ПРЕСС-РЕЛИЗ
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:
1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2009 года № 330 «Об утверждении перечня гарантированного объема специальных социальных услуг» (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 15, ст. 120):
в перечне гарантированного объема специальных социальных услуг, утвержденном указанным постановлением:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Гарантированный объем специальных социальных услуг предоставляется лицам (семьям) со стойкими нарушениями функций организма, обусловленными физическими и (или) умственными возможностями, и (или) лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, из числа следующих получателей услуг:
1) дети-инвалиды с психоневрологическими патологиями (далее – дети);
2) дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – дети с нарушениями ОДА);
3) инвалиды старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями (далее – лица старше 18 лет);
4) инвалиды первой и второй групп (далее – инвалиды);
5) лица, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом (далее – престарелые);
6) лица без определенного места жительства (далее – бездомные лица).»;
в пункте 3:
абзац десятый изложить в следующей редакции:
«оказание помощи престарелым, инвалидам и бездомным лицам в написании и прочтении писем;»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«прием и временное размещение бездомных лиц;
предоставление бездомным лицам койко-места, мебели, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены и нижнего белья;
создание условий для пребывания престарелых и инвалидов, имеющих затруднения в передвижении, и не способных к самостоятельному обслуживанию;
создание условий для осуществления бездомными лицами санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);
содействие в отправке к прежнему месту жительства бездомных лиц путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования;
содействие в оформлении документов для регистрации по месту пребывания.»;
пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«содействие в госпитализации и сопровождении бездомных лиц, нуждающихся в лечении в учреждения здравоохранения.»;
в пункте 5:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«психопрофилактическую работу с инвалидами, престарелыми и бездомными лицами;»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«психологическое консультирование;
экстренная психологическая помощь;
проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.»;
в пункте 7:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«7. Социально-трудовые услуги, направленные на формирование трудовых навыков у получателей услуг, создание условий для сохранения и развития остаточных трудовых навыков и организации трудовой деятельности лицам старше 18 лет, инвалидам, престарелым и бездомным лицам, включают:»;
в абзаце четвертом внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не изменяется;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам;»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«участие бездомных лиц в общественно-полезных работах.»;
пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:
«содействие в оформлении необходимых документов для помещения престарелых и инвалидов из числа бездомных лиц в стационарные учреждения социальной защиты населения.»;
2) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1222 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения»:
пункт 1 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
«4) стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях временного пребывания.»;
дополнить стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях временного пребывания, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 января 2013 года, за исключением Восточно-Казахстанской, Костанайской областей, городов Алматы, Астана, для которых настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2012 года.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 10 февраля 2012 года № 214
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 28 октября 2011 года № 1222
Стандарт
оказания специальных социальных услуг в области социальной
защиты населения в условиях временного пребывания
1. Общие положения
1. Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях временного пребывания (далее – стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах».
2. Настоящий стандарт устанавливает объем и требования к условиям и порядку предоставления специальных социальных услуг в организациях, оказывающих специальные социальные услуги в условиях временного пребывания государственной и негосударственной форм собственности (далее – организации временного пребывания), предназначенных для круглосуточного временного проживания (до одного года) или временного нахождения (в ночное время суток) лиц без определенного места жительства (далее – получатели услуг), определяет порядок деятельности организаций временного пребывания, условия предоставления, прекращения (приостановления) оказания специальных социальных услуг.
3. Организации временного пребывания создаются в виде центров социальной адаптации, домов ночного пребывания для получателей услуг.
В центрах социальной адаптации для получателей услуг могут создаваться структурные подразделения – отделения ночного пребывания и мобильные службы социального патруля.
4. Настоящий стандарт соблюдается всеми субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги в условиях временного пребывания, независимо от форм собственности.
5. Организации временного пребывания создаются в городах с численностью свыше ста тысяч человек в установленном законодательством порядке.
Местные исполнительные органы своим решением вправе создавать организации временного пребывания в населенных пунктах с численностью населения тридцать тысяч и более человек.
6. В организации временного пребывания принимают совершеннолетних получателей услуг, в том числе лиц по разным причинам не имеющих документов, удостоверяющих личность, не имевших или утративших жилье.
7. Медицинскими противопоказаниями к нахождению получателей услуг в организациях временного пребывания являются наличие:
1) психических заболеваний, сопровождающихся расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
2) туберкулеза в активной стадии процесса, инфекционных заболеваний, карантинных инфекций;
3) состояния алкогольного, наркотического опьянения;
4) терминальной (конечной) стадии заболевания, которая требует услуги паллиативной помощи и сестринского ухода;
5) других заболеваний и/или травм, требующих стационарного лечения в специализированных медицинских организациях.
