Об утверждении Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года N 995

Действующий

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа).

      2. Центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан и иным организациям обеспечить своевременное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой и ежегодно, к 30 июня и 30 декабря представлять в Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи информацию по их исполнению.

      3. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи ежегодно, к 10 июля и 10 января представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения Программы.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена           
постановлением Правительства  
Республики Казахстан      
от 13 октября 2006 года N 995 
            

  Программа
снижения информационного неравенства
в Республике Казахстан
на 2007-2009 годы

  Содержание

1.    Паспорт Программы
2.    Введение
3.    Анализ современного состояния
4.    Цель и задачи Программы
5.    Основные направления и механизм реализации Программы
5.1.  Совершенствование нормативного правового обеспечения
5.2.  Подготовка преподавателей для обучения населения компьютерной
     грамотности
5.3.  Методическое обеспечение процесса обучения населения
     компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам
     обучения
5.4.  Обучение населения компьютерной грамотности
5.5.  Создание системы мониторинга и проведение периодического
     анализа реализации Программы
5.6.  Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение населения
     доступной по цене компьютерной техникой
5.7.  Подготовка отечественных ИТ-специалистов
5.8.  Формирование заинтересованности граждан в освоении
     информационно-коммуникационных технологий
5.9.  Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий
     Программы на государственном и русском языках
6.    Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7.    Ожидаемые результаты от реализации Программы
8.    План мероприятий по реализации Программы

  1. Паспорт программы

Наименование           Программа снижения информационного
                       неравенства в Республике Казахстан на
                       2007-2009 годы

Основание для          Государственная программа формирования
разработки             "электронного правительства"
                       в Республике Казахстан на 
                       2005-2007 годы, утвержденная  Указом
                       Президента Республики Казахстан от
                       10 ноября 2004 года N 1471

Государственный        Агентство Республики Казахстан по
орган - разработчик    информатизации и связи

Цель Программы         снижение информационного неравенства в
                       Республике Казахстан, достижение 20 % уровня
                       компьютерной грамотности населения и
                       пользователей сети Интернет в Республике
                       Казахстан

Задачи Программы       создать благоприятные условия для
                       эффективного использования в повседневной
                       жизни сети Интернет не менее 20 %-там
                       населения Казахстана повысить социальную и
                       экономическую значимость информационных
                       ресурсов в жизни населения Казахстана

Срок реализации        2007-2009 годы

Источники и            общая стоимость Программы составит:
объемы                  15 584 676  тыс. тенге, из них объем
финансирования         финансирования из средств республиканского
                       бюджета -  13 701 595  тыс. тенге, в том числе
                       по годам:
                          на 2007 год - 4 901 052 тыс. тенге,
                          на 2008 год - 4 398 361 тыс. тенге;
                          на 2009 год - 4 402 182 тыс. тенге.
                       и  1 883 081  тыс. тенге - местный бюджет, в
                       том числе по годам:
                          на 2007 год - 588 633 тыс. тенге,
                          на 2008 год - 647 224 тыс. тенге;
                          на 2009 год - 647 224 тыс. тенге.
                       Объемы финансирования будут уточняться при
                       формировании республиканского и местных
                       бюджетов на соответствующий финансовый год.

Ожидаемые              Реализация Программы к концу 2009 года будет
результаты             направлена на достижение следующих целевых
                       индикаторов:
                       показатель компьютерной грамотности
                       населения Казахстана - 20 % от общей
                       численности, который на 15,7 % превысит
                       текущее состояние
                       показатель пользователей сети Интернет в
                       Казахстане - не ниже 20 %, что на 17,2 %
                       выше, чем в настоящий момент

  2. Введение

      Настоящая Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации  Указа  Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471 "О Государственной программе формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы".
      Сегодня наше государство взяло курс на строительство постиндустриального общества - ступени экономического развития, следующей за периодом индустриализации и характеризующейся опережающим развитием и ростом доли сферы услуг в общей структуре экономики. Концепцией постиндустриального общества является информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
      увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
      возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
      создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
      а) эффективное информационное взаимодействие людей;
      б) их доступ к мировым информационным ресурсам;
      в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
      Неприятие цифровых технологий, слабое их развитие означает поражение во всемирной гонке за экономическим процветанием и политическим доминированием в будущем информационном обществе. Виртуальная реальность коренным образом меняет производство, образование и жизнь людей, создавая безграничное информационное пространство во всем мире.
      Информационное пространство, формируемое сегодня в Казахстане, в основе своей многомерно, неоднородно и отличается отсутствием целостности, неравномерным распределением информации, неодинаковым доступом ее для различных индивидов. Остро встал вопрос о ликвидации так называемого "информационного неравенства", означающего неравные возможности пользования информационно-коммуникационными технологиями, в том числе:
      неравное владение гражданами компьютерной и другой цифровой, коммуникационной техникой;
      неравный доступ граждан к ресурсам Интернет;
      неравное владение гражданами навыками пользования компьютерными технологиями.
      Информационное неравенство проявляется между регионами, крупными, средними и мелкими населенными пунктами, городом и деревней. В крупных городах наблюдается значительная концентрация научно-образовательного потенциала, что значительно отличают их по своим возможностям от средних и мелких поселений.
      Настоящая Программа направлена на создание в Республике Казахстан условий по преодолению информационного неравенства и широкому использованию информационно-коммуникационных и инновационных технологий.
      Реализация Программы будет выполняться путем исполнения плана мероприятий (далее - план) с учетом отраслевых программ государственных органов и региональных программ местных исполнительных органов.
      Координация работ и контроль реализации Программы будет осуществляться уполномоченным органом в сфере информатизации и связи.

  3. Анализ современного состояния проблемы

      Проблема "информационного неравенства" является глобальной и тесно связана с феноменом зависимости успеха человека от его отношения к компьютерной и телекоммуникационной революции, а также с уровнем развития отдельного государства и общества. Суть проблемы состоит в неравном доступе к возможностям, предоставляемым современными информационными технологиями для достижения социальных и экономических целей. Это связано как с недостаточным уровнем развития человеческого потенциала, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, а также доступа к коммуникациям.
      По данным Всемирного Банка (2006 г.), Казахстан занял 64 место среди 68 стран в последнем "рейтинге е-готовности за 2005 год", ежегодно проводимом аналитическим отделом британского журнала "Экономист" (2006 г.), а Россия и Украина заняли 52-е и 61-е места соответственно. Данный рейтинг измеряет среду электронного бизнеса страны через средневзвешенный индекс, состоящий из около 100 количественных и качественных критериев, включая такие категории, как возможность подключения к сети Интернет, бизнес среда, правовая, политическая, социальная и культурная среда, поддержка электронных услуг.
      В дополнение необходимо отметить, что Казахстан демонстрирует стабильный прогресс в улучшении положения. Об этом говорят данные отчета о глобальной готовности к электронному правительству за 2005 г., проводимом ООН. Казахстан занимает 65 место в рейтинге 179 стран мира, оценивающем уровень готовности страны и ее общества к услугам электронного правительства, включающий индексы веб-меры*, телеком-инфраструктуры** и человеческого капитала***. Рейтинги Казахстана в 2005 году улучшились на 4 позиции по сравнению с 2004 годом, и на 14 пунктов выше, чем в 2003 году.
_____________________________
       Веб-мера - мера присутствия/отсутствия специальных электронных средств/услуг на официальном веб-сайте и/или отраслевых сайтах, например, по здравоохранению, образованию, социальному обеспечению.
      ** Индекс телеком-инфраструктуры - средневзвешенный индекс по таким категориям, как число ПК, пользователей Интернет, телефонных линий, мобильных телефонов и телевизоров на 1000 населения, а также количество населения, работающего в режиме он-лайн.
      *** Индекс человеческого капитала опирается на "индекс образования" ПРООН.

