О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2009 года № 822

Действующий

      В целях совершенствования законопроектной деятельности Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      1. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 4 июня 2009 года № 822

Изменения и дополнения, которые вносятся в
некоторые решения Правительства Республики Казахстан

      1. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 16, ст. 172):
      в Правилах проведения научной экспертизы, утвержденных указанным постановлением:
      в пункте 2 :
      в абзаце первом слово ", антикоррупционная" исключить;
      в абзацах третьем и четвертом после слова "проектов" дополнить словом "подзаконных";
      дополнить абзацем третьим следующего содержания:
      "По проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение Парламента Республики Казахстан, проведение научной антикоррупционной экспертизы обязательно, за исключением случаев внесения проектов законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, когда научная антикоррупционная экспертиза может не проводиться.";
      в пункте 3 :
      абзац первый дополнить предложением следующего содержания:
      "Направление на проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концепций законопроектов может также осуществляться Министерством юстиции в ходе подготовки материалов к заседанию Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, по результатам ее заседания, при формировании проектов плановых и программных документов, в случаях необходимости ускоренной разработки законопроектов.";
      абзац третий исключить;
       пункт 5 дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
      "5-1) определение наличия причин и условий для ущемления права на гендерное равенство в связи с принятием законопроекта;";
      в пункте 10-1 :
      абзац второй дополнить словами ", утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 (далее - Регламент Правительства Республики Казахстан);";
      абзац третий дополнить словами "после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.";
      дополнить пунктом 10-2 следующего содержания:
      "10-2. Ответственность за соответствие текста научной экспертизы тексту законопроекта на каждой стадии разработки законопроекта несут Организаторы экспертизы.";
      абзац шестой пункта 11 изложить в следующей редакции:
      "Дополнительная научная экспертиза проводится в случае внесения концептуальных изменений в проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта в результате его доработки, а также до внесения в Правительство Республики Казахстан после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.";
      в пункте 15:
      дополнить абзацем вторым следующего содержания:
      "Дополнительная и повторная научная экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие пять рабочих дней со дня представления эксперту проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта и материалов к ним.";
      в абзаце втором слово "десять" заменить словом "пять";
      абзац третий пункта 23 дополнить предложением следующего содержания:
      "Копию соответствующих обоснований Организатор экспертизы одновременно предоставляет эксперту.".
      2. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 "О Регламенте Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 44, ст. 443):
      в Регламенте Правительства Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
      в абзаце третьем пункта 90 слова "сопроводительном письме" заменить словами "справочном листе";
      в абзаце втором пункта 91 слова "пояснительной записке" заменить словами "справочном листе";
      дополнить пунктом 91-1 следующего содержания:
      "91-1. Если для обеспечения действия закона Республики Казахстан необходимо принятие подзаконного нормативного правового акта, государственный орган-разработчик законопроекта с целью всесторонней проработки законопроекта одновременно вносит на рассмотрение государственных органов проекты подзаконных нормативных правовых актов, необходимые для реализации законопроекта.
      В случае, если разработка проекта подзаконного нормативного правового акта относится к компетенции другого государственного органа, то он представляет по запросу государственного органа-разработчика законопроекта соответствующий проект подзаконного акта.";
      в подпункте 12) пункта 95 слова "установленной формы" заменить словами "по форме согласно приложению 5 к настоящему Регламенту;";
       подпункт 2) пункта 114 изложить в следующей редакции:
      "2) конкретные сроки разработки и внесения нормативных правовых актов, которые не должны превышать одного месяца со дня вступления в силу законодательного акта, за исключением нормативных правовых актов, для которых в законодательном акте предусмотрены более поздние сроки введения в действие (не менее чем за месяц до введения их в действие), а также исполнения иных поручений, содержащихся в проекте распоряжения;";
      дополнить приложением 5 согласно приложению к настоящему постановлению.
      3. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840 "Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 34, ст. 344):
      в Правилах организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:
      в пункте 6 после слов "Министерством юстиции Республики Казахстан" дополнить словами "в сроки, не превышающие пятнадцать календарных дней с момента их внесения в Министерство юстиции Республики Казахстан,";
       пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:
      "8. При разработке концепции законопроекта разработчику необходимо:
      проанализировать действующее законодательство в соответствующей области правового регулирования, определить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), выявить пробелы, коллизии в законодательстве, устаревшие нормы либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения, причины неправильного применения действующего законодательства;
      изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию, произвести исследование прогнозируемых социальных, финансово-экономических, экологических, правовых, криминологических и иных последствий принятия нормативного правового акта, возможные тенденции и варианты развития общественных отношений в определенной сфере в связи с принятием акта;
      произвести необходимые финансово-экономические расчеты;
      изучить зарубежный опыт, провести сравнительно-правовой анализ.
      9. Концепция законопроекта должна излагаться письменно, по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
      Разработка концепции законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни, материалов научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, обращений физических и юридических лиц, материалов, предоставляемых неправительственными организациями, информации, содержащейся в средствах массовой информации.
      Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным действующим законодательством. В качестве аргументации необходимо приводить примеры из практики с указанием краткой фабулы имевшихся ситуаций, мнения о правильности применения норм закона, выводы и предложения.
      При прогнозировании социальных последствий проводится анализ воздействия, которое может оказать принятие акта на развитие общества в целом, так и его отдельных социальных групп, на повышение уровня и качества жизни: влияние на уровень образования и занятости населения, социальную структуру общества, доступность услуг здравоохранения, улучшение жилищных условий, развитие институтов гражданского общества и другие последствия.
      При прогнозировании финансово-экономических последствий оцениваются связанные с принятием акта:
      прямые и косвенные расходы из республиканского и местного бюджета;
      расходы правоприменителей и иных субъектов реализации норм акта;
      доходы республиканского и местного бюджета, а также доходы физических и юридических лиц;
      иные расходы и доходы, а также иной экономический эффект (влияние на развитие конкуренции;
      доступность кредитных ресурсов;
      создание новых рабочих мест и другие последствия).
      При прогнозировании экологических последствий оценивается направление, характер и степень воздействия, которое будет оказываться на окружающую среду в результате принятия акта.
      В рамках прогнозирования правовых последствий оценивается влияние будущего акта на существующий механизм правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере, в частности: наличие пробелов и противоречий в законодательстве, неэффективных и декларативных норм, отсутствие механизма реализации прав и обязанностей.
      При прогнозировании криминологических последствий осуществляется анализ концепции законопроекта на предмет соответствия ее потребностям общества, государства и государственной политике в сфере борьбы с преступностью посредством выявления в нем положений (пробелов, иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению правонарушений, создающих возможность на законных основаниях уклонения от предусмотренных мер ответственности, а также выявления иных последствий криминогенного либо антикриминогенного характера в результате принятия такого акта.
      К информации о предполагаемых финансовых затратах из государственного бюджета должны прилагаться соответствующие финансовые расчеты.
      При прогнозировании последствий оценивается влияние будущего акта на целевые индикаторы, показатели, риски стратегического плана государственного органа.";
       пункт 14 изложить в следующей редакции:
      "14. Разработка законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни.".
      4. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072 "Об утверждении Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 41, ст. 454):
       пункт 3 изложить в следующей редакции:
      "3. Министерству юстиции Республики Казахстан:
      1) обеспечить межведомственную координацию работы юридических служб государственных органов посредством обмена управленческой информацией, регулярного напоминания об исполнении Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, информирования о состоянии законопроектной работы;
      2) обеспечить проведение ежегодной стажировки сотрудников юридических служб государственных органов в структурных подразделениях Министерства юстиции Республики Казахстан, согласно графику, утверждаемому Министром юстиции Республики Казахстан;
      3) не позднее 10-го января и 10-го июля по итогам полугодия и года информировать первых руководителей государственных органов о результатах проведенной стажировки;
      4) ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о состоянии законопроектной работы в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан;
      5) ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию об исполнении Плана законопроектных работ текущего года в Администрацию Президента Республики Казахстан.".