Лица с вышеназванными медицинскими противопоказаниями подлежат направлению в соответствующие учреждения здравоохранения.
8. Организация временного пребывания является юридическим лицом, создается его учредителем и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами, действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Задачи и функции организации временного пребывания
9. Основными задачами организации временного пребывания являются:
1) оказание неотложной социальной помощи и поддержки получателям услуг;
2) предоставление специальных социальных услуг в условиях временного пребывания в соответствии с установленными настоящим стандартом объемами;
3) оказание специальных социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей получателей услуг, ориентированных на повышение уровня их личностного развития, социально-трудовой адаптации;
4) повышение качества и эффективности предоставляемых специальных социальных услуг.
10. Основными функциями организации временного пребывания являются:
1) прием и размещение получателей услуг, проведение мероприятий по их социальной адаптации;
2) предоставление койко-места, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нижнего белья;
3) обеспечение неприкосновенности личности и безопасности получателей услуг;
4) создание благоприятного морально-психологического климата в организации временного пребывания;
5) оказание разносторонней помощи получателям услуг путем предоставления комплекса необходимых специальных социальных услуг, направленных на восстановление утраченного социального статуса, проведение иных мероприятий, возвращающих получателей услуг к нормальной жизни в обществе, в соответствии с настоящим стандартом;
6) информирование получателей услуг об объемах и видах специальных социальных услуг, правилах внутреннего распорядка организации временного пребывания;
7) совершенствование организации труда и повышение квалификации персонала;
8) осуществление финансово-хозяйственной деятельности организации временного пребывания;
9) выявление лиц без определенного места жительства, нуждающихся в специальных социальных услугах, и доставка их в организацию временного пребывания осуществляет мобильная служба социального патруля;
10) иные функции в соответствии с учредительными документами организации временного пребывания.
3. Условия приема в организацию временного пребывания
11. Прием получателей услуг в организацию временного пребывания для предоставления им специальных социальных услуг за счет бюджетных средств осуществляют организации временного пребывания по личному обращению получателей услуг (приложение 1 к настоящему стандарту) или письменному направлению районных (городских) уполномоченных органов занятости и социальных программ, уполномоченных органов в области здравоохранения, внутренних дел по месту фактического нахождения получателя услуг.
12. Лица, ранее проживавшие и утратившие свое жилье на территории других регионов Республики Казахстан, в том числе лица, не имеющие документов, удостоверяющих личность, принимаются в организацию временного пребывания на срок до тридцати календарных дней, по истечении которых они направляются в организации временного пребывания по прежнему месту жительства за счет средств местного бюджета или привлеченных внебюджетных средств.
13. Продолжительность круглосуточного проживания в организации временного пребывания получателей услуг, желающих восстановить утраченный социальный статус, составляет не более одного года.
14. Лицам, обратившимся в организацию временного пребывания, но не желающим менять бродяжный образ жизни, предоставляются койко-места в ночное время суток (с 21 часа до 9 часов в летнее время года, с 18 часов до 10 часов в зимнее время года) без обеспечения горячим питанием.
15. Лицам без определенного места жительства в местах их уличного обитания оказываются специальные социальные услуги мобильной службой социального патруля (в дневное время суток).
16. Лицо, поступающее в организацию временного пребывания, проходит медицинский осмотр и санитарную обработку, дезинфекцию одежды и личных вещей, и подлежит регистрации.
Специалистами организации временного пребывания заполняется регистрационная карточка получателя услуг в организации временного пребывания (приложение 2 к настоящему стандарту).
4. Условия проживания в организации временного пребывания
17. Условия проживания в организации временного пребывания соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям к безопасности зданий, в том числе пожарной безопасности.
18. Учредитель обеспечивает техническое оснащение организации временного пребывания.
19. Здание организации временного пребывания оборудуется специальными приспособлениями с целью удобства проживания, обеспечения беспрепятственного доступа к нему, передвижения внутри помещения и на прилегающей к зданию территории в соответствии со строительными нормами и правилами.
20. Получатели услуг размещаются по комнатам с учетом состояния их здоровья, пола и психологической совместимости.
21. Порядок проживания в организации временного пребывания определяется правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми руководителем организации временного пребывания.
5. Определение потребности получателей услуг в специальных
социальных услугах и разработка договора о ресоциализации
22. Потребности (виды и объемы) в специальных социальных услугах определяются специалистом по социальной работе, психологом и другими специалистами организации временного пребывания (далее – специалисты организации временного пребывания).
