В соответствии со статьей 62 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) на 2011 - 2015 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2011 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 февраля 2011 года № 97
Стратегический план
Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции
(Антимонопольное агентство) на 2011 - 2015 годы
1. Миссия и видение
Миссия: Защита конкуренции, ограничение монополистической деятельности, недопущение недобросовестной конкуренции и межотраслевая координация государственных органов и иных организаций в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Видение: Эффективная система защиты конкуренции, направленная на формирование благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.
2. Анализ текущей ситуации и тенденций развития в сфере защиты
конкуренции и ограничения монополистической деятельности
Стратегическое направление: Создание благоприятных условий для развития конкуренции.
Основные параметры развития антимонопольной деятельности.
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, для наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все государственные органы.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности субъектов рынка, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Политика Республики Казахстан в сфере конкуренции играет одну из главных ролей в реформировании системы государственного регулирования, поскольку система государственного управления диктует качество экономических и социальных норм и обуславливает применение законов, в том числе защищающих конкуренцию.
Конституцией Республики Казахстан предусмотрено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Долгосрочные ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной экономики заложены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В Стратегии развития Казахстана до 2030 года в качестве рыночного механизма повышения конкурентоспособности экономики определено создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования.
Анализ основных проблем.
Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее - Агентство) проводит анализ товарных рынков, имеющий своей целью оценку состояния конкурентной среды на них, развитие товарных рынков, наличие или отсутствие барьеров "входа" и "выхода" на рынок для потенциальных конкурентов, выявление нормативных правовых актов, негативно влияющих на конкуренцию.
Всего в 2009 году Агентством проанализировано 60 групп товарных рынков, в первом полугодии 2010 года проведено 12 анализов, результаты которых свидетельствуют о том, что монополизированными и высоко концентрированными рынками на протяжении длительного времени остаются железнодорожный, топливно-энергетический и телекоммуникационный. Данные рынки, являясь экономикообразующими, значительно влияют на развитие конкуренции в смежных отраслях. Принятые решения по демонополизации указанных отраслей экономики остаются незавершенными.
Не снижается доля участия государства в экономике, в том числе с каждым годом наблюдается увеличение количества предприятий с государственным участием, что негативно влияет на конкурентную среду. При этом в условиях отсутствия конкуренции качество оказываемых основных услуг государственными предприятиями очень низкое, а их деятельность неэффективна и экономически нецелесообразна. Так, около 85 % (3291) государственных казенных предприятий и 60 % (461) государственных предприятий на праве хозяйственного ведения являются убыточными или имеют нулевой результат.
По состоянию на 1 июля 2010 года в Агентство поступило 4213 (из них в 2009 году - 1868) ходатайств государственных предприятий и юридических лиц с участием государства на создание и осуществление дальнейшей деятельности.
Комплексное исследование тех или иных сегментов товарных рынков периодически требует применения более глубоких научных знаний. Кроме того, в отдельных случаях требуется проведение развернутого и тщательного анализа товарного рынка. Данная работа требует привлечения экспертов (специалистов) в различных отраслях для оказания консалтинговых услуг.
С каждым годом увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства, приводящих к ограничению конкуренции на товарных рынках. Кроме того, растет уровень нарушений антимонопольного законодательства со стороны государственных органов.
В первом полугодии 2010 года из 71 назначенного расследования, а также 20 расследований, которые были частично объединены и переданы в территориальные подразделения Агентства по месту нахождения головных предприятий объектов расследования (с учетом переходящих 17 расследований с 2009 года), завершено 65, из которых 56 с выявлением нарушений.
Агентством и его территориальными подразделениями возбуждено 125 дел об административных правонарушениях (по итогам первого полугодия 2009 года было возбуждено 136 дел), из которых Агентством рассмотрено - 78, судом - 18.
По итогам проведенных расследований антимонопольным органом за различные нарушения антимонопольного законодательства вынесено 6 предписаний об их устранении. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года показатель уменьшился более чем в 4 раза (в аналогичном периоде 2009 года - 26 предписаний).
