О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан по законодательству об административных правонарушениях

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 7 декабря 2023 года № 5

Действующий

      1. Внести изменения и дополнения в следующие нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан:

      1. "О применении судами законодательства об изъятии дохода, полученного при осуществлении предпринимательской или иной деятельности без лицензии" от 18 июня 2004 года № 4 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 25 ноября 2016 года № 11):

      1) в пункте 1 в абзаце первом цифры "26)" заменить цифрами "27)";

      2) в пункте 7 в абзаце первом слова "нефти и газа" заменить словами "в сфере углеводородов";

      3) в пункте 8 в абзаце третьем слова "от 30 ноября 2000 года № 109-II" заменить словами "от 10 января 2018 года № 133-VI";

      2. "О применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях" от 9 апреля 2012 года № 1 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года № 3; от 25 ноября 2016 года № 11):

      1) в пункте 1 в абзаце четвертом слова "специализированный административный суд или районный" исключить;

      2) дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

      "4-1. До вынесения определения о приводе суд, орган осуществляющий производство по делу, обязаны проверить причины неявки лица (наличие расписки о вручении повестки, иные доказательства, подтверждающие извещение лица способами, перечисленными в статье 743 КоАП), документы, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки).

      Определение о приводе должно содержать сведения, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 5), 6), 7) и 8) части первой статьи 822 КоАП, а также основания применения меры обеспечения производства по делу.

      Исполнение определения о приводе осуществляется должностным лицом уполномоченного органа в соответствии со сведениями о лице, в отношении которого осуществляется привод, изложенными в определении. В случае невозможности исполнения определения о приводе (например, отсутствие сведений, позволяющих установить это лицо или место его пребывания) должностное лицо обязано незамедлительно известить об этом суд либо государственный орган (должностное лицо), вынесшие определение о приводе.

      Привод не может производиться в ночное время.

      Не подлежат приводу лица, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению соответствующим медицинским заключением.";

      3) пункт 8 дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

      "По делам об административных правонарушениях на транспорте, в дорожном хозяйстве изъятые документы хранятся в органе, производившем его изъятие, до исполнения принятого по делу постановления. К материалам дела об административном правонарушении должна быть приобщена копия водительского удостоверения (независимо от формы водительского удостоверения).

      Изъятие государственных регистрационных номерных знаков транспортных средств производится с соблюдением требований статьи 795 КоАП при совершении нарушений, указанных в подпункте 3) части первой статьи 797 КоАП. Запрещается производить изъятие государственных регистрационных номерных знаков транспортных средств с целью исполнения постановления о взыскании административного штрафа.";

      4) в пункте 10:

      абзац первый изложить в следующей редакции:

      "При совершении административных правонарушений, указанных в части первой статьи 797 КоАП, уполномоченные должностные лица, перечисленные в части второй указанной статьи, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или маломерного судна, до устранения причин задержания.";

      в абзаце третьем слова "по заявлению" исключить;

      3. "О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях" от 22 декабря 2016 года № 12 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 3):

      1) дополнить пунктами 6-1 и 6-2 следующего содержания:

      "6-1. В соответствии с частями первой, второй статьи 45 КоАП, конфискация орудия либо предмета совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке. Конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя, если иное не предусмотрено Особенной частью КоАП.

      Судам следует иметь в виду, что конфискация может применяться только в тех случаях, когда санкция статьи КоАП, по которой лицо привлекается к административной ответственности, предусматривает ее в качестве дополнительной меры административного взыскания.

      6-2. Необходимо учитывать, что относимость орудия либо предмета совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, к предметам конфискации на основании положений подпункта 7) статьи 766 КоАП означает его связь с обстоятельствами, входящими в предмет доказывания состава административного правонарушения. При решении вопроса о конфискации предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, суды в обязательном порядке должны проверять доказательства, которые обосновывают принадлежность этого имущества лицу, привлекаемому к административной ответственности, происхождение данных предметов, имущества и средств, на которые оно приобретено. Предметы контрабанды, вне зависимости от их принадлежности, подлежат конфискации. Если по делу не установлены орудия либо предметы совершения административного правонарушения, а также имущество, полученное вследствие совершения административного правонарушения, конфискация не применяется, в том числе по статьям Особенной части КоАП, предусматривающим обязательное наложение данного вида дополнительного взыскания.

