Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.09.2010 N 924.
В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319 "Об утверждении Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы", Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года (далее - Программа).
2. Министерствам и ведомствам, акимам областей обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан представлять информацию о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных Программой в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан ежегодно, не позднее 20 января следующего за отчетным годом.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан по итогам года, не позднее 10 февраля представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан.
6. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года N 990 "Об утверждении Программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан на 2007-2009 годы" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 37, ст. 415).
7. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2008 года.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 октября 2007 года N 914
Программа
по сохранению и рациональному использованию
водных ресурсов, животного мира и развитию сети
особо охраняемых природных территорий до 2010 года
Астана, 2007 год
1. Паспорт Программы
Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.03.2009 № 395 .
Наименование Программа по сохранению и рациональному
использованию водных ресурсов, животного мира и
развитию сети особо охраняемых природных
территорий до 2010 года
Основание для В соответствии с пунктом 58.3 Плана
разработки мероприятий по исполнению Общенационального
Программы плана основных направлений (мероприятий) по
реализаций ежегодных 2005-2007 годов посланий
Главы государства народу Казахстана и Программы
Правительства Республики Казахстан на 2007-2009
годы
Основной Министерство сельского хозяйства Республики
разработчик Казахстан
Программы
Цель Программы Сохранение и рациональное использование водных
ресурсов, животного мира, развитие сети особо
охраняемых природных территорий.
Задачи Рационально и комплексно использовать водные
Программы ресурсы;
развивать систему мониторинга водных объектов и
повышать эффективность государственного контроля
по использованию водных объектов;
проводить региональную водохозяйственную
политику, основанную на учете состояния водных
объектов и особенностей их использования
водопользователями;
совершенствовать нормативную правовую базу
рыбного хозяйства;
создать условия для гарантированного обеспечения
рыбопосадочным материалом рыбоводные хозяйства,
в том числе осетроводные;
обеспечить сохранность и восстановление
численности редких и исчезающих видов рыб и
апробировать новые виды в различных регионах
республики;
развивать научный потенциал и научно-методическое
обеспечение рыбной отрасли;
совершенствовать систему государственного
управления рыбным хозяйством;
усилить охрану редких и исчезающих видов диких
копытных животных (горные бараны, джейран,
тугайный благородный олень, туркменский кулан) и
сайгаков;
проводить ежегодный учет численности редких и
исчезающих видов диких копытных животных и
сайгаков;
проводить научные исследования по разработке
биотехнологических основ сохранения генофонда и
определения оптимальной численности редких и
исчезающих видов диких копытных животных;
регулировать численность хищников в ареале редких
и исчезающих видов диких копытных животных и
сайгаков;
развивать международное сотрудничество для
координирования государствами ареала
распространения животных совместных действий по
сохранению животных при заходе мигрирующих
животных на территорию сопредельных стран;
установить порядок поэтапной организации
расширяемых и вновь создаваемых особо охраняемых
природных территорий (далее - ООПТ) различных
категорий и видов на 2008-2010 годы.
Сроки реализации 2008-2010 годы
Программы
Источники На реализацию мероприятий Программы
финансирования предусмотрены средства республиканского и
Программы местного бюджетов, грантов:
по водным ресурсам
на 2008 год
республиканский бюджет - 1542,1 млн. тенге;
местный бюджет - 596,2 млн. тенге;
гранты - 158,0 млн. тенге;
на 2009 год
республиканский бюджет - 2044,083 млн. тенге*;
местный бюджет - 622,079 млн. тенге**;
на 2010 год
республиканский бюджет - 2207,609 млн. тенге*;
местный бюджет - 563,560 млн. тенге**;
по животному миру
на 2008 год
республиканский бюджет - 1301,490 млн. тенге;
местный бюджет - 119,897 млн. тенге;
другие источники - 50,000;
на 2009 год
республиканский бюджет - 1329,367 млн. тенге*;
местный бюджет - 132,726 млн. тенге**;
другие источники - 170,000 млн. тенге;
на 2010 год
республиканский бюджет - 1337,954 млн. тенге*;
местный бюджет - 144,613 млн. тенге**;
инвесторы - 70,000 млн. тенге;
по особо охраняемым природным территориям
на 2008 год
местный бюджет - 34,200 млн. тенге;
на 2009 год
республиканский бюджет - 5,0 млн. тенге*;
местный бюджет - 31,300 млн. тенге**;
на 2010 год*
республиканский бюджет - 0,850 млн. тенге*;
местный бюджет - 18,000 млн. тенге**;
международный грант - 1,5 млн. тенге.
Примечание:
* на 2009-2010 годы объемы финансирования
будут уточняться в соответствии с Законом
Республики Казахстан "О республиканском
бюджете" на соответствующий финансовый год;
** объемы финансирования будут уточняться
при составлении местного бюджета
соответствующего года.
Ожидаемые Снижение удельного расхода воды в
результаты от орошаемом земледелии на 7%;
реализации оборудование приборами учета воды 5%
Программы водозаборных сооружений;
совершенствование условий для
искусственного и естественного воспроизводства
рыб;
проведение мелиоративных работ на 2
рыбохозяйственных водоемах Республики Казахстан;
внесение предложений по проведению:
мелиоративных (дноуглубительных) работ в реках
Или и Каратал Алматинской области, строительству
нового осетрового рыбоводного завода по выпуску
молоди осетровых видов мощностью до 20 млн.
мальков в год в Урало-Каспийском бассейне,
проведение селекционно-племенных работ,
сохранение генофонда карповых видов рыб,
разработка биотехники рыбоводства и объектов
аквакультуры;
увеличение территорий охраны редких и
исчезающих видов диких копытных животных и
сайгаков;
стабилизация численности тугайного
благородного оленя, джейрана, горных баранов,
куланов, восстановление их популяций по ареалам
исторического распространения до устойчивого
развития и ежегодное увеличение численности
сайгаков на 10 %;
увеличение площади особо охраняемых
природных территорий Республики Казахстан на
1258,7 тыс. га (доля особо охраняемых природных
территорий составит 8,5 % от территории
государства);
усиление охраны ландшафтного и
биологического разнообразия государства, водно-
болотных угодий степной и полупустынной зон
равнинного Казахстана, имеющих глобальное
значение для сохранения и восстановления
популяций редких и исчезающих видов крупных
млекопитающих (сайгак, кулан) и птиц (дрофа,
кречатка, хищных и водно-болотных птиц);
расширение территорий охраны редких видов
животных (снежный барс, архар, тянь-шаньский
бурый медведь, центрально-азиатская
(туркестанская) рысь, среднеазиатская выдра,
манул, перевязка, каменная куница), мест
обитания и размножения лососеобразных рыб;
обеспечение охраны эндемичных и редких
представителей растительного мира, уникальной
субальпийской растительности (яблоня Сиверса,
майкараган, миндаль ледебуровский, ревень
алтайский, рябчик бледноцветный, остролодочник
иглистый, волчеягодник алтайский, стеллеропсис
тарбагатайский, мертензия Попова, радиола
розовая, маралий корень), археологических
памятников истории: древних стоянок и погребений,
палеонтологических находок;
создание в приоритетных регионах системы
охраняемых природных территорий, гарантирующих
долгосрочное сохранение биологического
разнообразия и устойчивость условий окружающей
среды.
2. Введение
Программа по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 58.3 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319 (далее - Общенациональный план).
Общенациональный план, одной из основных задач в области охраны окружающей среды и природопользования, ставит создание условий для устойчивого и рационального использования водных ресурсов, животного мира, особо охраняемых природных территорий. В рамках указанного плана разработана Программа по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, путем создания условий для перехода к устойчивому развитию на основе баланса экономических, социальных и экологических аспектов повышения качества жизни населения.
Программа разработана в соответствии с Водным , Лесным кодексами , Законами Республики Казахстан " Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", " Об особо охраняемых природных территориях ", Концепцией развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан до 2030 года, Концепцией развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года. Концепцией развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2007-2015 годы.
3. Анализ современного состояния отрасли и проблемы
3.1. Водные ресурсы
Водный фонд Республики Казахстан включает в себя совокупность всех водных объектов в пределах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр.
Запасы пресных вод составляют порядка 524 км 3 (озера - 190, ледники - 80, реки - 101, водохранилища - 95, подземные воды - 5,8).
