Об утверждении Правил планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2012 года № 722

Обновленный

ПРЕСС-РЕЛИЗ

      Примечание РЦПИ.
      В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 29.04.2015 г. № 526.


      В соответствии с подпунктом 10) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О космической деятельности» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 31 мая 2012 года № 722

Правила
планирования космических съемок, получения, обработки
и распространения данных дистанционного зондирования
Земли национальным оператором космической системы
дистанционного зондирования Земли

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О космической деятельности» и определяют порядок планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли (далее – ДЗЗ) национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли.
      2. В настоящих правилах используются следующие понятия:
      1) контрольный просмотр – процедура распознавания (экспертизы) объектов и деятельности, отображенной в данных ДЗЗ, геопространственная информация о которых ограничена (по территории съемки, во времени и условиям передачи данных ДЗЗ пользователям) в распространении законодательством Республики Казахстан и международными договорами;
      2) геопространственная информация – совокупность данных о местности и объектах, расположенных на поверхности Земли и в подповерхностном слое Земли, полученных на основе обработки данных дистанционного зондирования, геодезических и картографических работ и иными средствами сбора данных о Земле, также орбитальные параметры съемки, калибровочные коэффициенты и другая дополнительная информация, необходимая для правильной обработки данных ДЗЗ;
      3) космические съемки – съемки, осуществляемые космическими средствами дистанционного зондирования Земли;
      4) данные дистанционного зондирования Земли (далее – данные ДЗЗ) – первичные данные (космические снимки и метаданные), полученные непосредственно с помощью аппаратуры, установленной на борту космического аппарата дистанционного зондирования Земли, а также материалы, полученные в результате их обработки (интерпретации);
      5) национальный оператор космической системы дистанционного зондирования Земли (далее – оператор КС ДЗЗ) – юридические лица, осуществляющие управление космической системы дистанционного зондирования Земли и ее эксплуатацию;
      6) услуги оператора КС ДЗЗ (далее – услуги) – комплекс программно-аппаратных процедур по обработке данных ДЗЗ, созданию продуктов тематической обработки, консультации, разработке и внедрению геоинформационных систем;
      7) дистрибьютор данных ДЗЗ – юридическое лицо, имеющее лицензированное соглашение с собственником средств ДЗЗ либо поставщиком (оператором) данных ДЗЗ на распространение и обработку космических снимков;
      8) инфраструктура пространственных данных – совокупность систематизированных пространственных данных, приведенных в единый национальный стандарт, обеспечивающий их эффективное использование государственными органами, юридическими и физическими лицами;
      9) районы ограничения космических съемок на территории Республики Казахстан – районы, в которых расположены особо важные государственные, стратегические объекты отраслей экономики Республики Казахстан, имеющих стратегическое значение, а также режимные объекты;
      10) профильное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан (далее – военный сектор КС ДЗЗ) – подразделение Министерства обороны Республики Казахстан, уполномоченное проводить процедуры контрольного просмотра данных ДЗЗ и совместно с оператором КС ДЗЗ планировать космические съемки;
      11) казахстанские пользователи – государственные органы Республики Казахстан, юридические и физические лица Республики Казахстан, использующие данные ДЗЗ в собственных интересах;
      12) метаданные – данные о космических снимках в виде стандартизированного набора сведений об их существенных свойствах, используемые при их обработке, дальнейшей каталогизации и просмотре на геопорталах;
      13) районы ограничения космических съемок территорий иностранных государств – территория иностранного государства, а также территория, находящаяся под юрисдикцией данного иностранного государства, в отношении которой ратифицированными международными договорами Республики Казахстан вводятся особые гарантии Республики Казахстан по использованию национальной КС ДЗЗ, либо территория, в отношении которой зондируемым государством не было дано явно выраженного согласия на ведение космических съемок КС ДЗЗ Республики Казахстан;
      14) иностранные пользователи – иностранные физические и юридические лица, использующие данные ДЗЗ.
      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 23.07.2013 № 735.
      3. Планирование космических съемок и деятельность, связанная с последующим распространением данных ДЗЗ высокого пространственного разрешения, точнее двух метров на местности, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан по  защите  государственных секретов, охране авторских и смежных прав, а также условий и ограничений экспортного контроля, нормами международного права и требованиями настоящих Правил.
      4. Оператор КС ДЗЗ представляет полный отчет за год по планированию космических съемок, приему, хранению, распространению, защите и уничтожению данных ДЗЗ, оказанным услугам представления данных ДЗЗ, а также соблюдению установленных законодательными актами Республики Казахстан ограничений на проведение съемок в уполномоченный орган в области космической деятельности (далее – уполномоченный орган) ежегодно до тридцатого декабря.
      Порядок представления отчета определяется в соответствии с Инструкцией по планированию, хранению и распространению данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан при обеспечении интересов обороны и безопасности Республики Казахстан, утверждаемой совместным приказом Национального космического агентства Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан.

