В соответствии с подпунктом 3) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила и сроки проведения национальных переписей.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 2006 года № 1081 "Об утверждении Правил и сроков проведения сельскохозяйственной переписи" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 42, ст. 459);
2) пункт 5 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2008 года № 283 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 16, ст. 149);
3) пункт 10 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. № 613 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 октября 2010 года № 1049
Правила и сроки проведения национальных переписей
1. Общие положения
1. Настоящие Правила и сроки проведения национальных переписей (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" и от 8 июля 2005 года "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" и определяют порядок и сроки проведения национальных переписей.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) национальная перепись - специально организованное статистическое наблюдение, проводимое по решению Правительства Республики Казахстан вне плана статистических работ;
2) уполномоченный орган в области государственной статистики (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;
3) респондент - физическое или юридическое лицо и его структурные и обособленные подразделения, представляющие данные по объекту статистического наблюдения в соответствии со статистической методологией;
4) первичные статистические данные - данные, полученные или зарегистрированные в статистических формах;
5) статистическая форма - формуляр статистического документа (бланк, форма отчетности, вопросник, анкета, переписной лист и другие формуляры) на бумажном или электронном носителе, предназначенный для получения или регистрации в установленном порядке первичных статистических данных;
6) пользователь - лицо, обращающееся за получением официальной статистической информации и (или) пользующееся ею;
7) сельскохозяйственная перепись - национальная перепись, проводимая в целях сбора информации о структуре и состоянии сельского хозяйства на определенную дату;
8) программа национальной переписи - это перечень вопросов, составленных и обобщенных с учетом определенных требований, порядок, режим сбора и фиксации ответов на вопросы, порядок обработки информации и публикации итогов национальной переписи;
9) переписной персонал (переписные кадры) - лица, привлекаемые уполномоченным органом к проведению переписи в порядке, установленном настоящими Правилами;
10) интервьюер - лицо, осуществляющее сбор данных в вопросах, содержащихся в переписных листах;
11) инструктор-контролер - лицо, осуществляющее контроль за полнотой охвата переписных участков.
3. Порядок проведения национальных переписей
3. Национальные переписи включают в себя перепись населения и сельскохозяйственную перепись.
4. Национальные переписи проводятся:
1) путем обхода населения и заполнения переписной документации на основе опроса специально уполномоченными на то лицами (счетчиками) - переписным персоналом, комплектация которого осуществляется на весь период проведения переписных работ, начиная с подготовительного периода;
2) путем самозаполнения - переписываемые сами заполняют переписной лист, а уполномоченное на то лицо (счетчик) лишь проверяет правильность заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения;
3) с использованием средств связи, или в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей местными исполнительными органами.
5. Национальная перепись включает в себя подготовительный, основной и заключительный периоды.
6. Подготовительный период может осуществляться в течение 2 (двух) лет.
7. В подготовительный период реализуются следующие мероприятия:
1) разработка уполномоченным органом плана мероприятий по проведению национальной переписи и его утверждение Правительством Республики Казахстан;
2) разработка и утверждение уполномоченным органом переписных листов, методологического, инструктивного инструментария по проведению национальной переписи;
3) организация уполномоченным органом разработки программного обеспечения для ввода и обработки данных национальной переписи, обучающих программ и пособий для проведения национальной переписи, а также организация проведения обучающих семинаров для переписных кадров;
4) проведение уполномоченным органом, комиссиями, переписными кадрами массово-разъяснительной работы среди населения о целях и порядке проведения национальной переписи;
5) подбор уполномоченным органом переписных кадров и заключение с ними договоров на участие в национальной переписи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Для переписи населения проводится дополнительное мероприятие-испытание переписной документации, апробация организации проведения и технологии обработки итоговых данных национальной переписи осуществляется путем проведения пилотной переписи.
Для сельскохозяйственной переписи проводится дополнительное мероприятие - формирование, уточнение и представление уполномоченному органу списков субъектов сельскохозяйственной переписи акиматами областей и городов республиканского значения.
8. В основной период реализуются следующие мероприятия:
1) опрос интервьюерами субъектов национальной переписи с занесением в переписные листы полученных сведений. Перечень субъектов, подлежащих опросу каждым интервьюером, определяется инструкторами-контролерами;
2) организация переписным персоналом по окончании опроса выборочного контрольного обхода субъектов национальной переписи с охватом не менее 10 % для определения достоверности данных переписных листов и полноты охвата субъектов национальной переписи;
3) организация передачи переписных листов переписным персоналом уполномоченному органу;
4) организация уполномоченным органом ввода данных переписных листов по мере их поступления;
5) сельскохозяйственная перепись может быть проведена в несколько этапов и может осуществляться в течение 7 (семи) месяцев.
9. Заключительный период может осуществляться в течение 2 (двух) лет. В заключительный период реализуются следующие мероприятия:
1) подведение итогов национальной переписи уполномоченным органом;
2) организация уполномоченным органом публикации итогов национальной переписи в виде сводных и обобщенных данных.
10. Программу национальной переписи составляют основные первичные (персональные) данные, сбор которых осуществляется в процессе проведения переписи.
В программу национальных переписей могут быть включены помимо основных вопросов дополнительные, необходимые для изучения социально-экономического положения региона, страны.
Не допускается включение в программу национальных переписей вопросов, ответы на которые могут содержать информацию, относящуюся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законодательством тайне, ущемляющую либо нарушающую права и свободы человека и гражданина.
11. Национальная перепись осуществляется путем заполнения переписных листов.
12. Переписные листы заполняются на государственном или русском языках по формам, утвержденным уполномоченным органом.
13. Обработка сведений, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.
14. Записи в переписную документацию производятся на основе сведений, которые устно или письменно сообщаются без их документального подтверждения.
15. Записи в переписной документации, касающиеся респондента, не подлежат распространению без его согласия и используются лишь для статистических целей в сводном обезличенном виде.
16. Сбор сведений, не предусмотренных программой национальной переписи, а равно принуждение предоставления сведений не допускается.
17. При проведении национальных переписей координация деятельности центральных и местных исполнительных органов может быть возложена Правительством Республики Казахстан, как на уполномоченный орган, так и на специально созданную комиссию, с определением их полномочий.
4. Периодичность и сроки проведения национальных переписей
18. Национальные переписи проводятся не реже одного раза в десять лет в сроки, приуроченные к очередному раунду мировых переписей.
19. Решение о проведении национальных переписей, с указанием сроков и особенностей по их проведению, в том числе в течение какого времени будет проводиться перепись, принимается Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.
5. Подведение итогов национальных переписей и их опубликование
20. Итоги национальных переписей являются доступными каждому и подлежат официальному опубликованию.