      При решении вопроса о конфискации предметов или имущества, не принадлежащих лицу, привлекаемому к административной ответственности, суд должен определить их принадлежность, осведомленность собственника об использовании его имущества в противоправных целях и, в зависимости от установленного, принять решение. Если собственник имущества не знал и не должен был знать о противоправных целях использования его имущества другими лицами, то такое имущество не подлежит конфискации.";

      2) в пункте 7 в абзаце первом предложение второе исключить;

      3) в пункте 10 в абзаце втором предложение второе исключить;

      4) пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. В соответствии с частью третьей статьи 33 КоАП структурные подразделения юридического лица, совершившие административные правонарушения и являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (за исключением финансовых организаций), несут административную ответственность на общих основаниях как юридические лица за совершение правонарушений по соответствующим статьям Особенной части КоАП, где предусмотрена ответственность юридических лиц.

      Судам следует иметь в виду, что Налоговым кодексом по отдельным видам налогов предусмотрено право юридического лица своим решением признать самостоятельным плательщиком налога структурное подразделение при соблюдении условий и процедуры, предусмотренной налоговым законодательством.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 490 Налогового Кодекса плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не установлено статьей 490 Налогового кодекса. Юридическое лицо своим решением вправе признать самостоятельным плательщиком налога на транспортные средства свое структурное подразделение по транспортным средствам, зарегистрированным за таким структурным подразделением в соответствии с законодательством Республики Казахстан о транспорте.

      С учетом изложенной нормы, структурное подразделение юридического лица подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения по налогу на транспортные средства при условии, что юридическое лицо своим решением признало это структурное подразделение плательщиком налога на транспортные средства, зарегистрированные за структурным подразделением в установленном законодательством порядке. Правовое значение имеет и вступление такого решения в силу в соответствии с требованиями налогового законодательства.

      Вместе с тем, по отдельным видам налогов административную ответственность несет только юридическое лицо в силу действия норм Налогового кодекса, определяющих плательщика налога, так согласно пункту 1 статьи 222 Налогового кодекса плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица.

      Совершение противоправного деяния структурным подразделением юридического лица, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, следует считать повторным, если ранее в течение срока, предусмотренного статьей 61 КоАП, юридическое лицо привлекалось к ответственности за совершение такого же противоправного деяния другим своим структурным подразделением.";

      5) дополнить пунктом 12-1 следующего содержания:

      "12-1. Военнослужащие и находящиеся на воинских сборах военнообязанные несут ответственность за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей по дисциплинарному уставу, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 32 КоАП. При совершении указанными лицами правонарушения не при исполнении служебных обязанностей (нахождении в отпуске, в увольнении из расположения воинской части и т.д.), такие лица подлежат привлечению к административной ответственности на общих основаниях, с ограничениями в наложении административного взыскания, предусмотренными частями второй и третьей статьи 32 КоАП.

      Ответственность сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов за административные правонарушения, совершенные при исполнении служебных обязанностей, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в соответствующих органах.

      При наличии обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи 32 КоАП, а также при совершении правонарушения вне службы, вышеуказанные лица несут ответственность на общих основаниях, с соблюдением запрета наложения на них административных взысканий в виде лишения права ношения и хранения огнестрельного и холодного оружия и административного ареста.

      Следует иметь в виду, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, если санкцией статьи Особенной части КоАП предусмотрено применение только безальтернативного взыскания в виде административного ареста (за исключением статьи 652 КоАП), то суд прекращает производство по делу в отношении лица, указанного в части первой статьи 32 КоАП.

