О Среднесрочной фискальной политике Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2006 года N 660

Действующий

      В соответствии со  статьей 70  Бюджетного кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую Среднесрочную фискальную политику Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

       Премьер-Министр
   Республики Казахстан

Утверждена             
постановлением Правительства  
Республики Казахстан       
от 12 июля 2006 года       
N 660                

Среднесрочная фискальная политика
Правительства Республики Казахстан
на 2007-2009 годы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1.     Социально-экономическое положение
2.     Политика формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан
3.     Совершенствование бюджетной системы
4.     Цели и задачи фискальной политики
5.     Политика доходов
6.     Политика затрат
7.     Бюджетное кредитование
8.     Операции с финансовыми активами
9.     Межбюджетные отношения
10.    Управление государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом

       Введение

      Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Среднесрочная фискальная политика) разработана на основе Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденной  Указом  Президента Республики Казахстан от 30 марта 2006 года N 80, Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, одобренной  Указом  Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года N 1641 (далее - Концепция Национального фонда), Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (первый этап), утвержденного  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2006 года N 521 (далее - Среднесрочный план), прогноза важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан и государственных регуляторов на трехлетний период, государственных и отраслевых (секторальных) программ и других стратегических и программных документов, с учетом посланий Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана " Казахстан  на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" от 18 февраля 2005 года и " Стратегия  вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" от 1 марта 2006 года (далее - Послание Главы государства).
      В данном документе определены основные цели, задачи и направления фискальной политики Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы.
      Среднесрочная фискальная политика является основой формирования республиканского бюджета и координирующим документом при реализации налоговой и бюджетной политики на всех уровнях государственного управления.

       1. Социально-экономическое положение

      Основные направления экономической политики, а также прогноз важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы определены в Среднесрочном плане.
      В 2003-2005 годы происходил бурный рост экономики Казахстана. В эти годы ежегодный среднегодовой темп прироста валового внутреннего продукта (ВВП) составлял 9,5 %.
      В 2003-2005 годы стабильное развитие всех сегментов финансового рынка позволило значительно активизировать внутренний кредитный рынок страны и увеличить размеры денежных средств, направляемых на развитие производственного сектора и сектора услуг.
      Международные резервы Национального Банка Республики Казахстан (Национальный Банк) и средства Национального фонда Республики Казахстан (Национальный фонд) страны к концу 2005 года возросли до 15143 млн. долларов США.
      Внешние факторы были благоприятными для развития экономики Казахстана. За 2003 - 2005 годы среднегодовой рост внешнеторгового оборота составил 40,9 %, экспорт казахстанской продукции увеличивался в среднем на 42,3 %, импорт - на 38,1 %.
      В общем объеме импорта в 2005 году инвестиционные товары составили 8412,2 млн. долларов США или 48,5 % (в 2004 году - 5871,0 млн. долларов США или 45,9 %).
      С 2003 по 2005 год валовой объем прямых иностранных инвестиций в республику превысил 19,3 млрд. долларов США. При этом за 2005 год валовой объем прямых иностранных инвестиций в республику составил 6,4 млрд. долларов США.
      Существенный вклад в рост экономики внесла промышленность. В течение трех лет ежегодный прирост производства промышленной продукции в среднем составил 8,0 %, в том числе, в горнодобывающей промышленности - 8,8 %, в обрабатывающей промышленности - 7,7 %, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 4,8 %.
      Среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства в 2003-2005 годах составил 2,9 %, в том числе, в растениеводстве - 1,1 %, животноводстве - 5 %.
      В секторе услуг наибольший прирост обеспечен в связи, где объемы оказываемых предприятиями и организациями услуг в 2003-2005 годы в среднем росли на 28,5 %.
      Средний темп роста объемов перевозок всеми видами транспорта за прошедшие три года составил 108 %.
      Увеличение размера реальной заработной платы в 2003-2005 годы в среднем на 11,2 % способствовали ежегодному повышению реальных денежных доходов населения в среднем на 12,1 %.
      Численность безработных сократилась с 672,1 тыс. человек в 2003 году до 639,3 тыс. человек в 2005 году. Уровень безработицы, составлявший в 2003 году 8,8 %, сократился в 2005 году до 8,1 % к численности экономически активного населения.
      В течение трех последних лет средний уровень инфляции находился в коридоре 6,4 - 7,6 %.
      В целом регулирование инфляционных процессов проводится путем выработки и реализации комплексной антиинфляционной политики.
      Современное состояние мировой экономики характеризуется весьма благоприятной для Казахстана конъюнктурой, что оказывает положительное влияние на динамику экспорта сырьевых товаров.
      Высокий уровень мировых цен на важнейшие статьи казахстанского экспорта обусловил рост экспортной выручки. Номинальное увеличение экспорта в 2005 году по сравнению с 2001 годом составило более чем 3,2 раза.
      По данным Международного валютного фонда, рост мировой экономики в 2005 году составил 4,8 %. В 2006 и 2007 годах он, по прогнозу, составит 4,9 и 4,7 % соответственно.
      Среднегодовой реальный прирост ВВП в 2007-2009 годы составит 8,8 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году.
      ВВП на душу населения планируется довести до уровня 6543 долларов США к 2009 году, что в 1,77 раза превысит уровень 2005 года.
      В среднесрочном периоде сохранится тенденция опережающего роста услуг по сравнению с производством товаров. Производство товаров будет расти в среднем на 6,7 % в год, а производство услуг на 10,7 %.
      Темп прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007-2009 годы составит 6,1 %, в том числе в обрабатывающей промышленности 6,7 %. Наибольшие доли в производстве услуг занимают торговля, транспорт, связь, а также различные услуги предприятиям. В 2007-2009 годах ожидается дальнейший рост этих отраслей. Услуги транспорта возрастут в среднем на 7,6 %, объем предоставляемых услуг связи на 20,7 %. В сфере торговли рост услуг произойдет в среднем на 9,9 %.
      Рост валовой продукции сельского хозяйства в планируемом периоде в среднем составит 102,7 %, рост объема строительных работ - 110,7 %.
      Расширение инвестиционного спроса будет связано, в первую очередь, с внутренними источниками финансирования инвестиций, получаемых за счет собственных средств предприятий. Темпы роста объемов инвестиций в основной капитал составят в планируемом периоде в среднем 114,3 %.
      Положительное сальдо торгового баланса в 2007-2009 годах в среднем будет составлять свыше 5,4 млрд. долларов США в год.
      Ускоренное экономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят темпы роста реальной заработной платы.
      В 2007-2009 годы для обеспечения высоких темпов развития экономики будут созданы благоприятные макроэкономические условия развития всех основных факторов роста экономики.

