В соответствии со
статьей 62
Бюджетного кодекса
Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2009-2011 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2009 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 декабря 2008 года № 1222
Стратегический план
Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан на 2009-2011 годы
г. Астана
1.
Миссия
и видение
2.
Анализ
текущей ситуации
3.
Стратегические
направления, цели и задачи деятельности
Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан
4.
Функциональные
возможности и возможные риски Министерства охраны
окружающей среды Республики Казахстан
5.
Перечень
программных и иных нормативных правовых документов
6.
Бюджетные
программы
Миссия:
создание условий по сохранению, восстановлению и улучшению качества окружающей среды, обеспечению перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Видение:
экологическое законодательство и механизмы его соблюдения на основе наилучшей международной практики и стандартов обеспечивают снижение эмиссий в окружающую среду, внедрение наилучших технологий и природоохранные мероприятия обеспечивают рациональное использование и восстановление природных ресурсов, институциональные меры позволяют внедрить принципы устойчивого развития в различные сферы социально-экономического развития страны, модернизация системы мониторинга окружающей среды и гидрометслужбы обеспечивает надежное прогнозирование погоды, стихийных природных явлений и доступность населения к информации о состоянии окружающей среды.
Утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216
Концепция
перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы (далее - Концепция) ставит в качестве приоритетов вопросы эффективности использования ресурсов и энергии, сбалансированную демографическую политику, обеспечение экологической устойчивости. Тем самым повышается роль государства в решении вопросов экологии и охраны окружающей среды.
Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 27 сентября 2007 года № 848 приняты целевые показатели перехода к устойчивому развитию. В этом документе определены конкретные значения ключевых экономических, социальных, экологических параметров, которые наша страна намечает достичь к 2009, 2012, 2018 и 2024 годам.
Принятие в 2007 году
Экологического кодекса
Республики Казахстан позволило обеспечить его соответствие международным стандартам и гармонизировать применяемые Казахстаном принципы с наилучшим международным опытом.
В то же время интенсивное развитие отечественной индустрии на современном этапе, сопровождаемое нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, требуют применения более прогрессивных механизмов по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Выбросы промышленных предприятий Казахстана в атмосферу составляют порядка трех миллионов тонн в год, из которых 85 % приходится на 43 крупных предприятия. Продолжается процесс загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, основной причиной которых является сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод. Ежегодные сбросы в водные объекты составляют порядка 2,5 миллионов тонн. По-прежнему остро стоит проблема доступа населения к качественной питьевой воде.
Несмотря на отдельные положительные сдвиги, в целом еще не удалось заметно снизить отрицательное влияние на здоровье людей и экосистему таких факторов, как загрязнение воздуха, почвы и воды.
Все более угрожающими становятся объемы загрязнения воздуха автомобильным транспортом, что обусловлено стремительным ростом численности автотранспортных средств на территории республики. Данная проблема наиболее актуальна для крупных городов республики, где вклад автотранспорта в загрязнение воздушного бассейна достигает 60 % и более от общегородского валового выброса. Необходимо введение новых нормативов и законодательных актов по экологической безопасности автотранспорта, международных стандартов в части технических требований к автотранспортным средствам и автомоторным топливам, а также научно-обоснованная оценка экологического воздействия автотранспортных средств.
Остается крайне неудовлетворительной ситуация с производственными отходами. Принимаемые меры пока не приближают нас к стандартам развитых стран. К настоящему времени на казахстанских предприятиях накоплено порядка 16 миллиардов тонн отходов. Ежегодно их количество возрастает более чем на 650 миллионов тонн, тогда как утилизируется около 15 % образовавшихся отходов. Для сравнения: в развитых странах этот показатель превышает 30 %.
В этой связи наиболее проблемными вопросами выступают:
1) загрязнение воздушного бассейна крупных городов и промышленных центров. Каспийский и Балхашский регионы;
2) загрязнение поверхностных и подземных вод, трансграничные водные проблемы;
3) накопление промышленных и бытовых отходов;
4) неудовлетворительное состояние систем водоотведения и канализационных очистных сооружений;
5) процессы опустынивания;
6) Аральская и Семипалатинская зоны экологического бедствия;
7) "исторические" загрязнения.
Для решения указанных проблем в качестве первого стратегического направления выделена стабилизация и улучшение качества окружающей среды, в цели которой входит снижение эмиссий в окружающую среду и восстановление природной среды.
Снижение эмиссий в окружающую среду будет обеспечиваться посредством диверсификации и технического перевооружения индустриальных объектов, внедрения наилучших доступных технологий, реализации
Программы
"30 корпоративных лидеров". По опыту Евросоюза, вводятся комплексные экологические разрешения, включающие помимо нормативов эмиссий также критерии энергоэффективности, энерго и ресурсосбережения, а также сроки и порядок перехода к наилучшим доступным технологиям. Будет внедрено экологическое нормирование на основе целевых показателей качества окружающей среды, а также значительно будет сокращен список нормируемых веществ.
С целью снижения нагрузки на окружающую среду от добычи сырой нефти и попутного газа, на предприятия которых приходится 10 % выбросов в атмосферу страны от стационарных источников и образование значительной доли токсичных отходов, будет организована государственная сертификация предприятий по нефтедобыче, переработке и транспортировке на соответствие экологическим стандартам по принципу "Жасыл мунай - Зеленая нефть".
С вводом в действие
Технического регламента
о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемым в обращение на территории Республики Казахстан, на экологическом этапе Евро-2 с января 2009 года будут запрещены производство и импорт автомоторного топлива, не соответствующего характеристикам, указанных в приложении 3 и ввоз в Казахстан автомобилей, не соответствующих приложению 4 указанного технического регламента. С 2011 года на экологическом этапе Евро-3 требования к характеристикам топлива и автотранспортным средствам при их выпуске в эксплуатацию и эксплуатации на территории республики будут ужесточены. В целях снижения выбросов автотранспорта Министерство предусматривает усиление государственного экологического контроля за соблюдением вышеуказанного технического регламента, а также за качеством реализуемого автомобильного топлива в розничной сети.
Основным препятствием на данном этапе является отсутствие соответствующих приборов и аппаратуры для анализа выхлопных газов и качества бензина, потребность в среднем оценивается минимум по два прибора для крупных городов страны. Кроме того, для вывода из эксплуатации старых автомобилей необходимо пересмотреть налог на автотранспортные средства, который должен учитывать как мощность двигателя, так и год его выпуска по принципу: чем старее авто - тем больше налог.
Необходимо внедрить эколого-экономические механизмы стимулирования природопользователей, в том числе обеспечить переход к экологическим налогам, повысить эффективность государственного экологического регулирования и контроля, расширить практику стимулирования природопользователей к внедрению систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами ISO 14001. Это позволит повысить конкурентоспособность казахстанских компаний в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Будут приняты меры по созданию национальной системы мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов и созданию уполномоченного органа по регулированию деятельности по
Киотскому протоколу
.
Будет обеспечено эффективное функционирование разрешительной системы с поэтапным переходом всех крупнейших природопользователей к получению комплексных экологических разрешений, включающих не только параметры эмиссий в окружающую среду, но и обязательные требования к энерго- и ресурсосбережению, внедрению наилучших доступных технологий.
