В целях реализации Указов Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" и от 18 февраля 2011 года № 1158 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года "Построим будущее вместе!" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу "Развитие регионов" (далее – Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам принять меры по реализации Программы.
3. Местным исполнительным органам ежеквартально представлять информацию об исполнении бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы в Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
4. Ответственным центральным и местным исполнительным органам предоставлять информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Правилами разработки и мониторинга отраслевых программ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218 "Об утверждении Правил разработки и мониторинга отраслевых программ".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 июля 2011 года № 862
Программа "Развитие регионов"
1. Паспорт Программы
Наименование Программа "Развитие регионов"
Программы
Основание для Прогнозная схема территориально-
разработки пространственного развития страны до 2020
года, утвержденная Указом Президента
Республики Казахстан от 21 июля 2011 года
№ 118;
Послание Президента Республики
Казахстан народу Казахстана от 28 января
2011 года "Построим будущее вместе!";
Общенациональный план мероприятий по
реализации Послания Президента Республики
Казахстан народу Казахстана от 28 января
2011 года "Построим будущее вместе!",
утвержденный Указом Президента Республики
Казахстан от 18 февраля 2011 года № 1158.
Государственный орган, Министерство экономического развития и
ответственный за торговли Республики Казахстан
разработку и
реализацию Программы
Цель Программы Решение актуальных социально-
экономических проблем регионов на перспективу
Задачи Программы 1. Выявление системных проблем и факторов,
ограничивающих социально-экономическое
развитие регионов и выработка эффективного
механизма действий местных исполнительных
органов для их устранения.
2. Финансовая поддержка регионов для
повышения их конкурентоспособности и
рациональной пространственной организации
экономического потенциала и расселения
населения.
Сроки реализации 1 этап – 2011 – 2012 годы (пилотный)
2 этап – 2013 – 2020 годы
Целевые индикаторы К 2015 году:
обеспечение роста ВРП в реальном выражении к
предыдущему году:
Область/город 2011 2012 2013 2014 2015
Акмолинская 108,2 107,4 107,2 108,5 107,2
Актюбинская 108,1 108,3 108,7 107,4 105,8
Алматинская 105,8 105,8 106,0 106,1 106,4
Атырауская 104,0 104,4 103,8 107,2 111,6
Западно-
Казахстанская 106,1 105,6 104,0 104,6 104,4
Жамбылская 108,8 106,6 106,4 106,9 105,7
Карагандинская 106,4 106,0 105,2 105,3 106,5
Костанайская 105,8 107,0 106,7 106,9 108,2
Кызылординская 104,1 105,2 104,3 105,5 105,4
Мангистауская 106,1 105,7 106,9 107,0 107,9
Южно-
Казахстанская 108,1 108,1 108,0 109,2 109,7
Павлодарская 106,0 105,7 105,1 104,9 105,8
Северо-
Казахстанская 107,0 105,6 105,6 106,1 104,6
Восточно-
Казахстанская 108,0 106,9 106,7 108,0 107,4
г. Астана 108,5 108,1 106,8 107,0 106,1
г. Алматы 108,2 108,8 108,4 107,9 107,1
соотношение объема бюджетных средств,
выделяемых в рамках Программы, к объему
привлеченных частных инвестиций составит
не менее 1/2;
улучшить показатель индекса
инфраструктурного развития, являющегося
составной частью сводного индекса
конкурентоспособности регионов, до значения
не ниже 0,70;
снизить количество несамодостаточных
населенных пунктов на 19 % (к уровню 2009
года);
к 2020 году:
соотношение объема бюджетных средств,
выделяемых в рамках Программы, к объему
привлеченных частных инвестиций составит не
менее 1/2;
улучшить показатель индекса
инфраструктурного развития, являющегося
составной частью сводного индекса
конкурентоспособности регионов, до значения
не ниже 0,75;
снизить количество несамодостаточных
населенных пунктов на 38,5 % (к уровню 2009
года);
сформировать агломерации с развитой
инженерно-транспортной и производственной
инфраструктурами, устойчивой маятниковой
миграцией и эффективной занятостью с общей
численностью населения 5,3 млн. человек
Источники и объемы Финансирование Программы будет
финансирования осуществляться за счет и в пределах средств
республиканского и местных бюджетов, а также
иных источников, не запрещенных
законодательством Республики Казахстан.
Объем финансирования Программы из
государственного бюджета составляет ______**
млн. тенге, в том числе:
из республиканского бюджета:
в 2011 году – 1 000,0* млн. тенге;
в 2012 году – _____ ** млн. тенге;
в 2013 году – _____ ** млн. тенге;
из местных бюджетов:
в 2011 году – 75,0* млн. тенге.
в 2012 году – _____ ** млн. тенге;
в 2013 году – _____ ** млн. тенге.
* Объем финансирования Программы на
2011 год будет корректироваться при
уточнении республиканского и местных
бюджетов на 2011 – 2013 годы.
** Объем средств будет определен при
утверждении республиканского и местных
бюджетов на соответствующие финансовые годы
в соответствии с законодательством
Республики Казахстан.
2. Введение
Программа "Развитие регионов" (далее – Программа) разработана в рамках реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118; Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года "Построим будущее вместе!" и Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года "Построим будущее вместе!", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 1158.
