Примечание РЦПИ!
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 307.
В соответствии с подпунктом 24) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила по организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 мая 2011 года № 532
Правила по организации летной работы
в гражданской авиации Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Правила по организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 24) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
2. Настоящие Правила определяют порядок организации летной работы в гражданской авиации и являются обязательными для эксплуатантов гражданских воздушных судов, осуществляющих воздушные перевозки и авиационные работы, полеты в целях авиации общего назначения на воздушных судах с сертифицированной взлетной массой 5700 килограмм и более и воздушных судах с газотурбинными двигателями независимо от взлетной массы.
3. Организация летной работы включает:
1) планирование летной работы;
2) профессиональную подготовку летного состава;
3) допуск летного состава к полетам;
4) формирование экипажей воздушных судов;
5) квалификационные проверки летного состава;
6) тренировку летного состава;
7) разборы полетов;
8) контроль и анализ летной работы и безопасности полетов;
9) летно-методическую работу и ведение документации.
4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) авиакомпания - юридическое лицо, имеющее сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов;
2) авиационный персонал - физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию воздушных судов, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением;
3) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
4) предварительная подготовка - основной вид подготовки экипажа к полету (полетам), в процессе которой проводятся изучение материалов, подготовка документов, отработка действий и контроль готовности экипажа к выполнению задания на полет;
5) особо важные полеты - статус, присваиваемый уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами полетам воздушных судов, а также маршрутам (рейсам) их следования при воздушных перевозках охраняемых лиц Республики Казахстан;
6) командир воздушного судна - физическое лицо, в установленном порядке прошедшее соответствующее обучение, имеющее свидетельство пилота и допуск на право самостоятельного управления воздушным судном данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажа по организации и выполнению полетов;
7) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющееся членом летного экипажа;
8) командно-летный состав - должностные лица авиационного персонала, занимающие командную летную должность, имеющие допуск к инструкторской работе и действующее свидетельство авиационного персонала гражданской авиации;
9) командно-руководящий состав - должностные лица авиационного персонала гражданской авиации;
10) должностное лицо - лицо, постоянно или временно занимающее должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
11) предполетная подготовка - этап подготовки экипажа к выполнению предстоящего полета, содержащий операции с момента явки в аэродромный диспетчерский пункт (при авиационных работах - на рабочий аэродром) до момента запуска двигателя воздушного судна для полета;
12) летное подразделение - структурное подразделение организации гражданской авиации, задачей которого является организация летной работы, подготовка и выполнение полетов;
13) летная тренировка - процесс обучения летного состава в целях приобретения (восстановления) и поддержания навыков летной работы;
14) летная работа - работа, проводимая летным составом по выполнению задания на полет;
15) организация летной работы - система мероприятий по планированию летной работы и управлению летными подразделениями и экипажами воздушных судов гражданской авиации для обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;
16) планирование летной работы - выработка порядка, последовательности и эффективных методов выполнения перспективных, текущих и оперативных планов работы летного состава организаций гражданской авиации в установленные сроки;
17) безопасность полета - комплекс мер, обеспечивающих безопасное проведение полетов, при котором риск причинения вреда жизни или здоровью людей или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;
18) летный состав - члены летного экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования;
19) летно-инструкторский состав - лица авиационного персонала гражданской авиации, занимающие должность инструктора, имеющие допуск к инструкторской работе по специальности, типу воздушного судна и действующее свидетельство авиационного персонала гражданской авиации;
20) летная проверка - процесс определения уровня знаний и навыков экипажа (членов экипажа) в целях и в сроки, устанавливаемые настоящими Правилами;
21) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;
22) член экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, назначенное для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение полетного времени;
23) разбор полетов в экипаже - анализ командиром воздушного судна (проверяющим) качества выполнения задания на полет каждым членом экипажа в целях совершенствования профессиональной подготовки членов экипажа, устранения и предупреждения отклонений в работе экипажа после доклада каждого члена экипажа.
2. Планирование летной работы
5. Целью планирования летной работы является обеспечение безопасности и регулярности полетов.
6. Планирование летной работы осуществляется в целях:
1) формирования и совершенствования процесса организации летной работы;
2) проведения профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов, происходящих по вине летного состава;
3) подготовки необходимого количества летного состава с требуемым уровнем профессиональной подготовки;
4) развития учебно-методической базы и повышения эффективности ее использования в системе профессиональной подготовки летного состава.