23. На основе оценки потребностей получателей услуг специалистами организации временного пребывания разрабатывается договор о ресоциализации (далее – договор) на каждого получателя услуг, согласившегося восстановить утраченный социальный статус (приложение 3 к настоящему стандарту).
24. Договор разрабатывается после наблюдения специалистами организации временного пребывания за получателем услуг в течение десяти календарных дней со дня поступления в организацию временного пребывания и подписывается руководителем организации временного пребывания и получателем услуги.
25. В договоре указываются:
1) предоставляемый объем и виды специальных социальных услуг;
2) права и обязанности организации временного пребывания и получателя услуг;
3) срок временного проживания, по истечении которого получатель услуг выбывает из организации временного пребывания.
26. Реабилитационные мероприятия, отраженные в договоре, проводятся специалистами организации временного пребывания в установленные договором сроки.
27. Если обязательства организации временного пребывания, указанные в договоре не выполнены в установленный срок, то срок пребывания продлевается до дня их выполнения, но не более чем на шесть месяцев.
28. Качество работы специалистов организации временного пребывания оценивается руководителем организации временного пребывания и районными (городскими) уполномоченными органами занятости и социальных программ (далее – уполномоченный орган) по увеличению количества получателей услуг реабилитированных и возвращенных к нормальному образу жизни, в сравнении с предыдущим годом.
29. В случае отсутствия необходимых специалистов в организации временного пребывания допускается привлечение специалистов из других организаций на договорной основе.
30. Каждый специалист организации временного пребывания участвует в оказании специальных социальных услуг в соответствии с должностной инструкцией и ежеквартально фиксирует результаты реабилитационных мероприятий в журнале/электронной картотеке.
31. За качественным выполнением служебных обязанностей в отношении всех специалистов организации временного пребывания осуществляется регулярный контроль администрацией организации временного пребывания.
6. Условия предоставления
специальных социальных услуг
32. К социально-бытовым услугам, предоставляемым в центрах социальной адаптации, относятся:
1) прием и временное размещение получателей услуг;
2) предоставление койко-места, мебели, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены и нижнего белья (приложение 4 к настоящему стандарту). При повторном поступлении в течение года в организацию временного пребывания получатели услуг обеспечиваются нижним бельем по необходимости;
3) содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность;
4) создание условий для пребывания престарелых и инвалидов, имеющих затруднение в передвижении, и не способных к самостоятельному обслуживанию;
5) оказание услуг по поддержанию условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
6) дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;
7) создание условий для бытового самообслуживания (стирка, сушка, глаженье личного белья и одежды);
8) создание условий для осуществления санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);
9) содействие в отправке к прежнему месту жительства путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования.
Лицам, имеющим затруднение в передвижении, организацией временного пребывания обеспечивается сопровождение до пункта назначения;
10) содействие в оформлении документов для регистрации по месту пребывания;
11) предоставление питания в соответствии с натуральными нормами питания для лиц, обслуживающихся в домах-интернатах, реабилитационных центрах, учебных заведениях для детей-инвалидов, территориальных центрах социального обслуживания, центрах социальной адаптации, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1354;
12) предоставление транспортных услуг перевоза получателей услуг для лечения, обучения;
13) оказание помощи в написании и прочтении писем.
К социально-бытовым услугам, предоставляемым в домах (отделениях) ночного пребывания, относятся:
1) прием и временное размещение получателей услуг;
2) предоставление койко-места, обеспечение постельными принадлежностями;
3) дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;
4) создание условий для осуществления санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы).
33. Требования к качеству предоставления социально-бытовых услуг:
1) предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям и обеспечивают удобство проживания получателей услуг.
При размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития и социализации.
Все жилые, служебные и производственные помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям безопасности, противопожарным требованиям, защищаются от воздействия различных факторов (повышенных (пониженных) температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и других неблагоприятных условий), отрицательно влияющих на здоровье персонала, получателей услуг и на качество предоставляемых услуг.
Помещения, предоставляемые для организации социально-трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации обеспечивают проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемых получателей услуг;
2) кабинеты специалистов организации временного пребывания оснащаются необходимой мебелью и специализированным оборудованием.
На каждый специализированный кабинет заполняется паспорт, оформленный в произвольной форме;
3) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, оборудование, мягкий инвентарь соответствуют нормативным документам по стандартизации в области технического регулирования, действующим на территории Республики Казахстан;
4) нательное белье, предоставляемое получателям услуг, удобное в носке, соответствующее полу, росту и размерам получателей услуг, отвечает санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
5) горячее питание готовится из доброкачественных продуктов, отвечает требованиям сбалансированности и калорийности, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и предоставляется с учетом состояния здоровья получателей услуг.
