Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2007 года N 452

Действующий

      В соответствии с законами Республики Казахстан от 7 июня 1999 года " Об образовании " и от 11 января 2007 года " О лицензировании " Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые:
      1)  Правила  лицензирования образовательной деятельности;
      2)  квалификационные требования , предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности.

      2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно  приложению  к настоящему постановлению.

      3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 9 августа 2007 года.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 2 июня 2007 года N 452  

  Правила
лицензирования образовательной деятельности

  1. Общие положения

      1. Образовательная деятельность юридических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Лицензированию подлежат следующие подвиды образовательной деятельности:
      образовательная деятельность дошкольных и внешкольных организаций;
      образовательная деятельность юридических лиц, реализующих специализированные и специальные образовательные программы;
      образовательная деятельность юридических лиц, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего, начального профессионального образования, в том числе по профессиям, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, в том числе по специальностям;
      образовательная деятельность юридических лиц, реализующих духовные образовательные программы;
      образовательная деятельность международных и иностранных юридических лиц.

      3. Филиалы организаций образования лицензируются в составе организаций образования с выдачей для них отдельных приложений к лицензии.

      4. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии лицензиар может создавать консультативно-совещательный орган.

  2. Условия и порядок выдачи лицензии

      5. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности организации образования представляют лицензиару следующие документы:
      1) заявление;
      2) нотариально заверенную копию Устава;
      3) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;
      4) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
      5) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия образовательной деятельностью;
      6) сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями.
      Для получения приложения к лицензии в рамках образовательной деятельности, на которую имеется лицензия, необходимы следующие документы:
      1) заявление;
      2) нотариально заверенная копия лицензии;
      3) сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями.
      Для получения приложения к лицензии филиалы организаций образования наряду с перечисленными документами представляют положение о филиале и регистрационные документы.

      6. В процессе рассмотрения заявления организации образования лицензиар проводит экспертизу с целью проверки условий, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

  3. Лишение и приостановление действия лицензии

      7. Приостановление действия, лишение лицензии осуществляются в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Утверждены          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 2 июня 2007 года N 452  

  Квалификационные требования, предъявляемые
при лицензировании образовательной деятельности