7. Планирование летной работы осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в сфере гражданской авиации, приказов, указаний и рекомендаций, а также согласно перспективным, текущим, оперативным (месячным, суточным) планам работы авиакомпании (эксплуатанта) с учетом данных анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов за истекший период.
При планировании летной работы в авиакомпании (эксплуатантом) детально разрабатываются:
1) годовой план основных мероприятий по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов;
2) годовой план-график проверок подразделений (экипажей).
8. Планы разрабатываются руководителем по организации летной работы с привлечением необходимых специалистов и утверждаются руководителем авиакомпании (эксплуатантом).
9. План основных мероприятий предусматривает:
1) формирование и совершенствование процесса организации летной работы;
2) построение целевой профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и их предпосылок, происходящих по вине летного состава;
3) развитие учебно-методической работы и повышение эффективности ее использования в системе профессиональной подготовки летного состава.
10. План-график проверок подразделений (экипажей), работающих в отрыве от базового аэродрома, составляется на период выполнения работ.
11. В летной службе авиакомпании (эксплуатанта) разрабатываются:
1) годовой план основных мероприятий;
2) план-график подготовки, тренировок и проверок командно-летного состава летной службы и проверок подразделений (экипажей);
3) ежемесячный план работы летной службы.
Планы разрабатываются руководителем летной службы с привлечением необходимых специалистов и утверждаются вышестоящим руководителем.
12. План основных мероприятий летной службы предусматривает:
1) совершенствование процессов организации летной работы;
2) развитие летно-методической базы и ее использование в процессе профессиональной подготовки летного состава;
3) разработку направлений целевой профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов;
4) организацию подготовки необходимого количества экипажей с требуемым уровнем профессиональной подготовки.
13. План-график подготовки, тренировок и проверок содержит сведения по:
1) руководителю летного подразделения;
2) заместителю руководителя летной службы;
3) старшим авиационным специалистам летной службы;
4) местоположению проверяемых подразделений (экипажей) с датами (периодом) проверки.
При наличии в организации гражданской авиации одной летной службы без других летных подразделений дополнительно учитываются сведения на остальной летный и летно-инструкторский состав.
14. План работы летной службы составляется на каждый месяц и предусматривает проведение организационных и летно-методических мероприятий по обеспечению безопасности полетов и качества организации летной работы.
15. Контроль выполнения планов осуществляет руководитель летной службы.
16. В летном подразделении разрабатываются:
1) годовой план-график подготовки, тренировки и проверок;
2) план-график работы подразделения;
3) ежемесячный план-график работы и отдыха летного состава.
Планы разрабатываются командиром летного подразделения с привлечением необходимых специалистов и утверждаются руководителем летной службы авиакомпании (эксплуатанта).
17. План-график подготовки, тренировок и проверок содержит сведения на следующий командно-летный, инструкторский и летный состав подразделения:
1) командира летного подразделения;
2) пилотов-инструкторов;
3) командиров и членов экипажей.
18. План-график работы авиационного подразделения на месяц предусматривает проведение организационных, летно-методических мероприятий и мероприятий по обеспечению безопасности полетов.
19. Контроль выполнения планов осуществляет заместитель командира летного подразделения по летно-методической работе.
20. Оперативное планирование полетов осуществляется отделом планирования летной службы (службой обеспечения полетов), на основании расписаний движения воздушных судов, заявок на выполнение авиационных работ и на выполнение специальных рейсов, тренировочных и других полетов и необходимые данные для составления сводного оперативного плана представляются в центральную диспетчерскую службу авиакомпании (эксплуатанта).
21. Оперативное планирование полетов на авиационных работах осуществляется согласно заявке организации - заказчика авиационных работ, в зависимости от готовности воздушных судов, экипажей, инженерно-технического персонала и других служб, обеспечивающих полеты на авиационных работах.
22. Оперативный план полетов согласовывается с руководителями служб, обеспечивающих полеты, и утверждается руководителем авиакомпании (эксплуатанта).
23. Контроль выполнения оперативного плана и организации взаимодействия служб осуществляет руководитель службы обеспечения полетов авиакомпании (эксплуатанта).
3. Профессиональная подготовка летного состава
24. Правила профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов, утверждаются Правительством Республики Казахстан. Профессиональная подготовка летного состава проводится в целях получения, поддержания и повышения уровня профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий членов экипажа, обеспечивающих безопасность полетов в ожидаемых условиях и особых ситуациях.
