1. Утвердить прилагаемую Программу снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан и иным организациям обеспечить своевременное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой и ежегодно, к 30 июня и 30 декабря представлять в Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи информацию по их исполнению.
3. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи ежегодно, к 10 июля и 10 января представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения Программы.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 октября 2006 года N 995
1.
Паспорт Программы
2.
Введение
3.
Анализ современного состояния
4.
Цель и задачи Программы
5.
Основные направления и механизм реализации Программы
5.1.
Совершенствование нормативного правового обеспечения
5.2.
Подготовка преподавателей для обучения населения компьютерной
грамотности
5.3.
Методическое обеспечение процесса обучения населения
компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам
обучения
5.4.
Обучение населения компьютерной грамотности
5.5.
Создание системы мониторинга и проведение периодического
анализа реализации Программы
5.6.
Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение населения
доступной по цене компьютерной техникой
5.7.
Подготовка отечественных ИТ-специалистов
5.8.
Формирование заинтересованности граждан в освоении
информационно-коммуникационных технологий
5.9.
Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий
Программы на государственном и русском языках
6.
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7.
Ожидаемые результаты от реализации Программы
8.
План мероприятий по реализации Программы
Наименование Программа снижения информационного
неравенства в Республике Казахстан на
2007-2009 годы
Основание для Государственная программа формирования
разработки "электронного правительства"
в Республике Казахстан на
2005-2007 годы, утвержденная
Указом
Президента Республики Казахстан от
10 ноября 2004 года N 1471
Государственный Агентство Республики Казахстан по
орган - разработчик информатизации и связи
Цель Программы снижение информационного неравенства в
Республике Казахстан, достижение 20 % уровня
компьютерной грамотности населения и
пользователей сети Интернет в Республике
Казахстан
Задачи Программы создать благоприятные условия для
эффективного использования в повседневной
жизни сети Интернет не менее 20 %-там
населения Казахстана повысить социальную и
экономическую значимость информационных
ресурсов в жизни населения Казахстана
Срок реализации 2007-2009 годы
Источники и общая стоимость Программы составит:
объемы
15 584 676
тыс. тенге, из них объем
финансирования финансирования из средств республиканского
бюджета -
13 701 595
тыс. тенге, в том числе
по годам:
на 2007 год - 4 901 052 тыс. тенге,
на 2008 год - 4 398 361 тыс. тенге;
на 2009 год - 4 402 182 тыс. тенге.
и
1 883 081
тыс. тенге - местный бюджет, в
том числе по годам:
на 2007 год - 588 633 тыс. тенге,
на 2008 год - 647 224 тыс. тенге;
на 2009 год - 647 224 тыс. тенге.
Объемы финансирования будут уточняться при
формировании республиканского и местных
бюджетов на соответствующий финансовый год.
Ожидаемые Реализация Программы к концу 2009 года будет
результаты направлена на достижение следующих целевых
индикаторов:
показатель компьютерной грамотности
населения Казахстана - 20 % от общей
численности, который на 15,7 % превысит
текущее состояние
показатель пользователей сети Интернет в
Казахстане - не ниже 20 %, что на 17,2 %
выше, чем в настоящий момент
Настоящая Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации
Указа
Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471 "О Государственной программе формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы".
Сегодня наше государство взяло курс на строительство постиндустриального общества - ступени экономического развития, следующей за периодом индустриализации и характеризующейся опережающим развитием и ростом доли сферы услуг в общей структуре экономики. Концепцией постиндустриального общества является информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
а) эффективное информационное взаимодействие людей;
б) их доступ к мировым информационным ресурсам;
в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Неприятие цифровых технологий, слабое их развитие означает поражение во всемирной гонке за экономическим процветанием и политическим доминированием в будущем информационном обществе. Виртуальная реальность коренным образом меняет производство, образование и жизнь людей, создавая безграничное информационное пространство во всем мире.
Информационное пространство, формируемое сегодня в Казахстане, в основе своей многомерно, неоднородно и отличается отсутствием целостности, неравномерным распределением информации, неодинаковым доступом ее для различных индивидов. Остро встал вопрос о ликвидации так называемого "информационного неравенства", означающего неравные возможности пользования информационно-коммуникационными технологиями, в том числе:
неравное владение гражданами компьютерной и другой цифровой, коммуникационной техникой;
неравный доступ граждан к ресурсам Интернет;
неравное владение гражданами навыками пользования компьютерными технологиями.
Информационное неравенство проявляется между регионами, крупными, средними и мелкими населенными пунктами, городом и деревней. В крупных городах наблюдается значительная концентрация научно-образовательного потенциала, что значительно отличают их по своим возможностям от средних и мелких поселений.