В соответствии с международным опытом, работа системы государственного природоохранного контроля будет направлена на конечную результативность, заключающейся в строгом соблюдении экологического законодательства, реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, исполнение применяемых санкций. Указанные меры позволят повысить позицию Казахстана по индикатору Глобального индекса конкурентоспособности "Строгость экологических правил", который предусматривает регулирование поведения людей по отношению к природе законодательным путем. По данному индикатору Казахстан занимает в настоящее время 95 место. С внедрением новых нормативных документов, закрепляющих обязательства и ответственность "загрязнителей" за издержки, связанные с загрязнением окружающей среды по их вине, позиция Казахстана по данному индексу в 2011 году повысится до 93 места.
Для реализации цели по восстановлению природной среды планируются дальнейшие шаги по обеспечению реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем водоотведения и канализационных очистных сооружений в городах Тараз, Актобе, Атырау, Уральск, Усть-Каменогорск, Семей, Актау, Курык, Бейнеу, Жанаозен, Балхаш и других, ликвидации исторических загрязнений и обеспечение комплекса мероприятий по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия. Будут продолжены работы по выполнению поручений Президента страны о ликвидации исторических загрязнений шестивалентным хромом в Актобе и свинцом в Шымкенте, для чего будут разработаны современные технологии очистки окружающей среды. Будут приняты дальнейшие меры по очистке территории Казахстана от стойких органических загрязнителей, предотвращению загрязнения казахстанской части Каспийского моря. Будут предприниматься меры по ликвидации биологического загрязнения ("заиливания") крупных казахстанских озер, в частности озер Боровое, Щучье, Жукей в Акмолинской области.
Повсеместно будут усилены требования к режиму особо охраняемых природных территорий.
Вторым стратегическим направлением
определяем создание механизмов перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию. Достижение устойчивого развития требует соблюдения принципов оптимального сочетания экономических, социальных и экологических факторов, и защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Устойчивое развитие необходимо для достижения целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Принцип устойчивого развития также заложен в основу стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в
Послании
Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
Для обеспечения перехода страны к устойчивому развитию и осуществления межотраслевой координации по вопросам обеспечения экологически устойчивого развития общества Министерством планируется:
1) создать эффективные механизмы внедрения принципов и целевых показателей устойчивого развития во все сферы государственного управления;
2) снизить эмиссии промышленных предприятий в окружающую среду за счет установления целевых показателей и квот, повышения эффективности государственного контроля, внедрения эколого-экономического стимулирования;
3) активизировать роль Казахстана в обеспечении трансграничного и международного взаимодействия в вопросах экологии и сохранения климата.
В соответствии с Планом мероприятий на 2007-2009 годы по реализации Концепции принимаются меры по включению принципов устойчивого развития во все государственные и отраслевые программы. Разработаны количественные критерии отнесения технологий к категории "прорывных". На основе 12 установочных параметров Концепции Правительством Республики Казахстан утверждены 32 межотраслевых целевых показателя перехода к устойчивому развитию. Данные целевые показатели подлежат непрерывному и систематическому анализу, коррекции и мониторингу. Необходимо обеспечить разработку и мониторинг целевых показателей устойчивого развития по регионам страны и отраслям экономики. Предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране.
Правительством Республики Казахстан принята и реализуется
Программа
"Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы". В настоящее время Министерством разработана модель создания трансграничной зоны устойчивого развития на примере Жайык-Каспийской, на основе которой предполагается разработка региональных планов мероприятий по переходу к устойчивому развитию для восьми зон устойчивого экосистемного развития по бассейновому принципу.
Будет осуществляться деятельность Евразийского центра воды, направленного на комплексное решение проблем использования и охраны водных ресурсов на континенте, обеспечение трансферта технологий. Евразийский центр воды призван осуществлять ведение и мониторинг кадастров питьевых вод, их обязательную сертификацию и контроль качества, в соответствии с целевыми показателями, установленными Правительством Республики Казахстан.
В настоящее время гидроэнергетический потенциал нашей страны оценивается в 170 миллиардов киловатт часов в год. Потенциально возможная выработка солнечной энергии оценивается в 2,5 миллиарда киловатт часов в год. В рамках данного направления планируется создание законодательной базы эффективного использования возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии. В 2009 году будет принят законопроект "О поддержке использования возобновляемых источников энергии", направленный на поддержку альтернативных источников энергии, в разработке которого Министерство является основным соисполнителем. Работа в данном направлении позволит повысить долю альтернативных источников энергии в республике не менее 0,03 % к 2011 году. Таким образом, в 2009-2011 годы будут созданы предпосылки для обеспечения перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию, улучшения качества окружающей среды на всей территории Казахстана.
Следующий важный комплекс задач Министерства - внедрение современной системы экологического мониторинга и обеспечения гидрометеорологической безопасности Республики Казахстан.
По имеющимся оценкам, ежегодные экономические потери Казахстана за счет недооснащенности метеослужбы составляют порядка 200 миллионов долларов США. Это связано с тем, что доля погодозависимых отраслей в структуре ВВП нашей страны составляет 45 %.
Министерством разработана Концепция создания и ведения единой государственной системы мониторинга, которая утверждена совместным приказом 10 заинтересованных государственных органов. С текущего года внедряется система аэрокосмического мониторинга, что даст возможность с большой точностью определять объемы сжигания газа на факельных установках, площади нефтяных разливов как в морской среде, так и на земле.
Совместно с экспертами Всемирного банка разработаны принципы реформирования гидрометеослужбы, которая во всем мире считается фактором обеспечения национальной безопасности. По их данным, значения ежегодных дополнительных выгод за счет улучшения состояния гидрометслужбы может принести порядка 5 долларов выгод экономике в виде предотвращенного ущерба на 1 доллар вложенных в техническую модернизацию.
Для обеспечения гидрометеорологической безопасности страны необходима модернизация Национальной гидрометеорологической службы Республики Казахстан (НГМС). Министерством предлагается поэтапное переоснащение службы на уровне, лучшей мировой практики. Разрабатываемый в настоящее время Комплекс мер по модернизации НГМС Республики Казахстан на 2009-2011 годы с перспективой до 2015 года предусматривает формирование новой модели мониторинга окружающей среды, основанной на автоматических системах по наблюдениям за качеством воды, атмосферным воздухом, радиацией и почвой, открытие лабораторий экспресс-анализов на трансграничных реках, использование усовершенствованных методик измерения, создание моделей численных прогнозов погоды, развитие метеорологических и гидрологических прогнозов и систем раннего предупреждения об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях.
С целью улучшения качества и своевременности обслуживания предполагается развитие всех компонентов инфраструктуры, современных средств создания и распространения гидрометеорологической и экологической продукции.
В рамках данного направления планируется обеспечение координации ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Министерством проведен подготовительный этап создания Единой системы мониторинга, преодолены межведомственные барьеры, создана правовая база и Государственный кадастр природных ресурсов Республики Казахстан. Для того, чтобы вся эта система заработала, необходимо на втором этапе создать центр Единой государственной системы мониторинга окружающей и провести совершенствование системы сбора информации и получения данных на ведомственной сети мониторинга.