25. Профессиональная подготовка летного состава включает:
1) первоначальную подготовку;
2) переподготовку на другой тип воздушного судна (далее - ВС);
3) повышение квалификации;
4) поддержание квалификации летного состава.
26. Первоначальная подготовка проводится в целях получения и закрепления профессиональных знаний и навыков, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым при выдаче свидетельств (сертификатов) авиационным специалистам.
27. Переподготовка летного состава проводится в целях получения и закрепления профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в качестве члена экипажа на новом типе ВС.
28. Переподготовка летного состава проводится в сертифицированных авиационных учебных центрах, в том числе и иностранного государства, признанных уполномоченным органом. Переподготовка летного состава легкой и сверхлегкой авиации, не задействованного в коммерческих воздушных перевозках, проводится по утвержденным уполномоченным органом программам переподготовки летного состава эксплуатанта по типу ВС.
29. Повышение квалификации летного состава проводится в целях совершенствования профессиональных знаний и практических навыков. Командно-летный, инспекторский, инструкторский и летный состав проходит курсы повышения квалификации (далее - КПК) и ежегодный контроль знаний специальных дисциплин в аттестационных комиссиях авиакомпании (эксплуатанта) при продлении срока действия свидетельств.
30. Командно-летный, инспекторский, инструкторский и летный состав проходит КПК в сроки, устанавливаемые Правилами профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов.
От прохождения очередного КПК освобождаются лица:
1) получившие высшее образование по авиационной специальности в процессе летной работы;
2) прошедшие переподготовку на другой тип ВС.
31. Командно-летный, инспекторский, инструкторский и летный состав, не прошедший КПК в сроки согласно требованиям пункта 30 настоящих Правил к полетам не допускается.
32. Командно-летный, инспекторский и инструкторский состав, не прошедший летно-методические (инструкторские) курсы в сроки согласно требованиям пункта 30 настоящих Правил, к полетам в качестве проверяющего и (или) инструктора не допускается.
33. Командно-летному, инспекторскому и инструкторскому составу разрешается чередовать КПК по типу ВС и летно-методические курсы.
34. Оценки, полученные на курсах повышения квалификации, действительны для продления срока действия свидетельства (сертификата) авиационного персонала в течение одного года.
35. Поддержание квалификации летного состава включает:
1) теоретическую подготовку;
2) практические занятия на авиационной технике;
3) тренажерную подготовку;
4) летную подготовку.
36. Теоретическая подготовка включает:
1) анализ состояния организации летной работы и безопасности полетов;
2) изучение информации о доработках и изменениях конструкции ВС и его систем, вызывающих изменение правил летной эксплуатации;
3) анализ характерных отказов и неисправностей авиационной техники, методов их выявления и предупреждения;
4) анализ особенностей полетов и эксплуатации авиационной техники в различных условиях - сезонных, географических, рельефа местности и вулканической деятельности;
5) анализ характерных отклонений и ошибок, допущенных при выполнении полетов (по данным средств сбора полетной информации) и тренировках на тренажере;
6) анализ материалов подготовки к полетам в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
37. Практические занятия на ВС проводятся в соответствии с планом профессиональной учебы. Обеспечение занятий возлагается на руководителя летной и инженерно-авиационной службы авиакомпании (эксплуатанта).
38. Тренажерная подготовка летного состава проводится в целях приобретения, поддержания и совершенствования практических навыков по действиям экипажа в различных условиях, в том числе в особых случаях полета.
39. Тренажерная подготовка осуществляется на следующих типах тренажеров:
1) специализированные тренажеры функциональных систем;
2) специализированные тренажеры членов экипажа;
3) тренажеры кабинных процедур;
4) комплексные пилотажные тренажеры;
5) тренажеры аварийного покидания.
40. Специализированный тренажер функциональных систем применяется в целях:
1) изучения работы систем ВС в различных эксплуатационных условиях;
2) отработки навыков и умений предполетной проверки и летной эксплуатации систем ВС в различных эксплуатационных условиях.
41. Специализированный тренажер члена экипажа применяется для закрепления полученных знаний, отработки навыков и умений эксплуатации систем ВС, а также взаимодействия в различных эксплуатационных условиях на рабочем месте члена экипажа.
42. Специализированный тренажер пилота применяется для закрепления знаний и отработки практических навыков, необходимых при взлете, полете по маршруту и заходе на посадку с использованием различных радиотехнических систем.
