Об одобрении Концепции развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 января 2002 года N 71

Действующий

      В целях сохранения и рационального использования водных ресурсов, обеспечения сбалансированного развития водного сектора экономики Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 

     Премьер-Министр

     Республики Казахстан



                                               Одобрена



                                               постановлением Правительства

                                               Республики Казахстан

                                               от 21 января 2001 года N 71



 
 
                              Концепция
        развития водного сектора экономики и водохозяйственной
              политики Республики Казахстан до 2010 года
 
                            Общая часть
 
      Основные термины и определения, применяемые в Концепции, означают:
      Водный фонд - все воды на территории Республики Казахстан, который включает:
      воды рек, озер, болот, прудов, водохранилищ, другие поверхностные водные ресурсы, а также воды каналов и магистральных водоводов;
      подземные воды;
      ледники;
      воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственных границ Республики Казахстан.
      Водоемы - естественное или искусственное скопление текучих и стоячих вод (озера, реки и пруды, водохранилища и т.п.).
      Водоводы (каналы) - гидротехнические сооружения для подвода и отвода воды в заданном направлении.
      Дрена - искусственно созданное открытое или закрытое русло для понижения и отвода подземных вод в коллекторы, а также осушения земель.
      Коллектор - искусственно созданное открытое или закрытое русло для принятия отводимых дреной подземных вод с последующим отводом в водоемы и специальные организованные места сброса сточных вод.
      Водопользователи - субъекты, использующие в установленном порядке воду для своих потребностей (нужд).
      Гидромелиорация - комплекс мероприятий, направленных на регулирование водного режима почв путем орошения, обводнения и осушения.
      Гидромелиоративная система - комплекс технологически взаимосвязанных гидротехнических сооружений, устройств и оборудования на орошаемых, обводняемых, осушаемых землях.
      Дренажная система (дренаж) - комплекс технологически взаимосвязанных гидротехнических сооружений (дрены, коллекторы и т.п.) для регулирования уровня грунтовых вод, сбора и отвода излишней воды в места специального организованного сброса.
      Дренажные воды - воды, собираемые дренажными системами.
      Источник водопользования - море, река, озеро, водохранилище или пруд, питающие их притоки, магистральные каналы и водоводы, а также подземные водоносные горизонты, воды которых непосредственно используются для удовлетворения нужд водопользователей.
      Коммунальные водоводы (каналы) - водоводы (каналы), находящиеся в коммунальной собственности и предназначенные для доставки и распределения воды между водопользователями.
      Лиманное орошение - однократная весенняя влагозарядка почв, осуществляемая путем затопления при помощи системы дамб, перемычек и других гидротехнических сооружений.
      Лимит водопотребления - объем воды, изымаемый из источника водопользования в определенные периоды времени и ежегодно устанавливаемый уполномоченным государственным органом для водопотребителей, имеющих разрешение на спецводопользование.
      Магистральные водоводы (каналы) - водоводы (каналы), осуществляющие забор воды из водоемов.
      Мелиоративная сеть - совокупность или комплекс каналов, коллекторов, дрен и технологически связанных с ними гидротехнических сооружений и устройств, предназначенных для мелиорации сельскохозяйственных угодий (орошение, обводнение, регулирование почвенно-грунтовых вод).
      Межгосударственные водоводы (каналы) - водоводы (каналы) расположенные на территории нескольких государств и предназначенные для распределения водных ресурсов между государствами.
      Орошаемые земли - земли, искусственно увлажняемые при помощи оросительной системы с применением или без применения специальной поливной техники.
      Оросительная система - система гидротехнических и иных ирригационных сооружений для орошения земель.
      Общее водопользование - водопользование, осуществляемое для удовлетворения питьевых и иных нужд населения без закрепления водных ресурсов за отдельными гражданами и без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод.
      Поливная вода - вода, изъятая из источника водопользования, для целей орошения.
      Республиканские водоводы (каналы) - магистральные водоводы (каналы), находящиеся в республиканской собственности, предназначенные для доставки воды в коммунальные водоводы (каналы) и/или имеющие стратегически важное для республики значение.
 
                               1. Введение
 
      Послание Президента Республики Казахстан от 10 октября 1997 года K972030_ "Казахстан-2030": процветание, безопасность и улучшение благосостояния всего населения страны, определило долгосрочную Стратегию развития Казахстана до 2030 года.
      Вследствие недостаточного финансирования в последние годы и ряда других причин, связанных с реформированием экономики страны, водное хозяйство республики пришло в катастрофическое состояние. Ежегодные потери продукции только в орошаемом земледелии оцениваются в 60,0 млрд. тенге, а с учетом других отраслей экономики социальные последствия от ухудшения водообеспечения еще более пагубные. Вся водохозяйственная инфраструктура находится в опасном и крайне неудовлетворительном техническом состоянии.
      Сложившаяся ситуация в водном секторе экономики требует кардинального совершенствования водохозяйственной политики государства.
      В настоящее время система управления водным хозяйством страны, созданная в условиях централизованной экономики, в определенной степени сохраняет старые экономические отношения, основанные на административно-командных принципах. В результате с трудом идет процесс ее адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования. По этой причине система остается трудно управляемой, у водопользователей нет кровной заинтересованности в рациональном использовании воды, ухудшается техническое состояние водохозяйственной и гидромелиоративной систем, выходят из хозяйственного оборота огромные площади орошаемых земель.
      Все вышеизложенное требует пересмотра сложившейся структуры управления водным хозяйством, четкого определения и разграничения функций субъектов водного хозяйства, статуса водохозяйственных и гидромелиоративных объектов, разработки нового механизма экономических отношений и прозрачных систем финансовых потоков, позволяющих эффективно управлять отраслью и обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов.
 
                            2. Цель Концепции
 
      Настоящая "Концепция" разработана в развитие Указа Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 U000344_ "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года".
      Основной целью Концепции является определение основных путей решения проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов страны для здоровья и благополучия граждан республики (Стратегия-2030), обеспечения баланса потребности социально-экономического развития и возможности воспроизводства водных ресурсов на уровне требований нормативного качества вод - "устойчивое водопользование". Концепция будет служить основой для совершенствования законодательной базы, разработки конкретных программ и мероприятий по развитию водного сектора экономики и водохозяйственной политики государства.
      В ней изложены положения, отражающие совокупность современных взглядов на достижение и поддержание экономически оптимального и безопасного уровня водопользования, оценены тенденции его развития, определены приоритетные направления и обозначены цели и задачи до 2010

 

года.

     Изложенные концептуальные положения должны стать ориентиром при

принятии решений по вопросам, связанным с использованием и охраной водных

ресурсов и объектов на них, в том числе при разработке нормативных

правовых актов, водохозяйственных программ, схем комплексного

использования и охраны водных объектов, инвестиционных проектов и других

документов.


                           3. Анализ ситуации


     1. Роль водного фактора



 
       Значительный земельный фонд для сельскохозяйственного производства и возможности их дальнейшего освоения в южных и западных областях Республики сдерживаются ограниченностью запасов водных ресурсов. В отдельных регионах страны освоение природных богатств и соответствующее развитие производительных сил также сдерживается дефицитом водных ресурсов. В центральных, западных и частично южных регионах страны остро стоит вопрос обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. Дальнейшее социально-экономическое развитие, решение водных и экологических проблем будет определяться уровнем государственной политики в сфере водного хозяйства и правильностью выбора путей управления водными ресурсами и водопользованием в стране.
      Водный фактор в Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, является определяющим, где очевидны нарастающий дефицит воды, угроза истощения водных ресурсов вследствие роста населения и развития экономики. Проблемы межгосударственного вододеления в трансграничных бассейнах рек Иртыш, Урал, Или, Сырдарья, Шу, Талас обостряются в периоды естественного маловодья, а перспектива их разрешения далека от завершения.
 
      2. Водные ресурсы
 
      Ресурсы поверхностных вод Казахстана в средний по водности год составляют 100.5 км3, из которых только 56.5 км3 формируется на территории республики, остальной объем поступает из Центральноазиатских государств, Российской Федерации и Китая.
      По объему речного стока Казахстан относится к числу наименее водообеспеченных стран планеты. Распределение водных ресурсов по территории крайне неравномерно и обуславливает нестабильность и неравномерность водообеспеченности регионов и отраслей экономики. Объем необходимого водопотребления составляет 54.5 км3, а располагаемый объем возможный к хозяйственному использованию в средний по водности год не превышает 46.0 км3.
      В маловодные годы общий объем водных ресурсов снижается до 58 км3, а располагаемый, соответственно, до 26 км3.
      Запасы утвержденных пресных подземных вод составляют 15.1 км3, уровень их использования составляет 11.3% или 1.7 км3.
      Объем возвратных вод составляет - около 4.0 км3, возвращаемый в водоисточники - не превышает 2.0 км3, остальной сток рассеивается или теряется. Возвратные воды являются основным источником загрязнения природных вод и окружающей среды, утилизация и очистка их не получила пока решения.
 
      3. Качество вод
 
      Качественное состояние практически всех водных объектов республики неудовлетворительное, наиболее загрязнены реки Урал, Иртыш, Нура и Сырдарья. Загрязнение происходит за счет сбросов промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод. Подземные воды также загрязняются, ухудшение их качества отмечается на многих месторождениях.
 
      4. Водохозяйственная ситуация
 
      Некогда единая система водного хозяйства страны, в результате произошедших реформ и приватизации, была раздроблена. Адекватного реформирования системы управления не произошло. Все это привело к неясности функциональных обязанностей не только субъектов водного хозяйства, но и статуса многих водохозяйственных объектов. Как известно, часть из этих объектов была приватизирована и разделена на имущественные паи в составе имущества бывших колхозов и совхозов. В результате разделения крупных хозяйств на более мелкие, в том числе на крестьянские и фермерские хозяйства, без последующего их объединения на новых принципах бывшие внутрихозяйственные каналы остались неуправляемыми, а зачастую бесхозными. В итоге они не ремонтируются и приходят в негодность.
      Огромные сверхнормативные потери воды и отсутствие системы, позволяющей рационально использовать поливную воду, приводит к повышению доли затрат на орошение в структуре себестоимости продукции, что в конечном счете снижает ее конкурентоспособность.
      Нет четкой законодательной базы создания объединения водопользователей. Часть ныне действующих объединений водопользователей были созданы в виде ассоциаций водопользователей, а часть - в виде потребительских кооперативов водопользователей. Поэтому основная масса водопользователей остаются разрозненными, соответственно отсутствует координация их деятельности по содержанию всей системы водопользования.
      При приватизации отдельные части единого технологического комплекса водохозяйственных объектов и сооружений иногда переходят в руки лиц, не имеющих отношения к орошаемым землям, они становятся монополистами, загоняющими водопользователей, находящихся на подвешенной к оросительной системе площади, в долговую зависимость.
 
      5. Сильные стороны
 
      До 1993 года была создана отрасль водного хозяйства, оснащенная соответствующей инфраструктурой, при этом орошаемый фонд составлял 2,3 млн. га, сельскохозяйственное водоснабжение было представлено 54-мя групповыми водопроводами, функционировало более 200 водохранилищ полезной емкостью 48,0 км3, действовало около 340 гидроузлов и сооружений на водоисточниках, работали предприятия, обслуживающие водохозяйственную систему, специализированные промышленные предприятия, ремонтно-технические службы, предприятия по автоматике и метрологии, проектные, научные и учебные заведения.

 

     В последние годы были:

     разработаны основы природоохранного законодательства;

     подписан ряд международных соглашений и конвенций по вопросам

использования и охраны водных ресурсов;

     создана система управления водоохранной деятельностью;

     составлены государственные кадастры источников загрязнения вод и

карты их размещения;

     развивается система платежей за услуги по подаче воды, за право

пользования водными ресурсами и загрязнение водной среды.


     6. Слабые стороны


     Дефицит водных ресурсов и их загрязненность;


 
       прогрессирующая потеря ранее созданной системы водного хозяйства, катастрофическое ухудшение технического состояния плотин, гидроузлов и прочих сооружений;
      многие сооружения и водохозяйственные объекты остались без собственника и поддержки на их содержание;
      обострение проблем обеспечения населения питьевой водой, качество питьевой воды не отвечает стандартам;
      урожайность орошаемых культур упала в 1,5-2,0 раза, произошел возврат к примитивным способам полива;
      несмотря на спад производства и снижение объемов использования пресной воды, проблема расточительного водопользования не теряет своей остроты. Объем водоотведения составляет более 25%, потери при транспортировке доходят до 30% от объема забора;
      в местах активной хозяйственной деятельности водные объекты загрязнены отходами потребления и производства, в результате качество поверхностных вод не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;
      расширяются очаги загрязнения подземных вод;
      несовершенство нормативной правовой базы;
      отсутствие достаточного финансирования водохозяйственных мероприятий;
      износ основных фондов водохозяйственных предприятий;
      слабая оснащенность бассейновых водохозяйственных управлений и республиканских государственных водохозяйственных предприятий оргтехникой, транспортом, современными средствами связи и оборудованием;
      отсутствие общегосударственной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан и других основополагающих документов (концепций, индикативных планов, программ), определяющих водную политику государства;
      неспособность водопользователей в настоящее время осуществлять в полной мере плату за использование водных ресурсов и за услуги предприятий по подаче воды;
      неэкономное использование воды потребителями;
      институциональные (организационно-управленческие) проблемы;
      недостаточное внимание системному планированию развития водного сектора экономики;
      несоответствие многоплановых, сложных, ответственных задач и проблем водного сектора экономики с функциями уполномоченного органа в области управления водными ресурсами, которое в настоящее время наделено невысокими полномочиями для осуществления единой водохозяйственной политики и ограничено в штатной численности.
 
      7. Возможности
 
      Увеличение располагаемых водных ресурсов за счет регулирования речного стока гидротехническими сооружениями (каналами, водохранилищами) и использования подземных вод;
      в регионах с острым дефицитом пресных вод возможна эксплуатация огромных запасов глубоко залегающих солоноватых и соленых подземных вод с применением опреснительных установок малой и средней мощности;
      внедрение водосберегающих технологий;
      совершенствование экономического механизма платного водопользования;
      привлечение, наряду с внутренними источниками, займов и грантов международных финансовых организаций для решения вопросов рационального использования и охраны водных ресурсов;
      использование передовых зарубежных и отечественных технологий и опыта по очистке загрязненных вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод;
      использование имеющегося хозяйственного потенциала, кадров, проектных и научных проработок.
 
      8. Угрозы
 
      Возникновение аварий и катастроф, в том числе с многочисленными человеческими жертвами, в результате разрушения плотин и размыва водохранилищ, состояние которых ухудшено в результате недостаточного финансирования необходимых эксплуатационных мероприятий в последние годы; при этом огромные массивы поливных земель на долгие годы останутся без поливной воды с огромным социально-экономическим ущербом для населения;
      истощение ресурсов подземных и поверхностных вод;
      загрязнение окружающей среды в результате самоизлива подземных вод из самоизливающихся скважин;
      обострение проблемы водообеспечения, в особенности в южных и западных регионах страны;
      возможность возникновения межгосударственных разногласий в Центральноазиатском регионе из-за несовпадения позиций государств по вопросам распределения водных ресурсов и отсутствия механизмов их решения, а также из-за стремления сопредельных государств использовать свое географическое положение для максимального извлечения экономических и политических выгод.
 
      9. Мировые тенденции
 
      В плане национальной безопасности государств, в большинстве стран мира, особенно с дефицитом водных ресурсов, отношение к воде кардинально меняется и усиливается роль водного фактора. Тревоги глобального характера, прозвучавшие на Всемирном водном форуме (Гаага, март 2000 года) "о необходимости изменения коренным образом ситуации с управлением водными ресурсами, иначе в ближайшем будущем мир столкнется с жестоким водным кризисом", актуальна и для Казахстана.
      Итогом международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году, стало принятие Повестки Дня на 21 век, в которой закреплен принцип устойчивого развития и признание необходимости и возможности осуществления последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной

 

окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения

потребностей нынешнего и будущих поколений. Казахстан также приступил к

разработке Национальной Повестки Дня на 21 век.

     В области управления водным сектором необходимо принять ориентиром

лучшую международную практику, которая имеет ряд общих характеристик:

     четкая структура регулирования правительством водных отношений;

     профессиональное управление;

     отсутствие политического вмешательства;

     четкое планирование и финансирование;

     ориентация на потребителя;

     доступность кредитов для финансирования водохозяйственных мероприятий;

     конкурентоспособный частный сектор;

     централизованная помощь государства (в США, Германии, Франции и Китае

основным вкладчиком капиталов в строительство водохозяйственных объектов

национального и межрегионального уровня является государство).


         4. Государственная водохозяйственная политика и стратегия


     10. Долгосрочная цель, приоритеты и принципы



 
       Водохозяйственная политика должна обеспечить достижение долгосрочной цели, объявленной государством в "Стратегии-2030", сохранение и рациональное использование водных ресурсов для здоровья и благополучия граждан республики.
      Основные приоритеты для достижения цели:
      удовлетворение требований по дальнейшему развитию различных отраслей экономики, отдельных регионов и комплексов;
      рациональное и бережное использование и охрана водных ресурсов;
      сохранение межгосударственных, межобластных и межрайонных водохозяйственных объектов в собственности государства;
      сохранение государственной монополии на оказание услуг по доставке воды для орошения от водного источника до сельхозводопользователя;
      обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества;
      обеспечение водными ресурсами в достаточном количестве и надлежащего качества.
      Для решения поставленных задач водохозяйственная политика должна основываться на следующем:
      водный бассейн необходимо рассматривать как единый объект, управление водными ресурсами и охрану поверхностных вод строить по бассейновому принципу;
      системы водоснабжения должны основываться на использовании современных технологий водоподготовки, комплексном использовании водных ресурсов, обеспечивать сокращение потерь воды при транспортировке к потребителю;
      экономической основой водообеспечения должна быть государственная собственность на водные ресурсы;
      основой устойчивого развития водного сектора должно стать участие водопотребителей (населения) в возмещении затрат на эксплуатацию и содержание водохозяйственных объектов;
      обязательная платность специального водопользования;
      приоритетность питьевого водоснабжения и экологических попусков перед

 

производственным и сельскохозяйственным водопотреблением;

     приоритетность направления внешних займов на реконструкцию и

восстановление водохозяйственных систем;

     установление лимитов на водопотребление исходя из принципов

экологической составляющей стока;

     обеспечение неразрывности водохозяйственных объектов и подвешенных к

нему орошаемых земель;

     водохозяйственные и гидромелиоративные объекты находятся в

собственности или в управлении государственных организаций, либо у

объединений водопользователей (ОВП) (кроме случаев временного управления

на период выполнения долговых обязательств с ограничением срока

управления).


     11. Ближайшая цель и приоритеты


     Приоритетные направления водной политики возможные к реализации на

рекомендуемую перспективу:

     совершенствование системы управления водными ресурсами и

водопользованием;

     усиление экологических аспектов в действующем законодательстве.

     Основные задачи:

     рационально и комплексно использовать водные ресурсы;


 
       разграничить функции управления водными ресурсами, от функции хозяйственного использования, что обеспечивает от имени государства надлежащее управление и контроль, и достигается соблюдение общегосударственного интереса в водном секторе;
      совершенствовать качество питьевого водоснабжения, в том числе за счет интенсификации использования месторождений подземных вод;
      сформировать систему государственного технического надзора за

 

безопасностью водохозяйственных сооружений, особенно крупных гидроузлов;

     разработать и создать правовую базу и экономический механизм

водопользования, соответствующий рыночным условиям;

     развить систему мониторинга водных объектов и повысить эффективность

государственного контроля по использованию водных объектов;

     проводить региональную водохозяйственную политику, основанную на

учете состояния водных объектов и особенностей их использования

водопользователями.


            5. Основные задачи по реализации национальной

                     водной политики и стратегии


     12. В области рационального использования водных ресурсов и          

         водообеспечения


     1. Разработка и реализация:

     республиканской Программы рационального использования и охраны водных

ресурсов в разрезе бассейнов крупных рек;


 
       региональных программ местных исполнительных органов, направленных на решение водообеспечения отраслей экономики, населения и природных комплексов как за счет увеличения располагаемой доли водных ресурсов путем внутрибассейнового и межрегионального перераспределения, так и за счет рационального использования имеющихся поверхностных и подземных вод;
      республиканской целевой Программы по водосбережению и региональных программ, включающих в себя: ограничение темпов и объемов развития водоемких производств в остродефицитных по воде регионах; повсеместное внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования; осуществление мер по снижению удельного водопотребления на единицу продукции в промышленности и сельском хозяйстве; снижение эксплуатационных потерь воды в сфере водопользования; оснащение водохозяйственных систем современными средствами водоизмерения и водорегулирования;
      экономического механизма по рациональному использованию и охране как поверхностных так и подземных вод, путем оптимизации и дифференциации действующих ставок платы за пользование водными ресурсами.
      2. Создание условий по совершенствованию ценообразования за услуги по подаче воды водопользователям с поэтапным переводом затрат по содержанию и ремонту водохозяйственных объектов на самоокупаемость за счет средств водопользователей.
      3. Совершенствование действующих нормативных правовых актов в области рационального использования и охраны водных ресурсов.
      4. Создание единой информационной системы мониторинга за водопользованием по комплексной оценке и анализу состояния использования водных ресурсов для принятия своевременных управленческих решений.
      5. Формирование общественного мнения о необходимости бережного использования и охраны водных ресурсов; содействие средствам массовой информации в объективном освещении и распространении знаний в области осуществляемых мер по решению водных проблем.
 
      13. В области сохранения и поддержания здоровой экологической
          обстановки
 
      1. Восстановить и сохранить водные экосистемы в основных речных бассейнах путем создания и обустройства водоохранных зон на всех используемых водоисточниках (реках, озерах, водохранилищах и др.).
      2. Размещение новых и реконструкцию старых производств осуществлять с учетом их экологически допустимой антропогенной нагрузки на водный бассейн.
      3. Формировать экономические условия рационального водопользования.
      4. Исключить сброс в водные источники неочищенных сточных вод путем внедрения новых технологий при строительстве и реконструкции сооружений по очистке сточных вод и использование очищенных стоков в повторном и оборотном водоснабжении, обеспечив этим снижение загрязнения рек и водоемов до уровня санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных требований.
      5. Разработать показатели использования вод и сбросов с жестким нормированием и последующим переходом от нормирования сбросов к их исключению. Строительство новых предприятий осуществлять с полным исключением сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
      6. Разработать Схемы комплексного использования водных ресурсов речных бассейнов и на их основе обосновать объемы природоохранных и комплексных попусков в бассейнах рек.
      7. Составить классификацию поверхностных водоемов по назначению использования в хозяйственном комплексе, определить меры государственного контроля и перечень документов, регламентирующих их использование.
      8. Разработать программы по управлению уровневым и солевым режимом внутренних и окраинных водоемов (Балхаш, Арал, Каспий).
 
      14. В области обеспечения населения качественной питьевой водой
 
      Соблюдая приоритетность кризисных районов с депрессивной экономикой, а также районов с водой, не соответствующей нормативам государственного стандарта "Вода питьевая", с целью постепенного выравнивания уровня водообеспечения отдельных регионов до среднереспубликанского
      на ближайшую перспективу:
      1) поддерживать в надлежащем техническом состоянии действующие системы водоснабжения с целью недопущения ухудшения здоровья населения;
      2) пересмотреть схему подачи воды по групповым водопроводам с отключением отдельных веток (сегментов) и заменой их локальными (для отдельных населенных пунктов) или небольшими групповыми системами (для близрасположенных населенных пунктов) при наличии местных источников водоснабжения;
      3) поддерживать в надлежащем техническом состоянии действующие системы водоснабжения, сегментация которых невозможна или нецелесообразна;
      на средне- и долгосрочную перспективу:
      4) построить новые локальные системы централизованного водоснабжения крупных поселков при наличии гарантированных источников водоснабжения;
      5) построить групповые системы централизованного водоснабжения в густонаселенных регионах, необеспеченных источниками водоснабжения;
      6) построить новые и восстановить существующие сооружения водоподготовки и водоочистки для обеспечения кондиционной водой население городов и сельских поселков;
      7) обеспечить широкое использование подземных вод;
      8) сформировать рынок услуг по водообеспечению населения с широким

 

привлечением его в финансирование строительства объектов водоснабжения и

возмещение затрат на их эксплуатацию;

     9) приступить к созданию высокотехнологических производственных

мощностей по выпуску оборудования и устройств для водоснабжения;

     10) повысить информированность и просвещенность населения по

проблемам рационального использования питьевой воды, сформировать

экологическую культуру населения;

     11) проводить научно-исследовательские и проектно-изыскательские

работы в области питьевого водоснабжения;

     12) разработать и реализовать Государственную программу "Питьевые

воды" на период до 2010 года.


     15. В области государственного управления водным сектором

         экономики



 
       Осуществить реформирование (децентрализацию, реструктуризацию) и совершенствование структуры управления водными ресурсами и водным хозяйством с разграничением функций управления от хозяйственных функций в два этапа.
 
      На первом этапе:
      1) передать водоводы (каналы), находящиеся в республиканской собственности, за исключением отнесенных к республиканским водоводам (каналам), в коммунальную собственность;
      2) преобразовать в коммунальные государственные предприятия республиканские государственные предприятия по водному хозяйству или их подразделения, не имеющие на балансе межгосударственные и межобластные водохозяйственные сооружения и устройства;
      3) реформировать нормативную правовую базу для осуществления водохозяйственной политики;
      4) способствовать созданию Объединений (ассоциаций) водопользователей (ОВП, АВП) в различных отраслях экономики (сельском хозяйстве, промышленности, коммунальном водоснабжении и т.п.);
      5) способствовать постепенной передаче коммунальных водохозяйственных объектов непосредственно самим водопользователям или их объединениям по мере расширения их возможностей по эксплуатации объектов;
      6) разработать экономический механизм водопользования с учетом создания объединений водопользователей и их услуг по доставке воды.
 
      На втором этапе:
      7) провести реорганизацию структуры управления водными ресурсами и водным хозяйством, создав на базе республиканских государственных предприятий по эксплуатации водохозяйственных объектов, находящихся в ведении уполномоченного органа по водным ресурсам (за исключением предприятий, имеющих стратегически важное для республики значение), единое республиканское государственное предприятие, подведомственное уполномоченному органу по водным ресурсам, с дочерними предприятиями в областях;
      8) создать объединения водопользователей (ОВП) с целью:
      обслуживания и технической эксплуатации водохозяйственных объектов, как находящихся в собственности ОВП, так и переданных им в доверительное управление;
      оказания организационно-технической помощи по доставке воды водопользователям;
      9) в установленном порядке внести необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство для осуществления реорганизации структуры управления водными ресурсами и водным хозяйством в соответствии с предлагаемой схемой. Уточнить перечень водохозяйственных объектов, не подлежащих приватизации, остальные приватизировать в соответствии с действующим законодательством;
      10) организовать создание сети и системы информационных услуг и маркетинга.
 
      16. В области международного сотрудничества в совместном
          использовании трансграничных водных источников
 
      1. Обеспечить защиту интересов Казахстана при разработке соглашений и договоров по совместному использованию трансграничных водотоков.
      2. Перейти от заключения межгосударственных договоров на вегетационный период к заключению многолетних соглашений.
      3. Необходимо искать комплексное решение проблемы использования трансграничных вод с учетом потребностей соседних государств в природных ресурсах, имеющихся в Казахстане, и транзитном потенциале страны.
      4. Принять активное участие в деятельности межгосударственных органов по регулированию и управлению трансграничных вод.
      5. В отношениях с Китайской Народной Республикой необходимо:
      ратифицировать подписанное в сентябре 2001 года двухстороннее

 

Соглашение в сфере совместного использования и охраны трансграничных

водных ресурсов;

     создать систему совместного мониторинга как количественных, так и

качественных показателей вод;

     улучшить мониторинг водных ресурсов и обмен информацией о состоянии

трансграничных водных объектов;

     составить совместные схемы комплексного использования и охраны

трансграничных рек;

     предпринять шаги по заключению трехстороннего (Казахстан, Китай,

Россия) соглашения по совместному использованию и охране трансграничных

водных ресурсов.

     6. В отношениях с Российской Федерацией:

     особое внимание уделить гидрохимическому составу поступающих из

России и перетекающих туда водных ресурсов;

     привлечь дополнительный объем стока из бассейна р. Волги в Западный

Казахстан;

     произвести реконструкцию водовода Астрахань-Мангышлак.

     7. В отношениях с Центральноазиатскими республиками необходимо:


 
       активизировать работу по присоединению Центральноазиатских республик

 

к 


Z000094_


  Хельсинкской Конвенции по охране и использованию трансграничных

водотоков и международных озер;

     поддерживать деятельность Международного Фонда спасения Арала;

     повысить статус межгосударственной координационной водохозяйственной

комиссии и его исполнительных органов;

     заключить Соглашение об обмене информацией и формировании бассейновых

и региональных баз данных комплексного использования и охраны

трансграничных водных ресурсов.

     8. В отношениях с Кыргызской Республикой:

     создать постоянно действующую комиссию по установлению режима работы

и определения объемов необходимых затрат на эксплуатацию водохозяйственных

объектов.


     17. В области нормативных правовых основ управления,

         использования и охраны водных ресурсов



 
       Необходимо переработать Водный кодекс Республики Казахстан и рассмотреть необходимость внесения изменений в действующее законодательство в соответствии с современными правовыми, экономическими, а также экологическими отношениями в стране, нормами международных договоров в области использования и охраны водных ресурсов.
 
      18. В области научно-исследовательской, проектной и
          образовательной сфер
 
      1. Изучение и оценка ресурсов поверхностных и подземных вод, разработка научного и технико-экономического обоснования возможности территориального перераспределения водных ресурсов, расширения использования подземных вод и других альтернативных путей повышения водообеспеченности страны.
      2. Создание условий по поддержке предпринимательства и негосударственных структур для развития сети научно-исследовательских, проектных и образовательных центров в сфере водного хозяйства.
      3. Организация подготовки и переподготовки кадров инженеров и специалистов по управлению водными ресурсами и водного хозяйства сотрудников государственных учреждений в высших и средних учебных заведениях республики за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах на соответствующий финансовый год, а также за счет средств хозяйствующих субъектов и привлечения грантов

 

международных организаций и стран доноров.

     4. Создание в регионах сети консультационных учебных и информационных

центров по обучению водопользователей и внедрению передовых технологий

использования и охраны вод с учетом мирового опыта - за счет средств

хозяйствующих субъектов и привлечения грантов международных организаций и

стран доноров.


                   6. Финансовое обеспечение


     Основные источники финансирования водохозяйственной отрасли:

     республиканский бюджет,

     местный бюджет,

     гранты международных организаций и стран доноров,

     негосударственные источники.

     Для совершенствования системы финансирования водного сектора

экономики требуется решение следующих проблем:


 
       строительство, реконструкция и эксплуатация водохозяйственных объектов межгосударственного и республиканского значения осуществляется за счет средств республиканского бюджета;
      водохозяйственные объекты коммунальной собственности могут финансироваться за счет соответствующих местных бюджетов.
 

(Специалисты: Склярова И.В.,

              Умбетова А.М.)