В целях обеспечения экологической безопасности автотранспортных средств по вредным выбросам в окружающую среду с поэтапным переходом к оптимальному экологически безопасному парку автомобилей в Республике Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемый Технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан.
2. Министерствам транспорта и коммуникаций, индустрии и торговли, энергетики и минеральных ресурсов, охраны окружающей среды и внутренних дел Республики Казахстан принять необходимые меры для реализации настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
29 декабря 2007 года N 1372
Технический регламент
о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ
автотранспортных средств, выпускаемых в обращение
на территории Республики Казахстан
1. Настоящий Технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан (далее - Технический регламент) распространяется на автотранспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Республики Казахстан, и устанавливает требования к используемым ими топливам и экологическим характеристикам по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
2. Объектами Технического регламента являются:
автотранспортные средства категорий M
1
, М
2
, М
3
, N
1
, N
2
и N
3
, классифицируемых согласно приложению 1 к Техническому регламенту и оборудованных двигателями внутреннего сгорания, разрешенная максимальная масса которых составляет более 400 кг и (или) максимальная скорость превышает 50 км/ч;
установленные на автотранспортных средствах двигатели внутреннего сгорания в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
топливо для двигателей внутреннего сгорания.
3. Топливом, используемым при работе двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств, являются автомобильный бензин, дизельное и газовое топливо.
1) выбросы - вредные (загрязняющие) вещества, в виде отработанных и картерных газов двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автотранспортных средств;
2) двигатель внутреннего сгорания - тепловой двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно в рабочей полости (например, в цилиндре) или сгорающее топливо проходит в рабочую полость;
4) двигатель с принудительным зажиганием - двигатель, в котором воспламенение рабочей смеси в цилиндре происходит за счет дополнительного источника энергии (например, электрической искры);
5) дизель - двигатель, в котором воспламенение рабочей смеси в цилиндре происходит вследствие ее термодинамического нагрева от сжатия;
6) удельные нормативы выбросов - устанавливаемые в отношении автотранспортных средств нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимый объем выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автотранспортным средством работы или пробега;
7) экологический этап - классификационный код технических нормативов, характеризующих автотранспортные средства в зависимости от уровня выбросов;
8) Правила ЕЭК ООН N - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, применяемые для целей настоящего Технического регламента, согласно перечню приложения 2 к Техническому регламенту.
5. Удельные нормативы выбросов автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан, устанавливаются по экологическим этапам, согласно пунктам 6-8 Технического регламента.
6. На экологическом этапе Евро-2:
1) для категорий М
1
, М
2
максимальной массой не более 3,5 т, N
1
с двигателями с принудительным зажиганием (бензиновыми и газовыми) и дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
2) для категории M
1
максимальной массой свыше 3,5 т, М
2
, М
3
, N
1
, N
2
, N
3
с дизелями и газовыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
3) для категории M
1
максимальной массой свыше 3,5 т, М
2
, М
3
, N
2
, N
3
с бензиновыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03.
7. На экологическом этапе Евро-3:
1) для категорий М
1
, М
2
максимальной массой не более 3,5 т, N
1
с двигателями с принудительным зажиганием (бензиновыми, газовыми) и дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
2) для категории М
1
максимальной массой свыше 3,5 т, М
2
, М
3
, N
1
, N
2
, N
3
с дизелями и газовыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
3) для категории М
1
максимальной массой свыше 3,5 т, М
2
, М
3
, N
2
, N
3
с бензиновыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл ETC);
4) для категории М
1
максимальной массой свыше 3,5 т, М
2
, М
3
, N
1
, N
2
, N
3
повышенной проходимости с дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями 1, 2, Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
8. На экологическом этапе Евро-4:
1) для категорий М
1
, М
2
максимальной массой не более 3,5 т, N
1
с двигателями с принудительным зажиганием (бензиновыми, газовыми) и дизелями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
2) для категории М
1
максимальной массой свыше 3,5 т, М
2
, М
3
, N
1
, N
2
, N
3
с дизелями и газовыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
3) для категории М
1
максимальной массой свыше 3,5 т, М
2
, М
3
, N
1
, N
2
, N
3
с бензиновыми двигателями удельные нормативы выбросов устанавливаются на уровне нормативов выбросов при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл ETC).
9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение удельных нормативов выбросов автотранспортных средств, указанных в пунктах 6-8 Технического регламента, предъявляются основные технические требования по экологическим этапам, согласно приложению 3 к Техническому регламенту.
10. Соответствие автотранспортных средств требованиям Технического регламента удостоверяется декларацией соответствия или документом в сфере подтверждения соответствия, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования с учетом приложения 2 к Техническому регламенту.
11. Соответствие топлива требованиям Технического регламента удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемого в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.
