В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности" и Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2012 № 738.
1. Утвердить прилагаемую Программу "Производительность 2020" (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.
3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам и организациям (по согласованию) представлять информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Правилами разработки, мониторинга отраслевых программ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218 "Об утверждении Правил разработки и мониторинга отраслевых программ".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 марта 2011 года № 254
Программа "Производительность 2020"
1. Паспорт Программы
Сноска. Раздел 1 в редакции постановления Правительства РК от 31.12.2013 № 1499.
Наименование Программы |
Программа "Производительность 2020" |
Основание для разработки |
Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности", Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан" (далее – Государственная программа) |
Разработчик |
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан |
Цель Программы |
Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда |
Задачи Программы |
1. Модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых конкурентоспособных производств; |
Сроки реализации |
2011 – 2020 годы: |
Целевые |
В целях реализации задач, поставленных в Программе, будут достигнуты следующие целевые индикаторы до 2020 года: |
Источники финансирования |
В республиканском бюджете в 2011 году предусмотрено 15 764 910 тыс. тенге, в 2012 году – 10 133 367 тыс. тенге, в 2013 году – 134 050 тыс. тенге, в 2014 году – 225 187 тыс. тенге, в 2015 году – 225 187 тыс. тенге. Расходы на инновационные гранты и внедрение современных управленческих технологий отражены в Программе по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы и Межотраслевом плане научно-технологического развития страны до 2020 года, утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан соответственно от 30 ноября 2010 года № 1308 и от 30 ноября 2010 года № 1291. Объемы финансирования из республиканского бюджета следующих годов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период. |
2. Введение
Программа "Производительность 2020" (далее - Программа) разработана в рамках реализации послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана "Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана", Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, Государственной программы и протокола 23-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан № 01-8.1 от 4 июня 2010 года.
Программа разработана при методологической поддержке Всемирного Банка и является одним из инструментов реализации Государственной программы.
Общая производительность экономики является фактором, в значительной степени определяющим ее конкурентоспособность. Увеличение доли предприятий обрабатывающих отраслей, выпускающих наукоемкую продукцию, существенно повышает уровень производительности труда в экономике. Поэтому государству жизненно важно стимулировать повышение ее производительности, внедрение инновационных разработок, внедрение современных управленческих технологий и в целом модернизацию основных фондов предприятий. На сегодня первостепенной задачей является создание новых конкурентоспособных производств, модернизация (техническое перевооружение) действующих производств с целью повышения производительности труда и, безусловно, внедрение современных управленческих технологий.
При этом на эффективность труда также влияют инновационная активность бизнеса, сильный бренд, квалификация персонала, доступ на привлекательные рынки сбыта, качество конкурентной среды, способность умело продвигать и продавать продукт или услугу. Кроме того, в вопросах внедрения современных управленческих технологий роль менеджмента является ключевой.
Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо принятие системных мер по внедрению современных управленческих и энергосберегающих технологий, модернизации предприятий и созданию новых конкурентоспособных производств через разработку соответствующей Программы.
В рамках реализации Программы:
государство, через администратора Программы (Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан) и специально определенные комиссии и советы, принимает решение о возможности предоставления мер государственной поддержки;
при необходимости согласование документов с заинтересованными центральными государственными и местными исполнительными органами в рамках реализации Программы будет выполняться оператором Программы по принципу "одного окна".
В рамках Программы допускается комплексное предоставление инструментов Программы в отношении одного участника.
Понятия, используемые в Программе:
межведомственная комиссия - межведомственная комиссия по модернизации предприятий - консультативно-совещательный орган, создаваемый при администраторе Программы с участием представителей центральных государственных органов, общественных объединений, институтов развития и международных экспертов;
администратор Программы - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
оператор Программы - акционерное общество "Казахстанский институт развития индустрии";
оператор инструмента - юридическое лицо со 100-процентным участием государства в его уставном капитале, предоставляющее меры государственной поддержки;
заявитель - субъект предпринимательства, подавший заявку на участие в Программе и заинтересованный в реализации инвестиционного проекта в рамках Программы;
участник – субъект предпринимательства, имеющий положительную экспертную оценку оператора Программы о соответствии критериям, предъявляемым к участникам в рамках первой задачи, или получивший инструмент(ы) в рамках сервисной поддержки;
комплексный план инвестиционного проекта - пакет необходимой экономической, технической, управленческой и иной документации;
управленческие и производственные технологии - комплекс организационных мер по выполнению процессов управления и производства, состоящие из информационных, вычислительных, организационных, производственных и логических действий, выполняемых на предприятиях различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием достижений науки, техники и общества в целом, направленные на повышение эффективности организации производства и производительности труда;
тренинговая компания – юридическое лицо, осуществляющее проведение круглых столов, семинаров, обучающих тренингов в области управления предприятием;
консультант по нормированию труда – юридическое лицо, осуществляющее техническое нормирование труда на предприятии;
консультант по технической диагностике – юридическое или физическое лицо, осуществляющее техническую диагностику предприятия;
топ-менеджер – руководитель юридического лица или член его исполнительного органа или лицо, ответственное за организацию производства или отдельных его этапов (менеджер проекта, управляющий директор по производству и т.п.).
Сноска. Раздел 2 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 01.09.2011 № 999; от 31.12.2013 № 1499.
3. Анализ текущей ситуации
Государственной программой предусматривается ускоренное развитие несырьевых секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности.
В 2010 году промышленность Казахстана показывает стабильные темпы роста. Объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) за 1 полугодие 2010 года составил 8 733 001,3 млн. тенге и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года вырос в реальном выражении - на 8,0 %. Доли производства товаров и производства услуг в ВВП за 1 полугодие 2010 года составили 40,5 % и 56,8 % соответственно. Основную долю в производстве ВВП составляет промышленность - 32,0 %.
Объем промышленного производства в январе-августе 2010 года составил 7 467,6 млрд. тенге в действующих ценах, что на 10,9 % больше, чем в январе-августе 2009 года. В горнодобывающей промышленности производство возросло на 5,8 %, обрабатывающей - на 19,1 %, электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании - на 7,6 %. Возросло производство продуктов питания и нефтепереработки, текстильных изделий, строительных материалов, продукции металлургической, химической промышленности и машиностроения. Рост производства наблюдался в 15 регионах республики.
В стоимостном выражении объем экспорта Республики с 2005 по 2009 годы вырос на 55,1 % с 27,9 до 43,2 млрд. долл. США, вместе с тем, в сравнении с 2008 годом объем экспорта в 2009 году сократился на 39,3 % с 71,2 до 43,2 млрд. долл. США, соответственно. Падение объемов экспорта в стоимостном выражении было связано, в первую очередь, со снижением потребительского спроса на мировых рынках и падением цен на основные энергоносители и сырьевые ресурсы, являющиеся ключевыми экспортными статьями страны.
