В соответствии с подпунктом 30) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила создания, эксплуатации и использования искусственных островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными операциями.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июня 1996 года № 772 "Об утверждении Положения о порядке и условиях выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию искусственных островов, дамб, сооружений и установок при проведении нефтяных операций в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., № 29, ст. 252).
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 декабря 2010 года № 1452
Правила
создания, эксплуатации и использования искусственных островов,
дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных
с нефтяными операциями
1. Общие положения
1. Настоящие Правила создания, эксплуатации и использования искусственных островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными операциями (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" (далее - Закон), от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании", от 3 апреля 2002 года "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах", от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании", Экологическим кодексом Республики Казахстан и постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1335 "Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности строительства наземных и морских производственных объектов, связанных с нефтяными операциями".
2. Правила определяют порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными операциями, проводимыми на море.
3. Основные понятия, используемые в Правилах:
1) уполномоченный орган по изучению и использованию недр - государственный орган, осуществляющий функции по реализации государственной политики и контролю в сфере геологического изучения, рационального и комплексного использования недр, а также иные функции в сфере недропользования, установленные законодательством Республики Казахстан;
2) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, а также его территориальные органы;
3) компетентный орган - уполномоченный орган в области нефти и газа;
4) подрядчик - физическое или юридическое лицо, привлеченное недропользователем в соответствии с договором подряда на выполнение работ по созданию, эксплуатации и использованию морских сооружений;
5) уполномоченный орган в области промышленной безопасности - государственный орган, осуществляющий руководство в области промышленной безопасности;
6) разрешение на строительство или размещение морского сооружения - письменное разрешение компетентного органа, предоставляющие право заявителю на реализацию его замысла на строительство или размещение морских сооружений, в пределах определенного участка;
7) заявитель - лицо, обращающееся в компетентный орган для получения разрешения на строительство или размещение морских сооружений;
8) эксплуатация морских сооружений - использование по назначению морских сооружений;
9) уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда - государственный орган в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения в пределах своей компетенции;
10) морские сооружения - искусственно созданные сооружения, находящиеся в море, включая искусственные острова, дамбы, установки, неподвижное и плавучее оборудование для проведения нефтяных операций на море;
11) строительство морских сооружений - деятельность по проектированию (возведению) новых и (или) изменению (расширению и изменению конструкций) существующих морских сооружений;
12) акт о выводе из эксплуатации (ликвидации) морского сооружения - документ, удостоверяющий прекращение эксплуатации морского сооружения недропользователем (подрядчиком).
Иные понятия, применяемые в Правилах, соответствуют понятиям, используемым в Законе.
2. Порядок создания, эксплуатации и использования
морских сооружений
Порядок создания морских сооружений
4. Заявитель в письменной форме обращается в компетентный орган для решения вопроса создания, эксплуатации и использования морских сооружений, предназначенных для проведения нефтяных операций на море.
Компетентный орган вносит заявление заявителя вместе с документами, относящимися к заявлению, на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам создания, эксплуатации и использования морских сооружений (далее - Комиссия), в состав которой включаются представители заинтересованных государственных органов.
Состав и Положение о Комиссии, утверждается Правительством Республики Казахстан.
Рекомендации, выработанные по итогам заседания Комиссии и обращение заявителя, в течение трех рабочих дней направляются компетентным органом на рассмотрение Правительства Республики Казахстан для решения вопроса создания, эксплуатации и использования морских сооружений.
5. Правительство Республики Казахстан в установленный законодательством срок рассматривает рекомендации Комиссии по созданию, эксплуатации и использованию морских сооружений, предназначенных для проведения нефтяных операций на море.
Об результатах рассмотрения компетентный орган в течении трех рабочих дней извещает заявителя.
6. Для получения разрешения на строительства или размещение морских сооружений заявитель направляет в компетентный орган заявление.
