В целях совершенствования законопроектной деятельности Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
1. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 июня 2009 года № 822
Изменения и дополнения, которые вносятся в
некоторые решения Правительства Республики Казахстан
1. В
постановлении
Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 16, ст. 172):
в
Правилах
проведения научной экспертизы, утвержденных указанным постановлением:
в
пункте 2
:
в абзаце первом слово ", антикоррупционная" исключить;
в абзацах третьем и четвертом после слова "проектов" дополнить словом "подзаконных";
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"По проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение Парламента Республики Казахстан, проведение научной антикоррупционной экспертизы обязательно, за исключением случаев внесения проектов законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, когда научная антикоррупционная экспертиза может не проводиться.";
в
пункте 3
:
абзац первый дополнить предложением следующего содержания:
"Направление на проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концепций законопроектов может также осуществляться Министерством юстиции в ходе подготовки материалов к заседанию Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, по результатам ее заседания, при формировании проектов плановых и программных документов, в случаях необходимости ускоренной разработки законопроектов.";
абзац третий исключить;
пункт 5
дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
"5-1) определение наличия причин и условий для ущемления права на гендерное равенство в связи с принятием законопроекта;";
в
пункте 10-1
:
абзац второй дополнить словами ", утвержденным
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 (далее - Регламент Правительства Республики Казахстан);";
абзац третий дополнить словами "после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.";
дополнить пунктом 10-2 следующего содержания:
"10-2. Ответственность за соответствие текста научной экспертизы тексту законопроекта на каждой стадии разработки законопроекта несут Организаторы экспертизы.";
абзац шестой пункта 11 изложить в следующей редакции:
"Дополнительная научная экспертиза проводится в случае внесения концептуальных изменений в проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта в результате его доработки, а также до внесения в Правительство Республики Казахстан после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.";
в пункте 15:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Дополнительная и повторная научная экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие пять рабочих дней со дня представления эксперту проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта и материалов к ним.";
в абзаце втором слово "десять" заменить словом "пять";
абзац третий
пункта 23
дополнить предложением следующего содержания:
"Копию соответствующих обоснований Организатор экспертизы одновременно предоставляет эксперту.".
2. В
постановлении
Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 "О Регламенте Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 44, ст. 443):
в
Регламенте
Правительства Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
в абзаце третьем
пункта 90
слова "сопроводительном письме" заменить словами "справочном листе";
в абзаце втором
пункта 91
слова "пояснительной записке" заменить словами "справочном листе";
дополнить пунктом 91-1 следующего содержания:
"91-1. Если для обеспечения действия закона Республики Казахстан необходимо принятие подзаконного нормативного правового акта, государственный орган-разработчик законопроекта с целью всесторонней проработки законопроекта одновременно вносит на рассмотрение государственных органов проекты подзаконных нормативных правовых актов, необходимые для реализации законопроекта.
В случае, если разработка проекта подзаконного нормативного правового акта относится к компетенции другого государственного органа, то он представляет по запросу государственного органа-разработчика законопроекта соответствующий проект подзаконного акта.";
в
подпункте 12)
пункта 95 слова "установленной формы" заменить словами "по форме согласно приложению 5 к настоящему Регламенту;";
подпункт 2)
пункта 114 изложить в следующей редакции:
"2) конкретные сроки разработки и внесения нормативных правовых актов, которые не должны превышать одного месяца со дня вступления в силу законодательного акта, за исключением нормативных правовых актов, для которых в законодательном акте предусмотрены более поздние сроки введения в действие (не менее чем за месяц до введения их в действие), а также исполнения иных поручений, содержащихся в проекте распоряжения;";
дополнить приложением 5 согласно приложению к настоящему постановлению.
3. В
постановлении
Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840 "Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 34, ст. 344):
в
Правилах
организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:
в
пункте 6
после слов "Министерством юстиции Республики Казахстан" дополнить словами "в сроки, не превышающие пятнадцать календарных дней с момента их внесения в Министерство юстиции Республики Казахстан,";
пункты 8
и
9
изложить в следующей редакции:
"8. При разработке концепции законопроекта разработчику необходимо:
проанализировать действующее законодательство в соответствующей области правового регулирования, определить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), выявить пробелы, коллизии в законодательстве, устаревшие нормы либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения, причины неправильного применения действующего законодательства;
изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию, произвести исследование прогнозируемых социальных, финансово-экономических, экологических, правовых, криминологических и иных последствий принятия нормативного правового акта, возможные тенденции и варианты развития общественных отношений в определенной сфере в связи с принятием акта;
произвести необходимые финансово-экономические расчеты;
изучить зарубежный опыт, провести сравнительно-правовой анализ.