Сегодня около 1 000 казахстанских компаний осуществляют экспортные операции, из которых почти 750 экспортируют обработанную продукцию. Основными покупателями казахстанской продукции являются Китай (15,7 % всего экспорта Республики), Италия (15,7 %), Франция (9,2 %) и Россия (9,1 %).
Доля экспорта обрабатывающей промышленности составляет 26,8 %, из них наибольший удельный вес занимает экспорт металлургической продукции 14,9 %. К основным экспортным товарным группам относятся минеральные сырье и продукция из него, металлы и изделия из них, продукция химической отрасли, животноводства и растениеводства. В течение 2005-2009 гг. главные статьи обработанного экспорта с высокой добавленной стоимостью - машины и оборудование, готовые продовольственные товары - составляют всего 2,6-3,5 % или 0,7-2,5 млрд. долл. США. Значительную долю в товарной структуре экспорта продукции промышленности в общем объеме экспорта занимает экспорт сырой нефти и природного газа (64,8 %).
В современном мире высокая производительность труда является конкурентным преимуществом, что подтверждается статистикой. Например, благодаря высокой производительности промышленно развитые государства сохраняют лидерство - это США, Франция, Германия. Достойную конкуренцию им составляют в производительности Ирландия, Бельгия, Люксембург, Норвегия и другие страны.
На сегодняшний день производительность труда в Казахстане остается на низком уровне. В среднем на одного человека она составляет 30-40 тыс. долл., в то время как в развитых странах этот показатель равен 200 тыс. долл. США. Так, например, самая низкая производительность труда в Казахстане наблюдается в сельском хозяйстве - около 3 тыс. долл. США на одного занятого в год, в то время как в развитых странах - 50-70 тыс. долл. США. В машиностроении Казахстана этот показатель составляет 10-17 тыс. долл. США, у зарубежных конкурентов - 90 тыс. долл. США. Это отставание объясняется рядом факторов, одними из которых являются: неполная загрузка текущих мощностей, высокий износ основных фондов и неспособность менеджмента внедрять и применять современные управленческие технологии.
Физически и морально устаревшее технологическое оборудование и высокие затраты не позволяют большинству отечественных предприятий в полной мере решать задачу повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для предприятий является проблемой не только совершенствование, но и поддержка производственного потенциала на прежнем уровне. В такой ситуации сложившийся производственный потенциал не может в полном объеме обеспечить переход к ускоренному расширенному воспроизводству.
Таким образом, интенсивный процесс накопления на промышленных предприятиях физически и морально устаревших фондов оказывает отрицательное воздействие на эффективность их использования и подтверждает необходимость проведения мероприятий по модернизации. Кроме того, необходимо активно внедрять современные управленческие технологии, позволяющие добиться максимального эффекта. Без этого модернизация станет очень дорогим удовольствием, не дающим возможности создать устойчивые конкурентоспособные предприятия.
Приоритетом Государственной программы является развитие среднего и крупного бизнеса путем модернизации, реструктуризации действующих предприятий или создания современных производств с перспективой развития их экспортной ориентированности. Средний и крупный бизнес оказывают серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.
В целях выработки системных мер модернизации промышленных предприятий Республики Казахстан, оператором Программы совместно с Союзом Атамекен был проведен технологический аудит 187 промышленных предприятий, представляющих 16 регионов и 10 отраслей промышленности.
В ходе технологического аудита были выявлены проблемы, препятствующие развитию производств, а именно:
высокая стоимость заимствования;
неразвитость индустриальной инфраструктуры;
неразвитость инфраструктуры поддержки предпринимательства;
большая долговая нагрузка у предприятий, образовавшаяся в предыдущие годы, что ограничивает их инвестиционную активность;
износ (более 60 %) основных фондов большинства предприятий отраслей обрабатывающей промышленности, обусловленный, главным образом, низким уровнем инвестиций в обновление и модернизацию технологического оборудования, в т.ч. на предприятиях металлургической отрасли - 58,4 %, а по отдельным из них доходит до 70 %. По предприятиям машиностроения износ составляет - 56,7 %, химии и фармацевтики - 45,3 %, строительной индустрии - 39 % и др.;
ресурсоемкость, и в первую очередь, энергоемкость продукции, и соответственно, объективная потребность во внедрении ресурсо- и энергосберегающих технологий, "зеленых" технологий и др.;
доминирование в структуре промышленности сырьевых отраслей, приток прямых инвестиций, преимущественно иностранных, в горнодобывающую промышленность;
усиление зависимости казахстанских предприятий и экономики в целом от импорта высокотехнологичной продукции, что в значительной степени ухудшает показатели национальной безопасности;
недостаток высокопрофессиональных управляющих кадров технического профиля, способных внедрять и реализовывать высокотехнологичные инвестиционные проекты;
низкий уровень квалификации рабочего персонала, обслуживающего оборудование и транспортные средства в процессе модернизации производственных процессов.
Предварительные результаты технологического аудита показывают, что для запуска процесса модернизации необходимо сконцентрироваться на "пилотных" проектах, которые располагают возможностями для раннего демонстрационного успеха. Как показывает опыт развитых стран, разработка "пилотных" проектов является демонстрационной площадкой для работы.
Государством в неполной мере оказывается поддержка экспорту несырьевого сектора, в то время как показывает анализ мирового опыта модернизации предприятий крупнейших мировых лидеров, процесс модернизации характеризовался масштабным вмешательством государства в экономику и его поддержкой своего производителя.
При модернизации в Японии разрабатывались долгосрочные планы инновационного развития экономики и их реализации с помощью разнообразных мер государственной поддержки, которые включали следующие меры:
государственное финансирование приоритетных научно-технических проектов;
реализация долгосрочных планов развития отрасли;
создание специальных банков, осуществляющих экспортное кредитование предприятий;
быстрая процедура рассмотрения заявки на выдачу патента, эффективная защита прав интеллектуальной собственности;
проведение политики, направленной на обеспечение защиты от конкуренции со стороны импорта;
оказание помощи в лицензировании иностранных технологий;
оказание помощи в области слияния предприятий.
Результатом применения данных мер является технологическое лидерство в мире.
