Оглавление

Об утверждении Программы "Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2007 года N 163

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу "Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы" (далее - Программа).

      2. Ежегодно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом заинтересованным государственным органам представлять в Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
       Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723 .

      3. Министерству охраны окружающей среды Республики Казахстан представлять в Правительство Республики Казахстан ежегодно, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным годом, сводную информацию о выполнении Программы.
       Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723 .

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е.
       Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723 .

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
   Республики Казахстан

Утверждена           
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 2 марта 2007 года N 163 

  Программа
"Обеспечение устойчивого развития
Балхаш-Алакольского бассейна на
2007-2009 годы"

Астана
2007 год

  Содержание

1.    Паспорт Программы
2.    Введение
3.    Анализ современного состояния проблемы
3.1. Состояние окружающей среды региона
3.2. Состояние социально-экономического развития региона
3.3. Проблемы трансграничного характера
3.4. Проблемы управления бассейном
4.    Цель и задачи Программы
5.    Основные направления и механизм реализации Программы
5.1. Улучшение состояния окружающей среды
5.2. Развитие устойчивой эколого-экономической деятельности
5.3. Улучшение социально-демографической ситуации и состояния
     здоровья населения
5.4. Обеспечение устойчивого международного сотрудничества и
     решения трансграничных проблем
5.5. Создание системы управления бассейном
6.    Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7.    Ожидаемые результаты от реализации Программы
8.    План мероприятий по реализации Программы

  1. Паспорт Программы

Наименование             "Обеспечение устойчивого развития
Программы                Балхаш-Алакольского бассейна на
                         2007-2009 годы"

Основание для            В соответствии со  Среднесрочным планом
разработки Программы     социально-экономического развития
                         Республики Казахстан на 2007-2009 годы
                         (второй этап) утвержденным постановлением
                         Правительства Республики Казахстан
                         от 25 августа 2006 года N 822

Основной разработчик     Министерство охраны окружающей среды
Программы                Республики Казахстан

Цель Программы           Обеспечение устойчивого развития бассейна
                         и сохранение среды проживания населения
                         региона на основе формирования
                         экосистемного управления и создания
                         благоприятных условий по привлечению
                         инвестиций и внедрению экологически
                         чистых технологий

   Задачи Программы         Рациональное использование ресурсного
                         потенциала региона;
                         внедрение современных моделей
                         территориальной организации на основе
                         бассейна и ведения экологически
                         ориентированного бизнеса;
                         улучшение социально-демографической
                         ситуации и состояния здоровья населения
                         путем совершенствования профилактических
                         мер и снижения рисков;
                         развитие инфраструктуры, обеспечивающей
                         сохранение экосистем, поддерживающих
                         экономическую деятельность и развитие
                         человеческого капитала;
                         создание благоприятного делового и
                         инвестиционного климата, условий для
                         стимулирования инноваций,
                         совершенствования и внедрения чистых
                         технологии и моделей устойчивого
                         производства и потребления;
                         совершенствование национального
                         законодательства в сфере рационального
                         природопользования и гармонизация
                         с международными нормами и договорами;
                         внедрение новых механизмов финансирования
                         инфраструктурных проектов и содержания
                         объектов коммунальной, природоохранной и
                         транспортно-коммуникационной
                         инфраструктуры

Объемы и источники       Ежегодные объемы финансирования
финансирования           мероприятий, предусмотренных Программой
Программы                за счет средств республиканского бюджета,
                         будут установлены Законом о
                         республиканском бюджете и подлежат
                         уточнению при формировании
                         республиканского бюджета, на 
                         соответствующий финансовый год;
                         всего на 2007-2009 годы - 215,3 млн. тенге,
                         в том числе:
                         из республиканского бюджета
                         2007 год - 26,0 млн. тенге;
                         международные гранты - 100,9 млн. тенге;
                         средства организаций - 90,0 млн. тенге.

Ожидаемые результаты     Последовательная реализация целей и задач
от реализации            Программы позволит:
Программы                сформировать модель интегрированного
                         управления водными ресурсами и охраной
                         окружающей среды, соответствующую
                         современным международным требованиям и
                         социально-экономическим потребностям
                         Балхаш-Алакольского бассейна;
                         подписать Бассейновое Соглашение с
                         Китайской Народной Республикой,
                         Кыргызской Республикой и другими
                         заинтересованными сторонами по
                         рациональному использованию водных
                         ресурсов и сохранению экосистемы
                         Балхаш-Алакольского бассейна;
                         создать эффективные механизмы партнерства
                         между государственными органами,
                         общественностью, органами местного
                         самоуправления, частным сектором и
                         природопользователями;
                         стабилизировать гидрологический режим
                         и сохранить экосистемы озера Балхаш и
                         повысить эффективность использования
                         водных ресурсов;
                         улучшить социально-демографическую
                         ситуацию в регионе, состояние здоровья
                         населения, повысить качество трудовых
                         ресурсов и уровень развития человеческого
                         потенциала

Срок реализации          2007-2009 годы
Программы

  2. Введение

      Активное вхождение Казахстана в мировую экономику, повышение его конкурентоспособности в значительной мере зависят от эффективности использования водных и иных природных ресурсов и сохранения территорий, благоприятных для жизни и хозяйственной деятельности.
      Балхаш-Алакольский бассейн является одной из крупнейших озерных экосистем планеты и представляет собой уникальный природный комплекс, по площади превышающий размеры многих государств. Он занимает обширную территорию в 415 тыс. кв. км на юго-востоке Казахстана и северо-западе Китая. В бассейне проживает пятая часть населения страны, половину которого составляют сельские жители.
      Сложившееся еще в советский период развитие экономического потенциала в Балхаш-Алакольском бассейне без учета возможностей природы привело к возникновению многочисленных экологических проблем, создающих сегодня серьезные препятствия для будущего развития.
      На Международных форумах "Балхаш - 2000" и "Балхаш - 2005" экологическая ситуация в Балхаш-Алакольском регионе признана крайне неустойчивой, близкой к критической, с прогрессирующей уязвимостью экосистемы и нестабильностью уровня озера Балхаш, вызванной нерациональным водопользованием, снижением влагоудерживающей способности горных экосистем, вырубкой лесов, необратимым таянием ледников и другими угрожающими факторами. В регионе сохраняется один из самых низких уровней жизни населения. Ситуация сегодня обостряется негативными последствиями изменений климата, а также ростом хозяйственной деятельности Китая в водосборной части бассейна. В тоже время не используется внутренний потенциал бассейна, возможности развития международного туризма, транзитных грузопотоков из Азии в Европу.
      Было признано, что существующая система управления территорией бассейна, основанная на фрагментарных полномочиях и краткосрочных действиях, не позволяет решить существующие проблемы бассейна и обеспечить развитие территории, не способствует консолидации действий центральных и местных органов, государства, гражданского общества и частного сектора. Одним из основных результатов проведенного анализа является вывод о необходимости совершенствования системы управления в Балхаш-Алакольском регионе как ключевого условия для запуска и реализации программы, перехода к интегрированному планированию и управлению, вовлечения имеющегося используемого потенциала региона.
      Программа "Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы" (далее - Программа) разработана как механизм реализации  Концепции   перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы.  Концепции   экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы,  Стратегии вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и  Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, предусматривающих рациональное использование ресурсов, сохранение жизненно важных экосистем и снижение уровня загрязнения окружающей среды.
      В Программе проведен анализ существующих тенденций в природопользовании и экологических проблем Балхаш-Алакольского бассейна и предложены меры по экологическому оздоровлению и развитию данного региона.
      Программа предусматривает внедрение модели бассейнового экосистемного управления и создание условий для привлечения экологически ориентированных инвестиций и технологий для развития этого региона.

  3. Анализ современного состояния проблемы

      Территория Балхаш-Алакольского бассейна включает бассейн озеро Балхаш и бассейн Алакольской впадины и составляет более 500 тыс. км 2 , в том числе в пределах Республики Казахстан - 415 тыс. км 2 . Протяженность бассейна с запада на восток более 900 км, а с севера на юг - 680 км (рис. 1).

