В целях обеспечения экологической безопасности автотранспортных средств по вредным выбросам в окружающую среду с поэтапным переходом к оптимальному экологически безопасному парку автомобилей в Республике Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан.
2. Министерствам транспорта и коммуникаций, индустрии и торговли, энергетики и минеральных ресурсов, охраны окружающей среды и внутренних дел Республики Казахстан принять необходимые меры для реализации настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
29 декабря 2007 года N 1372
Технический регламент
о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ
автотранспортных средств, выпускаемых в обращение
на территории Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящий Технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан (далее - Технический регламент) распространяется на автотранспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Республики Казахстан, и устанавливает требования к используемым ими топливам и экологическим характеристикам по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
2. Объектами Технического регламента являются:
автотранспортные средства категорий M 1 , М 2 , М 3 , N 1 , N 2 и N 3 , классифицируемых согласно приложению 1 к Техническому регламенту и оборудованных двигателями внутреннего сгорания, разрешенная максимальная масса которых составляет более 400 кг и (или) максимальная скорость превышает 50 км/ч;
установленные на автотранспортных средствах двигатели внутреннего сгорания в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
топливо для двигателей внутреннего сгорания.
3. Топливом, используемым при работе двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств, являются автомобильный бензин, дизельное и газовое топливо.
4. В Техническом регламенте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
1) выбросы - вредные (загрязняющие) вещества, в виде отработанных и картерных газов двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автотранспортных средств;
2) двигатель внутреннего сгорания - тепловой двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно в рабочей полости (например, в цилиндре) или сгорающее топливо проходит в рабочую полость;
3) газовый двигатель - двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе;
4) двигатель с принудительным зажиганием - двигатель, в котором воспламенение рабочей смеси в цилиндре происходит за счет дополнительного источника энергии (например, электрической искры);
5) дизель - двигатель, в котором воспламенение рабочей смеси в цилиндре происходит вследствие ее термодинамического нагрева от сжатия;
6) удельные нормативы выбросов - устанавливаемые в отношении автотранспортных средств нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимый объем выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автотранспортным средством работы или пробега;
7) экологический этап - классификационный код технических нормативов, характеризующих автотранспортные средства в зависимости от уровня выбросов;
8) Правила ЕЭК ООН N - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, применяемые для целей настоящего Технического регламента.
Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 21.07.2009 N 1109 (порядок введения в действие см. п.2 ).
2. Требования к выбросам вредных (загрязняющих)
веществ автотранспортных средств
5. Удельные нормативы выбросов автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан, устанавливаются по экологическим этапам, согласно пунктам 6-8 Технического регламента.
6. На экологическом этапе-2:
1) для категорий М 1 , М 2 максимальной массой не более 3,5 т, N 1 с двигателями с принудительным зажиганием (бензиновыми и газовыми) и дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
2) для категории M 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М 2 , М 3 , N 1 , N 2 , N 3 с дизелями и газовыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
3) для категории M 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М 2 , М 3 , N 2 , N 3 с бензиновыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
7. На экологическом этапе-3:
1) для категорий М 1 , М 2 максимальной массой не более 3,5 т, N 1 с двигателями с принудительным зажиганием (бензиновыми, газовыми) и дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
2) для категории М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М 2 , М 3 , N 1 , N 2 , N 3 с дизелями и газовыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
3) для категории М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М 2 , М 3 , N 2 , N 3 с бензиновыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл ETC);
4) для категории М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М 2 , М 3 , N 1 , N 2 , N 3 повышенной проходимости с дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями 1, 2, Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
8. На экологическом этапе-4:
1) для категорий М 1 , М 2 максимальной массой не более 3,5 т, N 1 с двигателями с принудительным зажиганием (бензиновыми, газовыми) и дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
2) для категории М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М 2 , М 3 , N 1 , N 2 , N 3 с дизелями и газовыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
3) для категории М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М 2 , М 3 , N 1 , N 2 , N 3 с бензиновыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл ETC).
Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение удельных нормативов выбросов автотранспортных средств, указанных в пунктах 6-8 Технического регламента, предъявляются основные технические требования по экологическим этапам, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 01.03.2010 № 153 (порядок введения в действие см. п. 3).
3. Подтверждение соответствия
10. Соответствие автотранспортных средств требованиям Технического регламента удостоверяется сертификатами соответствия, выдаваемыми в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июля 2008 года № 675 "Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности автотранспортных средств.
Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 21.07.2009 N 1109 (порядок введения в действие см. п.2 ).
11. Соответствие топлива требованиям Технического регламента удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемого в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.
4. Презумпция соответствия
Сноска. Раздел 4 исключен постановлением Правительства РК от 21.07.2009 N 1109 (порядок введения в действие см. п.2 ).
5. Порядок и срок введения в действие
14. На территории Республики Казахстан удельные нормативы выбросов автотранспортных средств, согласно Техническому регламенту, вводятся в действие в следующие сроки:
экологический этап-2 с 15 июля 2009 года;
экологический этап-3 с 1 января 2012 года;
экологический этап-4 с 1 января 2014 года.
Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 26.12.2008 N 1269 (порядок введения в действие см. п. 2); от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие со дня первого официального опубликования); от 27.12.2010 № 1413; от 30.06.2011 № 737.
15. Основные технические требования к характеристикам топлива для автотранспортных средств, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, вводятся в действие в следующие сроки:
экологический этап-2 с 1 января 2010 года;
экологический этап-3 с 1 января 2014 года;
экологический этап-4 с 1 января 2016 года.
Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 26.12.2008 N 1269 (порядок введения в действие см. п. 2); от 21.07.2009 N 1109 (порядок введения в действие см. п. 2); от 01.03.2010 № 153 (порядок введения в действие см. п. 3); от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
16. Подтверждение соответствия выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан автотранспортных средств, бывших в эксплуатации, требованиям экологического этапа-2 осуществляется с учетом приложения 4 к Техническому регламенту.
Сноска. Пункт 16 в редакции постановления Правительства РК от 21.07.2009 N 1109 (порядок введения в действие см. п. 2); с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Тех. регламент предусмотрено дополнить пунктом 17 в соответствии с постановлением Правительства РК от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие с 01.01.2012).
Приложение 1
к Техническому регламенту
Классификация автотранспортных средств
по категориям
Категория |
Разрешенная |
Характеристика |
M 1 |
Для перевозки пассажиров |
|
М 2 |
До 5** |
То же (автотранспортные |
М 3 |
Свыше 5** |
|
N 1 |
До 3,5*** |
Для перевозки грузов |
N 2 |
Свыше 3,5 |
|
N 3 |
Свыше 12,0*** |
Примечание :
* специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автотранспортных средствах, рассматривают как эквивалент груза;
** сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно только в мастерских;
*** для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массу груза тягача.
Приложение 2
к Техническому регламенту
Перечень
Правил Европейской экономической комиссии Организации
Объединенных Наций, применяемых для целей Технического
регламента и рекомендуемых для подтверждения соответствия
автотранспортных средств
Сноска. Приложение 2 исключено постановлением Правительства РК от 21.07.2009 N 1109 (порядок введения в действие см. п. 2).
Приложение 3
к Техническому регламенту
Основные технические требования
к характеристикам топлива для автотранспортных средств
Сноска. Приложение 3 исключено постановлением Правительства РК от 01.03.2010 № 153 (порядок введения в действие см. п. 3).
Приложение 4
к Техническому регламенту
Таблица
соответствия автотранспортных средств
и двигателей внутреннего сгорания, в зависимости
от года их выпуска, требованиям технического
регламента по экологическому этапу-2
Сноска. Приложение 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
Страна происхождения |
Соответствующие |
Входящая в Европейский |
с 1997 года и позже |
Входящая в Европейский |
с 1997 года и позже |
США |
с 1996 года и позже |
Япония |
с 1998 года и позже |
Канада |
с 2001 года и позже |
Индия |
с 2005 года и позже |
Малайзия |
с 2003 года и позже |
Китай |
с 2004 года и позже |
Корея |
с 2001 года и позже |
Россия |
с 2006 года и позже |
Узбекистан |
с 2007 года и позже |
Украина, категория М |
с 2006 года и позже |
Украина, категория N |
с 2007 года и позже |
Примечание:
* в Европейский Союз входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.
Примечание РЦПИ!
Тех. регламент предусмотрено дополнить приложением 5 в соответствии с постановлением Правительства РК от 24.09.2010 № 977 (вводится в действие с 01.01.2012). Предусмотрены изменения постановлением Правительства РК от 27.12.2010 № 1413.