Важнейшей частью Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года является новая региональная политика, целью которой является создание рациональной территориальной организации экономического потенциала и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
Необходимо отметить, что в настоящее время формируется новая территориальная организация Казахстана. Это выражается, в первую очередь, в опережающем росте крупных городов – агломераций (города Алматы и Астана) и сырьевых центров экономического роста на западе страны (Атырауская, Мангистауская области). В 2009 году четыре региона (города республиканского значения – Алматы, Астана и Атырауская, Карагандинская области) из шестнадцати обеспечили почти половину (47,2 %) валового внутреннего продукта страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики.
С другой стороны, слом сложившихся в плановой экономике центров (например, моногорода, сельские населенные пункты (далее – СНП) привел к появлению зон депрессивности и вызвал болезненные социальные процессы в обществе (миграция, деградация инфраструктуры, безработица, социальная маргинализация).
Однако, несмотря на происходящие процессы в территориальной организации страны, в региональной политике сохраняются прежние подходы, в частности в вопросах финансирования регионов (бюджетная политика). Так, продолжается практика направления бюджетных средств на развитие отдельных населенных пунктов, не имеющих перспектив экономического роста и соответствующего демографического потенциала.
Необходимо концентрировать ресурсы государства на действительно необходимых и перспективных проектах в регионах. Это в конечном итоге приведет к высокой эффективности бюджетных расходов.
Направления Программы напрямую связаны с основными приоритетами, обозначенными в принятых государственных и отраслевых программах. Мероприятия и проекты Программы направлены на повышение занятости посредством создания новых рабочих мест, внедрение современных инновационных технологий практически во всех сферах экономики. В рамках Программы также рассматриваются проекты по строительству и реконструкции в регионах объектов социально-рекреационной сферы, в том числе образования, здравоохранения, спорта, парковых зон и другие (отраслевых программ "Занятость 2020", "Производительность 2020", "Ақ бұлақ" на 2011 – 2020 годы, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 – 2015 годы).
Управление за реализацией Программы будет осуществляться:
Координаторам Программы на местном уровне – Управления экономики и бюджетного планирования областей, городов Алматы и Астаны, которые несут ответственность за реализацию Программы на местах (далее – Координаторы Программы);
Уполномоченным органом – Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан (далее – Уполномоченный орган);
Рабочим органом (далее – Рабочий орган) – Центр региональной политики АО "Институт экономических исследований";
Рабочей группой по отбору инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы (далее – Рабочая группа) – Рабочая группа по вопросам реализации Программы, состав которой утверждается приказом уполномоченного органа;
Межведомственной комиссией по вопросам региональной политики (далее – МВК) – это консультативно–совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан;
Администратором республиканской бюджетной программы – Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, осуществляющий реализацию Программы.
3. Анализ текущей ситуации
Взятый в стране курс на форсированную индустриализацию и диверсификацию экономики напрямую связан с "планами по формированию центров экономического роста с целью создания рациональной территориальной организации экономического потенциала и благоприятных условий для жизнедеятельности населения". О необходимости придания нового импульса региональному развитию республики подчеркивается и в Послании Президента страны народу Казахстана "Построим будущее вместе!" от 28 января 2011 года, где было отмечено, что "индустриализация формирует новую парадигму региональной политики".
На современном этапе региональная политика Казахстана призвана обеспечить формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, повышения региональной занятости и качества жизни жителей республики.
Конкурентоспособность региона определяется степенью и эффективностью использования потенциала региона (природного, сырьевого, трудового, инфраструктурного) для формирования и функционирования в регионе производств, создающих постоянную и продуктивную занятость населения. Поскольку регионы друг от друга отличаются своим потенциалом, то и политика по повышению конкурентоспособности в каждом регионе будет различной.
Регион может быть конкурентоспособным только тогда, когда он создает действующим или новым предприятиям такие условия, которые способствуют реализации и повышению их рыночной конкурентоспособности. Причем регион должен быть привлекательным не только для предприятий, но и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов.
Одной из ключевых задач местных исполнительных органов, влияющих на деловой и инвестиционный климат в регионе, является развитие и поддержание инфраструктуры, и снятие на этой основе имеющихся ограничений для развития отдельных предприятий и производств. К важным факторам, определяющим конкурентоспособность территории, относятся также привлекательность окружающей среды и благоприятная экологическая ситуация.
Другим важным направлением новой региональной политики является формирование рациональной территориальной организации, которое включает стимулирование и регулируемое развитие процессов урбанизации и агломераций, являющихся важнейшими точками экономического роста национальной экономики, развитие и поддержку перспективных населенных пунктов, обладающих экономическим и демографическим потенциалами.
В настоящее время крупнейшими агломерационными центрами в Казахстане являются Алматы и Астана. Быстрорастущая агломерация формируется на юге страны вокруг города Шымкент. На западе республики перспективной является агломерация с центром в городе Актобе.
В городах "второго уровня" также планируется рост концентрации населения (за счет притока сельских жителей и жителей городов, но в меньших темпах, чем в агломерациях) и развитие пригородных зон. С учетом перспективного индустриального развития в будущем усилится их специализация на профильных видах деятельности, имеющих конкурентные преимущества. Государственная поддержка развития данной группы городов позволит сформировать второй эшелон кандидатов на роль центров экономического роста.