Необходимая сумма финансирования первого этапа модернизации НГМС Казахстана (2009-2011 гг.) составляет 33 млрд. тенге. Выделяемые из республиканского бюджета финансовые средства на эти цели в сумме 4,4 млрд. тенге позволяют покрыть расходы лишь на замену морально устаревших приборов и оборудования на наблюдательной сети, без необходимого увеличения количества наблюдательных пунктов, что приведет только частично к улучшению показателей по оправдываемости прогнозов и эффективности оценки качества состояния окружающей среды.
3. Стратегические направления, цели и задачи деятельности
Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды
2. Создание механизмов перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию
3. Модернизация и ведение гидрометеорологического и экологического мониторинга
Приложение 1
Стратегические направления, цели и показатели деятельности
Министерства охраны окружающей среды
Стратегические направления,
|
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
|||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
||
Стратегическое направление 1.
|
|
|
|
|
|
|
Цель 1.1. Снижение эмиссий в
|
|
|
|
|
|
|
Целевой индикатор
|
тонн на
|
0,31 |
0,30 |
0,29 |
0,28 |
0,27 |
2. Объем переработки отходов
|
% |
15,0 |
15,0 |
15,5 |
16,0 |
18,0 |
3. Сбросы загрязняющих
|
тонн на
|
0,20 |
0,19 |
0,185 |
0,18 |
0,17 |
Задача 1.1.1. Разработка и
|
|
|
|
|
|
|
Объем установленных значений
|
млн.
|
3,53 |
3,45 |
3,4 |
3,35 |
3,3 |
Проведение процедуры
|
% |
35 |
80 |
100 |
100 |
100 |
Задача 1.1.2. Формирование
|
|
|
|
|
|
|
Внедрение научно-
|
% |
30 |
45 |
50 |
55 |
60 |
Количество разработанной
|
шт. |
50 |
- |
90 |
130 |
170 |
Повышение индекса «Строгость
|
место |
|
95 |
95 |
94 |
93 |
Задача 1.1.3.
|
|
|
|
|
|
|
Обеспечение соотношения между
|
% |
75,8 |
85 |
90 |
95 |
100 |
Количество разработанных
|
шт. |
|
|
3 |
3 |
1 |
Количество аккумулированных
|
шт. |
|
3 |
10 |
20 |
20 |
Задача 1.1.4.
|
|
|
|
|
|
|
Доля крупных объектов
|
% |
79 |
79 |
82 |
85 |
88 |
Доля крупных объектов
|
% |
83 |
83 |
85 |
88 |
90 |
Доля крупных объектов
|
% |
65 |
65 |
67 |
70 |
75 |
Доля крупных объектов
|
% |
62 |
62 |
64 |
70 |
75 |
Доля природопользователей,
|
% |
94 |
94 |
95 |
97 |
98 |
Количество нарушений
|
% |
1,10 |
1,10 |
0,89 |
0,79 |
0,69 |
Выполненных предписаний
|
% |
84 |
84 |
85 |
88 |
90 |
Проведение обязательных
|
кол-во,
|
|
|
10 |
10 |
10 |
Внедрение комплексных систем
|
% к
|
|
|
1 |
3 |
5 |
Задача 1.1.5. Материально-
|
|
|
|
|
|
|
Приобретение и строительство
|
кол-во,
|
|
|
1 |
4 |
3 |
Аккредитация лабораторий по
|
кол-во |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
Приобретение морского судна с
|
кол-во
|
|
|
1 |
|
|
Цель 1.2. Восстановление
|
|
|
|
|
|
|
Целевой индикатор
|
кол-во,
|
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Приостановление и
|
млн. га |
204,38 |
204,35 |
204,34 |
204,27 |
204,17 |
Задача 1.2.1. Реализация
|
|
|
|
|
|
|
Количество реализуемых
|
шт. |
|
|
6 |
10 |
2 |
Задача 1.2.2. Проведение
|
|
|
|
|
|
|
Проведение научных
|
шт. |
|
|
2 |
4 |
3 |
Задача 1.2.3. Приостановление
|
|
|
|
|
|
|
Приостановление и
|
млн. га |
204,38 |
204,35 |
204,34 |
204,27 |
204,17 |
Процент очищенной территории
|
% |
|
|
|
50 |
100 |
Стратегическое направление 2.
|
|
|
|
|
|
|
Цель 2.1. Формирование
|
|
|
|
|
|
|
Целевой индикатор
|
|
63,8 |
64 |
64,5 |
65 |
66 |
2. Показатель эффективности
|
|
0,31 |
0,32 |
0,33 |
0,34 |
0,35 |
3. Энергоемкость экономики |
тонн
|
16,6 |
16 |
15 |
12,5 |
11,3 |
Задача 2.1.1. Внедрение
|
|
|
|
|
|
|
Количество регионов, для
|
кол-во |
|
2 |
4 |
10 |
|
Количество регионов, для
|
кол-во |
1 |
2 |
3 |
10 |
|
Задача 2.1.2. Оценка рисков
|
|
|
|
2 |
5 |
10 |
Разработка и внедрение
|
кол-во,
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Цель 2.2. Углубление
|
|
|
|
|
|
|
Целевой индикатор
|
кол-во,
|
|
1 |
|
1 |
1 |
2. Проведение крупных
|
кол-во,
|
|
|
|
1 |
1 |
Задача 2.2.1. Активизация
|
|
|
|
|
|
|
Проведение международных
|
кол-во,
|
|
|
|
1 |
1 |
Задача 2.2.2. Осуществлять
|
|
|
|
|
|
|
Участие в подготовке проектов
|
кол-во,
|
|
1 |
1 |
|
|
Разработка концепции
|
кол-во,
|
|
|
1 |
|
|
Цель 2.3. Ориентирование
|
|
|
|
|
|
|
Целевой индикатор
|
% |
0,023 |
0,026 |
0,028 |
0,03 |
0,03 |
Задача 2.3.1. Создание
|
|
|
|
|
|
|
Принятие Указа Президента
|
кол-во |
|
|
2 |
|
|
Внедрение механизма
|
кол-во,
|
|
|
|
|
1 |
Задача 2.3.2. Разработка и
|
|
|
|
|
|
|
Достижение высоких стандартов
|
кол-во,
|
|
|
|
|
1 |
Стратегическое направление 3.
|
|
|
|
|
|
|
Цель 3.1. Обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
Целевой индикатор
|
% |
88 |
88 |
88 |
88 |
88 |
2) долгосрочных
|
% |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
3) долгосрочных
|
% |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
Задача 3.1.1. Развитие
|
|
|
|
|
|
|
Ввод в эксплуатацию пунктов
|
шт. |
|
|
|
|
4 |
Увеличение количества водных
|
|
2 |
8 |
5 |
1 |
1 |
Задача 3.1.2. Модернизация
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение пропускной
|
килобит
|
28,8 |
28,8 |
28,8 |
64 |
64 |
Задача 3.1.3. Модернизация
|
|
|
|
|
|
|
Внедрение автоматизированных
|
шт. |
|
|
9 |
|
11 |
Задача 3.1.4.