      1. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности дошкольных организаций:
      1) осуществление приема в дошкольные организации в соответствии с возрастом воспитанников и наполняемостью в группе согласно санитарным правилам и нормам;
      2) доля воспитателей высшей и первой категории от их общего числа - не менее 20 процентов;
      3) соответствие учебной площади санитарным правилам и нормам;
      4) наличие игрового материала и оборудования, детской и методической литературы для физического, интеллектуального и личностного развития воспитанников в соответствии с нормативами, установленными в государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения;
      5) наличие медицинского обслуживания воспитанников;
      6) наличие объекта питания для воспитанников;
      7) наличие собственной учебно-материальной базы.
      2. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих начальное общее образование:
      1) соответствие учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования;
      2) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 20 процентов;
      3) соответствие наполняемости классов и учебной площади санитарным правилам и нормам;
      4) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 15 единиц изданий на одного обучающегося;
      5) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      6) наличие объекта питания для обучающихся;
      7) наличие собственной учебно-материальной базы.
      3. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих основное общее образование:
      1) соответствие учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования;
      2) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 30 процентов;
      3) соответствие наполняемости классов и учебной площади санитарным правилам и нормам;
      4) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения - не менее 15 единиц изданий на одного обучающегося;
      5) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      6) наличие объекта питания для обучающихся;
      7) наличие собственной учебно-материальной базы.
      4. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих среднее общее образование:
      1) соответствие учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования;
      2) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 30 процентов;
      3) соответствие наполняемости классов и учебной площади санитарным правилам и нормам;
      4) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения - не менее 25 единиц изданий на одного обучающегося;
      5) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      6) наличие объекта питания для обучающихся;
      7) наличие собственной учебно-материальной базы.
      5. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности внешкольных организаций:
      1) доля педагогов высшей и первой категории от их общего числа - не менее 30 процентов;
      2) соответствие учебной площади санитарным правилам и нормам;
      3) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающегося на полный цикл обучения - не менее 15 единиц изданий на одного обучающегося;
      4) возраст детей - от 6 до 18 лет;
      5) наличие собственной учебно-материальной базы.
      6. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих начальное профессиональное образование:
      1) соответствие рабочих учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования;
      2) доля штатных преподавателей от их общего числа - не менее 70 процентов;
      3) доля преподавателей высшей и первой категории от их общего числа - не менее 30 процентов;
      4) соответствие наполняемости групп и учебной площади санитарным правилам и нормам;
      5) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 25 единиц изданий на одного обучающегося;
      6) оснащенность специальным учебным оборудованием и техническими средствами обучения, необходимыми для выполнения требований государственного общеобязательного стандарта по соответствующей профессии;
      7) наличие договоров организации образования с организациями, определенными в качестве баз практики;
      8) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      9) наличие объекта питания для обучающихся;
      10) наличие собственной учебно-материальной базы.
      7. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих среднее профессиональное образование:
      1) соответствие рабочих учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования;
      2) доля штатных преподавателей от их общего числа - не менее 70 процентов;
      3) доля преподавателей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 40 процентов;
      4) соответствие наполняемости групп и учебной площади санитарным правилам и нормам;
      5) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 40 единиц изданий на одного обучающегося;
      6) оснащенность специальным учебным оборудованием и техническими средствами обучения, необходимыми для выполнения требований государственного общеобязательного стандарта образования по соответствующей специальности;
      7) наличие договоров организации образования с организациями, определенными в качестве баз практики;
      8) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      9) наличие объекта питания для обучающихся;
      10) наличие собственной учебно-материальной базы.
      8. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих высшее профессиональное образование с присуждением академической степени бакалавр или с присвоением квалификации "специалист с высшим профессиональным образованием":
      1) реализация образовательных программ высшего профессионального образования по 6 и более специальностям для институтов и приравненных к ним организаций образования, включая высшие школы, высшие училища; по 3 и более специальностям для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории; по 12 и более специальностям для университетов (для медицинских университетов - по 5 специальностям);
      2) проведение научно-исследовательских работ для институтов и приравненных к ним организаций образования, включая высшие школы, высшие училища; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории, и для университетов;
      3) контингент студентов в расчете на одного преподавателя не более 4 человек по специальностям искусства и культуры, 6 - по специальностям музыка и пение, медицина и фармация, 7 - по специальностям иностранные языки, иностранная филология и переводческое дело, 7 - по специальностям изобразительное искусство и черчение; для других специальностей - не более 8 человек для очной, 16 - для вечерней, 32 - для заочной форм обучения;
      4) соответствие рабочих учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования;
      5) доля штатных преподавателей от их общего числа, в том числе по базовым и профильным дисциплинам государственного общеобязательного стандарта образования, - не менее 45 процентов для институтов и приравненных к ним организаций образования, включая высшие школы, высшие училища; не менее 55 процентов для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории; не менее 65 процентов для университетов;
      6) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа штатных преподавателей, в том числе по базовым и профильным дисциплинам государственного общеобязательного стандарта образования, - не менее 30 процентов для институтов и приравненных к ним организаций образования, включая высшие школы, высшие училища; не менее 35 процентов для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории; не менее 40 процентов для университетов;
      7) использование в учебном процессе инновационных информационных и образовательных технологий;
      8) наличие собственных, принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих условия для получения образования;
      9) соответствие минимальных расходов на один год обучения студента уровню расходов, предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан по утверждению государственного заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на соответствующий учебный год;
