Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам, задействованным в плане мероприятий, по отчетам полугодия 2 раза в год (до 15 января и 15 июля) представлять Агентству Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям информацию о ходе реализации Программы.
3. Агентству Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям на основании представленных отчетов 2 раза в год (до 25 января и 25 июля) представлять информацию о ходе выполнения мероприятий по реализации Программы в Правительство Республики Казахстан.
4. Координацию деятельности центральных и местных исполнительных органов по выполнению Программы возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Павлова А.С.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 декабря 2003 г. N 1383
Программа
развития государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программа развития государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 2004-2010 годы.
Основание для В соответствии с пунктом 10.14 Плана
разработки мероприятий по реализации Программы
Программы Правительства Республики Казахстан на
2003-2006 годы, утвержденного
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903.
Основной разработчик Агентство Республики Казахстан по
чрезвычайным ситуациям (далее - Агентство
или АЧС).
Цель Повышение и обеспечение эффективной защиты
населения, экономического потенциала и
окружающей среды Республики Казахстан от
воздействия чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее
- ЧС), развитие сил и средств для
предупреждения, снижения ущерба и
ликвидации их последствий, в том числе от
крупномасштабных землетрясений.
Задачи Восполнение имеющихся пробелов в
функционировании государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - ГСЧС); прогрессирующее
повышение эффективности ее деятельности;
совершенствование и повышение
эффективности работы органов управления,
аварийно-спасательных и прогнозных служб
ГСЧС;
сокращение числа пострадавших и
жертв среди населения от ЧС;
уменьшение экономического ущерба и
сохранение экологического равновесия в
окружающей среде.
Основные направления Проведение единой государственной политики
реализации Программы в области ЧС. Совершенствование и развитие
ГСЧС.
Источники и объемы Источниками финансирования Программы
финансирования являются республиканский и местные бюджеты.
Республиканский бюджет: 1500,0 млн. тенге,
в том числе: 2004 г. - 500,0 млн. тенге;
2005 г. - 500,0 млн. тенге; 2006 г. -
500,0 млн. тенге.
Кроме того, будут привлечены
средства различных общественных
фондов, пожертвований частных лиц, грантов
неправительственных, международных и
других организаций.
Ожидаемые результаты Выполнение предусмотренных данной
Программой мероприятий позволит:
повысить эффективность проведения единой
государственной политики в области
чрезвычайных ситуаций и защиты населения,
объектов и территорий от ЧС, в том числе
от крупномасштабных землетрясений;
упорядочить контрольно-надзорные функции и
прогностическую деятельность, расширить их
возможности по предотвращению ЧС;
усилить контроль и надзор за обеспечением
промышленной и пожарной безопасности,
безопасным ведением нефтяных операций,
улучшить мониторинг возможных ЧС и
окружающей среды;
заблаговременно обнаружить очаги
землетрясений и осуществить рациональное
планирование хозяйственной деятельности на
потенциально опасной территории;
повысить оперативную готовность органов
управления, аварийно-спасательных сил и
средств ГСЧС, решать задачи в комплексе и
в кратчайшие сроки без дополнительных
согласований и уточнений, улучшить
качество принимаемых решений;
поднять на современный уровень систему
информатизации, связи и оповещения
населения и органов управления, служб
ГСЧС;
создать необходимые запасы материально-
технических и медицинских резервов по
жизнеобеспечению пострадавшего населения;
снизить ежегодно ожидаемый материальный
ущерб от чрезвычайных ситуаций на 2-3 %,
количество пострадавших и погибших на
3-4 %, увеличить количество спасенных на
5-6 %.
Срок реализации 2004-2010 годы.
Первый этап (2004-2006 годы.)
Второй этап (2007-2010 годы.)
2. Введение
Программа разработана на основе Закона Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", в соответствии с протокольными решениями заседания Совета Безопасности Республики Казахстан от 15 января 2003 года N 1 "Об угрозах экологической Безопасности Республики Казахстан и мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" и Правительства Республики Казахстан от 27-28 мая 2003 г. N 14 "О мерах по ликвидации последствий землетрясения в Жамбылской области и задачах центральных и местных исполнительных органов по максимальному снижению ущерба от стихийных бедствий".
На 2004-2010 годы Программой предусматриваются значительные меры по повышению и обеспечению высокоэффективной защиты населения, экономического потенциала и окружающей среды Республики Казахстан от воздействия ЧС, развитию и совершенствованию сил и средств предупреждения, снижения ущерба и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В соответствии со Стратегией развития "Казахстан-2030" долгосрочным приоритетом номер один является национальная безопасность. В Республике Казахстан в соответствии с законодательством ЧС отнесены к угрозам национальной безопасности.
Принимая во внимание активизацию сил международного терроризма (особенно после событий 11 сентября 2001 года в США), нестабильную обстановку в сопредельных государствах и то, что чрезвычайные ситуации, особенно землетрясения, наносят значительный материальный ущерб с людскими жертвами, а при глобальных масштабах могут привести к нарушению экономического развития государства и существенным социальным и политическим проблемам, постановка вопроса о развитии ГСЧС становится на сегодня крайне актуальной и своевременной, имеющей общегосударственное значение.