43. Специализированный тренажер штурмана применяется для закрепления знаний и отработки практических навыков выполнения процедур по правилам самолетовождения и навигации.
44. Специализированный тренажер бортинженера применяется для закрепления знаний и отработки практических навыков летной эксплуатации систем ВС в различных условиях эксплуатации.
45. Тренажер кабинных процедур применяется в целях:
1) отработки элементов взаимодействия при предстартовой подготовке членов экипажа, подготовке и проверке систем ВС перед запуском двигателей;
2) отработки элементов взаимодействия в экипаже при выполнении и контроле операций согласно контрольным листам и картам контрольной проверки;
3) отработки навыков и элементов взаимодействия в экипаже при запуске двигателей, после запуска, выполнении работ перед выруливанием, на предварительном и исполнительном старте, после посадки, перед выключением двигателей и после их выключения.
46. Тренажер аварийного покидания предназначен для закрепления знаний и отработки навыков по эксплуатации аварийно-спасательного снаряжения, а также для взаимодействия обучаемого с другими членами экипажа при вынужденной посадке и аварийном покидании ВС.
47. Тренажерная подготовка осуществляется с периодичностью один раз в шесть месяцев, объемом не менее 12 часов в год и включает следующие этапы:
1) наземную подготовку;
2) отработку элементов подготовки на тренажере;
3) послеполетный разбор.
Подменять тренировку на тренажере экзаменом на тренажере не допускается.
48. Лица, не прошедшие тренировку на тренажере в установленные сроки и не выполнившие в полном объеме программу тренировки, теряют право на дальнейшее выполнение полетов на данном типе ВС до прохождения соответствующей тренировки.
49. Лица, выполняющие полеты на двух типах воздушных судов, проходят тренировки на соответствующих типах тренажеров, последовательно чередуя их.
50. Лица, выполняющие полеты на трех (четырех) типах воздушных судов, проходят плановые тренировки на соответствующих типах тренажеров, чередуя их в следующем порядке:
1) в 1 и 3 кварталах по высшему типу ВС;
2) во 2 и 4 кварталах на других типах воздушных судов.
51. При отсутствии на территории Республики Казахстан комплексных тренажеров соответствующих типов воздушных судов, летный состав авиакомпаний (эксплуатантов) проходит тренировку на комплексных тренажерах в других странах, а при отсутствии таковых заменяется тренировкой в кабине обесточенного ВС на земле по методике эксплуатанта, согласованной с уполномоченным органом.
52. Летная подготовка выполняется в целях поддержания и совершенствования навыков управления ВС в различных условиях полета и включает:
1) выполнение командиром воздушного судна (далее - КВС) в сложных метеорологических условиях на ВС или комплексном тренажере не менее трех заходов в течение шести месяцев самостоятельно или с инструктором на борту;
2) выполнение КВС не менее трех заходов соответствующих присвоенному минимуму в реальных метеорологических условиях или с применением системы имитации видимости, на ВС или комплексном тренажере в течение двенадцати месяцев от даты присвоения минимума, либо от даты контрольно-проверочного полета на восстановление (подтверждение) минимума, из общего числа заходов на посадку один заход выполняется в автоматическом режиме (на воздушных судах, оборудованных автоматическими системами);
3) выполнение КВС двух полетов по маршруту в течение двенадцати месяцев в объеме не менее трех часов в реальных метеорологических условиях, соответствующих минимуму КВС по видимости (на воздушных судах, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов на предельно-малых и малых высотах).
53. КВС, имеющему минимум для взлета по видимости 200 метров и менее, для подтверждения минимума необходимо выполнить в течение двенадцати месяцев не менее одного взлета при видимости 400 метров и менее или с применением системы имитации видимости в реальных условиях или на комплексном тренажере.
54. Лицам командно-летного, инспекторского, летно-инструкторского и командирам воздушных судов, допущенным к полетам на нескольких типах воздушных судов, необходимо:
1) выполнить установленные три захода в сложных метеорологических условиях или на комплексном тренажере или воздушном судне каждого типа ВС, чередуя их в течение года;
2) подтверждать присвоенный минимум командира воздушного судна на каждом типе ВС.
55. При отсутствии трех заходов в сложных метеорологических условиях, с применением системы имитации видимости или на комплексном тренажере, выполняется тренировка в аэродромных или рейсовых условиях с инструктором в составе экипажа. При этом лицо командно-летного (инспекторского, инструкторского) состава выполняет полет в качестве КВС.