12. Автотранспортные средства и топливо к ним, изготовленные с учетом требований гармонизированных стандартов, указанных в приложении 2 к Техническому регламенту, считаются соответствующими требованиям настоящего Технического регламента.
13. Автотранспортные средства и топливо к ним могут быть изготовлены по иным нормативным документам по стандартизации при условии соответствия их настоящему Техническому регламенту.
14. На территории Республики Казахстан удельные нормативы выбросов автотранспортных средств, согласно Техническому регламенту, вводятся в действие в следующие сроки:
экологический этап Евро-2 с 1 января 2009 года;
экологический этап Евро-3 с 1 января 2011 года;
экологический этап Евро-4 с 1 января 2014 года.
15. Основные технические требования к характеристикам топлива для автотранспортных средств, согласно приложению 3 к Техническому регламенту, вводятся в действие в следующие сроки:
экологический этап Евро-2 с 1 января 2009 года;
экологический этап Евро-3 с 1 января 2011 года;
экологический этап Евро-4 с 1 января 2014 года.
16. При выпуске в обращение на территории Республики Казахстан автотранспортных средств, бывших в эксплуатации, допускается в срок до 1 января 2009 года проводить подтверждения их соответствия требованиям настоящего Технического регламента согласно приложению 4.
Приложение 1
к Техническому регламенту
Классификация автотранспортных средств
по категориям
Категория |
Разрешенная
|
Характеристика
|
M 1 |
|
Для перевозки пассажиров
|
М 2 |
До 5** |
То же (автотранспортные
|
М 3 |
Свыше 5** |
|
N 1 |
До 3,5*** |
Для перевозки грузов |
N 2 |
Свыше 3,5
|
|
N 3 |
Свыше 12,0*** |
Примечание
:
* специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автотранспортных средствах, рассматривают как эквивалент груза;
** сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно только в мастерских;
*** для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массу груза тягача.
Приложение 2
к Техническому регламенту
Перечень
Правил Европейской экономической комиссии Организации
Объединенных Наций, применяемых для целей Технического
регламента и рекомендуемых для подтверждения соответствия
автотранспортных средств
1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03*) "Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV. измерения мощности двигателей".
2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02*, 49-03*, 49-04*) "Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ".
3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02*, 83-03*, 83-04*, 83-05*) "Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей".
4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01*) "Единообразные предписания, касающиеся двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса вредных веществ этими двигателями".
Примечание
:
* номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.
Приложение 3
к Техническому регламенту
Основные технические требования
к характеристикам топлива для автотранспортных средств
Характеристика
|
Единица
|
Нормы в отношении
|
||
Экологи-
|
Экологи-
|
Экологи-
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Бензин |
||||
Концентрация
|
мг/дм 3 |
10 |
5 |
0 |
Концентрация
|
мг/кг |
500 |
150 |
30 |
Объемная доля
|
про-
|
|
42 18 |
35 18 |
Объемная доля
|
про-
|
5 |
1 |
1 |
Массовая доля
|
про-
|
не установлены |
2,7 |
2,7 |
Давление
|
кПа |
35-93,3 |
35-79,9 35-93,3 |
35-79,9 35-93,3 |
Отложения на
|
мг/
|
50 |
30 |
30 |
Дизельное топливо |
||||
Цетановое
|
|
49 |
51 |
51 |
Плотность при
|
кг/м 3 |
820-860 |
820-845 |
820-845 |
Массовая доля
|
про-
|
не
|
11 |
11 |
Концентрация
|
мг/кг |
500 |
350 |
50 |
Фракционный
|
o С |
360 |
360 |
360 |
Смазывающая
|
мкм |
460 |
460 |
460 |
Чистота
|
Потеря
|
85 |
85 |
85 |
Примечание
:
* определяется на стадии подготовки производства.
Приложение 4
к Техническому регламенту
Таблица
соответствия автотранспортных средств
и двигателей внутреннего сгорания, в зависимости
от года их выпуска, требованиям технического
регламента по экологическому этапу Евро-2
Страна происхождения
|
Соответствующие
|
Входящая в Европейский
|
с 1997 года и позже |
Входящая в Европейский
|
с 1997 года и позже |
США |
с 1996 года и позже |
Япония |
с 1998 года и позже |
Канада |
с 2001 года и позже |
Индия |
с 2005 года и позже |
Малайзия |
с 2003 года и позже |
Китай |
с 2004 года и позже |
Корея |
с 2001 года и позже |
Россия |
с 2006 года и позже |
Узбекистан |
с 2007 года и позже |
Украина, категория М |
с 2006 года и позже |
Украина, категория N |
с 2007 года и позже |
Примечание
:
* в Европейский Союз входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.