Настоящая Программа направлена на создание в Республике Казахстан условий по преодолению информационного неравенства и широкому использованию информационно-коммуникационных и инновационных технологий.
Реализация Программы будет выполняться путем исполнения плана мероприятий (далее - план) с учетом отраслевых программ государственных органов и региональных программ местных исполнительных органов.
Координация работ и контроль реализации Программы будет осуществляться уполномоченным органом в сфере информатизации и связи.
3. Анализ современного состояния проблемы
Проблема "информационного неравенства" является глобальной и тесно связана с феноменом зависимости успеха человека от его отношения к компьютерной и телекоммуникационной революции, а также с уровнем развития отдельного государства и общества. Суть проблемы состоит в неравном доступе к возможностям, предоставляемым современными информационными технологиями для достижения социальных и экономических целей. Это связано как с недостаточным уровнем развития человеческого потенциала, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, а также доступа к коммуникациям.
По данным Всемирного Банка (2006 г.), Казахстан занял 64 место среди 68 стран в последнем "рейтинге е-готовности за 2005 год", ежегодно проводимом аналитическим отделом британского журнала "Экономист" (2006 г.), а Россия и Украина заняли 52-е и 61-е места соответственно. Данный рейтинг измеряет среду электронного бизнеса страны через средневзвешенный индекс, состоящий из около 100 количественных и качественных критериев, включая такие категории, как возможность подключения к сети Интернет, бизнес среда, правовая, политическая, социальная и культурная среда, поддержка электронных услуг.
В дополнение необходимо отметить, что Казахстан демонстрирует стабильный прогресс в улучшении положения. Об этом говорят данные отчета о глобальной готовности к электронному правительству за 2005 г., проводимом ООН. Казахстан занимает 65 место в рейтинге 179 стран мира, оценивающем уровень готовности страны и ее общества к услугам электронного правительства, включающий индексы веб-меры*, телеком-инфраструктуры** и человеческого капитала***. Рейтинги Казахстана в 2005 году улучшились на 4 позиции по сравнению с 2004 годом, и на 14 пунктов выше, чем в 2003 году.
_____________________________
*
Веб-мера - мера присутствия/отсутствия специальных электронных средств/услуг на официальном веб-сайте и/или отраслевых сайтах, например, по здравоохранению, образованию, социальному обеспечению.
** Индекс телеком-инфраструктуры - средневзвешенный индекс по таким категориям, как число ПК, пользователей Интернет, телефонных линий, мобильных телефонов и телевизоров на 1000 населения, а также количество населения, работающего в режиме он-лайн.
*** Индекс человеческого капитала опирается на "индекс образования" ПРООН.
Страны европейской восьмерки занимают место в кластере между 19-м и 40-м местами, а ведущие пять стран - Соединенные Штаты, Дания, Швеция, Великобритания и Республика Корея - получали последовательно высокие баллы на протяжении ряда лет.
Основная причина того, что Казахстан отстает от стран европейской восьмерки и других лидирующих стран, заключается в его слабой балльной оценке по телекоммуникациям. Данные показывают, что наличие имеющихся телефонных линий в стране в абсолютном выражении достаточно низкое. Эффективная плотность телефонных сетей на 1000 жителей Казахстана составляет 17,91.
Однако есть ряд положительных тенденций. В период с 1999 по 2004 годы число магистральных телефонных линий на 100 жителей увеличилось при совокупных темпах годового роста (СТГР) на 8,5 %. СТГР учтенных мобильных сетевых абонентов вырос на 123,5 % (за тот же период).
К этому надо добавить, что согласно данным Международного союза по телекоммуникациям об использовании Интернет на 2005 год, в Казахстане - 400 тыс. пользователей Интернет или 2,7 % от общей численности населения. Для сравнения, в Южной Корее, Сингапуре, Японии процентное соотношение пользователей Интернета составляет 67 %, в Великобритании - 63 %, Дании - 70 %, США и Канаде - 68 %, России - 16,5 % и Эстонии - 50 %. Число Интернет-хостов на 10 000 жителей Казахстана составляет лишь 14,69, тогда как в России - 59,24, а на Украине 27,03. Статистика также показывает устойчивый рост числа пользователей Интернета, прирост которых в Казахстане за 2000-2005 гг. составил 471,5 %, в России такой показатель составил 664,5 %, Эстонии - 82,8 %, Канаде - 67,8 %, Великобритании - 145,5 %.