      рис. 1. Схема расположения Балхаш-Алакольского водного бассейна

       (см. Бумажный вариант)
 
             Административно в него входят город Алматы, 16 районов Алматинской области с городами Талдыкорган, Капшагай, Текели; Аягозский и Урджарский районы Восточно-Казахстанской области; Актогайский и Шетский районы Карагандинской области с городом Балхаш; Кордайский, Мойынкумский и Шуйский районы Жамбылской области, а также северо-западная часть Синьцзян - Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики.
      Питание озера на 80 % обеспечивается водопритоком по реке Или. В среднезасушливые и маловодные годы дефицит водных ресурсов вызывал необходимость в сокращении водопотребления, снижался уровень озера (доходя до 341 - 340,5 м), что вызывало существенное ухудшение экологических и, как следствие, социально-экономических показателей в регионе.
      Предыдущие многоводные годы, а также спад производства позволили довести уровень озера до отметки 341,5 м, однако предстоящий маловодный период и рост экономической деятельности в Китайской Народной Республике (далее - КНР) требуют принятия неотложных мер по сохранению экосистемы и рациональному использованию ресурсов.

  3.1. Состояние окружающей среды региона

      Отличительной особенностью Балхаш-Алакольского бассейна является орографическая и климатическая неоднородность, большое разнообразие природных условий. Узкая полоса засушливой степной зоны на севере бассейна, сменяется полупустыней Северного Прибалхашья, Алакольской впадины и пустыней, простирающейся от южного побережья озера Балхаш до предгорий Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау. В горных массивах изменение природных условий подчинено высотной ландшафтной зональности.
      Климат бассейна резко континентальный, но неоднородный, вследствие ее значительной широтной протяженности и больших различий в строении рельефа. Атмосферные осадки распределены неравномерно. Наименьшее количество осадков (около 150 мм в год) выпадает на побережье озера Балхаш, а наибольшее в высокогорных районах (до 1800 - 2000 мм в год).
      Наличие высокогорных хребтов на юге, юго-востоке и востоке, низких гор на севере и западе бассейна - определяет основное направление течения рек. Большинство рек текут с юго-востока на северо-запад.
      Средний многолетний годовой объем поверхностного стока рек Балхаш-Алакольского гидрографического бассейна составляет примерно 26,5 км 3 .
      Общие прогнозные запасы подземных вод бассейна составляют 17,4 км 3 , из них разведано и утверждено для использования 6,892 км 3 .
      В 2005 году общий объем поверхностного стока по Балхаш-Алакольскому гидрографическому бассейну составил 28,2189 км 3 . Общий объем забора воды из водных объектов Балхаш-Алакольского бассейна в 2005 году составил 3559,194 млн.м 3 , в том числе из поверхностных источников 3287,285 млн.м 3 , из подземных источников 268,851 млн.м 3 , (в том числе 0,137 млн.м 3 - шахтно-рудничная вода).
       Поверхностные воды. На территории Балхаш-Алакольского бассейна насчитывается более 52 тысяч рек и временных водотоков (около 90 % рек относится к бассейну озера Балхаш, остальные к бассейну Алакольской группы озер) и около 24,3 тысяч озер и искусственных водоемов. Общая суммарная акватория водоемов бассейна - составляет около 22700 км 2 . Наиболее крупными водоемами являются озера Балхаш и Алаколь, образующие два самостоятельных водных бассейна - бассейн озера Балхаш и бассейн Алакольской группы озер.
      В озеро Балхаш впадает пять постоянных рек: Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз - формирующие свой сток в горных областях Тянь-Шаня и частично в горах Тарбагатая и Чингиз Тау. Река Или впадает в Западный Балхаш, остальные реки в Восточный Балхаш. Площадь водной поверхности озера Балхаш при отметках 340,0 - 342,0 м. изменяется в пределах 14120-18210 км 2 , при этом объем воды составляет 72,2-106,0 км 3 .
      В бассейн Алакольской группы входит более 500 озер, с суммарной площадью водного зеркала около 3400 км 2 , из них - на долю четырех озер Алаколь, Сасыкколь, Кошкарколь, Джаланашколь приходится 95 % общей площади водного зеркала и более 95 % запасов воды всех озер этой группы (около 61,6 млрд. м 3 ). Основными притоками Алакольской группы озер являются реки Тентек, Урджар, Катынсу, Эмель, Жаманты и Ыргайты.
      Малые и средние озера не могут быть использованы для гарантированного водообеспечения промышленности, населения городов и сельских поселков, а также регулярного орошения. Использование водных запасов крупных озер должно рассматриваться с источниками их питающими. В целом малые, средние и крупные озера должны рассматриваться как водные объекты природоохранного значения. За прошедшие 30 лет из 16 озерных систем в бассейне осталось только 5 озер.
       Подземные воды. Прогнозные ресурсы подземных вод Балхаш-Алакольского гидрографического бассейна составляют 17,4 км 3 /год, в том числе не связанные с поверхностным стоком 7,7 км 3 /год. Разведано и утверждено для использования 6,892 км 3 . В 2005 году забрано из подземных источников 271,909 млн. м 3 , из них шахтно-рудничные 1,921 млн. м 3 . От общего количества водозабора из подземных источников, основным потребителем является коммунальное хозяйство (63 %), промышленность (20 %), сельское хозяйство (16 %), 1 % - прудовое хозяйство. На территории бассейна подвержены загрязнению, в основном, первые водоносные горизонты, имеющие слабую естественную защищенность, из-за отсутствия или небольшой мощности слабопроницаемых отложений в геологическом разрезе зоны аэрации.
      При наличии больших запасов подземных вод их использование пока незначительно и регион имеет большие резервы в обеспечении водой.
       Сточные, шахтно-рудничные и коллекторно-дренажные воды. К водному фонду относятся также возвратные воды, образованные коллекторно-дренажным стоком от орошаемого земледелия, сточными и шахтно-рудничными водами коммунального хозяйства и промышленности. На уровне 1990 года суммарный объем водоотведения составлял около 3 км 3 , в том числе в природные водоисточники возвращалось около 1 км 3 условно-очищенных вод, остальной объем (2 км 3 ) отводился в накопители и понижения местности, рассеивался и практически терялся.
      К 2000 году с сокращением водозаборов снизились и объемы возвратных вод до 0,5 км, в том числе в природные водные объекты - 0,3-0,4 км 3 . Основными водоприемниками сейчас являются поверхностные водные объекты (реки, озера, водохранилища), куда отводится до 90 % образуемых стоков.
       Ледники. На территории Балхаш-Алакольского бассейна находится 2092 ледников, общей площадью 1756,5 км 2 , объем льда - 100,2 км 3 , объем аккумулированной воды 90,1 км 3 .
      Ледники выполняют важную роль, аккумулируя из воздушных слоев водные ресурсы, необходимые как для нужд экономики региона, так и для окружающей среды. В настоящее время площади ледников сокращаются, вызывая сели, другие природные катастрофы. Меры по сохранению ледников и мониторинга снежно-ледового покрова должны сопровождаться мерами по рациональному использованию ресурсов поверхностных вод: экономии воды, регулирования стока водохранилищами, более полного использования возвратных вод, межбассейновых перебросок стока, использования подземных вод.
       Использование водных ресурсов . Основными потребителями водных ресурсов бассейна являются коммунальное хозяйство, промышленность и энергетика, сельские населенные пункты и животноводство, орошаемое земледелие, рыбное хозяйство. Отраслями не потребляющими, но пользующимися водой являются рекреационные хозяйства, водный транспорт, гидроэнергетика.
      Анализ взятых на учет водопользователей показывает, что большинство из них сельхозтоваропроизводители (68,9 %), предприятия промышленности (13,1 %) и жилищно-коммунального хозяйства (10,0 %). В связи с наметившимися в стране улучшениями (экономическими, финансовыми) в этих отраслях возможно дальнейшее увеличение количества водопользователей и объемов потребления воды.
      Общий объем забора свежей воды для использования по бассейну составил в 2005 году 3,55 км 3 , в том числе из поверхностных источников 3,29 км 3 , из подземных 0,26 км 3 .
      За период 1992-2005 г.г. общий забор водных ресурсов в разрезе бассейнов рек водопользователями Балхаш-Алакольского гидрографического бассейна сократился с 7,4 до 3,5 км 3 или в 2 раза.
      В Алматинской области сократился в 2 раза с 6,2 до 3 км 3 и начиная с 2003 года стабилизировался, в городе Алматы сократился на 21 % с 0,35 до 2,82 км 3 но, начиная с 2003 года начался рост водопотребления.
      В Карагандинской области сократился с 0,18 до 0,16 км 3 (22 %), а начиная с 2004 года начался рост водопотребления;
      В Восточно-Казахстанской области сократился с 0,94 до 0,59 км 3 - в 6 с лишним раза;
      По Жамбылской области за период с 2000 года с колебаниями от 2,02 до 4,69 и до 0,66 млн. м 3 .
      Использовано сточной воды всего 106,609 млн. м 3 , в том числе на орошение 24,62 млн. м 3 ; коллекторно-дренажной всего 31,53 млн. м 3 .; на промышленные нужды 45,833 млн. м 3 ; хозяйственные нужды 4,626 млн. м 3 .
      Расходы в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения равны 451,260 млн. м 3 , что на 5 % больше, чем в 2004 году. Повторно-последовательное водоснабжение увеличилось в промышленности в Карагандинском регионе, что является хорошим показателем.
      Несмотря на это общее использование воды по отраслям экономики с 2001 года стало увеличиваться с 2318,33 млн. м.3 до 2478,581 млн. м.3 с колебаниями по годам, увеличение составило 160,251 млн. м 3 /год или 6,5 %.
      Анализ потерь воды при транспортировке в Балхаш-Алакольском бассейне за период 1996-2005 годы показывает, что наблюдается устойчивая тенденция их возрастания, особенно в районах орошаемого земледелия.