                                                      таблица 1

        Прогноз основных макроэкономических показателей
           Республики Казахстан на 2007-2009 годы

Наименование показателя

2007

2008

2009

Индекс потребительских
цен, в % в среднем за год

5-7

5-7

5-7

Экспорт товаров,
млн.долл.США (ФОБ)

29850,7

31248,2

33312,4

Импорт товаров,
млн.долл.США (ФОБ)

23433,1

25955,7

28755,8

Добыча нефти и газового
конденсата, млн. тонн

64,0

70,0

78,0

Мировая цена на нефть
(смесь Brent),
долларов США за баррель

54,0

53,0

50,0

Изменение
производительности  
труда, в % к предыдущему
году

10,5

8,0

8,1

       2. Политика формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан

      Национальный фонд был создан в 2001 году с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.
      С момента создания Национального фонда порядка 48 % доходов от нефтяного сектора направлялись в фонд, и на конец 2005 года было накоплено активов на сумму порядка 8,1 млрд. долларов США, что составляет 14,5 % к ВВП.
      В 2007-2009 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается "инфляционное давление" на экономику. Для обеспечения макроэкономической стабильности, а также накопления средств в период благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен и обеспечения будущих поколений будет продолжено аккумулирование части доходов, получаемых вследствие значительного роста мировых цен на нефть, в Национальном фонде.
      С 1 июля 2006 года будет введена новая система функционирования Национального фонда, в соответствии с Концепцией Национального фонда.
      В целях обеспечения оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом был разработан метод сбалансированного бюджета, при котором доходы нефтяного сектора будут полностью направляться в Национальный фонд, а доходная часть республиканского бюджета будет формироваться только за счет ненефтяного сектора.

                  Метод сбалансированного бюджета
       (Схему см. в бумажном варианте)

      Основными источниками формирования Национального фонда будут являться:
      прямые налоги от нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового конденсата;
      поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
      поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
      инвестиционные доходы от управления Национальным фондом;
      иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
      Расходы республиканского бюджета на текущие бюджетные программы будут финансироваться за счет отчислений в республиканский бюджет от ненефтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные программы развития осуществляться за счет гарантированного трансферта из Национального фонда. При этом, определенная доля расходной части бюджета может покрываться, в том числе за счет заимствования в рамках установленных ограничений.
      Использование нефтяных поступлений в пределах гарантированного трансферта позволит проводить взвешенную фискальную политику, так как будет виден "чистый" бюджетный эффект от либерализации налогового режима, который, как правило, искажен за счет сверхдоходов, поступающих от предприятий нефтяного сектора.
      Размер гарантированного трансферта из Национального фонда будет утверждаться законодательным актом Республики Казахстан на трехлетний период и останется неизменным в течение данного периода.
      В соответствии с Концепцией Национального фонда Правительство Республики Казахстан будет исходить из необходимости оптимального использования нефтяных доходов, с учетом соблюдения оптимальных пропорций между потреблением и накоплением, создания благоприятных макроэкономических условий для развития несырьевого сектора экономики, сбережения значительной части нефтяных доходов и недопущения истощения Национального фонда, совершенствования механизма формирования и использования средств фонда.

       3. Совершенствование бюджетной системы

      В целях дальнейшего совершенствования бюджетной системы предусматривается принятие Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального Банка Республики Казахстан".
      Основными задачами данного законопроекта в сфере совершенствования бюджетного законодательства и в целом бюджетной системы являются:
      1) постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений.
      С целью реализации Концепции Национального фонда вводятся новые понятия - "консолидированный бюджет" и "ненефтяной дефицит".
      Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный фонд.
      Нефтяной дефицит бюджета равен сумме поступлений в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом расходов бюджета;
      2) ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).
      Инвестиционные проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы;
      3) соблюдения всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
      В реализацию вышеназванного законопроекта будут внесены соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты.

       4. Цели и задачи фискальной политики

      Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде является обеспечение устойчивого роста экономики, стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной фискальной политики государственных расходов, совершенствование межбюджетных отношений и управление государственным долгом.
      Достижению данной цели в среднесрочном периоде будет способствовать решение следующих основных задач:
      совершенствование бюджетного законодательства, планирования и процедур исполнения бюджета;
      повышение эффективности и результативности государственных расходов;
      сокращение ненефтяного дефицита бюджета;
      гармонизация стратегических, среднесрочных, годовых программ и планов развития с республиканским бюджетом;
      финансовое обеспечение проводимых социальных реформ, развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства и общественной инфраструктуры;
      снижение доли теневой экономики;
      обеспечение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;
      совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда;
      определение оптимальных параметров дефицита республиканского бюджета и объемов государственного долга с учетом проводимой политики сбережений;
      постепенное снижение доли внешнего долга в структуре правительственного долга.

       5. Политика доходов

      Одной из приоритетных задач, стоящих перед Республикой Казахстан, является обеспечение нового качественного уровня развития экономики, способной производить конкурентоспособную продукцию в несырьевых отраслях экономики. Проводимая государством экономическая политика направлена на стимулирование индустриального развития, диверсификацию экономики, перемещение источника ее роста в несырьевой сектор.
      В течение последних нескольких лет проводилась работа по снижению налоговой нагрузки на экономику и совершенствованию налогового законодательства через введение норм, стимулирующих развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств.
      Так, с целью реализации задач по снижению налоговой нагрузки, стимулирования диверсификации и развития новых отраслей экономики в 2007-2009 годы основными направлениями налоговой политики предполагаются:
      снижение ставок социального налога и налога на добавленную стоимость, что направлено на последующее развитие и расширение производства;
      рассмотрение возможности постепенного перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц с целью усиления конкурентоспособности казахстанской экономики, при условии роста благосостояния населения;
      рассмотрение возможности перехода на всеобщее декларирование доходов физических лиц;
      дальнейшее совершенствование законодательства в части налогового администрирования с применением информационных технологий.
      Доходы бюджета на 2007-2009 годы определены на основе прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочный период, действия Концепции Национального Фонда с 1 июля 2006 года и основных направлений налоговой политики, озвученных в Послании Главы государства.
      В 2007-2009 года соотношение поступлений от предприятий нефтяного и ненефтяного секторов экономики прогнозируются в среднем 23 % и 77 % соответственно.
      В соответствии с Концепцией Национального фонда нефтяные поступления будут зачислены в фонд, а ненефтяные - в бюджет.
      Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2007-2009 годы приведен в таблице 2.