Главная цель, проводимой модернизации в Германии - это мобилизация ресурсов и концентрация их в капиталоемких проектах. С этой целью объединили инвестиционные банки с производственными предприятиями в финансово-промышленные группы. Во главе трех крупнейших групп стоят национальные банки - DeutscheBank, DresdenBank AG. Производственная деятельность таких промышленных концернов в основном охватывает одну крупную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий.
Выбор отраслей для модернизации осуществлялся по направлениям:
экспортный потенциал, конкурентные преимущества;
перспективы роста;
обеспечение занятости.
При модернизации предприятий меры государственной поддержки с минимальным вкладом, включали следующие меры:
создание благоприятного налогового режима;
поддержка валютного курса;
поддержка средних и малых предприятий.
Однако, не мешая развиваться частному бизнесу, государство установило жесткие антимонопольные законы и жесткие технические государственные стандарты.
Таким образом, одним из важнейших направлений индустриально-инновационного развития экономики Республики Казахстан является промышленная модернизация, основанная на индивидуальном подходе при поддержке государства.
Для успешной реализации Программы и повышения производительности промышленных предприятий требуется пересмотр политики финансовой и нефинансовой поддержки промышленных предприятий.
4. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы
Сноска. Раздел 4 в редакции постановления Правительства РК от 31.12.2013 № 1499.
1. Цель Программы
Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда.
2. Задачи
1. Модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых конкурентоспособных производств.
2. Сервисная поддержка субъектов предпринимательства.
3. Целевые индикаторы Программы
Целевые индикаторы до 2020 года:
увеличение производительности труда не менее чем в 2 раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в рамках первой задачи Программы;
увеличение средней загрузки мощностей предприятий, участвующих в рамках первой задачи Программы до 80 %;
организация обучения топ-менеджеров предприятий по вопросам повышения производительности труда и энергоэффективности для 10 предприятий ежегодно;
проведение технической диагностики не менее чем на 3-х предприятиях ежегодно;
проведение технического нормирования труда не менее чем на 3-х предприятиях ежегодно.
Целевые индикаторы до 2015 года:
увеличение производительности труда не менее чем в 1,5 раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в рамках первой задачи Программы;
увеличение средней загрузки мощностей предприятий, участвующих в рамках первой задачи Программы до 70 %.
4. Показатели результатов реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается:
повышение доступности финансовых ресурсов для предприятий частного сектора при реализации новых инвестиционных проектов, направленных на индустриально-инновационное развитие;
привлечение средств частного сектора, в первую очередь, финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов в несырьевых секторах экономики;
повышение финансово-экономической устойчивости промышленных предприятий, в первую очередь среднего и крупного бизнеса.
Основные количественные и качественные результаты Программы:
увеличение производительности труда не менее чем в 2 раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в рамках первой задачи Программы;
увеличение средней загрузки мощностей предприятий, участвующих в рамках первой задачи Программы до 80 %.
5. Этапы реализации Программы
Сноска. Раздел 5 в редакции постановления Правительства РК от 31.12.2013 № 1499.
Реализация Программы будет осуществляться в два этапа:
1 этап – с 2011 года по 2014 годы, при этом 2011 год - является пилотным.
В 2011 году реализация Программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив, модернизации действующих предприятий и усилении кадрового потенциала индустриальных предприятий. По итогам реализации пилотной фазы в Программу могут быть внесены изменения и дополнения, а также дополнительные меры государственной поддержки.
В 2012 – 2014 годах реализация Программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив и модернизации действующих предприятий и усилении кадрового потенциала индустриальных предприятий.
2 этап – 2015 – 2020 годы.
В 2015 – 2020 годах реализация Программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив, модернизации действующих предприятий.
1. Критерии, предъявляемые к участнику Программы
1. Участниками Программы в рамках первой задачи "модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых производств" могут быть субъекты предпринимательства, соответствующие следующим критериям:
1) реализующие и (или) планирующие реализовать инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики в рамках Государственной программы согласно приложению 1 к настоящей Программе;
2) реализующие и (или) планирующие выпуск продукции, представленной в приложении 2 к настоящей Программе, за исключением субъектов предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты в сфере оказания услуг по ремонту и установке машин и оборудования (код ОКЭД 33) и оказывающие технические услуги в области горнодобывающего и нефтегазового секторов (код ОКЭД 09);
3) финансово-устойчивые (отсутствие просроченной задолженности по всем видам обязательств перед банком(ами) или филиалом(ами) банка(ов) и отсутствие налоговой задолженности и др.);
4) имеющие комплексный план инвестиционного проекта (комплексный план инвестиционного проекта может быть разработан заявителем самостоятельно или с привлечением консалтинговой компании из утвержденного администратором Программы перечня).
Комплексный план инвестиционного проекта должен предусматривать достижение следующих показателей:
1) финансовая окупаемость инвестиционного проекта;
2) повышение производительности труда в два раза, но не менее чем в полтора раза от среднего отраслевого уровня по проектам модернизации действующих предприятий или в три раза от среднего отраслевого уровня по новым инвестиционным проектам;
3) конкурентоспособность продукции (востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции).
2. Участие в Программе в рамках второй задачи "сервисная поддержка субъектов предпринимательства" носит заявительный характер. Требования к участнику в рамках каждого инструмента предъявляются отдельно в соответствии с подразделом 4 "Инструменты Программы" настоящего раздела.
2. Порядок участия в Программе
Участие в Программе в рамках первой задачи "модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых производств" носит заявительный характер и меры государственной поддержки предоставляются по следующей схеме:
1. Заявитель обращается к оператору Программы и предоставляет необходимый пакет документов (в том числе комплексный план инвестиционного проекта, разработанный совместно с консалтинговой компанией из перечня или с экспертизой консалтинговой компании из перечня, в соответствии с установленными требованиями).
2. Оператор Программы готовит экспертную оценку представленного пакета документов. Экспертная оценка должна содержать в себе заключение о соответствии приоритетам Государственной программы, отраслевых программ, приложений 1 и 2 к Программе, конкурентоспособности продукции, финансовой устойчивости предприятия и сравнение показателей по производительности труда и энергоэффективности, а также на основании экспертной оценки комплексного плана инвестиционного проекта консалтинговой компании или комплексного плана инвестиционного проекта, разработанного консалтинговой компанией, информацию о необходимости проведения модернизации и предоставлении мер государственной поддержки.
3. Оператор Программы направляет экспертную оценку администратору Программы, заявителю и оператору инструмента.
4. При положительной экспертной оценке оператор Программы осуществляет оплату участнику части затрат, понесенных при разработке или экспертизе комплексного плана инвестиционного проекта, в соответствии с подразделом 4 "Инструменты Программы" настоящего раздела Программы.