      Страны европейской восьмерки занимают место в кластере между 19-м и 40-м местами, а ведущие пять стран - Соединенные Штаты, Дания, Швеция, Великобритания и Республика Корея - получали последовательно высокие баллы на протяжении ряда лет.
      Основная причина того, что Казахстан отстает от стран европейской восьмерки и других лидирующих стран, заключается в его слабой балльной оценке по телекоммуникациям. Данные показывают, что наличие имеющихся телефонных линий в стране в абсолютном выражении достаточно низкое. Эффективная плотность телефонных сетей на 1000 жителей Казахстана составляет 17,91.
      Однако есть ряд положительных тенденций. В период с 1999 по 2004 годы число магистральных телефонных линий на 100 жителей увеличилось при совокупных темпах годового роста (СТГР) на 8,5 %. СТГР учтенных мобильных сетевых абонентов вырос на 123,5 % (за тот же период).
      К этому надо добавить, что согласно данным Международного союза по телекоммуникациям об использовании Интернет на 2005 год, в Казахстане - 400 тыс. пользователей Интернет или 2,7 % от общей численности населения. Для сравнения, в Южной Корее, Сингапуре, Японии процентное соотношение пользователей Интернета составляет 67 %, в Великобритании - 63 %, Дании - 70 %, США и Канаде - 68 %, России - 16,5 % и Эстонии - 50 %. Число Интернет-хостов на 10 000 жителей Казахстана составляет лишь 14,69, тогда как в России - 59,24, а на Украине 27,03. Статистика также показывает устойчивый рост числа пользователей Интернета, прирост которых в Казахстане за 2000-2005 гг. составил 471,5 %, в России такой показатель составил 664,5 %, Эстонии - 82,8 %, Канаде - 67,8 %, Великобритании - 145,5 %.
      Необходимо отметить, что все вышеуказанные страны уже проводили и продолжают проводить государственные, региональные и глобальные программы по преодолению информационного неравенства, которые, в целом, сводятся к следующим группам мероприятий:
      улучшение телекоммуникационной инфраструктуры;
      обеспечение инфраструктуры многоканального доступа;
      улучшение общественного доступа к электронным услугам государственных органов;
      акцент на центры универсального обслуживания населения по принципу одного окна;
      повышение спроса населения на "электронное правительство";
      повышение осведомленности, стратегические коммуникации с целевыми группами;
      обучение электронной грамотности населения;
      Так, например, общеевропейский план действий "Информационное общество для всех" включало такие направления как электронное обучение и тренинг, разработка мультимедийных обучающих материалов, обучение преподавателей, введение общеевропейского стандарта навыков в области информационных технологий (далее - ИТ) с децентрализованными процедурами сертификации, внедрение центров общественного доступа к Интернету и телецентров с предоставлением тренинговых услуг и возможностей для работы через Интернет, а также государственные программы по усилению и улучшению информационно-коммуникационного сектора.
      Изучение мирового опыта в области преодоления информационного неравенства и анализ текущего положения Казахстана показывает острую необходимость в проведении мер, направленных на:
      усиление потенциала и повышения компьютерной грамотности населения, с особым вниманием к социально защищаемым слоям населения (в том числе, малоимущим, сиротам и безработным);
      развитие отечественных ИТ-специалистов нового конкурентоспособного уровня;
      укрепление конкуренции на рынке телекоммуникаций с целью снижения цены доступа к сети Интернет, а также улучшения качества и разнообразия предоставляемых ИКТ-услуг;
      расширение инфраструктуры общественного доступа к сети Интернет и оказания образовательных услуг, обеспечение населения более доступными компьютерами для личного пользования;
      всестороннее освещение хода реализации Программы с целью вовлечения широких масс населения в процесс снижения информационного неравенства и обеспечения поддержки Программы со стороны общественности.
      Данные меры в итоге должны привести к повышению компьютерной грамотности населения Казахстана, увеличения количества пользователей сетью Интернет в различных целях (для личного развития, работы и в повседневной жизни) до 20 %.

  4. Цели и задачи Программы

      Целью настоящей Программы является достижение 20 % уровня компьютерной грамотности населения и пользователей сети Интернет в Казахстане.
      Достижение цели Программы обеспечивается выполнением следующих задач:
      создать благоприятные условия для эффективного использования в повседневной жизни сети Интернет не менее 20 %-там населения Казахстана;
      повысить социальную и экономическую значимость информационных ресурсов в жизни населения Казахстана.

  5. Направления и механизм реализации Программы

      Реализация задач Программы обеспечивается выполнением следующих мероприятий:
      1. Совершенствование нормативного правового обеспечения.
      2. Подготовка преподавателей для обучения населения компьютерной грамотности.
      3. Методическое обеспечение процесса обучения населения компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам обучения.
      4. Обучение населения компьютерной грамотности.
      5. Создание системы мониторинга и проведение периодического анализа реализации Программы.
      6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой.
      7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов.
      8. Формирование заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий.
      9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы на государственном и русском языках.
      Выполнение Программы будет осуществляться путем реализации плана мероприятий.
      Координация работы по реализации Программы будет осуществляться Межведомственной комиссией по координации работ по формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры, процессов информатизации Республики Казахстан.
      Контроль и реализация Программы будут осуществляться уполномоченным органом в сфере информатизации и связи.
      В целях реализации единой технической политики при выполнении мероприятий Программы функции управления проектами и технического сопровождения учебных центров будут возложены на национального оператора в сфере информатизации.

  5.1. Совершенствование нормативного правового
обеспечения

      Развитие нормативного правового и методологического обеспечения будет направлено на регулирование отношений в сфере информатизации, касающихся создания для населения Казахстана равных возможностей по освоению современных технических средств и методов доступа к информационно-коммуникационным технологиям, информационным ресурсам и обеспечение прав граждан на их использование.
      Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного правового и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах системности, объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан.
      С целью формирования правовых основ для достижения поставленных Программой целей будут предусмотрены следующие мероприятия:
      введение в учебный план системы повышения квалификации работников сферы образования, культуры и здравоохранения курсов по ИКТ с соответствующей сертификацией уровня образования;
      введение обязательности наличия документа, подтверждающего компьютерную грамотность, при приеме на государственную службу и аттестации государственных служащих;
      введение обязательности наличия документа, подтверждающего компьютерную грамотность, при прохождении периодической аттестации работников сферы образования, культуры и здравоохранения;
      разработка положения о порядке проведения обучения населения компьютерной грамотности и тестирования;
      внесение дополнений в  постановление  Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2005 года N 1121 "О государственных закупках, имеющих важное стратегическое значение" о сертификате компьютерной грамотности;
      внесение изменений и дополнений в  постановление  Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 648 "О государственных закупках имеющих важное стратегическое значение" об отнесении оказания работ и услуг по системно-техническому сопровождению компьютерных классов, созданных для обучения компьютерной грамотности населения, АО "Национальные информационные технологии".