Одной из задач новой региональной политики будет также являться развитие и поддержка городов и крупных СНП с высоким потенциалом развития. В этой связи в дальнейшем потребуется проведение комплексного обследования поселений всех уровней на предмет перспектив их развития.
Необходимо отметить, что реализация новой региональной политики требует адекватных и действенных инструментов, в том числе финансовых.
В настоящее время финансирование регионов в республике происходит в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений, которая основана на перераспределении бюджетных средств из регионов-доноров в регионы-реципиенты (предоставление бюджетных субвенций отстающим в экономическом плане областям. Такая система межбюджетных отношений в республике не стимулирует местные исполнительные органы (как регионов доноров, так и реципиентов) к увеличению темпов роста социально-экономического развития своих территорий. Данная ситуация, во многом, сложилась из-за отсутствия единой системы расчета трансфертов (за исключением трансфертов общего характера) и четких приоритетов при формировании целевых трансфертов.
В мировой практике важнейшими финансовыми инструментами реализации региональной политики являются: структурные фонды (активно используются в Европейском Сообществе), программы развития инфраструктуры (Канада), фонды регионального/муниципального развития (более 50 стран, включая Российскую Федерацию, Бразилию, Индию, Латвию). Данные фонды, в частности структурные фонды ЕС, являются также ключевыми инструментами повышения конкурентоспособности и производительности региональных экономик для увеличения их доходности в долгосрочной перспективе.
Вышеотмеченные фонды и программы в зарубежных странах, созданные под эгидой государства, поддерживают инвестиции в инфраструктуру, человеческий капитал, реализацию инновационных возможностей и улучшение состояния окружающей среды в регионах. При этом применяются различные схемы финансирования, такие как: контрактные соглашения на несколько лет между государством и региональными властями (Франция, Германия); гранты и софинансирование Европейского союза; государственно-частное партнерство (Россия).
Достигнутые на основе деятельности таких фондов позитивные результаты делают актуальным разработку и применение подобных инструментов для реализации новой региональной политики Республики Казахстан.
В связи с вышеизложенным, предлагается внедрение в бюджетную практику Республики Казахстан специального финансового инструмента как Программа "Развитие регионов", которая будет нацелена на поддержку территорий с потенциалом роста и высокой экономической активностью. Это позволит определить "узкие места" и дать импульс дальнейшему развитию регионов, обладающих потенциалом развития. В силу своей специфики такие регионы могут дать наибольший совокупный мультипликативный эффект от использования данного инструмента. В конечном итоге, основные направления реализации Программы, предусматривающие решение социально-экономических проблем регионов на перспективу, а также финансовую поддержку регионального развития и продвижение местных инициатив по активизации потенциала роста, приведут к уменьшению диспропорций в развитии между регионами.
4. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы
1. Цель Программы
Решение актуальных социально-экономических проблем регионов на перспективу.
2. Целевые индикаторы Программы
К 2015 году:
обеспечение роста ВРП в реальном выражении к предыдущему году:
Область/город 2011 2012 2013 2014 2015
Акмолинская 108,2 107,4 107,2 108,5 107,2
Актюбинская 108,1 108,3 108,7 107,4 105,8
Алматинская 105,8 105,8 106,0 106,1 106,4
Атырауская 104,0 104,4 103,8 107,2 111,6
Западно-Казахстанская 106,1 105,6 104,0 104,6 104,4
Жамбылская 108,8 106,6 106,4 106,9 105,7
Карагандинская 106,4 106,0 105,2 105,3 106,5
Костанайская 105,8 107,0 106,7 106,9 108,2
Кызылординская 104,1 105,2 104,3 105,5 105,4
Мангистауская 106,1 105,7 106,9 107,0 107,9
Южно-Казахстанская 108,1 108,1 108,0 109,2 109,7
Павлодарская 106,0 105,7 105,1 104,9 105,8
Северо-Казахстанская 107,0 105,6 105,6 106,1 104,6
Восточно-Казахстанская 108,0 106,9 106,7 108,0 107,4
г. Астана 108,5 108,1 106,8 107,0 106,1
г. Алматы 108,2 108,8 108,4 107,9 107,1
соотношение объема бюджетных средств, выделяемых в рамках Программы, к объему привлеченных частных инвестиций составит не менее 1/2;
улучшить показатель индекса инфраструктурного развития, являющегося составной частью сводного индекса конкурентоспособности регионов, до значения не ниже 0,70;
снизить количество несамодостаточных населенных пунктов на 19 % (к уровню 2009 года);
к 2020 году:
соотношение объема бюджетных средств, выделяемых в рамках Программы, к объему привлеченных частных инвестиций составит не менее 1/2;
улучшить показатель индекса инфраструктурного развития, являющегося составной частью сводного индекса конкурентоспособности регионов, до значения не ниже 0,75;
снизить количество несамодостаточных населенных пунктов на 38,5 % (к уровню 2009 года);
сформировать агломерации с развитой инженерно-транспортной и производственной инфраструктурами, устойчивой маятниковой миграцией и эффективной занятостью с общей численностью населения 5,3 млн. человек.