N
п/
п

Эконо-
мичес-
кие
регионы

Годы

Объем использованной воды

Тенден-
ция
исполь-
зования
воды


Всего

Жилищ-
но-
комму-
наль-
ное
хозяй-
ство

Про-
мыш-
лен-
ность

Сель-
ское
хозяй-
ство

Рыб-
ное
хозяй-
ство

1

Алма-
тинская
область

2005

2040,93

30,701

70,621

1925,6

13,978

Увели-
чение с
коле-
баниями

2004

2277,19

28,572

72,021

2161,4

15,194

2003

1895,92

33,14

67,93

1780,8

11,0

2002

1905,52

33,488

55,444

1807,0

9,5

2001

1927,3

33,58

45,28

1823,9

24,47

2

город
Алматы

2005

192,302

159,32

28,597

2,585

1,8

Стабиль-
ное
увеличе-
ние

2004

189,970

159,74

26,11

2,616

1,5

2003

172,01

124,53

43,23

3,25

1,00

2002

170,18

139,79

24,55

4,84

1,0

2001

174,47

137,16

32,38

4,69

0,24

3

Кара-
гандин-
ская область

2005

159,373

10,11

148,4

0,839


Стабиль-
ное
увеличе-
ние

2004

164,007

10,26

152,7

1,049

-

2003

143,67

9,77

132,70

1,20

-

2002

140,07

9,11

129,76

1,2


2001

125,37

9,74

114,16

1,47


4

Вос-
точно-
Казах-
стан-
ская
область

2005

85,379

2,792

0,703

81,884


Перепады
от
увели-
чения до
уменьше-
ния

2004

88,176

4,637

0,713

82,86

-

2003

66,92

1,13

0,50

65,29

-

2002

66,274

1,074

0,41

64,79


2001

91,26

0,57

0,44

90,25


5

Жамбыл-
ская
область

2005

0,595

0,505

0,09



Стабиль-
ное
умень-
шение

2004

1,879

1,105

0,734

0,040

-

2003

4,50

3,81

0,65

0,04

-

2002

4,846

4,03

0,81

0,006


2001

-

-

-

-

-

      В Алматинской области, с 1996 по 2005 годы, объемы потерь составили 26-33 %. В 2005 году, при объеме забора воды 3020,04 млн. м 3 , потери составили 985,33 млн. м 3 , или 33 %. Потери в водопроводных сетях города Алматы составляют 23-30 % от объема забранной воды из источника и за период с 1996 по 2005 годы увеличились до 40 %.
      Такое положение, по потерям воды при транспортировке, свидетельствует об изношенности водопроводных сетей и низком техническом состоянии межхозяйственных оросительных каналов, которые нуждаются в проведении работ по капитальному ремонту, реконструкции и дооборудовании. Вопрос рационального использования водных ресурсов, сокращения непроизводительных потерь требует своего неотложного решения.
      В орошаемом земледелии, учет вод забираемых из поверхностных источников, проводят сами водопользователи. Первичные водопользователи не заинтересованы в проведении учета, оснащении водозаборных сооружений устройствами и приборами учета их своевременной поверки и аттестации. Все это способствует хищению водных ресурсов, являющихся государственной собственностью, не стимулирует рациональное и экономное их использование, не обеспечивает полное поступление платежей в бюджет за объемы забранной воды. Такое положение по учету забираемых вод из поверхностных водных источников необходимо пересмотреть.
       Проблема загрязнения водных ресурсов. Основными загрязнителями водных объектов бассейна являются промышленные объекты (Национальная Акционерная Компания "Казахмыс", Текелийский свинцово-цинковый комбинат и другие), коммунально-бытовое хозяйство населенных пунктов (главным образом городов) и сельское хозяйство, в частности орошаемое земледелие. В связи с этим, гидрологический режим многих рек бассейна не отвечает нормативным требованиям для рыбного хозяйства, рекреации, питья, а их загрязненный сток ухудшает экологические условия речных дельт и озера Балхаш.
      В промышленности и коммунальном хозяйстве насчитывается до 40 точек сбросов сточных вод в поверхностные источники и водоемы. Кроме того, эти сбросы загрязняют и месторождения подземных вод.
      К группе основных загрязнителей поверхностных вод относятся также города и населенные пункты. Крупным источником загрязнения поверхностных вод является город Алматы, который через Государственное Коммунальное Предприятие "Водоканал" отводит в реку Или 35,0 млн. м 3 сточных вод.
      Основными источниками загрязнения как поверхностных, так и подземных вод является орошаемое земледелие с его коллекторно-дренажным стоком, насыщенным удобрениями. Орошаемые земли размещены почти по всем рекам бассейна, на их берегах, на конусах выноса горных рек и в низовьях рек, впадающих в озеро Балхаш.
      В сельском хозяйстве никаких мер по очистке коллекторно-дренажных и сбросных вод практически не применяется, не нашло пока еще широкого распространения повторное использование этого стока и других сточных вод в производстве. Животноводческие стоки, наиболее загрязняющие водотоки, не везде организованы, почти нигде не очищаются, не утилизируются и не используются. Сельхозпредприятия отводят ежегодно более 200 млн. м 3 коллекторно-дренажных вод с высоким содержанием органических, азотсодержащих и взвешенных веществ.
      Большой проблемой остается загрязнение малых рек. Серьезными проблемами остаются сбросы сточных вод в реку как промышленных, так и коммунально-бытовых (в том числе объектами частного сектора, стихийные свалки мусора в долинах, пойме, водоохранных зонах и полосах и в самом русле рек, строительство жилых домов и др.) объектов в водоохранных зонах, отсутствие очистных сооружений и систем повторного использования стоков животноводческих комплексов, птицефабрик и сельскохозяйственных предприятий.
       Земельный фонд. Общая площадь земель всех категорий землепользователей в границах Балхаш-Алакольского бассейна по данным Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами составляет 34333 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий 26593,82 тыс. га.
      В сельскохозяйственных угодьях преобладающее положение занимают пастбища 24072,76 тыс. га, или 90,5 % от всех земель. В последние годы происходит снижение продуктивности пастбищ (до 0,3 т/га) и орошаемых земель. По данным национальных отчетов процессом деградации земель охвачено более 30 % всей территории. Основная часть земель сельскохозяйственного назначения закреплена за крестьянскими хозяйствами и фермерами.

