В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302 "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу по техническому регулированию и созданию инфраструктуры качества в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, акимами областей, городов Астаны и Алматы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Заинтересованным министерствам, акимам областей, городов Астаны и Алматы один раз в полугодие, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан информацию о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан представлять в Правительство Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, сводную информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Исекешева А.О.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 22 октября 2010 года № 1100
Программа
по техническому регулированию и созданию инфраструктуры
качества в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы
Астана 2010 год
1. Паспорт Программы
Наименование Программа по техническому регулированию
Программы и созданию инфраструктуры качества в
Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы
Основание для Пункт 18 Плана мероприятий Правительства
разработки Программы Республики Казахстан по реализации
Государственной программы по
форсированному индустриально-
инновационному развитию Республики
Казахстан на 2010 - 2014 годы,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 14 апреля 2010 года № 302
Государственный орган, Министерство индустрии и новых
ответственный за технологий Республики Казахстан;
разработку и реализации Министерство внутренних дел Республики
Программы Казахстан;
Министерство здравоохранения Республики
Казахстан;
Министерство нефти и газа Республики
Казахстан;
Министерство охраны и окружающей среды
Республики Казахстан;
Министерство связи и информации
Республики Казахстан;
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан;
Министерство транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан;
Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан;
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан;
Министерство экономического развития и
торговли Республики Казахстан;
Агентство Республики Казахстан по делам
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства;
акимы областей, городов Астаны и Алматы
Цель Программы 1) ограничение отечественного рынка от
опасной и некачественной (нестандартной)
продукции
2) создание условий для производства
продукции соответствующей мировым
стандартам, внедрения систем менеджмента
и технологического перевооружения.
Основные задачи 1) формирование базы технических
Программы регламентов
2) создание условий для производства
конкурентоспособной продукции
3) содействие продвижению отечественных
товаров на международный рынок
4) обеспечение метрологической
независимости и достижение
прослеживаемости измерений
5) осуществление государственного
контроля на принципах наименьшего
вмешательства и эффективного контроля
Срок реализации 2010 - 2014 годы
Программы
Целевые индикаторы В результате реализации Программы будут
достигнуты:
1) разработка и принятие не менее 500
стандартов ежегодно, за исключением 2010
года;
2) к 2014 году реализация 16
региональных и 10 отраслевых планов
внедрения стандартов;
3) к 2012 году концентрация всех
технических документов в одном фонде и
обеспечение их общедоступности;
4) к 2014 году доведение уровня
гармонизации государственных стандартов
с международными требованиями с 65 % до
76 % (68 % в 2010 году, 70 % в 2011
году, 72 % в 2012 году, 74 % в 2013
году, 76 % в 2014 году);
5) к 2014 году увеличение количества
предприятий, внедривших и
сертифицировавших системы менеджмента с
2035 до 3000 предприятий (2200 в 2010
году, 2400 в 2011 году; 2600 в 2012
году, 2800 в 2013 году, 3000 в 2014
году);
6) к 2014 году доведение количества
внедренных технических регламентов до 90
(до 65 в 2010 году, до 73 в 2011 году,
до 79 в 2012 году, до 84 в 2013 году, до
90 в 2014 году);
7) к 2014 году провести модернизацию
(дооснащение) 30 эталонов и эталонного
оборудования
(в 2010 году - 16 единиц эталонов;
в 2011 году - 10 единиц эталонов;
в 2012 году - 10 единиц эталонов;
в 2013 году - 10 единиц эталонов;
в 2014 году — 14 единиц эталонов)
Объемы и источник Источники финансирования:
финансирования средства республиканского бюджета в
Программы сумме 10 572 799 000 тенге:
в 2010 году - 2231 808 000 тенге;
в 2011 году - 2 148 181 000 тенге;
в 2012 году - 2 041 152 000 тенге;
в 2013 году - 2 075 829 000 тенге;
в 2014 году - 2 075 829 000 тенге.
Объемы финансирования будут уточняться
при формировании республиканского
бюджета на соответствующий финансовый
год.
2. Введение
Программа по техническому регулированию и созданию инфраструктуры качества в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы разработана в соответствии с пунктом 18 Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302 и направлена на развитие системы технического регулирования и обеспечения единства измерений, включая совершенствование работ в области стандартизации, аккредитации, оценки (подтверждения) соответствия, систем менеджмента, метрологии и информационного обеспечения работ в указанных направлениях.
Мероприятия Программы охватывают период 2010 - 2014 годов, имеют среднесрочный характер.
Реализация Программы позволит создать инфраструктуру для производства безопасной и конкурентоспособной продукции.
3. Анализ текущей ситуации
3.1 Анализ современного состояния
В настоящее время присутствует тенденция завоевания экономических ниш методами нормативной экспансии — через лоббирование в технических регламентах, стандартах, методах аккредитации, оценки соответствия и прочих формах допуска на рынок.
Через принятие технических регламентов решаются вопросы обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья человека и окружающей среды, национальной безопасности, снижения давления на бизнес, ограничения доступа на рынок импортной продукции.
Технические регламенты для потребителей являются гарантией безопасности потребляемой продукции, а для производителей, импортеров и реализаторов документом, содержащим исчерпывающие требования государства для обеспечения безопасности первых.
На сегодняшний день принято 82 технических регламента.
В рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) предполагается разработать и принять 38 технических регламента ЕврАзЭС, с использованием в качестве основы для их разработки, принятые национальные технические регламенты государств-членов ЕврАзЭС.
Кроме того, в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) и формирования Единого экономического пространства с принятием Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, направленного на гармонизацию систем технического регулирования стран членов Таможенного союза, планируется разработка технических регламентов таможенного союза, которые будут иметь прямое действие на таможенной территории.
С введением технических регламентов таможенного союза будут отменяться национальные технические регламенты государств-членов таможенного союза.
На сегодняшний день на уровне государственных стандартов принято 2 840 единиц, из них гармонизированных с международными требованиями — 1 884 единиц. Общий процент гармонизации государственных стандартов в 2009 году составил 66,3 %, в реальном секторе экономики - 69 %.
В Таблице 1 приводится общее количество государственных стандартов по отраслям экономики, количество гармонизированных стандартов, а также процентное соотношение гармонизированных стандартов от общего количества стандартов по отраслям экономики.
