В соответствии с подпунктом 48) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые сертификационные требования к авиационным учебным центрам.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 апреля 2011 года № 441
Сертификационные требования к авиационным учебным центрам
1. Общие положения
1. Настоящие Сертификационные требования к авиационным учебным центрам (далее - сертификационные требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и устанавливают сертификационные требования к авиационным учебным центрам.
2. Сертификационные требования распространяются на юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, осуществляющие деятельность по первоначальной подготовке, переподготовке и поддержании профессионального уровня авиационного персонала.
3. В настоящих сертификационных требованиях используются следующие термины и определения:
авиационный учебный центр - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;
поддержание профессионального уровня - процесс обучения авиационного персонала, целью которого является обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства;
профессиональная подготовка - первоначальная подготовка, переподготовка или повышение квалификации авиационного персонала;
первоначальная подготовка и переподготовка - процесс обучения авиационного персонала, целью которого является освоение новой авиационной профессии, специальности и авиационной техники;
сертификационные требования - требования к авиационным учебным центрам, предъявляемые с целью установления соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки авиационного персонала;
теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания, а также поддерживает и совершенствует их в соответствии с утвержденными программами обучения;
тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические умения и навыки с помощью различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров);
летная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки летного состава, при прохождении которого обучаемый в реальных условиях приобретает и совершенствует практические умения и навыки выполнения полетов.
2. Сертификационные требования к авиационным учебным центрам
2.1 Требования к материально-имущественной базе
4. Для осуществления деятельности по первоначальной подготовке, переподготовке и поддержанию профессионального уровня авиационного персонала авиационному учебному центру необходимо располагать:
1) учебными аудиториями, оснащенными необходимыми для реализации программ обучения наглядными пособиями, тренажерами, другими аппаратно-программными средствами, а также методической документацией и набором аудиовизуальных средств;
2) возможностью использования воздушных судов и аэродрома (собственных либо арендованных) в целях осуществления летной подготовки;
3) библиотекой, оснащенной необходимым фондом литературы, учебных материалов, либо располагать системой электронной библиотеки, содержание которой полностью удовлетворяет реализацию программ обучения, с соответствующим оборудованием для общего пользования слушателями;
4) техническими средствами обучения, включающие аудиовизуальные средства индивидуального и общего пользования, тренажеры, макеты, имитаторы агрегатов, узлов устройств и систем;
5) необходимым количеством совещательных помещений для:
- педагогических работников;
- инструкторского состава;
- обслуживающего персонала;
6) бытовыми помещениями.
2.2 Требования к организации теоретической подготовки
5. Теоретическая подготовка проводится методами, обеспечивающими эффективное проведение занятий и предоставлением в полном объеме содержания данного вида подготовки и наглядности излагаемого материала.
Исходными данными для планирования учебного процесса являются:
1) утвержденные учебные планы и программы;
2) пропускная способность учебных классов с учетом их оборудования;
3) расчет учебной нагрузки преподавателей по предметам учебных планов;
4) режим работы авиационного учебного центра;
5) заявки, договора, либо другие формы сотрудничества в части профессиональной подготовки;
6) дополнительные мероприятия, организуемые авиационным учебным центром (семинары, симпозиумы, конференции, тренинги и т.п.).
6. Планирование учебного процесса включает:
1) составление годового плана-графика учебных курсов;
2) определение последовательности изучения предметов в составе курса;
3) распределение учебной нагрузки преподавателей/инструкторов на год;
4) распределение сроков проведения теоретических и практических занятий;
5) составление расписания учебных занятий, зачетов и экзаменов.
7. Авиационный учебный центр располагает следующими документами:
1) руководство по подготовке персонала и процедурам;
2) личные дела преподавательского и инструкторского состава;
3) план-график учебных курсов на год;
4) учебные планы и программы по специальностям и видам подготовки;
5) экземпляры нормативной правовой документации, соответствующих руководств и инструкций по эксплуатации;
6) контрольные вопросы, тесты, экзаменационные билеты;
7) план повышения квалификации преподавателей;
8) журналы учебных занятий;
9) журнал контрольных посещений занятий и открытых уроков;
10) регистрационный журнал выдачи свидетельств (сертификатов) об окончании обучения.
8. Экзамены (зачеты) после окончания изучения предмета проводятся преподавателем, который вел учебные занятия.
Выпускные экзамены на курсах первоначальной подготовки проводятся комиссией, назначаемой руководителем авиационного учебного центра.
2.3 Требования к организации тренажерной подготовки
9. Тренажерная подготовка проводится на тренажерах и оборудовании, имеющих сертификаты или иные документы, удостоверяющие их соответствие нормам годности.