Необходимо отметить, что все вышеуказанные страны уже проводили и продолжают проводить государственные, региональные и глобальные программы по преодолению информационного неравенства, которые, в целом, сводятся к следующим группам мероприятий:
улучшение телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение инфраструктуры многоканального доступа;
улучшение общественного доступа к электронным услугам государственных органов;
акцент на центры универсального обслуживания населения по принципу одного окна;
повышение спроса населения на "электронное правительство";
повышение осведомленности, стратегические коммуникации с целевыми группами;
обучение электронной грамотности населения;
Так, например, общеевропейский план действий "Информационное общество для всех" включало такие направления как электронное обучение и тренинг, разработка мультимедийных обучающих материалов, обучение преподавателей, введение общеевропейского стандарта навыков в области информационных технологий (далее - ИТ) с децентрализованными процедурами сертификации, внедрение центров общественного доступа к Интернету и телецентров с предоставлением тренинговых услуг и возможностей для работы через Интернет, а также государственные программы по усилению и улучшению информационно-коммуникационного сектора.
Изучение мирового опыта в области преодоления информационного неравенства и анализ текущего положения Казахстана показывает острую необходимость в проведении мер, направленных на:
усиление потенциала и повышения компьютерной грамотности населения, с особым вниманием к социально защищаемым слоям населения (в том числе, малоимущим, сиротам и безработным);
развитие отечественных ИТ-специалистов нового конкурентоспособного уровня;
укрепление конкуренции на рынке телекоммуникаций с целью снижения цены доступа к сети Интернет, а также улучшения качества и разнообразия предоставляемых ИКТ-услуг;
расширение инфраструктуры общественного доступа к сети Интернет и оказания образовательных услуг, обеспечение населения более доступными компьютерами для личного пользования;
всестороннее освещение хода реализации Программы с целью вовлечения широких масс населения в процесс снижения информационного неравенства и обеспечения поддержки Программы со стороны общественности.
Данные меры в итоге должны привести к повышению компьютерной грамотности населения Казахстана, увеличения количества пользователей сетью Интернет в различных целях (для личного развития, работы и в повседневной жизни) до 20 %.
Целью настоящей Программы является достижение 20 % уровня компьютерной грамотности населения и пользователей сети Интернет в Казахстане.
Достижение цели Программы обеспечивается выполнением следующих задач:
создать благоприятные условия для эффективного использования в повседневной жизни сети Интернет не менее 20 %-там населения Казахстана;
повысить социальную и экономическую значимость информационных ресурсов в жизни населения Казахстана.
5. Направления и механизм реализации Программы
Реализация задач Программы обеспечивается выполнением следующих мероприятий:
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения.
2. Подготовка преподавателей для обучения населения компьютерной грамотности.
3. Методическое обеспечение процесса обучения населения компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам обучения.
4. Обучение населения компьютерной грамотности.
5. Создание системы мониторинга и проведение периодического анализа реализации Программы.
6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой.
7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов.
8. Формирование заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий.
9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы на государственном и русском языках.
Выполнение Программы будет осуществляться путем реализации плана мероприятий.
Координация работы по реализации Программы будет осуществляться Межведомственной комиссией по координации работ по формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры, процессов информатизации Республики Казахстан.
Контроль и реализация Программы будут осуществляться уполномоченным органом в сфере информатизации и связи.
В целях реализации единой технической политики при выполнении мероприятий Программы функции управления проектами и технического сопровождения учебных центров будут возложены на национального оператора в сфере информатизации.
5.1. Совершенствование нормативного правового
обеспечения
Развитие нормативного правового и методологического обеспечения будет направлено на регулирование отношений в сфере информатизации, касающихся создания для населения Казахстана равных возможностей по освоению современных технических средств и методов доступа к информационно-коммуникационным технологиям, информационным ресурсам и обеспечение прав граждан на их использование.
Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного правового и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах системности, объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан.
С целью формирования правовых основ для достижения поставленных Программой целей будут предусмотрены следующие мероприятия:
введение в учебный план системы повышения квалификации работников сферы образования, культуры и здравоохранения курсов по ИКТ с соответствующей сертификацией уровня образования;
введение обязательности наличия документа, подтверждающего компьютерную грамотность, при приеме на государственную службу и аттестации государственных служащих;
введение обязательности наличия документа, подтверждающего компьютерную грамотность, при прохождении периодической аттестации работников сферы образования, культуры и здравоохранения;
разработка положения о порядке проведения обучения населения компьютерной грамотности и тестирования;
внесение дополнений в
постановление
Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2005 года N 1121 "О государственных закупках, имеющих важное стратегическое значение" о сертификате компьютерной грамотности;
внесение изменений и дополнений в
постановление
Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 648 "О государственных закупках имеющих важное стратегическое значение" об отнесении оказания работ и услуг по системно-техническому сопровождению компьютерных классов, созданных для обучения компьютерной грамотности населения, АО "Национальные информационные технологии".