Самыми крупными водоемами в Казахстане являются Каспийское и Аральское моря, озеро Балхаш. Насчитывается около 39 тыс. рек и временных водотоков, более 48 тыс. озер. К наиболее крупным водотокам относятся реки Иртыш, Или, Сырдарья, Ишим, Тобол, Урал, Тургай и Шу.
Водные ресурсы территориально распределены неравномерно. На восточный регион приходится 34,5%, северный - 4,2%, центральный - 2,6%, юго-восточный - 24,1%, южный - 21,2%, западный - 13,4%.
Ресурсы поверхностных вод Казахстана в средний по водности год составляют 100.5 км 3 , из которых только 56.5 км 3 формируется на территории республики, остальной объем поступает из Центрально-Азиатских государств, Российской Федерации и Китая. Необходимо отметить, что указанный показатель имеет тенденцию к снижению, так как еще 10 лет назад он оценивался в 102 км 3 /год, а еще ранее, в 60 х годах прошлого столетия в 115 км 3 /год.
Распределение водных ресурсов по территории крайне неравномерно и обуславливает нестабильность и неравномерность водообеспеченности регионов и отраслей экономики. Объем необходимого водопотребления составляет 54.5 км 3 , а располагаемый объем, возможный к хозяйственному использованию в средний по водности год не превышает 42,6 км 3 .
Общие запасы подземных вод составляют 43 млн. м 3 /сут. (15,7 км 3 ), которые могут быть увеличены за счет прогнозных ресурсов до 100 млн. м 3 /сут. (36,5 км 3 ) на основании разведочных работ.
В среднемаловодные и маловодные годы (95% и 75% обеспеченности) общий объем водных ресурсов снижается соответственно до 76 и 58 км 3 , а возможных к использованию до 32-33 и 25-26 км 3 .
В настоящее время насчитывается свыше 200 крупных водохранилищ общей емкостью более 95,5 км 3 (без учета прудов и малых водохранилищ). Суммарное воздействие регулирующих емкостей страны позволяет удовлетворить потребности отраслей экономики и окружающей среды в годы нормальной водности дополнительно на 8 км 3 воды, а в маловодные годы - на 16 км 3 .
Здесь необходимо иметь в виду, что потепление климата значительно изменит экстремальные значения стока рек, что в целом скажется на режиме работы водохранилищ. В этом случае возникнет необходимость модернизации и реконструкции водосбросных сооружений плотин, пересмотр правил их эксплуатации.
Водопотребление отраслей экономики Казахстана на современном уровне по сравнению с 1993 годом снизилось с 35 км 3 до 26 км 3 в 2006 году. В 2001 году наблюдался самый низкий показатель объема водозабора - 20 км 3 . Колебания используемых объемов воды обусловлены водностью лет, а также происходящими в экономике организационно-структурными преобразованиями.
Водообеспечение отраслей экономики осуществляется на 90% из поверхностных водных источников (около 24,0 км 3 в 2006 году), остальная часть - за счет подземных, морских и сточных вод.
На коммунально-бытовые нужды городского и сельского населения ежегодно потребляется около 0,9 км 3 воды в год, что составляет порядка 4 % от общего объема забранных вод. При этом удельное водопотребление на одного человека, в зависимости от технического состояния водопроводных сетей, составляет от 130 до 250 литров/сутки.
В целом объем использования воды для промышленных нужд имеет тенденцию к увеличению, и в 2006 году составили около 4,4 км 3 (20% от общего объема). Наибольшее водопотребление приходится на предприятия теплоэнергетики, цветной металлургии, нефтяной промышленности, (Карагандинская, Павлодарская и Алматинская области).
До 40% расходуемой промышленностью воды - питьевого качества.
Сельское хозяйство потребляет основной объем водных ресурсов (до 75% всей потребляемой воды). При этом наибольшее водопотребление приходится на орошаемое земледелие, затем на лиманное орошение, обводнение пастбищ, водоснабжение сельских населенных пунктов.
Регулярное орошение базируется в основном на поверхностном стоке и наиболее развито на юге и юго-востоке республики (бассейны рек Сырдарья, Или, Шу, Талас, Иртыш и других). Лиманное орошение получило развитие главным образом, на севере и западе Казахстана, на базе весеннего стока рек Ишим, Тургай, Тобол, Урал и других.
Ирригационные системы, построенные в основном в 60-70 годах прошлого века, претерпели значительный износ. Из-за этого в каналах увеличиваются потери на фильтрацию, затрудняется водораспределение по хозяйствам, усложняются условия водообеспечения сельхозкультур, поэтому потери воды в оросительных системах доходят до 50-60% от головного водозабора.
Слабое внедрение современной агротехники, несовершенство технологии полива, неудовлетворительное техническое состояние ирригационных и дренажных систем, приводит к засолению орошаемых земель, стремительному развитию процессов опустынивания.
Качество воды практически во всех крупных реках не соответствует существующим санитарным требованиям.
Основное загрязнение водных ресурсов связано со сбросами сточных вод населенными пунктами, промышленными предприятиями, коллекторно-дренажными стоками с орошаемых массивов.
Значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до 24% в отдельных городах) поступает на очистные сооружения, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод.
Водный дефицит, реформирование отраслей экономики, переход к рыночной экономике, бурный рост предпринимательства, узаконенное становление частной собственности в сферах производства, инвестиции зарубежных государств в экономику Казахстана вызвали необходимость разработки фундаментальных программ.
Увеличение водных ресурсов предполагается за счет:
регулирования речного стока и более полным использованием подземных, возвратных и сбросных вод:
внедрения водосберегающих технологий;
использования передовых зарубежных и отечественных технологий и опыта по очистке загрязненных вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод;
эффективного использования имеющегося хозяйственного опыта и потенциала квалифицированных кадров, передовых разработок проектных и научных организаций.
Дефицит водных ресурсов, их загрязненность и несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям обусловлены:
ухудшением технического состояния плотин, гидроузлов и прочих сооружений;
загрязнением отходами потребления и производства в местах активной хозяйственной деятельности;
расширением очагов загрязнения подземных вод;
недостаточным финансированием водохозяйственных мероприятий;
износом основных фондов водохозяйственных предприятий;
слабой материально-технической оснащенностью бассейновых водохозяйственных управлений и республиканских государственных водохозяйственных предприятий, институциональными (организационно-управленческие) проблемами;
недостаточным вниманием к системному планированию развития водного сектора экономики;
истощением ресурсов подземных и поверхностных вод.
Кроме этого, существует возможность возникновения межгосударственных разногласий в Центрально-Азиатском регионе из-за несовпадения позиций государств по вопросам распределения водных ресурсов и отсутствия механизмов их решения, а также из-за стремления сопредельных государств использовать свое географическое положение для максимального извлечения экономических и политических выгод.
В области управления водным сектором необходимо перенять опыт лучшей международной практики, которая ориентирована на:
профессиональное управление;
отсутствие политического вмешательства;
четкое планирование и финансирование;
доступность кредитов для финансирования водохозяйственных мероприятий;
конкурентоспособный частный сектор.
Ограниченные запасы местных водных ресурсов уже на современном этапе сдерживают освоение природных ресурсов, развитие отдельных регионов и территориально-промышленных комплексов. Дефицит стока в маловодные годы при 75% обеспеченности достигает в целом по республике 6,6 км 3 , а при 95% - 18,3 км 3 . В засушливые годы уровень водообеспечения составляет около 60%, а по отдельным регионам - всего 5-10% (Центральный Казахстан).
Следует отметить, что безвозвратное изъятие водных ресурсов для удовлетворения нужд отраслей экономики составляет около 20%, а в некоторых регионах (бассейны рек Сырдарья, Или, Тобол) превышает 40% рубеж. Но принятая мировой практикой норма изъятия водных ресурсов, при котором не нарушается экологическое состояние водных объектов, составляет порядка 20% от располагаемого стока. Поэтому, уже в настоящее время дальнейшее развитие отраслей экономики необходимо производить без увеличения безвозвратного водозабора, в основном за счет уменьшения непроизводительных потерь воды, внедрения водосберегающих технологий.
Таким образом, в ближайшем будущем главным фактором, препятствующим развитию отраслей экономики, прежде всего сельскохозяйственного производства, во многих районах станет нехватка воды, а не земли.
Для решения водно-экологических проблем и достижения устойчивого водопользования необходимым условием является совершенствование системы управления в области использования и охраны водного фонда.
3.2. Животный мир
3.2.1. Водный животный мир
В состав фонда рыбохозяйственных водоемов Казахстана входят значительные акватории Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш, Алакольской системы озер, Бухтарминского, Капшагайского, Шардаринского, Тасуткельского и других водохранилищ, озер и рек.