9. Концепция законопроекта должна излагаться письменно, по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
Разработка концепции законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни, материалов научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, обращений физических и юридических лиц, материалов, предоставляемых неправительственными организациями, информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным действующим законодательством. В качестве аргументации необходимо приводить примеры из практики с указанием краткой фабулы имевшихся ситуаций, мнения о правильности применения норм закона, выводы и предложения.
При прогнозировании социальных последствий проводится анализ воздействия, которое может оказать принятие акта на развитие общества в целом, так и его отдельных социальных групп, на повышение уровня и качества жизни: влияние на уровень образования и занятости населения, социальную структуру общества, доступность услуг здравоохранения, улучшение жилищных условий, развитие институтов гражданского общества и другие последствия.
При прогнозировании финансово-экономических последствий оцениваются связанные с принятием акта:
прямые и косвенные расходы из республиканского и местного бюджета;
расходы правоприменителей и иных субъектов реализации норм акта;
доходы республиканского и местного бюджета, а также доходы физических и юридических лиц;
иные расходы и доходы, а также иной экономический эффект (влияние на развитие конкуренции;
доступность кредитных ресурсов;
создание новых рабочих мест и другие последствия).
При прогнозировании экологических последствий оценивается направление, характер и степень воздействия, которое будет оказываться на окружающую среду в результате принятия акта.
В рамках прогнозирования правовых последствий оценивается влияние будущего акта на существующий механизм правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере, в частности: наличие пробелов и противоречий в законодательстве, неэффективных и декларативных норм, отсутствие механизма реализации прав и обязанностей.
При прогнозировании криминологических последствий осуществляется анализ концепции законопроекта на предмет соответствия ее потребностям общества, государства и государственной политике в сфере борьбы с преступностью посредством выявления в нем положений (пробелов, иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению правонарушений, создающих возможность на законных основаниях уклонения от предусмотренных мер ответственности, а также выявления иных последствий криминогенного либо антикриминогенного характера в результате принятия такого акта.
К информации о предполагаемых финансовых затратах из государственного бюджета должны прилагаться соответствующие финансовые расчеты.
При прогнозировании последствий оценивается влияние будущего акта на целевые индикаторы, показатели, риски стратегического плана государственного органа.";
пункт 14
изложить в следующей редакции:
"14. Разработка законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни.".
4. В
постановлении
Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072 "Об утверждении Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 41, ст. 454):
пункт 3
изложить в следующей редакции:
"3. Министерству юстиции Республики Казахстан:
1) обеспечить межведомственную координацию работы юридических служб государственных органов посредством обмена управленческой информацией, регулярного напоминания об исполнении Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, информирования о состоянии законопроектной работы;
2) обеспечить проведение ежегодной стажировки сотрудников юридических служб государственных органов в структурных подразделениях Министерства юстиции Республики Казахстан, согласно графику, утверждаемому Министром юстиции Республики Казахстан;
3) не позднее 10-го января и 10-го июля по итогам полугодия и года информировать первых руководителей государственных органов о результатах проведенной стажировки;
4) ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о состоянии законопроектной работы в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан;
5) ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию об исполнении Плана законопроектных работ текущего года в Администрацию Президента Республики Казахстан.".
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 4 июня 2009 года № 822
Приложение 5
к Регламенту Правительства
Республики Казахстан
СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ
к проекту Закона Республики Казахстан
1. |
Инициатор законопроекта (полное
|
|
2. |
Состав рабочей группы по подготовке
|
|
3. |
Головной комитет по законопроекту |
|
4. |
Дата регистрации законопроекта в
|
|
5. |
*Заключения по законопроекту постоянных
|
|
6. |
*Научная экспертиза законопроекта |
|
*Принятые и непринятые замечания
|
|
|
*Обоснования причин непринятия замечаний
|
|
|
7. |
*Экспертные заключения аккредитованных
|
|
*Принятые и непринятые замечания
|
|
|
*Обоснования причин непринятия замечаний
|
|
|
8. |
*Изменения и дополнения, вносимые в
|
|
9. |
Кому поручено выступить с докладом по
|
|
10. |
Наличие альтернативных проектов |
|
11. |
Дата рассмотрения законопроекта
|
|
12. |
Головной комитет (комиссия), другой
|
|
13. |
Вынесение законопроекта на народное
|
|
14. |
Заключение по законопроекту Комитета
|
|
15. |
Дата рассмотрения законопроекта
|
|
16. |
Время вступления закона в силу |
|
17. |
Прочие условия |
|
* Примечание: в случае значительного объема информации, допускается оформление отдельным приложением к Справочному листу.