5. Далее при необходимости получения иных инструментов заявитель обращается к оператору инструмента.
6. Оператор инструмента осуществляет экспертизу инвестиционного проекта в соответствии с установленными требованиями. Оператор инструмента информирует заявителя и оператора Программы о принятом решении.
7. При положительном решении оператора инструмента оператор Программы, оператор инструмента и участник заключают соответствующее соглашение о мониторинге, которым предусматриваются:
1) права и обязанности сторон;
2) индикаторы результатов внедрения инструмента;
3) ответственность оператора инструмента и участника и др.
8. Мониторинг реализации инвестиционных проектов участников Программы проводится оператором Программы и операторами инструментов в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.
9. Регламент реализации Программы, формы заявок, перечень представляемых заявителем документов, сроки рассмотрения заявок, типовая форма соглашения, формы и сроки мониторинга реализации Программы в целом и инструментов в отдельности, требования к разработке комплексного плана инвестиционного проекта утверждаются администратором Программы после рассмотрения межведомственной комиссией.
Участие в Программе в рамках второй задачи "сервисная поддержка субъектов предпринимательства" носит заявительный характер, и предоставление мер государственной поддержки осуществляется отдельно в соответствии с подразделом 4 "Инструменты Программы" настоящего раздела.
3. Критерии, предъявляемые к консалтинговым и тренинговым
компаниям, консультантам по технической диагностике
и нормированию труда
1. Консалтинговые компании, привлекаемые для разработки или экспертизы комплексного плана инвестиционного проекта, должны
соответствовать следующим критериям:
1) наличие у компании квалификации и опыта работы не менее 3 (трех) лет в области разработки бизнес-планов, ТЭО, ПСД по инфраструктурным проектам и проектам в обрабатывающей промышленности;
2) наличие в активе компании не менее 3-х крупных работ в области разработки бизнес-планов, ТЭО, ПСД по инфраструктурным проектам и проектам в обрабатывающей промышленности;
3) отсутствие налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям.
2. Тренинговые компании, привлекаемые в рамках инструмента "оплата за обучение топ-менеджеров предприятий по вопросам повышения производительности труда и энергоэффективности", должны соответствовать следующим критериям:
1) наличие у компании квалификации и опыта работы не менее 3 (трех) лет в области организации проведения круглых столов, семинаров, обучающих тренингов в области управления предприятием;
2) наличие в активе компании не менее 3 (трех) крупных работ в области проведения круглых столов, семинаров, обучающих тренингов в области управления предприятием;
3) отсутствие налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям.
3. Консультанты по технической диагностике, привлекаемые в рамках инструмента "софинансирование проведения технической диагностики предприятия", должны соответствовать следующим критериям:
1) наличие квалификации и опыта работы не менее 3 (трех) лет в области проведения технической диагностики, энергоаудита, технического и технологического аудита и т.д. на промышленных предприятиях по отраслевой компетенции;
2) наличие в активе не менее 3-х крупных работ в области проведения технической диагностики, технического и технологического аудита и т.д. на промышленных предприятиях;
3) отсутствие налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям.
4. Консультанты по нормированию труда, привлекаемые в рамках инструмента "возмещение затрат за техническое нормирование труда", должны соответствовать следующим критериям:
1) наличие квалификации и опыта работы не менее 3 (трех) лет в области внедрения системы технического нормирования труда на промышленных предприятиях;
2) наличие в активе не менее 3-х крупных работ в области внедрения системы технического нормирования труда на промышленных предприятиях;
3) отсутствие налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям.
5. Перечень консалтинговых и тренинговых компаний, консультантов по технической диагностике и нормированию труда формируется оператором Программы на основе заявок компаний и консультантов, утверждается администратором Программы после рассмотрения межведомственной комиссией.
6. Консалтинговые и тренинговые компании, консультанты по технической диагностике и нормированию труда исключаются из перечня по представлению оператора Программы и утверждаются администратором Программы после рассмотрения межведомственной комиссией.
4. Инструменты Программы
Инструменты, предоставляемые в рамках первой задачи Программы "модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых производств"
Государственная поддержка в рамках первой задачи Программы "модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых производств" заключается в:
1) оплате за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта;
2) предоставлении долгосрочного лизингового финансирования;
3) предоставлении инновационных грантов.
Предоставление мер государственной поддержки в рамках первой задачи Программы осуществляется следующим образом.
Оплата за разработку или экспертизу комплексного плана консалтинговой компанией
В рамках Программы предусматривается оплата расходов в размере 50 %, но не более 7,5 млн. тенге за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта консалтинговой компанией.
Механизм оплаты администратором Программы участнику за разработку или экспертизу комплексного плана консалтинговой компанией:
1. Заявитель самостоятельно определяет консалтинговую компанию из утвержденного перечня для разработки или экспертизы комплексного плана инвестиционного проекта.
2. Заявитель и консалтинговая компания заключают договор о разработке или экспертизе комплексного плана инвестиционного проекта.
3. Заявитель представляет полный пакет документов оператору Программы.
4. На основе положительной экспертной оценки и документов, подтверждающих расходы участника на разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта, администратор Программы осуществляет перечисление выделенных в рамках бюджетной программы денежных средств оператору Программы.
Оператор Программы осуществляет перечисление участнику денежных средств, перечисленных администратором Программы, в полном объеме, при этом вознаграждение оператору Программы за перечисление денежных средств участникам не предусмотрено.
Предоставление долгосрочного лизингового финансирования
Долгосрочное лизинговое финансирование предоставляется в рамках Программы участнику оператором инструмента. Оператор инструмента – акционерное общество "БРК – Лизинг" – дочерняя организация акционерного общества "Банк развития Казахстана".
Заявитель должен обеспечить участие денежными средствами в реализации проекта в размере не менее 15 % от общей стоимости предметов лизинга при использовании инструмента долгосрочного лизингового финансирования.
Стоимость предмета лизинга должна быть не менее 150 млн. тенге (для предприятий легкой промышленности не менее 75 млн. тенге).
Долгосрочное лизинговое финансирование предоставляется сроком до 10 лет. Ставка вознаграждения по договору финансового лизинга для участника должна составлять 5 %, при этом соотношение бюджетного кредита и иных средств фондирования оператора инструмента должно составлять 80/20. Данные условия распространяются и на договоры, заключенные в 2011 – 2012 годах.
Механизм предоставления долгосрочного лизингового финансирования:
1. Подача заявки на долгосрочное лизинговое финансирование оператору инструмента осуществляется участником согласно установленной форме после получения положительного экспертного заключения оператора Программы.