  3.2. Состояние социально-экономического развития региона

       Промышленность. Основой промышленности Балхаш-Алакольского бассейна являются минерально-сырьевые ресурсы. Многообразие минерального сырья, в том числе медьсодержащих и полиметаллических руд, поставили Балхаш-Алакольский бассейн в ряд приоритетных регионов в развитии производительных сил Казахстана. На их базе действует Производственное Объединение "Балхашцветмет" (далее - ПО "Балхашцветмет") и Текелийский свинцово-цинковый комбинат.
      Из других отраслей - завод свинцовых аккумуляторов в Талдыкоргане, фарфоровый завод в Капшагае, сахарные заводы в Боролдае и Жансугурове.
      Промышленный комплекс региона оказывает существенное негативное воздействие на окружающую среду. Его деятельность неблагоприятно влияет на состояние окружающей среды, особенно на загрязнение водных ресурсов, земель и атмосферы. В промышленности и коммунальном хозяйстве низок уровень применения замкнутых систем и систем оборотного водоснабжения, а также удельный вес повторного использования очищенных сточных вод; значительны объемы водоотведения, в том числе без надлежащей очистки. Мощности очистных сооружений как локальных, так и общесистемных не соответствуют объемам сточных вод, очистка производится некачественно, зачастую в реки и водоемы сбрасываются воды без очистки.
      Вместе с тем, наблюдается уменьшение объемов использования в промышленности свежей воды. Так, уменьшение произошло в Алматинской на 1 %, в Карагандинской на 8 %, Восточно-Казахстанской на 2 %, Жамбылской области на 69 % за счет уменьшения водопотребителей.
      В городе Алматы водопотребление на 1 % увеличилось. В сравнении с 2004 годом в Карагандинской области на производственные нужды забрано свежей воды на 13 % меньше, за счет увеличения потребления оборотного и повторного водоснабжения ПО "Балхашцветмет". ПО "Балхашцветмет" в 2005 году не использовало свежую воду из озера Балхаш, что является хорошим показателем. Анализируя водопотребление ПО "Балхашцветмет" последние пять лет, можно увидеть позитивные сдвиги в увеличении оборотно-повторного водоснабжения на 38 %.
      Оборотное водоснабжение является важным резервом экономии водных ресурсов, особенно в промышленности. При внедрении его в водном хозяйстве потребность в заборе воды снижается в 25-30 раз, соответственно уменьшается и сброс использованной воды.
      Кроме того, на протяжении почти сорока лет на экологическое неблагополучие экосистемы озера Балхаш и прилегающих территорий влияет деятельность военного полигона Сары-Шаган (общая площадь полигона 81,2 тыс. кв. км), в том числе в бассейне - 49,2 тыс. кв. км. Серьезную угрозу экосистеме озера может создать реализация проектов строительства электростанций (тепловой или атомной) на побережье озера, а также освоения Нижне-Илийского буроугольного месторождения в дельте реки Или.
       Сельское хозяйство. В регионе в последние годы произошло сокращение площадей орошаемого земледелия и снижение урожайности на них. Наблюдается деградация пустынных пастбищ и сокращение площадей обводненных пастбищ. При этом, орошаемое земледелие в Балхаш-Алакольском бассейне является самой водоемкой отраслью, влияющей на экологическую обстановку бассейна. В бассейне резко сократились и практически полностью прекратились профилактические, ремонтно-восстановительные работы на водохозяйственных сооружениях. Внутрихозяйственная сеть осталась бесхозной, образование многочисленных самостоятельных хозяйствующих субъектов водопользователей на орошаемых землях привело к дезорганизации систем эксплуатации внутрихозяйственной сети.
      За период с 1992-2005 годы анализ забора воды на сельское хозяйство показал сокращение с 6,2 до 2,9 км 3 или в 2,5 раза. С ухудшением социально-экономической ситуации крупные массивы орошения выведены из строя, на орошаемых землях низкая урожайность. Из-за слабого уровня эксплуатации сократились площади обводненных пастбищ, а вместе с ним резко сократилось поголовье скота.
      За период с 1992 по 2005 годы площади фактического регулярного орошения сократились с 663,4 до 443,963 тыс. га или на 34 %, отбор воды на регулярное орошение уменьшился с 5804,05 до 2974,189 млн. м 3 ., или 49 %., фактические площади на орошение сократились 663,4 до 443,711 тыс. га или на 34 %.
      Реформы в орошаемом земледелии связаны с появлением множества различных форм хозяйствующих субъектов на орошаемых землях, перепрофилированием структуры посевов, нарушения ведения систем севооборотов, внедрения рыночного механизма водопользования.
      Если раньше на орошаемых землях возделывались преимущественно зерновые, кормовые, рис, кукуруза на зерно, многолетние травы, то и последние годы отмечается увеличение посевов технических культур - сахарной свеклы, сои, табака, подсолнечника.
      За период с 1992-2002 годы коэффициент полезного действия оросительных систем снизился с 0,75 до 0,64, а начиная с 2003 года увеличился до 0,66. Оросительные нормы уменьшились с 6295 до 4518 м 3 /га.
      В 2005 году по сравнению с 2004 годом урожайность таких сельскохозяйственных культур как соя, сахарная свекла, рис, зерновые колосовые, овощи увеличились в среднем на 10-12 %. Таким образом, за последние годы отмечаются позитивные изменения в отдаче поливных земель, которые обусловлены стабилизацией экономики и увеличением финансирования товаропроизводителей.
      Сельскохозяйственное водоснабжение охватывает население сельских населенных пунктов общей численностью более 12 тысяч человек.
      Сельское население рассредоточено более чем в девятистах населенных пунктов с численностью населения от 100 до 5000 и более человек с преобладанием (около 40 %) населенных пунктов с численностью населения более 1 тыс. человек.
      Источником питьевого водоснабжения сельского населения в бассейне являются поверхностные и подземные воды.
      В сельских населенных пунктах протяженность водопроводных сетей составляет свыше 2214 км. Техническое состояние водопроводной сети находится в неудовлетворительном состоянии, изношенность их составляет около 70-80 %.
      Срок службы большинства водопроводов истек, что приводит к частым прорывам и аварийным ситуациям и как следствие к удорожанию услуг. В ряде случаев население потребляет для питьевых целей воду не соответствующую санитарным нормам. В целом населенные пункты характеризуются низкой степенью инженерного оборудования, канализация отсутствует.
      В сельских населенных пунктах отсутствуют сельские хозяйствующие субъекты, которые могут полноценно эксплуатировать системы водоснабжения. Без дотации из бюджета водопроводы в сельской местности функционировать не могут.
      Рыбный промысел в бассейне в основном базируется на озере Балхаш и частично на реке Или, а также на Алакольской системе озер. Остальные водоемы существенного значения в производстве рыбной продукции не имеют. Водохранилища, за исключением Капшагайского, в промышленном рыбопроизводстве не участвуют. В Алматинской области имеются небольшие прудовые хозяйства по выращиванию товарной рыбы, расположенные в Илийском и Енбекшиказахском районах. Анализ показателей в рыбном хозяйстве с 2001 до 2005 годов указывает на уменьшение рыбодобычи из-за снижения водопотребления на подпитку прудов рыбохозяйственного значения. Социально-экономическая ситуация, удорожание кормов, ухудшение санитарного состояния водных источников, снижение качества воды, посевы риса, введение несвойственных разновидностей рыбы привело к значительному уменьшению рыбных ресурсов.
       Энергетика. В бассейне имеется 14 гидроэлектростанций (далее - ГЭС). Наиболее крупной гидроэлектростанцией является Капшагайская ГЭС. Анализ последних лет расходов воды на выработку электроэнергии Капшагайской ГЭС показывает о завершении многоводного периода. Выработка электроэнергии в перспективе будет зависеть от попусков приходящей воды с КНР по реке Или.
      В связи с постоянными нарушениями режима попусков из Капшагайского водохранилища, увеличенные зимние энергетические сбросы привели к размыву и обрушению берегов реки Или в районе водозаборов на орошаемые земли Акдалинского массива. В результате процессов размыва ряд проток в дельте заилилось, а озерные системы деградированы. Необходимы неотложные меры по расчистке проток и руслорегулировочным работам в дельте реки, оптимизация режима ГЭС с учетом интересов сельского хозяйства и экосистем. В условиях ожидаемого сокращения водных ресурсов поверхностного стока необходимо проведение водосберегающего компенсационного режима попусков из Капшагайского водохранилища в озеро Балхаш, а также сооружение Куланбасского сезонного контррегулятора стока. Увеличение объемов воды в теплоэнергетике произошло на Балхашской теплоэлектростанции (далее - ТЭЦ), где в начале 2004 года введен в эксплуатацию новый турбоагрегат. В 2005 году введен в промышленную стадию цинковый завод, который работает на оборотной и повторной воде с незначительной подпиткой из Нижне-Токрауского месторождения. На ПО "Балхашцветмет" планируется ввод сернокислотного производства за счет оборотного водоснабжения. В Восточно-Казахстанской области недалеко от станции Актогай планируется разработка нового месторождения медных руд для Балхашского горно-металлургического комбината.
      Удельное водопотребление свежей воды Балхашской ТЭЦ по выработке электроэнергии увеличилось за период с 2001 по 2005 годы с 167 до 171 м 3 /МегаВатт. Удельное водопотребление последовательно использованной воды на выработку тепловой энергии за этот же период увеличилось с 12,8 до 13,9 м 3 /Гигокалорий.
       Коммунальное хозяйство характеризуется высоким износом инфраструктуры. Физический износ оборудования на предприятиях энергоснабжения доходит до 40-60 %, значителен износ энергосетей и водопроводно-канализационных сетей населенных пунктов. В ряде населенных мест отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии система централизованного водоснабжения. В среднем водопроводной водой обеспечивается 70-75 % населения. Утечки воды в сети достигают 30 и более процентов. Многие поселки и большинство сел не имеют канализации. Крайне неудовлетворительное состояние водохозяйственной инфраструктуры. Низкое техническое состояние плотин, гидроузлов и прочих сооружений.
      Неразвитость рекреационной инфраструктуры. Большинство объектов рекреационной инфраструктуры построено в советское время, сильно изношено и не отвечает международным стандартам.
      Большую озабоченность вызывает использование воды питьевого качества на технические нужды промышленных предприятий и автомоек в городах Алматы, Талдыкорган. Большинство автомоек имеют оборотные системы водоснабжения, но не пользуются ими, по причине дороговизны электроэнергии. Для предприятий, использующих воду питьевого качества на нужды не связанные с хозяйственно-питьевым водоснабжением, необходимо установить повышенные тарифы.
       Социальная сфера. Вызывает серьезную обеспокоенность демографическая ситуация и состояние здоровья населения региона. Качество жизни, измеряемое как функция продолжительности жизни, благосостояния населения и состояния окружающей среды, в регионе находится на недостаточно высоком уровне. Это касается как сельских районов с отставанием в развитии социальной сферы, так и городов региона, где велико антропогенное давление на окружающую среду. Требуется оптимизация демографических показателей, снижение заболеваемости населения. Вызывает озабоченность санитарная ситуация, отсутствие доступа значительной части населения к ресурсам физиологически полноценной питьевой воды. Устойчивое развитие Балхаш-Алакольского бассейна должно заключаться в обеспечении баланса экономических, экологических и социальных факторов на основе постановки конкретных целей, проектирования параметров развития и мониторинга результатов.