2. Планирование космических съемок

      5. Для формирования перечня районов ограничения космических съемок заинтересованные государственные органы и организации в рамках своей компетенции ежегодно до первого октября года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство обороны Республики Казахстан сведения о территориях, подлежащих ограничениям в свободном обращении.
      6. Степень секретности результатов тематической обработки данных ДЗЗ определяется законодательством Республики Казахстан.
      Для выполнения своих функций оператор КС ДЗЗ получает в порядке, установленном законодательством о государственных секретах, от государственных органов и организаций Республики Казахстан секретные распорядительные документы, нормативно-технические документы и другую необходимую информацию.
      7. В перечень районов ограничения не включаются территории, подпадающие под международные обязательства (соглашения, договоренности) Республики Казахстан в области сокращения и нераспространения вооружения.
      8. Представляемые сведения о районах ограничения космических съемок на территории Республики Казахстан содержат схемы районирования (план местности), описывающие периметр районов ограничения и искусственные объекты местности, обладающие демаскирующими признаками. Периметр районов ограничения определяется в соответствии с требованиями безопасности функционирования особо важных государственных, стратегических, режимных объектов и объектов отраслей экономики Республики Казахстан, имеющих стратегическое значение, а также требованиями по защите геопространственной информации, отображающей деятельность указанных объектов.
      9. Представляемые сведения о районах ограничения космических съемок территорий иностранных государств содержат список стран и территорий, на которые распространяется их юрисдикция, с описанием границ в географических координатах, в отношении которых вводятся особые гарантии Республики Казахстан по использованию национальной КС ДЗЗ, а также список стран, которыми не было дано явно выраженного согласия на ведение космических съемок их территорий КС ДЗЗ Республики Казахстан.
      10. С целью планирования получения данных ДЗЗ ежегодно до первого октября года, предшествующего планируемому, формируются проект плана космических съемок и каталог районов космических съемок, сформированные на основе заявок:
      1) казахстанских и иностранных пользователей – оператору КС ДЗЗ;
      2) казахстанских пользователей, действующих в интересах обеспечения обороны и безопасности Республики Казахстан, – в военный сектор КС ДЗЗ.
      11. Заявки на проведение космических съемок с иностранных космических аппаратов, дистрибьютором которых является оператор КС ДЗЗ, а также заявки государственных органов и организаций, обеспечивающиеся иными дистрибьюторами иностранных операторов КС ДЗЗ, реализуются в порядке, определенном настоящими Правилами, с учетом исполнения процедур контрольного просмотра.
      12. В заявках казахстанских и иностранных пользователей указываются координаты районов космических съемок, сроки их проведения, параметры наблюдения, а также сведения о заявителе, наличие имеющихся разрешительных документов на право работы с геопространственной информацией, цели получения данных ДЗЗ, в том числе государственная принадлежность и данные заказчика геоинформационной продукции.
      Техническое содержание заявок определяется в соответствии с Инструкцией по планированию, хранению и распространению данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан при обеспечении интересов обороны и безопасности Республики Казахстан, утверждаемой совместным приказом Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 12 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 19.09.2014 № 995.
      13. Проект Плана космических съемок и каталог районов космических съемок, сформированные оператором КС ДЗЗ на основе заявок пользователей, направляются в военный сектор КС ДЗЗ для проведения работ по сопоставлению заявок с районами ограничения космических съемок по территории, во времени и по условиям передачи данных ДЗЗ до первого ноября года, предшествующего планируемому.
      14. Результаты сопоставления заявок с районами ограничения космических съемок по территории, во времени и по условиям передачи предоставляются военным сектором КС ДЗЗ оператору КС ДЗЗ до первого декабря года, предшествующего планируемому.
      15. В случае невозможности выполнения заявки, оператор КС ДЗЗ либо военный сектор КС ДЗЗ предлагают заявителю новые условия обеспечения заявки.
      16. Проект плана космических съемок утверждается уполномоченным органом Республики Казахстан по согласованию с Министерством обороны Республики Казахстан не позднее тридцатого декабря года, предшествующего планируемому.
      17. Для реализации утвержденного плана космических съемок не позднее пятого января планируемого года направляются:
      часть плана космических съемок, реализуемая для решения социально-экономических задач, оператору КС ДЗЗ;
      часть плана космических съемок, реализуемая для целей обеспечения обороны и безопасности Республики Казахстан, в военный сектор КС ДЗЗ.
      18. План космических съемок может уточняться ежеквартально, а при необходимости проведения оперативных съемок для государственных органов не позднее чем за неделю до указанного срока съемок.
      19. Предложения оператора КС ДЗЗ либо военного сектора КС ДЗЗ по уточнению плана космической съемки рассматриваются Министерством обороны Республики Казахстан и уполномоченным органом в срок не более одного месяца, а предложения, касающиеся срочного проведения съемок в интересах обеспечения обороны и безопасности Республики Казахстан, – в течение трех рабочих дней со дня получения их обращения.
      20. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и(или) техногенного характера в приоритетном порядке выполняются заявки на получение данных ДЗЗ, представленные в военный сектор КС ДЗЗ уполномоченным органом в области чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан.
      21. Технологические и организационные особенности взаимодействия оператора КС ДЗЗ с Военным сектором КС ДЗЗ в процессе совместной информационно-аналитической деятельности по планированию космических съемок определяются Инструкцией по планированию, хранению и распространению данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан при обеспечении интересов обороны и безопасности Республики Казахстан, утверждаемой совместным приказом Национального космического агентства Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан.