Таблица 1
Общее количество государственных стандартов,
в том числе, гармонизированных с международными требованиями
по отраслям экономики
№ |
Наименование сектора |
Общее |
Количество |
Уровень |
1 |
Машиностроение |
66 |
53 |
80,3 |
2 |
Энергетика и электротехника |
84 |
60 |
71,4 |
3 |
Дорожно-транспортная и |
271 |
200 |
73,8 |
4 |
Строительные материалы и |
161 |
119 |
73,9 |
5 |
Легкая промышленность |
88 |
33 |
37,5 |
6 |
Сельское хозяйство |
94 |
41 |
43,6 |
7 |
Пищевая промышленность |
283 |
173 |
61,1 |
8 |
Химическая технология и |
77 |
54 |
70,1 |
9 |
Металлургия и горное дело |
96 |
63 |
65,6 |
10 |
Нефть и газ. |
212 |
194 |
91,5 |
11 |
Прочие |
1408 |
894 |
63,5 |
ИТОГО |
2840 |
1884 |
(66,3 %) |
Структура применяемых отечественными предприятиями нормативных документов по стандартизации выглядит следующим образом:
государственные стандарты - 15 %;
межгосударственные стандарты - 49 %;
стандарты организаций - 36 %.
Такое состояние дел обусловлено низкой гармонизацией и малочисленностью государственных стандартов, устаревшей материально технической базы, что является плодородной почвой для применения стандартов советского периода и разработки не эффективных стандартов организаций.
На сегодняшний день общее количество стандартов организаций (далее - СТО) в Казахстане и межгосударственных стандартов (далее - ГОСТ) составляет 4 486 единиц и 19 603 единиц соответственно, которые применяют более 3 500 предприятий.
Наибольшее их использование приходится на такие отрасли как: пищевая промышленность (44 % СТО, 31 % ГОСТ и 26 % СТ РК), машиностроение (61,4 % СТО, 36 % ГОСТ и 2,4 % СТ РК), строительство (68,4 % ГОСТ, 17 % СТО и 15 % СТ РК), металлургическая промышленность (71 % СТО, 27 % ГОСТ и 2,3 % СТ РК) и т.д.
Казахстан с 1994 года является членом Международной организации по стандартизации (далее — ISO), имеет статус наблюдателя в Международной электротехнической комиссии (далее - МЭК). В рамках ISO Казахстан участвует в качестве полноправного члена в работе 16-ти международных технических комитетов по стандартизации, в рамках МЭК - в качестве полноправного члена в 4 Технического комитета (далее - ТК) МЭК.
В республике созданы 48 технических комитетов по стандартизации, которыми разработано более 400 стандартов.
Ежегодно увеличивается количество предприятий, сертифицировавших и внедривших системы менеджмента.
Так, по информации Акиматов областей, городов Астаны и Алматы по состоянию на 1 апреля 2010 года 2681 предприятие республики сертифицированы на соответствие международным стандартам, из них 2662 по ИСО серии 9000, 193 - ИСО 14001, 135 - OHSAS 18001, 43 - ИСО 22000.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2008 года № 773 определен единый орган по аккредитации - Национальный центр аккредитации.
11 декабря 2009 года принято Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия в рамках таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. При этом системы аккредитации 3-х стран отличаются.
Необходимо проведение работ по гармонизации критериев аккредитации, методик испытаний и процедур подтверждения соответствия.
Испытательная база на 1 апреля 2010 года насчитывает 540 аккредитованных испытательных лабораторий, 329 метрологических служб (поверочных и калибровочных лабораторий), 182 органа по подтверждению соответствия (из них 119 по подтверждению соответствия продукции).
Из них в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза предложено включить 117 органов по подтверждению соответствия и 503 испытательных лабораторий.
С 1 июля 2010 года введен в действие Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов, который предусматривает 202 вида продукции 205 позиций по кодам ТН ВЭД ТС.
Продукция, включенная в Единый перечень, будет только один раз проходить процедуры подтверждения соответствия на соответствие требованиям межгосударственных и национальных стандартов трех стран и Единых санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), которые предусмотрены в Едином перечне.
В настоящее время ведется работа по унификации национального перечня и подготовка перечня продукции, подлежащей обязательной регламентации, согласно которому в дальнейшем будут разрабатываться единые технические регламенты Таможенного союза.
Кроме того, создана современная эталонная база, так на конец 2009 года количество государственных эталонов и эталонного оборудования составляет 101 единицу. В период с 2004 по 2009 годы проведена передача размера единицы более 50 государственным эталонам.
По итогам 2009 года, с учетом действия объявленного моратория до 1 июля 2009 года на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, проведено 4 793 проверок за соблюдением требований технических регламентов, состоянием и применением средств измерений у хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Из них в 2 497 случаях установлены нарушения, что составляет 52 %.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок являются:
реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия без сертификатов соответствия;
эксплуатация средств измерений с истекшим сроком поверки;
нарушение требований технических регламентов;
реализация продукции несоответствующей требованиям технических регламентов по безопасности продукции по результатам закупа.
По результатам всех видов проверок была пресечена реализация 19 466 партии различной продукции неудовлетворительного качества и не имеющей сертификатов соответствия на общую сумму 1 153 443 779 тенге. Запрещено применение 14 317 единиц средств измерений не поверенных и не внесенных в Реестр Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан.
3.2 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей
и угроз для развития технического регулирования и создания
инфраструктуры качества
Благоприятны для достижения цели и задач |
Негативны для достижения цели и задач |
Преимущества |
Недостатки |
Наличие системы технического |
Недостаточность опыта разработки |
Возможности |
Угрозы |
Создание инфраструктуры для |
Несовершенство законодательства |
3.3 Основные проблемы развития технического регулирования и
создания инфраструктуры качества и предполагаемые
пути их решения
Динамичное развитие экономики и влияние внешнеполитических тенденций вносит коррективы в развитие системы технического регулирования.
Основными проблемами развития технического регулирования и инфраструктуры качества являются:
1. Слабое внедрение Технических регламентов.
Технические регламенты должны устанавливать исчерпывающие требования к безопасности продукции и исключать ведомственное нормирование и сокращать излишние разрешительные процедуры.
На сегодняшний день, утверждены 82 технических регламента, однако государственными органами не проведена работа по ревизии ведомственных актов, пересмотру либо отмене дублирующих требований, сокращению излишних разрешительных процедур и документов.