  3.3. Проблемы трансграничного характера

      Имеется достаточный международный опыт положительного решения трансграничных проблем и бассейнового управления. Опыт Великих озер (США), озеро Онтарио (США и Канада), корпорация бассейна реки Теннеси (США), озера Бива (Япония), бассейновое управление во Франции и др. показывает, что бассейновое управление является проверенным механизмом комплексного решения социально-экономических и экологических проблем, позволяет интегрировать интересы различных групп вокруг общих целей и консолидировать усилия и ресурсы для их достижения. Во многих развитых странах именно бассейновые программы послужили основой для консолидации общества и экономического развития.
      Территория КНР занимает около 18 % площади трансграничного бассейна реки Или (60 тыс. км 2 ), на которой формируется до 70 % речного стока. Соответственно в пределах Казахстана находится 80 % площади бассейна (268 тыс. км 2 ) и формируется 30 % стока. В условно-естественный период суммарные затраты стока Или в пределах КНР составляли около 20 % общего стока бассейна, в пределах Казахстана - порядка 30 %, примерно половина речного стока поступала в озеро Балхаш. Наблюдается загрязнение воды органикой, нефтепродуктами и другими веществами.
      Угроза повышенного водозабора из реки Или со стороны Китая является дополнительным фактором риска для развития региона. Водозабор в 10-15 % из этой реки приведет, по мнению специалистов, к обмелению и засолению Балхаша, к экологической катастрофе, аналогичной Аральской, к серьезным социально-экономическим последствиям.
      Учитывая, что устойчивость водного баланса бассейна зависит от воды, поступающей с территории Китая, а также частично с территории Кыргызстана требуется международный многосторонний договор о справедливом распределении воды для сохранения экосистем на основе принятых всеми странами бассейна международных обязательств по устойчивому развитию.
      Как отмечено  Стратегией территориального развития, территория бассейна может выполнять важную роль в центрально-азиатском регионе, интеграции внутрирегиональных экологических и экономических связей, привлечении капиталов и инвестиций, размещении экологически чистых производств, ориентированных на центрально-азиатский рынок, услуг международного уровня, а также может выполнять функции важного связующего звена, трансконтинентального моста взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской программ развития.
      Географическое расположение региона предопределяют интерес международных партнеров, Европейского союза в использовании выгод не только от транзита грузов, но и в перспективе от участия в процессах формируемой экологической и торгово-экономической интеграции на евразийском пространстве. Необходимо вовлекать в приоритетные направления Программы международных партнеров, способствующих решению трансграничных проблем, а также в привлечении технологий и инвестиций.

  3.4. Проблемы управления бассейном

      Ключевой проблемой являются недостатки существующей системы управления в бассейне. Как отмечено в Стратегии территориального развития Республики Казахстан на период 2015 года "...вопросы территориального развития, с учетом сохраняющихся диспропорций в региональном развитии и новых перспективных задач, требуют эффективной координации на центральном и местном уровнях". "Не сформирована модель пространственной организации страны, взаимоувязанной с региональным проектированием, отраслевыми схемами использования важнейших природных ресурсов и инфраструктуры. Отсутствуют инструменты (механизмы) координации интересов смежных административно-территориальных единиц (областей, районов, городов и сел), трансрегиональных процессов".
      Фрагментарные полномочия и краткосрочные интересы не позволяют решать названные проблемы бассейна, существующие механизмы координации не способствуют согласованию межведомственных и межгосударственных противоречий.
      Формирование необходимых рамок управления, вовлечение всех заинтересованных сторон, выработка общих целей и привлечение необходимых инвестиций являются условием реализации и первоочередными мерами Программы.
      Система управления должна способствовать стабилизации водного режима и улучшению качества воды, обеспечивающих санитарные и экосистемные потребности населения и бассейна. Оптимизация методов управлении должна достигаться путем поэтапного установления целевых показателей качества воды в бассейнах и рационирования водопользования в аграрном, коммунальном и промышленном секторах.
      Целевые показатели на среднесрочный или долгосрочный период предполагается утверждать Правительством Республики Казахстан в едином пакете с методологиями лимитирования сбросов на основе технологических нормативов, объемом планируемых бюджетных средств, схемой бюджетного софинансирования, участия институтов развития, ставками платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды и других инструментов регулирования.
      В качестве целевых показателей для бассейна и его участков могут применяться:
      обеспечение экологического стока в объеме, достаточном для поддержания уровня воды озера Балхаш на существующей отметке (341,5 м) при соблюдении оптимального паводкового режима и половодья;
      поэтапное достижение качества воды на проблемных участках бассейна и в озере Балхаш, соответствующего санитарным требованиям по приоритетным загрязняющим веществам: меди, свинцу, фенолу, пестицидам, органическим веществам и нефтепродуктам.
      Целевые показатели качества воды в бассейне должны соответствовать и обеспечивать выполнение индикаторов и целевых показателей более высокого ранга, в частности - установленных  Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, другими программными и стратегическими документами Президента и Правительства Республики Казахстан. Одновременно они могут использоваться, как индикаторы эффективности регулирующей деятельности уполномоченных органов.
      К качеству разработки пакетов инструментов управления бассейнами, с учетом их высокой экономической значимости, предъявляются повышенные требования. В связи с этим необходима организация постоянно действующей группы технической координации методических проработок и стратегического планирования.