56. КВС, не выполнивший установленного количества заходов, не допускается к полетам.
57. КВС, не подтвердивший присвоенный ему минимум, допускается к полетам по минимуму, повышенному на одну ступень, но не выше минимума первоначального допуска.
58. Летный состав, выполняющий полеты на воздушных судах западного производства, оборудованных системами автоматического захода на посадку и посадки, поддерживает навыки техники пилотирования в сложных метеорологических условиях и подтверждает присвоенный минимум на комплексных пилотажных тренажерах (Full Flight Simulator) при прохождении регулярной и сезонной тренажерной подготовки.
59. Сезонная подготовка летного состава включает:
1) теоретическую подготовку;
2) тренажерную подготовку;
3) предварительную подготовку;
4) проведение летно-технической конференции.
60. Теоретическая подготовка совмещается с профессиональной учебой. Теоретическая подготовка предусматривает вопросы эксплуатации воздушных судов, навигации, особенности выполнения и обеспечения полетов в предстоящий сезонный период.
61. Тренировка на тренажере проводится по программам плановой тренировки, применительно к условиям предстоящего сезонного периода.
62. На предварительной подготовке уточняются вопросы эксплуатации воздушных судов в осенне-зимний или весенне-летний периоды и особенности метеорологических условий на конкретных аэродромах и воздушных трассах. Итог предварительной подготовки - проведение командно-летным, инспекторским и инструкторским составом контроля знаний и готовности экипажей к работе в предстоящий период с оформлением его результатов в журнале предварительной подготовки.
63. Заключительным этапом сезонной подготовки экипажей является летно-техническая конференция, на которой заслушивается анализ организации летной работы и состояния безопасности полетов в сравнении с анализами прошедших периодов, даются рекомендации по работе в предстоящий период, и издается приказ о допуске летного состава к полетам.
4. Допуск летного состава к полетам
64. Лица командно-летного, инспекторского и инструкторского состава допускаются к выполнению полетов на воздушных судах:
1) пилоты - не более трех типов воздушных судов;
2) штурманы - не более четырех типов воздушных судов;
3) бортинженеры, бортмеханики - не более трех типов воздушных судов;
4) авиационный персонал нелетных специальностей - не более трех типов воздушных судов, на воздушных судах категории "В" и выше - не более двух типов.
65. Члены экипажей воздушных судов допускаются к выполнению полетов на воздушных судах:
1) пилоты - на двух типах воздушных судов;
2) штурманы, бортинженеры (бортмеханики), бортрадисты, бортоператоры - на двух типах воздушных судов.
66. Допуск пилотов и бортинженеров (бортмехаников) к полетам на двух типах воздушных судов производится при налете на каждом типе не менее 200 часов. Выполнение коммерческих воздушных перевозок в качестве КВС на ранее освоенном типе ВС разрешается при самостоятельном налете на этом типе не менее 1000 часов.
67. Для пилотов не допускается совмещение полетов на ВС с дисплейным приборным оборудованием и на ВС со стрелочным приборным оборудованием.
68. Допуск после перерыва в летной работе от 30 до 90 дней осуществляется при условии:
1) изучения учебных материалов и материалов разборов, а также информации по безопасности полетов;
2) проведения предварительной подготовки;
3) тренировки на тренажере или в рейсовых условиях в объеме не менее трех часов или двух заходов по схеме снижения и захода на посадку - для командиров воздушных судов и лиц командно-летного и инспекторского состава (летной специальности).
69. Допуск после перерыва в летной работе от 90 до 180 дней осуществляется при условии:
1) проведения предварительной подготовки;
2) изучения изменений конструкции и эксплуатации данного типа ВС;
3) проведения тренировки на тренажере в объеме, указанном в пункте 68 настоящих Правил.
70. Допуск после перерыва в летной работе от 180 дней до одного года осуществляется при условии:
1) проведения самостоятельной подготовки;
2) проведения предварительной подготовки;
3) изучения изменений конструкции и эксплуатации данного типа ВС;
4) проведения сезонной подготовки;
5) проведения тренировки на тренажере в объеме плановой тренировки;
6) проведения летной тренировки в производственных условиях в объеме, указанном в пункте 68 настоящих Правил.