Кроме того, не проводится оценка отраслей на предмет определения готовности материальной базы и научно-технического состояния к внедрению технических регламентов.
В этой связи, необходимо государственным органам ответственным за разработку и внедрение технических регламентов провести анализ готовности отраслей, на основе анализа предложить к разработке новые технические регламенты, которые в первую очередь должны охватить наиболее опасные виды продукции, определенные перечнем продукции подлежащей обязательной сертификации и декларированию Казахстана и ЕврАзЭС.
2. Слабая позиция государственных органов в работе по разработке технических регламентов в рамках ЕврАзЭС.
При разработке технических регламентов в рамках ЕврАзЭС государственные органы не учитывают интересы отечественных предпринимателей, что ставит их в не равные условия с аналогичными предприятиями стран участников Таможенного союза, так как национальные технические регламенты подлежат отмене.
В связи с этим, Государственным органам необходимо, совместно с представителями промышленности и науки на основе вышеуказанного анализа выработать единую переговорную позицию по техническим регламентам Таможенного союза.
3. Дублирование национальных технических регламентов с техническими регламентами ЕврАзЭС.
Графиком разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 года № 405 (далее - График), предусмотрено принятие 38 технических регламентов.
В этой связи, проводится работа по постановке на утрату действующих аналогичных национальных технических регламентов и прекращению разработки других, дублирующих регламенты ЕврАзЭС.
4. Низкая заинтересованность отраслей в разработке и внедрении государственных стандартов.
На сегодняшний день нормативные документы в области стандартизации состоят из 2 840 единиц государственных стандартов, 4 486 единиц СТО и 19 603 единиц ГОСТ. Из всего количества нормативных документов объем применяемых государственных стандартов составляет всего 15 %.
Такое состояние дел обусловлено низкой гармонизацией и малочисленностью государственных стандартов, устаревшей материально технической базы, что является определяющим фактором применения стандартов советского периода и разработки не эффективных стандартов организаций.
Для решения данной проблемы необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603 "О техническом регулировании", в части сужения сферы действия стандартов организации, а также исключить использование стандартов организации в качестве доказательной базы при проведении процедур обязательной оценки (подтверждения) соответствия.
Эта мера позволит активизировать участие бизнеса в разработке стандартов с выделением собственных средств. Безусловно, это экономическая мотивация для бизнеса и экономия для государства.
5. Ограниченность доступа к международным документам по стандартизации и их реализации и применения на территории Республики.
Согласно законодательству Республики Казахстан государственные органы не могут заключать соглашения, регулирующие финансовые права и обязанности сторон с не правительственными организациями на предмет сотрудничества в области стандартизации. Данная ситуация лишает возможности приобретения и внедрения международных стандартов в отраслях экономики. Так как международные стандарты являются документами авторского права, приобретение и использование их, возможно только на основании заключения соглашений между национальными органами по стандартизации.
В этой связи необходимо на законодательном уровне определить национальный орган по стандартизации, что позволит обеспечить развитие единства и целостности системы стандартизации Республики Казахстан.
6. Отсутствие единого фонда нормативно технических документов.
Многообразие обязательных ведомственных документов (стандарты, санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин, строительные нормы и правила СНиП, экологические, пожарные, ветеринарные, энергетические, транспортные правила и другие) в условиях рыночной экономики тормозит развитие отраслей экономики.
Существующий Государственный фонд технических регламентов и стандартов обеспечивает официальной информацией о разрабатываемых и принятых технических регламентах, государственных, национальных, международных, региональных стандартах и классификаторах технико-экономической информации, стандартах организаций.
Однако на сегодняшний день, различные государственные органы принимают те или иные документы и самостоятельно осуществляют их публикацию в различных средствах массовой информации.
Обеспечение доступности правовой информации широкому кругу пользователей требует формирования единой электронной системы распространения информации. Система официального опубликования должна обеспечивать всех желающих возможностью оперативно знакомиться с документами, входящими в состав действующего законодательства.
В этой связи, назрела необходимость оптимизации всех нормативных технических актов ведомственного характера и создания единой электронной системы распространения информации.
В этой связи, а также в целях предоставления юридическим и физическим лицам полной, достоверной и своевременной информации о технических регламентах, нормативно-технических документах и стандартах, что является одним из условий продвижения казахстанской продукции на экспорт, защитой отечественного производителя на внутреннем рынке, а также устранением административных барьеров предлагаем создать Единый государственный фонд нормативно-технических документов.
7. Недостаточное развитие и применение информационных технологий.
Недостаточное развитие и применение информационных технологий определяется рядом факторов, создающих искусственные препятствия для ускорения информатизации, широкого внедрения и эффективного использования информационных технологий. К числу таких негативных факторов относятся:
несовершенная, неполная и устаревшая нормативно-правовая база, регулирующая процесс реализации Госстандартом законодательно закрепленных за ним функций, разработанная без учета возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями;
узкотехническое понимание роли и возможностей информационных технологий;
недостаточное внимание к уровню подготовки кадров, как в области создания, внедрения, так и в области применения информационных технологий.
В этой связи предлагаем создать электронный Госстандарт, которая обеспечит реализацию следующих задач:
защита национальных интересов страны и содействие повышению качества жизни людей;
создание эффективной системы предоставления электронных услуг гражданам, хозяйствующим субъектам и учреждениям при обеспечении прозрачности и в соответствии с принципами электронного правительства РК;
оптимизация организационных процессов внутри структуры Госстандарта с одновременным снижением административных барьеров и коррупции.
8. Незаинтересованность предприятий во внедрении систем менеджмента.
Это обусловлено тем что:
присутствует формальное внедрение систем менеджмента на предприятиях республики;
недостаточностью экспертов-аудиторов по новым направлениям систем менеджмента;
отсутствием методики определения стоимости процедуры внедрения систем менеджмента;
отсутствием методологии по определению критериев эффективной работы системы предприятия, по оценке степени развития данных систем менеджмента на предприятиях.
Наряду с традиционными системами менеджмента, разработанными на основе стандартов ИСО, необходимо использование международного опыта по внедрению отраслевых стандартов, новых управленческих технологий, таких как КАЙДЗЕН, проектный менеджмент и т.д.
9. Устаревшая база испытательных лабораторий.