Руководителем организации временного пребывания утверждается текущее недельное меню и перспективное меню на вторую неделю в зависимости от сезона (весна-лето, осень-зима);
6) оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера получателям услуг, находящимся на наблюдательном, постельном режиме и неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные процедуры самообслуживания, обеспечивает выполнение необходимых им процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств (при оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к получателям услуг);
7) при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения соблюдаются нормативы и правила эксплуатации автотранспортных средств, требования безопасности дорожного движения;
8) обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей) отвечает требованиям качества и его своевременности.
34. К социально-медицинским услугам, предоставляемым в центрах социальной адаптации, относятся:
1) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
2) оказание доврачебной медицинской помощи, содействие в госпитализации и сопровождении получателей услуг, нуждающихся в лечении в организации здравоохранения;
3) содействие в подготовке документов для направления на медико-социальную экспертизу;
4) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
5) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
6) содействие в обеспечении протезно-ортопедической помощи, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, обязательными гигиеническими средствами, специальными средствами передвижения, сурдо-, тифлотехническими средствами, в получении санаторно-курортного лечения, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (далее – ИПР);
7) содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения;
8) проведение лечебных манипуляций в соответствии со стандартами в области здравоохранения по назначению лечащего врача.
В домах (отделениях) ночного пребывания, а также мобильными службами социального патруля предоставляются следующие социально-медицинские услуги:
1) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
2) оказание доврачебной медицинской помощи.
35. Требования к качеству предоставления социально-медицинских услуг:
1) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами в области здравоохранения;
2) проведение лечебных манипуляции в соответствии со стандартами в области здравоохранения осуществляются с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям услуг;
3) оказание доврачебной медицинской помощи осуществляется в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения;
4) госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения проводится оперативно и своевременно;
5) содействие в прохождении профилактического осмотра, диспансеризации, иммунизации в медицинских организациях оказываются в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения;
6) проведение пропаганды здорового образа жизни.
Индивидуальная работа с получателями услуг по предупреждению вредных привычек и избавлению от них направлена на разъяснение пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение), негативных результатов, к которым они приводят, и сопровождается необходимыми рекомендациями по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств;
7) содействие в подготовке документов для направления на медико-социальную экспертизу должна оказываться своевременно и в полном объеме;
8) содействие в получении протезно-ортопедической помощи, технических вспомогательных (компенсаторных) средств, обязательных гигиенических средств, специальных средств передвижения, сурдо-, тифлотехнических средств, санаторно-курортного лечения, в соответствии с ИПР, а также средств ухода и реабилитации осуществляется в соответствии с практическими потребностями получателей услуг;
9) оказание санитарно-гигиенических услуг способствует улучшению состояния здоровья получателей услуг и самочувствия, устраняет неприятные ощущения дискомфорта;
10) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения способствует своевременной профилактике и лечению заболеваний, травм, получателей услуг;
11) содействие в получении консультации профильных специалистов организаций здравоохранения обеспечивает своевременное выявление и лечение заболеваний у получателей услуг.
36. К социально-психологическим услугам, предоставляемым в организациях временного пребывания, относятся:
1) психологическая диагностика и обследование личности;
2) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение);
3) психопрофилактическая работа с получателями услуг;
4) психологическое консультирование;
5) экстренная психологическая помощь;
6) оказание психологической помощи получателям услуг, в том числе, беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности;
7) психологические тренинги;
8) психологическая коррекция получателей услуг;
9) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
37. Требования к качеству предоставления социально-психологических услуг:
1) психологическое консультирование обеспечивает оказание получателям услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов.
Психологическое консультирование на основе полученной от получателя услуг информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помогает раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы;
2) психологическая диагностика получателей услуг осуществляется на основе психодиагностического пакета, разработанного психологом организации временного пребывания.
Психодиагностика и обследование личности по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности получателей услуг, влияющих на отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дает необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий;
3) психологическая коррекция, как активное психологическое воздействие, обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в поведении, эмоциональном состоянии получателей услуг (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений и других отклонений в поведении), что позволяет привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
4) психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, оцениваются их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям;
5) социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за получателями услуг обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию получателей услуг и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
6) привлечение получателей услуг к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения обеспечивает оказание помощи получателям услуг в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений и общения;
7) экстренная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование получателей услуг, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе;
8) психопрофилактическая работа способствует формированию у получателей услуг потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над собой и своими проблемами, создает условия для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;
9) беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса обеспечивают укрепление психического здоровья получателей услуг, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
38. К социально-трудовым услугам, предоставляемым получателям услуг в организациях временного пребывания, относятся:
1) проведение мероприятий по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг;
2) участие в общественно-полезных работах;
3) профессиональная ориентация;
4) формирование трудовых навыков по профилю;
5) содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам.