  5.2. Подготовка преподавателей для обучения
населения компьютерной грамотности

      Одним из важных аспектов обучения населения компьютерной грамотности является подготовка квалифицированных преподавательских кадров. В этой связи планируется выполнение следующих мероприятий:
      разработка и утверждение учебной программы "Компьютерная грамотность";
      создание Центра по подготовке преподавателей и дистанционного обучения компьютерной грамотности и сертификации, его аппаратно-техническое обеспечение;
      проведение тренинговых курсов компьютерной грамотности для 1000 преподавателей и 2000 студентов-практикантов ИТ-специальностей для всех регионов Казахстана (с выдачей документа, подтверждающего компьютерную грамотность (сертификат).

  5.3. Методическое обеспечение процесса обучения
населения компьютерной грамотности по дистанционным и
очным формам обучения

      Владение навыками пользования компьютером и другими информационными технологиями становятся неотъемлемой частью современной жизни. В этой связи будет уделено внимание развитию методического обеспечения процесса обучения населения компьютерной грамотности, включающего разработку учебно-методического пособия, электронных учебников (для дистанционного и автономного обучения) на государственном и русском языках, а также тестов и программного обеспечения по контролю знаний.

  5.4. Обучение населения компьютерной грамотности

      Цель данного направления состоит в создании условий для увеличения в Казахстане доли грамотного населения в сфере компьютерных технологий до 20 %.
      Поставленная цель будет достигнута за счет развития инфраструктуры центров обучения населения компьютерной грамотности, а также ряда мероприятий, направленных на повышение компьютерной грамотности различных слоев населения, включающих:
      организацию обучения в регионах Казахстана государственных служащих местных исполнительных органов, областных и районных подразделений центральных государственных органов (87 749 чел - 0,58 %);
      организацию обучения в регионах Казахстана работников бюджетных организаций и безработного населения, зарегистрированного в органах занятости и социальных программ (666 135 чел - 4,44 %);
      организацию обучения компьютерной грамотности военнослужащих (62 560 - 0,41 %);
      создание 69 компьютерных классов (по 6 ПК) в детских домах (приобретение компьютерной и оргтехники, лицензионного программного обеспечения с последующей передачей их в детские дома, обучение 47 610 чел. - 0,3 %);
      организацию тестирования учащихся 9, 10, 11 классов школ, профшкол, колледжей и студентов вузов (990 000 - 6,6 %);
      организацию обучения работников внебюджетной сферы и иных категорий граждан (330 000 - 2,2 %) компьютерной грамотности;
      организацию обучения и сертификацию работников холдингов, нацкомпаний и акционерных обществ компьютерной грамотности (180 000 чел. - 1,2 %).
      Критерием, определяющим компьютерную грамотность граждан, является обучение на курсе "Компьютерная грамотность", программа которого утверждена совместным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи, и успешное прохождение тестирования по данному курсу.

  5.5. Создание системы мониторинга и проведение
периодического анализа реализации Программы

      В целях осуществления единых подходов к оценке реализации Программы будет разработана методологическая база проведения мониторинга и анализа, предусматривающая определение общих статистических индикаторов и разработку методов сбора и обработки статистической информации для определения уровня компьютерной грамотности населения и уровня доступности услуг Интернет.
      Основными мероприятиями, обеспечивающими при этом сбор сведений и подготовку аналитической информации, будут:
      проведение консалтинговых работ по определению индикаторов компьютерной грамотности населения и разработка методов сбора статистической информации;
      проведение консалтинговых работ по определению категорий пользователей сети Интернет и разработка методов сбора статистической информации по использованию Интернет-ресурсов;
      проведение работ по определению уровня компьютерной грамотности населения, степени использования Интернет-ресурсов и категорий пользователей сети Интернет с использованием разработанных методов сбора соответствующей информации, анализ результатов и динамики повышения компьютерной грамотности населения;
      проведение работ по определению критериев и степени значимости Интернета в жизни населения Казахстана;
      проведение мониторинга компьютерной грамотности обучаемых;
      проведение работ по разработке механизма привлечения частного бизнеса для участия в реализации мероприятий по снижению информационного неравенства в Казахстане.

  5.6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение
населения доступной по цене компьютерной техникой

      Цель данного направления состоит в обеспечении условий для подключения к открытым информационным ресурсам всех категорий граждан Казахстана независимо от места их проживания и уровня благосостояния.
      Поставленная цель будет достигнута за счет развития существующей телекоммуникационной инфраструктуры и организации мониторинга процесса обеспечения граждан доступом в Интернет.
      В этой связи потребуется обеспечить:
      снижение тарифов на доступ к сети Интернет по телефонным линиям;
      снижение тарифов на доступ к сети Интернет по выделенным линиям;
      все школы бесплатным доступом к сети Интернет;
      снижение тарифов на услугу безлимитного широкополосного доступа к сети Интернет - Мегалайн - Хит;
      развитие телефонной и оптоволоконной сетей в Казахстане;
      развитие предоставления доступа к сети Интернет через беспроводную связь (Wi-Fi).
      С целью создания условий населению для приобретения компьютерной техники планируется выпуск компьютеров на базе Парка информационных технологий по доступной цене, а также льготное кредитование банками второго уровня и иными финансовыми организациями граждан при приобретении ими компьютерной техники.

  5.7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов

      Важным направлением в программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан является подготовка высококвалифицированного отечественного кадрового потенциала в сфере ИКТ.
      Задачи данного направления - уточнение и расширение номенклатуры специальностей в сфере ИКТ, адекватной потребностям рынка, совершенствование фундаментальной подготовки специалистов и педагогических кадров в области инфокоммуникационных технологий, развитие научного потенциала Казахстана в сфере ИКТ, интеграция высшего образования и науки в сфере ИКТ, совершенствование учебных программ по инфокоммуникационным технологиям в школах и ВУЗах, повышение роли ИКТ в жизни учащихся школ и ВУЗов, создание благоприятных условий для сотрудничества учреждений профессионально-технического и высшего образования с софтверными компаниями и производителями компьютерной техники.
      С целью сокращения отставания темпов подготовки ИТ-специалистов от роста потребностей отечественной ИТ-отрасли, а также повышения уровня квалификации и подготовки специализированных ИТ-кадров (тестировщиков, аналитиков и менеджеров ИТ-проектов и прочих компьютерных специальностей) будут реализованы следующие мероприятия:
      создание учебно-консалтингового Центра дистанционного и очного обучения в области информационных технологий и менеджмента;
      организация казахстанского информационно-образовательного Интернет-университета информационных технологий;
      развитие международного сотрудничества с ведущими образовательными, тренинговыми организациями в сфере ИКТ.

  5.8. Формирование заинтересованности граждан в освоении
информационно-коммуникационных технологий

      Основной целью данного направления является стимулирование заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий. Поставленная цель будет достигнута путем создания системы мер, направленных на повышение потребности населения в обучении компьютерной грамотности и освоении современных ИКТ за счет расширения области электронных сервисов в сети Интернет, включающей:
      разработку системы интеллектуального поиска информационных ресурсов на информационно-познавательных, информационно-развлекательных порталах;
      организацию контроля и мониторинга создания и актуализации республиканскими и областными СМИ собственных веб-сайтов;
      создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере индустрии и торговли;
      создание и обеспечение актуализации информационного веб-портала юридических лиц;
      создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере информационных технологий;
      создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала "Национальное наследие";
      формирование электронного государственного библиотечного фонда "Библиотека Казахстана";
      создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере здравоохранения;
      создание и обеспечение актуализации казахстанского образовательного веб-портала.
      С целью привлечения широких слоев населения на обучение компьютерной грамотности планируется создание дополнительных стимулов: предоставление слушателям бесплатной работы в сети Интернет на 10 часов; введение системы скидок при покупке компьютерной техники, компьютерной литературы и услуг сети Интернет для слушателей курсов компьютерной грамотности, прошедших сертификацию на любой уровень сложности; выпуск журнала "Желтые страницы Казахстана" (каталог казахстанских сайтов) и размещение электронной версии журнала на портале "электронного правительства".

