Сноска. Заголовок в редакции нормативного постановления Верховного суда РК от 25.11.2016 № 11.
В связи с возникающими вопросами при применении в судебной практике мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан
Сноска. Преамбула с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного суда РК от 25.11.2016 № 11.постановляет:
1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (далее – меры обеспечения), предусмотренные частями первой и второй статьи 785 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП), представляют собой специфические средства административно-правового принуждения. Они применяются уполномоченными должностными лицами в пределах своих полномочий в целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф, и в случаях, когда непринятие таких мер воспрепятствует своевременному, всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления.
Меры обеспечения могут применяться в связи с совершением административного правонарушения до возбуждения дела об административном правонарушении (кроме личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице), в период производства по делу и на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Применение мер обеспечения должно быть правомерным, отвечать критериям разумности, необходимости и достаточности. Каждая из перечисленных в статье 785 КоАП мер обеспечения может применяться отдельно или одновременно с другими мерами, если это вызвано необходимостью.
Меры обеспечения могут быть обжалованы лицом, в отношении которого они приняты, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), в суд в порядке, предусмотренном главой 44 КоАП.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11; от 07.12.2023 № 5 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).2. Доставление к месту составления протокола об административном правонарушении выражается в принудительном препровождении физического лица, представителя юридического лица, должностного лица, а также транспортного средства, судна и других орудий совершения правонарушения в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте, если составление протокола либо защитного предписания является обязательным в случаях совершения лицом правонарушений, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5), 7) части первой и частью второй статьи 786 КоАП.
Основанием для применения указанной меры обеспечения является наличие объективных данных о факте совершения административного правонарушения и обоснованного предположения о совершении его тем лицом, в отношении которого она применяется. Одним из дополнительных оснований является отказ нарушителя подчиниться законным требованиям или распоряжениям представителей государственных органов о прекращении совершения административного правонарушения.
В иных случаях применение указанной меры обеспечения не допускается.
Поручения прокурора или просьбы должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях о доставлении физического лица, в случае, предусмотренном подпунктом 8) части первой статьи 786 КоАП, должны быть оформлены в письменном виде.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11.3. Под административным задержанием следует понимать кратковременное ограничение личной свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица, в частности, свободы действия и передвижения с принудительным содержанием в специальном помещении в течение определенного времени.
Названная мера обеспечения применяется в случаях, перечисленных в статье 787 КоАП, только с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства.
Применение указанной меры обеспечения с целью составления протокола об административном правонарушении, проверки документов, установления личности и т. д. не допускается.
Сроки административного задержания и порядок их исчисления установлены статьей 789 КоАП.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11.4. Привод – это принудительное препровождение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по административному делу, представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд или орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, в случае уклонения этих лиц от явки по вызову судьи или органа (должностного лица). Привод осуществляется органами внутренних дел, антикоррупционной службой, службой экономических расследований на основании определения судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Копия определения вручается лицу, подвергнутому приводу.
Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).4-1. До вынесения определения о приводе суд, орган осуществляющий производство по делу, обязаны проверить причины неявки лица (наличие расписки о вручении повестки, иные доказательства, подтверждающие извещение лица способами, перечисленными в статье 743 КоАП), документы, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки).
Определение о приводе должно содержать сведения, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 5), 6), 7) и 8) части первой статьи 822 КоАП, а также основания применения меры обеспечения производства по делу.
Исполнение определения о приводе осуществляется должностным лицом уполномоченного органа в соответствии со сведениями о лице, в отношении которого осуществляется привод, изложенными в определении. В случае невозможности исполнения определения о приводе (например, отсутствие сведений, позволяющих установить это лицо или место его пребывания) должностное лицо обязано незамедлительно известить об этом суд либо государственный орган (должностное лицо), вынесшие определение о приводе.
Привод не может производиться в ночное время.
Не подлежат приводу лица, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению соответствующим медицинским заключением.
Сноска. Нормативное постановление дополнено пунктом 4-1 в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 07.12.2023 № 5 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).5. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).
6. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и досмотр транспортного средства, маломерного судна производится только в случае совершения административного правонарушения в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения. Применение указанных мер обеспечения в других случаях не допускается.
Данные меры обеспечения применяются должностными лицами, указанными в статье 787 КоАП, с соблюдением требований статей 791 и 792 КоАП.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).7. Мера обеспечения в виде осмотра применяется с целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении. В зависимости от обстоятельств дела осмотру могут подвергаться транспортные средства, местность, предметы, товары, импортированные на территорию Республики Казахстан, а также перемещаемые по территории Республики Казахстан, документы, живые лица.
