Оглавление

О Государственной программе формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 829

Утратил силу

       Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 18.06.2009 № 829 .

      В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях обеспечения граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышения эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа).

      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.

      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

      4. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи один раз в полугодие не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.

      6. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573 "О Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 10, ст. 108; 2003 г., N 44, ст. 472).

      7. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан

Утверждена            
Указом Президента        
Республики Казахстан      
от 10 ноября 2004 года N 1471 

Государственная программа
формирования "электронного правительства"
в Республике Казахстан на 2005-2007 годы 1. Паспорт Программы

Наименование              Государственная программа формирования
Программы                 "электронного правительства" в
                          Республике Казахстан на 2005-2007 годы

Основание для             Послание Президента народу Казахстана
разработки                от 19 марта 2004 года
                          "К конкурентоспособному Казахстану,
                          конкурентоспособной экономике,
                          конкурентоспособной нации"

Разработчик               Агентство Республики Казахстан по
                          информатизации и связи
 
Цель                      Обеспечение граждан и организаций
                          быстрым и качественным доступом к
                          государственным услугам, повышение
                          эффективности функционирования
                          государственных органов путем широкого
                          применения информационно-
                          коммуникационных технологий

Задачи                    Создание нормативной правовой и
                          методологической базы, позволяющей
                          государству, гражданам и организациям
                          функционировать в условиях
                          информационного общества;
                          формирование и развитие электронных
                          услуг государственных органов;
                          обеспечение доступа к услугам
                          "электронного правительства",
                          организация работ по ликвидации
                          информационного неравенства и повышению
                          уровня образования в сфере
                          информационно-коммуникационных
                          технологий;
                          формирование базовых компонентов
                          инфраструктуры е-правительства и
                          оптимизация информационной
                          инфраструктуры государственных органов;
                          обеспечение защиты информационной
                          инфраструктуры "электронного
                          правительства"

Сроки реализации          2005-2007 годы

Необходимые               На реализацию Программы в 2005-2007
ресурсы и                 годы будут направлены средства
источники                 республиканского бюджета, выделяемые в
финансирования            объеме 51,9 млрд. тенге (включая
                          затраты на создание единой
                          транспортной среды государственных
                          органов в объеме 31,9 млрд. тенге), в
                          том числе на 2005 год - 4,5 млрд. тенге,
                          на 2006 год - 25,3 млрд. тенге, на 2007
                          год - 22,1 млрд. тенге; средства
                          местных бюджетов, реализующих программы
                          по информатизации, ориентировочно в
                          объеме 150,0 млн. тенге в год; частные
                          инвестиции, гранты международных и
                          отечественных финансовых организаций

Ожидаемые                 В результате реализации Программы:
результаты                будут созданы условия для оптимизации
                          административных процедур
                          государственных органов и осуществлена
                          интеграция информационных систем и
                          ресурсов государственных органов;
                          будет организована единая защищенная
                          мультисервисная транспортная среда
                          государственных органов. Возврат
                          инвестиций за счет экономии бюджетных
                          средств прогнозируется в течение 8 лет
                          после реализации проекта;
                          будут оптимизированы расходы на
                          информатизацию государственных органов;
                          в течение 2005 года 15% предоставляемых
                          государственными органами услуг будут
                          реализованы в электронной форме;
                          сократится время оказания
                          государственных услуг;
                          в 2006 году завершится внедрение единой
                          системы электронного документооборота
                          государственных органов;
                          к концу 2007 года:
                          будут созданы базовые компоненты
                          "электронного правительства", к которым
                          относятся портал и шлюз е-правительства,
                          "платежный шлюз", национальная
                          идентификационная система, единая
                          транспортная среда государственных
                          органов, системообразующие базы данных;
                          в рамках создания национальной
                          идентификационной системы будет
                          осуществлен переход на введение системы
                          идентификационных номеров, объединяющей
                          номер удостоверения личности гражданина,
                          регистрационный номер налогоплательщика,
                          социальный индивидуальный номер
                          гражданина и другие;
                          в целях обеспечения более широкого
                          доступа к электронным услугам
                          государственных органов будет создано
                          не менее 50 специальных пунктов;
                          будут предоставлены 25 интерактивных
                          услуг, а также созданы условия для
                          реализации транзакционных услуг,
                          в 2-3 раза увеличится доля граждан
                          и организаций, пользующихся
                          электронными услугами государственных
                          органов;
                          будет создана национальная
                          идентификационная система, 15-18%
                          экономически активного населения
                          Республики Казахстан получит
                          удостоверения личности нового образца
                          на основе смарт-технологий;
                          будет обеспечена эффективная защита
                          информационных систем и ресурсов
                          государственных органов;
                          планируется увеличение сбора налогов
                          и иных обязательных платежей в бюджет
                          за счет упрощения процедур
                          взаимодействия налогоплательщиков и
                          фискальных органов;
                          планируется повышение уровня
                          компьютерной грамотности пользователей
                          на 26,5% от количества
                          совершеннолетнего населения
                          Казахстана по сравнению с 2004 годом;
                          в рамках реализации Программы развития
                          отрасли телекоммуникаций Республики
                          Казахстан на 2003-2005 годы,
                          утвержденной постановлением
                              Правительства Республики Казахстан
                          от 18 февраля 2003 года N 168,
                          планируются установление специальных
                          тарифов для пунктов общественного
                          доступа и создание условий для их
                          дальнейшего снижения в 2 раза;
                          планируется телефонизировать все
                          сельские населенные пункты в количестве
                          7523 с населением более 50 человек и
                          довести телефонную плотность до 9
                          телефонов на 100 жителей;
                          планируется довести число школ,
                          подключенных к Интернету, к концу 2007
                          года до 100%;
                          в рамках повышения уровня образования
                          в сфере информационно-коммуникационных
                          технологий планируются снижение
                          количества учеников на 1 компьютер
                          в школах с 54 до 36, увеличение
                          количества школ, подключенных к
                          спутниковому каналу дистанционного
                          обучения, с 8,7% до 20,8%.