  5.9. Формирование общественной поддержки
выполнения мероприятий Программы

      В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия:
      проведение видеоконференций, семинаров с участием международных экспертов по снижению информационного неравенства в Республике Казахстан;
      освещение на государственном и русском языках хода реализации мероприятий Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан посредством СМИ (рекламных материалов, PR-статей, ТВ-роликов, печатных материалов - листовок, плакатов и веб-сайтов);
      публикация показателей компьютерной грамотности и пользователей Интернет в статистическом ежегоднике Казахстана Агентства Республики Казахстан по статистике;
      проведение государственных и негосударственных конкурсов казахстанских веб-сайтов;
      проведение в регионах месячников информационных технологий:
      проведение круглых столов по Программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан;
      организация выставок по ИКТ технологиям и ярмарок вакансий ИТ-специальностей;
      организация конкурсов по программированию в вузах, колледжах, профшколах и школах;
      обеспечение бесплатным доступом к сети Интернет сельское население и людей с ограниченными возможностями;
      проведение бесплатного обучения на компьютерных курсах;
      акция по продаже компьютеров по сниженным на 50 % ценам для учащихся, студентов и людей с ограниченными возможностями;
      проведение дней "Открытых дверей" в технических вузах, обеспечивающих подготовку ИТ-специальностей.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.
      На основании экспертных оценок и расчетов по планируемым мероприятиям общая стоимость Программы составит:  15 584 676  тыс. тенге, из них объем финансирования из средств республиканского бюджета составит  13 701 595  тыс. тенге, в том числе:
      на 2007 год - 4 901 052 тыс. тенге,
      на 2008 год - 4 398 361 тыс. тенге;
      на 2009 год - 4 402 182 тыс. тенге.
      и  1 883 081  тыс. тенге - местный бюджет, в том числе по годам:
      на 2007 год - 588 633 тыс. тенге,
      на 2008 год - 647 224 тыс. тенге;
      на 2009 год - 647 224 тыс.тенге.
      В указанные расходы входят текущие затраты на сервисное системно-техническое обслуживание и услуги Интернет в объеме 1 124 804 тыс. тенге, в том числе по годам:
      на 2007 год - 269 042 тыс. тенге;
      на 2008 год - 426 040 тыс. тенге;
      на 2009 год - 429 722 тыс. тенге.
      Объем финансирования в разрезе направлений указывается в плане мероприятий по реализации настоящей Программы.
      Внесение корректировок в Программу в части изменения объемов финансирования из республиканского и местного бюджета осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством Республики Казахстан.
      Объемы финансирования будут уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

  7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      Успешная реализация Программы позволит Казахстану достичь следующих показателей:
      компьютерной грамотности населения Казахстана не ниже 20 %, который на 15,7 % превысит текущий показатель;
      пользователей Интернет в Казахстане не ниже 20 % от общей численности населения, что на 17,2 % выше, чем в настоящий момент;
      повышения профессиональных качеств отечественных ИТ-специалистов;
      наполнение актуальной и познавательной информацией казахстанского сегмента сети Интернет;
      обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой и недорогими тарифными планами пользования сетью Интернет;
      активизация населения Казахстана, направленная на максимальное пользование услугами "электронного правительства".
      Достижение этих показателей способствует развитию информационной инфраструктуры общества и подготовке Казахстана к переходу от индустриального общества к постиндустриальному - информационному обществу.

        8. План мероприятий но реализации Программы снижения
         информационного неравенства в Республике Казахстан
                         на 2007-2009 годы

 

N
п/п

  

Мероприятия

  

Форма
завер-
шения

  

Ответ-
ствен-
ные
испол-
нители

Срок
испол-
нения

Предполагаемые
расходы (тыс.тенге)

Ис-
точник
финан-
сиро-
вания

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Совершенствование нормативного правового обеспечения

1.

Включить в
учебный план
системы
повышения
квалификации
работников
сферы
образования,
культуры и
здравоохра-
нения курсы
по ИКТ с
соответ-
ствующей
сертифика-
цией уровня
образования

Приказ

МОН,
МКИ,
МЗ

1
квартал
2007
года

  

  

  

Не
тре-
буется

2.

Введение
обязатель-
ности
наличия
документа,
подтверждаю-
щего компью-
терную
грамотность,
при приеме
на государ-
ственную
службу и
аттестации
государст-
венных
служащих

Приказ

АДГС

2
квартал
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

3.

Введение
обязатель-
ности
наличия
документа,
подтверждаю-
щего компью-
терную
грамотность,
при прохож-
дении
периодиче-
ской
аттестации
работников
сферы
образования,
культуры и
здравоохра-
нения

Приказ

МОН,
МКИ,
МЗ

2
квартал
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

4.

Разработка
положения о
порядке
проведения
обучения
населения
компьютерной
грамотности
и тестирова-
ния

Сов-
мест-
ный
приказ

АИС,
МОН

4
квартал
2006
года

  

  

  

Не
тре-
буется

5.

Внесение
дополнений в
Постановле-
ние Прави-
тельства
Республики
Казахстан
от 10 ноября
2005 года
N 1121 (о
сертификате
компьютерной
грамотности)

Поста-
новле-
ние
Прави-
тельст-
ва
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
МОН

4
квартал
2006
года

  

  

  

Не
тре-
буется

6.

Внесение
изменения в
Постановле-
ние Прави-
тельства
Республики
Казахстан
от 15 июня
2004 года
N 648 "О
государст-
венных
закупках,
имеющих
важное стра-
тегическое
значение"
об отнесении
оказания
работ и
услуг по
системно-
техническому
сопровожде-
нию
компьютерных
классов,
созданных
для обучения
компьютерной
грамотности 
населения,
АО "Нацио-
нальные
информа-
ционные
технологии"

Поста-
новле-
ние
Прави-
тельст-
ва
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

4
квартал
2006
года

  

  

  

Не
тре-
буется

2. Подготовка преподавателей для обучения
населения компьютерной грамотности

1.

Разработка и
утверждение
учебной
программы
"Компьютер-
ная
грамотность"

Сов-
местный
приказ

АИС,
МОН,
АДГС

Июль
2006
года

  

  

  

Не
тре-
буется

2.

Создание
Центра по
подготовке
преподава-
телей и
дистанцион-
ного
обучения
населения
компьютерной
грамотности
и сертифици-
кации

Инфор-
мация
в АИС

МОН

30
июня и
30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

  

2.1.

  

  

  

  

Аппаратно-
техническое
обеспечение
Центра по
подготовке
преподава-
телей и
дистанцион-
ного
обучения
населения
компьютерной
грамотности
и
сертификации

Инфор-
мация в
АИС

  

  

  

МОН

  

  

  

  

30
июня и
30
декабря
2007
года

  

  

 80 373

  

  

 10 000

  

  

10 000

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

  

2.2.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Проведение
тренинговых
курсов
компьютерной
грамотности
для препо-
давателей
регионов
Казахстана
(с выдачей
документа,
подтверждаю-
щего право
проведения
обучения
населения
компьютерной
грамотнос-
ти):
2007 год -
1000 препо-
давателей
компьютерной
грамотности,
2000
студентов
вузов для
"летних
компьютерных
школ" - в
районных
центрах
обучения;
2008 год -
100 чел.;
2009 год -
100 чел.