5.2. Подготовка преподавателей для обучения
населения компьютерной грамотности
Одним из важных аспектов обучения населения компьютерной грамотности является подготовка квалифицированных преподавательских кадров. В этой связи планируется выполнение следующих мероприятий:
разработка и утверждение учебной программы "Компьютерная грамотность";
создание Центра по подготовке преподавателей и дистанционного обучения компьютерной грамотности и сертификации, его аппаратно-техническое обеспечение;
проведение тренинговых курсов компьютерной грамотности для 1000 преподавателей и 2000 студентов-практикантов ИТ-специальностей для всех регионов Казахстана (с выдачей документа, подтверждающего компьютерную грамотность (сертификат).
5.3. Методическое обеспечение процесса обучения
населения компьютерной грамотности по дистанционным и
очным формам обучения
Владение навыками пользования компьютером и другими информационными технологиями становятся неотъемлемой частью современной жизни. В этой связи будет уделено внимание развитию методического обеспечения процесса обучения населения компьютерной грамотности, включающего разработку учебно-методического пособия, электронных учебников (для дистанционного и автономного обучения) на государственном и русском языках, а также тестов и программного обеспечения по контролю знаний.
5.4. Обучение населения компьютерной грамотности
Цель данного направления состоит в создании условий для увеличения в Казахстане доли грамотного населения в сфере компьютерных технологий до 20 %.
Поставленная цель будет достигнута за счет развития инфраструктуры центров обучения населения компьютерной грамотности, а также ряда мероприятий, направленных на повышение компьютерной грамотности различных слоев населения, включающих:
организацию обучения в регионах Казахстана государственных служащих местных исполнительных органов, областных и районных подразделений центральных государственных органов (87 749 чел - 0,58 %);
организацию обучения в регионах Казахстана работников бюджетных организаций и безработного населения, зарегистрированного в органах занятости и социальных программ (666 135 чел - 4,44 %);
организацию обучения компьютерной грамотности военнослужащих (62 560 - 0,41 %);
создание 69 компьютерных классов (по 6 ПК) в детских домах (приобретение компьютерной и оргтехники, лицензионного программного обеспечения с последующей передачей их в детские дома, обучение 47 610 чел. - 0,3 %);
организацию тестирования учащихся 9, 10, 11 классов школ, профшкол, колледжей и студентов вузов (990 000 - 6,6 %);
организацию обучения работников внебюджетной сферы и иных категорий граждан (330 000 - 2,2 %) компьютерной грамотности;
организацию обучения и сертификацию работников холдингов, нацкомпаний и акционерных обществ компьютерной грамотности (180 000 чел. - 1,2 %).
Критерием, определяющим компьютерную грамотность граждан, является обучение на курсе "Компьютерная грамотность", программа которого утверждена совместным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи, и успешное прохождение тестирования по данному курсу.
5.5. Создание системы мониторинга и проведение
периодического анализа реализации Программы
В целях осуществления единых подходов к оценке реализации Программы будет разработана методологическая база проведения мониторинга и анализа, предусматривающая определение общих статистических индикаторов и разработку методов сбора и обработки статистической информации для определения уровня компьютерной грамотности населения и уровня доступности услуг Интернет.
Основными мероприятиями, обеспечивающими при этом сбор сведений и подготовку аналитической информации, будут:
проведение консалтинговых работ по определению индикаторов компьютерной грамотности населения и разработка методов сбора статистической информации;
проведение консалтинговых работ по определению категорий пользователей сети Интернет и разработка методов сбора статистической информации по использованию Интернет-ресурсов;
проведение работ по определению уровня компьютерной грамотности населения, степени использования Интернет-ресурсов и категорий пользователей сети Интернет с использованием разработанных методов сбора соответствующей информации, анализ результатов и динамики повышения компьютерной грамотности населения;
проведение работ по определению критериев и степени значимости Интернета в жизни населения Казахстана;
проведение мониторинга компьютерной грамотности обучаемых;
проведение работ по разработке механизма привлечения частного бизнеса для участия в реализации мероприятий по снижению информационного неравенства в Казахстане.
5.6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение
населения доступной по цене компьютерной техникой
Цель данного направления состоит в обеспечении условий для подключения к открытым информационным ресурсам всех категорий граждан Казахстана независимо от места их проживания и уровня благосостояния.
Поставленная цель будет достигнута за счет развития существующей телекоммуникационной инфраструктуры и организации мониторинга процесса обеспечения граждан доступом в Интернет.
В этой связи потребуется обеспечить:
снижение тарифов на доступ к сети Интернет по телефонным линиям;
снижение тарифов на доступ к сети Интернет по выделенным линиям;
все школы бесплатным доступом к сети Интернет;
снижение тарифов на услугу безлимитного широкополосного доступа к сети Интернет - Мегалайн - Хит;
развитие телефонной и оптоволоконной сетей в Казахстане;
развитие предоставления доступа к сети Интернет через беспроводную связь (Wi-Fi).