2. Введение

      Настоящая Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" с учетом основных положений Концепции "электронного правительства" в Республике Казахстан, одобренной на заседании Правительства Республики Казахстан протоколом от 8 июня 2004 года N 9.
      В основу настоящей Программы заложена идея достижения "через "электронное правительство" прогрессивного информационного Казахстана".
      Внедрение "электронного правительства" в Казахстане направлено на улучшение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности госорганов, в перспективе с учетом совершенствования административной системы создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.
      Главными приоритетами создания "электронного правительства" являются обеспечение доступа к Интернет-связи, повышение уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также проведение модернизации системы государственного управления.
      Внедрение "электронного правительства" позволит постоянно совершенствовать систему государственного управления, так как при формировании электронных государственных услуг предусматривается проведение реинжиниринга административных процессов.
      Создание "электронного правительства" в Казахстане с учетом анализа мирового опыта имеет долгосрочную перспективу и будет реализовано в три этапа.
      Первый этап - создание инфраструктуры "электронного правительства". Реализация настоящей Программы в рамках данного этапа будет направлена на создание таких базовых компонентов, как портал и шлюз "электронного правительства", "платежный шлюз" для взаимодействия с банковской системой, национальная идентификационная система, единая транспортная среда  государственных органов, создание и развитие межведомственных и типовых систем центральных и местных исполнительных органов, а также проведение мероприятий по обеспечению доступа к электронным услугам, организацию работы по ликвидации информационного неравенства и повышение уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий.
      В рамках реализации Программы на данном этапе планируется оказание информационных и интерактивных услуг.
      Второй этап - развитие сервисов "электронного правительства" - будет направлен на развитие разнообразных сервисов, охватывающих все сферы жизнедеятельности граждан и функционирования государственных органов, а также проведение полномасштабного реинжиниринга административных процессов. На данном этапе будут реализованы транзакционные услуги.
      Третий этап - построение информационного общества - предусматривает трансформацию деятельности государственных органов и организаций, построение информационного общества, включая реализацию таких проектов, как е-медицина, е-образование, е-культура, е-демократия и другие. По итогам завершения первого этапа реализации настоящей Программы Правительством Республики Казахстан будет принято решение о дальнейшей разработке программного документа по развитию в республике "электронного правительства".
      Настоящей Программой предусматриваются меры, направленные на создание условий и эффективное использование возможностей "электронного правительства", сконцентрированные на следующих ключевых моментах:
      1) развитие нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование "электронного правительства" и его пользователей.
      В этом плане создание "электронного правительства" предполагает анализ регламентов оказания государственных услуг, что является одним из механизмов проведения реинжиниринга административных процедур и модернизации системы государственного управления;
      2) привлечение населения к использованию возможностей "электронного правительства", то есть необходимость реализации мероприятий, направленных на преодоление образовательного и информационного неравенства, обеспечение необходимого уровня образованности общества для выполнения процедур электронного взаимодействия и организация доступа к услугам "электронного правительства" для широких слоев населения;
      3) информатизация государственных органов, подразумевающая стандартизацию и формализацию административных процессов на всех уровнях государственного управления, а также разработку и реализацию единой политики управления информатизацией государственных органов.
      Формирование инфраструктуры "электронного правительства" будет заключаться в реализации двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контуров.
      Внутренний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - правительство" и включает информационные системы, обслуживающие межведомственные административные процедуры.
      Внешний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - граждане" и "правительство - организации" и обеспечивает взаимодействие государства с гражданами и организациями.
      Программа учитывает основные положения Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573, и носит межотраслевой характер.
      В Программе используются следующие понятия и сокращения:
 
е-услуга              - услуга, осуществляемая средствами
                        информационно-коммуникационных технологий;
 
е-правительство       - механизм функционирования государственных
                        органов, максимально ориентированный на
                        предоставление услуг гражданам и
                        организациям путем широкого применения
                        информационно-коммуникационных технологий;
 
государственная       - услуга, оказываемая государственными
услуга                  органами гражданам и организациям и
                        направленная на исполнение
                        административных процедур в соответствии
                        с действующим законодательством Республики
                        Казахстан;
 
ИКТ                   - информационно-коммуникационные технологии;
 
е-банкинг             - управление банковскими счетами с
                        организацией доступа через Интернет;

информационное        - неравные возможности в использовании ИКТ
неравенство             различными социальными группами населения
                        ввиду различного уровня образования и
                        доступа к информации;
 
поставщики            - государственные органы, организации и иные
е-услуг                 хозяйствующие субъекты, предоставляющие
                        услуги средствами ИКТ;
 
потребители           - граждане, государственные органы,
е-услуг                 организации и иные хозяйствующие субъекты;
 
регламент             - совокупность последовательных действий,
е-услуги                направленных на осуществление
                        административных и иных процессов,
                        конечным результатом которых является
                        достижение функциональных целей
                        поставщиков е-услуг.

3. Анализ современного состояния
информатизации государственных органов

      В настоящее время в Республике Казахстан реализуется широкий комплекс мероприятий, направленных на развитие и применение ИКТ в различных сферах деятельности. С принятием Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан активизировалась работа по созданию информационных систем государственных органов.
      В целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия государственных органов осуществляется создание информационной инфраструктуры государственных органов на базе внедрения единой системы электронного документооборота. Выполняются мероприятия по созданию государственных баз данных "Физические лица", "Юридические лица", "Адресный регистр", "Автоматизированная система государственного земельного кадастра", "Регистр недвижимости", "Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения", а также информационной системы "Центр электронных государственных закупок".
      Предоставление информации государственными органами посредством создания электронных представительств в Интернете осуществляется 32 из 42 государственных органов.
      По результатам проведенного анализа 170 видов государственных услуг сформирован перечень базовых услуг е-правительства, состоящий из 85 е-услуг, которые будут реализованы в рамках настоящей Программы.
      Отдельные государственные органы переходят к реализации интерактивных услуг. В настоящее время возможно предоставление всей налоговой отчетности, а также проведение сверки взаиморасчетов с государственным бюджетом по электронным каналам связи с использованием механизмов электронной цифровой подписи в режиме реального времени, что выделяет Казахстан среди стран СНГ. Развиваются системы создания банка данных получателей социальных выплат, автоматизации процессов по назначению и выплате социальных пособий, учету и анализу в накопительной пенсионной системе, а также информационные системы в области социального страхования и создания базы данных лиц, имеющих инвалидность.
      Элементы е-правительства присутствуют и в некоторых информационных системах местных исполнительных органов. При акимате города Алматы создана единая информационная система, обеспечивающая взаимодействие с информационными ресурсами и системами, реализующими регистрационный учет граждан по местожительству, объектов недвижимости, автотранспорта, данных по миграции населения и прочих.
      В части информатизации государственного управления имеются определенные проблемы, такие, как:
      несовершенство нормативной правовой базы в сфере информатизации;
      отсутствие регламентации разделения функций и ответственности по формированию межведомственных информационных систем;
      отсутствие служб информатизации во многих государственных органах и недостаточный уровень квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий.
      В настоящее время актуальным остается вопрос ликвидации так называемого информационного неравенства как одного из главных препятствий формирования информационного общества.
      В ходе реализации Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573, в Казахстане сформирована база для создания е-правительства, включающая в себя нормативную правовую базу, состоящую из законов Республики Казахстан "Об информатизации", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", других подзаконных актов, и системообразующие информационные системы, а именно:
      базы данных: "Физические лица", "Юридические лица", "Адресный регистр", "Регистр недвижимости";
      информационные системы электронного документооборота, электронных архивов;
      веб-портал Правительства;
      ведомственные информационные системы с элементами е-правительства (интегрированная налоговая информационная система, реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения, таможенная автоматизированная информационная система, информационная система Государственного центра по выплате пенсий и другие).
      Мероприятия, реализация которых предусмотрена Государственной программой формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан в 2005 году с соответствующим объемом финансирования, будут осуществлены в рамках настоящей Программы, так как их основной целью является создание компонентов инфраструктуры, составляющей основу е-правительства.