Инфор-
мация в
АИС

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

МОН

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

30
июня и
30
декабря
ежегод-
но  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 56 000

  

  

  

  

  

  

15 600

  

  

  

  

  

  

15 600

  

  

  

  

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Результат: Подготовка сертифицированных тренеров для всех регионов
Казахстана для обучения населения компьютерной грамотности

3. Методическое обеспечение процесса обучения населения
компьютерной грамотности по дистанционным и очным формам обучения

1.

  

  

  

  

Разработка
учебно-
методиче-
ского
пособия на
государст-
венном и
русском
языках по
обучению
населения
компьютерной
грамотности
в соответ-
ствии с
утвержденной
программой
курсов

Инфор-
мация в
АИС

  

  

  

МОН

  

  

  

  

30 июня
2007
года  

  

  

1 500

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

  

2.

  

  

  

  

Тиражирова-
ние учебно-
методическо-
го пособия
по обучению
населения
компьютерной
грамотности:
2007 год -
500 000 экз.
по 300
тенге;
2008 год -
500 000 экз.
по 300
тенге;
2009 год -
500 000 экз.
по 300
тенге.

Инфор-
мация в
АИС

  

  

  

МОН

  

  

  

  

30
июня и
30
декабря
ежегод-
но

  

  

150 000

  

  

280 400

  

  

280 500

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

  

3.

  

  

  

  

  

  

Разработка
электронного
учебного
издания на
государст-
венном и
русском
языках по
обучению
населения
компьютерной
грамотности
(для дистан-
ционной и
автономной
форм
обучения) в
соответствии
с утвержден-
ной
программой
курсов

Инфор-
мация в
АИС

  

  

  

  

  

МОН

  

  

  

  

  

  

30 июня
2007
года  

  

  

  

  

18 000

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

  

  

  

4.

  

  

  

  

  

Тиражирова-
ние
электронного
учебного
издания по
обучению
населения
компьютерной
грамотности:
2007 год -
500 000 экз.
по 200
тенге;
2008 год -
500 000 экз.
по 200
тенге;
2009 год -
500 000 экз.
по 200
тенге.

Инфор-
мация в
АИС

  

  

  

  

МОН

  

  

  

  

  

30
июня и
30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

100 000

  

  

100 000

  

  

100 000

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

  

  

5.

  

  

  

  

Размещение
учебно-мето-
дического
пособия и
электронного
учебника по
обучению
населения
компьютерной
грамотности
на
Web-портале
"электрон-
ного прави-
тельства"

Инфор-
мация
на
Web-
портале
"элек-
трон-
ного
прави-
тель-
ства"

  

АИС
(со-
зыв),
МОН

  

  

  

2
квартал
2007
года

  

  

  

5 000

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет  

  

6.

  

  

  

Разработка
тестов  на
государст-
венном и
русском
языках для
проведения
сертификации
компьютерной
грамотности
населения

Инфор-
мация в
АИС

  

  

МОН,
АДГС,
АИС

  

30 июня
2007
года

  

  

5 000

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

7.

Разработка
программного
обеспечения 
на государ-
ственном и
русском
языках по
тестированию
слушателей
обучающих
курсов
компьютерной
грамотности
(для дистан-
ционной и
автономной
форм
проведения
тестирова-
ния)

Инфор-
мация
в АИС

МОН

30
декабря
2007
года

6 000

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

8.

Разработка,
утверждение
и изготовле-
ние вида
документа,
подтверждаю-
щего
компьютерную
грамотность,
в соответ-
ствии с
уровнями
сложности
компьютерной
грамотности
2007 год -
1 000 000
экз. по 200
тенге;
2008 год -
1 250 000
экз. по 200
тенге;
2009 год -
1 250 000
экз. по 200
тенге.

Доку-
мент,
под-
тверж-
дающий
компью-
терную
грамот-
ность

АИС,
МОН

2
квартал
ежегод-
но

200 500

250 000

250 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4. Обучение населения компьютерной грамотности

1.

Планирова-
ние,
координация
и контроль
работ по
обучению и
сертифици-
рованию
населения
компьютерной
грамотности,
закупу и
распределе-
нию
технических
средств и
лицензион-
ного
программного
обеспечения;
взаимодей-
ствие с
местными
исполнитель-
ными
органами и
террито-
риальными
подразделе-
ниями
центральных
государст-
венных
органов

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

10
января
2008-
2010
года

64 000

67 200

70 560

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.

Обучение в
регионах
Казахстана
государ-
ственных
служащих
местных
исполнитель-
ных органов,
областных и
районных
подразделе-
ний
центральных
государ-
ственных
органов
(87 749 чел
- 0,58 %)

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
АИС
(со-
зыв),
АДГС,
МОН

10
июля,
10
января
ежегод-
но

  

  

  

  

2.1.

Создание
акимами
областей,
гг. Астаны
и Алматы на
основе
передаваемой
техники из
ЦИК в общей
совокупности
75 компью-
терных
классов (по
15 ПК)

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
ЦИК,
АО
НИТ

30
июня
2007
года

33 480

  

  

Мест-
ный
бюджет

2.2.

Техническое
оснащение 75
компьютерных
классов:
закуп ком-
плектующих
для
локальной
вычислитель-
ной сети

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
июля
2007
года

31 571

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.3.

Прокладка
локальной
вычислитель-
ной сети
(ЛВС)

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

10
июля
2007
года

9 844

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.4.

Организа-
ционное
обеспечение
процессов
обучения
государ-
ственных
служащих:
составление
списков
слушателей,
плана-
графиков
обучения

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
госу-
дар-
ствен-
ные
органы

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

2.5.

Обучение
компьютерной
грамотности
госслужащих
местных
исполнитель-
ных органов,
областных и
районных
подразделе-
ний
центральных
государст-
венных
органов:
2008 год -
61 750 чел;
2009 год -
26 000 чел.

Инфор-
мация
в АИС

АДГС,
МОН,
акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

  

238 050

76 107

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.6.

Системно-
техническое
обслуживание
в регионах
Казахстана
технического
оборудования
75-ти
компьютерных
классов

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО НИТ

10
января
2008-
2010
года

14 742

30 958

32 506

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.7.

Услуги
доступа в
регионах
Казахстана
к сети    
Интернет
75-ти
компьютерных
классов

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

9 450

13 971

13 133

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.8.

Содержание
учебного
класса:
электроэнер-
гия, тепло-
энергия,
услуги
связи, вода,
канализация

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

39 745

79 490

79 490

Мест-
ный
бюджет

3.

Обучение в
регионах
Казахстана
работников
бюджетных
организаций
и безработ-
ного
населения,
зарегистри-
рованного в
органах
занятости и
социальных
программ
(666 135 чел
- 4,44 %)

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
МОН

10
января
2008-
2010
года

  

  

  

  

3.1.

Организация
во всех
областях
Казахстана и
гг. Астаны,
Алматы в
общей
совокупности
300 компью-
терных
классов:
выделение
помещений,  
закуп
мебели,
обеспечение
охраны и
выделение
телефонного
номера

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
июня
2007
года

133 920

  

  

Мест-
ный
бюджет

3.2.

Техническое
оснащение
300
компьютерных
классов:
закуп ком-
пьютеров и
оргтехники,
лицензион-
ного ПО,
комплектую-
щих для
локальной
вычислитель-
ной сети

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
июля
2007
года

629 254

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

3.3.