71. При перерыве в полетах более одного года проводится:
1) теоретическая и практическая подготовка согласно подпунктам 1)-4) пункта 70 настоящих Правил;
2) тренировка на тренажере в объеме полутодовой подготовки;
3) для КВС - летная тренировка с закрепленным инструктором в объеме не менее 50 % программы ввода в строй согласно Программе подготовки летного состава по типу ВС (далее - ППЛС) авиакомпании (эксплуатанта), утверждаемой уполномоченным органом, а для вторых пилотов - тренировка в аэродромных или производственных условиях в объеме не менее пяти полетов;
4) проверка техники пилотирования и практической работы в полете.
72. При перерыве в полетах по видам авиационных работ более шести месяцев допуск летного состава к полетам осуществляется согласно пункту 70 настоящих Правил.
73. При перерыве в полетах три года и более проводится:
1) учеба на курсах переподготовки на тип ВС, на который авиационный специалист имел допуск к полетам или другой тип ВС;
2) летная тренировка и проверка техники пилотирования в объеме, согласно ППЛС с сокращением программы тренажерной и летной подготовки до 50 % для тех специалистов, которые ранее летали на данном типе ВС.
74. При перерыве в полетах более пяти лет специалист теряет право на допуск к полетам. Восстановление на летной работе осуществляется в объеме первоначальной подготовки летного состава на определенный тип ВС.
5. Формирование экипажа
75. Количественный состав экипажа определяется согласно требованиям Руководства по летной эксплуатации ВС (далее - РЛЭ). В авиакомпаниях применяются методы формирования как закрепленного, так и не закрепленного состава экипажа.
76. При формировании экипажа с введенным в строй КВС, необходимо подбирать членов экипажа, имеющих достаточный опыт работы на данном типе ВС и способных оказать практическую помощь в принятии грамотного и правильного решения для безопасного выполнения полетов.
77. Для выполнения полетов формируются экипажи, в состав которых включаются два пилота, допущенные к выполнению полетов в качестве КВС, имеющие одинаковые квалификацию и минимум командира воздушного судна.
С командирами воздушного судна, не имеющими допуска к полетам с правого пилотского сиденья, проводится дополнительная подготовка - тренировка на тренажере в объеме не менее трех часов для отработки навыков пилотирования и технологии взаимодействия в экипаже с правого пилотского сиденья.
78. Допуск к полетам при замене членов экипажа осуществляется:
1) при замене одного члена экипажа - после проведения с экипажем предварительной подготовки;
2) при замене двух и более членов экипажа, а также во вновь скомплектованном экипаже - после проведения с экипажем предварительной подготовки и контрольного полета на ВС или двух-трех полетов на тренажере;
3) для экипажа, формируемого в незакрепленном составе, по решению руководителя летной службы авиакомпании (эксплуатанта) - без дополнительной подготовки.
79. При невозможности использования запланированного для выполнения задания экипажа он заменяется резервным. При отсутствии резервного экипажа допускается временная замена одного из членов летного экипажа. В этом случае заменяющий член экипажа имеет самостоятельный налет на данном типе ВС не менее 200 часов. Замена члена экипажа в день вылета в экипаже, в котором КВС имеет самостоятельный налет на данном типе ВС менее 500 часов, не допускается.
6. Проверка летного состава на допуск к полетам
80. Проверка на допуск летного состава к полетам производится в следующих случаях:
1) перед первым полетом на ВС вновь освоенного типа;
2) перед первым самостоятельным полетом (по видам авиационных работ);
3) перед полетами в более сложных метеорологических условиях и времени суток (понижение минимума и допуск к ночным полетам);
4) перед полетами с использованием установленного на ВС нового оборудования и систем;
5) при подтверждении квалификации;
6) перед допуском к международным полетам.
81. Проверка специалистов для подтверждения допуска к выполнению международных полетов проводится не реже одного раза в год на международной воздушной линии (в районе авиационных работ на территории иностранного государства).
82. Проверка на подтверждение квалификации производится не реже одного раза в год, в первый год работы на ВС данного типа не реже одного раза в полгода. Разрешается совмещать проверку на подтверждение квалификации с проверкой для подтверждения допуска к выполнению международных полетов.
83. Проверка бортинженеров и бортмехаников производится инструкторским и командно-летным составом только данной специальности.
84. При полетах на воздушных судах нескольких типов проверки на допуск к полетам производятся отдельно по каждому типу ВС.