2. Оператор инструмента рассматривает заявку в установленном порядке и выносит решение о предоставлении (непредоставлении) долгосрочного лизингового финансирования.
3. При положительном решении оператор инструмента и участник заключают договор финансового лизинга.
Предоставление инновационных грантов
Инновационные гранты предоставляются в рамках первой задачи Программы для реализации новых индустриально-инновационных проектов, а также по реализуемым индустриально-инновационным проектам,направленным на модернизацию и расширение производства по направлениям:
1) повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом;
2) привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов;
3) привлечение консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций;
4) внедрение управленческих и производственных технологий.
Оператор инструмента - национальный институт развития в области технологического развития.
Предоставление инновационных грантов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления инновационных грантов на повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом, привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, привлечение консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций, на внедрение управленческих и производственных технологий, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
Инструменты, предоставляемые в рамках второй задачи Программы "сервисная поддержка субъектов предпринимательства"
Государственная сервисная поддержка субъектов предпринимательства в рамках Программы заключается в:
1) предоставлении инновационных грантов;
2) оплате за обучение топ-менеджеров предприятий по вопросам повышения производительности труда и энергоэффективности;
3) софинансировании проведения технической диагностики предприятия;
4) возмещении затрат за техническое нормирование труда;
5) возмещении части затрат по сертификации продукции и систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO, API, ASTM, GMP, EN и др.).
Предоставление сервисной поддержки в рамках Программы осуществляется следующим образом.
Предоставление инновационных грантов
Инновационные гранты предоставляются для реализации новых индустриально-инновационных проектов, а также по реализуемым индустриально-инновационным проектам, направленным на модернизацию и расширение производства по направлениям:
1) привлечение квалифицированных иностранных специалистов;
2) привлечение консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций;
3) повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом;
4) внедрение управленческих и производственных технологий;
5) проведение промышленных исследований (научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы);
6) приобретение технологий;
7) поддержка деятельности по производству высокотехнологичной продукции на начальном этапе развития;
8) патентование в зарубежных странах и (или) региональных патентных организациях;
9) коммерциализация технологий по 2-м этапам (обоснование концепции проекта и создание промышленного прототипа).
Оператор инструмента – национальный институт развития в области технологического развития.
Предоставление инновационных грантов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления инновационных грантов на повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом, привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, привлечение консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций, на внедрение управленческих и производственных технологий; Правилами предоставления инновационных грантов на приобретение технологий, проведение промышленных исследований, поддержку деятельности по производству высокотехнологичной продукции на начальном этапе развития, патентование в зарубежных странах и (или) региональных патентных организациях и Правилами предоставления инновационных грантов на коммерциализацию технологий.
Оплата за обучение топ-менеджеров предприятий по вопросам повышения производительности труда и энергоэффективности
В рамках Программы предусматривается оплата в размере 60 % затрат, понесенных предприятием при обучении топ-менеджеров (без учета затрат на проезд и проживание), не более 1,5 млн. тенге на 1 (одного) топ-менеджера и не более 3 (трех) топ-менеджеров в год по одному предприятию.
Механизм оплаты администратором Программы за обучение:
1. Заявитель обращается к оператору Программы и представляет необходимый пакет документов.
2. Оператор Программы рассматривает пакет документов заявителя, в том числе на соответствие приложениям 1 и 2 Программы.
3. Заявитель самостоятельно определяет тренинговую компанию из утвержденного Перечня для проведения обучения топ-менеджеров.
4. Заявитель и тренинговая компания заключают договор на предоставление услуг по обучению.
5. Заявитель представляет оператору Программы сертификат о прохождении обучения и пакет документов, подтверждающих расходы заявителя по обучению топ-менеджеров.
6. Администратор Программы на основании заявки оператора Программы, сертификата и документов, подтверждающих расходы заявителя по обучению топ-менеджеров, осуществляет перечисление выделенных в рамках бюджетной программы соответствующих денежных средств оператору Программы.
7. Оператор Программы осуществляет перечисление заявителю соответствующих денежных средств, перечисленных администратором Программы, в полном объеме, при этом вознаграждение оператору Программы за перечисление денежных средств заявителю не предусмотрено.
Софинансирование проведения технической диагностики предприятия
В рамках Программы предусматривается софинансирование проведения технической диагностики предприятий в размере 80 %, но не более 8 млн. тенге для малых и средних предприятий, не более 16 млн. тенге для крупных предприятий.
Механизм софинансирования администратором Программы проведения технической диагностики предприятия:
1. Заявитель обращается к оператору Программы и предоставляет необходимый пакет документов.
2. Оператор Программы рассматривает пакет документов заявителя, в том числе на соответствие приложениям 1 и 2 Программы.
3. Заявитель совместно с оператором Программы определяет консультанта по технической диагностике из утвержденного Перечня по отраслевой компетенции.
4. Оператор Программы, заявитель и консультант по технической диагностике заключают трехсторонний договор на проведение технической диагностики предприятия.
5. Заявитель осуществляет авансовый платеж консультанту по технической диагностике в размере 20 % от стоимости услуг на проведение технической диагностики предприятия.
6. Консультант по технической диагностике осуществляет техническую диагностику предприятия в соответствии с условиями и сроками договора, заключенного согласно трехстороннему договору.
7. Консультант по технической диагностике по итогам проведенной технической диагностики оформляет Отчет по технической диагностике предприятия и представляет его оператору Программы и заявителю.
8. Оператор Программы, заявитель и консультант по технической диагностике подписывают акт оказанных услуг по проведению технической диагностики предприятия.
9. Оператор Программы на основании Отчета по технической диагностике, акта оказанных услуг по проведению технической диагностики предприятия и счет фактуры направляет заявку администратору Программы на перечисление бюджетных средств в размере 80 % от стоимости услуг консультанта по технической диагностике за проведение технической диагностики предприятия.
10. Администратор Программы перечисляет бюджетные средства на расчетный счет оператора Программы.
11. Оператор Программы осуществляет перечисление консультанту по технической диагностике соответствующих денежных средств, перечисленных администратором Программы, в полном объеме, при этом вознаграждение оператору Программы за перечисление денежных средств консультантам по технической диагностике не предусмотрено.
Перечень необходимых документов, формы заявки и трехстороннего договора, требования к отчету по технической диагностике разрабатываются оператором Программы и утверждаются администратором Программы после рассмотрения межведомственной комиссией.
Оплата за техническое нормирование труда
В рамках Программы предусматривается оплата расходов в размере 50 %, но не более 5 млн. тенге для субъектов крупного предпринимательства и не более 2 млн. тенге для субъектов малого и среднего предпринимательства, понесенных при внедрении системы технического нормирования труда.