4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.
      Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
      создание нормативной правовой и методологической базы, позволяющей государству, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;
      формирование и развитие е-услуг государственных органов;
      обеспечение доступа к услугам е-правительства, организация работ по ликвидации информационного неравенства и повышению уровня образования в сфере ИКТ;
      формирование базовых компонентов инфраструктуры е-правительства и оптимизация информационной инфраструктуры государственных органов;
      обеспечение защиты информационной инфраструктуры е-правительства.

5. Основные направления и
механизм реализации Программы

      Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
      1) совершенствование нормативного правового и методологического обеспечения;
      2) формирование и развитие е-услуг государственных органов;
      3) обеспечение доступа к услугам е-правительства, организация работ по ликвидации информационного неравенства и повышению уровня образования в сфере ИКТ;
      4) формирование базовых компонентов инфраструктуры е-правительства, которые включают портал и шлюз е-правительства, "платежный шлюз" для взаимодействия с банковской системой, национальную идентификационную систему, единую транспортную среду государственных органов;
      5) создание и развитие межведомственных и типовых ведомственных информационных систем;
      6) создание и развитие информационных ресурсов и систем местных исполнительных органов;
      7) обеспечение защиты информационной инфраструктуры е-правительства на базе международных стандартов;
      8) обеспечение общественной поддержки выполнения Программы.

5.1. Совершенствование нормативного
правового и методологического обеспечения

      Развитие нормативного правового и методологического обеспечения будет направлено на регулирование отношений в сфере информатизации в части обеспечения информационных потребностей общества, защиты прав потребителей е-услуг, установления компетенции, а также координации деятельности государственных органов в условиях функционирования е-правительства.
      Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного правового и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах системности, объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан.
      С целью формирования правовых основ для оказания государственными органами е-услуг будет осуществлен анализ действующего законодательства Республики Казахстан, регулирующего различные аспекты в сфере информатизации, и разработан комплекс нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия функционирования е-правительства.
      В целях совершенствования системы государственного управления при формировании е-услуг будет проведен анализ регламентов оказания государственных услуг и осуществления административных процессов, на основании которого будут разработаны соответствующие нормативные правовые акты.
      В целях осуществления единых подходов при создании базовых компонентов и ведомственных информационных систем и обеспечения их совместимости будет разработана единая методологическая база инфраструктуры е-правительства, предусматривающая разработку национальных и/или принятие международных технологических стандартов, обеспечивающих единый механизм интеграции данных и сервисов информационных систем государственных органов.

5.2. Обеспечение доступа к услугам
е-правительства, организация работы по ликвидации
информационного неравенства и повышению уровня образования
в сфере ИКТ

      Неравные возможности в использовании ИКТ различными социальными группами населения являются одним из основных препятствий в реализации инициатив е-правительства. Необходимо признать информационное неравенство социальной проблемой с высокой степенью приоритетности и разработать стратегию ее последовательной ликвидации.
      Инвестирование в "человеческий капитал", особенно в подрастающее поколение, путем совершенствования профессионального образования в сфере ИКТ является приоритетным направлением в преодолении социально-экономических проблем.
      Будет реализована единая политика повышения образования в сфере ИКТ и компьютерной грамотности, предусматривающая выполнение следующих мероприятий:
      пересмотр учебных программ на уровнях высшего и среднеспециального образования с целью введения новых специальностей, связанных с потребностями информационного общества;
      введение обучающих курсов в рамках "электронного правительства" в перечень обучающих программ на всех уровнях образования;
      разработка комплекса электронных учебных пособий и обучающих программ по ИКТ для общеобразовательных школ в соответствии с национальными учебными программами;
      разработка проектов нормативных правовых и методических документов по информатизации сферы образования и развитию системы дистанционного обучения;
      создание центра дистанционного обучения основам взаимодействия с государственными органами через портал е-правительства.
      В целях научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения формирования и поддержки е-правительства, проведения семинаров и курсов повышения компьютерной квалификации государственных служащих будет создан Центр компетенции е-правительства.
      Для преодоления информационного неравенства планируется реализация следующих мероприятий:
      создание общедоступных пунктов обучения компьютерной грамотности, включая консультационные центры, компьютерные курсы;
      обеспечение общеобразовательных учреждений надежным и недорогим доступом к Интернету.
      Развитие сети общественного доступа к е-услугам будет обеспечено за счет эффективного использования информационно-коммуникационной инфраструктуры общественного сектора, в частности инфраструктуры почтовой связи. В зависимости от категории пользователей будет создана сеть пунктов общественного доступа к е-услугам на платной, бесплатной и льготной основе, что позволит приобщить к использованию ИКТ более широкие слои населения. Создание пунктов общественного доступа, в первую очередь, охватит структуры АО "Казпочта", АО "Казахтелеком", а также школы, библиотеки, центры досуга, сеть Интернет-кафе.
      Будут приняты меры по обеспечению роста объемов производства и снижению стоимости компьютерной техники и лизинга, тарифов на доступ к Интернету и услуги провайдеров, организации производства недорогой компьютерной техники на базе свободной экономической зоны "Парк информационных технологий", созданной Указом Президента Республики Казахстан от 18 августа 2003 года N 1166.
      Другим направлением обеспечения доступа к Интернету являются создание цифровой транспортной среды до уровня районного центра, а также реализация механизма финансирования сельской связи. Будут реализована система государственного регулирования, гарантирующая доступность качественных услуг телекоммуникаций для сельского населения, и заложены основы для устойчивого развития отрасли телекоммуникаций в рамках Программы развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства от 18 февраля 2003 года N 168.
      Преодоление информационного неравенства будет также обеспечено за счет компьютеризации системы образования путем создания условий для повышения компьютерного оснащения школ, увеличения количества школ, подключенных к Интернету, обеспечения электронными учебниками, а также подключения школ к спутниковому каналу дистанционного обучения. При этом предполагается введение практики передачи в школы компьютерной техники государственных органов при ее замене.
      Реализация указанных мероприятий будет совместно осуществлена в рамках Программы развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства от 18 февраля 2003 года N 168, Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459.
      В целях осуществления мониторинга выполняемых мероприятий по ликвидации информационного неравенства на основе разработанной системы индикаторов развития информационного общества в Республике Казахстан будет организовано проведение регулярных выборочных социологических опросов.
      Будет активизировано сотрудничество в рамках международных программ по распространению опыта в сфере использования информационных технологий.