В заявлении указывается:
1) данные о заявителе;
2) цели и назначение создаваемого морского сооружения;
3) обоснование географических координат создаваемого морского сооружения в пределах контрактной территории;
4) данные о судах и иных плавучих средствах, которые предполагается использовать при выполнении работ по созданию морского сооружения;
5) сроки начала и окончания работ по созданию морского сооружения;
6) указание на меры по предупреждению или снижению возможного ущерба окружающей среде, включая создание замкнутых систем технического водоснабжения, плавучих или стационарных очистных сооружений и средств для приема нефтесодержащих вод и других вредных веществ;
7) обязательства по разработке мероприятий по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций на морском сооружении;
8) перечень мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания и полетов летательных аппаратов, а также по сохранению мест, имеющих особо важное значение для рыболовства и воспроизводства морских биологических ресурсов;
9) сведения о средствах связи (мощность радиопередатчика, частоты, иные сведения), которые будут использоваться при эксплуатации морского сооружения;
10) основные гидрологические и гидрогеологические характеристики предполагаемого месторасположения морского сооружения, предполагаемый объем забора и (или) использования поверхностных вод, сбрасываемых сточных вод, забираемых подземных вод, а также другие условия водопользования.
7. Компетентный орган возвращает заявление без рассмотрения в случае представления заявителем не полных сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил в течение пяти рабочих дней. Срок рассмотрения заявления с приложением недостающих сведений исчисляется с момента получения компетентным органом повторного письменного обращения заявителя.
8. Компетентный орган после получения заявления, в течение семи рабочих дней направляет их в уполномоченные органы в области охраны окружающей среды, в области использования и охраны водного фонда, промышленной безопасности, обеспечения охраны государственной границы, которые в течение пятнадцати рабочих дней согласовывают возможность или невозможность строительства или размещения в районе указанных географических координат морского сооружения.
9. Компетентный орган в течение восьми рабочих дней после получения ответов от уполномоченных органов, предусмотренных пунктом 8 Правил рассматривает заявление и выдает или отказывает в разрешении на строительство и размещение морского сооружения.
10. Компетентный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство или размещение морского сооружения в случае если имеется одно из отрицательных ответов уполномоченных органов, предусмотренных пунктом 8 Правил.
11. Разрешение компетентного органа выдается по форме, согласно приложению к Правилам.
3. Проектирование морских сооружений, связанных с нефтяными
операциями на море
12. При проектировании морских сооружений в обязательном порядке требуется соблюдение экологических требований, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан.
13. Проектирование морских сооружений осуществляются в рамках контракта на недропользование.
14. Выбор места расположения морского сооружения, подлежащего строительству или размещению, осуществляется после проведения полного геотехнического изучения участка морского дна с целью обеспечения безопасного строительства и эксплуатации морского сооружения.
15. При изучении участка для строительства морского сооружения недропользователем (подрядчиком) осуществляется:
1) исследование наличия или отсутствия трубопроводов, кабеля и других объектов;
2) инженерно-геологические данные о состоянии морского дна, необходимые для проектирования морского сооружения в соответствии с планируемой степенью безопасности;
3) обеспечение выбора места расположения морского сооружения должно осуществляться вне установленных навигационных путей, особенно при подходах к гавани, а также вне мест традиционного рыболовства.
16. По проектам работ проводится государственная экспертиза, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Проекты работ согласовываются с соответствующими государственными органами в установленном законодательством порядке и утверждаются уполномоченным органом по изучению и использованию недр.
17. Перед проектированием строительства или реконструкции морских сооружений необходимо производить инженерные изыскания (инженерно-гидрографические, геодезические, геологические, гидрометеорологические) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон об архитектуре).
18. Результаты инженерных изысканий представляются уполномоченному органу по изучению и использованию недр и используются для обоснования принимаемых решений в проектных работах и для организации проектирования, безопасного и качественного ведения работ.