                                                   таблица 2

     Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет
                   на 2007-2009 годы

                                   в процентах к ВВП

Наименование

2007
год

2008
год

2009
год

Нефтяные доходы

19,4

18,4

18,6

налоговые поступления

18,3

17,3

18,0

неналоговые поступления

0,46

0,42

0,39

поступления от продажи основного
капитала

0,73

0,66

0,27

      Снижение налоговых поступлений с 18,3 % к ВВП в 2007 году до 17,3 % к ВВП и 2008 году объясняется снижением ставок социального налога с 2008 года в среднем на 30 %.
      Поступления от продажи основного капитала снижаются с 0,66 % к ВВП в 2008 году до 0,27 % к ВВП в 2009 году, в связи тем, что с 2008 года не предусматриваются поступления средств от продажи гражданам квартир в рамках реализации  Государственной программы  развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года N 1388.
      Средний темп роста поступлений ненефтяного сектора в государственный бюджет в 2007-2009 годах ожидается на уровне 115,3 %.
      Прогноз перечисления нефтяных поступлений в Национальный фонд составляет в 2007 году - 6,4 % к ВВП, в 2008 году - 5,8 % к ВВП, в 2009 году - 5,4 % к ВВП.
      Ежегодный средний темп роста поступлений нефтяного сектора в Национальный фонд в 2007-2009 годах ожидается на уровне 116,4 %.