5.3. Формирование и развитие
е-услуг государственных органов

      Информатизация деятельности государственных органов с учетом требований е-правительства планирует переход от ориентации на внутриведомственные нужды к ориентации на нужды и задачи граждан и организаций. Формирование и реализация е-услуг государственных органов будут осуществляться в рамках создания и развития ведомственных информационных систем.
      Формирование е-услуг государственных органов будет осуществлено на основе проведения функционального анализа регламентов оказания государственных услуг и осуществления административных процессов. По результатам проведенного анализа планируется выработать предложения по модернизации системы государственного управления и реализации административных процедур.
      В рамках осуществления мероприятий данного направления будут определены требования к информационным системам государственных органов в части реализации е-услуг и взаимодействия с базовыми компонентами инфраструктуры е-правительства.
      На начальной стадии реализации Программы будет определен регламент разработки, приемки, сопровождения и развития государственных е-услуг, а также стандартная форма их документирования.
      Предоставление е-услуг государственными органами предполагает внесение изменений в существующие ведомственные информационные системы либо разработку новых информационных систем с учетом стандартов их взаимодействия для интеграции с порталом е-правительства.
      В рамках Программы на базе ведомственных информационных систем будет осуществлена реализация е-услуг, включающих 85 видов услуг (70 информационных и 15 интерактивных). Реализация транзакционных услуг будет осуществлена после создания "платежного шлюза" для взаимодействия с банковской системой.
      В соответствии с основными сферами жизнедеятельности граждан и функционирования организаций сформирован перечень базовых е-услуг согласно приложению к настоящей Программе.

5.4. Формирование базовых
компонентов инфраструктуры е-правительства

      Функционирование инфраструктуры е-правительства будет основано на создании ее базовых компонентов, к которым относятся портал и шлюз е-правительства, "платежный шлюз", национальная идентификационная система, единая транспортная среда государственных органов.
      В целях построения единой архитектуры е-правительства будет разработано техническое задание по формированию базовых компонентов инфраструктуры е-правительства.
      Для размещения технических средств межведомственных информационных систем и резервных центров ведомственных информационных систем будет завершено строительство и осуществлено технологическое оснащение здания серверного центра.

5.4.1. Формирование портала и шлюза е-правительства

      Обеспечение эффективного функционирования е-правительства потребует интеграции информационных систем государственных органов посредством взаимодействия с порталом и шлюзом е-правительства. При этом основным связующим элементом интеграции является универсальный коммуникативный формат сообщений при обмене данными.
      Портал в рамках указанного взаимодействия будет являться интеллектуальным связующим звеном информационного обмена между поставщиками и потребителями е-услуг.
      Создание интерфейсной части портала будет основано на принципе "одного окна", что обеспечит единый интерфейс предоставления е-услуг, удобную навигацию и механизмы поиска по всем доступным информационным ресурсам.
      С целью обеспечения унификации сообщений, циркулирующих в системах е-правительства в виде электронных документов, будут разработаны единые правила оформления и обработки сообщений.
      Целостность и сохранность данных сообщений будет обеспечиваться за счет их централизованного архивирования, а также использования резервного оборудования.
      Интегрируемые информационные системы государственных органов как вновь разрабатываемые, так и существующие должны иметь или дополняться интерфейсами интеграции, построенными с использованием стандартных механизмов обмена сообщениями в коммуникативном формате.
      Будет осуществлена реализация информационно-технологической системы "правительственный шлюз", обеспечивающей интеграцию и взаимодействие информационных систем государственных органов.
      В рамках развития государственного регистра информационных ресурсов и информационных систем Республики Казахстан будут создан единый реестр е-услуг в Республике Казахстан, а также проведена необходимая доработка соответствующего программного обеспечения. Будет создана и получит дальнейшее развитие система ведения общегосударственных классификаторов и справочников.
      По мере готовности е-услуг государственных органов будет осуществлен их последовательный запуск через портал е-правительства.

