2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Настоящая Концепция создания индустриальных зон (далее - Концепция) разработана в соответствии с пунктом 8 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222.
В данной Концепции обозначено перспективное видение создания и функционирования индустриальных зон.
Принятие Концепции необходимо для обеспечения оптимальных условий нормального развития экономических отношений, складывающихся в республике на современном этапе, более эффективного использования модели индустриальных зон в целях диверсификации экономики страны и решения социальных вопросов.
1. Анализ современного состояния создания
индустриальных зон
Одним из перспективных инструментов государственного стимулирования реального производства является создание индустриальных зон.
Индустриальные зоны начали появляться более 100 лет назад в Великобритании и США. Широкое распространение индустриальные зоны получили после 2-ой мировой войны в Западной Европе. В настоящее время в мире существует более 20000 индустриальных зон. При этом можно отметить тот факт, что в азиатских странах основной целью создания зон чаще всего является ускоренное экономическое развитие страны, в то время как в Европе индустриальные зоны выступают в качестве инструмента структурных преобразований индустрии.
Данный механизм в настоящее время апробируется в рамках реализации Казахстанской кластерной инициативы в городе Астане, где создается индустриальная зона "Строительные материалы" и в Карагандинской области, где создается индустриальная зона "Металлургия-металлообработка".
В
Законе
Республики Казахстан от 31 января 2006 года "О частном предпринимательстве" дано понятие индустриальных зон, определены их цели и задачи. Однако в действующем законодательстве не рассматриваются вопросы организации и непосредственного функционирования индустриальных зон.
Целью Концепции является создание предпосылок для организации индустриальных зон с привлечением отечественных и иностранных инвесторов для содействия ускоренному развитию частного предпринимательства в сфере промышленности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрытие понятия индустриальной зоны (применительно к условиям Казахстана);
определение на основе имеющегося международного опыта рекомендуемых условий (критериев) создания и функционирования индустриальных зон;
определение этапов организации индустриальных зон.
Под индустриальными зонами понимается земля несельскохозяйственного назначения, обеспеченная коммуникациями, предоставляемая государством субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности в порядке, установленном
Земельным кодексом
Республики Казахстан и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Земельные участки должны находиться на момент создания в государственной собственности и быть обеспечены достаточными инфраструктурными ресурсами за счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
При этом, под инфраструктурными ресурсами понимается комплекс сооружений, обеспечивающий потребности всех участников индустриальной зоны в тепловой и электрической энергии, водоснабжении, канализации, транспортных коммуникациях, услугах связи и иных видах услуг, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
Помимо обеспеченности инфраструктурными ресурсами индустриальные зоны должны стать привлекательными для отечественных и иностранных инвесторов благодаря наличию следующих характеристик:
благоприятные условия для работы и проживания;
снижение затрат на коммунальные услуги и электроэнергию;
расположение рядом с магистральными транспортными сетями или хабами;
наличие необходимых мощностей;
возможность кооперации с другими профильными предприятиями;
профессиональное управление зоной.
Специализация каждой индустриальной зоны определяется в соответствии с целями организации зон:
1. Развитие определенных отраслей промышленности.
2. Развитие определенных регионов.
3. Развитие малого и среднего бизнеса.
4. Рекомендуемые условия создания и функционирования
индустриальных зон
Исходя из имеющегося зарубежного опыта, можно рекомендовать следующие условия эффективного функционирования индустриальных зон:
размер участка - не менее 30 га;
расстояние до магистральных коммуникаций - не более 20 км;
расположение на основных транспортных направлениях;
развитая и достаточная инженерная инфраструктура;
наличие достаточного количества офисных и складских помещений, решенность вопросов социально-бытового характера;
наличие достаточного количества рабочих кадров.
При этом, на территории зон желательно предусмотреть строительство объектов инженерной инфраструктуры (линии электропередачи и тепло-водоснабжения, канализации, связи), автомобильных дорог и железнодорожных подъездных путей, транспортно-логистического центра, офисных и складских помещений (для сдачи в аренду участникам индустриальной зоны), пунктов питания, бытового обслуживания, общежития и гостиницы, профессионально-технических учебных заведений.
Также немаловажную роль в эффективности функционирования индустриальных зон играет система отбора инвестиционных проектов для реализации их на территории индустриальных зон, а также оперативность и простота процедуры заключения договоров для ведения деятельности на территории индустриальной зоны.
Кроме того, в целях исключения возможности спекуляции земельными участками при заключении договора между дирекцией индустриальной зоны и физическими и юридическими лицами целесообразно предусмотреть норму, предусматривающую право выкупа участником индустриальной зоны земельного участка после введения в эксплуатацию промышленного производства в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
5. Этапы создания индустриальных зон
Процесс создания индустриальных зон можно разделить на следующие этапы:
инициирование проекта;
определение земельного участка;
разработка концепции функционирования зоны, критериев отбора инвестиционных проектов, организационной структуры;
решение вопроса о финансировании;
создание дирекции;
разработка ТO и ПСД строительства инфраструктуры;
строительство инфраструктуры;
привлечение инвесторов;
организация информационного обеспечения деятельности зоны;
организация сопутствующих услуг (логистика, питание, консалтинг и т.п.).
Следует отметить, что приведенное деление создания индустриальной зоны на этапы носит условный характер и может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств.
6. Обеспечение функционирования индустриальных зон
В период стабильного функционирования, как правило, индустриальные зоны не требуют дополнительных средств и содержатся за счет средств от аренды земельных участков, офисных и складских помещений, оказания иных сопутствующих услуг.
Таким образом, основной задачей менеджмента индустриальной зоны является рентабельная коммерческая деятельность, направленная на:
поддержку собственности и инфраструктуры;
по возможности максимальное наполнение зоны производствами и заключение с участниками соответствующих договоров;
обеспечение коммунальными и сопутствующими услугами участников;
управление доходами от аренды и дальнейшее развитие зоны.
Данная Концепция позволит более широко использовать организацию индустриальных зон и качестве инструмента экономического стимулирования развития отраслей, регионов, а также малого и среднего бизнеса.
В целом, создание индустриальных зон позволит оптимизировать затраты по созданию и развитию инфраструктуры новых производств.
Концентрация взаимосвязанных производств на территории индустриальной зоны для повышения экономической эффективности ее участников.
Организация индустриальных зон позволит развивать легальный бизнес, экономические и организационные условия для развития предпринимательства.