О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2009 года № 330 "Об утверждении перечня гарантированного объема специальных социальных услуг" и от 28 октября 2011 года № 1222 "Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2012 года № 214

Действующий

ПРЕСС-РЕЛИЗ      
 
      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:
      1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2009 года № 330 «Об утверждении перечня гарантированного объема специальных социальных услуг» (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 15, ст. 120):
      в перечне гарантированного объема специальных социальных услуг, утвержденном указанным постановлением:
      пункт 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Гарантированный объем специальных социальных услуг предоставляется лицам (семьям) со стойкими нарушениями функций организма, обусловленными физическими и (или) умственными возможностями, и (или) лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, из числа следующих получателей услуг:
      1) дети-инвалиды с психоневрологическими патологиями (далее – дети);
      2) дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – дети с нарушениями ОДА);
      3) инвалиды старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями (далее – лица старше 18 лет);
      4) инвалиды первой и второй групп (далее – инвалиды);
      5) лица, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом (далее – престарелые);
      6) лица без определенного места жительства (далее – бездомные лица).»;
      в пункте 3:
      абзац десятый изложить в следующей редакции:
      «оказание помощи престарелым, инвалидам и бездомным лицам в написании и прочтении писем;»;
      дополнить абзацами следующего содержания:
      «прием и временное размещение бездомных лиц;
      предоставление бездомным лицам койко-места, мебели, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены и нижнего белья;
      создание условий для пребывания престарелых и инвалидов, имеющих затруднения в передвижении, и не способных к самостоятельному обслуживанию;
      создание условий для осуществления бездомными лицами санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);
      содействие в отправке к прежнему месту жительства бездомных лиц путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования;
      содействие в оформлении документов для регистрации по месту пребывания.»;
      пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
      «содействие в госпитализации и сопровождении бездомных лиц, нуждающихся в лечении в учреждения здравоохранения.»;
      в пункте 5:
      абзац четвертый изложить в следующей редакции:
      «психопрофилактическую работу с инвалидами, престарелыми и бездомными лицами;»;
      дополнить абзацами следующего содержания:
      «психологическое консультирование;
      экстренная психологическая помощь;
      проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.»;
      в пункте 7:
      абзац первый изложить в следующей редакции:
      «7. Социально-трудовые услуги, направленные на формирование трудовых навыков у получателей услуг, создание условий для сохранения и развития остаточных трудовых навыков и организации трудовой деятельности лицам старше 18 лет, инвалидам, престарелым и бездомным лицам, включают:»;
      в абзаце четвертом внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не изменяется;
      абзац седьмой изложить в следующей редакции:
      «содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам;»;
      дополнить абзацем следующего содержания:
      «участие бездомных лиц в общественно-полезных работах.»;
      пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:
      «содействие в оформлении необходимых документов для помещения престарелых и инвалидов из числа бездомных лиц в стационарные учреждения социальной защиты населения.»;
      2) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1222 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения»:
      пункт 1 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
      «4) стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях временного пребывания.»;
      дополнить стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях временного пребывания, согласно приложению к настоящему постановлению.
      2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 января 2013 года, за исключением Восточно-Казахстанской, Костанайской областей, городов Алматы, Астана, для которых настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2012 года.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Приложение       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан   
от 10 февраля 2012 года № 214

Утвержден        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 28 октября 2011 года № 1222

Стандарт
оказания специальных социальных услуг в области социальной
защиты населения в условиях временного пребывания

1. Общие положения

      1. Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях временного пребывания (далее – стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах».
      2. Настоящий стандарт устанавливает объем и требования к условиям и порядку предоставления специальных социальных услуг в организациях, оказывающих специальные социальные услуги в условиях временного пребывания государственной и негосударственной форм собственности (далее – организации временного пребывания), предназначенных для круглосуточного временного проживания (до одного года) или временного нахождения (в ночное время суток) лиц без определенного места жительства (далее – получатели услуг), определяет порядок деятельности организаций временного пребывания, условия предоставления, прекращения (приостановления) оказания специальных социальных услуг.
      3. Организации временного пребывания создаются в виде центров социальной адаптации, домов ночного пребывания для получателей услуг.
      В центрах социальной адаптации для получателей услуг могут создаваться структурные подразделения – отделения ночного пребывания и мобильные службы социального патруля.
      4. Настоящий стандарт соблюдается всеми субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги в условиях временного пребывания, независимо от форм собственности.
      5. Организации временного пребывания создаются в городах с численностью свыше ста тысяч человек в установленном законодательством порядке.
      Местные исполнительные органы своим решением вправе создавать организации временного пребывания в населенных пунктах с численностью населения тридцать тысяч и более человек.
      6. В организации временного пребывания принимают совершеннолетних получателей услуг, в том числе лиц по разным причинам не имеющих документов, удостоверяющих личность, не имевших или утративших жилье.
      7. Медицинскими противопоказаниями к нахождению получателей услуг в организациях временного пребывания являются наличие:
      1) психических заболеваний, сопровождающихся расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
      2) туберкулеза в активной стадии процесса, инфекционных заболеваний, карантинных инфекций;
      3) состояния алкогольного, наркотического опьянения;
      4) терминальной (конечной) стадии заболевания, которая требует услуги паллиативной помощи и сестринского ухода;
      5) других заболеваний и/или травм, требующих стационарного лечения в специализированных медицинских организациях.
      Лица с вышеназванными медицинскими противопоказаниями подлежат направлению в соответствующие учреждения здравоохранения.
      8. Организация временного пребывания является юридическим лицом, создается его учредителем и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами, действующим законодательством Республики Казахстан.