Общая площадь водоемов без учета Каспийского моря составляет порядка 3 миллионов гектар. С 1990 по 2004 годы наблюдается резкое снижение объема вылова рыбы с 80,9 тысяч тонн до 36,6 тысяч тонн в год.
Урало-Каспийский рыбохозяйственный бассейн включает в себя акваторию Казахстанского сектора Каспийского моря, все протяжение реки Урал до границ Оренбургской области Российской Федерации и реку Кигаш, которая является правым притоком реки Волга.
Данный бассейн является одним из основных поставщиков рыбы и рыбопродуктов в Республике Казахстан. Объем вылова рыбы варьируется от 45,1% до 61,3% от общей добычи рыбы в республике. С 2000 года наблюдается снижение ее добычи с 21,7 до 16,3 тысяч тонн в год. Особенно резкое сокращение объемов вылова осетровых видов рыб в Каспийском бассейне произошло в период с 1985 по 2005 годы. За эти годы объем вылова указанных видов рыб в целом по Каспийскому морю сократился в 29,4 раза, а в Казахстане почти в 36,6 раза. К промысловым видам рыб относятся частиковые виды рыб (сазан, судак, щука, вобла, сом, лещ, жерех, окунь и другие), а также осетровые (белуга, осетр, севрюга).
Осетровые включены в перечень объектов международной Конвенции по торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения (CITES).
Проблема сохранения и восстановления осетровых видов рыб, учитывая его особый межгосударственный характер, представляет собой трансграничную проблему, касающейся всех прикаспийских стран - России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркменистана.
В регионе действует ряд крупных нефтегазовых и иных кампаний, ведущих разведку и добычу углеводородного сырья на акватории Каспийского моря, тем самым присутствует фактор отрицательного влияния на состояние биоресурсов Каспийского моря, в том числе и на состояние осетровых рыб.
Балхаш-Алакольский бассейн является одним из крупнейших озерных экосистем и включает в себя акватории озера Балхаш, Алакольской системы озер, Капшагайского водохранилища, среднее течение и дельтовую часть реки Или, рек Лепсы, Каратал, Аягуз, Аксу и другие малые реки, формирующие стоки озера Балхаш. Объем вылова рыбы в бассейне до 1991 года достигал 12-18 тысяч тонн в год.
Основными промысловыми видами рыб являются: лещ, вобла, судак, сазан, сом, жерех, карась, берш, белый амур, толстолобик, плотва. Шип аральской популяции, балхашский окунь и балхашская маринка занесены в Красную книгу Республики Казахстан.
Все виды промысловых рыб, обитающие в данном бассейне, являются акклиматизантами, то есть были искусственно вселены в разное время (акклиматизированы). По выращиванию и зарыблению водоемов молодью карпа и растительноядных рыб, действуют два воспроизводственных комплекса - Капшагайское нерестово-выростное хозяйство и Казахская производственно акклиматизационная станция.
Зайсан-Иртышский бассейн включает в себя акватории озера Зайсан, Бухтарминского, Шульбинского, Усть-Каменогорского водохранилищ, протяжения реки Иртыш с притоками от границы Китайской Народной Республики до границ Павлодарской области, включая пойменные и степные водоемы, а также канал имени Каныша Сатпаева.
Фонд рыбохозяйственных водоемов по бассейну в пределах Восточно-Казахстанской области составляет:
42 водохранилища, общей площадью 587,0 тысяч га.;
55 озер, общей площадью 125,0 тысяч га.;
35 рек, протяженностью 4,3 тысяч км.
На территории бассейна действует Бухтарминское нерестово-выростное хозяйство по выращиванию и зарыблению водоемов молодью карпа и сазана.
Арало-Сырдарьинский бассейн включает в себя водоемы, находящиеся в пределах Южно-Казахстанской и Кызылординской областей: Шардаринское водохранилище, река Сырдарья, Аральское море в пределах республики и ряд озерных систем областного значения.
В период с 1940 по 1965 годы объем вылова рыбы в Аральском море колебался от 15 до 20 тысяч тонн. В результате резкого ухудшения водного режима рек Амударья и Сырдарья, Аральское море потеряло 60% своего объема. В 1978 - 80 годах в Аральское море была акклиматизирована камбала-глосса из Азовского моря. В связи с принятием ряда мер в рамках постановления Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2003 года N 742 "Об образовании Межведомственной координационной комиссии по вопросам обеспечения реализации проекта "Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря (фаза 1)" в настоящее время идет восстановление рыбных запасов в северной части Аральского моря.
В Арало-Сырдарьинском бассейне действуют два воспроизводственных рыбоводных хозяйства - Камышлыбашский и Шардаринский рыбопитомники по выращиванию молоди карпа и растительноядных рыб.
К водоемам Северного и Центрального Казахстана относится обширный фонд малых рыбохозяйственных водоемов Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областей, в основном местного значения. Большая часть этих водоемов имеет очень слабое промысловое значение, подвержена заморным явлениям (массовая гибель рыбы и других водных животных), усыханию, вплоть до полного пересыхания в отдельные годы. Ихтиофауна представлена малоценными видами рыб: амурский чебачок, гольян, пескарь и другие. К наиболее ценным видам рыб в промысловом отношении относятся плотва, золотой и серебряный карась, сазан, сиговые (рипус, пелядь). Количество этих водоемов достигает свыше 10 тысяч. В этом регионе в основном преобладают озера с площадями 0,1-1,5 тысяч гектаров, но встречаются и более крупные.
В целях реализации развития рыбного хозяйства в Законе Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" (далее - Закон) принятом в 2004 году, была закреплена возможность долгосрочного пользования рыбными ресурсами рыбохозяйственных водоемов (от 10 до 49 лет). Данная норма позволяет, гарантируя доступ к рыбосырьевым ресурсам на длительный срок, планомерно вести работу по вовлечению собственных средств и инвестиций в развитие рыбного хозяйства на водоемах и их участках. В целях реализации Закона было принято свыше 50 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области государственного контроля, охраны, воспроизводства и рационального использования рыбных ресурсов.
Однако, существующее законодательство не дает возможность регулирования отношений для развития рыбоводства, переработке рыбной продукции, проведению мелиоративного и контрольного лова рыб, любительского и спортивного рыболовства и на этой основе развитию рыболовного туризма, обеспечению контроля за работой водозаборных сооружений, оперативной корректировки объемов освоения лимитов и квот вылова рыб в естественных водоемах.
Предприятиями, занимающимися производством электрической энергии, практически прекращена деятельность по финансированию проектов направленных на уменьшение негативного воздействия на рыбные и другие водные биологические ресурсы, оказываемое на них в результате эксплуатации гидротехнических сооружений и зарегулирования стоков рек. Это обусловлено отсутствием нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение или ограничение последствий этих воздействий.
Учитывая, что осетровые виды рыб относятся к редким и исчезающим видам рыб, объемы которых снижаются необходимо принять безотлагательные меры по их сохранению и рациональному использованию. Одним из возможных решений является рассмотрение вопроса введения государственной монополии на переработку и реализацию икры осетровых видов рыб.
Особое внимание уделяется сохранению и воспроизводству осетровых видов рыб Каспийского моря, представляющее собой комплекс мероприятий, включающих установление запретов и ограничений на пользование рыбными ресурсами, рыбоводно-мелиоративные работы, естественное и искусственное воспроизводство, борьбу с браконьерством.
В настоящее время река Урал является единственной рекой в Каспийском бассейне, где сохранился обширный естественный нерестовый фонд осетровых рыб, который в 1968 году составлял 1,6 тысяч гектаров и в результате ежегодных потерь в 2000 году составил 1,03 тысяч гектаров.
Восстановлением запасов осетровых видов рыб путем искусственного воспроизводства и зарыблением выращенной молодью Урало-Каспийского бассейна занимается Атырауский осетровый рыбоводный завод, общей мощностью в 6,0 миллионов штук молоди в год, на укрепление материально-технической базы осетровых рыбоводных заводов выделено 156,3 тысяч тенге.
Потенциал рыбоводства в республике можно оценить по объемам выращиваемой рыбы до 1990 года. Так в период с 1970 по 1990 годы объем выращиваемой рыбы возрос с 692 тонн до 9883 тонны, то есть увеличился в 14,2 раза.