Механизм оплаты администратором Программы расходов, за техническое нормирование труда:
1. Заявитель обращается к оператору Программы и представляет необходимый пакет документов.
2. Оператор Программы рассматривает пакет документов заявителя, в том числе на соответствие приложениям 1 и 2 Программы.
3. Заявитель самостоятельно определяет консультанта по нормированию труда из утвержденного Перечня для технического нормирования труда.
4. Заявитель и консультант по нормированию труда заключают договор по техническому нормированию труда.
5. Заявитель представляет оператору Программы необходимый пакет документов.
6. Оператор Программы на основе пакета документов, подтверждающих расходы заявителя на внедрение системы технического нормирования труда, направляет заявку администратору Программы на перечисление бюджетных средств.
7. Администратор Программы осуществляет перечисление выделенных в рамках бюджетной программы соответствующих денежных средств оператору Программы.
8. Оператор Программы осуществляет перечисление участнику соответствующих денежных средств, перечисленных администратором Программы, в полном объеме, при этом вознаграждение оператору Программы за перечисление денежных средств консультантам по технической диагностике не предусмотрено.
Перечень необходимых документов, формы заявки и договора разрабатываются оператором Программы и утверждается администратором Программы после рассмотрения межведомственной комиссией.
Возмещение части затрат по сертификации продукции и систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO, API, ASTM, GMP, EN и др.)
Оператор инструмента – национальный институт развития в области развития местного содержания.
Возмещение части затрат по сертификации продукции и систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO, API, ASTM, GMP, EN и др.) производится согласно Правилам возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутреннем рынке, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
Мониторинг реализации инструментов Программы проводится оператором Программы и операторами инструментов.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сноска. Раздел 6 в редакции постановления Правительства РК от 31.12.2013 № 1499.
На реализацию Программы из республиканского бюджета в 2011 году предусматривается 15 764 910 тыс. тенге, в 2012 году – 10 133 367 тыс. тенге, в 2013 году – 134 050 тыс. тенге, в 2014 году – 225 187 тыс. тенге, в 2015 году – 225 187 тыс. тенге.
Дальнейшее финансирование Программы будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы, а также привлеченных внешних займов по отдельным инструментам государственной поддержки.
7. План мероприятий по реализации Программы
"Производительность 2020" (I этап)
Сноска. Раздел 7 в редакции постановления Правительства РК от 31.12.2013 № 1499.
№ п/п |
Мероприятие |
Форма завершения |
Ответственные за исполнение |
Сроки исполнения |
Предполагаемые расходы (тыс. тенге) |
Источники финансирования |
Номер бюджетной программы (если есть) |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Создание межведомственной комиссии по модернизации предприятий |
приказ МИНТ |
МИНТ, МЭБП, заинтересованные государственные органы |
март 2011 года |
не требуются |
||||||
2. |
Разработка порядка долгосрочного лизингового финансирования |
решение оператора инструмента |
оператор инструмента (по согласованию), АО "КИРИ" (по согласованию) |
март 2011 года |
не требуются |
||||||
3. |
Внесение изменений в Правила предоставления инновационных грантов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан № 1202 от 6 августа 2009 года |
проект постановления Правительства Республики Казахстан |
МИНТ, МЭБП, АО "КИРИ" (по согласованию), операторы инструментов (по согласованию) |
сентябрь 2011 года |
не требуются |
||||||
4. |
Разработка и утверждение форм документов, необходимых для реализации Программы, дальнейшая актуализация |
приказ МИНТ |
МИНТ, МЭБП, АО "КИРИ" (по согласованию), операторы инструментов (по согласованию) |
май 2011 года, по мере необходимости |
92 810 |
103 367 |
116 000 |
116 000 |
116 000 |
РБ |
011 "Поддержка создания новых, модернизация и оздоровление действующих производств в рамках направления "Производительность – 2020" |
5. |
Формирование и утверждение Перечня консалтинговых компаний, дальнейшая актуализация |
приказ МИНТ |
МИНТ, АО "КИРИ" (по согласованию), межведомственная комиссия |
май 2011 года, по мере необходимости |
|||||||
6. |
Принятие заявлений об участии в Программе |
информация в МИНТ |
АО "КИРИ" (по согласованию) |
по мере поступления |
|||||||
7. |
Проведение экспертизы о соответствии критериям, предъявляемым к участникам Программы |
экспертное заключение |
АО "КИРИ" (по согласованию), заявитель |
по мере поступления |
|||||||
8. |
Рассмотрение заявок участников операторами инструментов |
решение оператора инструмента |
операторы инструментов (по согласованию), АО "КИРИ" (по согласованию) |
по мере поступления |
|||||||
9. |
Проведение мониторинга хода реализации проекта |
информация в МИНТ |
АО "КИРИ" (по согласованию), операторы инструментов (по согласованию) |
постоянно |
|||||||
10. |
Проведение информационно-пропагандистской работы |
информация в МИНТ |
АО "КИРИ" (по согласованию), операторы инструментов (по согласованию) |
постоянно |
|||||||
11. |
Предоставление мер государственной поддержки |
договора |
МИНТ, АО "КИРИ" (по согласованию), операторы инструментов (по согласованию) |
по мере необходимости |
672 100 |
30 000 |
18 050 |
109 187 |
109 187 |
РБ |
011 "Поддержка создания новых, модернизация и оздоровление действующих производств в рамках направления "Производительность – 2020" |
15 000 000 |
РБ |
051 "Кредитование АО "ФНБ "Самрук- Казына"для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости Национальной экономики" |
|||||||||
10 000 000 |
РБ |
052 "Кредитование АО "ФНБ "Самрук- Казына" для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости Национальной экономики" |
|||||||||
12 |
Внесение изменений в Правила предоставления инновационных грантов на повышение квалификации инженернотехнического персонала за рубежом, привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, привлечение консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций, на внедрение управленческих и производственных технологий № 1035 от 9 августа 2012 года |
Проект постановления Правительства Республики Казахстан |
МИНТ, АО "НАТР" (по согласованию) |
II квартал 2014 года |
не требуются |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИНТ – Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан
МЭБП – Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
РБ – республиканский бюджет
АО "ФНБ "Самрук-Казына" – акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына""
АО "КИРИ" – акционерное общество "Казахстанский институт развития индустрии".