2. Задачи и функции организации временного пребывания

      9. Основными задачами организации временного пребывания являются:
      1) оказание неотложной социальной помощи и поддержки получателям услуг;
      2) предоставление специальных социальных услуг в условиях временного пребывания в соответствии с установленными настоящим стандартом объемами;
      3) оказание специальных социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей получателей услуг, ориентированных на повышение уровня их личностного развития, социально-трудовой адаптации;
      4) повышение качества и эффективности предоставляемых специальных социальных услуг.
      10. Основными функциями организации временного пребывания являются:
      1) прием и размещение получателей услуг, проведение мероприятий по их социальной адаптации;
      2) предоставление койко-места, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нижнего белья;
      3) обеспечение неприкосновенности личности и безопасности получателей услуг;
      4) создание благоприятного морально-психологического климата в организации временного пребывания;
      5) оказание разносторонней помощи получателям услуг путем предоставления комплекса необходимых специальных социальных услуг, направленных на восстановление утраченного социального статуса, проведение иных мероприятий, возвращающих получателей услуг к нормальной жизни в обществе, в соответствии с настоящим стандартом;
      6) информирование получателей услуг об объемах и видах специальных социальных услуг, правилах внутреннего распорядка организации временного пребывания;
      7) совершенствование организации труда и повышение квалификации персонала;
      8) осуществление финансово-хозяйственной деятельности организации временного пребывания;
      9) выявление лиц без определенного места жительства, нуждающихся в специальных социальных услугах, и доставка их в организацию временного пребывания осуществляет мобильная служба социального патруля;
      10) иные функции в соответствии с учредительными документами организации временного пребывания.

3. Условия приема в организацию временного пребывания

      11. Прием получателей услуг в организацию временного пребывания для предоставления им специальных социальных услуг за счет бюджетных средств осуществляют организации временного пребывания по личному обращению получателей услуг (приложение 1 к настоящему стандарту) или письменному направлению районных (городских) уполномоченных органов занятости и социальных программ, уполномоченных органов в области здравоохранения, внутренних дел по месту фактического нахождения получателя услуг.
      12. Лица, ранее проживавшие и утратившие свое жилье на территории других регионов Республики Казахстан, в том числе лица, не имеющие документов, удостоверяющих личность, принимаются в организацию временного пребывания на срок до тридцати календарных дней, по истечении которых они направляются в организации временного пребывания по прежнему месту жительства за счет средств местного бюджета или привлеченных внебюджетных средств.
      13. Продолжительность круглосуточного проживания в организации временного пребывания получателей услуг, желающих восстановить утраченный социальный статус, составляет не более одного года.
      14. Лицам, обратившимся в организацию временного пребывания, но не желающим менять бродяжный образ жизни, предоставляются койко-места в ночное время суток (с 21 часа до 9 часов в летнее время года, с 18 часов до 10 часов в зимнее время года) без обеспечения горячим питанием.
      15. Лицам без определенного места жительства в местах их уличного обитания оказываются специальные социальные услуги мобильной службой социального патруля (в дневное время суток).
      16. Лицо, поступающее в организацию временного пребывания, проходит медицинский осмотр и санитарную обработку, дезинфекцию одежды и личных вещей, и подлежит регистрации.
      Специалистами организации временного пребывания заполняется регистрационная карточка получателя услуг в организации временного пребывания (приложение 2 к настоящему стандарту).

4. Условия проживания в организации временного пребывания

      17. Условия проживания в организации временного пребывания соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям к безопасности зданий, в том числе пожарной безопасности.
      18. Учредитель обеспечивает техническое оснащение организации временного пребывания.
      19. Здание организации временного пребывания оборудуется специальными приспособлениями с целью удобства проживания, обеспечения беспрепятственного доступа к нему, передвижения внутри помещения и на прилегающей к зданию территории в соответствии со строительными нормами и правилами.
      20. Получатели услуг размещаются по комнатам с учетом состояния их здоровья, пола и психологической совместимости.
      21. Порядок проживания в организации временного пребывания определяется правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми руководителем организации временного пребывания.