3. Задачи
Исходя из цели Программы на предстоящий десятилетний период ее реализация будет осуществляться по следующим двум основным задачам:
1. Выявление системных проблем и факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для их устранения.
2. Финансовая поддержка регионов для повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.
При этом реализация Программы будет осуществляться в два этапа. Первый этап (2011 – 2012 годы) является пилотным, в течение которого предусматривается перспективный анализ социально-экономического развития регионов с выявлением имеющихся резервов и неиспользованных возможностей. На данном этапе также будет выработан механизм конкретных действий акимов областей, городов Астаны и Алматы по перспективному развитию регионов.
На втором этапе (2013 – 2020 годы) будет осуществляться полномасштабная реализация Программы, в рамках которой будут отбираться в установленном настоящей Программой порядке и реализовываться бюджетные инвестиционные проекты, направленные на развитие регионов. На втором этапе также предусматривается координация реализуемых в интересах территорий государственных, отраслевых программ, стратегических планов национальных компаний.
Задача 1. Выявление системных проблем и факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для их устранения.
Реализация данной задачи будет осуществляться по следующим направлениям:
1) обеспечение диверсификации экономики региона путем вовлечения в оборот имеющихся резервов (в том числе финансовых) и неиспользуемых хозяйственных активов (в том числе простаивающих производств, выведенных из оборота и неиспользуемых по назначению сельхозугодий и другие);
2) проведение системной работы по привлечению отечественных и иностранных инвесторов для решения вопросов перспективного социально-экономического развития регионов, в том числе путем создания при акиматах Региональных советов инвесторов для расширения действующих производств и реализации новых проектов. При этом для оценки деятельности акимов областей, городов Астаны, Алматы по решению данной задачи будут учитываться такие показатели, как увеличение количества проектов, сумма привлеченных инвестиций, выход на проектную мощность реализуемых проектов в регионе;
3) создание благоприятных условий для развития инноваций (развитие высокотехнологичных производств, малых инновационных компаний на примере специальной экономической зоны "Парк инновационных технологий "Алатау");
4) содействие развитию малого предпринимательства во всех сферах экономики региона (упрощение административных процедур, разрешительной системы и другие);
5) эффективный экономический контроль акимов областей, городов Астаны и Алматы за хозяйственной деятельностью крупных системообразующих предприятий в регионах (например аграрных компаний, сырьевых добывающих компаний и другие);
6) внедрение энерго-, ресурсосберегающих технологий во всех сферах экономики региона и применение альтернативных источников энергии;
7) создание продовольственных поясов вокруг городов республики.
Задача 2. Финансовая поддержка регионов для повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.
Реализация второй задачи будет осуществляться по следующим двум направлениям:
1) формирование и поддержка центров экономического роста;
2) содействие повышению конкурентоспособности и экономическому развитию регионов Казахстана.
Первое направление больше ориентировано на аспекты формирования рациональной территориальной организации и эффективной системы расселения через регулируемое развитие агломераций и процессов урбанизации в стране в целом, а также упорядочение потоков внутренней миграции. Второе направление непосредственно связано с задачами по активизации потенциала конкурентоспособности регионов.
Приоритет в финансовой поддержке за счет средств Программы будет отдаваться бюджетным инвестиционным проектам (далее – БИП), реализуемым в быстрорастущих и перспективных регионах, то есть имеющих высокий потенциал экономического развития, а также обладающих устойчивым ростом численности населения. Перспективность регионов будет определяться МВК по предложению Уполномоченного органа на основании результатов исследования перспектив социально-экономического развития городов, районов и сельских населенных пунктов Республики Казахстан в конце 2011 года.
Объем финансирования по двум указанным направлениям определяется уполномоченным органом в равных долях. При этом возможно оперативное перераспределение средств между направлениями администратором бюджетной программы, в случае недостаточности заявок по одному направлению и наибольшей потребности по - другому.
Стоимость БИП, реализуемого в рамках Программы, не должна превышать 10,0 млрд. тенге (десять миллиардов), период реализации не должен превышать 3 года (за исключением приоритета 3 "Внедрение механизма государственно-частного партнерства в регионах" направления 2 "Содействие повышению конкурентоспособности и экономическому развитию регионов Казахстана").
Выделение средств (финансирование проектов) должно осуществляться в соответствии с заявленными республиканскими и/или региональными приоритетами на конкурсной основе и принципах софинансирования и в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан. При этом бюджетные средства не могут быть предоставлены для реализации проектов, по которым уже предусмотрены расходные обязательства Республики Казахстан в соответствующем году.
Условия оценки и отбора проектов будут предусмотрены в методических рекомендациях, которые будут разработаны Рабочим органом Программы в течение 2011 года.
Первое направление:
Формирование и поддержка центров экономического роста.
Решение задач в рамках реализации первого направления Программы осуществляется для следующих категорий населенных пунктов (территорий):
1. Агломерации1.
2. Города "второго уровня" (областные центры).
3. Города и крупные СНП, имеющие высокий потенциал развития.
4. Приграничные территории (рассмотрение проектов будет осуществляться после 2011 года с учетом предложений местных исполнительных органов).