      Материалы о правонарушении в отношении данного лица направляются соответствующим органам для решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, о чем указывается в резолютивной части постановления суда.";

      6) в пункте 13:

      дополнить абзацем вторым следующего содержания:

      "Санкции некоторых статей КоАП предусматривают несколько дополнительных административных взысканий. Судам следует учитывать приоритет норм Общей части над положениями Особенной части КоАП и мотивировать в постановлении выбор одного дополнительного административного взыскания с учетом положений частей третьей, четвертой статьи 55 КоАП.";

      абзац второй считать абзацем третьим;

      7) в пункте 14-1 в абзаце втором цифры "23" заменить цифрами "24";

      8) в пункте 16:

      в абзаце первом предложение третье после слов "получение курьером," дополнить словами "посредством электронного документооборота, ";

      дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

      "Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента вынесения определения о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу. Исчисление этого срока возобновляется с момента фактического доставления лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), исполняющий определение о приводе.

      Орган (должностное лицо), осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, в силу части первой статьи 785 КоАП, до направления дела в суд, в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела выносит определение о приводе уклоняющихся от явки лиц, указанных в части 3 статьи 744 КоАП (за исключением несовершеннолетних), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении в случае, если орган (должностное лицо) вправе выносить определение о приводе. По делу, находящемуся в производстве органа (должностного лица), течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента вынесения определения о приводе данных лиц. С момента фактического доставления лиц, указанных в части третьей статьи 744 КоАП, в орган (к должностному лицу) исчисление этого срока возобновляется и дело направляется в суд.";

      9) пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Неправильная квалификация административного правонарушения, как уголовного правонарушения, не означает, что событие административного правонарушения не имело место. В этой связи при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности после вынесения в отношении него постановления о прекращении уголовного дела суды должны применять положения об исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности.

      Согласно части шестой статьи 62 КоАП в случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении.

      Исчисление этого срока начинается с момента получения постановления о прекращении уголовного дела органом (должностным лицом), имеющим право составлять протокол об административном правонарушении (дата регистрации в реестре соответствующей корреспонденции органа).";

      10) дополнить пунктом 18-2 следующего содержания:

      "18-2. Одним из институтов освобождения от административной ответственности, помимо обстоятельств, предусмотренных статьями 741, 742 КоАП, является малозначительность административного правонарушения.

      Применение данного основания для освобождения от административной ответственности не ограничивается только материальными составами административных правонарушений и возможно не только в отношении физических лиц, но и в отношении юридических лиц.

      При освобождении лица от административной ответственности при малозначительности правонарушения следует исходить из критериев, определенных законодателем в примечании к статье 64-1 КоАП, а именно: учитывать обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, объект посягательства, при наличии вреда - его размер.";

      11) дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:

      "20-1. Если обстоятельство, указанное в статье 57 КоАП, предусмотрено соответствующей статьей Особенной части КоАП в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения, оно не может повторно учитываться как обстоятельство, отягчающее ответственность.";

      12) в пункте 22 в абзаце втором слова "440 (частями четвертой и пятой)" заменить словами "440 (частью третьей)";

      4. "О постановлении суда по делу об административном правонарушении" от 20 апреля 2018 года № 5:

      1) в пункте 7:

      в абзаце пятом после слов "О документах, удостоверяющих личность" дополнить словами "(далее - Закон о документах)";

      дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

      "В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о документах, документы, удостоверяющие личность, используемые и представляемые физическим и юридическим лицам посредством сервиса цифровых документов, равнозначны документам на бумажном носителе.";

      2) в пункте 13 абзац второй исключить;

      3) в пункте 18 слова "сопроводительной накладной," исключить;

      4) в пункте 22 слова "административного производства" заменить словами "производства по делу об административном правонарушении";

      5) в пункте 23 абзац первый изложить в следующей редакции:

      "На основании части второй статьи 829-11 КоАП предусмотрено право на сокращение размера административного штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Судам следует иметь в виду, что данная норма не содержит нижнего предела сокращения, однако соблюдение ограничительного верхнего предела сокращения (не более чем на тридцать процентов от общей суммы административного штрафа) обязательно.";

      6) в пункте 32 слова ", за исключением абзаца четвертого пункта 30, который вводится в действие с 1 сентября 2018 года" исключить.

      2. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня первого официального опубликования.

      Председатель Верховного Суда
Республики Казахстан
А. Мергалиев
      Судья Верховного Суда
Республики Казахстан,
секретарь пленарного заседания
Г. Альмагамбетова