  

  

  

Прокладка
локальной
вычислитель-
ной сети
(ЛВС)

  

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

  

  

10
июля
2007
года  

  

31 500 

  

  

  

  

  

  

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

3.4.

  

  

Организа-
ционное
обеспечение
процессов
обучения:
составление
списков
слушателей,
плана-
графиков
обучения

Инфор-
мация в
АИС

  

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Не
тре-
буется

  

3.5.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Выделение
трансфертов
из республи-
канского
бюджета на
обучение
компьютерной
грамотности:
1) работ-
ников
бюджетных
организаций
(552 705 -
3,59 %):
2007 год -
103 500 чел;
2008 год -
207 000 чел;
2009 год -
207 000 чел;
2009 год -
35 205 чел.
в 75 учебных
классах;
2) безработ-
ного
населения в
органах
занятости и
социальной
защиты и в
школах
(113 430 чел
- 0,7 %):
2007 год -
30 248 чел;
2008 год -
41, 591 чел;
2009 год -
41 591 чел.

Инфор-
мация в
АИС

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
МОН,
МЗ,
МКИ

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

615 241

  

  

  

  

  

  

  

1143519

  

  

  

  

  

  

  

1305462

  

  

  

  

  

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3.6.

  

  

  

Системно-
техническое
обслуживание
в регионах
Казахстана
технического
оборудования
300
компьютерных
классов

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО НИТ

  

  

10
января
2008-
2010
года

  

58 968

 

  

123 833

 

  

130 024

 

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет  

3.7.

  

Услуги
доступа в
регионах
Казахстана
к сети
Интернет 300
компьютерных
классов

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

  

  

  

10
января
2008-
2010
года

  

37 800

  

  

58 212

  

  

54 719

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

3.8.

Содержание
учебного
класса:
электро-
энергия,
теплоэнер-
гия, услуги
связи, вода,
канализация

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

158 980

317 959

317 959

Мест-
ный
бюджет

4.

Обучение
компьютерной
грамотности
военнослу-
жащих
(62 560 -
0,41 %)

Инфор-
мация
в АИС

МО

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

  

4.1.

Организация
68 компью-
терных
классов (по
8 ПК):
выделение
помещений,
закуп
мебели,
выделение
телефонного
номера,
расходные
материалы
на обучение

Инфор-
мация
в АИС

МО

30
июня
2007
года

13 944

6 650

6 650

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.2.

Техническое
оснащение
68-и компью-
терных
классов:
закуп
компьютеров 
и
оргтехники,
лицензионно-
го ПО, ком-
плектующих
для локаль-
ной вычис-
лительной
сети

Инфор-
мация в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
июля
2007
года

91 222

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.3.

Прокладка
локальной
вычислитель-
ной сети
(ЛВС)

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

10
июля
2007
года

7 140

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.4.

Организа-
ционное 
обеспечение
процессов
обучения:
составление
списков
слушателей,
план-графи-
ков обучения

Инфор-
мация
в АИС

МО

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

4.5.

Обучение
компьютерной
грамотности
военнослужа-
щих:
2007 год -
12 512 чел;
2008 год -
25 024 чел;
2009 год -
25 024 чел.

Инфор-
мация
в АИС

МО,
МОН

30
декабря
ежегод-
но

56 637

115 110

115 110

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.6.

Системно-
техническое
обслуживание
в регионах
Казахстана
технического
оборудования
68 компью-
терных
классов

Инфор-
мация
в Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

10
января
2008-
2010
года

7 129

14 257

14 970

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.7.

Услуги
доступа в
регионах
Казахстана
к сети
Интернет 68
компьютерных
классов

Инфор-
мация
в АИС

МО

30
декабря
ежегод-
но

41 280

82 560

82 560

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.8.

Содержание
учебного
класса:
электро-
энергия,
теплоэнер-
гия, услуги
связи, вода,
канализация

Инфор-
мация
в АИС

МО

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

5.

Создание в
детских
домах,
школах-ин-
тернатах,
домах
юношества
Казахстана
в общей
совокупности
69-ти
компьютерных
классов
(по 6 ПК):
(47 610 -
0,3 %)

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
МОН

10
января
2008
года

  

  

  

  

5.1.

Организация
в общей
совокупности
69-ти
компьютерных
классов в
детских
домах,
школах-ин-
тернатах,
домах
юношества
Казахстана:
выделение
помещений,
закуп
мебели,
обеспечение
охраны и
выделение
телефонного
номера

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
июня
2007
года

9 300

  

  

Мест-
ный
бюджет

5.2.

Техническое
оснащение
69-ти
компьютерных
классов:
закуп ком-
пьютеров и
оргтехники,
лицензионно-
го ПО, ком-
плектующие
для локаль-
ной вычис-
лительной
сети

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
июля
2007
года

59717

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

5.3.

Прокладка
локальной
вычислитель-
ной сети
(ЛВС)

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

10
июля
2007
года

9 056

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

5.4.

Выделение
трансфертов
из респуб-
ликанского
бюджета на
обучение
компьютерной
грамотности
воспитанни-
ков детских
домов :
2007 год -
9 403 чел;
2008 год -
19 044 чел;
2009 год -
19 044 чел.

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и 
Алма-
ты,
МОН

30
декабря
ежегод-
но

43 254

87 602

87 602

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

5.5.

Системно-
техническое
обслуживание
в регионах
Казахстана
технического
оборудования
69 компью-
терных
классов

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

10
января 2008-
2010
года

5 425

10 850

10 850

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

5.6.

Услуги
доступа в
регионах
Казахстана
к сети
Интернет 69
компьютерных
классов

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

8 568

13 195

12 403

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

5.7.

Содержание
учебного
класса:
электроэнер-
гия, тепло-
энергия,
услуги
связи, вода,
канализация

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

36 565

73 131

73 131

Мест-
ный
бюджет

6.

Тестирование
учащихся
школ,
лицеев,
профшкол,
колледжей и
студентов
ВУЗов
(990 000 -
6,6 %)

Инфор-
мация
в АИС

МОН,
акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

  

6.1.

Тестирование
учащихся
школ,
лицеев,
профшкол,
колледжей и
студентов
ВУЗов:
2007 год -
330 000 чел;
2008 год -
330 000 чел;
2009 год -
330 000 чел.

Инфор-
мация
в АИС

МОН,
акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

49 998

50 000

50 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

7.

Обучение
работников
внебюджетной
сферы и
иных
категорий
граждан
компьютерной
грамотности
(330 000 -
2,2 %)

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
МОН

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

  

7.1.

Выделение
трансфертов
из республи-
канского
бюджета на
техническое
оснащение
2000
компьютерных
классов
(по 10 ПК) в
организациях
образования:
закуп
компьютерной
и оргтехни-
ки, лицен-
зионного ПО

Инфор-
мация
в АИС

МОН,
акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

829 200

833 000

833 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

7.2.

Организа-
ционное
обеспечение
процессов
обучения
населения в
"летних
компьютерных
школах":
составление
списков
слушателей,
плана-
графиков
обучения

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

7.3.

Организация
"летних
компьютерных
школ" во
всех
регионах
Казахстана
для обучения
работников
внебюджетной
сферы и иных
категорий
граждан
(2000
компьютерных
классов в
школах)

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

7.4.

Привлечение
студентов
вузов к
обучению
населения
компьютерной
грамотности
в "летних
компьютерных
школах"

Инфор-
мация
в АИС

МОН

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

7.5.