Эффективное и быстрое развитие рыбоводства зависит от продуктивных качеств выращиваемой рыбы. В настоящее время в Казахстане нет ни одного племенного рыбоводного хозяйства, которое могло бы обеспечивать фермерские рыбоводные хозяйства высокопродуктивным посадочным, ремонтным и маточным поголовьем.
Следует отметить, что ряд предприятий воспроизводственного назначения обладает производственным потенциалом для проведения как селекционно-племенных, так и рыбоводных работ. Создание производственного селекционно-племенного центра по рыбоводству должно решить ряд научно-практических задач, основной целью которых должна стать разработка и совершенствование биотехники разведения рыб для сохранения генофонда и их выращивания.
Ожидаемое развитие рыбоводных хозяйств на первоначальном этапе потребует гарантированного обеспечения рыбопосадочным материалом с учетом потребностей данных хозяйств не только по видовому, но и количественному составу. Кроме того, в перспективе потребуются виды рыб, специально апробированные к тому или иному региону. Решение данной проблемы тесно связано с выполнением государственного заказа по восполнению рыбных ресурсов естественных водоемов.
Учитывая изложенное, необходимо рассмотреть вопрос о передаче части предприятий в конкурентную среду, проведя процедуру разгосударствления и приватизации. При этом очень важно не нарушить существующий баланс и обеспечить на первоначальном этапе условия для сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов рыб и водных животных, занесенных в Красную Книгу Республики Казахстан. Увеличение объемов производства рыбы в рыбохозяйственных водоемах республики должно производиться с учетом Конвенции по сохранению биоразнообразия, которую Казахстан одобрил постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 года N 918 "Об одобрении Республикой Казахстан Конвенции о биологическом разнообразии и организации выполнения предусмотренных ею обязательств". К наиболее важным проблемам относится сохранение 16 редких и исчезающих видов рыб, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан и составляющих 11,5% от биоразнообразия рыб республики.
Увеличение рыбопродуктивности достигается путем целенаправленного изменения ихтиофауны в сторону преобладания наиболее ценных промысловых видов рыб. В результате проведения исследований по разработке схемы акклиматизации и зарыбления водоемов подготовлена научно-практическая основа проведения воспроизводственных работ на водоемах с целью повышения их рыбопродуктивности. В новых рыночных экономических условиях наряду с традиционными объектами рыбоводства - карпом, толстолобиком, форелью и другими, большую актуальность имеет освоение новых объектов, осетровых видов рыб, судака, теляпии. Роль научных организаций в этой связи состоит в совершенствовании известных, интенсивных технологий в рыбоводстве.
Хозяйственная деятельность прикаспийских государств оказывает огромное воздействие на величину и качество биоресурсов Каспийского моря, а планируемое Китаем увеличение забора воды в верхних течениях рек Или и Иртыш, значительно снизит воспроизводство ценных видов рыб в водоемах Или-Балхашского и Верхне-Иртышского бассейнов на территории Казахстана. Так, при распределении квот вылова осетровых видов рыб между прикаспийскими государствами, одним из основных критериев служит объем стока рек и на этой основе расчеты доли промыслового возврата рыб от естественного нереста в реке Урал. Большую важность имеет проведение совместных международных комплексных экологических исследований по бассейнам и в Каспийском море для определения запасов рыб.
3.2.2. Наземный животный мир
Обширность территории (272,5 млн. га), обилие видов фауны (более 830 позвоночных и 50000 беспозвоночных) является особенностью нашей страны. Среди редких эндемичных и реликтовых видов, требующих охраны, насчитывается более 300 видов позвоночных животных, значительная часть которых находится на грани исчезновения.
Инвентаризация фауны Казахстана завершена только для позвоночных животных, по отдельным классам которых изданы обобщающие фаунистические сводки. На территории Казахстана обитают 835 видов позвоночных животных, в том числе:
млекопитающие - 178, птицы - 489 (из них 396 гнездятся здесь, остальные прилетают на зиму или пролетают весной и осенью), пресмыкающиеся - 49, земноводные 12, рыбы 104 и круглоротые - 3 вида.
В Красную книгу Казахстана (Том 1. Животные. Часть 1. Позвоночные. Издание 3-е, 1996 г.) занесено 125 видов и подвидов позвоночных животных, в т.ч. птиц - 56, млекопитающих - 40 и во вторую часть Красной книги Казахстана (Том 1. Животные. Часть 2. Беспозвоночные животные), включены 96 видов беспозвоночных животных.
Нерегулируемая охота на животных, другие антропогенные факторы вызывают истощения ресурсов животного мира республики. На территории Казахстана с середины 20 века исчезли казахстанский кулан и туранский тигр, по всей вероятности, также гепард.
Для сохранения животного мира Казахстана разработана Программа по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы, которая утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2005 года N 267.
В рамках реализации Программы по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы осуществляется охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких копытных животных и сайгаков.
В 2005 году на реализацию Программы по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы из республиканского бюджета выделены и освоены средства на сумму 182,5 млн. тенге. В 2007 году на реализацию данной программы в республиканском бюджете предусмотрено более 200 млн. тенге.
Реализация Программы по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы, безусловно, сказывается на повышении эффективности проводимых мер по сохранению сайгаков, и будет способствовать сохранению редких диких копытных животных и сайгаков в ареалах их распространения.
Учеты сайгаков, проведенные в 2005-2006 годы с участием сотрудников Института зоологии Министерства образования и науки показали, что динамика снижения численности животных остановлена и наблюдается ее увеличение. В 2006 году численность сайгаков достигла 49,3 тыс. особей против 21,2 тыс. в 2003 году.
В целях реализации Программы по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2006 года N 970 в 2006 году осуществлена интродукция 30 особей куланов на территорию Андасайского государственного природного заказника Республиканского значения в Жамбылской области. Также проведено переселение 7 особей тугайного оленя в государственный национальный природный парк "Алтын-Эмель".
Для повышения эффективности охраны сайгаков в рамках выполнения мероприятий Программы по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2007 года N 109 создан Иргиз-Тургайский государственный природный резерват, предназначенный для охраны и восстановления сайгаков.
Установлен запрет на изъятие сайгаков на всей территорий Республики Казахстан до 2011 года, кроме использования их в научных целях.
3.3. Особо охраняемые природные территории
В настоящее время в Казахстане функционируют 10 государственных природных заповедников, 10 государственных национальных природных парков, 3 государственных природных резервата, 50 государственных природных заказников, 127 геологических, 58 геоморфологических и 19 гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, 5 государственных заповедных зон, 26 памятников природы, 5 государственных ботанических садов республиканского значения и 2 государственных природных парка местного значения.
Общая площадь ООПТ республиканского значения составляет 22038,7 тыс. га - 8,1% от территории государства, в том числе со статусом юридического лица 4689,1 тыс. га - 1,7% от территории государства.
Общепризнанные мировые стандарты данного показателя составляют 10-12%.
Анализ современного состояния природно-заповедного фонда Республики Казахстан показывает, что из 178 видов млекопитающих охраняется 140 (78,6%), среди них 22 вида, занесенных в Красную книгу Республики Казахстана (1991 года выпуска) или 61,1% от общего списка млекопитающих в этой книге, 346 видов птиц (87,4%), 31 вид пресмыкающихся (63,2%), 23 вида рыб (22,1%), но они далеко не обеспечивают сохранения уникального флористического и фаунистического разнообразия Казахстана и поддержки устойчивого состояния всего комплекса природных экосистем.
Необходимы надежно охраняемые территории в местах обитания архара алтайского, казахстанского, каратауского и кызылкумского. Явно недостаточно охраняемых территорий для пустынных млекопитающих - джейрана, кулана, манула, каракала, перевязки. Совсем не встречаются на заповедных территориях 37 видов (21,1%) млекопитающих, в том числе 12 видов, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан. Это обитающие в долине реки Урал выхухоль, лесная куница, европейская норка, живущий в Волго-Уральских песках гигантский слепыш и др.
За последние три года площадь ООПТ республиканского значения увеличилась за счет расширения существующих и создания новых ООПТ на 1495697 га. в том числе по годам: в 2004 году на 231137 га, в 2005 году на 339966 га, в 2006 году на 924594 га.
Важным элементом функционирования ООПТ является охрана редких и исчезающих объектов флоры и фауны. В Казахстане сейчас официально под угрозой исчезновения находятся 126 видов позвоночных животных, 96 видов беспозвоночных и 207 видов растений.