39. Требования к качеству предоставления социально-трудовых услуг:
1) с целью формирования трудовых навыков, знаний и умений, получателям услуг, исходя из их индивидуальных потребностей, назначаются виды трудовой деятельности, обеспечивающие активное участие получателей услуг в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса;
2) проведение общественно-полезных работ осуществляется на территории организации временного пребывания, в специально организованных кабинетах (мастерских) и обеспечивает создание условий, позволяющих вовлечь получателей услуг в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья;
3) мероприятия по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса проводятся в специально оборудованных кабинетах;
4) профессиональная ориентация получателей услуг, не имеющих профессионального образования, сопровождается мероприятиями, способными помочь им в выборе профессии;
5) мероприятия по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг проводятся с учетом их индивидуальных особенностей, степени ограничения возможностей, физического и психического состояния получателей услуг.
40. К социально-культурным услугам, предоставляемым в центрах социальной адаптации, относятся:
1) организация праздников и досуговых мероприятий;
2) организация и проведение клубной и кружковой работы;
3) вовлечение получателей услуг в досуговые мероприятия, к участию в культурно-патриотических мероприятиях.
В домах (отделениях) ночного пребывания, мобильными службами социального патруля проводится информационно-разъяснительная работа среди получателей услуг о целесообразности и важности ресоциализации.
41. Требования к качеству предоставления социально-культурных услуг:
1) проведение культурно-патриотических и досуговых мероприятий осуществляется по утвержденному руководителем организации временного пребывания квартальному плану;
2) организация кружков художественной самодеятельности направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей получателей услуг, расширение сферы общения;
3) привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг;
4) вовлечение получателей услуг в досуговые мероприятия способствует налаживанию социальных и коммуникативных связей посредством участия в общественной жизни коллектива организации временного пребывания.
42. К социально-экономическим услугам, предоставляемым в организациях временного пребывания, относятся:
содействие в получении полагающихся пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законами Республики Казахстан от 16 июня 1997 года «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», от 5 апреля 1999 года «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи», от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
43. Требования к качеству предоставления социально-экономических услуг:
содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес.
44. К социально-правовым услугам, предоставляемым в организациях временного пребывания, относятся:
1) юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг и по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение;
3) содействие в оформлении необходимых документов для помещения престарелых граждан и инвалидов в стационарные учреждения социальной защиты населения;
4) оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действие или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;
5) оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
45. Требования к качеству предоставления социально-правовых услуг:
1) консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с правом на получение специальных социальных услуг и защиту своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;
2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, оказывать необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов) необходимых для практического решения этих вопросов;
3) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций, нарушающие или ущемляющие законные права получателей услуг заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату;
4) оказание юридической помощи в оформлении документов (удостоверяющих личность, на получение положенных по законодательству пособий и других социальных выплат, для трудоустройства) обеспечивает разъяснение получателям услуг содержание необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем.
7. Условия выписки, отчисления и перевода получателей услуг из
организации временного пребывания
46. Выписка получателей услуг из организации временного пребывания осуществляется:
1) по письменному заявлению получателей услуг;
2) при наличии у получателей услуг жилой площади и средств к существованию;
3) в случае расторжения или окончания срока действия договора;
4) в случае досрочного выполнения условий договора.
47. Решение о направлении получателей услуг сроком до одного года для обучения в организацию образования принимается администрацией организации временного пребывания с учетом заключения междисциплинарной комиссии организации временного пребывания и при наличии письменного обязательства принимающей стороны о предоставлении получателям услуг жилой площади (общежития) на период обучения.
Получатели услуг, успешно закончившие обучение в организации образования, возвращаются в организацию временного пребывания для дальнейшей социальной реабилитации.
48. Получатели услуг, имеющих затруднение в передвижении, самообслуживании в силу преклонного возраста, наличия инвалидности первой, второй групп, в соответствии с заключениями медицинской организации и ИПР переводятся в медико-социальные организации для престарелых и инвалидов общего типа, психоневрологические медико-социальные организации.
49. При наличии медицинских противопоказаний к проживанию в организации временного пребывания получатели услуг подлежат направлению в соответствующие учреждения здравоохранения.
50. Перевод получателей услуг, содержащихся за счет бюджетных средств, из организации временного пребывания, расположенной в одном регионе, в организацию временного пребывания, расположенную в другом регионе, осуществляется по согласованию с организациями временного пребывания соответствующих регионов.