В первом полугодии 2010 года за нарушения антимонопольного законодательства в бюджет поступило 23,8 млн. тенге, за аналогичный период прошлого года поступления в бюджет составили 1,8 млрд. тенге.
С 1 января 2009 года введен в действие Закон Республики Казахстан "О конкуренции", направленный на стимулирование роста предпринимательской активности, ограничение негативного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, совершенствование форм и методов ограничения монополистической деятельности и недопущение недобросовестной конкуренции.
Эксперты Международной конкурентной сети и Организации экономического сотрудничества и развития рекомендуют, чтобы развивающиеся страны определили адвокатирование конкуренции приоритетом.
Оценка основных внешних и внутренних факторов.
Оценка ситуации внутри страны свидетельствует о недостаточно развитой конкуренции во многих отраслях экономики. Основными внутренними факторами, сдерживающими развитие конкуренции, являются физически изношенные активы, морально устаревшие технологии, отсутствие совершенной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в той или иной отрасли, отсутствие равного доступа к услугам, в том числе субъектов естественных монополий, импортозависимость страны по многим товарам и т.д.
Кроме того, велико влияние аффилиированности субъектов рынка, например, наличие непродуктивных посреднических структур в железнодорожной, телекоммуникационной отраслях.
К группе основных внешних факторов воздействия относятся глобализация мировой экономики, которая сопровождается увеличением количества транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности.
В настоящее время необходимо усиление международного сотрудничества. Данная необходимость обусловлена тем, что после подписания Договора стран Содружества Независимых Государств (СНГ) о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки для проведения единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего СНГ.
При этом многие антимонопольные органы стран в число своих приоритетных задач определяют не только проведение антимонопольной политики, но и формирование однородных правил защиты конкуренции, которые приобретают особую актуальность по мере создания единого экономического пространства.
В связи с этим развитие международного сотрудничества Республики Казахстан в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Казахстана и способствующим доступу казахстанских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.
В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкурентной политики, необходимо:
активизировать участие антимонопольного органа в деятельности Международной конкурентной сети, объединяющей большинство антимонопольных ведомств мира, что позволит принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики;
развивать сотрудничество с антимонопольными органами государств - участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе путем проведения совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках;
создать систему регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
укрепить взаимодействие с международными организациями - донорами (Всемирный Банк, Европейский Союз, Агентство Соединенных Штатов Америки по международному развитию, Европейский Банк Реконструкции и Развития и др.).
3. Стратегические направления, цели, задачи, целевые
индикаторы, мероприятия и показатели результатов
3.1. Стратегические направления, цели, задачи, целевые
индикаторы, мероприятия и показатели результатов
Стратегическое направление: Создание благоприятных условий для развития конкуренции.
Цель: Уменьшение количества рынков с неразвитой конкуренцией.
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели 001, 002
Целевые индикаторы |
Источник |
едца |
в отчетном |
в плановом периоде |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Сокращение |
Постановление |
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2. Повышение |
Отчет, |
место |
92 |
113 |
112 |
100 |
99 |
98 |
97 |
|
3. Повышение |
Отчет, |
место |
101 |
109 |
108 |
95 |
94 |
93 |
92 |
|
4. Повышение |
Отчет, |
место |
87 |
91 |
90 |
80 |
79 |
78 |
77 |
|
5. Повышение |
Отчет, |
место |
- |
102 |
101 |
99 |
98 |
97 |
96 |
|
6. Повышение |
Отчет, |
место |
- |
75 |
74 |
46 |
45 |
44 |
43 |
|
Пути, средства и методы достижения целевого индикатора: |
||||||||||
Показатели прямых |
Источник |
ед- |
отчетный |
плановый период |
||||||
2009 |
