия его реализации);
4) планируемые меры и способы для сокращения выбросов либо увеличения поглощения парниковых газов;
5) планируемый объем сокращения выбросов или увеличения поглощения парниковых газов;
6) риски, связанные с реализацией проекта;
7) ожидаемая продолжительность проекта.
11. Заявитель представляет концепцию проекта по форме, утвержденной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
12. Решение об одобрении концепции проекта принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды при наличии:
1) сокращения выбросов или увеличения их поглощения парниковых газов по планируемому проекту;
2) методик для определения сокращения выбросов или увеличения их поглощения парниковых газов.
13. Решение об одобрении концепции проекта является основанием для разработки заявителем соответствующего проекта проектной документации и плана мониторинга.
14. Заявитель осуществляет разработку проектной документации и плана мониторинга в соответствии с Правилами разработки внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
15. Не позднее, чем за 20 календарных дней до подачи проектной документации и плана мониторинга на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды заявитель проекта обеспечивает общественный доступ к проектной документации либо к резюме проектной документации, а также к плану мониторинга с целью предоставления возможностей обсуждения проекта заинтересованными сторонами.
16. Заявитель проекта разрабатывает и представляет в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды проектную документацию по форме, установленной Правилами разработки внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
17. Проектная документация должна включать следующую информацию:
1) название проекта;
2) тип проекта;
3) сфера, отрасль и сектор экономики, в котором планируется реализация проекта;
4) место реализации проекта;
5) период реализации проекта, включая период его финансирования;
6) общее описание проекта;
7) базовый сценарий проекта по снижению выбросов парниковых газов, базовый уровень выбросов парниковых газов или базовый уровень поглощения парниковых газов, определенный в соответствии с утвержденной методикой;
8) планируемая величина сокращения выбросов парниковых газов из источника или увеличения их поглощения в результате проекта за проектный период, определенная в соответствии с утвержденной методикой;
9) описание действий, которые должны обеспечить достижение целей и решение задач проекта;
10) описание технологий, продукции, а также мероприятий, предусмотренных проектом;
11) оценка рисков, которые могут оказать существенное влияние на планируемое сокращение выбросов парниковых газов или уровень их поглощения;
12) результаты обсуждения проекта с заинтересованными сторонами проекта;
13) контактная информация заявителя и других участников проекта.
18. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды разрабатывает и утверждает раздельные формы проектной документации по типам проектов с обеспечением упрощенной формы проектной документации для маломасштабных проектов.
19. При подаче проектной документации в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды заявитель проекта прилагает к нему план мониторинга, а также экспертное заключение по представленным проектной документации и плану мониторинга. По проектам в области использования возобновляемых источников энергии экспертное заключение заявителем проекта не предоставляется.
20. План мониторинга разрабатывается заявителем проекта с целью определения подходов и методик по определению сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения по отношению к базовому сценарию в соответствии с требованиями, установленными Правилами разработки внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
21. В план мониторинга включаются общее описание процедуры мониторинга, данные и формулы, используемые для мониторинга, описание системы управления и деятельности по осуществлению мониторинга.
22. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды осуществляет учет и регистрацию всех проектов, поданных заявителями с представлением проектной документации, подготовленной по установленной форме, плана мониторинга и экспертного заключения.
23. Решение по проекту принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в течение тридцати календарных дней с даты получения от заявителя полного пакета документов.
24. Решение об одобрении проекта принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основании оценки соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан:
1) сведений, представленных в проектной документации и плане мониторинга, подготовленных в соответствии с Правилами разработки внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов и перечнем отраслей и секторов экономики, в которых они могут осуществляться, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
2) экспертного заключения независимой аккредитованной организации.
25. В случае одобрения проекта, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды утверждает проектную документацию и план мониторинга для его последующей реализации.
26. Отрицательное решение по проекту принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в следующих случаях:
1) представленные заявителем документы содержат неполные, ненадлежащим образом подготовленные или недостоверные сведения;
2) представленный проект не соответствует установленным законодательством Республики Казахстан требованиям для реализации на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов;
3) отсутствие возможностей для реализации проекта по месту, указанному в проектной документации.