  4. Цель и задачи Программы

       Цель Программы. Обеспечение устойчивого развития бассейна и сохранение среды проживания населения региона на основе формирования экосистемного управления и создания благоприятных условий по привлечению инвестиций и внедрению экологически чистых технологий.
       Основными задачами Программы являются:
      рациональное использование ресурсного (земельного, водного, рекреационного) потенциала региона;
      внедрение современных моделей территориальной организации на основе бассейна и ведения экологически ориентированного бизнеса;
      улучшение социально-демографической ситуации и состояния здоровья населения путем совершенствования профилактических мер и снижения рисков;
      развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранение экосистем, поддерживающих экономическую деятельность и развитие человеческого капитала;
      создание благоприятного делового и инвестиционного климата, условий для стимулирования инноваций, совершенствования и внедрения чистых технологии и моделей устойчивого производства и потребления;
      совершенствование национального законодательства в сфере рационального природопользования и гармонизация с международными нормами, конвенциями и соглашениями;
      внедрение новых механизмов финансирования инфраструктурных проектов и содержания объектов коммунальной, природоохранной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

  5. Основные направления и механизм реализации Программы

      В отличие от ранее устоявшейся в практике планирования методов, стоит задача создания условий для рациональной территориальной организации, эффективного использования природных, экономических и трудовых ресурсов, географического положения региона.
      Исходя из трансграничного характера бассейна, для предупреждения дальнейшего отбора воды и загрязнений со стороны соседних государств, особое внимание будет уделяться формированию совместных инвестиционных программ и проектов в области рыбоводства, сельского хозяйства, туризма и других, заинтересованных в сохранении и улучшении параметров количества и качества воды.
      В целом, формируемая система бассейнового управления задаст параметры дальнейшего совершенствования административно-территориальной организации региона и системы планирования территории.
      Необходимо использовать интерес Европейских стран в использовании территории бассейна в качестве моста между Европой и Азией. Существующие общеевропейские программы по экологии и устойчивому развитию, формируемые коммуникационные коридоры должны способствовать как интеграции региона в региональные и глобальные рынки, так и привлечению экологически чистых технологий и инвестиций.
      Ввиду высокой капиталоемкости инфраструктурных проектов, наряду с бюджетным финансированием, одной из форм реализации крупных инвестиционных проектов Программы станет государственно-частное партнерство. При этом будет определен перечень приоритетных инфраструктурных проектов стратегического значения, реализацию которых целесообразно осуществить посредством государственно-частного партнерства.

  5.1. Улучшение состояния окружающей среды

       Для решения проблем рационального использования водных ресурсов и защиты их от загрязнения предусматриваются следующие мероприятия:
      развитие системы мониторинга водных объектов и повышение эффективности государственного контроля за их использованием;
      обустройство водоохранных зон на водоисточниках Балхаш-Алакольского бассейна;
      обеспечение гидроэкологической безопасности природно-хозяйственной системы Балхаш-Алакольского бассейна в условиях ожидаемых изменений ресурсов поверхностных вод;
      прогноз стока трансграничных водотоков с учетом объема отбора воды с сопредельными государствами;
      оптимизировать режимы уровней водоемов Алаколь-Сасыккольской системы озер с учетом обеспечения устойчивости экосистемы;
      подготовить предложения по эффективной очистке сточных и коллекторно-дренажных вод и их повторному использованию на орошение;
       Для снижения деградации пастбищ и пахотных земель предусматриваются меры по охране земельных ресурсов:
      защита почв, сельхозугодий и рекультивация земель, нарушенных в связи с хозяйственной и производственной деятельностью человека;
      внедрение зональных систем почвозащитного земледелия для предотвращения ветровой эрозии;
      снижение отрицательного действия на почву средств защиты растений, включающие агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические и организационно-хозяйственные мероприятия;
      разработка ландшафтно-экологических требований организации системы землепользования и землеустройства Балхаш-Алакольской природно-хозяйственной системы в условиях новых земельных отношений.
       Для сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ предусматриваются:
      подготовить предложения по внедрению экологически чистых технологии производства и очистных сооружений на объектах металлургии, теплоэнергетики, промышленности и горнодобывающей отрасли;
      подготовить предложения по использованию возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.
       Для снижения уровня накопления отходов производства и потребления необходимо следующее:
      подготовить предложения по управлению промышленными и бытовыми отходами и вторичной их переработкой на предприятиях Балхаш-Алакольского бассейна;
      создание технологических линий по переработке отходов производства, потребления и коммунально-бытовых отходов;
      нейтрализация воздействия многочисленных накопителей промышленных отходов (хвостохранилищ, гидрошлакоотвалов, золоотвалов, прудов-накопителей, отстойников, отвалов горных пород) на поверхностные и подземные воды.
       Сноска. Подраздел 5.1. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723 .

  5.2. Развитие устойчивой эколого-экономической деятельности

      Для совершенствования коммунального хозяйства необходимо провести реконструкцию, техническое перевооружение и строительство сооружений и водопроводных сетей, канализации и очистных сооружений городов и городских поселков в бассейне, реконструкция, расширение и совершенствование технологий работы очистных сооружений промышленных предприятий и коммунальных объектов данного региона необходимо:
      провести анализ и оценку существующих или запланированных инвестиционных проектов в Республике Казахстан в области достижения целей развития тысячилетия по воде и санитарии;
      разработать перечень инвестиционных проектов для включения в долгосрочную программу развития бассейна.
      В целях упорядочения процессов безопасного накопления, хранения, переработки и использования промышленных токсичных отходов необходимо построить заводы по переработке твердых бытовых и жидких промышленных отходов.
      В сфере сельского хозяйства предполагается решение следующих проблем:
      подготовить предложения по снижению норм орошения и водоотведения для сельскохозяйственных культур в Балхаш-Алакольском бассейне;
      провести оценку влияния экологического состояния Балхаш-Алакольского бассейна на безопасность и качество сельскохозяйственной продукции;
      подготовить предложения по повышению эффективности работ рыбозащитных устройств на водозаборах;
      подготовить предложения по развитию и размещению предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в Балхаш-Алакольском регионе.
       Сноска. Подраздел 5.2. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723 .

  5.3. Улучшение социально-демографической ситуации
и состояния здоровья населения

      Балхаш-Алакольский регион должен стать одним из первых эффективных примеров реализации политики устойчивого социально-демографического развития и улучшения состояния здоровья населения на основе комплексного подхода к улучшению качества и стабильности окружающей среды.
      Улучшение демографических показателей - снижение общей и младенческой смертности, повышение средней продолжительности жизни населения, стабилизация показателей фертильности и рождаемости - должно быть достигнуто за счет следующих основных мер:
      изучение и оценка влияния антропогенных факторов на тенденцию ухудшения здоровья населения в Балхаш-Алакольском бассейне;
      предупреждение и терапия экологически-обусловленных патологий в регионе Балхаш-Алакольского бассейна.

  5.4. Обеспечение устойчивого международного сотрудничества
и решения трансграничных проблем

      Повышение эффективности международно-правового регулирования в области взаимоотношения трансграничных водных объектов является одной из ключевых проблем в бассейне. Основой устойчивого социально-экономического развития и создания стабильной экосистемы в регионе - будет наличие заключенных между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой международных договоров для регулирования, управления и использования водных ресурсов, содержащих юридические обязательства стран, регулирующих развитие и выполнение общей стратегии.
      Разработать и согласовать проекты двух и многосторонних Бассейновых соглашений между членами Балхаш-Алакольского бассейного совета.
      Для поддержки и сохранения экосистемы бассейна и развития региона необходимо обсуждение и обмен информации на международных конференциях вопросов гармонизации национального законодательства в сфере рационального природопользования.