В рамках Таможенного союза формируется Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий, результаты, деятельности которых, будут признаваться государствами-членами Таможенного союза.
Оснащенность аккредитованных испытательных лабораторий, не достаточна для охвата всех требований нормативных документов принятых в рамках Таможенного союза. Это может привести к отказу от услуг отечественных испытательных лабораторий и способствовать образованию зависимости некоторых отраслей от аналогичных услуг лабораторий стран Таможенного союза.
В этой связи при создании новых производств необходимо предусмотреть создание современных лабораторий для контроля технологического процесса и качества производимой продукции, модернизацию и дооснащение действующих лабораторий в отраслях, расширение сети ведомственных лабораторий, выполняющих функции арбитражных лабораторий и функции провайдеров (для организации межлабораторных сравнительных испытаний и сличений).
10. Недостаточный охват лабораторий, участвующих в межлабораторных сравнительных испытаниях и сличениях.
С вступлением Казахстана в Международную организацию по аккредитации лабораторий ILAC участие в межлабораторных испытаниях и сличениях является обязательным условием и основным инструментом для оценки компетентности лабораторий.
Необходимо дальнейшее развитие данного направления:
аккредитация провайдеров в соответствии с международными требованиями;
организация межлабораторных сравнительных испытаний и сличений по большему количеству видов продукции и показателей, видов и средств измерений.
11. Отсутствие ответственности производителей или поставщиков за декларируемую продукцию.
Для продукции с высокой степенью опасности применяют более жесткую форму подтверждения соответствия - обязательную сертификацию с подтверждением соответствия третьей стороной.
На 1 июля 2010 года, в соответствии с Единым перечнем, подтверждению соответствия в форме сертификации будет подлежать 98 видов продукции, декларированию 51 вид продукции.
В числе продукции, соответствие которой должно подтверждаться сертификатом бытовая электротехническая и радиоэлектронная аппаратура, сельхозтехника, товары для детей.
Для декларирования предлагается продукция легкой промышленности, корма для животных, масла моторные и другие.
На 1 января 2011 года подтверждение соответствия в форме декларирования предусмотрено для 152 видов продукции, а в форме сертификации лишь для 50 видов продукции.
До 1 января 2012 года на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, по выбору заявителя выдаются сертификаты соответствия и оформляются декларации о соответствии по единым формам и/или сертификаты соответствия и декларации о соответствии согласно законодательствам государств-членов таможенного союза.
Предстоит гармонизировать законодательство Таможенного союза в области подтверждения соответствия с учетом практики Европейского союза, в части перехода от обязательной сертификации к декларированию соответствия.
Для решения этой задачи необходимо установить основные принципы гармонизации законодательств государств-членов таможенного союза в части мер ответственности, применяемых к юридическим и физическим лицам за нарушение требований в сфере технического регулирования, в том числе за недостоверное (необоснованное) декларирование.
12. Недостаточность измерительных возможностей эталонной базы для удовлетворения метрологических потребностей экономики.
Недостаток измерительных возможностей в стране служит препятствием на пути инноваций во всех сферах экономики (медицина, оборона, экология, нефтегазовый сектор и т.д.). Практически во всех новых технологиях сдерживающим их развитие фактором служит отсутствие необходимых метрологических и научно-технических решений, обеспечивающих требуемый уровень точности измерений.
Установлено, что требования к точности измерений при развитии отраслей экономики возрастает в 2 - 5 раз. Поэтому эталонная база должна постоянно обновляться и модернизироваться для расширения и совершенствования измерительных возможностей с целью удовлетворения измерительных и точностных потребностей экономики.
13. Неразвитость системы мониторинга и анализа структуры и объема парка средств измерений применяемых на территории Республики Казахстан.
Различными государственными органами разрабатываются и внедряются различные программы развития отраслей направленные на создание производств. Установлено, что более 15 % производственных процессов связаны с различными видами измерений.
В этой связи возникает необходимость мониторинга и анализа метрологической обеспеченности отраслей, с последующим прогнозированием обеспечения измерительных потребностей, что должно достигаться через обязательную метрологическую экспертизу проектов производств.
14. Неэффективность государственного контроля.
Согласно данным статистики количество субъектов, подлежащих государственному контролю, составляет более 50 000 единиц. При этом возможность охвата контрольного органа в области технического регулирования и обеспечения единства измерений составляет менее 10 % от общего количества.
В среднем годовой уровень выявленных нарушений составляет порядка 50 % от проверок.
Это обусловлено следующими факторами:
неразвитость системы планирования проверок;
не определенность критериев проверки в зависимости от объекта;
недостаточность уровня квалификации государственных инспекторов для оценки результатов проверок;
отсутствие современной материально-технической базы, для проведения экспресс-контроля;
В этой связи, возникает необходимость в выстраивании новой модели государственного контроля основанного на международных принципах надзора за рынком, которые должны осуществляться путем:
совершенствования законодательной и нормативной базы государственного контроля в области технического регулирования и обеспечения единства измерений;
технической модернизации территориальных служб государственного контроля, в том числе информационной инфраструктуры;
повышения квалификации и переподготовки государственных инспекторов в соответствии с международными стандартами;
создания и внедрения автоматизированной системы сбора и обмена информацией о продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека на территории республики;
укрепления материально-технической базы территориальных Департаментов Комитета;
разработки гармонизированной с международными нормами учебного модуля для государственных инспекторов;
увеличения объема охвата проверок и штатной численности государственных инспекторов.
15. Дефицит квалифицированных кадров в области технического регулирования, обеспечения единства измерений и аккредитации.
Для достижения целей настоящей программы прежде всего нужны квалифицированные кадры, особенно в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Практический опыт показывает, что профессиональный уровень специалистов в отраслях и специалистов, в том числе экспертов-аудиторов, осуществляющих свою деятельность в области технического регулирования и метрологии, недостаточно высок. Это связано и с пробелами в системе подготовки и повышения квалификации вышеназванных кадров.
Таковыми являются следующие недостатки:
отсутствие единообразия в методах и подходах обучения;
недостаточный объем и актуальность получаемых знаний;
недостаточный уровень преподавательского состава обучающих организаций;
низкий уровень оценки и контроля полученных профессиональных знаний.
Решение вышеуказанных проблем необходимо рассматривать в рамках приведения к единообразию методов профессионального обучения и оценки полученных знаний и навыков с учетом международного опыта.