27. Информация обо всех зарегистрированных проектах размещается на веб-сайте уполномоченного органа в области охраны окружающей среды с включением в нее следующих сведений:
1) название проекта;
2) сведения о заявителе и инвесторе проекта;
3) решение, принятое в отношении одобрения проекта;
4) о месте, на котором предполагается реализация проекта;
5) заявленный по проекту объем сокращений выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения.
28. С согласия заявителя проекта уполномоченный орган в области охраны окружающей среды размещает также на своем веб-сайте проектную документацию и план мониторинга проекта.
3. Порядок реализации проектов
29. Реализация проектов на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов парниковых газов осуществляется заявителем проекта с обеспечением соблюдения требований по мониторингу, ведению записей по результатам проекта и представлению отчетов о его реализации, установленных настоящими Правилами и Правилами подготовки, рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
30. Участники проекта осуществляют реализацию проектов после их одобрения уполномоченным органом в области охраны окружающей среды посредством проведения мероприятий по:
1) мониторингу сокращений выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения;
2) подготовке, верификации и утверждению отчетов об их реализации уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
3) выпуску единиц внутреннего сокращения выбросов по утвержденным отчетам о реализации проекта.
31. Заявитель проекта проводит мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения в течение всего проектного периода на основе плана мониторинга, утвержденного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
32. Мониторинг проектных сокращений выбросов парниковых газов либо увеличения их поглощения, если иное не установлено международным договором Республики Казахстан, осуществляется на основе использования методик, утвержденных уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
33. В случае отсутствия применимой утвержденной методики для проведения мониторинга, заявитель проекта вправе запросить уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обеспечить разработку соответствующей методики либо определить применимую для данного случая методику.
34. Информация о любых существенных отклонениях при реализации проекта от утвержденных проектной документации и плана мониторинга представляется в отчете о реализации проекта.
35. Подготовка и представление в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчетов о реализации проекта на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов осуществляются заявителем проекта на ежегодной основе.
36. Отчет о реализации проекта по механизму внутреннего сокращения выбросов представляется заявителем проекта в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в период с 1 июня по 31 декабря года, следующего за отчетным.
37. До подачи в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчет о реализации проекта подлежит верификации независимой аккредитованной организацией с целью подтверждения представленных в нем данных о достигнутом в результате реализации проекта сокращении выбросов парниковых газов либо увеличении их поглощения, а также соответствия проекта установленным законодательством Республики Казахстан требованиям и критериям для реализации на условиях проектного механизма внутреннего сокращения выбросов.
38. Заключение о верификации отчета представляется заявителем проекта в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды вместе с отчетом.
39. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды принимает решение об утверждении либо о неутверждении отчета о реализации проекта в течение тридцати календарных дней с даты его получения.
40. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды принимает решение о неутверждении отчета о реализации проекта по следующим основаниям:
1) представление недостоверной информации в отчете;
2) выявление несоблюдения заявителем проекта установленных законодательством Республики Казахстан требований и критериев для реализации проекта на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов;
3) неподтверждение заявленного в отчете объема сокращения выбросов парниковых газов либо увеличения их поглощения.
41. В случае утверждения отчета о реализации проекта на счете его заявителя оператором государственного реестра осуществляется выпуск единиц внутреннего сокращения выбросов в количестве заявленного в отчете сокращения выбросов парниковых газов либо увеличения их поглощения.
42. Выпуск единиц внутреннего сокращения выбросов инициируется оператором государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан на основе решения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды об утверждении отчета о реализации проекта.
43. Передача единиц внутреннего сокращения выбросов по результатам реализации проекта может осуществляться оператором государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан по запросу заявителя проекта на счет оператора либо инвестора проекта.
44. Участники проекта завершают его реализацию в течение проектного периода в отношении проведения мероприятий, указанных в пункте 29 настоящих Правил.