С целью создания условий населению для приобретения компьютерной техники планируется выпуск компьютеров на базе Парка информационных технологий по доступной цене, а также льготное кредитование банками второго уровня и иными финансовыми организациями граждан при приобретении ими компьютерной техники.
5.7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов
Важным направлением в программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан является подготовка высококвалифицированного отечественного кадрового потенциала в сфере ИКТ.
Задачи данного направления - уточнение и расширение номенклатуры специальностей в сфере ИКТ, адекватной потребностям рынка, совершенствование фундаментальной подготовки специалистов и педагогических кадров в области инфокоммуникационных технологий, развитие научного потенциала Казахстана в сфере ИКТ, интеграция высшего образования и науки в сфере ИКТ, совершенствование учебных программ по инфокоммуникационным технологиям в школах и ВУЗах, повышение роли ИКТ в жизни учащихся школ и ВУЗов, создание благоприятных условий для сотрудничества учреждений профессионально-технического и высшего образования с софтверными компаниями и производителями компьютерной техники.
С целью сокращения отставания темпов подготовки ИТ-специалистов от роста потребностей отечественной ИТ-отрасли, а также повышения уровня квалификации и подготовки специализированных ИТ-кадров (тестировщиков, аналитиков и менеджеров ИТ-проектов и прочих компьютерных специальностей) будут реализованы следующие мероприятия:
создание учебно-консалтингового Центра дистанционного и очного обучения в области информационных технологий и менеджмента;
организация казахстанского информационно-образовательного Интернет-университета информационных технологий;
развитие международного сотрудничества с ведущими образовательными, тренинговыми организациями в сфере ИКТ.
5.8. Формирование заинтересованности граждан в освоении
информационно-коммуникационных технологий
Основной целью данного направления является стимулирование заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий. Поставленная цель будет достигнута путем создания системы мер, направленных на повышение потребности населения в обучении компьютерной грамотности и освоении современных ИКТ за счет расширения области электронных сервисов в сети Интернет, включающей:
разработку системы интеллектуального поиска информационных ресурсов на информационно-познавательных, информационно-развлекательных порталах;
организацию контроля и мониторинга создания и актуализации республиканскими и областными СМИ собственных веб-сайтов;
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере индустрии и торговли;
создание и обеспечение актуализации информационного веб-портала юридических лиц;
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере информационных технологий;
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала "Национальное наследие";
формирование электронного государственного библиотечного фонда "Библиотека Казахстана";
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере здравоохранения;
создание и обеспечение актуализации казахстанского образовательного веб-портала.
С целью привлечения широких слоев населения на обучение компьютерной грамотности планируется создание дополнительных стимулов: предоставление слушателям бесплатной работы в сети Интернет на 10 часов; введение системы скидок при покупке компьютерной техники, компьютерной литературы и услуг сети Интернет для слушателей курсов компьютерной грамотности, прошедших сертификацию на любой уровень сложности; выпуск журнала "Желтые страницы Казахстана" (каталог казахстанских сайтов) и размещение электронной версии журнала на портале "электронного правительства".
5.9. Формирование общественной поддержки
выполнения мероприятий Программы
В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия:
проведение видеоконференций, семинаров с участием международных экспертов по снижению информационного неравенства в Республике Казахстан;
освещение на государственном и русском языках хода реализации мероприятий Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан посредством СМИ (рекламных материалов, PR-статей, ТВ-роликов, печатных материалов - листовок, плакатов и веб-сайтов);
публикация показателей компьютерной грамотности и пользователей Интернет в статистическом ежегоднике Казахстана Агентства Республики Казахстан по статистике;
проведение государственных и негосударственных конкурсов казахстанских веб-сайтов;
проведение в регионах месячников информационных технологий:
проведение круглых столов по Программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан;
организация выставок по ИКТ технологиям и ярмарок вакансий ИТ-специальностей;
организация конкурсов по программированию в вузах, колледжах, профшколах и школах;
обеспечение бесплатным доступом к сети Интернет сельское население и людей с ограниченными возможностями;
проведение бесплатного обучения на компьютерных курсах;
акция по продаже компьютеров по сниженным на 50 % ценам для учащихся, студентов и людей с ограниченными возможностями;
проведение дней "Открытых дверей" в технических вузах, обеспечивающих подготовку ИТ-специальностей.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.
На основании экспертных оценок и расчетов по планируемым мероприятиям общая стоимость Программы составит:
15 584 676
тыс. тенге, из них объем финансирования из средств республиканского бюджета составит
13 701 595
тыс. тенге, в том числе:
на 2007 год - 4 901 052 тыс. тенге,
на 2008 год - 4 398 361 тыс. тенге;
на 2009 год - 4 402 182 тыс. тенге.