Учет и анализ современного размещения объектов природно-заповедного фонда позволили выявить дополнительные территории, пригодные для организации новых охраняемых участков, которые могут служить хранилищем генофонда флоры и фауны республики. Перечень объектов природно-заповедного фонда с рекомендациями по их использованию составлен по предложениям государственных органов в области охраны окружающей среды, лесного и охотничьего хозяйства, рыбного хозяйства и их территориальных подразделений, акиматов областей, неправительственных организаций. Кроме того, были учтены рекомендации парламентских слушаний, посвященных "Проблемам и перспективному развитию государственного природно-заповедного фонда". Осуществлена комплексная оценка современного состояния естественно-ресурсного потенциала республики, на основе которой были выявлены территории и участки, требующие обязательного резервирования с последующим приданием им статуса особо охраняемых природных территорий.
4. Цель и задачи Программы
Целью данной Программы является сохранение и рациональное использование водных ресурсов, животного мира и развитие сети особо охраняемых природных территорий.
Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:
по водным ресурсам
удовлетворение требований по водному обеспечению различных отраслей экономики, отдельных регионов и комплексов, рациональное и бережное использование и охрана водных ресурсов;
рациональное и комплексное использование водных ресурсов;
восстановление и развитие системы мониторинга водных объектов и повышение эффективности государственного контроля по использованию водных объектов;
проведение региональной водохозяйственной политики, основанной на учете состояния водных объектов и особенностей их использования водопользователями;
по животному миру
совершенствование нормативной правовой базы рыбного хозяйства;
создание условий для гарантированного обеспечения рыбопосадочным материалом рыбоводных хозяйств, в том числе осетроводных;
обеспечение сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов рыб, а также апробация новых видов в различных регионах республики;
развитие научного потенциала и научно-методического обеспечения отрасли;
совершенствование системы государственного управления рыбным хозяйством;
осуществление охраны редких и исчезающих видов диких копытных животных (горные бараны, джейран, тугайный благородный олень, туркменский кулан) и сайгаков;
организация ежегодного учета численности редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков;
проведение научных исследований по разработке биотехнологических основ сохранения генофонда и определения оптимальной численности редких и исчезающих видов диких копытных животных;
регулирование численности хищников в ареале редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков;
развитие международного сотрудничества для координирования государствами ареала распространения животных совместных действий по сохранению животных при заходе мигрирующих животных на территорию сопредельных стран;
по развитию системы особо охраняемых природных территорий
установление порядка поэтапной организации расширяемых и вновь создаваемых ООПТ различных категорий и видов на 2007-2009 годы;
определение первоочередных природных комплексов для придания им статуса ООПТ на основе анализа современного состояния территориальной охраны биологического разнообразия в Республике Казахстан.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
5.1. Основные направления решения проблем водных ресурсов
Основными направлениями в решении проблем водных ресурсов являются:
1) эксплуатация гидротехнических сооружений для регулирования стока речных бассейнов, обеспечение их безопасности и устойчивости;
2) совершенствование системы управления водными ресурсами и снижение удельного расходования воды на единицу продукции в сельском хозяйстве;
3) освоение современных, приемов и методов водопользования, оснащение водохозяйственных систем средствами водоизмерения, водоучета и водорегулирования.
5.1.1. Эксплуатация гидротехнических сооружений для
регулирования стока речных бассейнов, обеспечение
их безопасности и устойчивости
Данное направление предполагает осуществление мер по эксплуатации гидротехнических сооружений и эксплуатации водохозяйственных объектов республиканской и коммунальной собственности.
Основными показателями работоспособности и технически исправного состояния гидротехнических сооружений являются:
обеспеченная проектная пропускная способность;
минимальные фильтрационные и эксплуатационно-технические потери воды;
отсутствие размывов нижних бьефов и пустот за стенками гидросооружений;
безотказная работа щитовых устройств, подъемных механизмов, средств автоматики, телемеханики и связи;
надлежащее благоустройство и содержание объектов.
5.1.2. Совершенствование системы управления водными
ресурсами, снижение удельного расходования воды на
единицу продукцию в сельском хозяйстве
Многие страны, уже ощущающие дефицит водных ресурсов, сократили и продолжают сокращать их использование, а некоторые страны с острым дефицитом водных ресурсов, как Израиль, полностью перешли на капельное орошение сельхозкультур.
Применение прогрессивных способов орошения, требующих больших капитальных затрат (капельное и подпочвенное орошение, дождевание), производится на основании технико-экономических обоснований.
В этой связи, в рамках Программы, предусматривается разработка технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) проекта "Внедрение водосберегающих технологий поверхностного полива в южных областях Республики Казахстан".
Санитарно-экологические попуски направлены на оздоровление водоемов низовий реки путем осуществления интенсивного водообмена между рекой, озерами, ериками, протоками, плавнями, что предотвращает их эвтрофикацию.
В связи с аварийным состоянием комплекса городских очистных сооружений, ежегодно в весенний период осуществляются санитарно-экологические попуски воды из Актюбинского водохранилища, для разбавления сточных вод городских очистных сооружений.
Санитарно-экологические попуски следует осуществлять в период половодья, они могут проходить при более низких температурах (март-апрель), быть непродолжительными (5-12 дней), но требуют расходов больше 500 м 3 воды в год.
Акиматами Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Алматинской и Актюбинской областей предусматривается проектирование и установление водоохранных зон и полос на водных объектах.
В целях улучшения экологической ситуации города Усть-Каменогорска программой предусмотрена реконструкция протоки реки Комендантка с расчисткой дна.
Также программой предусмотрено разработка ТЭО и проектно-сметной документации по повышению водности и улучшения гидрологического режима реки Урал в пределах Западно-Казахстанской области.
5.1.3. Освоение современных приемов и методов
водопользования, оснащение водохозяйственных систем
средствами водоизмерения, водоучета и водорегулирования
Большая протяженность магистральных и разветвленная сеть оросительных каналов, различные уровни иерархий их управления, многочисленные водомерные и регулирующие сооружения, сложные гидравлические процессы, требования к снижению холостых сбросов и четкости контроля технологических параметров к режиму орошения обуславливают необходимость оснащения водохозяйственных систем современными средствами оперативного контроля, регулирования, автоматизации.
В настоящее время возникновение аварийных ситуаций на водохозяйственных сооружениях и гидромелиоративных системах, приобретает все большее значение.
В связи с этим Акиматом Южно-Казахстанской области в рамках Программы предусмотрены мероприятия по обеспечению функционирования водохозяйственных сооружений, находящихся в коммунальной собственности и проведение комплекса мер по воcстановлению особоаварийных водохозяйственных сооружений и гидромелиоративных систем.
В целях повышения эффективности системы управления водными ресурсами, необходимо создать информационную систему оперативного учета.
Следует особо отметить, что в первую очередь необходимо приступить к созданию достоверного учета фактического объема водозабора вод на головных водозаборных сооружениях, для этого данное направление предполагает осуществление следующих мер:
дистанционный замер уровня, расхода вод и регулировка затворов головных сооружений на магистральных каналах;
непрерывный сбор, хранение и обработка данных измерений, с передачей данных на сервера уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда;
автоматическое регулирование уровня и расхода воды на головном сооружении каналов;
на водозаборах, эксплуатирующих подземные воды, создание гидрогеодинамических моделей, позволяющих регулировать уровни и расходы в пределах расчетных схем.
Получение и обработка измерительной информации предназначены не только для оценки технологических процессов на головном сооружении и сигнализации. Она может и должна быть задействована для государственного учета вод, заверения государственными органами форм налоговой отчетности в части объема забранных поверхностных вод, и в дальнейшем она ляжет в основу раздела "Водные ресурсы" Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
Для определения наиболее перспективных и экономически целесообразных приборов системы автоматизированного учета вод необходимо составить ТЭО, на основании которого будет разработана проектно-сметная документация.
5.2. Основные направления по сохранению и рациональному
использованию животного мира
Программа предусматривает активное государственное регулирование и поддержку предпринимательской деятельности в области развития воспроизводства и рационального использования рыбных ресурсов, создания племенных рыбоводных хозяйств и основ применения предосторожного подхода при использовании рыбных запасов водоемов.
Сроки реализации Программы по сохранению и рациональному использованию животного мира обусловлены сложностью и масштабностью главной цели, а именно, восстановлением популяций редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков до экологически и биологически оптимального уровня.
Основными направлениями в решении проблем по сохранению и рациональному использованию животного мира являются:
1) совершенствование нормативно-правовой базы рыбного хозяйства;
2) охрана, воспроизводство животного мира, их использование и селекционно-племенная работа;
3) совершенствование системы государственного управления рыбным хозяйством;
4) развитие научного потенциала в области рыбного хозяйства и животного мира;
5) организация учета и меры по стабилизации численности редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков.