-----------------------------------
1 компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.
В контексте политики "полюсов роста" наиболее актуальной для Казахстана является задача поддержки развития агломераций, обладающих научным, интеллектуальным, кадровым и инфраструктурным потенциалом для формирования и развития инновационных производств. Поэтому задачи по поддержке развития агломераций являются доминирующими и требующими большего объема выделяемых средств.
Предусматривается оказание государственной поддержки при реализации БИП, направленных на комплексное решение вопросов социально-экономического развития вышеперечисленных категорий населенных пунктов по следующим приоритетам.
Приоритет 1. Повышение транспортной доступности и создание условий для "маятниковой" трудовой миграции населения и эффективной занятости.
Финансированию в рамках Программы подлежат БИП, реализуемые в вышеперечисленных категориях поселений:
1) по развитию дорожной сети внутри агломерационных образований для формирования (содействия) "маятниковой" трудовой миграции населения;
2) по строительству и модернизации внутриобластных транспортных коммуникаций.
Приоритет 2. Развитие коммунально-инженерной (водопровод, канализация, системы газо-, тепло-, электроснабжения) и социально-рекреационной (объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, досуга и отдыха, парковые и развлекательные зоны) инфраструктуры.
Финансированию в рамках Программы подлежат БИП по строительству и реконструкции объектов коммунально-инженерной (водопровод, канализация, системы газо-, тепло-, электроснабжения) и социально-рекреационной (объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, досуга и отдыха, парковые и развлекательные зоны) инфраструктуры в вышеперечисленных категориях поселений.
При рассмотрении Уполномоченным органом представленных местными исполнительными органами БИП по приоритетам 1 и 2, направленных на повышение транспортной доступности к агломерациям, городам второго уровня, городам и крупным СНП и развитию в них коммунально-инженерной и социально-рекреационной инфраструктуры, предпочтение будет отдаваться проекту, исходя из следующих критериев:
1) размера совокупного социально-экономического эффекта от реализации проекта, выраженного в:
увеличении налоговых поступлений в бюджет региона на единицу бюджетных инвестиций;
сокращении времени проезда;
увеличении скорости движения;
повышении уровня обеспеченности объектами коммунально-инженерной и социально-рекреационной инфраструктуры;
снижении уровня безработицы;
2) соотношения объема выделяемых бюджетных средств, направленных на реализацию БИП, к объему частных инвестиций, направленных на реализацию частного (коммерческого) проекта (объекта);
3) доли софинансирования из местного бюджета.
Приоритет 3. Улучшение состояния окружающей среды в городах.
Выделение средств по приоритету 3 будет направлено на БИП по улучшению состояния окружающей среды и повышению энергоэффективности, реализуемые в городах, в том числе:
по эффективной утилизации отходов;
по комплексной очистке воды;
по улучшению состояния атмосферного воздуха;
по внедрению в строящемся и существующем коммунальном жилом фонде комплексных энергосберегающий и экологичных ("зеленых") технологий.
При рассмотрении Уполномоченным органом представленных местными исполнительными органами БИП по приоритету 3 предпочтение будет отдаваться проектам, исходя из следующих критериев:
1) размера совокупного социально-экономического, экологического эффекта от реализации проекта, выраженного в:
количестве созданных временных/постоянных рабочих мест в регионе на единицу бюджетных инвестиций;
проценте снижения выбросов в атмосферу вредных веществ;
снижении уровня сбросов загрязняющих веществ;
увеличении доли переработки отходов к их образованию;
внедрении энергосберегающих технологий;
росте объемов производства продукции;
увеличении налоговых поступлений в бюджет региона на единицу бюджетных инвестиций;
2) соотношения объема выделяемых бюджетных средств, направленных на реализацию БИП, к объему частных инвестиций, направленных на реализацию частного (коммерческого) проекта (объекта);
3) доли софинансирования местного бюджета.
Приоритет 4. Развитие приграничных территорий.
Выделение средств по данному приоритету будет направлено на БИП, реализуемые в приграничных территориях.
БИП, которым будет оказываться поддержка в рамках Программы на:
развитие транспортной инфраструктуры;
улучшение социально-рекреационной инфраструктуры (объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, досуга и отдыха);
подведение инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация, системы газо-, тепло-, электроснабжения, ирригационные системы), для реализации бизнес-проектов;
создание инфраструктуры для развития торгово-закупочной деятельности.
При рассмотрении Уполномоченным органом представленных местными исполнительными органами БИП по приоритету 4 предпочтение будет отдаваться проектам, исходя из следующих критериев:
1) размера совокупного социально-экономического эффекта от реализации БИП на единицу бюджетных инвестиций, выраженного в:
количестве созданных временных/постоянных рабочих мест в приграничном районе;
росте/стабилизации численности населения в приграничном районе;
росте объемов производства (сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственной продукции, услуги);
увеличении налоговых поступлений в бюджет региона;
2) соотношения объема выделяемых бюджетных средств, направленных на реализацию БИП, к объему частных инвестиций, направленных на реализацию частного (коммерческого) проекта (объекта);
3) доли софинансирования из местного бюджета.