      10) наличие фонда учебной и научной литературы по отношению к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 100 единиц изданий на одного обучающегося для институтов и приравненных к ним организаций образования, включая высшие школы, высшие училища; не менее 120 единиц изданий на одного обучающегося для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории; не менее 140 единиц изданий на одного обучающегося для университетов. При этом библиотечный фонд должен содержать издания основной учебной литературы по дисциплинам социально-гуманитарного профиля за последние 5 лет; по естественным, техническим, сельскохозяйственным и другим дисциплинам - за последние 10 лет. Обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях не менее 10 процентов дисциплин учебного плана специальности для институтов и приравненных к ним организаций образования, включая высшие школы, высшие училища; не менее 15 процентов дисциплин учебного плана специальности для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории; не менее 20 процентов дисциплин учебного плана специальности для университетов;
      11) соответствие условий организации образования действующим санитарным правилам и нормам и возможность обеспечения выполнения учебных планов и программ, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;
      12) оснащенность учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ и отвечающим современным требованиям;
      13) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики;
      14) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      15) наличие объекта питания для обучающихся.
      9. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности университетов, академий, дающих высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование с присуждением академической степени магистр:
      1) реализация образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования по 3 и более специальностям для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории; по 12 и более специальностям для университетов;
      2) осуществление программ бакалавриата по соответствующим специальностям;
      3) соответствие специальности подготовки магистрантов тематике научных исследований организации образования;
      4) наличие соглашения о сотрудничестве с ведущими научными, научно-образовательными, производственными и научно-производственными центрами по соответствующим направлениям подготовки;
      5) соответствие рабочих учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования;
      6) наличие доктора наук по каждой специальности;
      7) доля штатных преподавателей от их общего числа, в том числе по базовым и профильным дисциплинам государственного общеобязательного стандарта образования, - не менее 65 процентов для университетов; не менее 55 процентов для академий и приравненных к ним организаций образования включая консерватории;
      8) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа штатных преподавателей, в том числе по базовым и профильным дисциплинам государственного общеобязательного стандарта образования, - не менее 45 процентов для университетов; не менее 40 процентов для академий и приравненных к ним организаций образования, включая консерватории;
      9) осуществление научного руководства магистрантами ведущими специалистами, штатными преподавателями, имеющими ученую степень соответствующего профиля, стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, научные публикации в отечественных и зарубежных изданиях, в трудах международных конференций, учебные пособия по специальности магистерской подготовки;
      10) использование в учебном процессе инновационных информационных и образовательных технологий;
      11) наличие собственных, принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих условия для получения образования;
      12) соответствие минимальных расходов на один год обучения магистранта уровню расходов, предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан по утверждению государственного заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на соответствующий учебный год;
      13) наличие фонда учебной и научной литературы по отношению к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 140 единиц изданий на одного обучающегося. При этом библиотечный фонд должен содержать издания основной учебной литературы по дисциплинам социально-гуманитарного профиля за последние 5 лет, по естественным, техническим, сельскохозяйственным и другим дисциплинам - за последние 10 лет. Обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях не менее 20 процентов дисциплин учебного плана специальности;
      14) соответствие условий организации образования действующим санитарным правилам и нормам и возможность обеспечения выполнения учебных планов и программ, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;
      15) оснащенность учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ и отвечающим современным требованиям;
      16) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики;
      17) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      18) наличие объекта питания для обучающихся.
      10. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности духовных учебных заведений:
      1) наличие штатных преподавателей, имеющих высшее духовное образование по профилю подготовки и соответствующих требованиям, предъявляемым религиозными объединениями;
      2) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения - в количестве не менее 50 единиц изданий на одного обучающегося;
      3) наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления необходимой для организации образовательного процесса учебно-материальной базы, соответствующей требованиям санитарных правил и норм;
      4) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
      5) наличие объекта питания для обучающихся;
      6) наличие ходатайства соответствующей религиозной конфессии с обоснованием целесообразности функционирования данного учреждения религиозного образования и копии свидетельства о регистрации религиозной конфессии на территории Республики Казахстан;
      7) наличие образовательных программ (учебных планов) по профилю подготовки, утвержденных руководством религиозной конфессии;
      8) наличие заключения Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан на заявленные религиозные образовательные программы.
      11. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, клиническая ординатура):
      1) наличие не менее двух докторов наук для аспирантуры и клинической ординатуры и не менее трех докторов наук для докторантуры по каждой научной специальности подготовки, работающих на полную ставку в данной организации, имеющих стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, научные публикации в отечественных и зарубежных изданиях, в трудах международных конференций по профилю подготовки, учебные пособия;
      2) наличие специализированной научно-технической, научно-методической, клинической, экспериментальной и материально-технической базы по соответствующим научным специальностям подготовки.

Приложение          
к постановлению Правительства
Республики Казахстан    
от 2 июня 2007 года N 452 

  Перечень утративших силу
некоторых решений Правительства Республики Казахстан

      1.  Пocтановление  Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596 "Об утверждении Правил лицензирования образовательной деятельности" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 20, ст. 219).
      2.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2001 года N 297 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596".
      3.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2001 года N 1747 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 49-50, ст. 587).
      4.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 2 августа 2002 года N 861 "О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 26, ст. 276).
      5.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2004 года N 1281 "О внесении дополнений и изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 48, ст. 614).
      6.  Пункт 5  изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2005 года N 964 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Казахской ССР, Кабинета Министров Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 36, ст. 500).
      7.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2005 года N 1253 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 48, ст. 621).
      8.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2006 года N 250 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 12, ст. 115).
      9.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2006 года N 1195 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 47, ст. 502).