|
|
|
|
|
|
|
Создание и развитие Службы
|
|
|
|
1 |
|
|
Задача 3.1.5. Обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
Завершение строительства
|
ед. |
|
|
1 |
2 |
3 |
Приобретение помещения для
|
ед. |
|
|
|
1 |
|
Цель 3.2. Совершенствование
|
|
|
|
|
|
|
Целевой индикатор
|
% |
58 |
60 |
60 |
60 |
61 |
Задача 3.2.1. Обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение времени
|
час. |
до 48 |
до 48 |
до 48 |
до 48 |
до 60 |
Задача 3.2.2. Обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
Расширение спектра
|
кол-во
|
до 5 |
до 5 |
до 5 |
до 6 |
до 6 |
4. Функциональные возможности Министерства охраны
окружающей среды и возможные риски
В рамках проводимой административной реформы Министерством создан Комитет экологического регулирования и контроля (далее - Комитет), которому переданы регулятивные и контрольные функции в области охраны окружающей среды. Все территориальные подразделения в настоящее время формируются не по административно-территориальному, а по бассейновому принципу, что позволит обеспечить эффективное природопользование и сохранение природных ресурсов на основе единого подхода к управлению территориями, относящимися к целостным экологическим системам. Количество территориальных подразделений сокращено с 16 до 8 единиц и они непосредственно подчиняются Комитету. Министерством будет продолжена системная работа по совершенствованию внутренней среды и улучшению результатов деятельности.
Для достижения поставленных стратегических направлений, целей необходима дальнейшая реализация Экологического кодекса, гармонизация нормативов качества окружающей среды с международными стандартами. Необходимо внедрить единую систему управления отходами производства и потребления, обеспечить очистку территории страны от исторических загрязнений и решить проблему загрязнения воздуха в крупных городах транспортом.
Для формирования эффективной эколого-экономической системы, способствующей внедрению наилучших доступных, экологичных и прорывных технологий необходимо дальнейшее совершенствование системы экологического регулирования и контроля, постоянное повышение технического оснащения государственного природоохранного контроля. Установления промышленных предприятий целевых показателей и квот, повышения эффективности государственного контроля, внедрения эколого-экономического стимулирования. Внедрение на предприятиях системы управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ISO 14001, ведение экологических налогов, организация сертификации предприятий по нефтедобыче, переработке и транспортировке на соответствие экологическим стандартам. В рамках разграничения функций между центральными и местными исполнительными органами будут переданы на местный уровень функции по выдаче разрешений и проведению экологической экспертизы природопользователям, относящихся ко 2 и 3 категории.
Для обеспечения перехода к устойчивому развитию и повышение Йельского индекса экологической устойчивости для Республики Казахстан необходимо внедрение устойчивых моделей производства и потребления, использование новых и экологически безопасных технологий, повышение доли возобновляемых ресурсов и источников энергии в Республике Казахстан и внедрение механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии, обеспечение деятельности Евразийского центра воды.
Для организации достижения целей устойчивого развития в разрезе отраслей и регионов необходимо создание центра по проблемам устойчивого развития, ряда координационных центров в регионах, обеспечивающих реализацию региональных планов мероприятий по переходу к устойчивому развитию и проведение мониторинга целевых показателей.
Для решения экологических проблем трансграничного характера необходимо продолжение работ по созданию межрегиональных зон устойчивого развития по бассейновому принципу.
Для внедрения современной системы экологического мониторинга и обеспечения гидрометеорологической безопасности Республики Казахстан необходимо обеспечить реформирование национальной системы гидрометеорологического и экологического мониторинга перспективой до 2015 года.
Для улучшения и совершенствования деятельности Министерства будет проводиться рейтинговая оценка эффективности и качества деятельности территориальных подразделений Министерства, проводимая соответствующим комитетом. Проведение оценки позволит определить имеющиеся недостатки в детальности, выявить слабые места, повысить качество исполнения государственных услуг и внедрить систему управления охраной окружающей среды в территориальных управлениях.
Для обеспечения Министерства кадрами, сокращения текучести кадров необходимо постоянное повышение кадрового потенциала, привлечение квалифицированных специалистов, повышение уровня квалификации, а также стимулирование работников. Необходимо повышение качества и количества курсов обучения в области аудиторских экологических услуг и экологического страхования, проводимых Информационно-аналитическим центром при Министерстве. Для повышения качества и мониторинга исполнительской дисциплины расширить функциональное применение информационных программ на всех этапах прохождения документации.
В процессе своей деятельности Министерство может столкнуться с возникновением целого ряда рисков. В зависимости от типа и источника риска для их управления Министерством будут реализовываться стандартные и ситуативные специальные меры. Ниже представлен перечень основных рисков.
Наименование
|
Возможные
|
Механизмы и
|
1 |
2 |
3 |
Глобальные |
||
Нарастание
|
Возникновение
|
Принятие мер по снижению
|
Трансграничные
|
Неконтролируемая
|
Создание системы эффективного
|
Внутристрановые |
||
Повышение
|
Ухудшение состояния
|
Стимулирование перехода к
|
Возникновение
|
Неблагоприятные
|
Проведение инвентаризации
|
Загрязнение
|
Разрушение уникальных
|
Внедрение системы мониторинга
|
Институциональные |
||
Недостаточная
|
Обострение локальных
|
Выполнение надзорных функций
|
Отсутствие
|
Невозможность
|
Введение новых эколого-
|
Сохранение
|
Снижение точности
|
Реализация программы
|
Межведомственное взаимодействие
Стратегическое
|
Мероприятия, требующие межотраслевой
|
Стратегическое
|
|
Цель 1.1. Снижение
|
МТК, МЭМР - разработка и реализация мер по
|
Задача 1.1.1.
|
|
Задача 1.1.3.
|
МЭБП - законодательное обеспечение проведения
|
Задача 1.1.4.
|
МЭМР, МСХ, АЗР, МВД - работа по предотвращению
|
Цель 1.2.
|
|
Задача 1.2.1.
|
МЭБП - финансовое обеспечение мероприятий по
|
Задача 1.2.2.
|
МСХ - внедрение систем обустройства
|
Стратегическое
|
|
Цель 2.1.
|
МОН - принятие мер по интегрированию в учебные
|
Задача 2.1.1.
|
|
Задача 2.1.2.
|
МЗ - предоставление аналитической информации
|
Задача 2.2.1.
|
МИД - осуществление согласованной
|
Задача 2.3.1.
|
МЭМР, МСХ, Акиматы областей, городов Астаны и
|
Задача 2.3.2.
|
МСХ, МЭМР - совместная реализация проектов по
|
Стратегическое
|
МЭБП - своевременное обеспечение
|
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики
Казахстан
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов
Республики Казахстан
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан
АЗР - Агентство Республики Казахстан по управлению
земельными ресурсами
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МЧС - Министерство чрезвычайных ситуаций Республики
Казахстан
НКА - Национальное космическое агентство Республики
Казахстан
АИС - Агентство Республики Казахстан по информации и связи
5. Перечень программных и иных нормативных правовых документов
1.