5. Определение потребности получателей услуг в специальных
социальных услугах и разработка договора о ресоциализации

      22. Потребности (виды и объемы) в специальных социальных услугах определяются специалистом по социальной работе, психологом и другими специалистами организации временного пребывания (далее – специалисты организации временного пребывания).
      23. На основе оценки потребностей получателей услуг специалистами организации временного пребывания разрабатывается договор о ресоциализации (далее – договор) на каждого получателя услуг, согласившегося восстановить утраченный социальный статус (приложение 3 к настоящему стандарту).
      24. Договор разрабатывается после наблюдения специалистами организации временного пребывания за получателем услуг в течение десяти календарных дней со дня поступления в организацию временного пребывания и подписывается руководителем организации временного пребывания и получателем услуги.
      25. В договоре указываются:
      1) предоставляемый объем и виды специальных социальных услуг;
      2) права и обязанности организации временного пребывания и получателя услуг;
      3) срок временного проживания, по истечении которого получатель услуг выбывает из организации временного пребывания.
      26. Реабилитационные мероприятия, отраженные в договоре, проводятся специалистами организации временного пребывания в установленные договором сроки.
      27. Если обязательства организации временного пребывания, указанные в договоре не выполнены в установленный срок, то срок пребывания продлевается до дня их выполнения, но не более чем на шесть месяцев.
      28. Качество работы специалистов организации временного пребывания оценивается руководителем организации временного пребывания и районными (городскими) уполномоченными органами занятости и социальных программ (далее – уполномоченный орган) по увеличению количества получателей услуг реабилитированных и возвращенных к нормальному образу жизни, в сравнении с предыдущим годом.
      29. В случае отсутствия необходимых специалистов в организации временного пребывания допускается привлечение специалистов из других организаций на договорной основе.
      30. Каждый специалист организации временного пребывания участвует в оказании специальных социальных услуг в соответствии с должностной инструкцией и ежеквартально фиксирует результаты реабилитационных мероприятий в журнале/электронной картотеке.
      31. За качественным выполнением служебных обязанностей в отношении всех специалистов организации временного пребывания осуществляется регулярный контроль администрацией организации временного пребывания.