51. Получатели услуг подлежат отчислению в следующих случаях:
1) при систематическом (более трех раз) нарушении Правил внутреннего распорядка, в том числе, проносе и употреблении наркотических веществ, спиртных напитков, порчу товарно-материальных ценностей и иного имущества, совершении противоправных действий;
2) при выявлении медицинских противопоказаний к нахождению в организации временного пребывания;
3) при самовольном уходе получателя услуг с территории организации временного пребывания и отсутствии более трех суток, не поставившим при этом в известность администрацию организации временного пребывания.
Лицо, покинувшее территорию организации временного пребывания, восстанавливается на общих основаниях согласно разделу 3 настоящего стандарта, а не имевшее возможности сообщить об этом по уважительным причинам (задержание органами внутренних дел, нахождение в учреждении здравоохранения) – подлежит восстановлению немедленно;
4) в случае предоставлении о себе заведомо ложной информации;
5) в случае невыполнения получателем услуг условий договора.
52. Выписка, отчисление или перевод получателей услуг в другую организацию временного пребывания осуществляется на основании приказа руководителя организации временного пребывания.
53. При выписке или переводе в другую организацию временного пребывания получателям услуг выдается личная и закрепленная одежда и обувь по сезону, их ценности (документы), хранящиеся в организации временного пребывания.
8. Управление организацией временного пребывания
54. Организацию временного пребывания возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности уполномоченным органом или учредителем.
55. Штатные нормативы персонала организации временного пребывания утверждаются уполномоченным органом или учредителем с учетом потребностей и возможностей бюджета, в объеме, не менее предусмотренного приложением 5 к настоящему стандарту.
56. В организации временного пребывания оформляется книга жалоб и предложений, которая хранится у руководителя организации временного пребывания и предъявляется по первому требованию получателей услуг и постетителей.
57. Книга жалоб и предложений рассматривается руководителем организации временного пребывания еженедельно, а уполномоченным органом – ежемесячно.
58. Организация временного пребывания имеет спонсорские, благотворительные и иные счета для перечисления средств от юридических и физических лиц, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Приложение 1
к стандарту оказания
специальных социальных услуг
в области социальной защиты
населения в условиях временного
пребывания
Директору
________________________________________________
(наименование организации временного пребывания)
________________________ (Ф.И.О. директора)
от ____________________________
_______________________________
_______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять меня на временное пребывание для прохождения
социальной адаптации и реабилитации.
О себе сообщаю следующую информацию:
Дата рождения «__» _________________ ____ г.
Место рождения: _____________________________________________________
Удостоверение личности или паспорт (при наличии): ___________________
_____________________________________________________________________
Образование: ________________________________________________________
Жилье мною утрачено в ______ году, адрес утраченного жилья __________
_____________________________________________________________________
Причина утраты жилья ________________________________________________
Адрес последней регистрации по месту жительства (прописки):
_____________________________________________________________________
Причина невозможности проживания по адресу регистрации, по месту
жительства (если жилье не утрачено) _________________________________
_____________________________________________________________________
Данные о близких родственниках: _____________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
С правилами пребывания и пожарной безопасности ознакомлен и обязуюсь
их соблюдать. Я также предупрежден, что в случае предоставления о себе
заведомо ложной информации я буду незамедлительно выписан из организации
временного пребывания.
____________________ (подпись) «____» _________ ______ г.
Приложение 2
к стандарту оказания
специальных социальных услуг
в области социальной защиты
населения в условиях временного
пребывания
Форма
Регистрационная карточка получателя услуг в организации
временного пребывания
1. Фамилия ________________________________
2. Имя ____________________________________
3. Отчество _______________________________
4. Пол ____________________________________
5. Дата рождения __________________________
6. Национальность _________________________
7. Место рождения _________________________
8. Адрес последней регистрации по месту жительства (прописки)
__________________________________________________________________
9. Имеющийся документ: паспорт/удостоверение личности (нужное отметить)
Вид документа |
Номер/серия |
Дата выдачи |
Срок действия |
Кем выдано |
---|---|---|---|---|
Удостоверение |
||||
Паспорт |
||||
РНН |
||||
СИК |
10. Образование ________________________________
11. Профессия __________________________________
12. Данные о близких родственниках _____________
№ п/п |
Степень родства |
ФИО | Год рождения |
Место жительства |
---|---|---|---|---|
13. Судимость
№ п/п |
Статья УК | Срок отбывания |
Когда отбывал |
Где отбывал |
---|---|---|---|---|
14. Перенесенные заболевания (туберкулез, гепатит и др.)