Приложение 1
к программе "Производительность 2020"
Перечень приоритетных секторов экономики
для участников Программы
код |
Наименование |
1 |
2 |
Агропромышленный комплекс |
|
10 |
Производство продуктов питания |
11.07 |
Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков |
Горнодобывающая промышленность |
|
09 |
Технические услуги в области горнодобывающей промышленности |
09.1 |
Технические услуги в области добычи нефти и природного газа |
09.10 |
Техническая поддержка при добыче нефти и природного газа |
09.9 |
Техническая поддержка для прочих областей горнодобывающей промышленности и |
Легкая и деревообрабатывающая промышленность |
|
13 |
Производство текстильных изделий |
14 |
Производство одежды |
15 |
Производство кожаной и относящейся к ней продукции |
16 |
Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели, производство |
17 |
Производство бумаги и бумажной продукции |
31 |
Производство мебели |
Химическая и фармацевтическая промышленность |
|
19.20 |
Производство продуктов нефтепереработки |
20 |
Производство продуктов химической промышленности |
21 |
Производство основных фармацевтических продуктов и препаратов |
22 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
Производство строительных материалов и прочей не металлической минеральной продукции |
|
23 |
Производство прочей не металлической минеральной продукции |
Металлургия, металлообработка, машиностроение |
|
24 |
Металлургическая промышленность |
25 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
26 |
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции |
27 |
Производство электрического оборудования |
28 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории |
29 |
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов |
30 |
Производство прочих транспортных средств, кроме 30.4 |
33 |
Ремонт и установка машин и оборудования |
33.1 |
Ремонт готовых металлических изделий, машин и оборудования |
33.2 |
Монтаж промышленной техники и оборудования |
Другие сектора промышленности |
|
32 |
Производство прочих готовых изделий |
35.11 |
Производство электроэнергии |
38.21 |
Обработка и удаление неопасных отходов |
38.32 |
Утилизация отсортированных материалов |
Транспорт и складирование |
|
50 |
Водный транспорт |
51 |
Воздушный транспорт |
52 |
Складское хозяйстве и вспомогательная транспортная деятельность |
Информация и связь |
|
61 |
Связь |
62 |
Компьютерное программирование, консультации и другие сопутствующие услуги |
Приложение 2
к программе "Производительность 2020"
Перечень продукции, планируемой к выпуску участниками
Сноска. Приложение 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 04.06.2012 № 738.
код |
Наименование позиции |
1 |
2 |
группа 04 |
молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты |
1512 |
масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, |
1514 |
масло рапсовое (из рапса, или кользы) или горчичное и их фракции, |
группа 16 |
готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих |
группа 17 |
сахар и кондитерские изделия из сахара |
группа 18 |
какао и продукты из него |
1902 |
макаронные изделия, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке, |
1904 |
готовые пищевые продукты, полученные путем вздувания или обжаривания |
1905 |
хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и прочие |
группа 20 |
продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений |
2102 |
дрожжи (активные или неактивные); прочие мертвые одноклеточные |
2103 |
продукты для приготовления соусов и готовые соусы; вкусовые добавки и |
2104 |
супы и бульоны готовые и заготовки для их приготовления; |
2105 00 |
мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие |
2201 |
воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без |
2202 |
воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или |
группа 25 |
соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент |
2707 |
масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной |
2713 |
кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или |
2715 00 000 0 |
Смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, |
2716 00 000 0 |
Электроэнергия |
3601 00 000 0 |
Порох |
3602 00 000 0 |
Вещества взрывчатые готовые, кроме пороха |
3605 00 000 0 |
Спички, кроме пиротехнических изделий товарной позиции 3604 |
из 3606 |
изделия из горючих материалов: |
из 2804 |
прочие неметаллы |
- кремний |
|
2804 61 000 0 |
-- содержащий не менее 99,99 мас. % кремния |
2804 69 000 0 |
-- прочий |
2804 70 00 |
- фосфор |
2804 70 001 0 |
-- фосфор желтый ("белый") |
2804 70 002 0 |
-- фосфор красный |
2806 |
хлорид водорода (кислота соляная); кислота хлорсульфоновая |
2807 00 |
серная кислота; олеум |
2808 00 000 0 |
азотная кислота; сульфоазотные кислоты |
2809 |
пентаоксид дифосфора; фосфорная кислота; полифосфорные кислоты |
2811 |
кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом |
2812-2813 |
соединения неметаллов с галогенами или серой |
2814-2825 |
неорганические основания, оксиды, гидроксиды и пероксиды металлов |
2826-2842 |
соли и пероксосоли неорганических кислот и металлов |
2849 |
карбиды, определенного или неопределенного химического состава |
2907-2911 |
фенолы, фенолоспирты и их галогенированные, сульфированные, нитрованные |
2912-2913 |
соединения с альдегидной функциональной группой |
2914 |
кетоны и хиноны, содержащие или не содержащие другую кислородсодержащую |
2915 |
кислоты ациклические монокарбоновые насыщенные и их ангидриды, |
2919-2929 |
сложные эфиры неорганических кислот неметаллов, их соли и их |
2930-2935 |
органо-неорганические соединения, гетероциклические соединения, |
2936-2937 |
провитамины, витамины и гормоны |
2938-2942 |
гликозиды и алкалоиды растительного происхождения, природные или |
группа 30 |
фармацевтическая продукция |
группа 31 |
удобрения |
группа 32 |
экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, |
группа 33 |
эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные |
группа 34 |
мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, |
группа 35 |
белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты |
группа 38 |
прочие химические продукты |
группа 39 |
пластмассы и изделия из них |
группа 40 |
каучук, резина и изделия из них |
4104 |
дубленая кожа или кожевенный краст из шкур крупного рогатого скота |
4105 |
дубленая кожа или кожевенный краст из шкур овец или шкурок-ягнят, без |
4106 |
дубленая кожа или кожевенный краст из шкур прочих животных, без |
4107 |
кожа, дополнительно обработанная после дубления или в виде кожевенного |
4112 00 000 0 |
кожа, дополнительно обработанная после дубления или в виде кожевенного |
4113 |
кожа, дополнительно обработанная после дубления или в виде кожевенного |
4114 |
замша (включая комбинированную замшу); кожа лаковая и кожа лаковая |
4115 |
кожа композиционная на основе натуральной кожи или кожевенных волокон в |
группа 42 |
изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные |
4302 |
дубленые или выделанные меховые шкурки (включая головы, хвосты, лапы и |
4303 |
предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха |
4304 00 000 0 |
мех искусственный и изделия из него |
