Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 28.02.2013 № 195 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после первого официального опубликования).
Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 01.12.2011 № 1426 (вводится в действие с 31.01.2012).
В соответствии с законами Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и от 11 января 2007 года "О лицензировании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.05.2008 N 506 (порядок введения в действие см. п. 2).
1. Утвердить прилагаемые:
1) исключен постановлением Правительства РК от 01.12.2011 № 1426 (вводится в действие с 31.01.2012);
2) квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности.
Сноска. Пункт 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 01.12.2011 № 1426 (вводится в действие с 31.01.2012).
2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 9 августа 2007 года.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 2 июня 2007 года N 452
Правила
лицензирования образовательной деятельности
Сноска. Правила исключены постановлением Правительства РК от 01.12.2011 № 1426 (вводится в действие с 31.01.2012);
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 2 июня 2007 года N 452
Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании
образовательной деятельности
Сноска. Квалификационные требования в редакции постановления Правительства РК от 11.06.2012 № 778 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после первого официального опубликования).
1. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального образования:
1) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
2) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа – не менее 20 %;
3) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 15 единиц изданий на одного обучающегося;
4) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
5) наличие объекта питания для обучающихся;
6) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
2. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего образования:
1) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
2) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа – не менее 30 %;
3) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 15 единиц изданий на одного обучающегося;
4) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
5) наличие объекта питания для обучающихся;
6) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг;
7) оснащенность компьютерными классами, подключенными к сети интернет, учебно-лабораторным оборудованием.
3. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования:
1) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
2) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа – не менее 30 %;
3) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 25 единиц изданий на одного обучающегося;
4) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
5) наличие объекта питания для обучающихся;
6) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг;
7) оснащенность компьютерными классами, подключенными к сети интернет, учебно-лабораторным оборудованием.
4. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального образования:
1) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
2) доля штатных преподавателей от их общего числа – не менее 70 %;
3) доля учителей высшей и первой категории и (или) магистров от их общего числа – не менее 30 %;
4) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 25 единиц изданий на одного обучающегося;
5) оснащенность компьютерными классами, подключенными к сети интернет, учебно-лабораторным оборудованием, специальным учебным оборудованием;
6) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики;
7) соответствие минимальных расходов на один год обучения обучающегося уровню расходов, предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан по утверждению государственного заказа на подготовку специалистов с техническим и профессиональным образованием на соответствующий учебный год;
8) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
9) наличие объекта питания для обучающихся;
10) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
5. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы послесреднего образования:
1) доля штатных преподавателей от их общего числа – не менее 70 %;
2) доля преподавателей высшей и первой категории и (или) магистров, преподавателей с учеными степенями и званиями от их общего числа – не менее 40 %;
3) наличие фонда учебной и учебно-методической литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 25 единиц изданий на одного обучающегося и на цифровых носителях – не менее 20 % учебного плана (кроме военных специальностей);
4) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
5) оснащенность компьютерными классами, подключенными к сети интернет, учебно-лабораторным оборудованием, специальным учебным оборудованием;
6) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики;
7) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
8) наличие объекта питания для обучающихся;
9) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
6. Квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности духовных (религиозных) организаций образования:
1) наличие штатных преподавателей, имеющих высшее духовное образование по профилю подготовки и соответствующих требованиям, предъявляемым к религиозным объединениям;
2) наличие фонда учебной литературы, прошедшей религиоведческую экспертизу, по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 50 единиц изданий на одного обучающегося и на цифровых носителях – не менее 20 % учебного плана;
3) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления учебно-материальных активов;
4) оснащенность компьютерными классами, подключенными к сети интернет;
5) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
6) наличие объекта питания для обучающихся;
7) наличие ходатайства Республиканского религиозного объединения и регионального религиозного объединения с обоснованием целесообразности функционирования данного учреждения религиозного образования и копии свидетельства о регистрации религиозного объединения на территории Республики Казахстан;
8) наличие образовательных программ и учебных планов по профилю подготовки, утвержденных руководством религиозного объединения;
9) наличие экспертного заключения Агентства Республики Казахстан по делам религий на заявленные религиозные образовательные программы.
7. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования с присуждением академической степени "бакалавр":
1) реализация профессиональных учебных программ высшего образования;
2) для национальных исследовательских университетов, исследовательских университетов, национальных вузов, университетов, академий – проведение научно-исследовательской и педагогической деятельности, повышение квалификации и переподготовка кадров;
для институтов (консерваторий, высших школ, высших училищ) – педагогическая деятельность, повышение квалификации и переподготовка кадров;
3) соответствие контингента студентов в расчете на одного преподавателя государственному общеобязательному стандарту образования;
4) доля штатных преподавателей от их общего числа, в том числе по циклам базовых и профилирующих дисциплин государственного общеобязательного стандарта образования:
для национальных исследовательских университетов, исследовательских университетов, национальных вузов, университетов, академий – не менее 80 %;
для институтов (консерваторий, высших школ, высших училищ) – не менее 70 %;
для педагогических специальностей – не менее 80 % вне зависимости от вида организации образования;
5) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей:
для национальных исследовательских университетов, исследовательских университетов – не менее 70 %;
для национальных вузов (кроме организаций образования искусства и культуры) – не менее 55 %;
для университетов, академий – не менее 50 %;
для институтов (высших школ, высших училищ) – не менее 45 %;
для педагогических институтов – не менее 50 %;
для организаций образования искусства и культуры доля преподавателей с учеными степенями, а также почетными званиями, приравненными к ним – не менее 35 %;
для организаций образования, подведомственных министерствам обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Комитету национальной безопасности, Агентству по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), доля преподавателей с учеными степенями и званиями в воинском (специальном) звании не ниже полковника, имеющих звание "мастер спорта" и выше, – не менее 40 %;
6) наличие фонда учебной и научной литературы по отношению к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 140 единиц изданий. При этом издания на казахском и русском языках должны быть пропорциональны контингенту обучающихся по языкам обучения.
Библиотечный фонд должен содержать основную учебную литературу по дисциплинам социально-гуманитарного профиля, изданную за последние 5 лет; по естественным, техническим, сельскохозяйственным дисциплинам – за последние 10 лет.
Обеспеченность учебной литературой на цифровых носителях – не менее 40 % базовых и профилирующих дисциплин учебного плана специальности (кроме военных специальностей).
Наличие договоров с другими библиотечными и научными фондами, в том числе с республиканской межвузовской электронной библиотекой;
7) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
8) оснащенность учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации профессиональных учебных программ;
9) соответствие минимальных расходов на один год обучения студента уровню расходов, предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан по утверждению государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием на соответствующий учебный год;
10) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики;
для педагогических специальностей – наличие прямых договоров по базам педагогической практики с организациями дошкольного, начального, основного и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;
11) наличие договоров на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с организациями и предприятиями, кроме военных специальностей;
12) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
13) наличие объекта питания для обучающихся в каждом учебном корпусе;
14) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 11.06.2012 № 778 (вводится в действие по истечении шести месяцев после первого официального опубликования).
8. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования и научных организаций, реализующих профессиональные учебные программы послевузовского образования с присуждением академической степени "магистр":
1) реализация профессиональных учебных программ высшего образования; для педагогических специальностей – проведение научно-исследовательской работы в области современных педагогических технологий обучения;
2) соответствие специальности подготовки магистрантов темам научных исследований организации образования;
3) наличие соглашений о сотрудничестве с научными, научно-образовательными, производственными и научно-производственными центрами по соответствующим направлениям подготовки;
для педагогических специальностей – наличие прямых договоров с зарубежными университетами по выполнению совместных образовательных и научных проектов, проведению стажировок преподавателей и магистрантов;
4) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
5) наличие доктора наук или двух докторов философии (PhD), состоящих в штате, по соответствующей специальности; наличие доктора наук или доктора философии (PhD) – для военных специальностей;
6) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей – не менее 70 %;
для организаций образования культуры и искусства, в том числе преподаватели с почетными званиями Республики Казахстан и приравненные к ним, – не менее 60 %:
для организаций образования, подведомственных министерствам обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Комитету национальной безопасности, Агентству по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), доля преподавателей с учеными степенями и званиями, в воинском (специальном) звании не ниже полковника, – не менее 60 %;
7) осуществление ведущими специалистами, штатными преподавателями, имеющими ученую степень соответствующего профиля, стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, научные публикации в отечественных и зарубежных изданиях, учебные пособия по специальности магистерской подготовки научного руководства магистрантами;
8) наличие договоров на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с организациями и предприятиями, кроме военных специальностей;
9) наличие специализированной научно-технической, научно-методической, клинической, экспериментальной базы по соответствующим научным специальностям подготовки;
10) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг;
11) соответствие минимальных расходов на один год обучения магистранта уровню расходов, предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан по утверждению государственного заказа на подготовку специалистов с послевузовским образованием на соответствующий учебный год;
12) оснащенность учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ и отвечающим современным требованиям;
13) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики, в том числе на прохождение зарубежной научной стажировки;
14) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
15) наличие объекта питания для обучающихся.
Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 11.06.2012 № 778 (вводится в действие по истечении шести месяцев после первого официального опубликования).
9. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования и научных организаций, реализующих профессиональные учебные программы послевузовского медицинского образования (резидентуры):
1) наличие не менее двух специалистов с учеными степенями по профилю подготовки, состоящих в штате и имеющих стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, научные публикации в отечественных и зарубежных изданиях, в трудах международных конференций по профилю подготовки, учебные пособия;
2) наличие специализированной научно-методической, клинической, материально-технической базы по соответствующим научным специальностям подготовки;
3) обеспечение необходимым оборудованием, лабораториями, библиотекой;
4) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
5) соответствие минимальных расходов на один год обучения слушателя уровню расходов, предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан по утверждению государственного заказа на подготовку специалистов с послевузовским образованием на соответствующий учебный год;
6) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики (за исключением научных организаций);
7) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
8) наличие объекта питания для обучающихся;
9) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
10. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, подведомственных министерствам обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Комитету национальной безопасности, Агентству по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), а также организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы послевузовского военного образования с присуждением ученой степени доктора философии (PhD) и доктора по профилю (адъюнктура):
1) наличие не менее одного штатного доктора наук по каждой научной специальности подготовки, имеющего стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, научные публикации в отечественных и зарубежных изданиях, в трудах международных конференций по профилю подготовки, учебные пособия;
2) доля преподавателей с учеными степенями и званиями в воинском (специальном) звании не ниже полковника от числа штатных преподавателей – не менее 100 %;
3) наличие межведомственных соглашений, регламентирующих вопросы научного обмена по соответствующей специальности;
4) наличие специализированной научно-технической, научно-методической, экспериментальной и материально-технической базы по соответствующим научным специальностям подготовки;
5) обеспечение необходимым оборудованием, лабораториями, библиотекой;
6) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
7) соответствие минимальных расходов на один год обучения слушателя уровню расходов, предусмотренных соответствующими нормативными актами по утверждению государственного заказа на подготовку специалистов с послевузовским образованием на соответствующий учебный год;
8) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики;
9) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
10) наличие объекта питания для обучающихся;
11) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
11. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования и научных организаций по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации по программам докторантуры с присуждением ученой степени доктор философии (PhD) и доктор по профилю:
1) реализация профессиональных учебных программ бакалавриата и магистратуры;
2) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей – не менее 100 %;
3) наличие зарубежных ученых со степенями доктор философии (PhD), доктор по профилю по соответствующей специальности;
4) наличие соглашений с зарубежными учеными по соответствующей специальности подготовки;
5) наличие договоров на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с организациями и предприятиями;
6) соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам;
7) наличие договоров о научном обмене с аккредитованными зарубежными высшими учебными заведениями и (или) научными организациями, реализующими программы докторантуры;
8) наличие специализированной научно-технической, научно-методической, клинической, экспериментальной и материально-технической базы по соответствующим научным специальностям подготовки;
9) оснащенность компьютерными классами с доступом в информационные сети, библиотечный фонд с электронной базой данных по соответствующей специальности, наличие учебных лабораторий и мультимедийных учебных материалов, необходимых для реализации образовательных программ по специальностям докторантуры;
10) наличие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики, в том числе на прохождение зарубежной научной стажировки;
11) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
12) наличие объекта питания для обучающихся;
13) наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 2 июня 2007 года N 452
Перечень утративших силу
некоторых решений Правительства Республики Казахстан
1. Пocтановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596 "Об утверждении Правил лицензирования образовательной деятельности" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 20, ст. 219).
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2001 года N 297 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596".
3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2001 года N 1747 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 49-50, ст. 587).
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 августа 2002 года N 861 "О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 26, ст. 276).
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2004 года N 1281 "О внесении дополнений и изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 48, ст. 614).
6. Пункт 5 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2005 года N 964 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Казахской ССР, Кабинета Министров Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 36, ст. 500).
7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2005 года N 1253 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 48, ст. 621).
8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2006 года N 250 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 12, ст. 115).
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2006 года N 1195 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 47, ст. 502).