Второе направление:
Содействие повышению конкурентоспособности и экономическому развитию регионов Казахстана.
Конкурентоспособность региона понимается как совокупность физико-географических и социально-экономических его характеристик, которые создают условия для формирования на его территории экономических структур и структур расселения. Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность региона, являются: наличие природных ресурсов, квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры, уровень институционального развития (условия, создаваемые государством для развития бизнеса) и другие. В условиях индустриально-инновационного развития республики на первый план выходят вопросы по укреплению потенциала регионов в области исследований и технологического развития, финансового обеспечения предприятий, внедряющих инновации.
В целях повышения региональной конкурентоспособности и экономического развития регионов, приоритеты второго направления реализации Программы будут связаны с:
1) формированием и развитием инфраструктуры для региональных проектов индустриализации, агропромышленного комплекса (в том числе по созданию продовольственного кольца вокруг городов и агломераций путем реализации конкретных проектов в сфере животноводства и растениеводства, в том числе овощеводства, с использованием современных технологий, направленных на рост производства сельскохозяйственной продукции, организацию ее заготовки и хранения, в том числе через социально-предпринимательские корпорации в регионах) в сфере туризма и стимулированием инновационной деятельности и предпринимательства в регионах;
2) развитием инфраструктуры альтернативных источников энергии;
3) внедрением механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в регионах.
Вышеотмеченные три приоритета подлежат финансированию по следующей схеме:
приоритет 1 – 60 % от объема бюджетных средств, выделенных на направление 2;
приоритет 2 – 20 % от объема бюджетных средств, выделенных на направление 2;
приоритет 3 – 20 % от объема бюджетных средств, выделенных на направление 2.
Приоритет 1. Формирование и развитие инфраструктуры для региональных проектов индустриализации, агропромышленного комплекса (в том числе по созданию продовольственного кольца вокруг городов и агломераций путем реализации конкретных проектов в сфере животноводства и растениеводства, в том числе овощеводства, с использованием современных технологий, направленных на рост производства сельскохозяйственной продукции, организацию ее заготовки и хранения, в том числе через социально-предпринимательские корпорации в регионах) в сфере туризма и поддержки предпринимательства в регионах.
В рамках приоритета 1 предпочтение в оказании финансовой поддержки за счет средств Программы будет отдаваться БИП, реализуемым в быстрорастущих и перспективных регионах, то есть имеющих высокий потенциал развития, а также обладающих устойчивым ростом численности населения. Реализация проектов в данных регионах позволит добиться максимального мультипликативного эффекта для республики.
Финансированию в рамках Программы подлежат БИП по строительству и подведению инженерно-транспортной инфраструктуры (строительство и реконструкция инфраструктуры: дорог, канализации, газификации, теплоснабжения, водопроводов, железнодорожных тупиков, электрических подстанций, линий электропередач, ирригационных систем) для реализации перспективных бизнес-проектов, также БИП по конверсии зон с устаревшей промышленной инфраструктурой.
Строительство и подведение инфраструктуры может быть направлено на обеспечение нескольких бизнес-проектов.
При рассмотрении Уполномоченным органом представленных местными исполнительными органами БИП по строительству и подведению инфраструктуры предпочтение будет отдаваться проекту, исходя из следующих критериев:
1) размера совокупного социально-экономического эффекта от реализации БИП на единицу бюджетных инвестиций, выраженного в:
количестве созданных временных/постоянных рабочих мест в регионе;
росте объемов производства (промышленность, сельское хозяйство, услуги);
увеличении налоговых поступлений в бюджет региона;
количестве выгодополучателей от реализации БИП;
2) соотношения объема выделяемых бюджетных средств, направленных на реализацию БИП, к объему частных инвестиций, направленных на реализацию частного (коммерческого) проекта (объекта);
3) доли софинансирования из местного бюджета.
Приоритет 2. Развитие инфраструктуры альтернативных источников энергии.
Выделение средств по приоритету 2 будет направлено на БИП, реализуемые в отдаленных СНП и местах, имеющих туристско-рекреационный потенциал (развитие инфраструктуры альтернативных источников энергии).
БИП, которым будет оказываться поддержка в рамках Программы направленной:
на приобретение и монтаж установок для производства электрической и/или тепловой энергии из первичных возобновляемых источников энергии (энергия водного потока, ветра, солнца и другие), включая гибридные установки, использующие для производства энергии более одного вида возобновляемых источников энергии (помощь в виде софинансирования) для:
1) фермерских хозяйств (существующих и вновь создаваемых) в целях обеспечения электрической и тепловой энергией для коммунальных и производственных целей;
2) отдаленных СНП – в качестве основного и/или резервного источника энергоснабжения;
3) вахтовых (временных) поселков;
4) отдаленных мест, имеющих туристско-рекреационный потенциал.
При рассмотрении Уполномоченным органом представленных местными исполнительными органами БИП по приоритету 2 предпочтение будет отдаваться проектам, исходя из следующих критериев:
1) размера совокупного социально-экономического эффекта от реализации БИП на единицу бюджетных инвестиций, выраженного в:
количестве созданных временных/постоянных рабочих мест в регионе;
росте объемов производства (промышленность, сельское хозяйство, услуги);
увеличении налоговых поступлений в бюджет региона;
2) доли софинансирования из местного бюджета.