Также необходимо решение вопроса по обучению специалистов в области технического регулирования, обеспечения единства измерений и аккредитации в обучающих центрах развитых Европейских стран с дальнейшим изучением практических навыков.
16. Слабая межотраслевая координация в области технического регулирования.
Проблема заключается в том, что в настоящее время на законодательном уровне межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования осуществляет Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, тогда как Министерство с учетом отраслевой направленности должно координировать деятельность в развитии индустрии и внедрении новых технологий.
Кроме того, в настоящее время государственный контроль в сфере технического регулирования дублируется рядом ведомств и создает определенную напряженность в предпринимательской среде. Так, наряду с Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, государственный контроль проводят Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, Комитет государственного санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан и т.д.
В то же время в Казахстане отсутствует государственный уполномоченный орган по защите прав потребителей, то есть в результате отсутствия межотраслевой координации центральных и местных исполнительных органов в области технического регулирования и метрологии и мониторинга со стороны государства потребитель остается беззащитным даже при наличии множества контролирующих организаций.
В этой связи необходимо повысить эффективность государственного управления в области технического регулирования и метрологии, а именно усилить роль и статус уполномоченного органа в области технического регулирования и метрологии.
При этом уполномоченный орган в области технического регулирования и метрологии необходимо наделить соответствующими полномочиями по межотраслевой координацией центральных и местных исполнительных органов в сфере технического регулирования и метрологии, государственному контролю в сфере реализации продукции и защите прав потребителей, а также выработке государственной политики, направленной на реализацию задач, поставленных Главой государства перед Правительством, а именно по:
устранению технических барьеров в торговле;
государственному контролю безопасности продукции;
техническому регулированию;
стандартизации;
оценке соответствия;
метрологии;
межотраслевой координации деятельности государственных органов в области технического регулирования и метрологии;
ведению государственного фонда технических документов;
ведению информационного центра по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам;
ведению государственных эталонов;
нотификации;
защите прав потребителей.
3.4 Анализ действующей политики государственного регулирования
в области технического регулирования
На сегодняшний день законодательную основу системы технического регулирования и метрологии составляют законы от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений", от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании", от 5 июля 2008 года "Об аккредитации в области оценки соответствия".
Закон Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений" определяет систему обеспечения единства измерений и направлен на:
защиту интересов граждан и экономики Республики Казахстан от последствий недостоверных результатов измерений;
обеспечение безопасности и качества отечественной и импортируемой продукции, процессов (работ) и услуг;
обеспечение достоверного учета всех видов материальных и энергетических ресурсов;
обеспечение достоверных результатов измерений при диагностике и лечении заболеваний, контроле безопасности условий труда и быта людей, обеспечении безопасности движения, охране окружающей среды и при фундаментальных исследованиях и научных разработках.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года "О частном предпринимательстве", в 2009 году разработана система оценки рисков в области технического регулирования и обеспечения единства измерений (далее - CОP).
СОР направлен на оптимизацию и упорядочение проверок путем точечного определения субъектов, несущих риск опасности в зависимости от вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека определенными видами продукции и недостоверных результатов измерений.
В настоящее время практическая реализация политики государственного контроля в области технического регулирования и обеспечения единства измерений осуществляется по трем направлениям:
Государственный контроль за безопасностью и качеством продукции на стадии ее реализации;
Государственный метрологический контроль;
Государственный контроль за соблюдением порядка выдачи сертификата о происхождении товара.
Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании", определяющий политику государства в области технического регулирования и основывается на двухуровневой системе, где:
на первом (обязательном) уровне устанавливаются требования безопасности в виде законов и технических регламентов, требования которых являются обязательными для применения
на втором (добровольном) уровне устанавливаются требования добровольного применения, определяемые стандартами.
В рамках реализации Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании", внесены изменения в 33 действующих закона и приняты 4 новых закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О безопасности пищевой продукции", "О безопасности машин и оборудования", "О безопасности игрушек", "О безопасности химической продукции".
В реализацию Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" сформирован и реализовывается План разработки технических регламентов, предусматривающий разработку более ста технических регламентов, которые будут распространяться на импортируемую и производимую на территории республики потенциально опасную продукцию широкого потребления.
В 14 государственных органах созданы Экспертные Советы в области технического регулирования для разработки и экспертизы технических регламентов.
Объектами подтверждения соответствия в Республике Казахстан являются продукция, процессы.
Подтверждение соответствия продукции, процессов носит обязательный или добровольный характер.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
проведения обязательной сертификации;
принятия изготовителем (исполнителем) декларации о соответствии.
Добровольное подтверждение соответствия проводится по инициативе заявителя для продукции, не входящей в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Но в отличие от зарубежной практики проведения подтверждения соответствия, где приоритет отдан декларированию соответствия, в республике преобладает сертификация продукции. Это привело к тому, что декларирование соответствия воспринимается как форма подтверждения соответствия только мало опасной продукции.
Законом Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О государственных закупках" предусмотрена мера стимулирования для внедрения стандартов систем менеджмента, в частности одним из критериев для определения участника конкурса, предлагающего наиболее качественный товар, работу, услугу, и поддержки отечественных предпринимателей организатор государственных закупок обязан предусмотреть в конкурсной документации предоставление сведений о сертифицированной системе (сертифицированных системах) менеджмента в соответствии с требованиями государственных стандартов.
В целях дальнейшего развития и внедрения новых систем менеджмента на предприятиях распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 9 марта 2010 года № 43-р утвержден План по дальнейшему переходу казахстанских организаций на международные стандарты на 2010-2011 годы.
Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года "Об аккредитации в области оценки соответствия", который направлен на регулирование общественных отношений в области аккредитации органов по подтверждению соответствия, испытательных, поверочных, калибровочных лабораторий (центров), юридических лиц, осуществляющих метрологическую аттестацию методик выполнения измерений, а также связанные с ними иные отношения в области оценки соответствия.
В целях реализации данного Закона определен Национальный орган аккредитации.
3.5 Международный опыт развития технического регулирования и
создания инфраструктуры качества
С функционированием единого таможенного союза и решением задач поставленных в рамках индустриально-инновационного развития Казахстана требуется переосмысление методов применения инструментов технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Исследования проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1 % валовой внутренний продукт (далее — ВВП). В результате исследований, проведенных в ряде стран (страны-члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), выявлено, что эффективное применение технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем на 0,26 % от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14 %.