  5.5. Создание системы управления бассейном

       Институциональные основы. В целях обеспечения координации, межрегионального и межотраслевого взаимодействия в вопросах территориального развития, совершенствования механизмов финансирования развития территории должен быть рассмотрен вопрос об определении уполномоченного органа в области устойчивого развития.
      Проработать возможности внедрения экосистемного управления по бассейновому принципу с проведением международной экспертизы проекта "Положение об органе бассейнового управления".
       Нормативная правовая и методическая основа. С целью предотвращения расточительного, нерационального природопользования и обеспечения устойчивого развития необходима разработка и принятие ряда нормативных правовых и методических документов:
      система бассейновых и отраслевых индикаторов устойчивого развития для оценки сценариев развития Балхаш-Алакольского бассейна;
      усиление института экологической стандартизации и нормирования путем стимулирования перехода отечественных производителей на международные стандарты серий ISO-9000 и ISO-14000.
      Необходимо внедрение в казахстанскую практику управления методологии поэтапных целевых показателей экологического состояния водных бассейнов и методов лимитирования сбросов и планирования инвестиций на основе технологического нормирования, увязанных с методами бассейнового управления и инвестиционной политикой. Улучшение качества воды потребует также внедрения новых стандартов (предельно-допустимое воздействие на водный объект) с учетом международных норм.
       Научно-техническое и информационное обеспечение управления по бассейному принципу. В регионе будут внедрены методы оценки защиты окружающей среды, влияния загрязнения водной среды на организмы человека и сельскохозяйственных животных, контроля над информацией с целью обеспечения ее надежности, точности и достоверности. Непременным условием является охват единой информационной системой всех природопользователей.
      Для совершенствования научно-технического и информационного обеспечения интегрированного управления бассейном необходимо:
      научное обоснование схемы комплексного освоения рекреационного потенциала Балхаш-Алакольского бассейна;
      оценить снежно-ледовые ресурсы зоны формирования стока в условиях изменения климата;
      провести исследования экосистемы дельты реки Или и разработать комплекс мероприятий по сохранению и воспроизводству биоразнообразия в дельте реки Или, озера Балхаш для обеспечения экологической устойчивости низовий реки Или;
      провести исследования по обоснованию восстановления экосистем, развития дельты реки Тентек, озер Алаколь и Сасыкколь;
      разработать научные основы повышения устойчивости экосистем Балхаш-Алакольского региона;
      стабилизировать уровень накопителя "Сары-Булак" на основе научно-обоснованного размещения очистных сооружений и других мероприятий;
      разработать и внедрить меры по сокращению вредного воздействия от промышленных предприятий, включая Национальную Акционерную Компанию "Казахмыс";
      разработать, мероприятия по организации экологического туризма в Балхаш-Алакольском бассейне;
      создать научную основу для разработки карт природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территории Балхаш-Алакольского бассейна;
      расширить пути использования геотермальных вод.
       Совершенствование и создание системы мониторинга окружающей среды. Для принятия управленческих решений, направленных на улучшение экологической обстановки необходимо иметь с требуемой степенью оперативности достоверную целостную картину состояния окружающей среды, соответствующую решаемой природоохранной задаче и формируемую на основе наблюдений за состоянием окружающей среды, его оценки и прогноза, то есть мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, а также мониторинга недр, включая подземные воды и опасные геологические процессы.
      Будут проведены мероприятия по восстановлению сети гидрометеорологического мониторинга и мониторинга окружающей среды бассейна, мониторинга снежно-ледовых ресурсов Балхаш-Алакольского бассейна, межгосударственного регионального мониторинга трансграничных рек в бассейне совместно с КНР. Обеспечение проведения мониторинга численности колоний особо уязвимых видов рыб и животных в регионе.
      Пропаганда и просвещение общества в области природопользования. Реализация политики программы требует соответствующего организационного обеспечения проведения научно-технических мероприятий, форумов, пропаганды по Интегрированному управлению водными ресурсами с привлечением средств массовой информации и широких слоев общественности и населения.
      В сфере экологического просвещения необходимо продолжить работы по созданию основ системы экологического образования и воспитания, выпуску и распространению специализированных научно-популярных брошюр, газет, журналов, электронного сайта и др., стимулировать участие населения, молодежи и объединений природопользователей в управлении природными ресурсами, в сборе, рециркуляции и удалении отходов.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Для реализации целей и задач комплексной Программы необходимы значительные капитальные вложения и материально-технические затраты. Источником финансирования будут средства республиканского бюджета, собственных средств предприятий-природопользователей, гранты международных стран-доноров, иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
      Всего предусматривается выделение средств в размере  215,3 млн. тенге в том числе :
      из республиканского бюджета:
      2007 г. - 26,0 млн. тенге;
      международные гранты:
      2007 г. - 64,3 млн. тенге;
      2009 г. - 35,0 млн. тенге;
      средства предприятий:
      2007 г. - 30,0 млн. тенге;
      2008 г. - 30,0 млн. тенге;
      2009 г. - 30,0 млн. тенге.

  7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      Реализация Программы позволит отработать и апробировать механизмы управления по бассейному принципу и будет обеспечено:
      выполнение задач  Послания Президента страны от 1 марта 2006 года в части перехода к международным стандартам в сфере экологии и природопользования;
      создание условий для сохранения экосистем Балхаш-Алакольского бассейна путем научного обоснования экологического и потенциально свободного стока основных притоков Балхаш-Алакольского бассейна;
      внедрение модели интегрированного управления природными ресурсами и охраной окружающей среды, соответствующую современным международным требованиям и социально-экономическим потребностям Балхаш-Алакольского бассейна;
      подписание Бассейнового Соглашения с Кыргизской Республикой, Китайской Народной Республикой и другими заинтересованными сторонами по рациональному использованию природных ресурсов и сохранению экосистемы Балхаш-Алакольского бассейна;
      создание эффективных механизмов партнерства между государственными органами власти, органами местного самоуправления и природопользователями;
      стабилизация гидрологических режимов и уровня воды озера Балхаш на отметке - 342 м., сохранение экосистемы и повышение эффективности использования водных ресурсов;
      улучшение социально-демографической ситуации в регионе за счет снижения уровня мертворождаемости до 5-6 на 1 тысячу родившихся;
      улучшение состояния здоровья населения, повышение качества трудовых ресурсов и уровня развития человеческого потенциала.

             8. План мероприятий по реализации Программы
     "Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского
                    бассейна на 2007-2009 годы"

       Сноска. План с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723 .

N
п/п

Мероприятия

Форма заверше-
ния

Ответ-
ственный
за
испол-
нение

Сроки
испол-
нения

Пред-
пола-
гаемые
расходы
(млн.
тенге)

Источ-
ники
финан-
сиро-
вания

1

2

3

4

5

6

7

1. Улучшение состояния окружающей среды

      1.1. Решение проблем рационального использования водных
                 ресурсов и защиты их от загрязнения

1.1.1.

Подготовить
предложения по
развитию системы
мониторинга водных
объектов и повыше-
ния эффективности
государственного
контроля за их
использованием

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


1.1.2.

Подготовить
предложения по
обустройству
водоохранных зон на
водоисточниках
Балхаш-Алакольского
бассейна

Предложе-
ния в МООС

МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


1.1.3.

Разработать основы
обеспечения
гидроэкологической
безопасности
природно-хозяйст-
венной системы
Балхаш-Алакольского
бассейна в
условиях ожидаемых
изменений ресурсов
поверхностных вод

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 2,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

1.1.4.

Разработать методи-
ку прогноза стока
трансграничных
водотоков с учетом
объема отбора воды
сопредельными
государствами (на
примере реки Или)

Проект
норматив-
ного
правового
акта

МООС

IV
квар-
тал
2009
г.

2007 г.
- 2,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

1.1.5.

Подготовить
предложения по
оптимизации режимов
уровня водоемов
Алаколь-Сасыкколь-
ской системы озер с
учетом обеспечения
устойчивости
экосистем

Предложе-
ния в МООС

МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


1.1.6.

исключена постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723

1.1.7.

Подготовить
предложения по
использованию сточ-
ных и коллекторно-
дренажных вод и
их повторному
использованию на
орошение

Предложе-
ния в МООС

МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется  


1.2. Снижение деградации пастбищ и пахотных земель

1.2.1.

Подготовить предло-
жения по защите
почв, рекультивации
земель, по
предотвращению
ветровой эрозии и
организации системы
землепользования в
том числе
ландшафтно-
экологических
требований и
землеустройства в
условиях новых
земельных отношений
с учетом региональ-
ных особенностей
Балхаш-Алакольского
бассейна

Предложе-
ния в МООС

АЗР
(созыв),МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


1.3. Сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ

1.3.1.

Подготовить
предложения по
внедрению экологи-
чески чистых
технологии произ-
водства и очистных
сооружений на
объектах
металлургии,
теплоэнергетики,
промышленности и
горнодобывающей
отрасли

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МЭМР,
МОН

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


1.3.2.  

Подготовить
предложения по
использованию
возобновляемых и
нетрадиционных
источников энергии

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


1.4. Снижение уровня накопления отходов производства
и потребления

1.4.1.

Подготовить
предложения по
управлению промыш-
ленными и бытовыми
отходами и вторич-
ной их переработ-
кой, созданию
технологических
линий по их
переработке
на предприятиях
Балхаш-Алакольского
бассейна

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МОН

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


1.4.2.

Подготовить
предложения по
нейтрализации
воздействия накопи-
телей промышленных
отходов на
поверхностные и
подземные воды
Балхаш-Алакольского
бассейна

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МОН

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


2. Развитие устойчивой эколого-экономической деятельности
2.1. Совершенствование коммунального хозяйства

2.1.1. 

Провести анализ и
оценку существующих
или запланированных
инвестиционных
проектов в
Республике
Казахстан в области
достижения целей
развития тысячиле-
тия по воде и
санитарии

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 0,5

Между-
народ-
ные
гранты

2.1.2.