5.4.2. Формирование "платежного шлюза"
для взаимодействия с банковской системой

      В целях обеспечения унифицированного доступа пользователей е-услуг к различным банковским платежным системам будет реализован "платежный шлюз", предоставляющий плательщику выбор банка и возможность осуществлять защищенные электронные платежи через открытые сети передачи данных. Такой механизм взаимодействия потребует ускоренного развития в банковской системе е-банкинга как для юридических, так и для физических лиц.
      Наиболее эффективным платежным инструментом, удовлетворяющим потребности пользователей е-услуг в осуществлении электронных платежей через механизм е-банкинга, является платежная карточка, созданная с применением микропроцессорной технологии. Технология микропроцессорного производства платежных карточек обеспечивает достаточный уровень надежности и безопасности проведения платежных транзакций через открытые сети в пределах сумм, размещенных на карт-счетах в банках второго уровня.
      "Платежный шлюз", осуществляющий передачу запросов на авторизацию платежей (маршрутизатор), поступающих из открытых сетей передачи данных в защищенные банковские сети, будет реализован на технической базе АО "Национальный процессинговый центр" Национального Банка Республики Казахстан и функционировать в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Взаимодействие с банками второго уровня будет осуществляться на добровольной основе.
      Задачу осуществления электронных платежей по е-услугам государственных органов через Интернет с использованием платежных карточек целесообразно реализовать в рамках Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2002 года N 713.

5.4.3. Формирование национальной
идентификационной системы

      Реализация задач идентификации и аутентификации потребителей е-услуг является одним из основных направлений формирования инфраструктуры е-правительства.
      Отсутствие единых правил идентификации граждан и организаций в правоотношениях с государственными органами привело к созданию ведомственных информационных систем с собственными механизмами идентификации, такими, как регистрационный номер юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код и прочие.
      Последствиями данного подхода явились факты неоднократной регистрации юридических лиц в органах юстиции, статистики, налоговых органах и необходимость наличия нескольких регистрационных документов. Отслеживание изменений регистрационных сведений субъектов осложняется действием временного фактора, а также отсутствием эффективного информационного взаимодействия между различными регистрирующими органами.
      Для решения указанных проблем будут завершены ранее начатые мероприятия по созданию государственных баз данных "Физические лица" и "Юридические лица", основными функциями которых являются генерация и присвоение идентификационного номера физическим лицам, бизнес-идентификационного номера юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
      В целях унификации адресного поля Республики Казахстан и обеспечения возможности машинной обработки адресов будет создан единый "Адресный регистр" с присвоением каждому адресу идентификационного номера.
      Реализация данных систем осуществляется в целях упрощения процедур регистрации субъектов, адресности оказываемых е-услуг, координации мероприятий по созданию и развитию информационных систем, совершенствованию взаимодействия между ведомственными информационными системами на основе применения единых идентификационных номеров. Будут внесены соответствующие изменения в нормативную правовую базу в сфере применения идентификационных (бизнес-идентификационных) номеров физических и юридических лиц и адресной информации.
      Создание механизма аутентификации потребителей е-услуг будет обеспечено за счет внедрения инфраструктуры открытых ключей, позволяющей с помощью цепочки доверительных отношений использовать при информационном обмене механизм электронной цифровой подписи.
      Инфраструктура открытых ключей основывается на применении регистрационных свидетельств, связывающих индивидуальные закрытые ключи пользователей с их открытыми ключами. Для внедрения инфраструктуры открытых ключей планируется создание специального удостоверяющего центра электронной цифровой подписи физических и юридических лиц Республики Казахстан. В качестве надежного средства для генерирования, хранения и применения идентификационных данных и ключей электронной цифровой подписи планируется использование смарт-технологий.
      Удостоверяющий центр электронной цифровой подписи физических и юридических лиц Республики Казахстан будет осуществлять функции сертификационного центра. Для регистрации и выдачи ключей будут организованы также центры регистрации.
      Создание национальной идентификационной системы позволит обеспечить санкционированный доступ к информационным системам и ресурсам государственных органов.

5.4.4. Формирование единой
транспортной среды государственных органов

      В настоящее время государственные органы строят свои информационно-коммуникационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды. При этом происходит расходование значительных финансовых и материальных средств, отсутствует единая политика безопасности, имеются проблемы в организации межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия. Ведомственные информационно-коммуникационные системы изолированы от публичных сетей связи и не предусматривают прямого защищенного информационного взаимодействия с предприятиями частного сектора, общественными организациями и населением.
      Для решения вышеуказанной проблемы с использованием современных цифровых технологий будет создана единая мультисервисная транспортная среда государственных органов как необходимый компонент инфраструктуры е-правительства, обеспечивающий высокую степень защиты от несанкционированного доступа, передачу всех видов трафика и распределенное предоставление широкого спектра телекоммуникационных услуг.
      Определение регламента создания и функционирования единой транспортной среды государственных органов потребует разработки соответствующей нормативной правовой базы.
      Создание единой транспортной среды государственных органов как эффективной и высокорентабельной инфраструктуры обеспечит:
      проведение единой политики защиты информации;
      объединение существующих ведомственных информационных систем государственных органов;
      интеграцию существующих ведомственных телекоммуникационных систем государственных органов;
      создание защищенных виртуальных сетей государственных органов с предоставлением гарантированного качества сервиса по передаче информации;
      доступ государственных органов к ресурсам Интернета с использованием единого защищенного шлюза.

5.5. Создание и развитие межведомственных
и типовых ведомственных информационных систем

      В целях унификации и интеграции информационных ресурсов и систем государственных органов будут реализованы проекты межведомственных и типовых ведомственных информационных систем. К таким системам относятся: ведомственный и межведомственный электронный документооборот, архивное хранение документов, информационные системы административно-управленческой деятельности, реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения, правительственный Интранет-портал.
      Будут продолжены работы по автоматизации технологических процессов документооборота в государственных органах, включая подготовку и ввод документов в систему, регистрацию, распределение и рассылку, редактирование и модификацию, оперативное хранение и архивацию, поиск и просмотр, извлечение и воспроизведение документов, контроль их исполнения, разграничение доступа, извлечение информации из документов и ее анализ.
      Будут продолжены работы по развитию специального удостоверяющего центра электронной цифровой подписи для государственных органов, созданию системы межведомственного документооборота между государственными органами и по организации архивного хранения документов с применением современных информационных технологий.
      В рамках Программы будет разработана типовая масштабируемая информационная система автоматизации административно-управленческой деятельности государственных органов, интегрирующая в себе функции управления персоналом, начисления заработной платы, финансового планирования и ведения бухгалтерского учета. Разработка такой системы с применением современных проектных решений позволит обеспечить оперативную адаптацию к изменяющимся условиям и будет экономически целесообразной.
      Для обеспечения эффективного управления информацией, накопленной в межведомственных и ведомственных информационных ресурсах, оперативного реагирования, организации групповой работы государственных служащих различных ведомств будет реализован Интранет-портал государственных органов, построенный на основе Интернет-технологий с организацией регламентированного доступа.
      В рамках развития ведомственных информационных систем будут продолжены мероприятия по созданию и развитию систем "Автоматизированная система Государственного земельного кадастра" и "Регистр недвижимости".