85. Допуск к самостоятельным полетам КВС с налетом не менее 1000 часов на данном типе ВС, КВС допущенных к внетрассовым полетам с посадками на площадки подобранные с воздуха и штурманов с налетом не менее 1000 часов осуществляется без провозки, за исключением горных аэродромов, указанных в специальном перечне, на которые провозка обязательна.
7. Тренировка летного состава
86. Цель тренировки летного состава - приобретение (восстановление) и поддержание навыков летной работы.
87. Тренировка летного состава осуществляется в виде:
1) тренажерной тренировки в целях отработки действий экипажа при попадании в сложные метеорологические условия, в особых случаях в полете, с использованием различных систем и режимов захода на посадку;
2) летной тренировки в целях получения (восстановления) и подтверждения летным составом определенного вида допуска (после перерыва в летной работе включительно);
3) аварийно-спасательной тренировки при сезонной подготовке в целях отработки действий экипажа в аварийной обстановке.
88. При организации и проведении тренировочных полетов летного состава проверяющим (тренирующим) назначается лицо командно-летного или инструкторского состава (летной специальности).
89. Оформление документации:
1) после окончания курсов повышения квалификации выдается свидетельство (сертификат);
2) тренировка на тренажере оформляется в задании на тренировку;
3) летная подготовка оформляется в соответствии с ППЛС;
4) результаты проверок и присвоенные допуска летного состава отражаются в летной книжке;
5) присвоенные допуска летного состава также записываются в свидетельство (сертификат) специалиста.
8. Разбор полетов
90. Разбор полетов является одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональной подготовки летного состава, эффективности и качества летной работы организации, подразделения, экипажа гражданской авиации.
91. Разбор полетов проводится в целях:
1) оценки состояния безопасности и регулярности полетов;
2) оценки работы каждого экипажа и летного подразделения в целом;
3) оценки состояния взаимодействия со службами, обеспечивающими полеты;
4) совершенствования профессиональной подготовки летного и командно-летного состава;
5) разработки мероприятий по профилактике авиационных происшествий и их предпосылок;
6) совершенствования организаторской, воспитательной и летно- методической работы командно-летного состава.
92. Разборы полетов подразделяются:
1) послеполетный разбор в экипаже проводится после выполнения каждого полета, на авиационных работах - по окончании летного дня;
2) разбор с командно-руководящим составом эксплуатанта проводится еженедельно;
3) разбор полетов в структурных подразделениях эксплуатанта проводится не реже одного раза в месяц;
4) внеплановый разбор полетов в целях оперативного изучения обстоятельств и причин авиационного события (происшествия) и выработай конкретных мероприятий, предупреждающих его повторение;
5) методический разбор полетов в целях повышения методической подготовки командно-летного состава подразделения.
Внеплановые и методические (показательные) разборы проводятся по решению командира подразделения или по указанию вышестоящего руководителя или уполномоченного органа.
93. На разбор полетов привлекается весь командно-руководящий, командно-летный, инструкторский и летный состав подразделения, а при необходимости - авиационные специалисты других подразделений и служб. В подразделениях, выполняющих авиационные работы, кроме того, при необходимости привлекаются специалисты организации-заказчика выполнения авиационных работ, а также лица, связанные с обеспечением этих работ.
94. Организует подготовку и проводит разбор полетов командир подразделения. Методический разбор проводится только вышестоящим руководителем.
95. Каждому разбору полетов предшествует тщательная и всесторонняя подготовка всего командно-летного и руководящего состава.
96. Разбор полетов, кроме внепланового и разбора с командно- руководящим составом предприятия, проводится по единой схеме, которая предусматривает общую (информационную), методическую и установочную части разбора.
Общая часть разбора является основной, на которой заслушиваются доклады командно-летного состава с анализом летной работы и состояния безопасности полетов за период, предшествовавший разбору.
Методическая часть включает детальный анализ наиболее характерных ошибок и нарушений, допущенных экипажами, намечаются меры по устранению и предупреждению этих нарушений. Также заслушиваются доклады на специальные темы и изучаются приказы и указания по летной работе и информация по безопасности полетов.
Установочной частью подводится итог разбора, оценивается работа подчиненных подразделений (экипажей) и ставится задача по обеспечению безопасности и регулярности полетов и выполнению производственного плана с учетом особенностей предстоящего периода.
97. Содержание разбора полетов в обязательном порядке доводится до всего командно-летного, инструкторского и летного состава, отсутствовавшего на разборе. Для этих целей содержание разбора записывается в специальном журнале (бланке) или на магнитной ленте. Материалы разборов хранятся в летно-методическом классе и ответственным за их хранение является руководитель летной службы (подразделения).