       6. Политика затрат

      Проводимая в среднесрочном периоде политика затрат будет направлена на повышение эффективности и результативности государственных расходов путем проведения ограничительной бюджетной политики, при которой:
      темпы роста расходов государственного бюджета будут скоррелированны с темпами роста экономики;
      будет достигнуто снижение ненефтяного дефицита.
      В структуре расходов государственного бюджета на 2007-2009 годы приоритетными направлениями являются:
      развитие здравоохранения и образования;
      дальнейшее углубление социальных реформ;
      индустриально-инновационное развитие;
      реализация агроиндустриальной политики;
      реализация жилищной политики;
      стабилизация качества окружающей среды;
      развитие транспортно-коммуникационного комплекса;
      развитие малого и среднего предпринимательства;
      развитие города Астаны.
      В среднесрочном периоде бюджетная политика в области здравоохранения будет нацелена на формирование здорового образа жизни населения, повышение информированности населения о его преимуществах, солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, укрепление здоровья и системы профилактики заболеваний на уровне первичной медико-санитарной помощи, улучшение состояния здоровья населения путем повышения доступности качественной медицинской и лекарственной помощи гражданам, стимулирование развития добровольного медицинского страхования.
      В 2007-2009 годах в рамках реализации  Государственной программы  реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438 (далее - Программа реформирования и развития здравоохранения) будет продолжена реализация мероприятий по обеспечению качественной первичной медико-санитарной помощью и укреплению здоровья матери и ребенка.
      Кроме того, будут приняты меры по ускорению реализации следующих мероприятий Программы реформирования и развития здравоохранения: оснащенность детских и родовспомогательных организаций доведена до минимального норматива оснащенности медицинским оборудованием, проведена поэтапная модернизация лабораторий санитарно-эпидемиологической службы, ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом будут обеспечены антиретровирусной терапией в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 февраля 2004 года N 150 "О внедрении периодических протоколов (стандартов) диагностики, лечения и предоставления медицинской помощи при ВИЧ-инфекции и СПИДе".
      Кроме того, в реализацию Послания Главы государства:
      в Астане будет создан современный, инновационный и динамичный кластер медицинских услуг на базе центров, объединяющих достижения современной медицинской науки, практического здравоохранения, а также престижный университет международного уровня;
      будут осуществлены новые подходы к оплате труда медицинских работников и зависимости от конечного результата труда, с учетом его качества, объема и сложности оказываемой медицинской помощи, а также уровня квалификации.
      Будет продолжена реализация комплексной программы "Здоровый образ жизни".
      В целях систематизации законодательных актов и повышения эффективности управлением отрасли в 2007 году будет разработан Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
      Бюджетная политика в сфере образования будет направлена на формирование высокоэффективной системы образования, конкурентоспособной в мировом образовательном пространстве и отвечающей современным потребностям индустриально-инновационного развития экономики.
      Будет продолжена реализация  Государственной программы  развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459.
      В 2007-2009 годах продолжится внедрение Национальной системы оценки качества образования всех уровней.
      В некоторых вузах будут внедрены новые магистерские и докторские программы по техническим специальностям. Обучение магистрантов будет осуществляться в соответствии с новыми образовательными программами, разработанными с учетом передового мирового опыта, которые предполагают значительное повышение уровня требований к содержанию и условиям подготовки магистров. Докторантура станет завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ежегодный прием по новым программам по государственному заказу в магистратуру составит более 2500 человек, докторантуру - 100 человек.
      Предусматривается реализация современной системы студенческого кредитования через банки второго уровня с обеспечением гарантии государства по возврату этих кредитов, привлечение в национальные высшие учебные заведения зарубежных консультантов-преподавателей.
      Будет продолжено направление ежегодно трех тысяч лучших студентов в рамках программы "Болашак" на учебу в ведущие вузы мира.
      Будет обновлена материально-техническая база государственных учреждений среднего общего образования путем оснащения мультимедийными кабинетами и кабинетами физики, химии, биологии, профессиональных школ, вузов, организаций повышения квалификации педагогических кадров, проведен капитальный ремонт объектов дошкольного и среднего общего образования и строительство объектов образования в городах и областных центрах.
      В целях реализации Послания Главы государства, будет принят новый Закон Республики Казахстан "Об образовании" и внесены изменения и дополнения в Государственную программу развития образования на 2005-2010 годы.
      В системе дошкольного образования будут приняты меры по увеличению охвата дошкольным обучением.
      В системе среднего общего образования планируется определить дифференцированные подходы к системе среднего общего образования и создать условия для продолжения обучения в организациях начального и среднего профессионального образования, а также внедрить информационные и телекоммуникационные технологии.
      В системе начального и среднего профессионального образования будут приняты меры по развитию социального партнерства между работодателями и системой образования, обновлению учебного и лабораторного оборудования, внедрению системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, присвоения и подтверждения квалификации по специальностям технического и обслуживающего труда.
      В системе высшего профессионального образования планируется поэтапное повышение качества образовательных услуг, формирование государственного образовательного заказа на основе принципов "соответствия потребностям рынка труда" и "дифференциации стоимости гранта в зависимости от статуса высшего учебного заведения и специальности", совершенствование системы государственно-частного образовательного кредитования, развитие партнерства с ведущими зарубежными вузами, оптимизация сети высших учебных заведений с концентрацией усилий по развитию технического образования.
      Для повышения качества подготовки высококвалифицированных управленческих кадров будет расширено международное сотрудничество в области подготовки кадров и создана на базе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан национальная управленческая школа, отвечающая международным стандартам.
      В 2007-2009 годах основными целями бюджетной политики в области социального обеспечения и социальной помощи будет являться развитие финансово устойчивой, социально справедливой трехуровневой системы социального обеспечения, усиление адресности социальной помощи.
      В частности предусматривается поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к международным, дальнейшее поэтапное повышение размера социальных выплат, совершенствование нормативной правовой базы по оказанию государственной адресной социальной помощи, проведение работ по внедрению международных стандартов оценки уровня жизни населения.
      Будет продолжена реализация Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года N 1241.
      В соответствии с Посланием Главы государства от 1 марта 2006 года планируется с 1 июля 2006 года увеличить размеры специальных государственных пособий для участников региональных военных конфликтов и некоторых других категорий населения.
      Кроме того, с 1 июля 2006 года предусматривается разовое дифференцированное повышение пенсионных выплат пенсионерам силовых структур.
      С 2007 года пенсии и пособия будут выплачиваться по принципу "месяц в месяц".
      В целях стимулирования дальнейшего притока населения в страну, улучшения демографической ситуации и обеспечения роста численности населения Республики Казахстан в 2007-2009 годах будут также выделяться бюджетные средства на организацию переселения, социальную защиту и обеспечение жильем семей оралманов, прибывших по иммиграционной квоте, которая составляет 15000 семей ежегодно. Кроме того, будут определены критерии включения оралманов в квоту иммиграции оралманов.
      В целях стимулирования дальнейшего притока населения в страну, улучшения демографической ситуации и обеспечения роста численности населения Республики Казахстан в 2007-2009 годах будут также выделяться бюджетные средства на организацию переселения, социальную защиту и обеспечение жильем семей оралманов, прибывших по иммиграционной квоте, которая составляет 15000 семей ежегодно. Кроме того, будут определены критерии включения оралманов в квоту иммиграции оралманов.
      В 2007-2009 годах будут предусмотрены расходы государственного бюджета на формирование современной развитой системы культуры, укрепление единого культурно-информационного пространства, сохранение и развитие историко-культурного наследия, обеспечение условий, направленных на укрепление в обществе и государственном устройстве демократических начал и внутриполитической стабильности и создание эффективной системы физического воспитания населения и развития спорта для повышения конкурентоспособности казахстанских спортсменов на международной спортивной арене.
      Будет продолжена реализация государственных программ "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма", утвержденной  Указом  Президента Республики Казахстан от 27 февраля 1998 года N 3859, функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, утвержденной  Указом  Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 года N 550 и Программы "Возрождение древнего Отрара" на 2005-2009 годы, утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2004 года N 1009.
      В 2007 году завершается реализация  Государственной программы  поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005-2007 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года N 1673.
      Проводимые мероприятия по реализации данной программы создают условия для поддержания на постоянной основе культурно-гуманитарных связей, подготовки к обучению в учебных заведениях Республики Казахстан и информационному обеспечению соотечественников, проживающих за рубежом.
      Реализация  Программы  развития сферы культуры на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2005 года N 1161, будет способствовать формированию условий для развития культуры на основе лучших традиций классического и народного искусства.
      Программа совершенствования казахстанской модели этнического и конфессионального согласия на 2006-2008 годы позволит создать основу для гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, снижения социальной напряженности в обществе, обеспечит внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и механизмов профилактики и противодействия экстремизму, создаст условия для гибкого реагирования на изменение социально-политической ситуации в обществе.
      В целях формирования имиджа Казахстана как привлекательного туристского объекта, формирования национального турпродукта и обеспечения его качества, сравнимого с мировым уровнем, комплексного развития туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли, будет реализована разрабатываемая Программа развития туристской отрасли на 2006-2008 годы.
      Концепция развития гражданского общества на 2006-2008 годы будет направлена на последовательное развитие демократических процессов и институтов гражданского общества. В рамках ее реализации будет сформирована система защиты демократических традиций и созданы необходимые условия по обеспечению деятельности Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан.
      В целях продолжения работы по дальнейшему совершенствованию государственной информационной политики и повышения политической, правовой культуры казахстанцев разрабатываются Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства на 2006-2009 годы и Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы.
      В 2007 году будут разработаны Программа развития архивного дела и систем документации на 2007-2009 годы и Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2009 годы.
      В целях реализации Послания Главы государства Правительством Республики Казахстан будет продолжена работа по административной реформе, которая предусматривает усовершенствование системы государственного управления путем оптимизации организационной структуры государственного управления, четкого и оптимального перераспределения и закрепления полномочий между государственными органами и уровнями государственного управления, совершенствования системы бюджетных отношений, передачи несвойственных государству функций в конкурентный сектор.
      Будет продолжена работа по совершенствованию оплаты труда государственных служащих. В частности, разрабатываются новые подходы оплаты труда государственных служащих, а также работников государственных учреждений, не являющихся государственными служащими, и казенных предприятий.
      В зависимости от результатов реализации пилотного проекта по премированию административных государственных служащих Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, показывающих лучшие результаты работы на основе оценки эффективности их деятельности, система премирования административных государственных служащих будет внедряться в остальных государственных органах.
