Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 04.08.2021 № 289 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях реализации пункта 3 статьи 94-10 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
2. Департаменту низкоуглеродного развития направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан и обеспечить его официальное опубликование.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | Н. Каппаров |
Утверждены приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 11 мая 2012 года № 150-ө |
Сноска. Правила в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности
и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов
парниковых газов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов (далее - Правила) определяют порядок подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
1) маломасштабный проект – проект, связанный с возобновляемыми источниками энергии мощностью до 15 мегаватт либо направленный на улучшение энергоэффективности со снижением потребления энергии в объеме до 7380 тонн условного топлива в год, либо позволяющий снизить выбросы парниковых газов в пределах до 60 метрических килотонн эквивалента диоксида углерода за проектный период;
2) базовый сценарий – сценарий, отражающий уровень выбросов парниковых газов или уровень поглощения парниковых газов в случае отсутствия предлагаемого внутреннего проекта, в сравнении с которым оценивается достигнутый объем сокращения выбросов и (или) поглощения парниковых газов;
3) заявитель проекта – физическое или юридическое лицо, представляющее проект на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган);
4) тип проекта - обычный проект, маломасштабный проект, связанный проект, проект, относящийся к изменению землепользования либо к повышению лесистости;
5) проектный период – срок, в течение которого производится выпуск проектных углеродных единиц на основе периодического подтверждения и утверждения результатов проекта;
6) утечка - воздействие на выбросы или поглощение парниковых газов вне места реализации проекта, обусловленное деятельностью по проекту, но не включенное в его границы;
7) уровень существенности - количественное пороговое значение, которое используется для подготовки заключения о верификации отчета о реализации внутреннего проекта по сокращению выбросов парниковых газов;
8) мониторинг - проводимая по внутренним проектам непрерывная или периодическая оценка выбросов и поглощения парниковых газов или других сопутствующих данных по деятельности, связанных с выбросами и/или поглощением парниковых газов;
9) внутренний проект (далее - проект) - деятельность или виды деятельности, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов, осуществляемые на основе механизма внутреннего сокращения выбросов парниковых газов и изменяющие условия, идентифицированные в базовом сценарии.
Глава 2. Порядок подготовки рассмотрения и одобрения внутренних
проектов по сокращению выбросов парниковых газов
3. Для принятия решения о возможности реализации проекта, заявитель проекта представляет последовательно на рассмотрение уполномоченного органа следующие документы:
1) концепция проекта (проектная идея);
2) проектная документация;
3) план мониторинга.
4. Рассмотрение и одобрение проектов проводится уполномоченным органом в одну или две стадии.
5. При одностадийной процедуре рассмотрения от заявителя проекта не требуется представления концепции проекта (проектной идеи) для принятия решения об одобрении проекта и определения целесообразности разработки проектной документации и плана мониторинга.
6. При двустадийной процедуре рассмотрения уполномоченный орган первоначально рассматривает концепцию проекта (проектную идею). В случае одобрения проекта заявитель проекта разрабатывает проектную документацию и план мониторинга для их последующей подачи на рассмотрение уполномоченного органа.
7. Одностадийная процедура рассмотрения применяется к следующим маломасштабным проектам:
1) проекты по использованию ветровой энергии;
2) проекты по использованию солнечной энергии;
3) восстановление и строительство малых гидроэлектростанций;
4) проекты по использованию биогаза;
5) перевод угольных теплоэлектростанций на газ;
6) утилизация свалочного метана;
7) перевод общественного автотранспорта на газ и электричество;
8) утилизация попутного газа на нефтяных месторождениях;
9) утилизация метана и коксового газа угольных шахт;
10) утилизация отходящих газов производства феррохрома.
8. Не позднее, чем за 20 календарных дней до подачи проектной документации и плана мониторинга на рассмотрение уполномоченного органа заявитель проекта обеспечивает общественный доступ к проектной документации, а также к плану мониторинга с целью предоставления возможностей обсуждения проекта заинтересованными сторонами.
9. Заявитель проекта отражает результаты обсуждения проекта в проектной документации.
10. Проектная документация и план мониторинга до подачи в уполномоченный орган подлежат валидации аккредитованным органом по верификации и валидации (далее – аккредитованный орган).
11. Решение по представленной на рассмотрение концепции проекта (проектной идеи) принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты их получения.
Решение по представленным на рассмотрение проектной документации и плану мониторинга принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты их получения.
12. Решение об одобрении проекта принимается уполномоченным органом на основании документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил.
13. Отрицательное решение по проекту принимается уполномоченным органом в следующих случаях:
1) представленные заявителем проекта документы содержат неполные, ненадлежащим образом подготовленные или недостоверные сведения;
2) отсутствие возможностей для реализации проекта по месту расположения, указанному в проектной документации.