19. В состав проектной документации входят:
1) оценка предпроектного (базового) состояния окружающей природной среды;
2) оценка воздействия на окружающую природную среду планируемого к сооружению морского сооружения Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется последовательно с учетом стадий градостроительного и строительного проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
3) анализ возможных критических (аварийных) ситуаций, мероприятия по их предупреждению и защите работающего персонала и населения, проживающего в зоне возможного воздействия аварийной (критической) ситуации на морских сооружениях, связанных с проведением нефтяных операций на море;
4) предложения по комплексу природоохранных мероприятий, включая меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), взятие скважины под контроль, обеспечению оборудованием и материалами, необходимыми в случае возникновения аварийных и иных опасных ситуаций и загрязнения моря; программа осуществления внутреннего контроля за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) и проводимыми нефтяными операциями;
5) вопросы промышленной безопасности, обеспечения пожарной безопасности, производственной санитарии и охраны труда работающего персонала, а также привлечения иных организаций, специализирующихся на устранении аварий на море и их последствий;
6) результаты изучения участка для строительства морского сооружения в соответствии с пунктом 14 Правил.
20. Недропользователь (подрядчик) до осуществления строительства (монтажа) и эксплуатации морского сооружения обеспечивает информирование населения и учет общественного мнения.
4. Строительство (монтаж) морских сооружений
21. Строительство (монтаж) морских сооружений осуществляется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
22. По окончании строительства (монтажа) морских сооружений недропользователь (подрядчик) обеспечивает предоставление их государственной приемочной комиссии по приемке морских сооружений в эксплуатацию, создаваемой компетентным органом.
23. Недропользователь (подрядчик) обеспечивает на морских сооружениях соответствующие средства по предупреждению об их местонахождении на море, чтобы не создавать угрозы безопасности людям, помех судоходству или рыболовству.
24. Вокруг морских сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются на расстоянии не более чем на пятьсот метров от каждой точки их наружного края.
25. Не допускаются строительство и эксплуатация хранилищ и резервуаров нефти на море, хранение и складирование нефти на морских сооружениях, за исключением временного (не более двадцати дней) хранения нефти, при транспортировке такой нефти танкерами непосредственно с морских сооружений.
5. Эксплуатация и использование морских сооружений
26. Эксплуатация морских сооружений осуществляется при наличии акта государственной приемочной комиссии о приемке соответствующего объекта (объектов) в эксплуатацию в соответствии с Законом об архитектуре.
27. После ввода морского сооружения в эксплуатацию его использование осуществляются с применением техники и технологий, не представляющих угрозу здоровью населения и окружающей среде.
28.Строительные, дноуглубительные, взрывные и иные работы на водоохранных зонах и полосах осуществляются с соблюдением режима использования этих зон и полос, установленного местными исполнительными органами.
29. Перед началом эксплуатации морских сооружений недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает внутренний порядок проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ, а также план эвакуации работающего персонала и населения, проживающего в зоне действия морского сооружения, в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций на морских сооружениях в процессе их эксплуатации.
30. Внутренний порядок проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций в процессе эксплуатации морских сооружений согласовываются с территориальными подразделениями уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям и охране окружающей среды.
31. План эвакуации в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций в процессе эксплуатации морских сооружений согласовываются с территориальными органами уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям.
32. Внутренний порядок проведения аварийно-восстановительных работ, а также план эвакуации в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций в процессе эксплуатации морских сооружений пересогласовываются и переутверждаются ежегодно.
33. Перед началом эксплуатации морских сооружений недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает порядок обеспечения противопожарной защиты морских сооружений в процессе их эксплуатации, согласованный с органом по государственному пожарному надзору.
Порядок обеспечения противопожарной защиты морских сооружений в процессе их эксплуатации пересогласовываются и переутверждаются ежегодно.
34. Перед началом эксплуатации морских сооружений недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает порядок осуществления внутреннего (производственного) контроля за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) и проводимыми нефтяными операциями, согласованный с территориальными органами охраны окружающей среды.
Порядок осуществления внутреннего (производственного) контроля за состоянием окружающей природной среды и проводимыми нефтяными операциями подлежит ежегодному пересогласованию и переутверждению, в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан.