Выделение
трансфертов
из республи-
канского
бюджета на
обучение
в течение
одного
месяца
компьютерной
грамотности
работников
внебюджетной
сферы и
иных
категорий
граждан
силами
студентов
вузов:
2007 год -
110 000 чел;
2008 год -
110 000 чел;
2009 год -
110 000 чел.

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты, МОН

30
декабря
ежегод-
но

275 000

275 000

275 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

7.6.

Системно-
техническое
обслуживание
в регионах
Казахстана
технического
оборудования
2000
компьютерных
классов в
течение
одного
месяца

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
НИТ

10
января
2008-
2010
года

43 680

45 864

48 157

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

7.7.

Услуги
доступа в
регионах
Казахстана
к сети
Интернет
2000
компьютерных
классов в
течение
одного
месяца

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

42 000

32 340

30 400

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

7.8.

Содержание
учебного
класса:
электроэнер-
гия, тепло-
энергия,
услуги
связи, вода,
канализация

Инфор-
мация
в АИС

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алматы

30
декабря
ежегод-
но

176 644

176 644

176 644

Мест-
ный
бюджет

8.

Организация
обучения
компьютерной
грамотности
и
тестирования
работников
холдингов,
нацкомпаний
и акционер-
ных обществ,
50 % акций
которых и
более
принадлежит
государству 
(180 000
чел. - 1,2%)

Инфор-
мация
в АИС

Хол-
динги,
нац-
компа-
ний,
АО

30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

Результат: Обучение не менее 20 % населения (2 364 054 чел. - 15,7 %)

5. Создание системы мониторинга и проведение периодического
анализа реализации Программы

1.

Разработка
методики
обработки
статистичес-
кой
информации
по опреде-
лению уровня
компьютерной
грамотности
населения

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АС

10
января
2008 года

2 500

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.

Проведение
исследова-
тельских
работ по
формированию
современной
статистики
информацион-
ного
общества

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АС

10
января
2009
года

  

2 500

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

3.

Разработка
методики
обработки
статистичес-
кой
информации
по опреде-
лению уровня
обеспечен-
ности
населения
услугами
Интернет

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АС

10
января
2008
года

3 000

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.

Проведение
работ по
определению
уровня
компьютерной
грамотности
населения,
степени
использова-
ния
Интернет-
ресурсов и
категорий
пользовате-
лей Интернет
с использо-
ванием
разработан-
ных методов
сбора
соответ-
ствующей
информации,
анализ
результатов
и динамики
повышения
компьютерной
грамотности
населения

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АС

10
января
2008-
2010
года

5 500

9 130

12 521

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

5.

Включение в
систему
рейтинговой
оценку
деятельности
акимов
показатель
компьютерной
грамотности
населения

Инфор-
мация
в МЭБП

АИС,
МОН

4
квартал
2007-
2009
года

5 000

5 250

5 513

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

6.

Проведение
мониторинга
и анализа
результатов
обучения
компьютерной
грамотности
населения

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

5 000

5 000

5 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

7.

Проведение
работ по
определению
критериев и
степени
значимости
Интернета в
жизни
населения
Казахстана

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

10 000

10 500

11025

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

8.

Проведение
работ по
разработке
механизма
привлечения
частного
бизнеса для
участия в
реализации
мероприятий
по снижению
информацион-
ного
неравенства
в Казахстане

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
июля
2007
года

5 000

  

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

Результат: аналитические отчеты по реализации Программы

6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение
населения доступной по цене компьютерной техникой

1.

Снижение
тарифов на
доступ в
Интернет по
телефонным
линиям

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
"Хол-
динг
"Сам-
рук",
АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

10
января
2008-
2010
года

  

  

  

Не
тре-
буется

1.1.

Снижение
текущих
тарифов
услуг
Интернет на
23 %

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
"Хол-
динг
"Сам-
рук",
АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

10
января
2008
года

  

  

  

Не
тре-
буется

1.2.

Снижение
текущих
тарифов
услуг
Интернет на
6 %

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
"Хол-
динг
"Сам-
рук",
АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

10
января
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

2.

Снижение
тарифов на
предоставле-
ние услуг
Интернет для
населения
вне зависи-
мости от
конъюнктуры

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
"Хол-
динг
"Сам-
рук",
АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

10
января
2008-
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

3.

Расширение
сферы
доступа к
электронным
услугам за
счет разви-
тия услуг
сети Wi-Fi

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

4.

Снижение
тарифов на
широкополос-
ный доступ
в Интернет

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
АО
"Хол-
динг
"Сам-
рук",
АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

10
января
2008-
2010
года

  

  

  

Не
тре-
буется

4.1.

Снижение
тарифов на
услугу
безлимитного
широкополос-
ного доступа
к сети
Интернет
Мегалайн -
Хит скорость
128 Кбит/с
на 35 %
(3 887 тенге
в месяц)

Инфор-
мация
в АИС

АО
"Хол-
динг
"Сам-
рук",
АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

30
июня
2007
года

  

  

  

Не
тре-
буется

4.2.

Снижение
тарифов на
услугу
безлимитного
широкополос-
ного доступа
к сети
Интернет
Мегалайн -
Хит в
зависимости
от
конъюнктуры

Инфор-
мация
в АИС

АО
"Хол-
динг
"Сам-
рук",
АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

30
декабря
2007-
2008
года

  

  

  

Не
тре-
буется

5.

Выпуск
компьютерной
техники на
базе Парка
информацион-
ных
технологий
по доступной
цене для
населения

Инфор-
мация
в АИС

МИТ,
АО
"Фонд
устой-
чивого
разви-
тия
"Қазы-
на",
АО
"На-
цио-
наль-
ный
инно-
вацио-
нный
фонд"

30
января
2007-
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

6.

Выработка
предложений
по льготному
кредитованию
банками
второго
уровня
и иными
финансовыми
организация-
ми граждан
при
приобретении
ими компью-
терной
техники

Инфор-
мация
в АИС

НБ РК,
АРНФР

30
декабря
2007-
2008
года

  

  

  

Не
тре-
буется

Результат: Создание для населения Казахстана благоприятных условий
для использования в повседневной жизни Интернет и приобретения
компьютерной техники

7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов

1.

Создание
учебно-кон-
салтингового
центра
дистанцион-
ного и
очного
обучения
в области
информацион-
ных
технологий и
менеджмента

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

63 298

30 000

30 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.

Организация
казахстан-
ского инфор-
мационно-
образова-
тельного
Интернет-
университета
информацион-
ных
технологий

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
МОН

10
января
2008-
2010
года

108 570

60 000

60 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

3.

Развитие
международ-
ного сотруд-
ничества с
ведущими
образова-
тельными,
тренинговыми
организация-
ми в сфере
ИКТ

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

  

  

  

Не
тре-
буется

Результат: подготовка отечественных ИТ-специалистов,
конкурентоспособных на международном уровне

8. Формирование заинтересованности граждан в освоении
информационно-коммуникационных технологий

1.

Создание
отечествен-
ных инфор-
мационно-
познаватель-
ных и
поисковых
порталов
(образова-
тельные
сайты, сайты
здравоохра-
нения и др.)
на государ-
ственном и
русском
языках

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
МОН,
МИТ,
МЗ,
МКИ

10
января
2008-
2010
года

  

  

  

  

1.1.

Разработка
системы
интеллекту-
ального
поиска
информацион-
ных ресурсов
на информа-
ционно-поз-
навательных
и поисковых
порталах

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2009
года

23 824

5 000

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

1.2.