14. Одобрение проекта уполномоченным органом является основанием для последующей реализации проекта и получения единиц внутреннего сокращения выбросов парниковых газов в установленном уполномоченным органом порядке.
Глава 3. Порядок учета внутренних проектов по сокращению
выбросов парниковых газов
15. Уполномоченный орган осуществляет учет одобренных проектов.
16. Информация об одобренных проектах размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа с указанием следующих сведений:
1) наименование проекта;
2) сведение о заявителе проекта;
3) о месте расположения, на котором предполагается реализация проекта;
4) заявленный по проекту объем сокращений выбросов.
Глава 4. Порядок мониторинга и отчетности внутренних проектов
по сокращению выбросов парниковых газов
17. Для получения единиц внутреннего сокращения выбросов по одобренным проектам в течение периода их реализации проводится мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов, а также предоставляются ежегодные отчеты о реализации проекта уполномоченному органу.
18. Заявитель проекта проводит мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения в течение всего периода выпуска углеродных единиц по проекту на основе плана мониторинга, одобренного уполномоченным органом.
19. Процедуры мониторинга, применяемые по проектам, определяют:
1) цель мониторинга;
2) виды данных и информации, включая единицы измерений;
3) источник (источники) данных;
4) способы мониторинга (метод расчета, метод измерения);
5) применяемые методики мониторинга;
6) время проведения мониторинга и его периодичность;
7) обязанности участников мониторинга;
8) систему управления мониторинговой информацией.
20. В рамках проведения мониторинга проводится количественная оценка по каждому из парниковых газов, на сокращение выбросов и (или) увеличение поглощения которых направлен проект, с последующим их пересчетом в эквивалент тонны двуокиси углерода.
21. При использовании измерительного оборудования и оборудования для проведения мониторинга заявитель проекта обеспечивает калибровку данного измерительного оборудования.
22. В случае отсутствия утвержденной методики расчета выбросов парниковых газов оператор установки вправе разработать собственную методику, которая подлежит согласованию с уполномоченным органом.
23. Подготовка и представление в уполномоченный орган ежегодного отчета осуществляются заявителем проекта за предыдущий отчетный год.
24. Подача отчетов о реализации проектов является добровольной. Непредоставление или несвоевременное предоставление отчета не рассматривается в качестве нарушения заявителем проекта.
25. Отчеты о реализации проектов, предоставляемые в уполномоченный орган включают следующую информацию:
1) данные о заявителе проекта;
2) краткое описание проекта, включая название и тип проекта, его масштабы и границы, место проведения, продолжительность периода выпуска углеродных единиц и виды выполняемых по проекту работ;
3) указание отчетного периода;
4) данные о выбросах парниковых газов и/или их поглощении, по которым проводится мониторинг в рамках проекта, с указанием общего их объема за отчетный период в эквиваленте тонны двуокиси углерода;
5) данные о достигнутом сокращении выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения в результате реализации проекта за отчетный период;
6) сведения о верификации заявленных сокращений выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения;
7) описание базового сценария проекта;
8) информация о любых существенных отклонениях при реализации проекта от одобренной проектной документации и плана мониторинга;
9) описание критериев, процедур и документов, использованных в качестве основы для расчетов сокращения выбросов парниковых газов и/или увеличения их поглощения;
10) подпись заявителя проекта (ФИО), печать;
11) отчет о реализации проекта подтвержден аккредитованным органом:
полное наименование аккредитованного органа, осуществляющего верификацию, БИН;
номер и срок аттестата об аккредитации или дата, серия, номер свидетельства об аккредитации;
юридический адрес аккредитованного органа;
телефон, факс;
электронная почта;
ФИО, ответственного за верификацию;
подтверждение сокращения выбросов или поглощения парниковых газов в следующем объеме:
_____ тонн двуокиси углерода;
_____ тонн общих выбросов парниковых газов в эквиваленте двуокиси углерода;
подпись руководителя аккредитованного органа (ФИО), печать.
26. До подачи в уполномоченный орган отчет о реализации проекта подлежит верификации аккредитованным органом.
27. Уровень существенности для проведения верификации отчетов о реализации проектов составляет 5 %.
28. Уполномоченный орган принимает решение об утверждении либо о неутверждении отчета о реализации проекта в течение тридцати календарных дней со дня его получения.
29. Уполномоченный орган принимает решение о неутверждении отчета по следующим основаниям:
1) представление недостоверной информации в отчете;
2) выявление несоблюдения заявителем проекта установленных законодательством Республики Казахстан требований;
3) отсутствие верификации.
30. В случае утверждения отчета о реализации проекта его заявитель приобретает право на получение единиц внутреннего сокращения выбросов в количестве, заявленном в утвержденном отчете о реализации проекта.