      В 2007 году заработная плата работников бюджетной сферы и государственных служащих увеличится в среднем на 30 %.
      Основой планирования расходов на нужды обороны является Военная доктрина Республики Казахстан, в которой определены этапы строительства, реформирования Вооруженных Сил Республики Казахстан и основные направления военно-экономического обеспечения.
      В соответствии с Программой Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы в настоящее время разрабатывается новая Военная доктрина.
      Будет продолжена реализация Программы развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы, утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года N 1383.
      Вопросы обеспечения безопасности государства в условиях террористической агрессии в мире имеют важное значение для обеспечении защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
      Будет продолжена реализация Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года N 1355.
      В рамках реформы исполнительной власти и борьбы с коррупцией и преступностью, а также в целях упрощения процедур взаимодействия государственных органов с населением и сведения к минимуму непосредственных контактов между ними планируются создание и обеспечение деятельности Центров обслуживания населения по принципу "одного окна".
      С целью комплексного решения проблем развития жилищного строительства. обеспечивающих доступность жилья широким слоям населения, в рамках  Государственной программы  развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года N 1388, будут осуществляться строительство недорогого коммерческого и коммунального жилья за счет средств государственного бюджета, выплата премий по вкладам в Жилищном строительном сберегательном банке Казахстана, предоставление земельных участков и строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к районам индивидуальной массовой застройки.
      Для обеспечения надлежащей эксплуатации и содержания имеющегося жилищного фонда, безопасных и комфортабельных условий проживания в нем разработан проект Программы развития жилищно-коммунальной сферы в Республике Казахстан на 2007-2009 годы.
      Значительная доля бюджетных средств в 2007-2009 годах будет направлена на возрождение и развитие аграрного производства, создание сельской инфраструктуры и повышение уровня жизни на селе.
      Для обеспечения продовольственной безопасности страны, увеличения экспортного потенциала зерна, государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и предотвращения демпинга цен на зерно ежегодно проводится закуп зерна в государственные ресурсы по установленным ценам, внедрен фьючерсный двухуровневый закуп зерна, который позволяет обеспечивать авансирование проведения весенне-полевых и уборочных работ.
      Мультипликативным эффектом поддержки сельского хозяйства будет снижение бедности и безработицы, рост доходов и жизненного уровня населения, обеспечение роста объемов других отраслей экономики, расширение налоговой базы и увеличение поступлений доходов в бюджет.
      Предусматривается государственная поддержка путем субсидирования в сельском, водном хозяйстве, где неблагоприятные и рискованные условия хозяйствования делают оправданной помощь государства.
      В целях обеспечения продовольственной безопасности и создания условий для повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а также для создания условий для комплексного развития сельских территорий и нормального жизнеобеспечения сельского населения с национальным стандартом качества жизни будет реализован  Закон  Республики Казахстан от 8 июля 2005 года "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий".
      В целях создания условий для развития конкуренции в агропродовольственном рынке и реализации агроиндустриальной политики, отвечающей целям обеспечения конкурентоспособности экономики страны была одобрена Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы на заседании Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года, постановлением Правительства от 30 июня 2005 года N 654 утвержден  План  мероприятий по ее реализации, а также постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2006 года N 149 утверждена  Программа  первоочередных мер на 2006-2008 годы по реализации данной Концепции.
      В рамках вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию в качестве полноправного партнера на мировом рынке и в целях обеспечения безопасности пищевой продукции для жизни, здоровья человека и защиты интересов потребителей путем организации деятельности государственных лабораторий ветеринарно-санитарной и ветеринарно-эпидемиологической экспертиз, включая лаборатории для определения количественного и качественного составов содержания генетически модифицированных объектов, в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к их материально-технической базе и персоналу будет принят Закон Республики Казахстан "О безопасности пищевой продукции".
      Выделение бюджетных средств на дальнейшее обеспечение населения качественной питьевой водой и сокращение дефицита водных ресурсов будет осуществлено в рамках  Отраслевой программы  "Питьевые воды" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93, и  Государственной программы  развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149.
      В целях увеличения лесистости территории Республики Казахстан и озеленения населенных пунктов будет продолжена реализация программы озеленения Республики Казахстан "Жасыл Ел" на 2005-2007 годы, утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года N 632.
      В 2006-2010 годах продолжится второй этап реализации мероприятий и работ, предусмотренных в рамках  Государственной  программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года N 1095. Предполагается рост морской добычи углеводородов и экономических результатов по первым нефтегазовым проектам освоения казахстанского сектора Каспийского моря. При этом будет повышаться конкурентоспособность основных отечественных товаров и услуг для морского нефтегазового комплекса (импортозамещение для ведения морских операций).
      Для принятия эффективных и действенных мер по охране окружающей среды в рамках соответствующих действующих программ будут приняты меры по снижению уровня загрязнения и совершенствованию мониторинга окружающей среды.
      С 2007 года будет введен в действие Экологический кодекс, обеспечивающий гармонизацию национального законодательства с лучшими образцами развитых государств, на основе которого станет возможным внедрение международных стандартов качества продукции и экологического менеджмента, переход на европейские модели экологического регулирования природопользования по системе выдачи разрешений и лицензий, совершенствование системы государственного контроля в направлении внедрения новых, экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также развитие производственного и общественного контроля, вовлечение финансовых институтов развития в реализацию мероприятий по улучшению окружающей среды, водоснабжению, водоотведению и обращению с отходами.
      Инвестирование в устойчивость развития в контексте обеспечения экологической безопасности в рамках долгосрочной перспективы будет заключаться в финансировании проектов, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, использование потенциала возобновляемых энергетических ресурсов (гидроэнергия, ветровая и солнечная энергия), сокращение выбросов парниковых газов с использованием механизмов Киотского протокола к рамочной конференции Организации Объединенных Наций об изменении климата в случае ратификации его Казахстаном.
      В целях уменьшения нагрузок на речные экосистемы и для предотвращения их загрязнения и засорения будут осуществлены инвестиции в мероприятия по очистке сточных вод в крупных населенных пунктах.
      В целях сохранения и охраны животного мира будет продолжена реализация Программы сохранения и восстановления редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы, утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2005 года N 267.
      В 2007-2009 годах будет продолжена реализация второго этапа  Стратегии  индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096. На данном этапе будет в основном сформирована научно-инновационная инфраструктура и начата реализация проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.
      В целях формирования инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала будет продолжена реализация  Программы  по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N 387.
      В целях устойчивого и опережающего развития транспортно-коммуникационного комплекса предусматривается обеспечение оперативного реагирования при изменении спроса на услуги транспорта со стороны экономики и населения и удовлетворение его в полном объеме.
      Указом Президента Республики Казахстан от 11 апреля 2006 года N 86 утверждена  Транспортная стратегия  Республики Казахстан до 2015 года, которая охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависят от политики государства.
      В 2007-2009 годах будет продолжена реализация  Программы  развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2006-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2005 года N 1227. Начиная с 2007 года, Программой предусматривается постепенное восстановление сельских автомобильных дорог в целях обеспечения круглогодичной доступности населенных пунктов в сельской местности автотранспортным сообщением.
      Планируется провести работу по переходу на международные стандарты строительства и содержания автомобильных дорог с учетом климатических условий Казахстана.
      Продолжится дальнейшее развитие космической деятельности в Республике Казахстан, в том числе развитие казахстанской космической системы связи и вещания и создание на космодроме "Байконыр" ракетно-космического комплекса "Байтерек".
      Планируется осуществить поэтапное ребалансирование тарифов. При этом в городах предполагается осуществить полное ребалансирование тарифов и доведение их до рыночно обоснованного уровня. В сельской местности ребалансирование будет осуществлено по услугам междугородней и международной связи, тарифы на которую прогнозируются к снижению.
      Формирование инвестиционной политики в 2007-2009 годах будет осуществляется в рамках Среднесрочного плана и в соответствии с перечнем приоритетных инвестиционных проектов (программ), утвержденном на среднесрочный период.
      Политика расходов в рамках программ развития будет направлена на строгое соблюдение положений бюджетного законодательства и повышение эффективности использования государственных инвестиций.
      Средний темп роста расходов государственного бюджета на бюджетные программы развития в среднесрочном периоде составит 113,8 %.
      Одним из основных критериев фискальной политики государства будет дефицит ненефтяного бюджета, поскольку в долгосрочном плане развитие экономики будет определяться несырьевым сектором.
      Мировой опыт свидетельствует, что в условиях экономического роста целесообразно сокращать ненефтяной дефицит бюджета и размер государственного долга, чтобы избежать "перегрева" экономики, особенно для стран, стремящихся конвертировать часть природных ресурсов в финансовые активы.
      Ненефтяной дефицит государственного бюджета будет снижен в 2007-2009 годах с 5,5 % к ВВП до 4,4 % к ВВП.
      В долгосрочной перспективе проводимая Правительством Республики Казахстан фискальная политика будет направлена на постепенное дальнейшее снижение ненефтяного дефицита до 1-2 % к ВВП.
      Финансирование расходов бюджетных программ развития в 2007-2009 годах будет осуществлено за счет гарантированного трансферта из Национального фонда и за счет внутреннего и внешнего заимствования.
      Исходя из прогноза бюджета развития на среднесрочную перспективу, размер гарантированного трансферта из Национального фонда в 2007-2009 годах будет составлять в среднем 26,9 % от активов фонда на начало соответствующего года.
      При этом средний темп роста активов Национального фонда составит 114,5 %, а его размер к 2009 году - 17,5 % к ВВП.
      В долгосрочной перспективе фискальная политика будет направлена на достижение размера гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет равному инвестиционному доходу от управления активами фонда.
      Такая форма перечисления гарантированного трансферта в бюджет возможна при достижении достаточного размера Национального фонда и в настоящее время практикуется в Норвегии, где сумма трансферта из нефтяного фонда в бюджет страны соответствует инвестиционному доходу от управления активами фонда.
      Прогнозные расчеты показывают, что инвестиционный доход от управления активами Национального фонда может соответствовать объему необходимого трансферта в бюджет после 2015 года, в случае осуществления эффективной политики накопления средств в фонде и существования благоприятной мировой конъюнктуры цен на нефть. При этом прогноз ожидаемого инвестиционного дохода от управления активами фонда равен 4 % в годовом выражении.
      В 2007-2009 годах предполагается снижение темпов номинального роста расходов государственного бюджета, которые будут ниже темпов номинального роста ВВП. Средний темп роста расходов бюджета ожидается на уровне 114,3 %, а темп роста ВВП - 114,5 % к ВВП.
      Несмотря на проведение ограничительной политики в области расходов, будут учтены такие факторы как полное финансовое обеспечение расходных обязательств государства, необходимость решения задач по обеспечению государством базовых услуг надлежащего качества, сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов в пользу наиболее социально незащищенных категорий населения, снижение уровня бедности, улучшение качества жизни.
      Расходы государственного бюджета прогнозируются в 2007 году - 25,0 % к ВВП, в 2008 году - 24 %, в 2009 году - 23,2 %.