5.2.1. Совершенствование нормативной правовой базы рыбного
хозяйства
Данное направление предполагает осуществление следующих мер:
разработку методики определения ставок плат за пользование животным миром в части рыбного хозяйства;
разработку научных рекомендаций для организации рыбоводных хозяйств.
5.2.2. Охрана, воспроизводство животного мира,
их использование и селекционно-племенная работа
Развитие рыбоводных хозяйств требует гарантированного обеспечения рыбопосадочным материалом с учетом потребностей не только по видовому, но и по качественному и количественному составу.
В данном направлении предполагается осуществление следующих мер:
провести мелиоративные (дноуглубительные) работы в дельте рек Урал и Кигаш Атырауской области;
воспроизводство рыбных ресурсов;
внести предложения по разработке проектно-сметной документации мелиоративных (дноуглубительных) работ рек Или и Каратал Алматинской области и технико-экономического обоснования по проведению капитального ремонта основных средств Капчагайского нерестно-выростного хозяйства, Майбалыкского, Петропавловского и Камышлыбашского рыбопитомников;
внести предложение по реконструкции и модернизации республиканского государственного коммунального предприятия "Атырауский осетровый рыбоводный завод" по выпуску молоди осетровых видов;
внести предложение по строительству нового осетрового рыбоводного завода с использованием современных технологий в Урало-Каспийском бассейне;
провести биотехнические мероприятия по восстановлению численности и воспроизводству рыб и провести прокос жесткой растительности;
разработать мероприятия по борьбе с чужеродными вселенцами Каспийского моря;
провести профилактические работы в замороопасных водоемах;
строительство инкубационного цеха с мальковыми и нагульными прудами в Алакольском районе Алматинской области;
строительство полносистемного прудового хозяйства в Балхашском районе Алматинской области с использованием современных технологий;
разработка биолого-экономических обоснований создания охотничьих угодий;
провести паспортизацию рыбохозяйственных водоемов;
осуществить охрану диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан (барс, рысь, медведь, архар, джейран, семиречинский лягушкозуб);
внести предложение по финансированию селекционно-племенных работ, сохранению генофонда карповых видов рыб, разработки биотехники рыбоводства и объектов аквакультуры.
5.2.3. Совершенствование системы
государственного управления рыбным хозяйством
Механизмы реализации:
материально-техническое оснащение бассейновых и областных территориальных органов Комитета рыбного хозяйства МСХ РК;
замещение малоценных видов рыб наиболее ценными видами;
разработка условий и механизмов введения государственной монополии на закуп переработку и реализацию осетровых видов рыб и их икры (экспорт и оптовая торговля на внутреннем рынке);
разработка Плана мероприятий по развитию любительского и спортивного рыболовства;
внесение предложения по организации авиационного патрулирования на рыбохозяйственных водоемах международного и республиканского значения;
совершенствование механизма бассейнового управления рыбным хозяйством;
внесение предложения по приобретению Урало-Каспийскому межобластному бассейновому управлению рыбного хозяйства морского судна, оснащенного современным навигационным оборудованием и лабораторией для проведения рыбоохранных мероприятий и ихтиологического мониторинга в Каспийском море.
5.2.4. Развитие научного потенциала
в области рыбного хозяйства и животного мира
Для повышения эффективности проведения научных исследований, квалификации и переподготовки кадров рыбного хозяйства необходимо рассмотреть возможности приобретения современных специальных оборудований для научно-производственных центров.
Данное направление предполагает осуществление следующих мер:
разработку научных рекомендаций по сохранению и использованию редких и исчезающих видов рыб, занесенных в Красную Книгу;
проведение государственного учета и кадастра рыбных ресурсов;
проведение научно-исследовательских работ в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и выработке рекомендаций по его стабилизации.
Также в пределах Программы будут выпущены буклеты, брошюры, плакаты, организованы различные семинары по вопросам экологического просвещения и воспитания населения по проблемам охраны окружающей среды.
Акиматом Актюбинской области планируются мероприятия по экологическому просвещению и формированию общественного мнения о необходимости сохранения биоразнообразия.
5.2.5. Организация учета и меры по стабилизации численности
редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков
Стабилизация численности редких исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков будет осуществлена за счет выполнения следующих мероприятий:
проведения ежегодного учета редких исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков с использованием откорректированных методик наземного и авиаучета, осуществление постоянной оперативной оценки состояния популяций редких исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков;
оценки воздействия хищников (волк) на состояние популяций редких исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков, осуществление мероприятий по регулированию численности волка;
проведения научных исследований редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков;
проведения мероприятий по размножению бухарского оленя искусственным путем;
развития международного сотрудничества по вопросам охраны, воспроизводства и рационального использования редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков с сопредельными государствами, в ареале их распространения.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий и достоверно зафиксированные данные прироста численности редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков в ареалах будут свидетельствовать о переходе к восстановлению их популяций.
5.3. Основные направления по развитию системы особо
охраняемых природных территорий Республики Казахстан
В соответствии с действующим законодательством в области особо охраняемых природных территорий, ООПТ республиканского значения создаются решением Правительства Республики Казахстан. Материалы по созданию ООПТ разрабатываются и вносятся на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан уполномоченным органом в области особо охраняемых природных территорий.
Процесс создания ООПТ включает три этапа, предусматривающих разработку и утверждение проектов естественнонаучного обоснования (далее - ЕН), ТЭО и землеустроительного проекта создания ООПТ.
Основными направлениями в решении проблем по развитию системы особо охраняемых природных территорий являются:
расширение существующих ООПТ;
создание новых ООПТ.
Документальной основой для организации ООПТ является естественнонаучное и технико-экономическое обоснования создания ООПТ.
5.3.1. Расширение существующих особо охраняемых природных
территорий
Проектами естественнонаучных обоснований определена необходимость на период до 2010 года увеличения площадей двух существующих государственных природных заповедников (далее - ГПЗ) - Алакольского ГПЗ в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях, Коргалжынского ГПЗ в Акмолинской и Карагандинской областях в целях установления заповедного режима на прилегающих территориях, природные комплексы которых составляют с ними единое целое.
Будет внесено предложение по расширению площадей Каркаралинского государственных национальных природных парков (далее - ГНПП) в Карагандинской области и ГНПП "Бурабай" в Акмолинской области, по корректировке площади ГНПП "Кокшетау" в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
Значительную роль в сохранении природно-заповедного фонда республики играет развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения и их содержание.
Развитие системы ООПТ местного значения является одной из актуальных задач охраны природы регионов республики и выполняется на основе утвержденных областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами среднесрочных и долгосрочных региональных Программ развития системы ООПТ местного значения.
Создание инфраструктуры и содержание ООПТ местного значения требует выполнения мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов природно-заповедного фонда и включает в себе функциональное зонирование территории, охрану и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов в пределах установленных функциональных зон.
В этой связи, в пределах Программы предусмотрены мероприятия по содержанию, установлению и закреплению границ ООПТ местного значения.
Сноска. Подраздел 5.3.1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.01.2009 N 84 .
5.3.2. Создание особо охраняемых природных территорий
Программой предусмотрено внесение предложений по созданию ГНПП "Буйратау" в Акмолинской и Карагандинской областях и Жонгар-Алатауского (Жетысуского) ГНПП в Алматинской области, ГНПП "Мерке" и государственного природного заказника (комплексного) "Жайсан" в Жамбылской области, а также одного нового ГПЗ - Тарбагатайского ГПЗ в Восточно-Казахстанской области - это территория, где природа сохранилась в первозданном виде, имеет высокий уровень биоразнообразия и относится к приоритетно-значимым для фауны территориям Евроазиатского материка.
Одним из путей защиты экосистем является создание ООПТ, которые в состоянии поддержать экологический баланс на значительно большей, чем заповедники, территории, сочетая сохранение природных комплексов с интересами экологического просвещения, отдыха населения и регулируемой хозяйственной деятельности. Природопользование на этих территориях базируется на способности экосистем к восстановлению путем проведения целенаправленных мероприятий, ограничивающих некоторые виды антропогенного пресса. К таким ООПТ относятся ГНПП.
До настоящего времени охраняемые территории создаются по мере разработки материалов естественнонаучного и технико-экономического обоснований, на основании предложений министерств и ведомств, акиматов областей, научных, неправительственных организаций и других физических и юридических лиц.