Конституция
Республики Казахстан от 30 августа 1995 года
2.
Экологический Кодекс
Республики Казахстан от 9 января 2007 года
3.
Бюджетный Кодекс
Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года
4.
Закон
Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы"
5.
Указ
Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241 "О Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы"
6.
Указ
Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216 "О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы"
7.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2007 года № 163 "Об утверждении Программы "Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы"
8.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2008 года № 162 "Об утверждении Программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы"
9.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 27 сентября 2007 года № 848 "Об утверждении целевых показателей перехода к устойчивому развитию"
10.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1332 "О Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы"
11.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2007 года № 111-1 "Об утверждении Плана мероприятий на 2007-2009 годы по реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы".
Министерство охраны окружающей среды является администратором по 15-ти бюджетным программам, из которых 9 - текущие, 6 - бюджетные программы развития. Бюджетные программы разработаны по форме согласно приложениям 3 по каждой в отдельности.
Свод бюджетных программ представлен в приложении 5.
Общий объем финансирования по действующим бюджетным программам в 2008 году составит 9,4 млрд. тенге, в том числе по текущим бюджетным программам - 4,3 млрд. тенге, программам развития - 5,1 млрд. тенге.
В структуре бюджетных программ Министерства разработаны три новые бюджетные программы с общей суммой предполагаемых бюджетных расходов в плановый период 4,56 млрд. тенге: "Модернизация Национальной гидрометеорологической службы Республики Казахстан", "Внедрение принципов устойчивого развития в Республике Казахстан", "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на передаваемые административные функции в рамках разграничения полномочий между уровнями государственного управления".
Кроме этого, из программы 001 "Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды" исключены затраты капитальные затраты (ремонт, материально-техническое обеспечение, информационно техническое обеспечение и выделены в отдельные бюджетные программы. Проведено распределение средств по приоритетным мероприятиям, включаемым в Стратегические направления с точки зрения их финансирования.
Общие бюджетные расходы на реализацию Стратегического плана на 2009-2011 годы составляют 39,1 млрд. тенге, в том числе в 2009 году - 10 млрд. тенге, в 2010 году - 17,1 млрд. тенге и в 2011 году - 12,0 млрд. тенге.
Распределение расходов по стратегическим направлениям, целям, задачам и бюджетным программам представлено по форме согласно приложению 6.
Приложение 3 (001)
Бюджетная программа, направленная на предоставление услуг
по обеспечению деятельности государственного органа
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Услуги по сохранению восстановлению и улучшению качества окружающей
|
||||||
Описание |
Содержание аппаратов Министерства и его территориальных органов;
|
||||||
1. Стратегическое планирование, мониторинг, координация, и развитие системы
|
|||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Задача |
1.1.1. Разработка и реализация мер по снижению выбросов и сбросов в
|
||||||
1.1.2. Формирование научного обеспечения процессов снижения уровня
|
|||||||
1.1.3. Совершенствование эколого-экономических механизмов охраны
|
|||||||
1.1.5. Усиление материально-технического обеспечения территориальных
|
|||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Показатели
|
Ориентировочное
|
ед. |
823 |
450 |
300 |
200 |
100 |
Ориентировочное
|
ед. |
320 |
1600 |
100 |
110 |
115 |
|
Ориентировочное
|
ед. |
474 |
292 |
221 |
220 |
220 |
|
Количество проверяемых
|
ед. |
53 |
48 |
58 |
60 |
60 |
|
Показатели
|
Улучшение состояния окружающей человека природной среды и предупреждение
|
||||||
Показатели
|
Эффективное и качественное исполнение бюджетных программ |
||||||
Показатели
|
Сбросы загрязняющих
|
|
0,2 |
0,19 |
0,18 |
0,17 |
0,15 |
|
Уровень установленных
|
|
3,53 |
3,33 |
3,13 |
2,93 |
2,72 |
|
Удельный вес
|
% |
48,9 |
33,1 |
25,1 |
25 |
25 |
|
Количество
|
шт. |
|
|
3 |
3 |
1 |
|
Создание Регистра
|
ед. |
|
|
1 |
|
|
2. Обеспечение государственного экологического регулирования и контроля в области
|
|||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Задача |
1.1.1. Разработка и реализация мер по снижению выбросов и сбросов в
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Показатели
|
Ориентировочное
|
ед. |
720 |
796 |
1079 |
1098 |
1149 |
|
Ориентировочное
|
ед. |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
|
Ориентировочное
|
ед. |
10911 |
5671 |
9400 |
9520 |
9680 |
|
Ориентировочное
|
шт. |
62781 |
65050 |
24700 |
25800 |
26900 |
Показатели
|
X |
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
X |
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Процент обеспеченности
|
% |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
|
Удельный вес
|
% |
31 |
31 |
37 |
31 |
31 |
|
Процент охвата
|
% |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
Расходы на
|
|
тыс.
|
1 234 930 |
1 155 275 |
1 481 209 |
1 759 313 |
2 117 702 |
Приложение 3 (002)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Разработка качественных и количественных показателей (экологических
|
||||||
Описание |
Проведение мероприятий по разработке качественных и количественных
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Задача |
1.1.4. Совершенствование системы экологического регулирования и контроля |
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
2007 год |
2008 год |
2009
|
2010
|
2011
|
|
Показатели
|
Утверждение качественных и
|
шт. |
50 |
- |
40 |
40 |
40 |
Показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Утверждение качественных и
|
шт. |
50 |
- |
40 |
40 |
40 |
Расходы на
|
X |
тыс.
|
40 000 |
|
49 114 |
49 113 |
49 113 |
Приложение 3 (003)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор |
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Научные исследования в области охраны окружающей среды |
||||||
Описание |
Проведение научных исследований в области охраны окружающей среды |
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
2. Создание механизмов перехода Республики Казахстан к устойчивому
|
|||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Цель 1.2. Восстановление природной среды |
|||||||
Цель 2.1 Формирование инструментов сбалансированного развития |
|||||||
Цель 2.2. Углубление международного экологического сотрудничества и
|
|||||||
Цель 2.3. Ориентирование экономики и создание условий для эффективного
|
|||||||
Задачи |
1.1.1. Разработка и реализация мер по снижению выбросов и сбросов в
|
||||||
1.1.2. Формирование научного обеспечения процессов снижения уровня
|
|||||||
1.1.3. Совершенствование эколого-экономических механизмов охраны
|
|||||||
1.1.4. Совершенствование системы экологического регулирования и контроля |
|||||||
1.2.2. Проведение комплекса мер по улучшению экологической ситуации в
|
|||||||
1.2.3. Приостановление деградации природной среды, ликвидация
|
|||||||
2.1.1. Внедрение принципов устойчивого развития и разработка целевых
|
|||||||
2.1.2. Оценка рисков для здоровья населения от загрязнения окружающей
|
|||||||
2.2.1. Активизация международного сотрудничества с другими государствами
|
|||||||
2.2.2. Осуществление мероприятий по предупреждению загрязнения шельфа
|
|||||||
2.3.1. Создание правовой основы, стратегических документов в области
|
|||||||
2.3.2. Разработка и реализация проектов по эффективному использованию и
|
|||||||
Показатели |
|||||||
Наименование
|
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Обеспечение научно-
|
ед. |
75 |
89 |
100 |
110 |
120 |
Показатели
|
Повышение уровня оценки
|
% |
30 |
50 |
60 |
70 |
80 |
Показатели
|
Количество разработанных
|
% |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Показатели
|
Применение результатов
|
% |
50 |
55 |
60 |
75 |
75 |
Расходы на
|
Х |
тыс.