Приложение        
к постановлению Правительства
Республики Казахстан  
от 4 июня 2009 года № 822

Приложение 5       
к Регламенту Правительства
Республики Казахстан  

                           СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ
              к проекту Закона Республики Казахстан

1.

Инициатор законопроекта (полное
наименование органа)

 

2.

Состав рабочей группы по подготовке
законопроекта

 

3.

Головной комитет по законопроекту

 

4.

Дата регистрации законопроекта в
Парламенте Республики Казахстан

 

5.

*Заключения по законопроекту постоянных
комитетов Парламента Республики Казахстан

 

6.

*Научная экспертиза законопроекта

 

*Принятые и непринятые замечания
заключения научной экспертизы

 

*Обоснования причин непринятия замечаний
заключения научной экспертизы

 

7.

*Экспертные заключения аккредитованных
объединений субъектов частного
предпринимательства

 

*Принятые и непринятые замечания
экспертных заключений аккредитованных
объединений субъектов частного
предпринимательства

 

*Обоснования причин непринятия замечаний
заключения аккредитованных объединений
субъектов частного предпринимательства

 

8.

*Изменения и дополнения, вносимые в
процессе доработки законопроекта

 

9.

Кому поручено выступить с докладом по
законопроекту

 

10.

Наличие альтернативных проектов

 

11.

Дата рассмотрения законопроекта
Парламентом Республики Казахстан в первом
чтении и его результаты

 

12.

Головной комитет (комиссия), другой
орган, которому поручены доработка
законопроекта и подготовка его ко второму
чтению

 

13.

Вынесение законопроекта на народное
обсуждение и его сроки

 

14.

Заключение по законопроекту Комитета
(перед вторым чтением)

 

15.

Дата рассмотрения законопроекта
Парламентом Республики Казахстан во
втором чтении и его результаты

 

16.

Время вступления закона в силу

 

17.

Прочие условия

 

* Примечание: в случае значительного объема информации, допускается оформление отдельным приложением к Справочному листу.