35. Недропользователь (подрядчик) принимает меры для недопущения ослабления структурной прочности сооружений, используемых для морских нефтяных операций, при проведении таких работ, как:
1) подъем и крепление;
2) разгрузка и первичный сплав;
3) сборка на плаву;
4) буксировка;
5) запуск и вертикальный подъем;
6) погружение в воду;
7) установка опор;
8) структурную прочность и целостность всего сооружения в целом после заключительного монтажа.
36. Структурные параметры всех морских сооружений, используемых при проведении морских операций, подвергаются систематическим проверкам и техническому обслуживанию.
37. Посторонним судам ограничивается вход в пределы зоны безопасности морского сооружения. Морские и воздушные суда поддержки морских нефтяных операций уведомляют персонал морского сооружения, отвечающего за безопасность с постоянным присутствием персонала на борту о своем намерении войти в зону безопасности и получить на это соответствующее разрешение от руководителя морского сооружения.
38. Недропользователь (подрядчик) сообщает месторасположение морского сооружения с указанием точных координат в Управление военно-морского флота Министерства обороны Республики Казахстан и руководству ближайшего порта.
39. Морские суда, в том числе плавучие буровые установки, предназначенные для разведки и добычи нефти и газа, должны отвечать требованиям безопасности мореплавания и подлежат освидетельствованию в одном из классификационных обществ, признанных Правительством Республики.
40. Недропользователь (подрядчик) обеспечивает беспрепятственный доступ на морские сооружения должностных лиц уполномоченных органов по изучению и использованию недр, в области нефти и газа, в области охране окружающей среды, по чрезвычайным ситуациям, в области особо охраняемых природных территорий и рыбного хозяйства, органов транспортного контроля для осмотра оборудования и технических средств, предназначенных для выполнения работ, а также средств, обеспечивающих экологическую безопасность и охрану окружающей среды от загрязнения, в целях установления их соответствия утвержденным проектным решениям, и сопровождать осмотр необходимыми пояснениями.
6. Вывод (ликвидация) морских сооружений из эксплуатации
41. Вывод морских сооружений из эксплуатации (ликвидация) осуществляется в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании.
Решение о выводе (ликвидации) морских сооружений из эксплуатации согласовывается с компетентным органом.
42. После согласования с компетентным органом решения о выводе (ликвидации) морского сооружения из эксплуатации недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает проект ликвидации предусматривающий работы по выводу из эксплуатации (ликвидации) морского сооружения.
Утвержденный недропользователем (подрядчиком) проект ликвидации на вывод морского сооружения из эксплуатации (ликвидация) является основанием для получения разрешения на начало осуществления работ по выводу (ликвидации) морских сооружений из эксплуатации.
43. Завершение работы по выводу морских сооружений из эксплуатации (ликвидации) рассматривается комиссией, создаваемой компетентным органом из представителей заинтересованных государственных органов, с участием недропользователя (подрядчика) и представителя проектной организации, осуществляющей авторский надзор.
44. На основании положительной рекомендации комиссии, уполномоченный орган в области изучения и использования недр подписывает акт о выводе из эксплуатации (ликвидации) морского сооружения.
45. По окончании работ по выводу морских сооружений из эксплуатации (ликвидации) и подписания об этом акта недропользователь (подрядчик) с участием независимых экспертов выполняет оценку состояния окружающей природной среды.
46. Акт оценки состояния окружающей природной среды после вывода морского сооружения из эксплуатации (ликвидация) утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Приложение
к Правилам создания, эксплуатации
и использования искусственных островов, дамб,
сооружений и установок, а также иных объектов,
связанных с нефтяными операциями
РАЗРЕШЕНИЕ
на создание, эксплуатацию и использование искусственных
островов, дамб, сооружений и установок, а также иных
объектов, связанных с нефтяными операциями
1. Выдано ___________________________________________________________
(Ф.И.О. физического лица, форма, наименование юридического лица)
2. __________________________________________________________________
(координаты территории искусственных сооружений)
3. __________________________________________________________________
(сроки строительства морских объектов)
4. __________________________________________________________________
(условия эксплуатации искусственных сооружений)
Регистрационный номер № _____ "___" _________ 20___ г.
Руководитель "____" ___________________
(МП.)