Аналитиками сделан вывод, что в условиях рыночной экономики техническое регулирование может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Более того, используя инструменты технического регулирования можно значительно оптимизировать систему государственного контроля и сократить количество административных барьеров.
Кроме того, стандартизация, где проходит формирование высоких требований к продукции имеет большое значение для процессов модернизации и инновационных разработок, при реализации которых особенно важно получить качественный продукт, лучше того, что был, или с преимуществами перед конкурентными продуктами, тем самым стимулируется поступление на рынок инновационной продукции.
Для достижения вышеназванных результатов страны Европейского союза (далее - ЕС) приняли решение перейти на новый Подход, который берет свое начало от Резолюции Совета ЕС, принятой 7 мая 1985 года, и основан на трех фундаментальных принципах:
В гармонизации регламентов по всей Европе Директивы ЕС будут устанавливать только самые существенные требования, выполнение которых необходимо.
ЕС предоставляет мандаты европейским организациям по стандартизации на разработку технических подробностей относящихся к этим существенным требованиям.
Применение гармонизированных стандартов опубликованных Европейскими организациями по стандартизации, остается добровольным.
Соответствие гармонизированным стандартам подразумевает предположение о соответствии Директивам ЕС, то есть, если национальные органы власти сомневаются, выполняет ли продукция, произведенная в соответствии с гармонизированным стандартом, существенные требования, то расходы и прочие издержки доказательства этого ложатся на них.
Преимущество Нового Подхода по сравнению со старым подходом, где Директивы ЕС охватывали не только существенные требования, но и технические подробности, состоит в том, что в Европейских организациях по стандартизации составление спецификаций на технические требования проводится соответствующими экспертами быстрее и эффективнее. Директивы ЕС (технический регламент) со всеми их сопутствующими требованиями часто требовали для завершения много лет, и любое изменение технологии требовало соответствующих поправок к существующему закону. В наши дни технологические требования развиваются Европейскими организациями по стандартизации совершенно независимо от законодательного процесса.
В октябре 1999 года, положительный эффект Нового Подхода был признан в Резолюции по стандартизации Совета ЕС, в которой говорилось, что система стандартизации в Европе и Новый Подход доказали свою эффективность и внесли большой вклад в развитие единого рынка. В марте 2002 года Совет отметил в своем окончательном заключении по стандартизации важную роль стандартизации на внутреннем рынке и ее вклад в важные области европейской политики, такие как управление ЕС, e-Europe, стратегии по устойчивому развитию, а также вклад в развитие мировой торговли.
В последнее время и в Российской Федерации идут широкие дебаты и обсуждения проблем развития системы технического регулирования.
В настоящее Российской Федерацией вносятся поправки в федеральный закон "О техническом регулировании", в части совершенствования механизмов технического регулирования в Российской Федерации с целью ограничения ведомственного нормотворчества, создающих административные барьеры и устранения конфликта интересов государственных органов осуществляющих контроль за формами допуска продукции на рынок.
Системы государственного контроля стран ЕС состоит из таких основных компонентов как: регулирующее законодательство, система анализа рисков и внедрение стратегического планирования, четких процедур проведения проверок, а также эффективных механизмов привлечения инспекторов к ответственности.
Система государственного контроля ЕС ориентирована не только на снижение общего числа проверок на основе рамочных законов о проверках, но и на повышение эффективности работы органов государственного контроля путем проведения проверок на основе отраслевых законов, которые устанавливают полномочия и обязанности органов государственного контроля и субъектов частного предпринимательства, в процессе проверки исполнения требований законодательства, а также внедрения современных инструментов в их работе.
Вопросы обеспечения единства измерений во всех странах осуществляются национальными институтами метрологии (далее - НИМ), с наделением их соответствующими функциями.
Основными функциями НИМ являются:
создание, совершенствование, хранение, сличение и применение национальных эталонов единиц величин;
создание систем передачи размеров единиц величин;
проведение поверки, калибровки средств измерений;
проведение испытаний, метрологической аттестации средств измерений и т.д.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
реализации программы
4.1 Целями Программы является
Ограничение отечественного рынка от опасной и некачественной (нестандартной) продукции.
Создание условий для производства продукции соответствующей мировым стандартам, внедрения систем менеджмента и технологического перевооружения.
4.2 Целевые индикаторы, задачи и показатели результатов
Целевым индикатором достижения цели по ограничению отечественного рынка от опасной и некачественной (нестандартной) продукции будет доведение количества внедренных технических регламентов к 2014 году до 90 единиц (до 65 в 2010 году, до 73 в 2011 году, до 79 в 2012 году, до 84 в 2013 году, до 90 в 2014 году).
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
формирование базы технических регламентов, достижение которой определяется следующими показателями результатов:
к 2012 году внесение изменений в законодательство в области технического регулирования;
к 2012 году завершение реализации национального плана по разработке технических регламентов;
к 2014 году завершение реализации Графика первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Целевым индикатором достижения цели по созданию условий для производства продукции соответствующей мировым стандартам, внедрения систем менеджмента и технологического перевооружения будут:
разработка и принятие не менее 500 стандартов ежегодно, за исключением 2010 года;
ежегодная реализация 16 региональных и 10 отраслевых планов внедрения стандартов;
к 2014 году доведение уровня гармонизации государственных стандартов с международными требованиями с 65 % до 76 % (68 % в 2010 году, 70 % в 2011 году, 72 % в 2012 году, 74 % в 2013 году, 76 % в 2014 году);
к 2012 году концентрация всех технических документов в одном фонде и обеспечение их общедоступности;
к 2014 году увеличение количества предприятий, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента с 2035 до 5000 предприятий (3500 в 2010 году, 3900 в 2011 году, 4300 в 2012 году, 4800 в 2013 году, 5000 в 2014 году);
к 2014 году модернизация (дооснащение) эталонов и эталонного оборудования, до уровня точности международных требований и национальных эталонов наиболее технически развитых стран.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
создание условий для производства конкурентоспособной продукции, достижение которой определяется следующими показателями результатов:
создание к 2012 году законодательной основы для исключения использования стандартов организации в качестве доказательной базы при проведении процедур обязательной оценки (подтверждения) соответствия, а также сокращения срока их действия, создания единого фонда технических документов;
увеличение к 2014 году количества государственных стандартов до 5000 единиц;
ежегодное увеличение нормативной базы государственного фонда технических регламентов и стандартов на 600 документов и доведение его с 56000 до 59000 единиц.