Государственный природный резерват (далее - ГПР) - ООПТ с различными режимами охраны, предназначенная для сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, обеспечения устойчивого развития и сбалансированного использования природных ресурсов на данной территории.
Для сохранения биологического разнообразия класса млекопитающих в Казахстане необходимо создание надежно охраняемых резерватов в различных типах пустынь (песчаных, глинистых, лессовых, щебенисто-каменистых, солончаковых), для каждой из которых характерен свой набор фоновых млекопитающих.
В целях сохранения степных, водно-болотных и околоводных экосистем предлагается до 2010 года создать ГПР "Акжайык" в Атырауской области, разработать проекты ЕН и ТЭО создания ГПР "Алтын Дала" в Костанайской области.
В рамках выполнения международных соглашений по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий и реализации проекта Программы Организации Объединенных Нации по окружающей среде и Глобального экологического фонда "Развитие миграционных маршрутов и водно-болотных угодий для сохранения стерха и других водноболотных птиц" предусматривается создание ГПР "Алтын Дала". В этих целях будут привлечены средства международного гранта для разработки ЕН и ТЭО, в котором будут рассмотрены режимы охраны, сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия.
Государственный природный заказник - ООПТ с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов природно-заповедного фонда. Заказники могут быть зоологические, ботанические, гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные. Программой предусмотрено создание государственного зоологического заказника "Семиреченский лягушкозуб" и природного парка "Кызыл жиде" в Алматинской области в целях сохранения биоразнообразия и его устойчивого развития.
На основе поступивших предложений от заинтересованных государственных и иных организаций можно рекомендовать областным акиматам в качестве первоочередных объектов создание государственных природных парков: Коксайский (Жамбылская область), Бектауатинский (Карагандинская область), Шидерты-Олентинский (Павлодарская область), а также расширять региональную сеть ООПТ за счет организации памятников природы, дендропарков, формирования других элементов экологической сети местного уровня.
Сноска. Подраздел 5.3.2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.01.2009 N 84 .
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования Программы
Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.03.2009 № 395 .
На реализацию мероприятий Программы будут привлечены средства республиканского и местного бюджетов, грантов, а также средства различных внебюджетных источников, включая средства организаций, эксплуатирующих гидромелиоративные сооружения.
Общий объем средств на реализацию мероприятий Программы определен в размере 12,480 млрд. тенге, который будет уточняться при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующий год.
N |
Источники |
Предполагаемые расходы (млн. тенге) |
|||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Итого по |
||
1 |
Республиканский бюджет |
2843,590 |
3378,450 |
3546,413 |
9768,453 |
2 |
Местный бюджет |
750,297 |
786,105 |
726,173 |
2262,575 |
3 |
Несвязанные гранты |
158,000 |
- |
- |
158,000 |
4 |
Международные гранты |
- |
- |
1,500 |
1,500 |
5 |
Другие источники |
50,000 |
170,00 |
70,00 |
290 |
Итого по Программе |
3801,887 |
4334,555 |
4344,086 |
12480,528 |
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
На период до 2010 года Программа предусматривает создание условий для устойчивого и рационального использования водных ресурсов, животного мира, особо охраняемых природных территорий.
Рациональное и эффективное использование природных ресурсов на основе баланса экономических, социальных и экологических аспектов и ряда других мер, предусмотренных Программой, позволит:
снизить удельный расход воды в орошаемом земледелии на 7%;
оборудовать приборами учета вод 5% водозаборных сооружений;
создать инвестиционную привлекательность рыбоводства;
совершенствовать условия для искусственного и естественного воспроизводства рыб;
провести мелиоративные работы на 2 рыбохозяйственных водоемах Республики Казахстан;
увеличить территорию охраны редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков;
стабилизировать численность тугайного благородного оленя, джейрана, горных баранов, куланов, восстановление их популяций по ареалам исторического распространения до устойчивого развития и ежегодное увеличение численности сайгаков на 10%, зафиксированных учетными данными прироста численности;
увеличить территорию ООПТ Республики Казахстан на 1258,7 тыс. га (доля ООПТ составит 8,5% от территории государства);
усилить охрану ландшафтного и биологического разнообразия государства, водно-болотных угодий степной и полупустынной зон равнинного Казахстана, имеющих глобальное значение для сохранения и восстановления популяций редких и исчезающих видов крупных млекопитающих (сайгак, кулан) и птиц (дрофа, кречатка, комплекс хищных и водно-болотных птиц);
увеличить территорию охраны редких видов животных (снежный барс, архар, тянь-шаньский бурый медведь, центрально-азиатская (туркестанская) рысь, среднеазиатская выдра, манул, перевязка, каменная куница), мест обитания и размножения лососеобразных рыб;
взять под охрану эндемичных и редких представителей растительного мира, уникальной субальпийской растительности (яблоня Сиверса, майкараган, миндаль ледебуровский, ревень алтайский, рябчик бледноцветный, остролодочник иглистый, волчеягодник алтайский, стеллеропсис тарбагатайский, мертензия Попова, радиола розовая, маралий корень), археологических памятников истории: древних стоянок и погребений, палеонтологических находок;
создать в приоритетных регионах систему охраняемых природных территорий, гарантирующих долгосрочное сохранение биологического разнообразия и устойчивость условий окружающей среды.
8. План мероприятий
программы по сохранению и рациональному использованию
водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо
охраняемых природных территорий до 2010 года
Сноска. Раздел 8 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 30.01.2009 N 84 ; от 25.03.2009 № 395 .
N |
Мероприятие |
Форма |
Ответст- |
Срок |
Предполагаемые расходы |
Источ- |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Водные ресурсы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Эксплуатация гидротехнических сооружений для |
||||||||
1.1 |
Эксплуатация |
Инфор- |
МСХ |
10 |
1542,100 |
2044,083* |
2207,609* |
РБ |
1.2 |
Эксплуатация |
Инфор- |
Аким |
20 |
34,200 |
34,200** |
34,200** |
МБ |
Всего |
1576,300 |
2078,283 |
2241,809 |
|||||
2. Совершенствование системы управления водными ресурсами |
||||||||
2.1 |
Разработка ТЭО |
Проект |
МСХ |
4 |
- |
120,000 |
несвя- |
|
2.2 |
Санитарно-экологи- |
Инфор- |
Аким |
20 |
13,000 |
13,000** |
13,000** |
МБ |
2.3 |
Проектирование и |
Инфор- |
Акимы |
20 |
81,500 |
79,070** |
79,028** |
МБ |
2.4 |
Реконструкция протоки реки Комендантка с расчисткой дна в г. Усть-Каменогорске |
Инфор- |
Аким Восточно- |
20 |
150,000 |
15,000** |
89,100** |
МБ |
2.5 |
Разработка ТЭО и |
Инфор- |
Аким |
20 |
8,200 |
16,000** |
- |
МБ |
Всего |
252,700 |
258,070 |
301,128 |
|||||
3. Освоение современных приемов и методов водопользования, |
||||||||
3.1 |
Разработка ТЭО |
Проект |
МСХ |
4 |
- |
38,000 |
Несвя- |
|
3.2 |
Обеспечение |
Инфор- |
Аким |
20 |
166,342 |
176,322** |
186,902** |
МБ |
3.3 |
Восстановление особоавариийных водохозяйственных сооружений и гидромелиоративных систем |
Инфор- |
Аким |