_______________________________________________________________
15. Состояние здоровья ________________________________________
16. Организация, направившая гражданина
_______________________________________________________________
17. Личная подпись гражданина _________________________________
18. Дата ________________________________
19. ФИО, подпись специалиста организации временного пребывания,
заполнившего карточку _________________________________________
Приложение 3
к стандарту оказания
специальных социальных услуг
в области социальной защиты
населения в условиях временного
пребывания
Форма
Типовой договор о ресоциализации
___________________________________________________________
(наименование субъекта организации временного пребывания)
в лице _________________________________, (далее – Центр) с одной
(Ф.И.О. руководителя)
стороны и ____________________________ (далее – получатель услуг)
(Ф.И.О. получателя услуг)
с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
Получателю услуг Центром предоставляются специальные социальные услуги, направленные на ресоциализацию (восстановление утраченного социального статуса).
2. Права и обязанности сторон
2.1. Обязанности Центра:
1) ознакомить получателя услуг с условиями предоставления специальных социальных услуг;
2) оказать специальные социальные услуги в установленном объеме;
3) организовать профессиональное обучение (подготовку, переподготовку) по специальности ______________________________;
4) трудоустроить на постоянное рабочее место;
5) осуществить поиск доступного съемного жилища с целью дальнейшего проживания в нем;
6) с уважением относиться к получателю услуг, не допускать грубости, халатного отношения к своим обязанностям.
2.2. Права Центра:
1) осуществлять контроль за посещением обучения и рабочего места получателем услуг;
2) запрашивать необходимую информацию от заинтересованных лиц о посещаемости учебного процесса, рабочего места и успеваемости получателя услуг;
3) расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае невыполнения или уклонения от выполнения обязательств со стороны получателя услуг;
4) расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае отказа от предлагаемого доступного съемного жилища с целью дальнейшего проживания в нем.
2.3. Обязанности получателя услуг:
1) принимать активное участие в процессе ресоциализации;
2) успешно пройти курс обучения по специальности ____________;
3) трудоустроиться на предлагаемое место работы;
4) уважительно относиться к персоналу Центра;
5) соблюдать условия настоящего договора.
2.4. Права получателя услуг:
1) получать информацию о процессе ресоциализации;
2) участвовать в выборе профессии и места работы.
3. Условия расторжения договора
3.1. Настоящий договор подлежит расторжению по следующим основаниям:
1) неисполнения или уклонения от исполнения обязательств со стороны получателя услуг (обучение, трудоустройство, поиск жилья);
2) необоснованные оскорбления и обвинения получателем услуг персонала Центра.
3.2. Предоставление специальных социальных услуг приостанавливается на период нахождения получателя услуг в учреждении здравоохранения.
4. Заключительные положения
Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из Сторон.
Директор Центра _________________________ ______________
(Ф.И.О.) (подпись)
Получатель услуг _________________________ ____________
(Ф.И.О.) (подпись)
Примечание: данный Договор является примерным.
Приложение 4
к стандарту оказания
специальных социальных услуг
в области социальной защиты
населения в условиях временного
пребывания
Минимальные нормы постельного и нижнего белья, предметов личной
гигиены, а также сроки их носки и использования для организаций
временного пребывания
№ |
Наименование |
Единица |
На 1 койко-место |
|
Норма |
Сроки |
|||
1 |
Простыня |
штук |
3 |
1 |
2 |
Пододеяльник |
штук |
3 |
1 |
3 |
Наволочка |
штук |
3 |
1 |
4 |
Полотенце |
штук |
1 |
1 |
5 |
Матрац |
штук |
1 |
1 |
6 |
Подушка |
штук |
2 |
3 |
7 |
Одеяло |
штук |
2 |
3 |
8 |
Покрывало |
штук |
1 |
2 |
9 |
Трусы |
штук |
3 – на одного |
1 |
10 |
Майка |
штук |
2 – на одного мужчину |
1 |
11 |
Бюстгальтер |
штук |
2 – на одну женщину |
1 |
12 |
Носки |
пар |
6 – на одного |
1 |
13 |
Зубная щетка |
штук |
1 – на одного |
3 месяца |
14 |
Зубная паста |
милли- |
900 |
1 |
15 |
Туалетное мыло |
грамм |
1200 |
1 |
16 |
Клеенка |
штук |
по потребности, но не |
1 |
17 |
Прокладки женские |
штук |
по потребности, но не |
|
18 |
Подгузники |
штук |
по заключению врача |
Приложение 5
к стандарту оказания
специальных социальных услуг
в области социальной защиты
населения в условиях временного
пребывания