Приоритет 3. Внедрение механизма ГЧП в регионах.
1. Оказание консультативной и технической помощи по подготовке проектов ГЧП.
Услуги по оказанию консультативной и технической помощи по подготовке проектов ГЧП будут оказаны центрам экономического роста (формирующиеся агломерации, города второго уровня, города и крупные СНП с высоким потенциалом развития) при наличии концессионных предложений по проектам и финансовой готовности (возможности) участия местных бюджетов в реализации проектов ГЧП в рамках действующего законодательства.
В рамках данного направления Программы будет повышен потенциал знаний местных исполнительных органов и бизнес-среды в области ГЧП.
В 2011 году в рамках Программы будет проведена соответствующая работа по оказанию консультативной помощи при подготовке проектов ГЧП в регионах.
2. Возможность софинансирования проектов ГЧП.
Софинансирование проектов ГЧП будет оказываться по сферам строительства объектов социальной (образование и здравоохранения) и коммунально-бытовой инфраструктуры (системы водо-, теплоснабжения, газоснабжения, канализации) в центрах экономического роста (формирующиеся агломерации, города второго уровня, города и крупные СНП с высоким потенциалом развития).
Механизм финансирования проектов ГЧП заключается в софинансировании проектов на стадии строительства.
Механизм отбора местными исполнительными органами концессионных проектов будет осуществляться согласно действующему законодательству Республики Казахстан.
В соответствии с мировым опытом одним из основных элементов, характеризующих ГЧП, является возможность софинансирования проектов со стороны государства.
В настоящее время в целях поддержки деятельности концессионеру могут предоставляться следующие виды государственной поддержки, в том числе из них:
1) софинансирование концессионных проектов на стадии строительства;
2) гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) в случае, если основным потребителем товаров (работ, услуг), производимых концессионером, является государство;
3) компенсация определенного объема инвестиционных затрат концессионера в установленные договором концессии сроки и в определенных им объемах в период действия договора концессии.
При рассмотрении Уполномоченным органом представленных местными исполнительными органами проектов ГЧП предпочтение будет отдаваться проекту, исходя из следующих критериев:
1) реализации проекта в центрах экономического роста (формирующиеся агломерации, города второго уровня, города и крупные СНП с высоким потенциалом развития);
2) соотношения софинансирования между государственным и частным источником;
3) степени обеспеченности населенного пункта социальной и коммунально-бытовой инфраструктурой (дефицит и/или высокий износ);
4) количества созданных временных/постоянных рабочих мест в регионе;
5) сокращение нагрузки на государственный бюджет;
6) внедрение новых технологий и более четкая ориентация услуг на нужды потребителей;
7) сокращение времени реализации проекта;
8) передача части рисков частному сектору;
9) уровень тарифа на услуги.
4. Взаимодействие участников при реализации
Программы
1. Акимы районов и городов, администраторы областных бюджетных программ формируют списки инвестиционных предложений, БИП, разработанные в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и с учетом критерий приоритетов Программы и направляют Координаторам Программы на местном уровне.
2. Координаторы Программы на местном уровне:
1) рассматривают все инвестиционные предложения и готовят экономическое заключение по ним;
2) рассматривают ТЭО БИП и готовят экономическое заключения по ним;
3) осуществляют отбор БИП на основании документаций, разработанных акимами районов и городов, администраторами областных бюджетных программ (согласно требованиям законодательства Республики Казахстан) с учетом положительного экономического заключения на БИП и на инвестиционные предложения по БИП, не требующих разработки ТЭО;
4) направляют одобренный перечень БИП с полным пакетом документов, письмом за подписью первого руководителя области, города Алматы и Астаны либо лица, замещающего его на рассмотрение Уполномоченному органу в срок, установленный бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Проекты, представленные без требуемой соответствующей документации и обоснований выбора проектов, не рассматриваются.
При отрицательном заключении на проекты Координаторы Программы на местном уровне направляют акимам районов и городов, администраторам областных бюджетных программ мотивированный ответ с указанием причин отказа.
3. Уполномоченный орган:
1) направляет БИП с полным пакетом документов соответствующим центральным государственным органам для подготовки отраслевой экспертизы;
2) направляет БИП с полным пакетом документов Рабочему органу для подготовки заключения по каждому проекту с учетом отраслевой экспертизы соответствующего центрального государственного органа;
3) готовит экономическое заключение по каждому БИП;
4) вносит перечень отобранных проектов на рассмотрение Рабочей группе на основании заключений, указанных в пункте 3 данного раздела.
При отрицательном заключении на проекты направляет местным исполнительным органам мотивированный ответ с указанием причин отказа.
4. Рабочая группа:
1) рассматривает проекты, отобранные Уполномоченным органом;
2) оформляет решение соответствующим протоколом.
При исключении проекта из перечня инвестиционных проектов Уполномоченный орган направляет местным исполнительным органам мотивированный ответ с указанием причин отказа.
5. Проекты, одобренные Рабочей группой, вносятся на рассмотрение МВК, которая:
1) рассматривает перечень инвестиционных проектов с учетом рекомендаций Рабочей группы;
2) согласовывает лимиты финансирования Программы по направлениям;
3) оформляет решение соответствующим протоколом.