|
294 947 |
312 029 |
358 010 |
390 231 |
406 428 |
Приложение 3 (004)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор |
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Строительство и реконструкция объектов охраны окружающей среды |
||||||
Описание |
Предупреждение истощения и загрязнения природных ресурсов |
||||||
Стратегическое
|
Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.2. Восстановление природной среды |
||||||
Задачи |
1.2.1. Реализация проектов по строительству, реконструкции и
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011
|
|||
Показатели
|
Количество реализуемых
|
ед. |
|
|
|
1 |
|
Показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Развитие объектов охраны окружающей среды для улучшения экологической
|
||||||
Показатели
|
Количество построенных
|
|
|
|
|
1 |
|
Расходы на
|
X |
тыс.
|
899 260 |
1 360 243 |
2 310 560 |
1 924 350 |
|
Приложение 3 (006)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор |
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Ведение гидрометеорологического мониторинга |
||||||
Описание |
Обеспечение функционирования системы гидрометеорологического
|
||||||
Стратегическое
|
3. Модернизация и ведение гидрометеорологического и экологического
|
||||||
Цель |
3.2. Совершенствование гидрометеорологического и экологического
|
||||||
Задачи |
3.2.1. 0беспечение потребности государства и населения в
|
||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Выпуск: |
|
|
|
|
|
|
Ежедневных метеорологических и
|
шт. |
250 |
249 |
249 |
249 |
249 |
|
Ежемесячных бюллетеней погоды по
|
шт. |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
Прогнозов погоды на 2-е и 3-й сутки по
|
шт. |
4382 |
4382 |
4382 |
4382 |
4382 |
|
прогнозов погоды на неделю по 14
|
шт. |
732 |
728 |
728 |
728 |
728 |
|
прогнозов погоды на декаду по 14
|
шт. |
504 |
504 |
504 |
504 |
504 |
|
ежедневных снеголавинных бюллетеней в
|
шт. |
88 |
89 |
90 |
90 |
90 |
|
ежедневных селевых бюллетеней в период
|
шт. |
71 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
еженедельных бюллетеней по Каспийскому
|
шт. |
52 |
52 |
52 |
52 |
52 |
|
ежедекадных агрометеорологических
|
шт. |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
|
Ведение гидрометеорологического
|
|
|
|
|
|
|
|
метеорологические станции |
ед. |
253 |
256 |
259 |
259 |
259 |
|
гидрологические посты |
ед. |
261 |
276 |
291 |
291 |
291 |
|
аэрологические станции |
ед. |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
снеголавинные станции |
ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
пункты с агрометеорологическими
|
ед. |
119 |
169 |
185 |
185 |
185 |
|
Показатели
|
оправдываемость гидрометеорологических
|
|
|
|
|
|
|
суточных по пункту |
% |
88 |
88 |
88 |
88 |
88 |
|
долгосрочных гидрологических прогнозов |
% |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
агрометеорологических прогнозов |
% |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
|
Показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Обеспечение населения, государственных
|
% |
89 |
89 |
89 |
90 |
91 |
Расходы на
|
|
тыс.
|
2 172 739 |
1 946 921 |
1 987 496 |
2 277 315 |
2 611 247 |
Приложение 3 (008)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Проведение наблюдений за состоянием окружающей среды |
||||||
Описание |
Проведение систематических наблюдений за состоянием загрязнения основных
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды
|
||||||
Цель |
1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду
|
||||||
Задача |
2.1.2. Оценка рисков для здоровья населения от загрязнения окружающей
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Проведение наблюдений за
|
|
|
|
|
|
|
Количество постов наблюдений по
|
|
|
|
|
|
|
|
стационарные пункты наблюдений
|
шт. |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
|
автоматические пункты наблюдений
|
шт. |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
на территории Щучинско-Боровской
|
шт. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
на территории специальной
|
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Количество пунктов наблюдений за
|
шт. |
68 |
76 |
81 |
82 |
83 |
|
Количество населенных пунктов с
|
шт. |
17 |
17 |
20 |
20 |
20 |
|
Количество информационных
|
|
|
|
|
|
|
|
ежемесячных; |
шт. |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
ежеквартальных; |
шт. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
полугодовых; |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
годовых; |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
количество сельских населенных
|
шт. |
|
815 |
800 |
800 |
800 |
|
количество сельских населенных
|
шт. |
|
120 |
120 |
120 |
120 |
|
Количество информационных
|
шт. |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
|
Показатели
|
Эффективно функционирующая система экологического мониторинга,
|
||||||
Показатели
|
Повышение оперативности
|
час |
24 |
24 |
24 |
24 |
1 |
Показатели
|
Охват системой наблюдений за
|
|
|
|
|
|
|
атмосферного воздуха |
% |
28 |
28 |
28 |
28 |
29 |
|
основных поверхностных водных
|
65 |
78 |
78 |
79 |
80 |
||
количество разработанных
|
шт. |
0 |
185 |
200 |
200 |
200 |
|
количество разработанных
|
шт. |
0 |
120 |
120 |
120 |
120 |
|
Расходы на
|
|
тыс.
|
601 896 |
558 969 |
596 136 |
664 827 |
746 393 |
Приложение 3 (009)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор |
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов
|
||||||
Описание |
Предупреждение истощения и загрязнения природных ресурсов |
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.2. Восстановление природной среды |
||||||
Задачи |
1.2.1. Реализация проектов по строительству, реконструкции и
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Принятие стандартов качества воды
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Развитие объектов охраны окружающей
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Количество реализованных
|
ед. |
|
7 |
6 |
10 |
2 |
Расходы на
|
X |
тыс.
|
|
2 388 609 |
2 041 779 |
6 449 171 |
1 911 389 |
Приложение 3 (010)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Материально-техническое оснащение Министерства охраны окружающей среды
|
||||||
Описание |
Проведение капитального ремонта, реконструкция административных зданий и
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Задачи |
1.1.5. Усиление материально-технического обеспечения территориальных
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Материально-техническое
|
ед. |
82,2 |
85 |
90 |
95 |
100 |
Обеспечение государственных
|
% |
85 |
90 |
100 |
100 |
100 |
|
Показатели
|
Улучшение состояния окружающей человека природной среды и предупреждение
|
||||||
Показатели
|
|
||||||
Показатели
|
Улучшение состояния
|
% |
82,2 |
85 |
90 |
95 |
100 |
Расходы на
|
X |
тыс.