5.6. Создание и развитие информационных
ресурсов и систем местных исполнительных органов

      Взаимодействие граждан и организаций с государственными органами осуществляется также на уровне местных исполнительных органов.
      Информационные системы местных исполнительных органов должны предоставлять оперативную информацию по вопросам жизнедеятельности региона, государственным закупкам, реализовывать функции "виртуальной приемной" для рассмотрения и отслеживания обращений граждан, обеспечивать доступ к электронным формам документов, а также оказывать такие е-услуги, как лицензирование деятельности пассажирских перевозок, по благоустройству города и прочие.
      В регионах необходимо разработать программы по информатизации, соответствующие требованиям единой архитектуры е-правительства и согласованные с уполномоченным органом в сфере информатизации и связи.
      В целях осуществления единой региональной политики е-правительства путем консолидации финансовых ресурсов местных исполнительных органов целесообразно разработать ряд типовых проектных решений.
      Электронное взаимодействие граждан и организаций с местными исполнительными органами в условиях реализации единой транспортной среды будет осуществляться через единый портал и шлюз е-правительства. Задачи местных исполнительных органов будут заключаться в предоставлении е-услуг на базе формирования и развития собственных информационных ресурсов и систем.
      Оказание е-услуг местными исполнительными органами связано с уровнем развития ведомственных информационных систем. В связи с чем целесообразно разработать регламент взаимодействия информационных систем местных исполнительных органов с ведомственными информационными системами.
      Для оценки эффективности реализации региональных программ по информатизации и стимулирования местных исполнительных органов к широкому применению ИКТ будут проводиться конкурсы на определение лучшего региона по реализации мероприятий е-правительства, повышению компьютерной грамотности населения региона.

5.7. Обеспечение защиты
информационной инфраструктуры е-правительства

      Предоставление е-услуг государственными органами будет осуществляться в соответствии с установленными требованиями к защите информации, что обеспечит высокий уровень защищенности информации и доверие пользователей е-услуг.
      В этих целях будет разработана концепция информационной безопасности инфраструктуры е-правительства, учитывающая технические требования к базовым компонентам, а также информационным системам государственных органов. В концепции также будут отражены вопросы совершенствования структуры, материально-технического и кадрового обеспечения безопасности информационных систем государственных органов.
      В рамках реализации Программы будут разработаны национальные и/или приняты международные стандарты в области защиты информации, в соответствии с которыми будут определены требования по обеспечению информационной безопасности при формировании и развитии информационной инфраструктуры е-правительства. По мере завершения формирования компонентов инфраструктуры е-правительства для каждого из них будет разработан нормативный документ, определяющий политику безопасности.
      Будут разработаны типовые проектные решения по защите информационных ресурсов и систем, что позволит обеспечить защиту информации на этапе проектирования е-услуги.
      Планируется проведение мероприятий по созданию защищенной национальной операционной системы на базе технологии "open source" (метод разработки и лицензирования компьютерных программ, дающий право модифицировать и свободно использовать программное обеспечение).
      В целях обеспечения качественного и надежного функционирования инфраструктуры е-правительства будет создана система сертификации на соответствие нормативным актам, требованиям концепции и политики информационной безопасности. Будет определен единый порядок согласования технических заданий по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем.
      Государственное регулирование доменным пространством казахстанского сегмента в Интернете будет обеспечено путем установления единого порядка распределения доменов и проведения работ по созданию центра управления доменом kz.

5.8. Обеспечение общественной
поддержки выполнения Программы

      В целях формирования общественного интереса к реализации инициатив е-правительства Программа должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации и Интернете.
      К основным задачам, реализуемым в рамках данного направления, относятся:
      создание стимулов для развития и поддержки е-услуг государственных органов;
      формирование стабильного интереса граждан и организаций к пользованию е-услугами.
      Привлечение общественного внимания к Программе, осуществление поддержки ее реализации со стороны государственных органов будут обеспечены за счет широкого информационного сопровождения, включая проведение и участие в выставках по ИКТ, организацию публичных выступлений представителей государственных органов, бизнеса и науки, публикацию аналитических обзоров, а также распространение рекламных материалов.
      Планируется проведение ежегодных научно-практических конференций по вопросам реализации Программы, различных конкурсов по отраслям на соответствие реализуемых мероприятий поставленным задачам.
      Будет создан и получит постоянную поддержку сайт, освещающий ход реализации Программы.
      Анализ результатов реализации Программы, а также степени адаптации пользователей к новым е-услугам будет осуществлен посредством мониторинга выполнения мероприятий, проводимых в рамках Программы.

5.9. Механизм реализации Программы

      Выполнение Программы будет осуществляться путем реализации плана мероприятий и отраслевых, региональных программ информатизации.
      Координация работы по реализации Программы будет осуществляться межведомственной комиссией, созданной соответствующим постановлением Правительства Республики Казахстан.
      Контроль и реализация Программы будут осуществляться уполномоченным органом в сфере информатизации и связи, а отраслевых и региональных программ информатизации - соответствующими государственными органами.
      В целях реализации единой технической политики при выполнении мероприятий Программы на национального оператора в сфере информатизации будут возложены функции системного интегратора инфраструктуры е-правительства, а также функции управления проектами и технического сопровождения межведомственных информационных систем, единой транспортной среды государственных органов.
      При уполномоченном органе в сфере информатизации и связи будет организован совет руководителей информационных служб государственных органов, обеспечивающий решение организационных и методических задач.
      Для обеспечения качественного планирования процессов внедрения ИКТ в государственных органах, не имеющих собственных служб информатизации, будут созданы соответствующие подразделения из представителей национального оператора в сфере информатизации. Основной задачей данных подразделений является проведение единой технической политики при информатизации государственного органа, а при необходимости администрирование действующих систем и системно-техническое обслуживание.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
      На основании экспертных оценок по планируемым мероприятиям и расчетам по реализуемым информационным системам в государственном секторе общий объем финансовых ресурсов составит:
      из средств республиканского бюджета - 51,9 млрд. тенге (включая затраты на создание единой транспортной среды государственных органов в объеме 31,9 млрд. тенге), в том числе на 2005 год - 4,5 млрд. тенге, на 2006 год - 25,3 млрд. тенге, на 2007 год - 22,1 млрд. тенге;
      из средств местных бюджетов - 150,0 млн. тенге в год;
      а также частные инвестиции, гранты международных и отечественных финансовых организаций.
      Кроме этого, в 2005 году предполагается дополнительное финансирование на реализацию пилотного проекта по созданию единой транспортной среды на территории г. Астаны в сумме 1,060 млрд. тенге.
      Объем финансирования в разрезе по мероприятиям будет указан в плане мероприятий по реализации настоящей Программы, утверждаемом постановлением Правительства Республики Казахстан.
      Внесение корректировок в Программу в части изменения объемов финансирования из соответствующего бюджета будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