Общие правила осмотра определены статьей 794 КоАП.
Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11.8. Изъятие документов и вещей, товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан, а также перемещаемых по территории Республики Казахстан, являющихся орудием либо предметом правонарушения допускается, если они обнаружены на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Изъятие документов и вещей, товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан, а также перемещаемых по территории Республики Казахстан, при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, осуществляется соответствующими должностными лицами в порядке, предусмотренном статьями 795, 799 КоАП.
По делам об административных правонарушениях на транспорте, в дорожном хозяйстве изъятые документы хранятся в органе, производившем его изъятие, до исполнения принятого по делу постановления. К материалам дела об административном правонарушении должна быть приобщена копия водительского удостоверения (независимо от формы водительского удостоверения).
Изъятие государственных регистрационных номерных знаков транспортных средств производится с соблюдением требований статьи 795 КоАП при совершении нарушений, указанных в подпункте 3) части первой статьи 797 КоАП. Запрещается производить изъятие государственных регистрационных номерных знаков транспортных средств с целью исполнения постановления о взыскании административного штрафа.
Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11; от 07.12.2023 № 5 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).9. Мера обеспечения производства по делу в виде отстранения от управления транспортным средством, судном, в том числе маломерным судном подлежит применению в порядке, предусмотренном статьей 796 КоАП, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, судном, в том числе маломерным судном, находится в состоянии алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения.
Достаточными данными, дающими основания для применения указанной меры обеспечения, является непосредственное выявление уполномоченным должностным лицом признаков алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения, а также заявления, сообщения об употреблении водителями, судоводителями алкоголя или психоактивных веществ, их признание в употреблении этих веществ.
Лицо, отстраненное от управления транспортным средством, судном, в том числе маломерным судном, подлежит освидетельствованию на состояние опьянения.
При уклонении водителя, судоводителя от освидетельствования в протоколе об административном правонарушении, акте освидетельствования, составленных на месте совершения административного правонарушения, делается отметка об этом (пункт 14 Правил направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528).
В иных случаях указанная мера применению не подлежит.
Лицо, отстраненное от управления транспортным средством, судном, в том числе маломерным судном, вправе дать свои объяснения по вопросу применения указанной меры обеспечения в протоколе об административном правонарушении.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11.10. При совершении административных правонарушений, указанных в части первой статьи 797 КоАП, уполномоченные должностные лица, перечисленные в части второй указанной статьи, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или маломерного судна, до устранения причин задержания.
Доставление (эвакуация) транспортного средства для их временного хранения на специальных площадках, стоянках или площадках, прилегающих к стационарному посту транспортного контроля также может быть применено в случаях нарушения водителями транспортных средств правил остановки или стоянки в их отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным водителями на дороге без присмотра, когда установить их местонахождение не представляется возможным.
О задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства, судна в том числе маломерного судна составляется акт, который приобщается к протоколу об административном правонарушении и вручается лицу, в отношении которого приняты указанные меры обеспечения.
Меры обеспечения в виде задержания и (или) запрещения эксплуатации транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов сохраняют свое действие до устранения причин задержания и (или) запрещения эксплуатации.
Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11; от 07.12.2023 № 5 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).11. Медицинское освидетельствование физического лица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения в качестве меры обеспечения производства по делу применяется лишь в случае, если установление такого факта имеет значение для правильного разрешения дела.
12. Меры обеспечения производства по делу в отношении юридического лица установлены частью второй статьи 785 КоАП. Порядок применения таких мер определен в статьях 798, 799, 800 и 801 КоАП.
Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 25.11.2016 № 11.13. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 25.11.2016 № 11.
14. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).
15. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 25.11.2016 № 11.
16. Уполномоченное должностное лицо вправе, в пределах своих полномочий, изъять водительское удостоверение в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления и только за совершение административного правонарушения, влекущего назначение взыскания в виде лишения права управления транспортным средством.
17. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 25.11.2016 № 11.
18. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).
19. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).
20. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 25.11.2016 № 11.
21. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).
22. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, а также является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.
Председатель | |
Верховного Суда | |
Республики Казахстан | |
Судья Верховного Суда | |
Республики Казахстан, | |
секретарь пленарного заседания | Б.Бекназаров |