6. Условия предоставления
специальных социальных услуг

      32. К социально-бытовым услугам, предоставляемым в центрах социальной адаптации, относятся:
      1) прием и временное размещение получателей услуг;
      2) предоставление койко-места, мебели, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены и нижнего белья (приложение 4 к настоящему стандарту). При повторном поступлении в течение года в организацию временного пребывания получатели услуг обеспечиваются нижним бельем по необходимости;
      3) содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность;
      4) создание условий для пребывания престарелых и инвалидов, имеющих затруднение в передвижении, и не способных к самостоятельному обслуживанию;
      5) оказание услуг по поддержанию условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
      6) дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;
      7) создание условий для бытового самообслуживания (стирка, сушка, глаженье личного белья и одежды);
      8) создание условий для осуществления санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);
      9) содействие в отправке к прежнему месту жительства путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования.
      Лицам, имеющим затруднение в передвижении, организацией временного пребывания обеспечивается сопровождение до пункта назначения;
      10) содействие в оформлении документов для регистрации по месту пребывания;
      11) предоставление питания в соответствии с натуральными нормами питания для лиц, обслуживающихся в домах-интернатах, реабилитационных центрах, учебных заведениях для детей-инвалидов, территориальных центрах социального обслуживания, центрах социальной адаптации, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1354;
      12) предоставление транспортных услуг перевоза получателей услуг для лечения, обучения;
      13) оказание помощи в написании и прочтении писем.
      К социально-бытовым услугам, предоставляемым в домах (отделениях) ночного пребывания, относятся:
      1) прием и временное размещение получателей услуг;
      2) предоставление койко-места, обеспечение постельными принадлежностями;
      3) дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;
      4) создание условий для осуществления санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы).
      33. Требования к качеству предоставления социально-бытовых услуг:
      1) предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям и обеспечивают удобство проживания получателей услуг.
      При размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития и социализации.
      Все жилые, служебные и производственные помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям безопасности, противопожарным требованиям, защищаются от воздействия различных факторов (повышенных (пониженных) температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и других неблагоприятных условий), отрицательно влияющих на здоровье персонала, получателей услуг и на качество предоставляемых услуг.
      Помещения, предоставляемые для организации социально-трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации обеспечивают проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемых получателей услуг;
      2) кабинеты специалистов организации временного пребывания оснащаются необходимой мебелью и специализированным оборудованием.
      На каждый специализированный кабинет заполняется паспорт, оформленный в произвольной форме;
      3) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, оборудование, мягкий инвентарь соответствуют нормативным документам по стандартизации в области технического регулирования, действующим на территории Республики Казахстан;
      4) нательное белье, предоставляемое получателям услуг, удобное в носке, соответствующее полу, росту и размерам получателей услуг, отвечает санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
      5) горячее питание готовится из доброкачественных продуктов, отвечает требованиям сбалансированности и калорийности, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и предоставляется с учетом состояния здоровья получателей услуг.
      Руководителем организации временного пребывания утверждается текущее недельное меню и перспективное меню на вторую неделю в зависимости от сезона (весна-лето, осень-зима);
      6) оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера получателям услуг, находящимся на наблюдательном, постельном режиме и неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные процедуры самообслуживания, обеспечивает выполнение необходимых им процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств (при оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к получателям услуг);
      7) при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения соблюдаются нормативы и правила эксплуатации автотранспортных средств, требования безопасности дорожного движения;
      8) обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей) отвечает требованиям качества и его своевременности.
      34. К социально-медицинским услугам, предоставляемым в центрах социальной адаптации, относятся:
      1) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
      2) оказание доврачебной медицинской помощи, содействие в госпитализации и сопровождении получателей услуг, нуждающихся в лечении в организации здравоохранения;
      3) содействие в подготовке документов для направления на медико-социальную экспертизу;
      4) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
      5) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
      6) содействие в обеспечении протезно-ортопедической помощи, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, обязательными гигиеническими средствами, специальными средствами передвижения, сурдо-, тифлотехническими средствами, в получении санаторно-курортного лечения, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (далее – ИПР);
      7) содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения;
      8) проведение лечебных манипуляций в соответствии со стандартами в области здравоохранения по назначению лечащего врача.
      В домах (отделениях) ночного пребывания, а также мобильными службами социального патруля предоставляются следующие социально-медицинские услуги:
      1) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
      2) оказание доврачебной медицинской помощи.
      35. Требования к качеству предоставления социально-медицинских услуг:
      1) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами в области здравоохранения;
      2) проведение лечебных манипуляции в соответствии со стандартами в области здравоохранения осуществляются с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям услуг;
      3) оказание доврачебной медицинской помощи осуществляется в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения;
      4) госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения проводится оперативно и своевременно;
      5) содействие в прохождении профилактического осмотра, диспансеризации, иммунизации в медицинских организациях оказываются в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения;
      6) проведение пропаганды здорового образа жизни.
      Индивидуальная работа с получателями услуг по предупреждению вредных привычек и избавлению от них направлена на разъяснение пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение), негативных результатов, к которым они приводят, и сопровождается необходимыми рекомендациями по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств;
      7) содействие в подготовке документов для направления на медико-социальную экспертизу должна оказываться своевременно и в полном объеме;
      8) содействие в получении протезно-ортопедической помощи, технических вспомогательных (компенсаторных) средств, обязательных гигиенических средств, специальных средств передвижения, сурдо-, тифлотехнических средств, санаторно-курортного лечения, в соответствии с ИПР, а также средств ухода и реабилитации осуществляется в соответствии с практическими потребностями получателей услуг;
      9) оказание санитарно-гигиенических услуг способствует улучшению состояния здоровья получателей услуг и самочувствия, устраняет неприятные ощущения дискомфорта;
      10) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения способствует своевременной профилактике и лечению заболеваний, травм, получателей услуг;
      11) содействие в получении консультации профильных специалистов организаций здравоохранения обеспечивает своевременное выявление и лечение заболеваний у получателей услуг.
      36. К социально-психологическим услугам, предоставляемым в организациях временного пребывания, относятся:
      1) психологическая диагностика и обследование личности;
      2) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение);
      3) психопрофилактическая работа с получателями услуг;
      4) психологическое консультирование;
      5) экстренная психологическая помощь;
      6) оказание психологической помощи получателям услуг, в том числе, беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности;
      7) психологические тренинги;
      8) психологическая коррекция получателей услуг;
      9) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
      37. Требования к качеству предоставления социально-психологических услуг:
      1) психологическое консультирование обеспечивает оказание получателям услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов.
      Психологическое консультирование на основе полученной от получателя услуг информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помогает раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы;
      2) психологическая диагностика получателей услуг осуществляется на основе психодиагностического пакета, разработанного психологом организации временного пребывания.
      Психодиагностика и обследование личности по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности получателей услуг, влияющих на отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дает необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий;
      3) психологическая коррекция, как активное психологическое воздействие, обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в поведении, эмоциональном состоянии получателей услуг (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений и других отклонений в поведении), что позволяет привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
      4) психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, оцениваются их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям;
      5) социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за получателями услуг обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию получателей услуг и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
      6) привлечение получателей услуг к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения обеспечивает оказание помощи получателям услуг в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений и общения;
      7) экстренная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование получателей услуг, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе;
      8) психопрофилактическая работа способствует формированию у получателей услуг потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над собой и своими проблемами, создает условия для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;
      9) беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса обеспечивают укрепление психического здоровья получателей услуг, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
      38. К социально-трудовым услугам, предоставляемым получателям услуг в организациях временного пребывания, относятся:
      1) проведение мероприятий по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг;
      2) участие в общественно-полезных работах;
      3) профессиональная ориентация;
      4) формирование трудовых навыков по профилю;
      5) содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам.
      39. Требования к качеству предоставления социально-трудовых услуг:
      1) с целью формирования трудовых навыков, знаний и умений, получателям услуг, исходя из их индивидуальных потребностей, назначаются виды трудовой деятельности, обеспечивающие активное участие получателей услуг в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса;
      2) проведение общественно-полезных работ осуществляется на территории организации временного пребывания, в специально организованных кабинетах (мастерских) и обеспечивает создание условий, позволяющих вовлечь получателей услуг в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья;
      3) мероприятия по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса проводятся в специально оборудованных кабинетах;
      4) профессиональная ориентация получателей услуг, не имеющих профессионального образования, сопровождается мероприятиями, способными помочь им в выборе профессии;
      5) мероприятия по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг проводятся с учетом их индивидуальных особенностей, степени ограничения возможностей, физического и психического состояния получателей услуг.
      40. К социально-культурным услугам, предоставляемым в центрах социальной адаптации, относятся:
      1) организация праздников и досуговых мероприятий;
      2) организация и проведение клубной и кружковой работы;
      3) вовлечение получателей услуг в досуговые мероприятия, к участию в культурно-патриотических мероприятиях.
      В домах (отделениях) ночного пребывания, мобильными службами социального патруля проводится информационно-разъяснительная работа среди получателей услуг о целесообразности и важности ресоциализации.
      41. Требования к качеству предоставления социально-культурных услуг:
      1) проведение культурно-патриотических и досуговых мероприятий осуществляется по утвержденному руководителем организации временного пребывания квартальному плану;
      2) организация кружков художественной самодеятельности направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей получателей услуг, расширение сферы общения;
      3) привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг;
      4) вовлечение получателей услуг в досуговые мероприятия способствует налаживанию социальных и коммуникативных связей посредством участия в общественной жизни коллектива организации временного пребывания.
      42. К социально-экономическим услугам, предоставляемым в организациях временного пребывания, относятся:
      содействие в получении полагающихся пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законами Республики Казахстан от 16 июня 1997 года «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», от 5 апреля 1999 года «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи», от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
      43. Требования к качеству предоставления социально-экономических услуг:
      содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес.
      44. К социально-правовым услугам, предоставляемым в организациях временного пребывания, относятся:
      1) юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг и по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение;
      3) содействие в оформлении необходимых документов для помещения престарелых граждан и инвалидов в стационарные учреждения социальной защиты населения;
      4) оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действие или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;
      5) оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
      45. Требования к качеству предоставления социально-правовых услуг:
      1) консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с правом на получение специальных социальных услуг и защиту своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;
      2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, оказывать необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов) необходимых для практического решения этих вопросов;
      3) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций, нарушающие или ущемляющие законные права получателей услуг заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату;
      4) оказание юридической помощи в оформлении документов (удостоверяющих личность, на получение положенных по законодательству пособий и других социальных выплат, для трудоустройства) обеспечивает разъяснение получателям услуг содержание необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем.