Разработать пере-
чень инвестиционных
проектов для
включения в долго-
срочную программу
развития бассейна

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
заинте-
рисован-
ные
госорга-
ны

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 2,1

Между-
народ-
ные
гранты

2.1.3.

Подготовить
предложения по
переработке твердых
бытовых и жидких
промышленных
отходов предприятий
Балхаш-Алакольского
бассейна

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МОН

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


2.2. Развитие сельского хозяйства

2.2.1.

исключена постановлением Правительства РК от 30.07.2008  N 723

2.2.2.

Подготовить
предложения по
снижению норм
орошения и
водоотведения для
сельскохозяйствен-
ных культур в
Балхаш-Алакольском
бассейне

Предложе-
ния в МООС

МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


2.2.3.

Провести оценку
влияния экологичес-
кого состояния
Балхаш-Алакольского
бассейна на
безопасность и
качество сельско-
хозяйственной
продукции

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 5,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

2.2.4.

Подготовить предло-
жения по повышению
эффективности работ
рыбозащитных
устройств на
водозаборах

Предложе-
ния в МООС

МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


2.2.5.

Подготовить
предложения по
развитию и размеще-
нию предприятий по
переработке
сельскохозяйствен-
ной продукции в
Балхаш-Алакольском
регионе

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МСХ

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

Не
требу-
ется


3. Улучшение социально-демографической ситуации и
состояния здоровья населения
3.1. Улучшение здоровья населения

3.1.1.

Изучение и оценка
влияния антропоген-
ных факторов на
тенденцию ухудшения
здоровья населения
в Балхаш-
Алакольском
бассейне

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МЗ

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 -
3,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

3.1.2.

Подготовить
предложения по
предупреждению и
терапии экологичес-
ки-обусловленных
патологий в регионе
Балхаш-Алакольского
бассейна

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МЗ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


4. Обеспечение устойчивого международного сотрудничества
и решения трансграничных проблем
4.1. Совершенствование международного сотрудничества

4.1.1.

Разработать проект
договора (Бассейно-
вое соглашение) с
Китайской Народной
Республикой и
Кыргызстаном для
регулирования,
управления и
использования
водных ресурсов,
содержащих
юридические
обязательства
стран, регулирующих
развитие и выполне-
ние общей стратегии
использования
трансграничных
водных ресурсов

Проект
соглашения

МООС
(созыв),
МЭМР,
МИД,
МСХ

I
квар-
тал
2009
г.

2007 г.
- 0,8

Между-
народ-
ные
гранты

4.1.2.

Разработать и
согласовать проекты
двух и многосторон-
них Бассейновых
соглашений между
членами
Балхаш-Алакольского
бассейного совета

Проект
норматив-
ного
правового
акта

МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

2007 г.
- 2,6

Между-
народ-
ные
гранты

            4.2. Расширение международного сотрудничества

4.2.1.

Подготовить и
провести
международную
конференцию по
вопросам
трансграничного
водопользования и
обсуждения
разработанного
проекта
многостороннего
соглашения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ,
МИД

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 20,0

Между-
народ-
ные
гранты

5. Создание системы управления бассейном
5.1. Институциональные основы

5.1.1.

Проработать возмож-
ности внедрения
экосистемного
управления по
бассейновому прин-
ципу с проведением
международной
экспертизы проекта
"Положение об
органе бассейнового
управления"

Проект
норматив-
ного
правового
акта

МООС
(созыв),
МСХ,
МИД
(в части
осущест-
вления
экспер-
тизы

IV
квар-
тал
2009
г.

2009 г.
- 25,0

Между-
народ-
ные
гранты

5.2. Нормативная правовая и методическая основа

5.2.1.

Выработать предло-
жения по разработке
и принятию ряда
нормативных право-
вых и методических
документов
(индикаторов,
международных
стандартов серий
ISO-9000 и
ISO-14000 и целевых
показателей) устой-
чивого развития по
бассейному принципу

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС

IV
квар-
тал
2007
г.

2007 г.
- 10,0

Между-
народ-
ные
гранты

5.3. Научно-техническое и информационное обеспечение
управления по бассейному принципу

5.3.1.

Научное обеспечение
схемы комплексного
освоения рекреаци-
онного потенциала
Балхаш-Алакольского
бассейна

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 2,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

5.3.2.

Подготовить
предложения по
оценке снежно-
ледовых ресурсов
зоны формирования
стока и по предотвращению
опасных природных
процессов (сели,
паводки, лавины,
оползни) в
Балхаш-Алакольском
бассейне в условиях
изменения климата

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ,
МОН

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


5.3.3.

Проведение научных
исследований
экосистемы дельты
реки Или и разрабо-
тать комплекс
мероприятий по
сохранению и
воспроизводству
биоразнообразия в
дельте реки Или
озера Балхаш для
обеспечения
экологической
устойчивости
низовий реки Или

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ,
МОН

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 3,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

5.3.4.

Проведение научных
исследований
экосистемы дельты
реки Тентек,
озер Алаколь и
Сасыкколь, разрабо-
тать комплекс
мероприятий по
обеспечению
экологической
устойчивости и
сохранению их
биоразнообразия

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ,
МОН

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 2,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

5.3.5.

Разработать
научные основы
повышения устойчи-
вости экосистем
Балхаш-Алакольского
региона

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 5,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

5.3.6.

Подготовить
предложения по
стабилизации уровня
накопителя
"Сары-Булак" на
основе научно-
обоснованного
размещения очистных
сооружений и
других мероприятий

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


5.3.7.

Разработать и
внедрить меры по
сокращению вредного
воздействия от
промышленных пред-
приятий, включая
Национальную
акционерную
компанию "Казахмыс"

Информация
в МООС

НАК
"Казах-
мыс"

IV
квар-
тал
2009
г.

2007 г.
- 30,0
2008 г.
- 30,0
2009 г.
- 30,0

Сред-
ства
пред-
прия-
тий

5.3.8.

Подготовить предло-
жения по организа-
ции экологического
туризма в
Балхаш-Алакольском
бассейне

Предложе-
ния в МООС

МТС

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


5.3.9.

Создать научную
основу для
разработки карт
природно-ресурсного
потенциала и
экологического
состояния
территории
Балхаш-Алакольского
бассейна

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МОН,
МЭМР,
МСХ

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 2,0

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

5.3.10.

Подготовить
предложения по
расширению путей
использования
геотермальных вод

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС
(созыв),
МЭМР,
МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


5.4. Совершенствование и создание системы
мониторинга окружающей среды

5.4.1.

Подготовить
предложения по
мониторингу
состояния окружаю-
щей среды
Балхаш-Алакольского
бассейна

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


5.4.2.

Подготовить
предложения по
мониторингу числен-
ности колоний
особо уязвимых
видов рыб и
животных в регионе

Предложе-
ния в МООС

МСХ,
МООС

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


5.5. Пропаганда и просвещение общества в области
природопользования

5.5.1.

Провести
Национальный форум
заинтересованных
сторон по
Интегрированному
управлению
водными ресурсами

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МСХ
(созыв),
МООС,
МЭМР

20
июля
2007
г.
и 20
января
2008
г.

2007 г.
- 1,3

Между-
народ-
ные
гранты

5.5.2.

Подготовить
предложения по
развитию системы
экологического
образования и
воспитания

Предложе-
ния в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МОН
(созыв),
МООС,
МСХ

IV
квар-
тал
2007
г.

Не
требу-
ется


ИТОГО

215,3 в том числе :
из РБ - 26,0:
2007 г. - 26,0;
международные
гранты:
2007 г. - 64,3;
2009 г. - 35,0;
средства
предприятий:
2007 г. - 30,0;
2008 г. - 30,0;
2009 г. - 30,0.

Примечание:
МИД            - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МОН            - Министерство образования и науки Республики
                 Казахстан
МООС           - Министерство охраны окружающей среды Республики
                 Казахстан
МСХ            - Министерство сельского хозяйства Республики
                 Казахстан
МЭМР           - Министерство энергетики и минеральных ресурсов
                 Республики Казахстан
МЧС            - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики
                 Казахстан
МТС            - Министерство туризма и спорта Республики Казахстан
МЗ             - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
АЗР            - Агентство Республики Казахстан по управлению
                 земельными ресурсами
РБ             - Республиканский бюджет
НАК "Казахмыс" - Национальная акционерная компания "Казахмыс"