Положительное заключение МВК является основанием для включения БИП в бюджетную заявку Уполномоченного органа.
При исключении проекта Уполномоченный орган направляет местным исполнительным органам мотивированный ответ с указанием причин отказа.
6. Уполномоченным органом в срок, установленный бюджетным законодательством Республики Казахстан, представляется бюджетная заявка в Министерство финансов Республики Казахстан.
7. Уполномоченный орган подписывает Соглашения с местными исполнительными органами о результатах по целевым трансфертам в рамках реализации Программы в срок, установленный бюджетным законодательством Республики Казахстан.
8. В целях эффективной реализации Программы, контроля действий акиматов областей, городов Астаны и Алматы акимы соответствующих территорий должны представлять два раза в год отчеты о реализации Программы в Администрацию Президента Республики Казахстан и Уполномоченный орган.
5. Показатели результатов реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается увеличение финансовой поддержки региональному развитию и продвижению региональных инициатив по активизации потенциала роста.
Основными результатами Программы станут:
1. Повышение экономической активности в регионах путем строительства и реконструкции инженерно-транспортной инфраструктуры;
2. Повышение инвестиционной привлекательности регионов;
3. Обеспечение пространственного развития с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
4. Повышение территориальной концентрации посредством поддержки развития агломераций и перспективных поселений в стране;
5. Уменьшение различий между регионами с низким и высоким уровнем валового регионального продукта на душу населения снизится с 10 в 2009 году до 8 раз в 2020 году.
Государственные органы, ответственные за достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов: Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан, акимы областей, городов Алматы и Астаны.
5. Этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в два этапа:
1 этап – 2011 – 2012 годы – является пилотным.
В пилотный год будут определены условия, механизм и порядок оказания государственной поддержки по направлениям Программы, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам, касающимся реализации Программы, а также будет оказана консультативная помощь регионам при подготовке проектов ГЧП для реализации проектов в социальном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве.
2 этап – 2013 – 2020 годы.
В этот период будет осуществляться полномасштабная эффективная работа по развитию регионов с учетом наработанного опыта за предыдущие годы.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
В 2011 – 2020 годы планируется поэтапное увеличение бюджетных расходов на реализацию Программы.
Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Объем финансирования Программы из государственного бюджета составляет _____ ** млн. тенге, в том числе:
из республиканского бюджета:
в 2011 году – 1 000,0* млн. тенге;
в 2012 году – _____** млн. тенге;
в 2013 году – _____**млн. тенге;
из местных бюджетов:
в 2011 году – 75,0* млн. тенге.
в 2012 году – _____** млн. тенге;
в 2013 году – _____** млн. тенге.
* Объем финансирования Программы на 2011 год будет корректироваться при уточнении республиканского и местных бюджетов на 2011 – 2013 годы.
** Объем средств будет определен при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. План мероприятий по реализации Программы "Развитие регионов"
№ |
Наименование |
Форма |
Ответст- |
Срок |
Предполагае- |
Источники |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Организационные мероприятия по реализации Программы |
||||||
1.1 |
Создать Рабочую |
Приказ |
МЭРТ |
3 квартал |
Не требуется |
|
1.2 |
Внести изменения и |
Постанов- |
МЭРТ, МФ |
3 квартал |
Не требуется |
|
1.3 |
Обеспечить сбор |
Информация |
МТСЗН |
1 февраля, |
Не требуется |
|
2. Формирование и поддержка центров экономического роста |
||||||
2.1 |
Провести |
Информация |
МЭРТ, |
Январь |
2011 год – |
Республи- |
2.2 |
Оказать услуги по |
Информация |
МЭРТ, |
15 февраля, |
2011 год – |
Республи- |
2.3 |
Реализовать услуги |
Информация |
МЭРТ |
15 февраля |
2011 год – |
Республи- |
3. Содействие повышению конкурентоспособности и экономическому развитию |
||||||
3.1 |
Внести бюджетную |
Информация |
МЭРТ, МФ, |
2011 – 2013 |
2011 год – 2011 год – |
Местный |
3.2 |
Создать при |
Информация |
Акимы |
1 февраля |
Не требуется |
|
3.3 |
Принять меры по |
Информация |
МСХ |
1 февраля, |
Не требуется |
|
3.4 |
Провести подсчет |
Информация |
МООС |
1 февраля, |
Не требуется |
|
3.5 |
Внести конкретные |
Информация |
МТК, |
1 февраля, |
Не требуется |
|
3.6 |
Разработка проекта |
Проект |
МЭРТ |
10 ноября |
||
Всего по Программе на 2011 – 2020 годы |
||||||
2011 год* |
1075 |
|||||
2012 – 2020 годы** |
Примечание:
* Объем финансирования Программы на 2011 год будет корректироваться при уточнении республиканского и местных бюджетов на 2011 – 2013 годы.
** Объем средств будет определен при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
расшифровка аббревиатур:
МЭРТ – Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан;
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан;
МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
МООС – Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан;
МТК – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
АО "ИЭИ" – Акционерное общество "Институт экономических исследований".