7. Условия выписки, отчисления и перевода получателей услуг из
организации временного пребывания

      46. Выписка получателей услуг из организации временного пребывания осуществляется:
      1) по письменному заявлению получателей услуг;
      2) при наличии у получателей услуг жилой площади и средств к существованию;
      3) в случае расторжения или окончания срока действия договора;
      4) в случае досрочного выполнения условий договора.
      47. Решение о направлении получателей услуг сроком до одного года для обучения в организацию образования принимается администрацией организации временного пребывания с учетом заключения междисциплинарной комиссии организации временного пребывания и при наличии письменного обязательства принимающей стороны о предоставлении получателям услуг жилой площади (общежития) на период обучения.
      Получатели услуг, успешно закончившие обучение в организации образования, возвращаются в организацию временного пребывания для дальнейшей социальной реабилитации.
      48. Получатели услуг, имеющих затруднение в передвижении, самообслуживании в силу преклонного возраста, наличия инвалидности первой, второй групп, в соответствии с заключениями медицинской организации и ИПР переводятся в медико-социальные организации для престарелых и инвалидов общего типа, психоневрологические медико-социальные организации.
      49. При наличии медицинских противопоказаний к проживанию в организации временного пребывания получатели услуг подлежат направлению в соответствующие учреждения здравоохранения.
      50. Перевод получателей услуг, содержащихся за счет бюджетных средств, из организации временного пребывания, расположенной в одном регионе, в организацию временного пребывания, расположенную в другом регионе, осуществляется по согласованию с организациями временного пребывания соответствующих регионов.
      51. Получатели услуг подлежат отчислению в следующих случаях:
      1) при систематическом (более трех раз) нарушении Правил внутреннего распорядка, в том числе, проносе и употреблении наркотических веществ, спиртных напитков, порчу товарно-материальных ценностей и иного имущества, совершении противоправных действий;
      2) при выявлении медицинских противопоказаний к нахождению в организации временного пребывания;
      3) при самовольном уходе получателя услуг с территории организации временного пребывания и отсутствии более трех суток, не поставившим при этом в известность администрацию организации временного пребывания.
      Лицо, покинувшее территорию организации временного пребывания, восстанавливается на общих основаниях согласно разделу 3 настоящего стандарта, а не имевшее возможности сообщить об этом по уважительным причинам (задержание органами внутренних дел, нахождение в учреждении здравоохранения) – подлежит восстановлению немедленно;
      4) в случае предоставлении о себе заведомо ложной информации;
      5) в случае невыполнения получателем услуг условий договора.
      52. Выписка, отчисление или перевод получателей услуг в другую организацию временного пребывания осуществляется на основании приказа руководителя организации временного пребывания.
      53. При выписке или переводе в другую организацию временного пребывания получателям услуг выдается личная и закрепленная одежда и обувь по сезону, их ценности (документы), хранящиеся в организации временного пребывания.