7. Ожидаемые результаты от
реализации и индикаторы Программы

      В рамках выполнения мероприятий Программы предполагаются создание условий для обеспечения граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.
      В результате реализации Программы:
      будут созданы условия для оптимизации административных процедур государственных органов и осуществлена интеграция информационных систем и ресурсов государственных органов;
      будет организована единая защищенная мультисервисная транспортная среда государственных органов. Возврат инвестиций за счет экономии бюджетных средств прогнозируется в течение 8 лет после реализации проекта;
      будут оптимизированы расходы на информатизацию государственных органов;
      в течение 2005 года 15% предоставляемых государственными органами услуг будут реализованы в электронной форме;
      сократится время оказания государственных услуг;
      в 2006 году завершится внедрение единой системы электронного документооборота государственных органов;
      к концу 2007 года:
      будут созданы базовые компоненты "электронного правительства", к которым относятся портал и шлюз е-правительства, "платежный шлюз", национальная идентификационная система, единая транспортная среда государственных органов, системообразующие базы данных;
      в рамках создания национальной идентификационной системы будет осуществлен переход на введение системы идентификационных номеров, объединяющей номер удостоверения личности гражданина, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный номер гражданина и другие;
      в целях обеспечения более широкого доступа к электронным услугам государственных органов будет создано не менее 50 специальных пунктов;
      будут предоставлены 25 интерактивных услуг, а также созданы условия для реализации транзакционных услуг, в 2-3 раза увеличится доля граждан и организаций, пользующихся электронными услугами государственных органов;
      будет создана национальная идентификационная система, 15-18% экономически активного населения Республики Казахстан получит удостоверения личности нового образца на основе смарт-технологий;
      будет обеспечена эффективная защита информационных систем и ресурсов государственных органов;
      планируется увеличение сбора налогов и иных обязательных платежей в бюджет за счет упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков и фискальных органов;
      планируется повышение уровня компьютерной грамотности пользователей на 26,5% от количества совершеннолетнего населения Казахстана по сравнению с 2004 годом;
      в рамках реализации Программы развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2003 года N 168, планируются установление специальных тарифов для пунктов общественного доступа и создание условий для их дальнейшего снижения в 2 раза;
      планируется телефонизировать все сельские населенные пункты в количестве 7523 с населением более 50 человек и довести телефонную плотность до 9 телефонов на 100 жителей;
      планируется довести число школ, подключенных к Интернету, к концу 2007 года до 100%;
      в рамках повышения уровня образования в сфере ИКТ планируются снижение количества учеников на 1 компьютер в школах с 54 до 36, увеличение количества школ, подключеных к спутниковому каналу дистанционного обучения, с 8,7% до 20,8%.
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ                
к Государственной программе формирования 
"электронного правительства"      
в Республике Казахстан на 2005-2007 годы,
утвержденной Указом Президента     
Республики Казахстан           
от 10 ноября 2004 года N 1471     

ПЕРЕЧЕНЬ
базовых услуг е-правительства в соответствии с основными
сферами жизнедеятельности граждан и функционирования организаций

1. Налоговые и таможенные обязательства

      1. Предоставление информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, на основе данных уполномоченных органов (реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения).
      2. Предоставление информации о налогоплательщиках, состоящих на регистрационном учете в налоговых органах, плательщиках налога на добавленную стоимость.
      3. Регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость, изменение персональных регистрационных данных налогоплательщика.
      4. Прием и обработка электронной налоговой отчетности, предоставление услуги по отправке электронной налоговой отчетности через терминал налогоплательщика из офисов налоговых органов.
      5. Предоставление информации о состоянии расчетов с бюджетом.
      6. Разъяснение налогового законодательства Республики Казахстан, проведение электронных "горячих линий".
      7. Дистанционное обсуждение общественностью внесения изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан.
      8. Предоставление центральным и местным государственным органам информации о состоянии доходной части бюджета и недоимки налогоплательщиков.
      9. Прием электронных форм документов и отчетности в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
      10. Обеспечение консультационной и информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
      11. Представление сведений при совершении таможенных операций гражданами и организациями.

2. Предпринимательство и бизнес

      12. Предоставление информации по регистрации (перерегистрации, ликвидации) юридических лиц.
      13. Организация электронных государственных закупок.
      14. Информация о государственной регистрации и оформление прав на движимое и недвижимое имущество.
      15. Представление сведений из государственного реестра лицензиатов на оценку имущества.
      16. Предоставление информации о ценах на рынках товаров и услуг.
      17. Предоставление информации об инвестиционных (инновационных) проектах ("виртуальный технопарк").
      18. Прием обращений граждан и организаций по вопросам предпринимательства и бизнеса.

3. Социальная защита и занятость населения

      19. Содействие в трудоустройстве безработных граждан и поиск по заявкам работодателей специалистов в соответствии с квалификационными требованиями.
      20. Оформление заявлений и документов, договоров, связанных с накопительными пенсионными фондами.
      21. Предоставление информации о поступлении и движении средств вкладчиков, оформление заявлений на выдачу пенсионных накоплений.
      22. Прием обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения и занятости.
      23. Предоставление информации о правилах привлечения иностранной рабочей силы, выдача лицензий на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан.