3. Порядок получения, обработки и распространения данных
дистанционного зондирования

      22. Деятельность, связанная с получением, обработкой и распространением данных ДЗЗ, осуществляется в соответствии с планом и каталогом районов космических съемок.
      23. Получение данных ДЗЗ по территориям иностранных государств может осуществляться, как через оператора КС ДЗЗ, так и через сертифицированные наземные станции приема этих данных, находящиеся на абонентском обслуживании оператора КС ДЗЗ.
      24. Выполнение заявок на получение данных ДЗЗ может осуществляться с использованием архивных данных ДЗЗ, если они соответствуют указанным в заявках характеристикам.
      25. Технологические и организационные особенности взаимодействия оператора КС ДЗЗ с военным сектором КС ДЗЗ в процессе приема, контрольного просмотра, обработки и распространения данных ДЗЗ определяются Инструкцией по планированию, хранению и распространению данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан при обеспечении интересов обороны и безопасности Республики Казахстан, утверждаемой совместным приказом Национального космического агентства Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан.
      При рассмотрении вопросов, связанных с внедрением технологий космических съемок обработки и распространения данных ДЗЗ, оператор КС ДЗЗ привлекает, в случае необходимости, экспертов и консультантов из других организаций и государственных органов.
      26. Оператор КС ДЗЗ после проведения предварительной оценки соответствия полученных данных ДЗЗ плану космических съемок и реализации процедуры контрольного просмотра снимков военным сектором КС ДЗЗ реализует договоры на поставку данных дистанционного зондирования казахстанским и иностранным пользователям.
      При этом распространение данных ДЗЗ государственным органам и организациям Республики Казахстан, действующих в интересах обеспечения обороны и безопасности Республики Казахстан, осуществляется военным сектором КС ДЗЗ.
      27. Оператор КС ДЗЗ и военный сектор КС ДЗЗ, совместно осуществляющие свою деятельность в наземном комплексе КС ДЗЗ, ведут учет выполнения плана космических съемок, формируют ведомственные архивы (фонды) данных ДЗЗ, результатов их экспертизы, материалов с результатами мониторинга процесса обращения казахстанских и иностранных пользователей с данными ДЗЗ. Архив данных ДЗЗ оператора КС ДЗЗ является основой для создания и развития национальной инфраструктуры пространственных данных Республики Казахстан.