2010 год (план) |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Процент охвата |
Отчетность |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
2. Количество |
Отчетность |
ед. |
24 |
25 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
|
3. Процент охвата |
Отчетность |
% |
12 |
12 |
13 |
14 |
15 |
20 |
21 |
|
Мероприятия для |
срок реализации в плановом периоде |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1. Проведение |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
2. Оказание |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
3. Разработка |
Х |
- |
- |
- |
- |
|||||
Задача 2. Уменьшение (ограничение) роли государства на конкурентных рынках |
||||||||||
Показатели прямых |
Источник |
ед- |
отчет- |
плановый период |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1. Доля |
Отчетность |
% |
- |
- |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Мероприятия для |
срок реализации в плановом периоде |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1. Рассмотрение |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
2. Рассмотрение |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
Задача 3. Обеспечение соблюдения норм антимонопольного законодательства |
||||||||||
Показатели прямых |
Источник |
ед- |
отчетный |
плановый период |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Удельный вес |
Отчетность |
% |
62,9 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
|
2. Удельный вес |
Отчетность |
% |
89,2 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
|
3. Исполняемость |
Отчетность |
% |
100 |
70 |
72 |
75 |
78 |
80 |
81 |
|
4. Исполняемость |
Отчетность |
% |
- |
70 |
70 |
72 |
75 |
78 |
80 |
|
Мероприятия для |
срок реализации в плановом периоде |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1. Выявление и |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||
Задача 4. Формирование проконкурентного сознания в обществе |
||||||||||
Показатели прямых |
Источник |
ед- |
отчетный |
плановый период |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Количество |
Счетчик сайта |
ед. |
235596 |
100000 |
140000 |
160000 |
180000 |
200000 |
250000 |
|
2. Количество |
Отчетность |
ед. |
160 |
120 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
|
3. Количество |
Отчетность |
ед. |
107 |
40 |
80 |
85 |
90 |
100 |
110 |
|
Мероприятия для достижения показателей прямых |
срок реализации в плановом |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. Разработка информационных материалов о |
х |
х |
х |
х |
х |
|||||
2. Проведение общественных мероприятий для |
||||||||||
3.2. Соответствие стратегических направлений и целей
государственного органа стратегическим целям государства
Стратегические направления и цели |
Наименование стратегического и (или) |
Стратегическое направление: |
Послание Президента страны народу Казахстана |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 |
|
Выступление Президента Республики Казахстан Н. |
|
Цель: |
Послание Главы государства Республики |
Послание Главы государства Республики |
|
Государственная Программа по форсированному |
4. Развитие функциональных возможностей
Наименование стратегического |
Мероприятия по реализации |
Период |
1 |
2 |
3 |
Стратегическое направление: |
||
Цель: Уменьшение количества рынков с неразвитой конкуренцией |
||
1 |
2 |
3 |
Задача 1. Оперативное |
1. Обучение сотрудников на курсах |
2011 – 2015 |
Задача 2. Уменьшение |
2. Проведение стажировок, внедрение |
|
Задача 3. Обеспечение соблюдения |
3. Разъяснение мероприятий по |
|
Задача 4. Формирование |
4. Проведение мероприятий по |
|
5. Межведомственное взаимодействие
Показатели задач, для достижения |
Государственный |
Меры, осуществляемые |
1 |
2 |
3 |
Стратегическое направление: |
||
Цель: Уменьшение количества рынков с неразвитой конкуренцией |
||
Задача 1. Оперативное реагирование и прогнозирование ситуации на товарных рынках |
||
Процент охвата мониторингом |
МТК, МИНТ, МСИ, |
Выработка и направление |
Акиматы областей |
Принятие мер по развитию |
|
1 |
2 |
3 |
Задача 2. Уменьшение (ограничение) роли государства на конкурентных рынках |
||
Доля передаваемых в конкурентную |
АРЕМ, МСИ, АФН |
Представление письма – |
Задача 3. Обеспечение соблюдения норм антимонопольного законодательства |
||
Удельный вес выигранных дел в |
МТК, МИНТ, МСИ, |
Принятие процессуальных и |
Удельный вес расследований с |
||
Исполняемость вынесенных |
||
Исполняемость вынесенных |