                                                  таблица 3

       Прогноз расходов государственного бюджета
                  на 2007-2009 годы

Наименование

2007 год

2008 год

2009 год

  

в %
к ВВП

доля,
%

в %
к ВВП

доля,
%

в % к
ВВП

доля,
%

1

2

3

4

5

6

7

Расходы

25,0

100

24,0

100

23,2

100

Государственные
услуги общего
характера

1,4

5,5

1,2

5,1

1,2

5,0

Оборона

1,5

6,0

1,8

7,5

1,8

7,7

Общественный
порядок,
безопасность,
правовая, судебная,
уголовно-исполни-
тельная деятельность

2,3

9,3

1,9

8,0

1,7

7,2

Образование

4,1

16,4

4,1

17,2

4,1

17,8

Здравоохранение

2,7

10,7

3,0

12,6

3,0

12,9

Социальная помощь
и социальное
обеспечение

5,2

20,7

5,1

21,2

5,1

21,8

Жилищно-коммунальное
хозяйство

1,4

5,7

1,0

4,0

0,8

3,4

Культура, спорт,
туризм и
информационное
пространство

0,7

2,8

0,8

3,4

0,8

3,5

Топливно-энергети-
ческий комплекс и
недропользование

0,3

1,1

0,3

1,5

0,4

1,6

Сельское, водное,
лесное, рыбное
хозяйство,
особоохраняемые
природные
территории, охрана
окружающей среды и
животного мира,
земельные отношения

1,4

5,7

1,5

6,3

1,5

6,3

Промышленность,
архитектурная,
градостроительная и
строительная
деятельность

0,1

0,2

0,1

0,3

0,1

0,2

Транспорт и
коммуникации

2,0

8,2

1,9

8,1

1,9

8,3

Прочие

1,7

6,7

1,0

4,0

0,8

3,7

Обслуживание долга

0,3

1,0

0,2

0,8

0,1

0,6

      В 2007-2009 годах прогнозируется профицит консолидированного бюджета, который составит в среднем 1,3 % к ВВП.