9. Анализ и контроль организации летной работы
98. Целью анализа организации летной работы является выявление причин, вызвавших или могущих вызвать отклонения в летной работе и привести к снижению уровня безопасности полетов.
99. Анализу подлежит:
1) планирование летной работы;
2) профессиональная подготовка летного состава;
3) формирование экипажей воздушных судов;
4) допуск летного состава к полетам;
5) предварительная и предполетная подготовка экипажей;
6) проверки работы летного состава;
7) полеты с проверяющим в составе экипажа;
8) разборы полетов;
9) летно-методическая работа;
10) летно-штабная документация.
100. Анализ организации летной работы и состояния безопасности полетов составляется эксплуатантами - ежеквартально и за год, авиационными учебными центрами (заведениями) - за первое полугодие и за год и представляются уполномоченному органу.
101. Контроль организации летной работы проводится в целях выработки мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию. Контролю подлежат:
1) планы летной работы;
2) летно-штабная документация;
3) полетная и метеорологическая документация;
4) материалы проверок летного состава;
5) результаты полетов командно-летного состава;
6) информация службы движения, инженерно-авиационной службы и других служб, обеспечивающих полеты;
7) результаты инспекторских и выборочных осмотров воздушных судов и анализов эксплуатации авиационной техники;
8) материалы анализа полетной информации, бортовых и наземных средств регистрации параметров полета и речевого обмена;
9) материалы проверок инспекторов по безопасности полетов.
10. Летно-методическая работа
102. Летно-методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание эффективной системы профессиональной подготовки командного и летного состава в целях достижения высокого уровня безопасности, регулярности и эффективности полетов.
103. Основными задачами летно-методической работы являются:
1) разработка и внедрение рациональных методов выполнения полетов, эффективных методов, средств и способов летного обучения членов экипажа воздушного судна на основе требований инженерной психологии и авиационной эргономики;
2) создание более совершенных форм и методов организации и проведения летной работы в гражданской авиации на основе достижений науки, техники и практического опыта работы предприятий;
3) совершенствование теоретических знаний, практических навыков и летно-методического мастерства командно-летного и инструкторского состава по обучению и воспитанию членов летных экипажей;
4) совершенствование системы изучения и практического освоения эксплуатации новых типов воздушного судна с учетом достижений и развития авиационной техники и практического опыта ее эксплуатации;
5) создание, оснащение и эффективное использование учебно- методической базы организаций гражданской авиации;
6) изыскание и эффективное применение средств и методов оценки уровня профессиональной подготовленности летного состава;
7) проведение летно-методических и летно-технических конференций по вопросам эксплуатации воздушных судов, обучения летного состава, подготовки к новым видам полетов, а также к сезонным полетам.
104. Летно-методическая работа обеспечивается:
1) целенаправленной организаторской, методической и воспитательной работой командно-летного состава с летным составом;
2) персональной ответственностью командно-летного состава за уровень профессиональной подготовленности и состояние дисциплины закрепленного за ним летного состава;
3) постоянным повышением квалификации и совершенствованием методической подготовки командно-летного, инспекторского, инструкторского и преподавательского состава путем самостоятельных занятий и прохождения курсов повышения квалификации;
4) постоянным контролем уровня профессиональной подготовки летного состава, выполнением требований настоящих Правил и других документов, регламентирующих организацию, обеспечение и проведение летно-методической работы;
5) четкой координацией взаимодействия между учебно-методическими организациями и авиационными предприятиями уполномоченным органом.
105. Летно-методическая работа планируется, организуется и осуществляется организациями гражданской авиации согласно перспективным и текущим планам, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации.
106. Планирование летно-методической работы в организациях гражданской авиации осуществляется в целях координации их деятельности, по разработке нормативных документов, технических средств обучения и учебных наглядных пособий.
107. Организация летно-методической работы возлагается:
1) в летных учебных заведениях - на заместителей первых руководителей и летно-методические отделы;
2) в организациях гражданской авиации - на заместителя первого руководителя по организации летной работы, при его отсутствии на руководителя летной службы;
3) в летной службе - на заместителей руководителя летной службы по организации летной работы и командиров летных подразделений.
108. Ведение летно-штабной документации осуществляется согласно инструкции по ведению летно-штабной документации, утверждаемой первым руководителем организации гражданской авиации и согласованной с уполномоченным органом.