||
Задача 4. Формирование проконкурентного сознания в обществе |
||
Количество разработанных |
МСИ |
Предоставление отчетной |
6. Управление рисками
Наименование возможного риска |
Возможные последствия в |
Мероприятия по |
Внешние риски |
||
Изменение ситуации на мировых |
Увеличение количества |
Усиление |
Внутренние риски |
||
Недостаточная работа местных |
Не достижение поставленной |
Усиление |
7. Бюджетные программы
Бюджетная программа |
001 «Услуги по обеспечению защиты конкуренции, |
|||||||
Описание |
обеспечение проведения анализов, мониторинга и |
|||||||
Вид бюджетной программы |
в зависимости |
осуществление государственных функций, |
||||||
в зависимости |
индивидуальная |
|||||||
текущая/ |
текущая |
|||||||
Наименование показателей |
ед. |
отчетный |
плановый период |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Показатели прямого |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Количество проведенных |
ед. |
24 |
25 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
Процент охвата товарных групп |
% |
12 |
12 |
13 |
14 |
15 |
20 |
21 |
Доля передаваемых в |
% |
- |
- |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Удельный вес выигранных дел в |
% |
62,9 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
Удельный вес расследований с |
% |
89,2 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
Исполняемость вынесенных |
% |
100 |
70 |
72 |
75 |
78 |
80 |
81 |
Исполняемость вынесенных |
% |
- |
70 |
70 |
72 |
75 |
78 |
80 |
Количество посещений сайта |
ед. |
235 596 |
100 000 |
140000 |
160000 |
180000 |
200000 |
250000 |
Количество разработанных |
ед. |
160 |
120 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
Количество проведенных |
ед. |
107 |
40 |
80 |
85 |
90 |
100 |
110 |
Показатели эффективности: |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Затраты на одного сотрудника |
тыс. |
1817,3 |
1912,3 |
2281, 0 |
2464,4 |
2398,8 |
- |
- |
Объем бюджетных расходов |
тыс. |
465239,3 |
489541 |
584127 |
630898 |
614163 |
Х |
Х |
Бюджетная программа |
002 «Капитальные расходы Агентства Республики |
|||||||
Описание |
эффективное выполнение возложенных на Агентство задач |
|||||||
Вид бюджетной программы |
в |
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг |
||||||
в |
индивидуальная |
|||||||
текущая/ |
текущая |
|||||||
Наименование показателей |
ед. |
отчетный |
плановый период |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Показатели прямого |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Количество проведенных |
ед. |
24 |
25 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
Процент охвата товарных групп |
% |
12 |
12 |
13 |
14 |
15 |
20 |
21 |
Доля передаваемых в |
% |
- |
- |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Удельный вес выигранных дел в |
% |
62,9 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
Удельный вес расследований с |
% |
89,2 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
Исполняемость вынесенных |
% |
100 |
70 |
72 |
75 |
78 |
80 |
81 |
Исполняемость вынесенных |
% |
- |
70 |
70 |
72 |
75 |
78 |
80 |
Количество посещений сайта |
ед. |
235596 |
100000 |
140000 |
160000 |
180000 |
200000 |
250000 |
Количество разработанных |
ед. |
160 |
120 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
Количество проведенных |
ед. |
107 |
40 |
80 |
85 |
90 |
100 |
110 |
Показатель эффективности: |
% |
- |
90 |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Объем бюджетных расходов |
тыс. |
3327 |
3875 |
3972 |
4250 |
4548 |
Х |
Х |
Свод бюджетных расходов
Ед.изм |
отчетный период |
плановый период |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
ВСЕГО бюджетных расходов: |
тыс.тг. |
468566,3 |
493416 |
588099 |
635148 |
618711 |
- |
- |
текущие бюджетные программы |
тыс.тг. |
468566,3 |
493416 |
588099 |
635148 |
618711 |
- |
- |
бюджетные программы развития |
тыс.тг. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МИНТ - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан
МСИ - Министерство связи и информации Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МНГ - Министерство нефти и газа Республики Казахстан
МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан
АФН - Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
АРЕМ - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
ВЭФ - Всемирный экономический форум
СНГ - Содружество Независимых Государств
СМИ - средства массовой информации