Организация
контроля и
мониторинга
создания и
актуализации
республикан-
скими и
областными
СМИ собст-
венных
веб-сайтов

Инфор-
мация
в АИС

МКИ

30
декабря
2007-
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

1.3.

Создание и
обеспечение
актуализации
информацион-
но-познава-
тельного
веб-портала
в сфере
индустрии и
торговли

Инфор-
мация
в АИС

МИТ

30
декабря
2007-
2009
года

123 700

5 000

5 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

1.4.

Создание и
обеспечение
актуализации
информацион-
ных ресурсов
юридических
лиц

Инфор-
мация
в АИС

МЮ

30
декабря
2007-
2009
года

19 800

5 000

5 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

1.5.

Создание и
обеспечение
актуализации
информацион-
но-познава-
тельного
веб-портала
в сфере
информацион-
ных техноло-
гий

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
января
2008-
2010
года

85 000

5 000

5 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

1.6.

Создание и
обеспечение
актуализации
информацион-
но-познава-
тельного
веб-портала
"Националь-
ное
наследие"

Инфор-
мация
в АИС

МКИ

30
декабря
2007-
2009
года

150 000

50 000

50 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

1.7.

Формирование
электронного
государст-
венного
библиотечно-
го фонда
"Библиотека
Казахстана"

Инфор-
мация
в АИС

МКИ

30
декабря
2007-
2009
года

233 000

200 000

200 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

1.8.

Создание и
обеспечение
актуализации
информацион-
но-познава-
тельного
веб-портала
в сфере
здравоохра-
нения

Инфор-
мация
в АИС

МЗ

30
декабря
2007-
2009
года

111 270

5 000

5 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

1.9.

Создание и
обеспечение
актуализации
казахстан-
ского обра-
зовательного
веб-портала

Инфор-
мация
в АИС

МОН

30
декабря
2007-
2009
года

150 000

15 000

15 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.

Создание
дополнитель-
ных стимулов
для привле-
чения
населения на
обучение
компьютерной
грамотности

Инфор-
мация
в АИС

АО
"Ка-
зах-
теле-
ком",
Ассо-
циация
ИТ и
соф-
твер-
ных
ком-
паний,
МКИ

30
декабря
2007-
2009
года

  

  

  

  

2.1.

Предостав-
ление
слушателям
бесплатной
работы в
сети
Интернет на
10 часов

Инфор-
мация
в АИС

АО
"Ка-
зах-
теле-
ком"

30
июня и
30
декабря
ежегод-
но

  

  

  

Не
тре-
буется

2.2.

Введение
системы
скидок при
покупке
компьютерной
техники,
компьютерной
литературы и
услуг
Интернет
для слушате-
лей курсов
компьютерной
грамотности,
прошедших
сертификацию
на любой
уровень
сложности

Инфор-
мация
в АИС

Ассо-
циация
ИТ и
софт-
верных
компа-
ний

30
декабря
2007-
2009
года

  

  

  

Не
тре-
буется

2.3.

Выпуск
журнала
"Желтые
страницы
Казахстана"
(каталог
казахстан-
ских
сайтов),
размещение
электронной
версии
журнала на
портале
"электронно-
го прави-
тельства"

Инфор-
мация
в АИС

МКИ

30
декабря
2007-
2009
года

10 000

10 000

10 000

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

Результат: Информационное наполнение казахстанского сегмента сети
Интернет и создание стимулов населению для обучения

9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий
Программы на государственном и русском языках

1.

Проведение
видеоконфе-
ренций,
семинаров с
участием
международ-
ных
экспертов по
снижению
информацион-
ного
неравенства
в Республике
Казахстан

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
Ассо-
циация
ИТ и
софт-
верных
компа-
ний

10
июля,
10
января
2008-
2010
года

4 700

4 700

4 700

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

2.

Освещение на
государст-
венном и
русском
языках хода
реализации
мероприятий
Программы
снижения
информацион-
ного
неравенства
в Республике
Казахстан
посредством
СМИ (с
использова-
нием реклам-
ных
материалов,
PR-статей,
ТВ-роликов,
печатных
материалов -
листовок,
плакатов и
т.п.),
веб-сайтов,
"круглых
столов"

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС

10
июля,
10
января
2008-
2010
года

49 350

49 900

49 900

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

3.

Публикация
показателей
компьютерной
грамотности
и пользова-
телей
Интернет в
статистичес-
ком
ежегоднике
Казахстана
Агентства
РК по
статистике

Статис-
тиче-
ский
ежегод-
ник
Казах-
стана

АС
(со-
зыв),
АИС

4
квартал
2007-
2009
года

3 000

3 210

3 210

Рес-
публи-
кан-
ский
бюджет

4.

Проведение
государ-
ственных и
негосудар-
ственных
конкурсов
казахстан-
ских
веб-сайтов

Инфор-
мация
в
Прави-
тельст-
во
Респуб-
лики
Казах-
стан

АИС
(со-
зыв),
Ассо-
циация
ИТ и
софт-
верных
компа-
ний

10
января
2008-
2010
года

  

  

  

Не
тре-
буется

5.

  

Выделение
трансфертов
из республи-
канского
бюджета на
проведение
в регионах 
месячников 
информацион-
ных техноло-
гий:
проведение
круглых
столов по
Программе
снижения
информацион-
ного
неравенства
в Республике
Казахстан;
организация
выставок по
ИКТ
технологиям
и ярмарок
вакансий
ИТ-специаль-
ностей;
организация
конкурсов по
программиро-
ванию в
вузах,
колледжах,
профшколах,
лицеях и
школах;
обеспечение
бесплатным
доступом к
сети
Интернет для
сельского
населения и
людей с
ограниченным
и возможнос-
тями;
проведение
бесплатного
обучения на
дополнитель-
ных
компьютерных
курсах;
акция по
продаже
компьютеров
по сниженным
на 50 %
ценам для
учащихся,
студентов
и людей с
ограниченны-
ми возмож-
ностями;
проведение
дней
"Открытых
дверей" в
технических
вузах,
обеспечиваю-
щих
подготовку
ИТ-специаль-
ностей

Инфор-
мация
в АИС

  

Акимы
облас-
тей,
гг.
Астаны
и
Алма-
ты,
МОН,
хол-
динги
Ассо-
циация
ИТ и
софт-
верных
компа-
ний

  

30
июня
2007-
2009
года

  

21 547

  

20 000

  

20 000

  

Рес-
публи-
кан-
ский
бюд-
жет,
ИТ-
компа-
ний,
хол-
дингов

  

Результат: создание системы информированности граждан о ходе
реализации программы и формирование положительного имиджа Программы

  

Итого:

  

  

  

5489685

5045585

5049406

15584676

  

Республикан-
ский бюджет

  

  

  

4901052

4398361

4402182

13701595

  

Бюджет
местных
исполнитель-
ных органов

  

  

  

588633

647224

647224

1883080

Примечание:
МОН    - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МКИ    - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МЗ     - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МЮ     - Министерство юстиции Республики Казахстан
МО     - Министерство обороны Республики Казахстан
МИТ    - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
ЦИК    - Центральная избирательная комиссия
АДГС   - Агентство Республики Казахстан по делам государственной
         службы
АИС    - Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи
АС     - Агентство Республики Казахстан по статистике
АРНФР  - Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору
         финансового рынка
НБ РК  - Национальный банк Республики Казахстан
АО НИТ - Акционерное общество "Национальные информационные
         технологии"
ИТ     - информационные технологии
ИКТ    - информационно-коммуникационные технологии
СМИ    - средства массовой информации
ПК     - персональный компьютер