Минимальные штатные нормативы персонала в организациях
временного пребывания
№ |
Наименование |
Количество койко-мест |
||||||||
до |
51- |
101- |
151 |
201- |
251 и |
|||||
Штатные нормативы руководящих работников и хозяйственно-обслуживающего персонала |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Директор |
1 единица на учреждение |
||||||||
2 |
Заместитель директора по |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
|||
3 |
Заместитель директора по |
1 единица на учреждение |
||||||||
4 |
Главный бухгалтер |
1 единица на учреждение |
||||||||
5 |
Экономист по |
- |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
6 |
Бухгалтер |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
|||
7 |
Инспектор по кадрам |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
8 |
Заведующий хозяйством |
1 единица на учреждение |
||||||||
9 |
Секретарь-машинистка |
1 единица на учреждение |
||||||||
10 |
Дезинфектор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
|||
11 |
Вахтер |
1 единица на учреждение |
||||||||
12 |
Лифтер (при наличии лифта) |
согласно типовым нормам и |
||||||||
13 |
Охранник |
4 единицы на учреждение |
||||||||
14 |
Водитель |
1 единица на 1 технически |
||||||||
15 |
Тракторист (при наличии |
1 единица на 1 технически |
||||||||
16 |
Слесарь-сантехник |
согласно типовым нормам и |
||||||||
17 |
Электромонтер по ремонту и |
согласно типовым нормам и |
||||||||
18 |
Электрогазосварщик |
согласно типовым нормам и |
||||||||
19 |
Рабочий по обслуживанию и |
согласно типовым нормам и |
||||||||
20 |
Рабочие, занятые на |
согласно типовым нормам и |
||||||||
21 |
Возчик по вывозу нечистот |
4 единица при отсутствии |
||||||||
22 |
Машинист (моторист) |
1 единица на учреждение |
||||||||
Штатные нормативы персонала по оказанию специальных социальных услуг |
||||||||||
23 |
Специалист по социальной |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6,5 |
|||
Штатные нормативы персонала по оказанию социально-бытовых услуг |
||||||||||
24 |
Шеф-повар |
- |
- |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
|||
25 |
Повар |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
|||
26 |
Мойщик посуды |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
|||
27 |
Чистильщик плодоовощей и |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3,5 |
|||
28 |
Резчик хлеба, рабочий |
- |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
29 |
Сестра – хозяйка |
1 единица на учреждение |
||||||||
30 |
Заведующий прачечной (из |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|||
31 |
Машинист по стирке одежды |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|||
32 |
Санитарка (-уборщица) |
согласно типовым нормам и |
||||||||
Штатные нормативы персонала по оказанию социально-медицинских услуг |
||||||||||
33 |
Врач |
1 единица на учреждение |
||||||||
34 |
Фельдшер |
1 единица на учреждение |
||||||||
35 |
Медицинская сестра |
5,25 ставки на каждые 50 коек |
||||||||
36 |
Медицинская сестра по |
1 единица на учреждение |
||||||||
Штатные нормативы персонала по оказанию социально-психологических услуг |
||||||||||
37 |
Психолог |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
|||
Штатные нормативы персонала по оказанию социально-трудовых услуг |
||||||||||
38 |
Инструктор по трудотерапии |
1 единица на учреждение |
||||||||
Штатные нормативы персонала по оказанию социально-культурных услуг |
||||||||||
39 |
Библиотекарь (при наличии |
1 единица на учреждение |
||||||||
Штатные нормативы персонала по оказанию социально-правовых услуг |
||||||||||
40 |
Юрист |
1 единица на учреждение |
Примечание:
1) при необходимости установленные должности могут взаимозаменяться в пределах фонда оплаты труда;
2) расходы по содержанию руководящих работников и хозяйственно-обслуживающего персонала в расчет стоимости 1 единицы услуги не включены;
3) в организациях временного пребывания устанавливается лимит служебных автотранспортных средств в количестве:
один легковой автомобиль;
один санитарный автомобиль;
одно автотранспортное средство (при наличии 150 и выше получателей услуг).
Минимальные штатные нормативы персонала
в домах (отделениях) ночного пребывания
№ |
Наименование |
Штатные нормативы работников |
1 |
Директор (заведующий |
1 единица на учреждение |
2 |
Сестра – хозяйка |
2 единицы на учреждение |
3 |
Фельдшер |
2 единицы на учреждение |
4 |
Медицинская сестра |
5,25 ставки |
Минимальные штатные нормативы персонала
в мобильных службах социального патруля
№ |
Наименование |
Штатные нормативы работников на |
1 |
Диспетчер |
1 единица |
2 |
Специалист по социальной |
1 единица |
3 |
Фельдшер |
1 единица |
4 |
Водитель |
1 единица |