и
1 883 081
тыс. тенге - местный бюджет, в том числе по годам:
на 2007 год - 588 633 тыс. тенге,
на 2008 год - 647 224 тыс. тенге;
на 2009 год - 647 224 тыс.тенге.
В указанные расходы входят текущие затраты на сервисное системно-техническое обслуживание и услуги Интернет в объеме 1 124 804 тыс. тенге, в том числе по годам:
на 2007 год - 269 042 тыс. тенге;
на 2008 год - 426 040 тыс. тенге;
на 2009 год - 429 722 тыс. тенге.
Объем финансирования в разрезе направлений указывается в плане мероприятий по реализации настоящей Программы.
Внесение корректировок в Программу в части изменения объемов финансирования из республиканского и местного бюджета осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Объемы финансирования будут уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Успешная реализация Программы позволит Казахстану достичь следующих показателей:
компьютерной грамотности населения Казахстана не ниже 20 %, который на 15,7 % превысит текущий показатель;
пользователей Интернет в Казахстане не ниже 20 % от общей численности населения, что на 17,2 % выше, чем в настоящий момент;
повышения профессиональных качеств отечественных ИТ-специалистов;
наполнение актуальной и познавательной информацией казахстанского сегмента сети Интернет;
обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой и недорогими тарифными планами пользования сетью Интернет;
активизация населения Казахстана, направленная на максимальное пользование услугами "электронного правительства".
Достижение этих показателей способствует развитию информационной инфраструктуры общества и подготовке Казахстана к переходу от индустриального общества к постиндустриальному - информационному обществу.
8. План мероприятий но реализации Программы снижения
информационного неравенства в Республике Казахстан
на 2007-2009 годы
N
|
Мероприятия
|
Форма
|
Ответ-
|
Срок
|
Предполагаемые
|
Ис-
|
||
2007 |
2008 |
2009 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения |
||||||||
1. |
Включить в
|
Приказ |
МОН,
|
1
|
|
|
|
Не
|
2. |
Введение
|
Приказ |
АДГС |
2
|
|
|
|
Не
|
3. |
Введение
|
Приказ |
МОН,
|
2
|
|
|
|
Не
|
4. |
Разработка
|
Сов-
|
АИС,
|
4
|
|
|
|
Не
|
5. |
Внесение
|
Поста-
|
АИС
|
4
|
|
|
|
Не
|
6. |
Внесение
|
Поста-
|
АИС |
4
|
|
|
|
Не
|
2. Подготовка преподавателей для обучения
|
||||||||
1. |
Разработка и
|
Сов-
|
АИС,
|
Июль
|
|
|
|
Не
|
2. |
Создание
|
Инфор-
|
МОН |
30
|
|
|
|
|
2.1.
|
Аппаратно-
|
Инфор-
|
МОН
|
30
|
80 373
|
10 000
|
10 000
|
Рес-
|
2.2.
|
Проведение
|
Инфор-
|
МОН
|
30
|
56 000
|
15 600
|
15 600
|
Рес-
|
Результат: Подготовка сертифицированных тренеров для всех регионов
|
||||||||
3. Методическое обеспечение процесса обучения населения
|
||||||||
1.
|
Разработка
|
Инфор-
|
МОН
|
30 июня
|
1 500
|
|
|
Рес-
|
2.
|
Тиражирова-
|
Инфор-
|
МОН
|
30
|
150 000
|
280 400
|
280 500
|
Рес-
|
3.
|
Разработка
|
Инфор-
|
МОН
|
30 июня
|
18 000
|
|
|
Рес-
|
4.
|
Тиражирова-
|
Инфор-
|
МОН
|
30
|
100 000
|
100 000
|
100 000
|
Рес-
|
5.
|
Размещение
|
Инфор-
|
АИС
|
2
|
5 000
|
|
|
Рес-
|
6.
|
Разработка
|
Инфор-
|
МОН,
|
30 июня
|
5 000
|
|
|
Рес-
|
7. |
Разработка
|
Инфор-
|
МОН |
30
|
6 000 |
|
|
Рес-
|
8. |
Разработка,
|
Доку-
|
АИС,
|
2
|
200 500 |
250 000 |
250 000 |
Рес-
|
4. Обучение населения компьютерной грамотности |
||||||||
1. |
Планирова-
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
64 000 |
67 200 |
70 560 |
Рес-
|
2. |
Обучение в
|
Инфор-
|
Акимы
|
10
|
|
|
|
|
2.1. |
Создание
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
33 480 |
|
|
Мест-
|
2.2. |
Техническое
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
31 571 |
|
|
Рес-
|
2.3. |
Прокладка
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
9 844 |
|
|
Рес-
|
2.4. |
Организа-
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
|
|
|
Не
|
2.5. |
Обучение
|
Инфор-
|
АДГС,
|
30
|
|
238 050 |
76 107 |
Рес-
|
2.6. |
Системно-
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
14 742 |
30 958 |
32 506 |
Рес-
|
2.7. |
Услуги
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
9 450 |
13 971 |
13 133 |
Рес-
|
2.8. |
Содержание
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
39 745 |
79 490 |
79 490 |
Мест-
|
3. |
Обучение в
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
|
3.1. |
Организация
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
133 920 |
|
|
Мест-
|
3.2. |
Техническое
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
629 254 |
|
|
Рес-
|
3.3.