группа 47 |
масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; |
группа 48 |
бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона |
5101 |
шерсть, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию |
5106 |
пряжа шерстяная аппаратного прядения, не расфасованная для розничной |
5107 |
пряжа шерстяная гребенного прядения, не расфасованная для розничной |
5108 |
пряжа из тонкого волоса животных (аппаратного или гребенного прядения), |
5109 |
пряжа из шерсти или тонкого волоса животных, расфасованная для розничной |
5110 00 000 0 |
пряжа из грубого волоса животных или конского волоса (включая |
5111 |
ткани из шерстяной пряжи аппаратного прядения или пряжи аппаратного |
5112 |
ткани из шерстяной пряжи гребенного прядения или пряжи гребенного |
5113 00 000 0 |
ткани из грубого волоса животных или конского волоса |
группа 52 |
хлопок |
группа 53 |
прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из |
группа 54 |
химические нити; плоские и аналогичные нити из химических текстильных |
группа 55 |
химические волокна |
группа 56 |
вата, войлок или фетр и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, |
группа 57 |
ковры и прочие текстильные напольные покрытия |
группа 58 |
специальные ткани; тафтинговые текстильные материалы; кружева; гобелены; |
группа 59 |
текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; |
группа 60 |
трикотажные полотна машинного или ручного вязания |
группа 61 |
предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или |
группа 62 |
предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного |
группа 63 |
прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные |
группа 64 |
обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали |
группа 65 |
головные уборы и их части |
группа 68 |
изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных |
группа 69 |
керамические изделия |
группа 70 |
стекло и изделия из него |
7106 |
серебро (включая серебро с гальваническим покрытием из золота или |
7107 00 000 0 |
металлы недрагоценные, плакированные серебром, полуобработанные |
7108 |
золото (включая золото с гальваническим покрытием из платины) |
7202 |
ферросплавы |
7208 |
прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или |
7209 |
прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или |
7210 |
прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или |
7211 |
прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной менее 600 мм, |
7212 |
прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной менее 600 мм, |
7213 |
прутки горячекатаные в свободно смотанных бухтах из железа или |
7214 |
прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, |
7215 |
прутки прочие из железа или нелегированной стали |
7216 |
уголки, фасонные и специальные профили из железа или нелегированной |
7217 |
проволока из железа или нелегированной стали |
7218 |
сталь коррозионностойкая в слитках или прочих первичных формах; |
7219 |
прокат плоский из коррозионностойкой стали, шириной 600 мм или более |
7220 |
прокат плоский из коррозионностойкой стали, шириной менее 600 мм |
7221 00 |
прутки горячекатаные, в свободно смотанных бухтах, из коррозионностойкой |
7222 |
прутки из коррозионностойкой стали прочие; уголки, фасонные и |
7223 00 |
проволока из коррозионностойкой стали |
7224 |
сталь легированная в слитках или других первичных формах прочая; |
7225 |
прокат плоский из прочих легированных сталей, шириной 600 мм или более |
7226 |
прокат плоский из прочих легированных сталей, шириной менее 600 мм |
7227 |
прутки горячекатаные, в свободно смотанных бухтах, из прочих |
7228 |
прутки из прочих легированных сталей прочие, уголки, фасонные и |
7229 |
проволока из прочих легированных сталей |
группа 73 |
изделия из черных металлов |
7407 |
прутки и профили медные |
7408 |
проволока медная |
7409 |
плиты, листы и полосы или ленты медные, толщиной более 0,15 мм |
7410 |
фольга медная (без основы или на основе из бумаги, картона, пластмасс |
7411 |
трубы и трубки медные |
7412 |
фитинги медные для труб или трубок (например, муфты, колена, фланцы) |
7413 00 |
скрученная проволока, тросы, плетеные шнуры и аналогичные изделия из |
7415 |
гвозди, кнопки, кнопки чертежные, скобы (кроме относящихся к товарной |
7418 |
изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд и их |
7419 |
изделия из меди прочие |
7505 |
прутки, профили и проволока никелевые |
7506 |
плиты, листы, полосы или ленты и фольга никелевые |
7507 |
трубы, трубки и фитинги для них (например, муфты, колена, фланцы) |
7508 |
изделия из никеля прочие |
7604 |
прутки и профили алюминиевые |
7605 |
проволока алюминиевая |
7606 |
плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые толщиной более 0,2 мм |
7607 |
фольга алюминиевая (без основы или на основе из бумаги, картона, |
7608 |
трубы и трубки алюминиевые |
7609 00 000 0 |
фитинги для труб или трубок алюминиевые |
7610 |
металлоконструкции алюминиевые (кроме сборных строительных |
7611 00 000 0 |
резервуары, цистерны, баки и аналогичные алюминиевые емкости для любых |
7612 |
бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости (включая жесткие или |
7613 00 000 0 |
емкости для сжатого или сжиженного газа алюминиевые |
7614 |
скрученная проволока, тросы, плетеные шнуры и аналогичные изделия из |
7615 |
изделия столовые, кухонные или прочие изделия для бытовых нужд и их |
7616 |
прочие изделия из алюминия |
7804 |
плиты, листы, полосы или ленты и фольга свинцовые; порошки и чешуйки |
7806 00 |
прочие изделия из свинца контейнеры с антирадиационным свинцовым |
7904 00 000 0 |
прутки, профили и проволока цинковые |
7905 00 000 0 |
плиты, листы, полосы или ленты и фольга цинковые |
8003 00 000 0 |
прутки, профили и проволока оловянные |
8101 |
вольфрам и изделия из него |
8102 |
молибден и изделия из него |
8103 |
тантал и изделия из него |
8104 |
магний и изделия из него |
8105 |
штейн кобальтовый и прочие промежуточные продукты металлургии кобальта; кобальт и изделия из него |
8106 00 |
висмут и изделия из него |
8107 |
кадмий и изделия из него |
8108 |
титан и изделия из него |
8109 |
цирконий и изделия из него |
8110 |
сурьма и изделия из нее |
8111 00 |
марганец и изделия из него |
8112 |
бериллий, хром, германий, ванадий, галлий, гафний, индий, ниобий |
8113 00 |
металлокерамика и изделия из нее |
группа 82 |
инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из |
группа 83 |
прочие изделия из недрагоценных металлов |
группа 84 |
котлы, оборудование и механические устройства; их части |
группа 85 |
электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и |
группа 86 |
железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав |
группа 87 |
средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного |
группа 88 |
летательные аппараты, космические аппараты, и их части |
группа 89 |
суда, лодки и плавучие конструкции |
группа 90 |
инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, |
группа 91 |
часы всех видов и их части |
группа 94 |
мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные |
группа 95 |
игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности |