В соответствии со
статьей 70
Бюджетного кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
1. Утвердить прилагаемую Среднесрочную фискальную политику Правительства Республики Казахстан на 2008-2010 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 августа 2007 года N 754
Правительства Республики Казахстан
на 2008-2010 годы
Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008-2010 годы (далее - Среднесрочная фискальная политика) разработана на основе Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310, прогноза важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан и государственных регуляторов на трехлетний период, государственных и отраслевых (секторальных) программ и других стратегических и программных документов, с учетом
Послания
Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" от 28 февраля 2007 года (далее - Послание Главы государства).
Среднесрочная фискальная политика является основой формирования республиканского бюджета и координирующим документом при формировании и реализации налоговой и бюджетной политики на всех уровнях государственного управления.
Республики Казахстан
Фискальная политика Правительства Республики Казахстан в 2005-2007 годах была направлена на обеспечение устойчивого роста экономики, главными факторами которого должны стать эффективность приводимых в стране реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого капитала.
таблица 1
Республики Казахстан за 2001-2007 годы
Наименование
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
(оценка)
|
ВВП, млрд. тенге
|
3250,6
|
3776,3
|
4612,0
|
5870,1
|
7590,6
|
10213,7
|
12660,8
|
Номинальный
темп роста, %
|
125,0
|
116,2
|
122,1
|
127,3
|
129,3
|
134,6
|
124,0
|
Реальный темп
роста, %
|
113,5
|
109,8
|
109,3
|
109,6
|
109,7
|
110,7
|
109,9
|
в т.ч. темпы
роста нефтяного
сектора, %
|
112,7
|
114,6
|
105,6
|
107,2
|
107,3
|
102,6
|
100,5
|
темпы роста
других секторов
экономики, %
|
113,6
|
109,3
|
109,8
|
109,9
|
109,8
|
111,0
|
111,1
|
Правительством целенаправленно проводится политика, направленная на стимулирование развития несырьевых отраслей экономики и на постепенное снижение зависимости роста экономики и поступлений в бюджет от сырьевого сектора экономики в целом.
Начиная с 2005 года наблюдаются высокие темпы роста в строительстве, промышленности и сфере услуг. Доля нефтяного сектора в структуре ВВП постепенно снижается, и в 2006 году составила 14 %.
В сфере услуг существенный вклад в рост экономики внесли торговля, транспорт и связь, а также операции с недвижимым имуществом. Удельный вес производства услуг в структуре ВВП составил в среднем за период с 2001 по 2006 год 51,4 %.
В планируемом среднесрочном периоде ожидается сохранение данных тенденций. Одной из основных стратегических задач социально-экономической политики страны является создание высоких стандартов жизни граждан на уровне наиболее развитых стран мира, одним из показателей которых является уровень ВВП на душу населения. По данному показателю Казахстан также достиг больших успехов. Так ВВП на душу населения в 2006 году превысил уровень 2000 года в 4,3 раза и составил 5292 долл. США.
Существующие тенденции развития мировой экономики дают основания полагать, что в предстоящем трехлетнем периоде внешние факторы будут относительно благоприятными для продолжения высоких темпов экономического роста в нашей стране.
В среднесрочной перспективе усилия Правительства будут направлены на создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни граждан страны. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
См. бумажный вариант
Рис. 1. Прогноз ВВП на душу населения на 2007-2010 годы
Среднегодовой реальный прирост ВВП в 2008-2010 годах составит 9,1 % в среднем за год, что позволит обеспечить выполнение задачи по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году.
Продолжится динамичный рост ВВП на душу населения, который к 2010 году прогнозируется в размере свыше 10 тыс. долларов CШA, что в три раза превышает уровень 2005 года. На базе этого будет обеспечен дальнейший рост среднемесячных доходов населения.
Мировая цена на нефть прогнозируется на уровне 60 долл. США за баррель при этом объем добычи нефти и газового конденсата будет расти в среднем на 8,9 % в год и составит в 2010 году свыше 84 млн. тонн.
В течение 2005-2006 годов среднегодовой уровень инфляции находился и коридоре 6-8,6 %. На инфляционные процессы оказывает влияние значительный приток иностранной валюты в виде экспортной выручки и внешнего заимствования. Регулирование инфляционных процессов в среднесрочном периоде будет продолжено совместными мерами Правительства и денежно-кредитной политики Национального Банка.
Среднегодовой уровень инфляции в 2008-2010 годах планируется удержать в коридоре 6-8 %.
таблица 2
Республики Казахстан на 2008-2010 годы
Наименование показателя
|
2008
|
2009
|
2010
|
ВВП, млрд. тенге
|
15 249,4
|
18 145,0
|
21 348,7
|
Реальное изменение ВВП,
в % к предыдущему году
|
109,6
|
109,2
|
108,6
|
Индекс потребительских цен,
в % в среднем за год
|
6-8
|
6-8
|
6-8
|
Экспорт товаров,
млн. долл. США (ФОБ)
|
50 201,7
|
57 213,9
|
62 078,8
|
Импорт товаров,
млн. долл. США (ФОБ)
|
43 519,7
|
51 560,6
|
59 760,5
|
Добыча нефти и газового конденсата, млн. тонн
|
70
|
78
|
84
|
Мировая цена на нефть (смесь Brent), долларов США за баррель
|
60
|
60
|
60
|
В целом в 2008-2010 годах будут созданы благоприятные макроэкономические условия необходимые для обеспечения высоких темпов poстa экономики и повышения уровня благосостояния граждан страны.
Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде
является содействие ускорению экономического роста страны, путем укрепления и модернизации институциональной основы государственного управления, расширяющей финансовые возможности государства за счет повышения эффективности расходов, а не увеличения их уровня.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих
основных задач:
совершенствование бюджетного законодательства с целью внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, что позволит повысить эффективность и результативность государственных расходов, провести гармонизацию стратегических, среднесрочных планов развития с бюджетными планами, высвободить финансовые ресурсы за счет их оптимизации для усиления социальной и инвестиционной составляющей бюджета;
гармонизация налогового и бухгалтерского законодательства в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности;
устойчивое повышение конкурентоспособности за счет стимулирования более высоких показателей роста человеческого капитала, инфраструктуры, государственного управления, инноваций;
совершенствование стратегического планирования в государственных органах, с усилением ответственности за достижение конкретного результата и рассмотрение промежуточных (по итогам года) результатов и результатов по истечению среднесрочного периода;
снижение уровня ненаблюдаемой экономики по всем ее составляющим путем устранения экономических условий, порождающих и стимулирующих скрытую и неформальную деятельность, пресечения "теневых" видов деятельности правовыми механизмами;
сохранение макроэкономической стабильности за счет сокращения объемов валового внешнего долга страны и поддержания стабильного уровня государственного долга.
В среднесрочном периоде будет продолжена политика постепенного перехода к сбалансированности бюджета за счет ненефтяных поступлений, которая заключается в поддержании текущих расходов государства на оптимальном уровне вне зависимости от объемов поступлений нефтяного сектора.
Изменения и дополнения, внесенные в 2007 году в Бюджетный кодекс и Концепцию формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, позволили четко разграничить нефтяные и ненефтяные доходы.
Поступления, направляемые в Национальный фонд дополнены платежами недропользователей, осуществляющих деятельность по контракту о разделе продукции и другими поступлениями от нефтяных операций и реализации сырой нефти и газового конденсата, в том числе поступлениями за нарушения условий нефтяных контрактов, которые ранее поступали в доходную часть бюджета.
Рост расходов государственного бюджета требует принятия мер по повышению их результативности и эффективности. Совершенствование бюджетного процесса, проводимое на протяжении 2000-2006 годов (
Бюджетный кодекс
, паспорта бюджетных программ, оценка эффективности и др.) с одном стороны упорядочило бюджетную систему, с другой привело к ограниченной ответственности государственных органов и отсутствию гибкости управлении ими государственными финансами. Существующие правила, нормы и нормативы выполняются с затруднениями или формально, что приводит к снижению реальной результативности использования бюджетных средств.
Необходимость в детальной регламентации бюджетного процесса была целесообразна в период больших структурных преобразований, сопровождающихся нехваткой бюджетных средств, когда управление финансами страны характеризовалось растущей кредиторской задолженностью и как следствие государственными обязательствами необеспеченными финансовыми источниками. Без урегулирования данных проблем невозможна была стабилизация и дальнейший рост экономики.
Сформированные к 2006 году процедуры позволили достичь определенного уровня прозрачности, подотчетности формирования и исполнения бюджета, а также оперативности и достоверности бюджетной отчетности. Однако существующая система контроля целевого использования бюджетных средств больше призвана обеспечить расходование бюджета в соответствии с потребностями в ресурсах, что выражается в обеспечении максимально точного соответствия между утвержденными показателями и фактическими кассовыми расходами.
Вместе с тем, данный подход не позволяет в полной мере проследить степень достижения целей государственной политики проводимой при формировании и исполнении бюджета и не гарантирует эффективного и результативного использования имеющихся ресурсов.
При этом наблюдается формальность выполнения действительно важных норм, касающихся ответственности администраторов за результаты своей деятельности, больше направленной на решение внутренних задач отдельно взятого государственного органа, а не на решение задач страны и общества в целом.
Такой подход предопределил "мягкость бюджетных ограничений" которая выражается в заинтересованности в формировании и coxpaнении контроля над финансовыми потоками вместо обеспечения результативности использования бюджетных средств.
Нa устранение данных системных недостатков направлены мероприятия проводимой административной реформы, заключающихся в создании эффективной системы государственного управления бюджетными ресурсами, устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых, общественно значимых результатов. Бюджетная система будет не формально, а фактически единой, с точки зрения выполнения нормативно установленных принципов и правил.
Данную задачу планируется достичь, во-первых, путем предоставления большей независимости администраторам в распределении и использовании финансовых ресурсов, выделенных из бюджета под определенные результаты, и, во-вторых, путем усиления персональной ответственности государственных органов за достижение данных результатов.
Планирование и исполнение бюджета будет сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования бюджетных средств, на основании которой будут приниматься решения об изменении бюджетной политики, а государственные органы - нести ответственность за качественное исполнение своих функций.
Меры по совершенствованию процедур планирования и исполнения бюджета основываются на следующих принципах:
гармонизации со стратегическими, среднесрочными целями, задачами социально-экономического развития республики и устойчивого роста конкурентоспособности экономики;
достижения конечных результатов и целевых индикаторов, соответствующих индикаторам стратегических, среднесрочных задач социально-экономического развития республики и устойчивого роста конкурентоспособности экономики;
корпоративного управления;
достижения объективности формирования текущих и капитальных расходов государственных органов и организаций;
интеграции процедур по разработке и исполнению бюджета;
исключения дублирующих действий в процедурах исполнения бюджета внутри государственного органа, между ними;
повышения производительности труда на этапах планирования и исполнения бюджета с оптимальным использованием информационных систем.
Бюджетирование, ориентированное на результат - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств.
Данный метод дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
Реформирование бюджетного процесса создает предпосылки введения принципов финансового менеджмента, т.е. расширение полномочий администраторов бюджетных программ по адаптации выполняемых функций к реальным возможностям, позволяющим судить о деятельности государственного органа по эффективности администрируемых программ.
С 2009 года будет осуществлен переход на трехлетнее бюджетное планирование. Разработка проекта республиканского бюджета на 2009-2011 годы будет основана на имеющемся опыте в среднесрочном прогнозировании развития экономики, доходов и расходов бюджета, и будет проводиться с применением усовершенствованных подходов бюджетному процессу.
результат
Рис. 2. Структура реформирования бюджетного процесса
Бюджетный процесс приобретает большую стабильность и преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и доходов. Бюджет формируется на "скользящей основе", при этом прошлогодний прогноз смещается на один год вперед.
В соответствии с изменениями в политической системе страны и подходов в государственном планировании (переходом на планирование бюджета, ориентированного на результат), проведенным анализом действующей системы планирования и реализации инвестиционных проектов в соответствии с предложениями Всемирного Банка по инвестиционным проектам, а также нормами Бюджетного кодекса будут усовершенствованы и подходы к планированию и реализации бюджетных инвестиций. В целом будут пересмотрены принципы и механизм отбора и мониторинга инвестиционных проектов.
Необходимость реализации мероприятий, носящих инвестиционный характер, будет рассматриваться в рамках разрабатываемых стратегических документов, государственных программ.
Проблемы удорожания инвестиционных проектов будут выявляться своевременно на этапе проведения экономической экспертизы, что обеспечит возможность сокращения неэффективного расходования бюджетных средств на реализацию проектов.
Политика доходов в 2008-2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.
Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью.
С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.
Учитывая положительный опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи.
В 2007 году ставка налога на добавленную стоимость снижена до 14 процентов. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.
С 2007 года введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых низких в мире.
При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.
В целях создания условий для высокотехнологичных и экспортоориентированных производств в Казахстане созданы 3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.
Основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы будут ориентированы на решение задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего полное выполнение государственных функции, которые заключаются в следующем:
дальнейшее снижение ставки НДС;
оптимизация льгот с учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном секторе экономики;
ликвидация льгот по пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса основной роли в формировании доходов бюджета с предпринимательства на население.
Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге (снижение ставки с 14 % до 13 %), по социальному налогу - 115,0 млрд. тенге (снижение ставки в среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары - 17,7 млрд. тенге (из-за унификации пошлин).
В целом потери составят 6,5 % от общего объема доходов государственного бюджета.
Таким образом, снижение ставок налогов приводит к относительному снижению темпов поступлений этих налогов в прогнозируемом периоде.
таблица 3
на 2008-2010 годы, в % к ВВП
Наименование
|
2008
год
|
2009
год
|
2010
год
|
Ненефтяные доходы
|
18,9
|
19,0
|
19,5
|
Налоговые поступления
|
18,3
|
18,5
|
19,0
|
Неналоговые поступления
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
Поступления от продажи
основного капитала
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
В последующие годы прогнозируется дальнейший рост темпа поступлений указанных налогом, т.к. предполагается, что будет получен ожидаемый эффект от снижения налоговой нагрузки.
Начиная с 2009 года будут реформированы специальные налоговые режимы - сужение сферы применения разовых талонов, исключение патентов, а по упрощенной декларации будут осуществлять деятельность только индивидуальные предприниматели - физические лица. Крупные сельскохозяйственные товаропроизводители будут выведены из специальных налоговых режимов.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, а также прогнозными показателями среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, действия Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года N 1641, на среднесрочную перспективу определены доходы государственного бюджета на 2008-2010 годы.
См. бумажный вариант
Рис. 3. Прогнозируемая динамика ненефтяных доходов, в % к ВВП
С переходом с 1 июля 2006 года на новую систему функционирования Национального фонда Республики Казахстан, предусматривающую зачисление прямых налогов от предприятий в Национальный фонд, в целях исключения зависимости экономики от нефтяного сектора, государственный бюджет формируется за счет ненефтяных доходов.
Прогноз доходов нефтяного сектора на 2008-2010 годы определен исходя из условий Концепции формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, с учетом внесенных в бюджетное законодательство изменений, направленных на осуществление четкого разграничения нефтяных и ненефтяных доходов.
См. бумажный вариант
Рис. 4. Динамика активов Национального фонда Республики Казахстан, в % к ВВП
В 2008 году поступления в Национальный фонд (за исключением инвестиционного дохода) прогнозируется на уровне 7,4 % к ВВП, в 2009 году - 7,2 % к ВВП и в 2010 году - 6,8 % к ВВП.
Снижение связано с прогнозированием мировой цены на нефть на стабильном уровне - соответственно 60 долларов за баррель. Прогнозируемые темпы роста ВВП превышают темпы роста доходов нефтяного сектора, несмотря на прогноз их увеличения в абсолютном выражении, что также оказывает влияние на размер доли в ВВП.
таблица 4
в Национальный фонд, в % к ВВП
Наименование
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
Корпоративный
подоходный налог
|
4,8
|
4,6
|
4,2
|
Роялти
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
Другие налоги
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
Итого:
|
7,4
|
7,2
|
6,8
|
Проводимая в среднесрочном периоде политика расходов будет направлена на обеспечение полного выполнения государственных обязательств, в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами социально-экономической политики, в прямой зависимости от планируемых результатов и с усилением социальной и инвестиционной составляющей бюджетов за счет улучшения качества отраслевого планирования и сокращения непродуктивных расходов.
Политика расходов будет отвечать принципам сбалансированности и сдерживания уровня текущих расходов в пределах, не превышающих темпов роста экономики.
В структуре расходов государственного бюджета на 2008-2010 годы приоритетными направлениями являются:
расходы, обеспечивающие рост человеческого капитала
- образование, здравоохранение, социальная защита населения, развитие культурного потенциала республики, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, обеспечение населения качественным водоснабжением, дальнейшее развитие жилищной политики;
расходы, стимулирующие дальнейшую диверсификацию экономики
- развитие инфраструктуры, аграрного и индустриального секторов, инноваций.
Государственная политика в сфере здравоохранения и механизмы финансирования здравоохранения будут направлены на повышение уровня управления данной системой с адекватным финансовым обеспечением, и позволят достигнуть высоких результатов по охране здоровья населения Казахстана. Бюджетная составляющая будет строиться на реализации следующих программных документов:
Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438;
Программы развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2007 года N 102;
Программы по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2006-2010 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года N 1216;
Комплексной программы "Здоровый образ жизни", утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 30 июня 1999 года N 905 и др.
На обеспечение высокого качества медицинских услуг направлены следующие мероприятия, предполагаемые к реализации или реализуемые за счет государственных средств:
создание медицинского кластера в г. Астане с привлечением ведущих иностранных компаний для управления медицинскими центрами, входящими в структуру кластера;
строительство объектов здравоохранения (многопрофильных больниц и поликлиник, врачебных амбулаторий на селе) в регионах Казахстана в соответствии с методикой определения потребности и реструктуризации больничного сектора, с использованием механизма государственно-частного партнерства (в том числе в рамках проекта "100 школ, 100 больниц");
аккредитация организаций здравоохранения для последующей их автоматизации и поэтапного перевода в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения;
формирование электронной медицинской картотеки пациентов в рамках внедрения "Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан";
приведение номенклатуры существующей сети организаций первичной медико-санитарной помощи в соответствие с государственным нормативом.
Важным моментом в среднесрочном периоде становится модернизация системы здравоохранения в части приведения административных функций к стандартам, обеспечивающим высокий уровень медицинских услуг. Документом, полностью охватывающим систему здравоохранения и отражающим новые подходы в управлении качеством медицинских услуг, станет разрабатываемый Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения".
Кроме того, будет проведен ряд административных мероприятий:
внедрены международные подходы по сохранению жизни и здоровья матери и ребенка с целью реализации мер по снижению материнской и младенческой смертности, в том числе продолжится работа по внедрению Стратегии интегрированного ведения болезней детского возраста, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
усилены меры по защите населения от туберкулеза, в том числе путем реализации информационной компьютерной программы "Национальный регистр слежения за больными туберкулезом";
меры но усовершенствованию служб крови для снижения заболеваемости ВИЧ/СПИД и обеспечения безопасности, качества и доступности трансфузионной помощи;
выработаны меры по стимулированию развития частной медицины и добровольного медицинского страхования;
в целях дальнейшей стандартизации процедур, используемых в отрасли здравоохранения, продолжится работа по созданию и внедрению свыше 450 протоколов диагностики и лечения заболеваний;
внедрение новой модели амбулаторного лекарственного обеспечения, необходимой для системного решения существующих проблем в данной сфере.
Бюджетная политика в сфере образования, строящаяся на том, что более образованное население связано с более высокими темпами экономического роста и сильной системой управления в данной области, будет реализовываться в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459.
Основной упор в среднесрочном периоде будет сделан на обеспечение экономики высокопрофессиональными специалистами технической направленности, путем проведения следующих мероприятий:
принятие Государственной программы развития технического профессионального образования в Республике Казахстан, которая позволит гармонизировать образовательные программы технического и профессионального образования с программами высшего образования;
создание межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда в обрабатывающей отрасли и машиностроении;
выработка мер по привлечению работодателей и инвесторов к созданию и укреплению учебно-производственной базы учебных заведений профессионального образования, развитию государственно-частного партнерства в подготовке востребованных в приоритетных отраслях кадров;
изменение структуры государственного заказа с акцентом на технические специальности.
Кроме того, в сфере высшего образования будет продолжена работа по трансформации высшего и послевузовского профессионального образования в трехступенчатую модель: бакалавриат - магистратура - докторантура, внедрению новых принципов формирования государственного образовательного заказа с обязательным внедрением дифференциации государственных образовательных грантов в зависимости от специальности и статуса вуза.
С 2008 года будет проведена работа по международной аккредитации отдельных образовательных программ высших учебных заведений.
В вузы республики будут привлекаться зарубежные преподаватели и консультанты, а одаренные граждане Казахстана и в дальнейшем смогут обучаться в лучших вузах мира в рамках международной стипендии Республики Казахстан "Болашак".
В системе дошкольного образования будут приняты меры по увеличению охвата дошкольным и предшкольным обучением. В 2009 году охват детей дошкольными организациями составит не менее 30 %, предшкольной подготовкой - не менее 80 %. Достижению данных показателей будет способствовать активная позиция государства в строительстве детских дошкольных учреждений.
В системе среднего общего образования с 2008 года будет осуществлен поэтапный переход на 12-летнее среднее общее образование, в связи с чем продолжится работа по переподготовке педагогов.
Решению проблемы трехсменного обучения будет способствовать развитие сети организаций среднего общего образования, реконструкция аварийных зданий школ и строительство школ на основе государственно-частного партнерства и за счет средств бюджета (в том числе в рамках проекта "100 школ, 100 больниц"). В целом в среднесрочном периоде планируется завершить строительство 156 объектов образования.
Большое внимание будет уделено повышению качества образовательных услуг путем внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе многофункциональной системы "Мультисервисная информационно-коммуникационная образовательная сеть", продолжится разработка и внедрение в учебный процесс отечественных учебников (печатных и электронных), будут привлекаться зарубежные преподаватели английского языка.
Основной целью бюджетной политики в социальной сфере будет являться закрепление итогов реализации Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года N 1241, а именно по созданию трехуровневой системы социального обеспечения, приближению системы государственных социальных стандартов к международным, развитию социального страхования основных социальных рисков.
Одной из задач в социальной сфере является расширение охвата населения накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием.
Система пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов будет совершенствоваться путем разработки механизма гарантий государства по сохранению пенсионных накоплений и их достаточности при наступлении старости и других мероприятий.
Размеры пенсионных выплат будут повышаться, и в течение двух среднесрочных периодов данный рост составит более 2,5 раза по сравнению с 2007 годом, при этом ограничение учитываемое для исчисления пенсий с 2008 года поднято с 15-кратного до 25-кратного МРП.
В целях дальнейшего развития системы социальной поддержки социально-уязвимых слоев населения будут проведены следующие мероприятия:
введение дополнительных пособий лицам, выработавшим на 1 января 1998 года стаж во вредных и тяжелых условиях труда;
увеличение пособия в связи с рождением ребенка;
пособие но уходу за ребенком по достижению им одного года в течение двух среднесрочных периодов будет повышено более чем в 2,5 раза;
введение обязательного социального страхования беременности, родов и материнства для работающих женщин с продолжением отчислений обязательных пенсионных взносов из социальных выплат, осуществляемых Государственным фондом социального страхования, в период временной нетрудоспособности, связанной с беременностью и родами и отпуске по уходу за ребенком до одного года.
С целью повышения социальной ответственности бизнеса возрастет роль социального диалога и будет использован договорный потенциал для осуществления работодателями добровольных, профессиональных отчислении в пользу работников, занятых во вредных производствах.
Кроме того, будет усилена адресность оказания социальной помощи и качество оказания социальных услуг инвалидам.
Усовершенствованное в 2007 году трудовое законодательство позволит усилить мотивацию к производительному труду в легальном секторе и создаст условия для установления зависимости роста заработной платы от роста производительности труда. Будет продолжена работа по усилению контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства.
В реализацию положений нового
Трудового кодекса
будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда, введены пособия на оздоровление при уходе в трудовой отпуск работникам государственных учреждений, не являющимся государственными служащими, и казенных предприятий.
Минимальный размер заработной платы будет устанавливаться в соответствии с поэтапным приближением государственных социальных стандартов к международным, обеспечивая простое воспроизводство рабочей силы.
Система оплаты труда работников бюджетной сферы также будет совершенствоваться с поэтапным увеличением размера заработной платы.
В развитии человеческого капитала немаловажную роль играет духовное развитие, создание условий для организации досуга и творчества людей, а также обеспечение доступа к культурному наследию страны.
В 2008-2010 годах расходы государственного бюджета будут направлены на формирование современной развитой системы культуры, обеспечение роста культурного и духовного потенциала нации, укрепление роли государственного языка, повышение конкурентоспособности информационного пространства, сохранение общественно-политической стабильности.
Продолжится реализация Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 года N 550, в рамках которой будут приняты меры по повышению эффективности обучения государственному языку с использованием дифференцированных инновационно-технологических методик, расширению сферы применения государственного языка, совершенствованию законодательства о языках, что позволит достигнуть к 2009 году 100 %-го охвата обучения государственному языку государственных служащих, не владеющих государственным языком, а также обеспечит функционирование 16 региональных центров обучения государственному языку. Также будут приняты меры по дальнейшему развитию русского и английского языков.
В целях дальнейшего развития казахстанской культуры и искусства, сохранение историко-культурного наследия будет продолжена реализация Государственной программы "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма", утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 27 февраля 1998 года N 3859 и Программы "Возрождение древнего Отрара" на 2005-2009 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2004 года N 1009.
В рамках реализации данных программ будет продолжена работа по сохранению и эффективному использованию историко-культурного наследия страны, в том числе по совершенствованию соответствующей законодательной базы.
В целях совершенствования государственно-конфессиональных отношений будут осуществлены меры по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствованию государственно-конфессиональных отношений.
Повысить эффективность мер Правительства в сфере культуры позволит дальнейшее укрепление механизма партнерства государства и неправительственных организации, а также продолжение реализации государственного социального заказа, с поэтапным увеличением его объемов.
В целях дальнейшего совершенствования государственной информационной политики, а также повышения конкурентоспособности информационного пространства разрабатывается Программа по развитию цифрового телерадиовещания. Основной целью данной программы будет обеспечение роста качества предоставляемых государственными средствами массовой информации услуг.
Основное место в структуре расходов на охрану окружающей среды будут составлять средства, направляемые на реализацию государственной политики в области экологической безопасности населения и экологических систем Республики Казахстан в следующих основных направлениях:
улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества;
обеспечение экологической безопасности, формирование теоретических и технологических основ стабилизации качества окружающей среды, уменьшения возрастающего антропогенного воздействия на природную среду;
приостановление и предотвращение процесса опустынивания и деградации земель;
создание институциональных основ развития государственного управления охраной окружающей среды, в том числе совершенствование автоматизированного мониторинга экологического состояния в отдельных регионах и республике в целом посредством разработки и внедрения Единой информационной системы охраны окружающей среды;
создание условий для рациональной территориальной организации развития экономического потенциала страны.
Будут разработаны комплекс мер по внедрению системы "Зеленая нефть" и Программы по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию особо охраняемых природных территорий до 2010 года.
Планируются к проработке вопросы ратификации Республикой Казахстан Картахенского протокола по биобезопасности Конвенции ООН по биоразнообразию и
Киотского протокола
к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
В 2008-2010 годах основное место в структуре расходов на обеспечение сохранения и устойчивое развитие лесного фонда, животного мира и особо охраняемых природных территорий будут занимать затраты по созданию условий для повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, рационального и не истощаемого использования лесных ресурсов, их охране, защите и воспроизводству, внедрению новых технологий в лесное хозяйство, охране, обеспечению функционирования и развитию объектов государственного природно-заповедного и лесного фонда, разработке и внедрению научных методов сохранения природных комплексов, сохранению популяций редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков в состоянии естественной свободы для достижения их промысловой численности и биологически обоснованного увеличения ежегодного прироста.
Объемы и состав бюджетных ассигнований на развитие водного хозяйства Республики Казахстан будут определяться на основе целей государственной политики по сокращению дефицита водных ресурсов, повышению уровня водоснабжения и устойчивому обеспечению населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, что позволит рационально и эффективно использовать ограниченные водные ресурсы страны.
Дальнейшее обеспечение населения качественной питьевой водой и сокращение дефицита водных ресурсов будет осуществляться в соответствии с
Концепцией
развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года, отраслевой программой "Питьевые воды" на 2002-2010 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93 и Государственной программой развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149.
В 2008-2010 годах дополнительные средства бюджета будут направлены на развитие объектов охраны подземных вод и очистки промышленных стоков и увеличение уставных капиталов республиканских государственных предприятий, эксплуатирующих водохозяйственные объекты в городах Казахстана.
В 2008 году средства будут направлены на приобретение оборудования для обнаружения утечек из водопроводных сетей и контроля качества воды для лабораторий горводоканалов и контрольно-надзорных служб, заключение контрактов на осуществление услуг по мониторингу и детальному проектированию с целью повышения уровня жизни и улучшения здоровья населения городов Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, и населенных пунктов, расположенных вдоль реки Иртыш, путем предотвращения поступления токсичных веществ в реку Иртыш и подземные воды, восстановления окружающей среды и улучшения экологии региона.
Республиканские государственные предприятия, эксплуатирующие водохозяйственные объекты за счет средств бюджета поэтапно будут оснащаться строительной, мелиоративной техникой и технологическим оборудованием, что обеспечит бесперебойную подачу воды путем решения производственных задач, финансового оздоровления, повышения производительности и улучшение условий труда.
Обеспечение доступности жилья и развитие рынка недвижимости также является одной из основных задач последовательной политики Правительства, реализация которой будет осуществляться в рамках
Государственной программы
жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы, имеющей социальную направленность (в первую очередь обеспечение жильем малообеспеченных граждан) и в которой учтены недостатки госпрограммы, действующей в 2005-2007 годах.
Комплексное решение проблем развития жилищного строительства будет обеспечено за счет развития эффективных механизмов финансирования, в том числе через ипотечное кредитование и систему жилищных строительных сбережений. Будет продолжено строительство жилья местными исполнительными органами за счет кредитов из республиканского бюджета, а также приняты меры по созданию условий по развитию индустриального жилищного строительства, арендного сектора жилья, инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки, повышению качества строительства жилья.
В целом расходы государственного бюджета на развитие человеческого капитала составляют не менее 61 % от общего объема расходов, что подтверждает политику Правительства, ориентированную на использование своего главного преимущества при решении проблем экономики - задействования человеческого потенциала страны, что позволит достичь максимального роста национальной экономики и превысить его в будущем.
См. бумажный вариант
Рис. 5. Доля расходов по различным направлениям в общем объеме расходов на развитие человеческого капитала
Задача диверсификации национальной экономики, предполагающая уход от доминирования одного или нескольких секторов и создание, новых конкурентных секторов экономики остается актуальной на планируемый среднесрочный период и требует принятия серьезных шагов и целенаправленных усилий по дальнейшему стимулированию данного процесса, обеспечивающих ускоренное развитие экономики.
В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, представляющей совокупность политических, экономических и организационно-правовых мер, принципов, приоритетов экономической политики, будут проводиться мероприятия, основанные на эффективном использовании имеющихся ресурсных возможностей государства, призванных обеспечит проведение качественных изменений в структуре экономики в сторону постиндустриализации и поступательного инновационного развития.
В 2007 году в Стратегию индустриально-инновационного развития будут внесены изменения и дополнения, направленные на ее усиление в части:
развития государственно-частного партнерства путем определения и конкретизации роли инструментов государственного влияния на данный процесс с учетом развития АО "Фонд устойчивого развития "Қазына", АО "Государственный холдинг по управлению государственными активами "Самрук", АО "КазАгро", АО "Самгау", создания социально-предпринимательских корпораций;
развития корпоративных лидеров в приоритетных отраслях экономики, деятельность которых будет направлена на создание конкурентоспособных и ресурсосберегающих производств национальных товаров и услуг, имеющих значительную добавленную стоимость и мультипликативный эффект для экономики страны;
стимулирования привлечения инвестиций в обрабатывающую промышленность и сферу услуг и реализации "прорывных" макропроектов, способствующих диверсификации экономики и способных к 2015 году обеспечить вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран мира.
Для финансирования мероприятий Стратегии будут задействованы не только средства бюджета, но и финансовые ресурсы институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, социально-предпринимательских корпораций, а также помощь международных организаций и стран-доноров для реализации наиболее приоритетных и эффективных проектов, направленных на создание новых технологичных и наукоемких производств, развитие инфраструктуры.
В рамках задач по реализации "прорывных проектов" и в целях стимулирования инвестиционной активности в несырьевых отраслях экономики создан Казахстанско-китайский инвестиционный фонд в рамках проекта Фонда фондов. Осуществляется дальнейшее развитие Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос".
Среди приоритетов бюджетных инвестиций будут оставаться отрасли, которые создают интеллектуальную и инфраструктурную основу для социально-экономического развития страны. Наибольшее значение здесь имеет развитие необходимой базовой инфраструктуры, наличие которой является важным условием становления не только корпоративных лидеров, но и усиления деловой и инвестиционной активности в целом.
В рамках республиканского бюджета будет продолжено финансирование мероприятий по поддержке, обновлению и расширению транспортной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры водного транспорта и развитие сферы авиационных перевозок.
За счет данных мероприятий будет обеспечен баланс строительных и ремонтных работ автодорог республиканского значения, капитальный ремонт автодорог местного значения с обязательным осуществлением контроля за качеством выполняемых работ.
Для обеспечения безопасности судоходства и дальнейшего роста объема грузоперевозок речным транспортом будет проведен комплекс путевых работ, а также выставление (снятие) и обслуживание знаков навигационного оборудования на участках водных путей, работы по дноуглублению, выправительные, дноочистительные и тральные работы, содержание, текущий ремонт и обеспечение безаварийной работы Усть-Каменогорского, Бухтарминского и Шульбинского шлюзов, проведение русловых проектно-изыскательных работ на участках реки Иртыш, Черный Иртыш и Урал, ремонт флота, обновление и модернизация государственного технического речного флота.
Для осуществления системного мониторинга, анализа и оценки отраслей экономики, а также сравнительного анализа конкурентных отраслей других стран и транснациональных корпораций за счет средств республиканского бюджета будут приобретены коды доступа к онлайновому информационному ресурсу международной деловой информации, включающему статистику и обзоры рынка основных товаров, рейтингов компаний ведущих стран и отраслей. Данная информация о мировом рынке должна стать одним из ключевых источников при разработке стратегических, программных документов по вопросам модернизации казахстанской экономики страны и подготовке аналитических отчетов.
Скорейшему и широкому внедрению международных технических стандартов, содействующих поддержанию и управлению ростом экономики, будут способствовать следующие мероприятия:
1) по анализу и систематизации существующих стандартов;
2) по разработке:
стандартов в железнодорожной отрасли, в области автомобильных дорог и транспорта;
каталогов и классификатора угольной отрасли;
эталонов в области промышленности;
научно-технической документации в области электроэнергетики при эксплуатации, ремонте, монтаже и наладке энергооборудования и по вопросам надежности и безопасности эксплуатации установок электроэнергии;
нормативов энергопотребления;
3) по проведению:
подготовительных работ для оценки национального органа по аккредитации в соответствии с требованиями IAF и ILAC, в том числе привлечение международных экспертов;
аккредитации испытательных и поверочных лабораторий международными экспертами;
мероприятий по повышению квалификации специалистов в области аккредитации на международном уровне.
Государственная политика в аграрном секторе будет направлена на устойчивое развитие агропромышленного комплекса на 2008-2010 годы и совершенствование механизмов государственной поддержки сельского хозяйства.
Расходы государственного бюджета в области развития агропромышленного комплекса на 2008-2010 годы будут определяться с учетом необходимости обеспечения адекватных условий сельского хозяйства при вступлении Республики Казахстан в ВТО на основе:
Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы, одобренной решением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года и Плана мероприятий по ее реализации, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2005 года N 654;
Концепции развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2007-2015 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2006 года N 963.
Приоритетными направлениями расходов в области развития агропромышленного комплекса в 2008-2010 годах будут являться:
обеспечение продовольственной безопасности Республики Казахстан;
обеспечение благоприятной эпизоотической и фитосанитарной обстановки;
поддержка развития сельского хозяйства путем субсидирования.
Для обеспечения продовольственной безопасности, мобилизационных нужд республики, стабильности зернового рынка Казахстана создан государственный резерв продовольственного зерна в объеме 500 тыс. тонн. При этом, минимальный резерв должен гарантировать обеспечение населения зерном и продуктами его переработки.
В целях обновления государственного резерва продовольственного зерна и поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей ежегодно производится государственный закуп зерна в пределах 450-500 тыс. тонн. Объемы и цены закупа зерна устанавливаются соответствующим постановлением Правительства Республики Казахстан.
В 2008-2010 годах увеличение расходов, связанных с обеспечением ветеринарного и фитосанитарного благополучия страны, будет обеспечиваться в объемах, соответствующих международным стандартам и требованиям Международного эпизоотического бюро. В результате чего будут проведены работы по гармонизации национального законодательства в области ветеринарии в соответствии с требованиями Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам ВТО; приведение зданий и ветеринарных лабораторий Республики Казахстан в преддверии вступления Казахстана в ВТО в соответствие с международными стандартами; достижение 100 %-ного охвата всего поголовья животных диагностическими исследованиями два раза в год.
Реализация выше указанных мероприятий позволит обеспечить недопущение экономического ущерба от возникновения особо опасных инфекционных болезней животных и предотвращение ухудшения эпидемиологической ситуации в регионах республики, производство безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животноводства.
Будет продолжена государственная поддержка путем субсидирования в сельском хозяйстве с учетом предстоящего вступления республики в ВТО. При этом, субсидирование сельского хозяйства будет производиться с учетом результатов переговорного процесса вступления Казахстана в ВТО.
В рамках расширения экспортного потенциала республики предусматривается увеличение уставного капитала АО "Национальный холдинг "КазАгро" на реализацию конкретных "прорывных" проектов, в том числе на: строительство выставочно-ярмарочного комплекса, финансирование создания крупно-товарных животноводческих ферм, строительство и оснащение зерновых терминалов в портах Поти (Грузия) и Амирабад (Иран) и другие проекты в целях продвижения казахстанских товаров на экспортные рынки.
В 2008-2010 годах продолжится реализация мер по охране и воспроизводству рыбных ресурсов путем повышения конкурентоспособности отрасли на основе устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса за счет сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биоресурсов естественных водоемов, создания условий развития товарного рыбоводства.
Объемы расходов на развитие рыбного хозяйства будут определяться исходя из формирования единой государственной политики в области устойчивого развития рыбного хозяйства Казахстана, сохранения и модернизации рыбной отрасли экономики, а также оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом, что в целом будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы управления рыбным хозяйством и созданию конкурентоспособной и качественной отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Расходы государственного бюджета в сфере туризма и спорта будут направлены на создание конкурентоспособной туристской индустрии и эффективной системы физической культуры и спорта для укрепления здоровья населения и развития спорта высших достижений.
В рамках дальнейшей реализации Государственной программы развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года N 231, будут проведены мероприятия по формированию привлекательного туристского имиджа страны, упрощению визовых и регистрационных процедур, приведению туристских услуг в соответствие с международными стандартами качества, в том числе:
развитие туристских кластеров в регионах Казахстана;
создание туристских центров с развитой инфраструктурой туризма и объектами развлечений на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинско-Боровской курортной зоне;
развитие туризма по Шелковому пути, а также создание условий для развития пляжного и круизного туризма на Каспии.
За счет проведенных мероприятий будет обеспечен рост потока туристов по внутреннему и въездному туризму в 2009 году по сравнению с 2007 годом в среднем на 25 %, с продолжением роста в последующие годы, а также обеспечена занятость населения в сфере туризма до 499,4 тыс. человек.
В рамках дальнейшей реализации государственной программы развития физической культуры и спорта на 2007-2011 годы в первую очередь получит развитие спорт высших достижений и массовый спорт для формирования здорового образа жизни населения, в том числе:
реконструкция и строительство спортивных объектов для проведения зимних Азиатских Игр 2011 года в городе Алматы;
создание научно-методической базы спорта высших достижений;
строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в районных центрах, городах республиканского и областного значения.
Учитывая, что политика расходов смещается в сторону программ, направленных на развитие, акцент делается не на количество, а на качество, которое будет обеспечено за счет соблюдения положений бюджетного законодательства и обеспечения эффективности использования государственных инвестиций.
Помимо приоритетных направлений, политика расходов на среднесрочный период направлена также и на обеспечение функций, обязательства по которым государство несет всегда, вне зависимости от приоритетов экономической и бюджетной политики - оборона, правовая, судебная, правоохранительная, финансовая, внешнеполитическая деятельность страны и организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основой планирования расходов на нужды обороны является Военная доктрина Республики Казахстан, утвержденная
Указом
Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года N 299, согласно которой объем расходов на оборону предусматривается в размере не менее 1 % ВВП, определены военно-политические, стратегические, экономические и технические основы обеспечения безопасности и международное военное сотрудничество Республики Казахстан.
В расходах на планируемый среднесрочный период предусмотрено усиление социальной защищенности военнослужащих, которое предполагает:
увеличение окладов за воинские звания, окладов военнослужащих по контракту на должностях солдат и сержантов;
увеличение надбавок за особые условия службы и классную квалификацию военнослужащим, проходящим военную службу на должностях летного, летно-подъемного, инженерно-технического состава и военнослужащим по контракту на должностях солдат и сержантов сухопутных войск;
возмещение 50 % от стоимости обучения в высших учебных заведениях страны для военнослужащих по контракту, прослуживших не менее 8 лет;
увеличение стоимости общевойскового пайка.
В целях совершенствования судебной системы и реализации проекта "Ювенальная юстиция в Казахстане", направленного на улучшение качества предварительного расследования, соблюдение прав несовершеннолетнего в уголовном процессе, предусмотрены расходы на создание экспериментальных (ювенальных) судов по делам несовершеннолетних.
Одной из задач проекта "Ювенальная юстиция в Казахстане" является уменьшение количества возбуждаемых уголовных дел на несовершеннолетних, а при их возбуждении - изыскание возможности не направлять дело в суд путем широкого применения институтов воспитательного характера.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций будет разработана Государственная программа предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2007-2015 годы, в рамках которой будет производиться дальнейшее совершенствование и повышение эффективности системы защиты населения, объектов и окружающей среды Республики Казахстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, современных средств поражения и последствий террористических актов, развитие сил и средств для их предупреждения и ликвидации.
В целях повышения эффективности работы уголовно-исполнительной системы будет продолжена реализация Программы дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2007-2009 годы, в рамках которой будет совершенствоваться организация управления и улучшены условия содержания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы, повысится эффективность мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества, а также созданы условия для социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
С целью создания условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, последовательного сокращения распространения наркотиков будет продолжена дальнейшая реализация Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы, утвержденная
Указом
Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1678.
С 2005 года увеличивается инвестиционная составляющая государственного бюджета, что отражается в изменении доли расходов государственного бюджета на программы развития. В среднесрочном периоде данная тенденция будет продолжена, и доля бюджета развития будет находиться в пределах 34,7 - 36 % от общего объема расходов.
См. бумажный вариант
Рис. 6. Изменение доли текущих и инвестиционных расходов в общем объеме расходов государственного бюджета
Формирование бюджетной инвестиционной политики и 2008-2010 годах будет осуществляться в рамках Среднесрочного плана и в соответствии с Перечнем приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ), утвержденном на среднесрочный период.
Одним из инструментов государственного влияния на развитие стратегических отраслей экономики является приобретение финансовых активов - приобретение в собственность долей участия и пакетов акций юридических лиц.
В среднесрочной перспективе государственная политика в области управления государственными активами будет направлена на регулирование развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем восстановления и усиления системы контроля за целевым и эффективным использованием государственной собственности, осуществления оптимизации структуры государственной собственности.
Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны государства над стратегическими отраслями экономики, направленного на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное их развитие.
В 2007-2008 годах увеличение уставных капиталов государственных холдингов и компаний направлено на формирование их финансовой базы для дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.
Увеличение уставного капитала АО "Национальный холдинг "КазАгро" направлено на реализацию ряда проектов по:
созданию откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;
строительству заводов по производству биодизеля и биоэтанола;
строительству оптового рынка сельскохозяйственной продукции в г. Астане и др.
За счет увеличения уставного капитала АО "Национальный научно-технологический холдинг "Самгау":
будет увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением комплексной экспертизы;
дополнительные средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг государственных органов в рамках Государственной программы формирования "электронного правительства".
Доля расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году - 20,3 %, в 2009 году - 19,2 %, в 2010 году - 18 %.
См. бумажный вариант
Рис. 7. Изменение доли расходов по категориям в общем объеме расходов республиканского бюджета
Исходя из утвержденных
Законом
Республики Казахстан "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007-2009 годы" размеров гарантированного трансферта на 2008-2009 годы, макроэкономического прогноза и прогноза государственных расходов по программам развития, определен прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.
В долгосрочной перспективе будет продолжена политика достижения размера гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального фонда, что в большей степени будет отвечать стремлению к росту экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.
См. бумажный вариант
Рис. 8. Ненефтяные доходы государственного бюджета в 2005-2007 годах и прогноз на 2008-2010 годы, в % к ВВП
Прогноз ожидаемого инвестиционного дохода от управления активами Национального фонда составит в среднем 3,4 % в год от общей суммы накоплений на конец соответствующего периода.
См. бумажный вариант
Рис. 9. Динамика ненефтяного дефицита государственного бюджета, в % к ВВП
Политика расходов напрямую связана с необходимостью сокращения ненефтяного дефицита бюджета, который является одним из инструментов влияния на макроэкономическую стабильность страны, предполагающего проведение ограничительной фискальной политики при которой рост расходов бюджета увязан с реальным ростом экономики. Данные меры в условиях необходимости наращивания объема государственных расходов, в основном по социальным направлениям, призваны облегчить инфляционное давление и защитить экономику от возможных колебаний.
Проводимая фискальная политика и подходы к формированию и использованию средств Национального фонда Республики Казахстан, действующие с 2006 года, привели к значительному сокращению ненефтяного дефицита в 2006 году по сравнению с 2005 на 182,6 млрд. тенге.
В связи с чем, дальнейшее снижение ненефтяного дефицита, в условиях увеличения инвестиционной составляющей бюджета, возможно только за счет пересмотра и оптимизации текущих расходов, не оказывающих продуктивного влияния на экономику, что будет учтено в проектах бюджетов.
В 2008-2010 годах темпы роста государственных расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.
См. бумажный вариант
Рис. 10. Темпы роста государственных расходов и ВВП, % к предыдущему году
Расходы государственного бюджета в 2008 году составят - 22,5 % к ВВП в 2009 году - 21,9 % к ВВП и в 2010 году - 21,8 % к ВВП.
таблица 5
Наименование
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
|||
в %
к ВВП
|
доля,
%
|
в %
к ВВП
|
доля,
%
|
в %
к ВВП
|
доля,
%
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
РАСХОДЫ
|
22,5
|
100,0
|
21,9
|
100,0
|
21,8
|
100,0
|
Государственные услуги
общего характера
|
1,2
|
5,3
|
1,2
|
5,3
|
1,1
|
5,0
|
Оборона
|
1,4
|
6,2
|
1,4
|
6,2
|
1,4
|
6,4
|
Общественный порядок,
безопасность, правовая,
судебная, уголовно-
исполнительная
деятельность
|
1,8
|
7,9
|
1,6
|
7,5
|
1,6
|
7,1
|
Образование
|
3,7
|
16,4
|
3,8
|
17,6
|
3,8
|
17,4
|
Здравоохранение
|
2,7
|
11,8
|
2,8
|
13,0
|
2,9
|
13,5
|
Социальное обеспечение
и социальная помощь
|
3,8
|
17,1
|
3,7
|
17,1
|
3,6
|
16,7
|
Жилищно-коммунальное
хозяйство
|
1,4
|
6,2
|
1,4
|
6,3
|
1,6
|
7,1
|
Культура, спорт, туризм
и информационное
пространство
|
0,9
|
3,8
|
0,8
|
3,8
|
0,8
|
3,9
|
Топливно-энергетический
комплекс и
недропользование
|
0,6
|
2,6
|
0,4
|
2,0
|
0,4
|
1,8
|
Сельское, водное,
лесное, рыбное
хозяйство, особо
охраняемые природные
территории, охрана
окружающей среды и
животного мира,
земельные отношения
|
1,2
|
5,3
|
1,2
|
5,3
|
1,1
|
5,2
|
Промышленность,
архитектурная,
градостроительная и
строительная
деятельность
|
0,05
|
0,2
|
0,05
|
0,2
|
0,04
|
0,2
|
Транспорт и
коммуникации
|
2,0
|
9,1
|
1,8
|
8,2
|
1,7
|
8,0
|
Прочие
|
1,4
|
6,4
|
1,3
|
5,9
|
1,3
|
6,2
|
Обслуживание долга
|
0,4
|
1,7
|
0,3
|
1,4
|
0,3
|
1,5
|
Бюджетное кредитование будет осуществляться в рамках проектов, реализуемых в составе государственных и отраслевых программ, которые отражены в Среднесрочном плане социально-экономического развития на 2008-2010 годы.
Основными направлениями предоставления бюджетных кредитов с обязательным соблюдением критериев экономической и социальной эффективности, окупаемости, являются:
кредитование инвестиционных проектов (программ);
выполнение обязательств по государственным гарантиям и поручительствам;
кредитование местных исполнительных органов в случае прогноза дефицита наличности местных бюджетов;
предоставление кредитных ресурсов финансовым институтам развития, имеющим статус финансовых агентств.
Основными направлениями кредитования за счет республиканского бюджета в планируемом периоде будут являться мероприятия по постприватизационной поддержке сельского хозяйства и кредитованию местных бюджетов на строительство жилья в рамках Государственной программы развития жилищного строительства на 2008-2010 годы.
Расходы в рамках реализации второго этапа проекта постприватизационной поддержки сельского хозяйства, реализуемого за счет средств займа Международного Банка Реконструкции и Развития, и будут направлены на обеспечение доступа фермеров, мелких и средних сельских предприятий к финансовым услугам через создание сети сельских финансовых консультационных служб, укрепление функциональных возможностей коммерческих банков и лизинговых компаний по оценке долгосрочных сельскохозяйственных инвестиций, институциональное развитие микрофинансовых учреждений и укрепление их взаимодействия с коммерческими банками.
Заимствование местными исполнительными органами областей, городов Алматы и Астаны будет осуществляться в форме получения бюджетных кредитов из республиканского бюджета, за исключением выпуска местными исполнительными органами города республиканского значения и столицы государственных ценных бумаг для обращения на внутреннем рынке в целях реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Бюджетное кредитование местных исполнительных органов будет осуществляться в соответствии с фискальной политикой и планами социально-экономического развития на 2008-2010 годы Правительства и региона.
Межбюджетные отношения строятся на принципах и на распределении поступлений и расходов между уровнями бюджетов, установленных Бюджетным кодексом, и направлены на обеспечение прозрачности и стабильности взаимоотношений, усиление самостоятельности каждого уровня управления, а также на стимулирование проведения эффективной бюджетной политики. В соответствии с
Бюджетным кодексом
межбюджетные отношения регулируются посредством трансфертов и бюджетных кредитов, а между областным и районными бюджетами, регулируются нормативами распределения доходов.
2007 год является завершающим годом действия трехлетних объемов трансфертов общего характера, утвержденных законом и решениями областных маслихатов. В целом, закрепление субвенций и изъятий на среднесрочный период без ежегодных изменений показало свою эффективность.
Все дополнительные доходы местных исполнительных органов, не учтенные при расчете трансфертов общего характера, от их вклада в расширение налогооблагаемой базы остаются в их распоряжении.
В период действия трехлетнего Закона местные исполнительные органы получили дополнительно доходов на сумму 206,5 млрд. тенге (2005 г. - 78,5 млрд. тенге, 2006 г. - 128,0 млрд. тенге).
Уровень бюджетной обеспеченности регионов растет и в среднем по республике расходы местных бюджетов на 1 жителя составили в:
2005 г. - 46,4 тыс. тенге;
2006 г. - 58,5 тыс. тенге;
2007 г. - 77,1 тыс. тенге.
Однако действующая система межбюджетных отношений не учитывала различия бюджетной обеспеченности регионов, численность получателей государственных услуг в регионе и другие объективные факторы, обусловливающие различия в уровне затрат регионов, что приводило к необъективному определению расходов и недостаточности стимулов в увеличении налогового потенциала.
В 2007 году
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2007 года N 599 утверждена новая методика расчетов трансфертов общего характера, в которой учтены недостатки предшествующей. Основная цель методики - обеспечение равного доступа населения всех регионов к гарантированному объему государственных услуг, предоставляемым за счет бюджетных средств.
Приоритетные направления методики:
стимулирование регионов в экономическом развитии, расширении налогооблагаемой базы и повышении самостоятельности акимов в решении вопросов социально-экономического развития регионов;
учет численности получателей бюджетных услуг в регионе, факторов, влияющих на изменение расходов в зависимости от специфики того или иного региона (климатические особенности, плотность населения и другие факторы).
Основной подход новой методики заключается в расчете прогнозного объема текущих затрат бюджетов областей (городов республиканского значения, столицы) в разрезе функциональных групп/подгрупп с учетом численности получателей бюджетных услуг и объективных факторов.
На основании методики будет принят Закон "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008-2010 годы".
При расчете трансфертов общего характера на следующий среднесрочный период учтены изменения в законодательство республики, в том числе в
Трудовой
и
Налоговый кодексы
, а также текущие затраты постоянного характера, ранее финансировавшиеся за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.
Инструментом оперативного регулирования межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера остаются целевые трансферты.
Целевые трансферты будут предоставляться на выполнение мероприятий по реализации местных бюджетных инвестиционных проектов (программ), предусмотренных действующими и разрабатываемыми государственными, отраслевыми (секторальными) или региональными программами, с соблюдением взаимоувязки их объемов с задачей выравнивания уровня обеспеченности регионов сетью учреждений образования и здравоохранения, услугами водоснабжения.
Приоритетными направлениями бюджетных программ развития на среднесрочный период на местном уровне будут строительство и реконструкция объектов образования, здравоохранения, питьевого водоснабжения и жилищное строительство, в первую очередь в сельской местности.
Особое внимание будет уделено усилению контроля за эффективностью и результативностью использования целевых трансфертов, с учетом солидарной ответственности как местных исполнительных органов, так и центральных, являющихся администраторами соответствующих бюджетных программ.
и валовым внешним долгом
Политика Правительства Республики Казахстан, направленная на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны реализуется в соответствии с Концепцией по управлению государственным и валовым внешним долгом, одобренной
Указом
Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года N 234 и планом мероприятий в ее реализацию, утвержденным
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2007 года N 351.
Меры, направленные на повышение уровня управления государственным внешним долгом, включающим долги Правительства, местных исполнительных органов и Национального Банка в период до 2007 года, привели к положительным результатам. Государственный долг снижается с 2001 года и в настоящее время размер правительственного внешнего долга Казахстана является умеренным.
До 2006 года функции государственных органов по координации валового внешнего долга страны не были четко определены и отсутствовала единая политика по внешнему заимствованию, что привело к нарастанию рисков финансовой стабильности Казахстана.
См. бумажный вариант
Рис. 11. Долг Правительства Республики Казахстан, в % к ВВП
В 2008 году с учетом запланированных и проводимых мероприятий в текущем году будут приняты соответствующие решения, регламентирующие процесс управления долгом страны.
Мероприятия, осуществляемые в настоящее время в реализацию Концепции, обеспечивают системный государственный подход и многоплановый характер регулирования существующей задолженности, что в среднесрочном периоде должно положительно отразиться на данной проблеме и позволит снизить уровень валового внешнего долга до уровня 65-70 % к ВВП в среднесрочном периоде и в дальнейшем удерживать на безопасном уровне.
При этом будет сохранена политика качественного управления государственным долгом, а также долгом организаций с преобладающим участием государства, условными обязательствами государства и эффективного регулирования вопросов заимствовании частным сектором на внешних рынках ссудного капитала.
В 2007 году, с целью упорядочивания процесса управления долгом страны, будут разработаны и утверждены соответствующие нормативные правовые акты.
В среднесрочном периоде ответственными государственными органами и Национальным банком Республики Казахстан будут проводиться следующие организационные мероприятия:
оценка рисков правительственного и гарантированного государством долга и состояния относительных показателей внешнего долга республики с учетом международной методологии и в сопоставлении с другими странами;
мониторинг внешнего долга государственного сектора, в том числе долга организации с участием государства, а также по их дочерним, зависимым и совместно контролируемым организациям, внешнего долга частного финансового и корпоративного секторов, рисков рефинансирования, ликвидности, валютных и процентных рисков;
поддержание достаточного объема государственных ценных бумаг, эмитируемых Министерством финансов Республики Казахстан, необходимого для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке для построения кривой доходности.
Заимствование Правительством будет осуществляться с целью финансирования дефицита республиканского бюджета с ограничением в размере не более 1 % от ВВП страны в среднегодовом значении за пятилетний период.
Планирование объема правительственного заимствования и долга будет направлено, прежде всего, на достижение следующих целей с учетом формирования оптимального уровня правительственного заимствования, долга, затрат на его обслуживание и риска:
поддержание достаточного объема государственных ценных бумаг с необходимой структурой в обращении для установления соответствующего ориентира ("benchmark") на фондовом рынке для построения кривой доходности;
развитие альтернативных инструментов на рынке долговых инструментов, в особенности инфраструктурных облигации, для обеспечения потребностей накопительных пенсионных фондов и других участников фондового рынка, что, в свою очередь, должно привести к активизации торгов в секторе государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
См. бумажный вариант
Рис. 12. Финансирование дефицита республиканского бюджета за счет правительственных займов
В рамках проводимой политики в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга в 2008-2010 годах предполагается решение следующих задач:
1) параметры дефицита бюджета и долга:
определение параметров дефицита республиканского бюджета с учетом задач, определенных Главой государства, исходя из размера ненефтяного дефицита и достижения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе;
определение оптимального размера правительственного долга;
создание механизма финансового обеспечения исполнения государством условных обязательств (гарантий и поручительств);
2) внутреннее заимствование:
составление на среднесрочный период примерной схемы эмиссии государственных ценных бумаг в разбивке по годам;
применение различных инструментов заимствования в зависимости от сроков привлечения внутренних займов;
минимизация процентных рисков;
установление ориентиров ("benchmark") на рынке ценных бумаг;
снижение риска неисполнения обязательств и сглаживание пиков выплат по погашению внутреннего правительственного долга в кратко- и среднесрочной перспективе.