|
531 755 |
324 434 |
20 260 |
26 650 |
29 448 |
Приложение 3 (011)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений подведомственных
|
||||||
Описание |
Проведение капитального ремонта, реконструкция административных зданий
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Задачи |
1.1.5. Усиление материально-технического обеспечения территориальных
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Проведение капитального ремонта
|
ед. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Показатели
|
Улучшение состояния зданий территориальных органов. |
||||||
Показатели
|
|
||||||
Показатели
|
Количество зданий, в котором
|
% |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Расходы на
|
X |
тыс.
|
41 525 |
29 281 |
13 248 |
8 919 |
8 919 |
Приложение 3 (012)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды РК |
||||||
Бюджетная
|
Ликвидация «исторических» загрязнений |
||||||
Описание |
Очистка подземных вод в долине реки Илек севернее города Актобе от
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.2. Восстановление природной среды |
||||||
Задачи |
1.2.3. Приостановление деградации природной среды, ликвидация
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
% очищенной территории
|
% |
|
|
|
50 |
100 |
Расходы на
|
X |
тыс.
|
385 000 |
984 571 |
0 |
2 275 000 |
1 775 000 |
Приложение 3 (013)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды РК |
||||||
Бюджетная
|
Восстановление нарушенной природной среды
|
||||||
Описание |
Внедрение устойчивых систем землепользования в засушливых условиях;
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.2. Восстановление природной среды |
||||||
Задачи |
1.2.3. Приостановление деградации природной среды, ликвидация
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
восстановление залежных земель |
га |
9215 |
5275 |
|
|
|
Показатели
|
Сокращение периода
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Приостановление и предотвращение
|
|
75 |
74,99 |
74,98 |
74,95 |
|
Расходы на
|
X |
тыс.
|
179 786 |
190 309 |
34 283 |
14 461 |
|
Приложение 3 (014)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор |
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Модернизация Национальной гидрометеорологической службы Республики
|
||||||
Описание |
Развитие сети наблюдений, в том числе внедрение сети автоматических
|
||||||
Стратегическое
|
3. Модернизация и ведение гидрометеорологического и экологического
|
||||||
Цель |
3.1. Обеспечение гидрометеорологической и экологической безопасности |
||||||
Задачи |
3.1.1. Развитие государственной сети гидрометеорологических наблюдений и
|
||||||
3.1.2. Модернизация средств связи, обработки и передачи данных |
|||||||
3.1.3. Модернизация прогностической деятельности |
|||||||
3.1.4. Совершенствование системы организации и управления Национальной
|
|||||||
3.1.5. Обеспечение служебно-производственными зданиями подразделений
|
|||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Показатели
|
Развитие государственной
|
|
|
|
|
|
|
Создание пунктов наблюдений
|
шт. |
|
|
|
|
4 |
|
Введение в эксплуатацию
|
шт. |
|
|
|
|
58 |
|
Автоматизация процессов
|
шт. |
3 |
3 |
9 |
|
11 |
|
Завершение строительства в
|
шт. |
|
|
1 |
|
|
|
Завершение строительства в
|
шт. |
|
|
|
1 |
|
|
Завершение строительства в
|
|
|
|
|
1 |
|
|
Приобретение в 2010 году
|
|
|
|
|
1 |
|
|
Завершение строительства в
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Завершение строительства в
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Завершение строительства в
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Показатели
|
Увеличение заблаговременнос-
|
час. |
48 |
48 |
48 |
60 |
72 |
Увеличение оперативности
|
|
24 ч. |
24 ч. |
24 ч. |
до 24 ч. |
до 1 ч. |
|
Показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Повышение уровня
|
|
|
|
|
|
|
Оправдываемость штормовых
|
% |
85 |
85 |
86 |
87 |
88 |
|
Расходы на
|
|
тыс.
|
|
|
876 794 |
1 215 583 |
2 338 789 |
Приложение 3 (015)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Проведение государственной экологической экспертизы стратегических,
|
||||||
Описание |
Предотвращение возможных негативных последствий при реализации,
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды |
||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Задачи |
1.1.4. Совершенствование системы экологического регулирования и контроля |
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Выдача заключений государственной
|
ед. |
50 |
- |
52 |
55 |
55 |
Показатели
|
Проведение процедуры государственной
|
% |
35 |
- |
100 |
100 |
100 |
Показатели
|
Расходы на проведение экологической
|
тыс.
|
86,1 |
- |
92,1 |
94,0 |
99,7 |
Показатели
|
Проведение процедуры государственной
|
% |
35 |
- |
100 |
100 |
100 |
Расходы на
|
X |
тыс.
|
4131 |
|
4245 |
4245 |
4245 |
Приложение 3 (111)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор
|
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и
|
||||||
Описание |
Совершенствование системы экологического регулирования предусматривающее
|
||||||
Стратегическое
|
1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды (за счет внедрения
|
||||||
Цель |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду |
||||||
Задачи |
1.1.4. Совершенствование системы экологического регулирования и контроля |
||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный
|
Плановый период |
||||
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
Показатели
|
Количество заключений государственной
|
тыс.
|
38,1 |
|
|
|
|
|
Количество природопользователей
|
тыс.
|
63,4 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
|
Передаваемая численность специалистов
|
ед. |
- |
- |
33 |
- |
- |
Показатели
|
Упрощение процедуры получения
|
% |
- |
- |
50 |
- |
- |
Показатели
|
Повышение оперативности и при выдаче
|
% |
- |
- |
10 |
30 |
40 |
Показатели
|
|
% |
|
|
|
|
|
Расходы на
|
X |
тыс. тенге |
|
|
25195 |
31494 |
40942 |
Приложение 3 (016)
Бюджетная программа Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
Администратор |
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан |
||||||
Бюджетная
|
Внедрение принципов устойчивого развития в Республике Казахстан |
||||||
Описание |
Для Республики Казахстан переход к устойчивому развитию является также
|
||||||
Стратегическое
|
Создание механизмов перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию |
||||||
Цель |
Формирование инструментов сбалансированного развития |
||||||
Задачи |
Внедрение принципов устойчивого развития и разработка целевых
|
||||||
Показатели |
|||||||
Наименование |
Ед.
|
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Показатели
|
1) Усилен потенциал СУР РК и
|
кол-во
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2) Подготовительные семинары для
|
кол-во
|
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
3) Проведение курсов обучения по
|
кол-во
|
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
|
4) Привлечение международных
|
кол-во
|
|
2 |
3 |
3 |
3 |
|
5) привлечение национальных
|
кол-во
|
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
|
6) Проведение аналитических
|
кол-во
|
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
|
7) Проведение круглых столов с
|
кол-во
|
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Показатели
|
1) Процент осведомленности о
|
% |
60 |
70 |
75 |
80 |
|
2) Процент осведомленности о
|
20 |
30 |
40 |
50 |
|
||
Показатели
|
1) Усиление потенциала
|
% |
|
60 |
70 |
80 |
|
2) внедрение методик по разработке
|
шт. |
|
|
2 |
2 |
|
|
3) Практическая апробация новой
|
кол-во
|
|
|
2 |
2 |
|
|
Показатели
|
I. Выявление и подготовка анализа
|
|
|
|
|
|
|
Расходы на
|
|
тыс.