8. Управление организацией временного пребывания

      54. Организацию временного пребывания возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности уполномоченным органом или учредителем.
      55. Штатные нормативы персонала организации временного пребывания утверждаются уполномоченным органом или учредителем с учетом потребностей и возможностей бюджета, в объеме, не менее предусмотренного приложением 5 к настоящему стандарту.
      56. В организации временного пребывания оформляется книга жалоб и предложений, которая хранится у руководителя организации временного пребывания и предъявляется по первому требованию получателей услуг и постетителей.
      57. Книга жалоб и предложений рассматривается руководителем организации временного пребывания еженедельно, а уполномоченным органом – ежемесячно.
      58. Организация временного пребывания имеет спонсорские, благотворительные и иные счета для перечисления средств от юридических и физических лиц, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Приложение 1       
к стандарту оказания   
специальных социальных услуг
в области социальной защиты 
населения в условиях временного
пребывания         

Директору
________________________________________________
(наименование организации временного пребывания)
________________________ (Ф.И.О. директора)
от ____________________________
_______________________________
_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

      Прошу принять меня на временное пребывание для прохождения
социальной адаптации и реабилитации.
      О себе сообщаю следующую информацию:
Дата рождения «__» _________________ ____ г.
Место рождения: _____________________________________________________
Удостоверение личности или паспорт (при наличии): ___________________
_____________________________________________________________________
Образование: ________________________________________________________
Жилье мною утрачено в ______ году, адрес утраченного жилья __________
_____________________________________________________________________
Причина утраты жилья ________________________________________________
Адрес последней регистрации по месту жительства (прописки):
_____________________________________________________________________
Причина невозможности проживания по адресу регистрации, по месту
жительства (если жилье не утрачено) _________________________________
_____________________________________________________________________
Данные о близких родственниках: _____________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
С правилами пребывания и пожарной безопасности ознакомлен и обязуюсь
их соблюдать. Я также предупрежден, что в случае предоставления о себе
заведомо ложной информации я буду незамедлительно выписан из организации
временного пребывания.
____________________ (подпись)             «____» _________ ______ г.

Приложение 2      
к стандарту оказания   
специальных социальных услуг
в области социальной защиты 
населения в условиях временного
пребывания        

Форма           

Регистрационная карточка получателя услуг в организации
временного пребывания

1. Фамилия ________________________________
2. Имя ____________________________________
3. Отчество _______________________________
4. Пол ____________________________________
5. Дата рождения __________________________
6. Национальность _________________________
7. Место рождения _________________________
8. Адрес последней регистрации по месту жительства (прописки)
__________________________________________________________________
9. Имеющийся документ: паспорт/удостоверение личности (нужное отметить)

Вид
документа

Номер/серия

Дата выдачи

Срок
действия
Кем
выдано

Удостоверение
личности





Паспорт





РНН





СИК





10. Образование ________________________________
11. Профессия __________________________________
12. Данные о близких родственниках _____________ 


п/п
Степень
родства
ФИО Год
рождения
Место
жительства




















13. Судимость 


п/п
Статья УК Срок
отбывания
Когда
отбывал
Где отбывал




















14. Перенесенные заболевания (туберкулез, гепатит и др.)
_______________________________________________________________
15. Состояние здоровья ________________________________________
16. Организация, направившая гражданина
_______________________________________________________________
17. Личная подпись гражданина _________________________________
18. Дата ________________________________
19. ФИО, подпись специалиста организации временного пребывания,
заполнившего карточку _________________________________________

Приложение 3       
к стандарту оказания    
специальных социальных услуг 
в области социальной защиты 
населения в условиях временного
пребывания        

Форма           

Типовой договор о ресоциализации

___________________________________________________________
(наименование субъекта организации временного пребывания)
в лице _________________________________, (далее – Центр) с одной
            (Ф.И.О. руководителя)
стороны и ____________________________ (далее – получатель услуг)
            (Ф.И.О. получателя услуг)
с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

      Получателю услуг Центром предоставляются специальные социальные услуги, направленные на ресоциализацию (восстановление утраченного социального статуса).