10. Тренажерная подготовка является обязательной формой профессиональной подготовки всего авиационного персонала за исключением наземного, инженерно-технического состава, определяемого совместным приказом уполномоченного органа в сфере гражданской и уполномоченного органа в сфере государственной авиации, и не может быть заменена никаким другим видом подготовки.
11. Тип тренажера определяется видом профессиональной подготовки в соответствии с утвержденной программой курса.
12. Для проведения тренажерной подготовки авиационный учебный центр располагает утвержденными программами тренажерной подготовки для соответствующего авиационного персонала, необходимым инструкторским, инженерно-техническим и вспомогательным составом.
2.4 Требования к организации летной подготовки
13. Требования к организации летной подготовки включают:
1) летная подготовка осуществляется с привлечением необходимого инструкторского состава и воздушных судов эксплуатанта;
2) первоначальную летную подготовку по программе переподготовки на другой (новый) тип воздушного судна осуществляет инструкторский состав, отвечающий установленным требованиям, утвержденным уполномоченным органом в сфере гражданской авиации Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган);
3) учебные полеты выполняются без пассажиров и груза на борту воздушного судна;
4) наличие утвержденных учебных программ летной подготовки для обучаемых по типам воздушных судов;
5) наличие необходимого летно-инструкторского и инженерно-технического состава по типам воздушных судов;
6) наличие Руководства по производству учебно-тренировочных полетов для обучения на курсах первоначальной подготовки и курсах повышения квалификации обучающего персонала;
7) соответствие уровня подготовки летно-инструкторского состава требованиям правил подготовки летного состава.
2.5 Требования к аэродромам (вертодромам) гражданской авиации, используемым авиационным учебным центром
14. Аэродромы (вертодромы), используемые авиационным учебным центром, должны соответствовать нормам годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
2.6 Требования к учебным планам и программам
15. Авиационный учебный центр утверждает Руководство по подготовке персонала и процедурам, содержание которых соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в части подготовки авиационного персонала и стандартам качества.
16. Программы (курсы) подготовки авиационного персонала разрабатываются авиационным учебным центром в зависимости от конкретных видов подготовки и особенностей деятельности авиационного учебного центра по согласованию с уполномоченным органом и в соответствии с программой подготовки и переподготовки авиационного персонала, утверждаемой уполномоченным органом.
17. Авиационный учебный центр располагает:
1) положением об организации курсов и порядке приема слушателей;
2) учебным планом по каждому проводимому курсу обучения;
3) программой обучения в соответствии с учебным планом курса;
4) положением об организации учебного процесса;
5) учебными планами и программами по стажировке и практике, если это предполагает программа обучения;
6) годовым планом-графиком учебных курсов;
7) расписаниями учебных и семинарских занятий, тренажерной и летной подготовки;
8) методическими материалами в любой форме по предметам;
9) пособиями по проведению лекции, семинарских и практических занятий, консультаций;
10) книжным фондом учебной литературы и соответствие их учебным программам и специальностям.
18. Учебный план включает:
1) расчет дней по срокам обучения;
2) распределение учебного времени по дисциплинам.
Учебная программа включает:
1) тематический план;
2) содержание тем программы;
3) рекомендуемые (необходимые) технические средства обучения и наглядные пособия;
4) рекомендуемую (необходимую) литературу и учебные пособия.
19. Учебная программа подготовки летного и диспетчерского персонала при необходимости делится на три части:
1) теоретическая подготовка;
2) тренажерная подготовка;
3) летная подготовка.
2.7 Требования к системе обеспечения качества
20. В системе обеспечения качества авиационного учебного центра определяются следующие элементы:
1) политика в области подготовки авиационного персонала;
2) стандарты подготовки и безопасности полетов;
3) распределение ответственности;
4) ресурсы, организация и рабочие процессы;
5) система обеспечения соответствия подготовки авиационного персонала политике и стандартам безопасности полетов;
6) система определения отклонений от политики и стандартов и принятия корректирующих мер;
7) оценка и анализ опыта и тенденций в отношении политики, обучения и стандартов безопасности полетов для использования результатов в системе с целью постоянного повышения качества подготовки авиационного персонала.
2.8 Требование к кадровому обеспечению
21. Авиационный учебный центр самостоятельно определяет структуру, ответственного руководителя и штатный преподавательский и/или инструкторский состав, инженерно-техническим составом.
2.9 Требования к ведению учетной документации
22. В системе учета документации авиационного учебного центра предусматривается следующее:
1) в учетных документах, хранящиеся в авиационном учебном центре, ведется запись каждого учебного мероприятия, которая позволяет документально подтвердить и восстановить историю обучения каждого студента (слушателя);
2) обеспечение целостности учетных документов, не допуская возможности их неправомерного изъятия или подмены, а также наличие резервной системы учета с целью обеспечения его непрерывности в случае непредвиденных обстоятельств.
23. Авиационный учебный центр разрабатывает систему сдачи в архив учетной документации в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.