20 |
142,958 |
153,487** |
161,330** |
МБ |
3.4 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
3 |
Не требуется |
|||
Всего |
309,300 |
329,809 |
386,232 |
|||||
Итого по водным ресурсам |
2138,300 |
2666,162 |
2929,169 |
|||||
в том числе: |
||||||||
РБ |
1542,100 |
2044,083 |
2207,609 |
|||||
МБ |
596,200 |
622,079 |
563,560 |
|||||
гранты |
158,000 |
|||||||
Животный мир 4. Совершенствование нормативной правовой базы рыбного хозяйства |
||||||||
4.1 |
Разработать |
Инфор- |
МСХ |
4 |
1,500 |
- | - | РБ |
4.2 |
Разработка научных |
Инфор- |
МСХ |
4 |
2,000 |
- | - | РБ |
Всего |
3,500 |
- |
- |
|||||
5. Охрана, воспроизводство животного мира, их |
||||||||
5.1 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
1 |
Не требуется |
|||
5.2 |
Воспроизводство |
Инфор- |
МСХ |
10 |
423,100 |
423,100* |
423,100* |
РБ |
5.3 |
Воспроизводство |
Инфор- |
Аким |
20 |
6,000 |
6,000** |
6,000** |
МБ |
5.4 |
Биотехнические |
Инфор- |
Аким |
20 |
5,000 |
6,000** |
10,000** |
МБ |
5.5 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
2 |
Не требуется |
|||
5.6 |
Проведение |
Инфор- |
МСХ |
10 |
300,000 |
300,000* |
300,000* |
РБ |
5.7 |
Проведение |
Инфор- |
Акимы |
20 |
16,000 |
18,000** |
20,000** |
МБ |
5.8 |
Проведение |
Инфор- |
Аким |
20 |
4,000 |
4,500** |
4,500** |
МБ |
5.9 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
2 |
Не требуется |
|||
5.10 |
Разработать |
Инфор- |
МСХ |
10 |
Не требуется |
|||
5.11 |
Разработка прог- |
Инфор- |
Аким |
20 |
5,000 |
5,000** |
5,000** |
МБ |
5.12 |
Разработка |
Инфор- |
Аким |
20 |
2,000 |
3,000** |
3,000** |
МБ |
5.13 |
Зарыбление ценными |
Инфор- |
Аким |
20 |
7,000 |
10,000** |
11,000** |
МБ |
5.14 |
Паспортизация |
Инфор- |
Аким |
20 |
25,000 |
25,000** |
25,000** |
МБ |
5.15 |
Проведение |
Инфор- |
Аким |
20 |
0,500 |
0,500** |
0,500** |
МБ |
5.16 |
Строительство |
Инфор- |
Аким |
20 |
- |
20,000 |
20,000 |
Другие |
5.17 |
Строительство |
Инфор- |
Аким |
20 |
50,000 |
150,000 |
50,000 |
Другие |
5.18 |
Разработка |
Инфор- |
Аким |
20 |
6,000 |
4,000** |
4,000** |
МБ |
5.19 |
Охрана диких |
Инфор- |
Аким |
20 |
20,000 |
25,000** |
30,000** |
МБ |
5.20 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
2 |
Не требуется |
|||
5.21 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
2 |
Не требуется |
|||
Всего |
869,600 |
1000,100 |
912,100 |
|||||
6. Совершенствование системы государственного |
||||||||
6.1 |
Материально- |
Инфор- |
МСХ |
10 |
188,890 |
199,400* |
205,000* |
РБ |
6.2 |
Принятие мер по |
Инфор- |
МСХ |
10 |
Не требуется |
|||
6.3 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
2 |
Не требуется |
|||
6.4 |
Разработать |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
|||
6.5 |
Разработка Плана |
Инфор- |
МСХ |
10 |
Не требуется |
|||
6.6 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
1 |
Не требуется |
|||
6.7 |
Подготовка |
Инфор- |
МСХ |
10 |
- |
7,000* |
- |
РБ |
6.8 |
Усиление контроля |
Предло- |
МСХ |
2 |
Не требуется |
|||
6.9 |
Совершенствование |
Предло- |
МСХ |
2 |
Не требуется |
|||
Всего |
188,890 |
206,400 |
205,000 |
|||||
7. Развитие научного потенциала в области рыбного |
||||||||
7.1 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
1 |
Не требуется |
|||
7.2 |
Проведение |
Инфор- |
МСХ |
10 |
126,670 |
135,537* |
145,024* |
РБ |
7.3 |
Проведение научно- |
Инфор- |
Аким |
20 |
5,000 |
7,000** |
6,000** |
МБ |
7.4 |
Проведение |
Инфор- |
Аким |
20 |
1,500 |
1,5** |
2,00** |
МБ |
Всего |
133,170 |
144,037 |
153,024 |
8. Организация учета и меры по стабилизации |
|||||||||
8.1 |
Проведение |
Инфор- |
МСХ |
10 |
59,306 |
59,306* |
59,306* |
РБ |
|
Инфор- |
Аким |
20 |
0,320 |
0,320** |
0,320** |
МБ |
|||
8.2 |
Осуществление |
Инфор- |
МСХ |
10 |
185,239 |
185,239* |
185,239* |
РБ |
|
Инфор- |
Аким |
20 |
0,790 |
0,790** |
0,790** |
МБ |
|||
8.3 |
Регулирование |
Инфор- |
МСХ |
10 |
14,785 |
14,785* |
14,785* |
РБ |
|
Инфор- |
Акимы |
20 |
9,972 |
10,016** |
10,063** |
МБ |
|||
8.4 |
Мероприятия по |
Инфор- |
Аким |
20 |
3,000 |
3,000** |
3,000** |
МБ |
|
8.5 |
Проведение научных |
Инфор- |
МСХ |
10 |
- |
5,000* |
5,500* |
РБ |
|
8.6 |
Проведение |
Инфор- |
Аким |
20 |
2,815 |
3,100** |
3,440** |
МБ |
|
8.7 |
Развитие |
Инфор- |
МСХ |
10 |
Не требуется |
||||
Всего |
276,227 |
281,556 |
282,443 |
||||||
Итого по животному миру |
1471,387 |
1632,093 |
1552,567 |
||||||
в том числе: |
|||||||||
РБ |
1301,490 |
1329,367 |
1337,954 |
||||||
МБ |
119,897 |
132,726 |
144,613 |
||||||
Другие источники |
50,000 |
170,000 |
70,000 |
||||||
Особо охраняемые природные территории 9. Расширение существующих особо охраняемых природных территорий |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9.1 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
9.2 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
9.3 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
9.4 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
9.5 |
Содержание особо |
Инфор- |
Аким |
20 |
10,0 |
10,000** |
10,000** |
МБ |
|
9.6 |
Установление и |
Инфор- |
Аким |
20 |
7,2 |
7,300** |
- |
МБ |
|
9.7 |
Внести |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
Всего |
17,200 |
17,300 |
10,000 |
||||||
10. Создание особо охраняемых природных территорий |
|||||||||
10.1 |
Разработка ЕН и |
ЕН и |
МСХ |
4 |
- |
3,0* |
- |
РБ |
|
10.2 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
10.3 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
10.4 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
10.5 |
Внести предложение |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
10.6 |
Исключен - постановлением Правительства РК от 30.01.2009 N 84 . |
||||||||
10.7 |
Разработка ЕН и |
ЕН и |
МСХ |
4 |
- |
- |
1,500 |
Между- |
|
- |
- |
0,850* |
РБ |
||||||
10.8 |
Разработка естест- |
Инфор- |
Аким |
20 |
8,000 |
8,000** |
8,000** |
МБ |
|
10.9 |
Создание |
Инфор- |
Аким |
20 |
9,000 |
- |
- |
МБ |
|
10.10 |
Разработка естест- |
Инфор- |
Аким |
20 |
- |
6,000** |
- | МБ |
|
10.11 |
Создание |
Инфор- |
Аким |
20 |
Не требуется |
||||
10.12 |
Внести |
Предло- |
МОН |
4 |
Не требуется |
||||
10.13 |
Внести |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
10.14 |
Внести |
Предло- |
МСХ |
4 |
Не требуется |
||||
Всего |
17,000 |
19,000 |
10,350 |
||||||
Итого по особо охраняемым |
34,200 |
36,300 |
20,350 |
||||||
в том числе: |
|||||||||
РБ |
- |
5,000 |
0,850 |
||||||
МБ |
34,200 |
31,300 |
18,000 |
||||||
МГ |
- |
- |
1,500 |
||||||
Всего по Программе |
3643,887 |
4334,555 |
4502,086 |
||||||
в том числе: |
|||||||||
Республиканский бюджет |
2843,590 |
3378,450 |
3546,413 |
||||||
Местный бюджет |
750,297 |
786,105 |
726,173 |
||||||
Несвязанные гранты |
- |
158,000 |
|||||||
Международные гранты |
- |
- |
1,500 |
||||||
Другие источники |
50,000 |
170,000 |
70,000 |
||||||
Итого по Программе |
12480,528 |
Примечание:
* - объемы финансирования будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год;
** - объемы финансирования будут уточняться при составлении местного бюджета соответствующего года
Расшифровка аббревиатур:
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
МООС - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан;
МТС - Министерство туризма и спорта Республики Казахстан;
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан;
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан;
АУЗР - Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами;
УДП - Управление делами Президента Республики Казахстан.
Сноска. Примечание с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.01.2009 N 84 .