|
Прокладка
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
31 500 |
|
|
Рес-
|
3.4.
|
Организа-
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
|
|
|
Не
|
3.5.
|
Выделение
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
615 241
|
1143519
|
1305462
|
Рес-
|
3.6.
|
Системно-
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
58 968
|
123 833
|
130 024
|
Рес-
|
3.7.
|
Услуги
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
37 800
|
58 212
|
54 719
|
Рес-
|
3.8. |
Содержание
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
158 980 |
317 959 |
317 959 |
Мест-
|
4. |
Обучение
|
Инфор-
|
МО |
30
|
|
|
|
|
4.1. |
Организация
|
Инфор-
|
МО |
30
|
13 944 |
6 650 |
6 650 |
Рес-
|
4.2. |
Техническое
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
91 222 |
|
|
Рес-
|
4.3. |
Прокладка
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
7 140 |
|
|
Рес-
|
4.4. |
Организа-
|
Инфор-
|
МО |
30
|
|
|
|
Не
|
4.5. |
Обучение
|
Инфор-
|
МО,
|
30
|
56 637 |
115 110 |
115 110 |
Рес-
|
4.6. |
Системно-
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
7 129 |
14 257 |
14 970 |
Рес-
|
4.7. |
Услуги
|
Инфор-
|
МО |
30
|
41 280 |
82 560 |
82 560 |
Рес-
|
4.8. |
Содержание
|
Инфор-
|
МО |
30
|
|
|
|
Не
|
5. |
Создание в
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
|
5.1. |
Организация
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
9 300 |
|
|
Мест-
|
5.2. |
Техническое
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
59717 |
|
|
Рес-
|
5.3. |
Прокладка
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
9 056 |
|
|
Рес-
|
5.4. |
Выделение
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
43 254 |
87 602 |
87 602 |
Рес-
|
5.5. |
Системно-
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
5 425 |
10 850 |
10 850 |
Рес-
|
5.6. |
Услуги
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
8 568 |
13 195 |
12 403 |
Рес-
|
5.7. |
Содержание
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
36 565 |
73 131 |
73 131 |
Мест-
|
6. |
Тестирование
|
Инфор-
|
МОН,
|
30
|
|
|
|
|
6.1. |
Тестирование
|
Инфор-
|
МОН,
|
30
|
49 998 |
50 000 |
50 000 |
Рес-
|
7. |
Обучение
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
|
|
|
|
7.1. |
Выделение
|
Инфор-
|
МОН,
|
30
|
829 200 |
833 000 |
833 000 |
Рес-
|
7.2. |
Организа-
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
|
|
|
Не
|
7.3. |
Организация
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
|
|
|
Не
|
7.4. |
Привлечение
|
Инфор-
|
МОН |
30
|
|
|
|
Не
|
7.5. |
Выделение
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
275 000 |
275 000 |
275 000 |
Рес-
|
7.6. |
Системно-
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
43 680 |
45 864 |
48 157 |
Рес-
|
7.7. |
Услуги
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
42 000 |
32 340 |
30 400 |
Рес-
|
7.8. |
Содержание
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
176 644 |
176 644 |
176 644 |
Мест-
|
8. |
Организация
|
Инфор-
|
Хол-
|
30
|
|
|
|
Не
|
Результат: Обучение не менее 20 % населения (2 364 054 чел. - 15,7 %) |
||||||||
5. Создание системы мониторинга и проведение периодического
|
||||||||
1. |
Разработка
|
Инфор-
|
АС |
10
|
2 500 |
|
|
Рес-
|
2. |
Проведение
|
Инфор-
|
АС |
10
|
|
2 500 |
|
Рес-
|
3. |
Разработка
|
Инфор-
|
АС |
10
|
3 000 |
|
|
Рес-
|
4. |
Проведение
|
Инфор-
|
АС |
10
|
5 500 |
9 130 |
12 521 |
Рес-
|
5. |
Включение в
|
Инфор-
|
АИС,
|
4
|
5 000 |
5 250 |
5 513 |
Рес-
|
6. |
Проведение
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
5 000 |
5 000 |
5 000 |
Рес-
|
7. |
Проведение
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
10 000 |
10 500 |
11025 |
Рес-
|
8. |
Проведение
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
5 000 |
|
|
Рес-
|
Результат: аналитические отчеты по реализации Программы |
||||||||