2. Права и обязанности сторон

      2.1. Обязанности Центра:
      1) ознакомить получателя услуг с условиями предоставления специальных социальных услуг;
      2) оказать специальные социальные услуги в установленном объеме;
      3) организовать профессиональное обучение (подготовку, переподготовку) по специальности ______________________________;
      4) трудоустроить на постоянное рабочее место;
      5) осуществить поиск доступного съемного жилища с целью дальнейшего проживания в нем;
      6) с уважением относиться к получателю услуг, не допускать грубости, халатного отношения к своим обязанностям.
      2.2. Права Центра:
      1) осуществлять контроль за посещением обучения и рабочего места получателем услуг;
      2) запрашивать необходимую информацию от заинтересованных лиц о посещаемости учебного процесса, рабочего места и успеваемости получателя услуг;
      3) расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае невыполнения или уклонения от выполнения обязательств со стороны получателя услуг;
      4) расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае отказа от предлагаемого доступного съемного жилища с целью дальнейшего проживания в нем.
      2.3. Обязанности получателя услуг:
      1) принимать активное участие в процессе ресоциализации;
      2) успешно пройти курс обучения по специальности ____________;
      3) трудоустроиться на предлагаемое место работы;
      4) уважительно относиться к персоналу Центра;
      5) соблюдать условия настоящего договора.
      2.4. Права получателя услуг:
      1) получать информацию о процессе ресоциализации;
      2) участвовать в выборе профессии и места работы.

3. Условия расторжения договора

      3.1. Настоящий договор подлежит расторжению по следующим основаниям:
      1) неисполнения или уклонения от исполнения обязательств со стороны получателя услуг (обучение, трудоустройство, поиск жилья);
      2) необоснованные оскорбления и обвинения получателем услуг персонала Центра.
      3.2. Предоставление специальных социальных услуг приостанавливается на период нахождения получателя услуг в учреждении здравоохранения.

4. Заключительные положения

      Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из Сторон.
      Директор Центра _________________________ ______________
                               (Ф.И.О.)            (подпись)
      Получатель услуг _________________________ ____________
                               (Ф.И.О.)            (подпись)

      Примечание: данный Договор является примерным.

Приложение 4       
к стандарту оказания    
специальных социальных услуг 
в области социальной защиты 
населения в условиях временного
пребывания        

Минимальные нормы постельного и нижнего белья, предметов личной
гигиены, а также сроки их носки и использования для организаций
временного пребывания

Наименование

Единица
измерения

На 1 койко-место

Норма

Сроки
(год)

1

Простыня

штук

3

1

2

Пододеяльник

штук

3

1

3

Наволочка

штук

3

1

4

Полотенце

штук

1

1

5

Матрац

штук

1

1

6

Подушка

штук

2

3

7

Одеяло

штук

2

3

8

Покрывало

штук

1

2

9

Трусы

штук

3 – на одного
получателя услуг

1

10

Майка

штук

2 – на одного мужчину

1

11

Бюстгальтер

штук

2 – на одну женщину

1

12

Носки

пар

6 – на одного
получателя услуг

1

13

Зубная щетка

штук

1 – на одного
получателя услуг

3 месяца

14

Зубная паста

милли-
литров

900

1

15

Туалетное мыло

грамм

1200

1

16

Клеенка
прорезиненная

штук

по потребности, но не
более 1 штуки на одно
койко-место

1

17

Прокладки женские
впитывающие

штук

по потребности, но не
более 16 штук в месяц
на одну женщину



18

Подгузники

штук

по заключению врача
организации
временного
пребывания, но не
более 1 штуки в день
одному получателю
услуг, заключившему
договор о
ресоциализации



Приложение 5       
к стандарту оказания    
специальных социальных услуг 
в области социальной защиты 
населения в условиях временного
пребывания         

Минимальные штатные нормативы персонала в организациях
временного пребывания 

Наименование
должности

Количество койко-мест

до
51

51-
100

101-
150

151
-
200

201-
250

251 и
свыше

Штатные нормативы руководящих работников
и хозяйственно-обслуживающего персонала

1

Директор

1 единица на учреждение

2

Заместитель директора по
административно-
хозяйственной работе

-

-

-

1

1

1

3

Заместитель директора по
социальной работе

1 единица на учреждение

4

Главный бухгалтер

1 единица на учреждение

5

Экономист по
бухгалтерскому учету и
анализу хозяйственной
деятельности

-

0,5

1

1

1

1

6

Бухгалтер

0,5

1

1,5

2

2

2

7

Инспектор по кадрам

0,5

1

1

1

1

1

8

Заведующий хозяйством

1 единица на учреждение

9

Секретарь-машинистка
(референт)