4. Образование, наука и здравоохранение

      24. Предоставление информации по основным показателям здоровья населения Республики Казахстан и деятельности медицинских организаций.
      25. Предоставление информации по зарегистрированным лекарственным средствам, средствам дезинфекции и дератизации, по веществам, запрещенным к ввозу и применению в Республике Казахстан.
      26. Предоставление информации по организациям, имеющим лицензии на оказание услуг в сферах образования, науки и здравоохранения.
      27. Предоставление информации по вопросам диагностики и лечения заболеваний на всех уровнях оказания медицинской помощи.
      28. Предоставление информации по качественному и количественному составу высших учебных заведений, научных и медицинских организаций.
      29. Предоставление информации по основным показателям деятельности организаций образования и науки.
      30. Прием обращений граждан по вопросам образования и оказания медицинских услуг.

5. Законность и правопорядок

      31. Предоставление доступа к государственному реестру и эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      32. Предоставление информации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
      33. Прием обращений граждан по вопросам соблюдения правопорядка.
      34. Предоставление информации о поступлении на службу в органы обеспечения правопорядка.
      35. Прием и регистрация заявок и сбор необходимых сведений для поступления в учебные заведения органов правопорядка.

      6. Экономика и торговля

      36. Предоставление информации по вопросам формирования государственного бюджета, реализации социально-экономической и фискальной политики, о состоянии и прогнозах социально-экономического развития Казахстана.
      37. Предоставление информации о транспортно-коммуникационном комплексе страны: автомобильные дороги, гражданская авиация, аэрокосмические комплексы.
      38. Предоставление информации о социально-экономическом положении в сельском хозяйстве, а также в области защиты и карантина растений.
      39. Прием документов по финансированию внедрения изобретений и инновационных проектов.
      40. Прием документов для получения лицензии на недропользование.
      41. Предоставление информации обо всех объектах недропользования, в том числе выставляемых на конкурс на получение права недропользования.
      42. Предоставление информации о конкурсах и контрактах на получение права недропользования.
      43. Предоставление информации о порядке формирования и утверждения тарифов на коммунальные услуги.
      44. Представление сведений о действующих тарифах на коммунальные услуги в различных регионах Республики Казахстан.
      45. Предоставление юридических консультаций по заключению публичных договоров на оказание коммунальных услуг предприятиями-поставщиками.
      46. Предоставление информации по организациям, имеющим государственные лицензии на производство, передачу и реализацию электрической и тепловой энергии, обеспечение водоснабжения, канализации, услуг телефонной связи.
      47. Прием обращений граждан по вопросам экономики, торговли и обеспечения коммунальными услугами.
      48. Предоставление информации о распределении земель по категориям и угодиям, количественным, качественным признакам.
      49. Предоставление информации по статистике внешней торговли Республики Казахстан.
      50. Формирование и прием таможенных документов.

7. Оборона, национальная безопасность
и управление в чрезвычайных ситуациях

      51. Предоставление рекомендаций по усилению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования независимо от форм собственности.
      52. Предоставление информации о предписаниях государственного пожарного надзора.
      53. Внесение предложений и участие в решении вопросов об организации противопожарной службы на объектах.
      54. Предоставление информации по лицензированию деятельности, связанной с монтажом, наладкой и техническим обслуживанием противопожарного оборудования.
      55. Прием обращений граждан по вопросам обороны, национальной безопасности, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций.
      56. Предоставление информации по порядку призыва на срочную военную службу, контрактную службу, а также информации по местным органам военного управления.
      57. Предоставление информации по военно-учебным заведениям Республики Казахстан, правилам, порядку поступления и условиям обучения.

8. Охрана окружающей среды

      58. Предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, экологическом состоянии на отдельных объектах, воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду.
      59. Предоставление информации о ходе реализации стратегических документов в области охраны окружающей среды.
      60. Предоставление информации о нарушителях природоохранного законодательства Республики Казахстан и о принятых к ним мерах.
      61. Предоставление информации об инвестировании в природоохранные мероприятия и осуществлении платежей за загрязнение окружающей среды.
      62. Предоставление доступа к данным кадастров природных ресурсов.
      63. Предоставление информации о прогнозе погоды.
      64. Предоставление информации об инвестировании в природоохранные мероприятия, осуществление платежей за загрязнение окружающей среды и возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства Республики Казахстан.
      65. Прием обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды.

9. Культура, спорт, туризм
и информационное пространство

      66. Предоставление доступа к спискам национальных сборных команд по видам спорта и календарю республиканских спортивных мероприятий.
      67. Предоставление информации о лицензировании деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, а также сведений об организациях, имеющих лицензии на оказание данных услуг.
      68. Предоставление информации об аккредитации республиканских общественных объединений в области физической культуры и спорта.
      69. Предоставление информации о выступлениях спортсменов Республики Казахстан на международных и республиканских соревнованиях.
      70. Предоставление информации об участии Республики Казахстан в международных туристских выставках и проведении туристских мероприятий.
      71. Предоставление информации об организациях культуры и искусства Республики Казахстан.
      72. Предоставление доступа к данным каталога "Киносправочник Казахстана".
      73. Предоставление доступа к спискам памятников истории и культуры.
      74. Предоставление информации о лицензировании деятельности, связанной с археологическими и реставрационными работами памятников истории и культуры.
      75. Прием и рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам молодежной политики.
      76. Предоставление информации по вопросам государственной информационной политики, лицензирования деятельности по организации телевизионного и/или радиовещания, учета средств массовой информации.
      77. Предоставление информации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, неправительственными организациями, профессиональными союзами.
      78. Предоставление информации по вопросам книжного маркетинга и издательско-полиграфической отрасли.
      79. Прием обращений граждан по вопросам культуры, спорта и туризма, средств массовой информации, издательско-полиграфической отрасли, внутриполитической стабильности.
      80. Публикация статей по вопросам социологии, политологии и регионолистики.
      81. Выдача разрешений на открытие типографий, множительных участков, на ввоз и эксплуатацию множительной техники цветного изображения.
      82. Консультационные услуги по оформлению документов для предоставления права выпуска в эфир продукции средств массовой информации.

      10. Дипломатия и международные связи

      83. Предоставление информации по вопросам консульской легализации.
      84. Предоставление информации о порядке выдачи виз Республики Казахстан, порядке оформления дипломатических и служебных паспортов.
      85. Прием обращений граждан по вопросам въезда (выезда) в (из) Республику (Республики) Казахстан.