       7. Бюджетное кредитование

      Целями бюджетного кредитования на 2007-2009 годы являются формирование и развитие конкурентной среды в отраслях экономики, а также развитие человеческого капитала. Бюджетное кредитование будет осуществляться в рамках государственных и отраслевых (секторальных) программ.
      Бюджетные кредиты будут предоставляться по следующим основным направлениям:
      финансирование инвестиционных проектов (программ);
      выполнение обязательств по государственным гарантиям;
      кредитование местных исполнительных органов, в том числе в случае прогноза в текущем финансовом году дефицита наличности местных бюджетов;
      предоставление кредитных ресурсов финансовым институтам развития, имеющим статус финансовых агентств.
      В дальнейшем категории заемщиков в зависимости от проводимой внешней политики могут дополниться иностранными государствами.
      Заимствование местными исполнительными органами будет осуществляться только в форме получения бюджетных кредитов из республиканского бюджета на финансирование инвестиционных проектов, а также на покрытие дефицита наличности.
      Кредитная политика местных исполнительных органов будет сосредоточена на реализации государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития. Бюджетное кредитование из местных бюджетов будет осуществляться через банки-заемщики и финансовые институты развития, имеющие статус финансового агентства.
      В целях эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых местным исполнительным органам для реализации бюджетных инвестиционных проектов, будет рассмотрена возможность их замены целевыми кредитами с учетом лимитов долга местных исполнительных органов.
      При рассмотрении вопросов финансирования республиканских бюджетных инвестиционных проектов акцент будет постепенно смещаться в сторону выделения финансовых средств на возвратной основе (полной, либо частичной) для проектов, предполагающих получение прибыли.
      В целом данные меры будут способствовать эффективному расходованию бюджетных средств, а также повышению финансовой дисциплины конечных заемщиков.

       8. Операции с финансовыми активами

      В среднесрочной перспективе государственная политика в области управления государственными активами направлена на формирование государства как эффективного собственника и менеджера. В целях реализации поставленной задачи предполагается осуществление ряда мероприятий по созданию прозрачной системы управления активами государства и формированию единой базы данных государственной собственности:
      проведение инвентаризации имущества государственных предприятий, учреждений и организаций, контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству;
      определение оптимального количества государственных предприятий и организаций, пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству, на основе данных анализа, проведенного с целью определения сфер деятельности их функционирования, для оказания общественно значимых услуг и развития сфер деятельности, требующих государственной поддержки;
      формирование перечня государственных предприятий, государственных учреждений и имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству, подлежащих передаче в конкурентную среду.
      Продажа финансовых активов государства - государственных пакетов акций (долей участия) юридических лиц с участием государства в уставном капитале и иных объектов государственной собственности - осуществляется в соответствии с целями и задачами приватизации по отношению к определенным отраслям и конкретным предприятиям в рамках реализации соответствующих программных документов.
      Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны государства над стратегическими отраслями экономики, направленного на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное их развитие.
      Приобретение в государственную собственность акций, долей участия юридических лиц будет осуществляться в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизацией в Республике Казахстан, одобренной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2000 года N 1095. С целью выполнения общегосударственных задач объектами выкупа (приобретения) будут выступать акции (доли участия) предприятии, действующих в стратегических отраслях экономики, но не эффективно управляемых собственниками, а также акции (доли участия) предприятии, имеющих общественное и социальное значение.
      Приобретение ценных бумаг международных организаций будет ocуществляться в рамках действующего законодательства и направлено на представление и защиту интересов Республики Казахстан на международном уровне.

       9. Межбюджетные отношения

      Основной целью политики межбюджетных отношений в среднесрочном периоде является обеспечение всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного предоставления закрепленных за ними государственных услуг и осуществления возложенных на них функций.
      Межбюджетные отношения строятся на принципах и на распределении поступлений и расходов между уровнями бюджетов, установленных  Бюджетным  кодексом, и направлены на обеспечение прозрачности и стабильности взаимоотношений, прежде всего на уровне область-район, усиление самостоятельности каждого уровня управления, а также на стимулирование проведения эффективной бюджетной политики. В соответствии с Бюджетным кодексом межбюджетные отношения peгулируются посредством официальных трансфертов и бюджетных кредитов, а между областным и районными бюджетами кроме того регулируются нормативами распределения доходов.
      Трансферты подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.
      В связи с неравномерностью распределения доходной базы между регионами вследствие сильной дифференциации экономического развития территорий будет проводиться политика выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов для достижения равной доступности населению услуг государственного сектора.
      С 2005 года определение объемов трансфертов общего характера на трехлетний период производится на основе  методики  расчетов официальных трансфертов общего характера, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года N 916.
      Объемы бюджетных субвенций и изъятий на 2005-2007 годы между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы утверждены  Законом  Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "Об объемах официальных трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2005-2007 годы", а между областным бюджетом и бюджетами районов (городов областного значения) - решением областных маслихатов в абсолютном выражении. Объемы бюджетных субвенций и изъятий подлежат изменению каждые три года, в связи с чем в 2007 году будут разработаны проекты Закона Республики Казахстан и решений областных маслихатов об объемах трансфертов общего характера на 2008-2010 годы.
      Будет разработана новая методика расчетов трансфертов общего характера, в которой будут учтены международный опыт в этой области и недостатки действующей методики, а также предложения по ее совершенствованию, внесенными местными исполнительными органами.
      Стабильность закрепления размеров трансфертов общего характера на среднесрочный период обеспечивает заинтересованность местных исполнительных органов в увеличении налогового потенциала, так как местные исполнительные органы получают возможность направлять дополнительные доходы местных бюджетов на развитие региона.
      Инструментом оперативного регулирования межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера служат целевые трансферты.
      В предстоящий период будет строго выдерживаться принцип недопустимости возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных функций без соответствующей компенсации потерь.
      В случае принятия вышестоящими органами в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, компенсация потерь нижестоящих бюджетов будет производиться путем выделения целевых текущих трансфертов.
      Из республиканского бюджета местным бюджетам предусмотрены целевые текущие трансферты на компенсацию затрат, связанных с повышением заработной платы согласно Посланию Главы государства.
      Целевые трансферты будут предоставляться на выполнение мероприятий и для реализации местных бюджетных инвестиционных проектов (программ), предусмотренных действующими и разрабатываемыми государственными, отраслевыми (секторальными) или региональными программами.
      При этом предоставление целевых трансфертов на развитие нижестоящим бюджетам и их объемы будут взаимоувязаны с задачами выравнивания уровня обеспеченности регионов сетью приоритетных учреждений образования и здравоохранения, услугами водоснабжения.
      Приоритетными направлениями бюджетных программ развития на среднесрочный период на местном уровне будут строительство и реконструкция объектов образования, здравоохранения, питьевого водоснабжения и жилищное строительство, в первую очередь в сельской местности.
      В связи с тем, что целевые трансферты могут быть использованы только в соответствии с их целевым назначением, особое внимание будет уделено усилению контроля за эффективностью и результативностью их использования.
      В предстоящем трехлетнем периоде будет продолжена реформа исполнительной власти, направленная на упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления, а также внедрение местного самоуправления.
      При этом органам местного самоуправления передаются отдельные функции органов государственного управления с соответствующим финансовым обеспечением.
      С целью внедрения системы самоуправления разработан проект Закона Республики Казахстан "О местном самоуправлении в Республике Казахстан", после принятии которого будет разработана Государственная программа поддержки развития местного самоуправления на 2007-2009 годы.