6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение
|
||||||||
1. |
Снижение
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
Не
|
1.1. |
Снижение
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
Не
|
1.2. |
Снижение
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
Не
|
2. |
Снижение
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
Не
|
3. |
Расширение
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
|
|
|
Не
|
4. |
Снижение
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
Не
|
4.1. |
Снижение
|
Инфор-
|
АО
|
30
|
|
|
|
Не
|
4.2. |
Снижение
|
Инфор-
|
АО
|
30
|
|
|
|
Не
|
5. |
Выпуск
|
Инфор-
|
МИТ,
|
30
|
|
|
|
Не
|
6. |
Выработка
|
Инфор-
|
НБ РК,
|
30
|
|
|
|
Не
|
Результат: Создание для населения Казахстана благоприятных условий
|
||||||||
7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов |
||||||||
1. |
Создание
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
63 298 |
30 000 |
30 000 |
Рес-
|
2. |
Организация
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
108 570 |
60 000 |
60 000 |
Рес-
|
3. |
Развитие
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
|
|
|
Не
|
Результат: подготовка отечественных ИТ-специалистов,
|
||||||||
8. Формирование заинтересованности граждан в освоении
|
||||||||
1. |
Создание
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
|
1.1. |
Разработка
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
23 824 |
5 000 |
|
Рес-
|
1.2. |
Организация
|
Инфор-
|
МКИ |
30
|
|
|
|
Не
|
1.3. |
Создание и
|
Инфор-
|
МИТ |
30
|
123 700 |
5 000 |
5 000 |
Рес-
|
1.4. |
Создание и
|
Инфор-
|
МЮ |
30
|
19 800 |
5 000 |
5 000 |
Рес-
|
1.5. |
Создание и
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
85 000 |
5 000 |
5 000 |
Рес-
|
1.6. |
Создание и
|
Инфор-
|
МКИ |
30
|
150 000 |
50 000 |
50 000 |
Рес-
|
1.7. |
Формирование
|
Инфор-
|
МКИ |
30
|
233 000 |
200 000 |
200 000 |
Рес-
|
1.8. |
Создание и
|
Инфор-
|
МЗ |
30
|
111 270 |
5 000 |
5 000 |
Рес-
|
1.9. |
Создание и
|
Инфор-
|
МОН |
30
|
150 000 |
15 000 |
15 000 |
Рес-
|
2. |
Создание
|
Инфор-
|
АО
|
30
|
|
|
|
|
2.1. |
Предостав-
|
Инфор-
|
АО
|
30
|
|
|
|
Не
|
2.2. |
Введение
|
Инфор-
|
Ассо-
|
30
|
|
|
|
Не
|
2.3. |
Выпуск
|
Инфор-
|
МКИ |
30
|
10 000 |
10 000 |
10 000 |
Рес-
|
Результат: Информационное наполнение казахстанского сегмента сети
|
||||||||
9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий
|
||||||||
1. |
Проведение
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
4 700 |
4 700 |
4 700 |
Рес-
|
2. |
Освещение на
|
Инфор-
|
АИС |
10
|
49 350 |
49 900 |
49 900 |
Рес-
|
3. |
Публикация
|
Статис-
|
АС
|
4
|
3 000 |
3 210 |
3 210 |
Рес-
|
4. |
Проведение
|
Инфор-
|
АИС
|
10
|
|
|
|
Не
|
5.
|
Выделение
|
Инфор-
|
Акимы
|
30
|
21 547
|
20 000
|
20 000
|
Рес-
|
Результат: создание системы информированности граждан о ходе
|
||||||||
|
Итого: |
|
|
|
5489685 |
5045585 |
5049406 |
15584676 |
|
Республикан-
|
|
|
|
4901052 |
4398361 |
4402182 |
13701595 |
|
Бюджет
|
|
|
|
588633 |
647224 |
647224 |
1883080 |
Примечание:
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МКИ - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
МО - Министерство обороны Республики Казахстан
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
ЦИК - Центральная избирательная комиссия
АДГС - Агентство Республики Казахстан по делам государственной
службы
АИС - Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи
АС - Агентство Республики Казахстан по статистике
АРНФР - Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору
финансового рынка
НБ РК - Национальный банк Республики Казахстан
АО НИТ - Акционерное общество "Национальные информационные
технологии"
ИТ - информационные технологии
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
СМИ - средства массовой информации
ПК - персональный компьютер