|
|
|
18 525 |
12 400 |
|
Приложение 5
Свод бюджетных расходов Министерства охраны окружающей среды
Республики Казахстан
тыс. тенге
Наименование |
Отчетный период |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
2007 год |
2008 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего: |
6 851 140 |
9 436 641 |
9 998 754 |
17 103 072 |
12 039 615 |
1. Действующие программы, из них: |
6 851 140 |
9 436 641 |
9 998 754 |
17 103 072 |
12 039 615 |
Текущие бюджетные программы: |
4 921 923 |
4 326 909 |
4 716 813 |
5 212 107 |
6 014 437 |
001. Услуги по сохранению
|
1 234 930 |
1 155 275 |
1 481 209 |
1 759 313 |
2 117 702 |
002. Разработка качественных и
|
40 000 |
0 |
49 114 |
49 113 |
49 113 |
003. Научные исследования в области
|
294 947 |
312 029 |
358 010 |
390 231 |
406 428 |
006. Ведение гидрометеорологическо-
|
2 172 739 |
1 946 921 |
1 987 496 |
2 277 315 |
2 611 247 |
008. Проведение наблюдений за
|
601 896 |
558 969 |
596 136 |
664 827 |
746 393 |
010. Материально-техническое
|
531 755 |
324 434 |
202 160 |
26 650 |
29 448 |
011. Капитальный ремонт зданий,
|
41 525 |
29 281 |
13 248 |
8 919 |
8 919 |
015. Проведение государственной
|
4 131 |
0 |
4 245 |
4 245 |
4 245 |
111. Целевые текущие трансферты
|
|
|
25 195 |
31 494 |
40 942 |
Бюджетные программы развития |
1 929 217 |
5 109 732 |
5 281 941 |
11 890 965 |
6 025 178 |
004. Строительство и реконструкция
|
899 260 |
1 360 243 |
2 310 560 |
1 924 350 |
0 |
007. Создание и развитие
|
465 171 |
186 000 |
|
|
|
009. Целевые трансферты на развитие
|
|
2 388 609 |
2 041 779 |
6 449 171 |
1 911 389 |
012. Ликвидация «исторических»
|
385 000 |
984 571 |
|
2 275 000 |
1 775 000 |
013. Восстановление нарушенной
|
179 786 |
190 309 |
34 283 |
14 461 |
|
014. Модернизация Национальной
|
|
|
876 794 |
1 215 583 |
2 338 789 |
016. Внедрение принципов устойчиво-
|
|
|
18 525 |
12 400 |
|
Всего расходов Министерства, из них: |
|||||
Текущие бюджетные программы |
4 921 923 |
4 326 909 |
4 716 813 |
5 212 107 |
6 014 437 |
Бюджетные программы развития вместе
|
1 929 217 |
5 109 732 |
5 281 941 |
11 890 965 |
6 025 178 |
Приложение 6
Распределение расходов по стратегическим направлениям,
целям, задачам и бюджетным программам
Стратегические направления, цели и
|
Отчетный период,
|
Плановый период,
|
|||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Стратегическое направление 1.
|
4 003 505 |
6 857 562 |
6 454 803 |
12 812 947 |
6 208 186 |
Цель 1.1. Снижение эмиссий в
|
|
|
|
|
|
Задача 1.1.1. Разработка и реализация
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 001 «Услуги по
|
1 398 896 |
1 323 079 |
1 571 887 |
1 812 620 |
2 144 792 |
Задача 1.1.2. Формирование научного
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
52 800 |
22 500 |
84 113 |
94 113 |
104 113 |
Задача 1.1.3. Совершенствование
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
8 000 |
13 800 |
87 164 |
81 864 |
86 864 |
Задача 1.1.4. Совершенствование
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 015 «Проведение
|
480 379 |
201 000 |
49 975 |
61 665 |
76 527 |
Задача 1.1.5. Материально-техническое
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 010 «Материально-
|
581 033 |
337 151 |
222 542 |
42 703 |
45 501 |
Цель 1.2. Восстановление природной
|
|
|
|
|
|
Задача 1.2.1. Реализация проектов по
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 004
|
899 260 |
3 748 852 |
4 352 339 |
8 373 521 |
1 911 389 |
Задача 1.2.2. Проведение комплекса
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
2 750 |
3 700 |
5 000 |
7 000 |
9 000 |
Задача 1.2.3. Приостановление
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 013
|
580 387 |
1 207 480 |
81 783 |
2 339 461 |
1 830 000 |
Стратегическое направление 2.
|
98 000 |
245 863 |
299 525 |
364 000 |
382 300 |
Цель 2.1. Формирование инструментов
|
|
|
|
|
|
Задача 2.1.1. Внедрение принципов
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
48 000 |
19 689 |
18 525 |
57 400 |
36 000 |
Задача 2.1.2. Оценка рисков для
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 008 «Наблюдение
|
26 000 |
186 674 |
219 000 |
231 600 |
247 300 |
Цель 2.2. Углубление международного
|
|
|
|
|
|
Задача 2.2.1. Активизация
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
11 000 |
24 000 |
30 000 |
35 000 |
45 000 |
Задача 2.2.2. Осуществление
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
13 000 |
8 500 |
16 000 |
20 000 |
30 000 |
Цель 2.3. Ориентирование экономики и
|
|
|
|
|
|
Задача 2.3.1. Создание правовой
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
|
3 000 |
8 000 |
10 000 |
12 000 |
Задача 2.3.2. Разработка и реализация
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 003 «Научные
|
|
4 000 |
8 000 |
10 000 |
12 000 |
Стратегическое направление 3.
|
2 749 635 |
2 333 216 |
3 244 426 |
3 926 125 |
5 449 129 |
Цель 3.1. Обеспечение
|
|
|
876 794 |
1 215 583 |
2 338 789 |
Задача 3.1.1. Развитие
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа развития 014
|
0 |
0 |
126 055 |
80 000 |
1 523 529 |
Задача 3.1.2. Модернизация средств
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа развития 014
|
0 |
0 |
29 000 |
178 000 |
105 000 |
Задача 3.1.3. Модернизация
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа развития 014
|
|
|
33 735 |
|
44 000 |
Задача 3.1.4. Совершенствование
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа развития 014
|
|
|
15 448 |
42 339 |
50 000 |
Задача 3.1.5. Обеспечение служебно-
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа развития 014
|
|
|
672 556 |
915 244 |
616 260 |
Цель 3.2. Совершенствование
|
2 749 635 |
2 333 216 |
2 367 632 |
2 710 542 |
3 110 340 |
Задача 3.2.1. Обеспечение потребности
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 006 «Ведение
|
2 172 739 |
1 946 921 |
1 987 496 |
2 277 315 |
2 611 247 |
Задача 3.2.2. Обеспечение
|
|
|
|
|
|
Бюджетная программа 008 «Проведение
|
576 896 |
386 295 |
380 136 |
433 227 |
499 093 |