Об утверждении Правил применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 ноября 2010 года № 1149. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 685

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 28.08.2015 № 685 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Примечание РЦПИ.
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 244

      В соответствии со статьей 216 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года "О таможенном деле в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 3 ноября 2010 года № 1149

Правила
применения системы управления рисками
в таможенных органах Республики Казахстан

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 216 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и определяют порядок применения системы управления рисками (далее - СУР) в таможенных органах Республики Казахстан.
      2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
      1) сработавший профиль риска - совпадение сведений, имеющихся в таможенной декларации со сведениями, имеющимися в профиле риска;
      2) актуализация профиля риска - изменение сведений, содержащихся в профиле риска, либо признание утратившим силу действие профиля риска;
      3) меры по предотвращению и (или) минимизации рисков - применение одного или нескольких форм таможенного контроля в целях предотвращения и (или) выявления нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Республики Казахстан, определенных статьей 199 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (далее - Кодекс), а также таможенной экспертизы в соответствии с главой 25 Кодекса;
      4) целевая методика по выявлению рисков - порядок проведения анализа информации с использованием математико-статистических методов и (или) применением экспертных методов.
      3. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Республики Казахстан.
      При выборе объектов и форм таможенного контроля используется СУР.

2. Принципы и элементы системы управления рисками в таможенных органах

      4. СУР в таможенных органах представляет собой упорядоченную совокупность работ по разработке и практической реализации мер по предотвращению и (или) минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.
      5. Принципы СУР в таможенных органах:
      1) принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению и (или) минимизации рисков действующему таможенному законодательству таможенного союза и законодательству Республики Казахстан;
      2) принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенных органов Республики Казахстан и способов их решения, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Казахстан;
      3) принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию решений по принимаемым мерам по предотвращению и (или) минимизации рисков;
      4) принцип целостности и информационного единства, заключающийся в использовании всех имеющихся в таможенных органах информационных систем в едином интеграционном процессе и обеспечении совместимости информационных источников, единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, на всех уровнях таможенного администрирования.
      6. Элементами СУР в таможенных органах являются:
      1) сбор и обработка информации о товарах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
      2) анализ и оценка рисков;
      3) разработка и реализация мер по управлению рисками;
      4) обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

3. Применение системы управления рисками при таможенном контроле

      7. Таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, а также форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.
      8. Применение СУР при таможенном контроле, осуществляется в двух направлениях до выпуска товаров и после выпуска товаров.
      9. Должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля до выпуска товаров осуществляют:
      1) формирование профилей риска и индикаторов риска;
      2) взаимодействие структурных подразделений Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и (или) территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере таможенного дела всех уровней при разработке профилей риска и индикаторов риска;
      3) применение территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере таможенного дела профилей риска и индикаторов риска при таможенном контроле;
      4) анализ и контроль применения территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере таможенного дела, мер по предотвращению и (или) минимизации рисков;
      5) актуализацию профилей риска и индикаторов риска.
      10. Должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров осуществляют:
      1) формирование индикаторов риска;
      2) на основе СУР выбор объектов для проведения таможенных проверок;
      3) ведение, анализ и оценку результатов по проведенным таможенным проверкам;
      4) взаимодействие структурных подразделений Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и (или) территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере таможенного дела всех уровней уполномоченных проводить таможенные проверки, при разработке индикаторов риска.
      11. Таможенные органы в целях формирования профилей риска и индикаторов риска осуществляют:
      1) организацию мероприятий по сбору информации об объектах анализа риска;
      2) сбор и обработку информации, полученной из различных источников, а также формирование и ведение информационных баз данных;
      3) анализ данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценке;
      4) выявление и анализ признаков возможных нарушений таможенного законодательства;
      5) выработку по результатам анализа предложений по применению мер по предотвращению и (или) минимизации рисков, исходя из оценки рисков.

4. Таможенный контроль с применением системы управления рисками при таможенной очистке товаров и транспортных средств

      12. В целях проведения таможенного контроля с применением СУР должностные лица территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере таможенного дела, уполномоченных проводить таможенную очистку выполняют следующие действия:
      1) проводят сверку сведений заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных к таможенной очистке со сведениями, содержащимися в профилях риска и индикаторах риска, на наличие сработавших профилей риска;
      2) в случае наличия сработавших профилей риска применяют меры по предотвращению и (или) минимизации рисков, содержащиеся в профилях риска и индикаторах риска.
      При наличии потенциального риска должностные лица таможенных органов, уполномоченные проводить таможенную очистку, с письменного разрешения руководителя соответствующего таможенного органа либо лица, его замещающего, применяют дополнительные меры по предотвращению и (или) минимизации рисков, кроме указанных в профилях риска и индикаторах риска мер.
      При внесении изменений в таможенную декларацию после проведения сверки сведений заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных к таможенной очистке со сведениями, содержащимися в профилях риска и индикаторах риска производится повторная сверка на наличие сработавших профилей риска.
      По результатам проведенных форм таможенного контроля заполняется отчет о результатах принятых мер по предотвращению и (или) минимизации рисков.
      13. Оценка и управление рисками при таможенном контроле осуществляется с применением информационных систем и (или) на основе бумажных носителей.
      При проведении таможенного контроля с применением информационной системы оценки и управления рисками должностными лицами территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере таможенного дела, уполномоченных проводить таможенную очистку осуществляются меры по предотвращению и (или) минимизации рисков, выданные системой, в том числе и методом случайного отбора.

5. Порядок мониторинга и учета работы системы управления рисками в таможенных органах

      14. Целью осуществления мониторинга и учета работы СУР является обеспечение контроля за применением профилей риска и индикаторов риска при таможенном контроле.
      Мониторинг и учет работы СУР предусматривает анализ отчетов о результатах применения мер по предотвращению и (или) минимизации рисков при таможенном контроле.
      В целях определения целесообразности дальнейшей реализации, прогнозирования эффективности действия и сокращения количества профилей риска и индикаторов риска таможенные органы осуществляют анализ результатов их применения.
      По результатам анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения имеющихся профилей риска и индикаторов риска, а также анализа результатов применения мер по предотвращению и (или) минимизации рисков принимается решение об актуализации действующих профилей риска и индикаторов риска.