содействие продвижению отечественных товаров на международный рынок, достижение которой определяется следующими показателями результатов:
до конца 2010 года формирование Единого перечня продукции подлежащей обязательной сертификации с выдачей единых документов в рамках Таможенного союза;
до конца 2011 года формирование Единого реестра органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий Таможенного союза;
до конца 2011 года формирование Единого реестра выданных по единой форме сертификатов и деклараций Таможенного союза;
заключение многосторонних и двусторонних соглашений, в том числе в рамках интеграционных объединений, по взаимному признанию протоколов испытаний ILAC до 2012 года, по взаимному признанию сертификатов соответствия IAF - до 2014 года.
Обеспечение метрологической независимости и достижение прослеживаемости измерений, достижение которой определяется следующими показателями результатов:
к 2014 году проведение модернизации (дооснащения) 30 эталонов и эталонного оборудования (в 2010 году - 16 единиц эталонов; в 2011 году - 10 единиц эталонов; в 2012 году - 10 единиц эталонов; В 2013 году - 10 единиц эталонов; в 2014 году — 14 единиц эталонов);
сопровождение и обслуживание 101 единицу государственных эталонов и эталонного оборудования;
ежегодный охват модернизированных (дооснащенных) и вновь созданных лабораторий — не менее 10 % от общего количества лабораторий;
осуществление государственного контроля на принципах наименьшего вмешательства и эффективного контроля, достижение которой будет определяться уменьшением доли выявленных нарушении от общего количества проведенных проверок к 2012 году до 49 %, к 2014 году до 48 %.
4.3 Государственные и иные органы, ответственные за
достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов:
Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
Министерство нефти и газа Республики Казахстан;
Министерство охраны и окружающей среды Республики Казахстан;
Министерство связи и информации Республики Казахстан;
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
Министерство транспорта и коммуникаций Республик Казахстан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан;
Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
Акимы областей, городов Астана и Алматы.
5. Этапы реализации программы
Программа будет реализовываться одним этапом в 2010-2014 годы.
Основными направлениями в рамках формирования базы технических регламентов будут:
своевременная реализация Плана по разработке технических регламентов Казахстана и Графика разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС;
адаптированное внедрение технических регламентов Казахстана, на основе оценки отраслей на предмет определения готовности материальной базы и научно-технического состояния к внедрению технических регламентов;
своевременная актуализация технических регламентов на предмет нормирования требований к безопасности продукции, исключения ведомственного нормирования и сокращения излишних разрешительных процедур;
переход на технические регламенты Таможенного союза (далее - ТС) и ЕврАзЭС.
Основными направлениями в рамках создания условий для производства конкурентоспособной продукции будут:
формирование Плана работ по государственной стандартизации на трехлетней основе и его своевременная реализация;
исключение использования стандартов организации в качестве доказательной базы при проведении процедур обязательной оценки (подтверждения) соответствия, а также сокращение срока их действия;
применение мер стимулирования участия в стандартизации;
создание единого фонда нормативно технических документов;
создание национального органа по стандартизации.
Основными направлениями содействия продвижению отечественных товаров на международный рынок будут:
применение мер стимулирования внедрения стандартов систем менеджмента;
установление обязательности внедрения стандартов систем менеджмента на предприятиях;
расширение спектра применяемых стандартов систем менеджмента и управленческих технологий;
создание и модернизация испытательных лабораторий;
переход от обязательного подтверждения соответствия к декларированию;
формирование единой системы аккредитации в области оценки соответствия в рамках Таможенного союза, соответствующей международным требованиям;
вступление в Международную организацию по аккредитации лабораторий ILAC и Всемирную ассоциацию органов по аккредитации в области оценки соответствия IAF;
создание системы нотификации.
Основными направлениями в рамках обеспечения метрологической независимости и достижение прослеживаемости измерении будут:
обновление и модернизация эталонной базы;
признание результатов измерений на международном уровне.
Основными направлениями в рамках осуществления государственного контроля на принципах наименьшего вмешательства и эффективного контроля будут:
ужесточение мер ответственности, применяемых за нарушение требований в сфере технического регулирования, в том числе за недостоверное (необоснованное) декларирование;
техническая модернизация территориальных служб государственного контроля и повышение квалификации и переподготовки государственных инспекторов в соответствии с международными стандартами;
создание и внедрение автоматизированной системы сбора и обмена информацией о продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека на территории республики;
внедрение новой модели государственного контроля основанного на международных принципах надзора за рынком.
6. Необходимые ресурсы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие системы технического регулирования Республики Казахстан. Выделение из республиканского бюджета средств составляет 10 572 799 000 тенге:
в 2010 году - 2 231 808 000 тенге;
в 2011 году - 2 148 181 000 тенге;
в 2012 году - 2 041 152 000 тенге;
в 2013 году - 2 075 829 000 тенге;
в 2014 году - 2 075 829 000 тенге.