       10. Управление государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом

      В целях дальнейшего совершенствования системы управления государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом в 2006 году будет разработана Концепция по управлению государственным и валовым внешним долгом страны.
      В указанной Концепции найдут отражение вопросы стратегии управления долгом, мониторинга государственного долга, с учетом долга всего государственного сектора, включая долги акционерных обществ с преобладающим участием государства, вопросы урегулирования долговых обязательств местных исполнительных органов и организационные основы управления государственным долгом. Также, будет определена политика по регулированию внешнего заимствования частного сектора.
      В соответствии с Концепцией Национального фонда в целях недопущения истощения активов Национального фонда, уровень финансирования дефицита бюджета за счет правительственного заимствования будет ограничен в размере не более 1 % от ВВП страны в среднегодовом значении за пятилетний период. В целях реального сбережения в пятилетней перспективе политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70 процентного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда.
      Политика Правительства Республики Казахстан по постепенному снижению доли внешнего долга в структуре правительственного долга будет продолжена. Снижение доли внешнего долга будет осуществляться путем сокращения доли финансирования дефицита республиканского бюджета за счет внешних займов в общей структуре финансирования дефицита республиканского бюджета.
      В этой связи будут проработаны вопросы по внесению изменений и дополнений в бюджетное законодательство с целью осуществления выпуска государственных ценных бумаг на стабильном уровне по первоначально запланированному объему и графику вне зависимости от складывающегося фактического исполнения республиканского бюджета.
      Планирование объема правительственного заимствования и долга будет направлено, прежде всего, на достижение следующих целей с учетом формирования оптимального уровня правительственного заимствования, долга, затрат на его обслуживание и риска:
      поддержание достаточного объема государственных ценных бумаг с необходимой структурой в обращении для установления соответствующего ориентира ("benchmark") на фондовом рынке для построения кривой доходности, в том числе поэтапное введение государственных ценных бумаг с более длинными сроками обращения, до 30 лет;
      развитие альтернативных инструментов на рынке долговых инструментов, в особенности инфраструктурных облигаций, для обеспечения потребностей накопительных пенсионных фондов и других участников фондового рынка, что, в свою очередь, должно привести к активизации торгов в секторе государственных ценных бумаг на вторичном рынке;
      привлечение внешних займов на льготных условиях для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики в целях трансферта передового зарубежного опыта.
      В целях развития альтернативных инструментов на рынке долговых инструментов также будут приняты меры по совершенствованию инструментов поручительства. В бюджетном законодательстве будет предусмотрено введение лимита предоставления поручительств государства.
      В рамках проводимой политики в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга в 2007-2009 годах предполагается решение следующих задач:
      1) параметры дефицита бюджета и долга:
      определение параметров дефицита республиканского бюджета с учетом задач, определенных Главой государства, исходя из размера ненефтяного дефицита и достижения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе;
      определение оптимального размера правительственного долга в рамках политики сбережений;
      2) внутреннее заимствование:
      составление на среднесрочный период примерной схемы эмиссии государственных ценных бумаг в разбивке по годам и видам бумаг;
      применение различных инструментов заимствования в зависимости от сроков привлечения внутренних займов;
      минимизация процентных рисков путем установления оптимального соотношения в общем объеме заимствования между индексированными и купонными обязательствами в зависимости от ситуации на рынке;
      установление ориентиров ("benchmark") на рынке ценных бумаг;
      увеличение объемов выпусков государственных ценных бумаг при сокращении общего количества выпусков;
      уменьшение периодичности выплаты процентов с увеличением срока обращения;
      снижение риска неисполнения обязательств и сглаживание пиков выплат по погашению внутреннего правительственного долга в кратко- и среднесрочной перспективе, для чего предполагается переориентация на выпуск преимущественно среднесрочных и долгосрочных обязательств;
      развитие альтернативных инструментов на рынке долговых инструментов, в особенности, инфраструктурных облигаций;
      3) внешнее заимствование:
      усиление требований к отбору новых проектов и осуществлению Банком Развития Казахстана банковской экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию на возвратной основе;
      привлечение внешних займов на льготных условиях для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики в целях трансферта передового опыта и процедур контроля реализации проектов внешними донорами;
      эффективное использование заемных средств путем улучшения качества подготовки и экспертизы проектов, включаемых в перечень республиканских инвестиционных проектов;
      диверсификация портфеля внешних займов Правительства Республики Казахстан по валютам займов с целью снижения негативных последствий в случае изменения обменного курса тенге;
      4) погашение и обслуживание долга:
      активное управление правительственным долгом путем досрочного погашения наиболее дорогих в обслуживании правительственных займов;
      принятие местными исполнительными органами активных мер по погашению просроченных долговых обязательств и скорейшему разрешению проблемы неурегулированных долговых обязательств;
      прогнозирование фискальных рисков - изменения обменного курса тенге к доллару США, кросс-курсов иностранных валют, процентных ставок, недопоступления средств в Национальный фонд вследствие изменения конъюнктуры мировых цен.
      Достижение поставленных целей и задач должно обеспечить сохранение государственного долга на безопасном уровне, оптимизировать его структуру и повысить устойчивость бюджета, обеспечить развитие внутреннего фондового рынка страны в средне- и долгосрочной перспективе.
      По состоянию на 1 января 2006 года государственный долг составил 705 071,4 млн. тенге или 9,5 % к ВВП, гарантированный государством долг составил 79 264,7 млн. тенге или 1,1 % к ВВП.
      В структуре государственного долга, правительственный долг составил 535 534,8 млн. тенге, долг Национального Банка Республики Казахстан составил 161 000,0 млн. тенге, долг местных исполнительных органов составил 82 856,7 млн. тенге.
      На протяжении ряда лет государство уделяло преимущественное внимание совершенствованию управления государственным и гарантированным государством долгом.
      В результате ранее предпринятых мер, правительственный долг снижается с 2001 года.

                                                      таблица 4

Наименование
показателя

2001

2002

2003

2004

2005

Правительст-
венный долг,
млн. тенге

573952,2

579895,9

609592,1

586374,2

535534,8

в % к ВВП

17,6

15,5

13,2

10

7,2

    Доля внешнего долга в структуре правительственного долга также сокращается.

                                                     диаграмма 1

                  Доля внешнего долга в структуре
                 правительственного долга

       (См.бумажный вариант)