1 единица на учреждение

10

Дезинфектор

1

1

1

1

1,5

2

11

Вахтер

1 единица на учреждение

12

Лифтер (при наличии лифта)

согласно типовым нормам и
нормативам по труду,
утвержденным приказом Министра
труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 31.12.2009 года № 401-п

13

Охранник

4 единицы на учреждение

14

Водитель

1 единица на 1 технически
исправное транспортное средство

15

Тракторист (при наличии
трактора)

1 единица на 1 технически
исправное транспортное
средство

16

Слесарь-сантехник

согласно типовым нормам и
нормативам по труду,
утвержденным приказом Министра
труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 31.12.2009 года № 401

17

Электромонтер по ремонту и
обслуживанию
электрооборудования

согласно типовым нормам и
нормативам по труду,
утвержденным приказом Министра
труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 31.12.2009 года № 401

18

Электрогазосварщик

согласно типовым нормам и
нормативам по труду,
утвержденным приказом Министра
труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 31.12.2009 года № 401

19

Рабочий по обслуживанию и
текущему ремонту зданий,
сооружений и оборудования
(столяр, плотник)

согласно типовым нормам и
нормативам по труду,
утвержденным приказом Министра
труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 31.12.2009 года № 401

20

Рабочие, занятые на
обслуживании котлов,
работающих на
газообразном, жидком и
твердом топливе,
электронагреве

согласно типовым нормам и
нормативам по труду,
утвержденным приказом Министра
труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 31.12.2009 года № 401

21

Возчик по вывозу нечистот
из твердых осадков из
выгребных ям

4 единица при отсутствии
канализации и если очистка
выгребных ям не производится в
централизованном порядке

22

Машинист (моторист)
водонасосной станции

1 единица на учреждение

Штатные нормативы персонала
по оказанию специальных социальных услуг

23

Специалист по социальной
работе

1

2

3

4

5

6,5

Штатные нормативы персонала по оказанию социально-бытовых
услуг

24

Шеф-повар

-

-

0,5

1

1

1

25

Повар

2

2

3

4

4

5

26

Мойщик посуды

1

1

1

1

1

1,5

27

Чистильщик плодоовощей и
картофеля

1

1

2

2

3

3,5

28

Резчик хлеба, рабочий
кухни

-

0,5

1

1

1

1

29

Сестра – хозяйка

1 единица на учреждение

30

Заведующий прачечной (из
числа машинистов)

-

-

-

-

-

1

31

Машинист по стирке одежды
и белья

1

1

1

1

1

5

32

Санитарка (-уборщица)

согласно типовым нормам и
нормативам по труду,
утвержденным приказом Министра
труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 31.12.2009 года № 401-п

Штатные нормативы персонала
по оказанию социально-медицинских услуг

33

Врач

1 единица на учреждение

34

Фельдшер

1 единица на учреждение

35

Медицинская сестра

5,25 ставки на каждые 50 коек

36

Медицинская сестра по
диетическому питанию

1 единица на учреждение

Штатные нормативы персонала
по оказанию социально-психологических услуг

37

Психолог

1

1

1,5

2

2

2

Штатные нормативы персонала
по оказанию социально-трудовых услуг

38

Инструктор по трудотерапии

1 единица на учреждение

Штатные нормативы персонала по оказанию
социально-культурных услуг

39

Библиотекарь (при наличии
библиотеки)

1 единица на учреждение

Штатные нормативы персонала по оказанию
социально-правовых услуг

40

Юрист

1 единица на учреждение

      Примечание:
      1) при необходимости установленные должности могут взаимозаменяться в пределах фонда оплаты труда;
      2) расходы по содержанию руководящих работников и хозяйственно-обслуживающего персонала в расчет стоимости 1 единицы услуги не включены;
      3) в организациях временного пребывания устанавливается лимит служебных автотранспортных средств в количестве:
      один легковой автомобиль;
      один санитарный автомобиль;
      одно автотранспортное средство (при наличии 150 и выше получателей услуг).

Минимальные штатные нормативы персонала
в домах (отделениях) ночного пребывания 

Наименование
должности

Штатные нормативы работников

1

Директор (заведующий
отделением)

1 единица на учреждение

2

Сестра – хозяйка

2 единицы на учреждение

3

Фельдшер

2 единицы на учреждение

4

Медицинская сестра

5,25 ставки

Минимальные штатные нормативы персонала
в мобильных службах социального патруля 

Наименование
должности

Штатные нормативы работников на
одно автотранспортное средство

1

Диспетчер

1 единица

2

Специалист по социальной
работе

1 единица

3

Фельдшер

1 единица

4

Водитель

1 единица