При этом, ежегодные объемы финансирования будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
7. План мероприятий по реализации Программы по
техническому регулированию и создание инфраструктуры
качества в Республике Казахстан на 2010-2014 годы
№ |
Мероприятие |
Форма |
Ответ- |
Срок |
Предполагаемые расходы |
Источ- |
№ |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
всего |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. Формирование базы технических регламентов |
||||||||||||
1. |
Внесение |
Законо- |
МИНТ |
4 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
2. |
Реализация |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
3. |
Пересмотр |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
4. |
Реализация |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
5. |
Проведение |
Информация |
МВД, |
2 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
6. |
Экспертиза |
Экспертное |
МИНТ |
2010-2011 |
8 250 |
- |
- |
- |
- |
8 250 |
Респу- |
013 |
7. |
Организация |
Совещания, |
МВД, |
2010-2011 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
8. |
Включение |
Информация |
МИНТ, |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
2. Создание условий для производства конкурентоспособной продукции |
||||||||||||
9. |
Внесение предложении по созданию Националь- |
Информация |
МИНТ |
4 квартал 2014 года |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
10. |
Разработка |
Приказ |
МИНТ |
25 |
617 564 |
602 571 |
602 571 |
602 571 |
602 571 |
3 027 848 |
Респу- |
013 |
11. |
Формирова- |
Приказ |
МИНТ |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
12. |
Анализ и |
Перечень |
МИНТ |
25 |
10 442 |
22 376 |
22 376 |
22 376 |
22 376 |
99 946 |
Респу- |
013 |
13. |
Приобрете- |
Акт |
МИНТ |
25 |
34 986 |
25 053 |
25 053 |
25 053 |
25 053 |
135 198 |
Респу- |
013 |
14. |
Разработка |
Информация |
МИНТ |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
15. |
Развитие и |
Информация |
МИНТ |
4 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
16. |
Рассмотре- |
Информация |
МИНТ |
25 июля |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
17. |
Исключение |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
18. |
Создание, |
Информация |
МИНТ |
2011-2014 |
- |
121 975 |
40 986 |
28 012 |
28 012 |
218 985 |
Респу- |
013 |
19. |
Проведение |
Информация |
МИНТ |
25 января |
21 520 |
21 760 |
23 426 |
25 206 |
25 206 |
117 118 |
Респу- |
007 |
20. |
Сопровож- |
Акт |
МИНТ |
25 |
7 950 |
8 506 |
9 101 |
9 739 |
9 739 |
45 035 |
Респу- |
001 |
21. |
Сопровож- |
Акт |
МИНТ, |
25 |
107 352 |
114 867 |
122 908 |
131 511 |
131 511 |
608 149 |
Респу- |
001 |
22. |
Совершенст- |
Информация |
МИНТ |
25 января |
6 397 |
6 845 |
7 324 |
7 837 |
7 837 |
36 240 |
Респу- |
013 |
23. |
Проработать |
Информация |
МИНТ |
2011-2014 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
24. |
Рассмотре- |
Информация |
МИНТ |
2011-2014 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
25. |
Создание |
Информация |
МИНТ |
2011-2014 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
26. |
Внесение |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
27. |
Проведение |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
28. |
Проведение |
Информация |
МИНТ |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
29. |
Выработка |
Внесение |
МИНТ |
25 июля |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
30. |
Проведение |
План |
МИНТ |
Ежегодно |
207 500 |
120 000 |
120 000 |
120 000 |
120 000 |
687 500 |
Респу- |
013 |
31. |
Принятие |
Информация |
МИНТ |
25 января |
75 463 |
95 552 |
99 306 |
101 158 |
101 158 |
472 637 |
Респу- |
013 |
32. |
Создание и |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
33. |
Организация |
Информация |
МИНТ |
25 января |
53 470 |
- |
- |
- |
- |
53 470 |
Респу- |
013 |
34. |
Организация |
Информация |
МИНТ |
25 января |
8 272 |
- |
- |
- |
- |
8 272 |
Респу- |
013 |
3. Содействие продвижению отечественных товаров на международный рынок |
||||||||||||
35. |
Внести |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
36. |
Участие в |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Респу- |
За |
37. |
Рассмотре- |
Информация |
МИНТ, |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
38. |
Расширение |
Вступление |
МИНТ, |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
39. |
Участие в |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
40. |
Рассмотре- |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
4. Обеспечение метрологической независимости и достижение прослеживаемости измерений |
||||||||||||
41. |
Совершен- |
в 2010 |
МИНТ |
2010-2014 |
502 696 |
389 132 |
337 105 |
360 703 |
360 703 |
1 950 339 |
Респу- |
013 |
42. |
Сопровож- |
Информация |
МИНТ |
2010-2014 |
259 943 |
278 139 |
286 700 |
292 229 |
292 229 |
1 409 240 |
Респу- |
013 |
43. |
Проведение |
Информация |
МИНТ |
2010-2014 |
14 294 |
19 807 |
21 174 |
22 766 |
22 766 |
100 807 |
Респу- |
007 |
44. |
Преобразо- |
Информация |
МИНТ |
4 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
45. |
Содержание |
Акт |
МИНТ |
2010-2014 |
185 782 |
195 782 |
195 782 |
195 782 |
195 782 |
968 910 |
Респу- |
013 |
46. |
Создание и |
Ведение |
МИНТ |
2010-2014 |
- |
14 745 |
15 777 |
16 881 |
16 881 |
64 284 |
Респу- |
|
5. Осуществление государственного контроля на принципах наименьшего вмешательства |
||||||||||||
47. |
Внедрение в |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
48. |
Покупка и |
Информция |
МИНТ |
2010 г. |
65 700 |
65 700 |
65 700 |
65 700 |
65 700 |
328 500 |
Респу- |
001 |
49. |
Проведение |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
50. |
Разработка |
Информация |
МИНТ |
2010-2014 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
51. |
Рассмотре- |
Предложе- |
МИНТ |
2011-2014 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
52. |
Содержание |
Информация |
МИНТ |
25 января ежегодно |
28 272 |
30 251 |
30 453 |
32 585 |
32 585 |
154 146 |
Респу- |
001 |
53. |
Рассмотре- |
Информация |
МИНТ, |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
54. |
Пропаганда |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
55. |
Проведение |
Информация |
МИНТ |
25 января |
4 152 |
4 152 |
4 442 |
4 752 |
4 752 |
22 250 |
Респу- |
013 |
56. |
Средне- |
План |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
57. |
Разработка |
Программа |
МИНТ |
2011-2014 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
58. |
Ежегодное |
Сертификат |
МИНТ |
2010-2014 |
11 803 |
10 968 |
10 968 |
10 968 |
10 968 |
55 675 |
Респу- |
023 |
59. |
Создание |
Информация |
МИНТ |
25 января |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
60. |
Внести |
Предложе- |
МИНТ |
4 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
- |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МИНТ - Министерство индустрии и новых технологий
Республики Казахстан
МНГ - Министерство нефти и газа Республики Казахстан
МООС - Министерство охраны и окружающей среды Республики Казахстан
МСИ - Министерство связи и информации Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли
Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
АДСиЖКХ - Агентство Республики Казахстан по делам строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
ТБТ/СФС - технические барьеры в торговле, санитарные и
фитосанитарные меры
ЕЭП — единое экономическое пространство
ИСО - Международная организация по стандартизации
ТК - Технический комитет
АО - акционерное общество
* - Объемы финансирования будут уточняться после утверждения
республиканского
бюджета на соответствующий финансовый год.