Последние десятилетия характеризуются в мире ускоренным индустриальным ростом крупных промышленных регионов с широким использованием вредных производств, интенсивным освоением природных ресурсов, урбанизацией, значительным ростом населения и высокой концентрацией его на ограниченных территориях, зачастую в зонах риска. Все это приводит к резкому увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду, повышению вероятности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий с негативными экономическими, социальными и экологическими последствиями. По данным ООН, начиная с 1960 года, экономический ущерб от стихийных бедствий возрос в 9 раз, а частота крупных природных катастроф увеличилась более чем в 3 раза. При стихийных бедствиях в мире в 1991-2000 годах в среднем ежегодно погибало 75 тысяч человек, а общее число пострадавших составило 211 млн. человек, экономический ущерб при этом достиг свыше 40 млрд. долларов США.
Казахстан не является исключением общемировых закономерностей возникновения ЧС и их негативного воздействия на социальную сферу и окружающую среду.
Ежегодно прямой ущерб от ЧС в республике исчисляется суммой от 3,5 до 4,5 млрд.тенге (при отсутствии глобальных стихийных бедствий). По экспертным оценкам косвенный ущерб в этом случае оценивается суммой около 15-20 млрд.тенге и ущерб от гибели людей и лечения пострадавших - около 3 млрд.тенге. В общей сумме это может составлять до 25 млр. тенге ежегодно.
3. Анализ современного состояния проблемы
Различные природные условия республики предопределяют значительную ее подверженность природным катастрофам, таким как: сели, оползни и обвалы, наводнения, засухи, резкие понижения температуры, затопления и подтопления в прибрежной зоне Каспийского моря, лесные и степные пожары. Угрозе разрушительных землетрясений постоянно подвержены Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Южно-Казахстанская области и г. Алматы.
По данным Института сейсмологии южные, восточные и юго-восточные регионы страны после длительного сейсмического затишья вступили в период активизации сейсмических процессов с возможным возникновением сильных разрушительных землетрясений в ближайшие годы. Проблемы прогноза землетрясений и снижения ущерба от этих катастроф и вызываемых ими вторичных геологических и техногенных факторов имеют жизненно важное значение для обеспечения безопасности населения и объектов. Треть территории страны является сейсмоопасной, где расположено свыше 400 городов и населенных пунктов, сосредоточено 40% промышленного потенциала и проживает половина населения страны. Регион Северного Тянь-Шаня, куда входит территория Алматинской области и г. Алматы, является одним из наиболее сейсмоопасных во всей Центральной Азии. За период более ста лет здесь произошло около десятка разрушительных землетрясений, два из которых (Чиликское 1889 г. и Кеминское 1911 г.) имели магнитуду более восьми баллов и вошли в ранг мировых сейсмических катастроф.
В последние годы произошли 5-6 бальные землетрясения в Атырауской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях, 7 бальное Зайсанское землетрясение в 1990 году в Восточном Казахстане. Найдены следы, по крайней мере, трех достаточно сильных (до 8-9 баллов) палеоземлетрясений, произошедших несколько столетий назад в Мангистауской области. В Западном Казахстане происходят интенсивные геодинамические процессы. Ситуация усугубляется тем, что здесь осуществляется добыча углеводородного сырья, которая в ряде случаев может привести к достаточно интенсивным техногенным землетрясениям. В этой связи обширные регионы Западного, Центрального и Восточного Казахстана требуют пересмотра оценки сейсмической опасности.
Старение и износ основных фондов, производственных зданий и сооружений, подвижного состава и инфраструктуры на транспорте, интенсификация разработки и освоения нефтяных и газовых месторождений, других природных ресурсов, возрастающие объемы транспортировки углеводородного сырья и продуктов его переработки создают реальные предпосылки для возрастания негативной роли ЧС техногенного характера.
Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от стихийных бедствий, аварий и катастроф и ликвидация их последствий являются приоритетной областью государственной политики. Вопросы организации и ведения гражданской обороны, в задачи которой входит и защита от ЧС, являются одной из важнейших функций государства по выполнению оборонных мероприятий.
В республике государственное управление в области защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий и катастроф и вызванных ими чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках ГСЧС.
ГСЧС действует на основе Конституции Республики Казахстан, Законов Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" , "О гражданской обороне" , "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" , "О пожарной безопасности" , "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах" , постановления Правительства Республики Казахстан "О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 28 августа 1997 года N 1298, а также иных нормативных правовых актов.
ГСЧС проводит единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей; реализации конкретных мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов хозяйствования и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии, эпифитотий; обеспечения высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств; обучения и подготовки населения к действиям в ЧС; осуществления международного сотрудничества.
АЧС осуществляет общее руководство ГСЧС, межотраслевую координацию, реализует специальные разрешительные функции в области предупреждения и ликвидации ЧС.
Координация действий центральных и местных исполнительных органов, организаций осуществляется:
- на республиканском уровне - Агентством, Межведомственной государственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Межведомственным советом по взрывному делу, комиссиями по ЧС центральных исполнительных органов;
- на местном уровне - Агентством через его территориальные органы, комиссиями по ЧС местных исполнительных органов и организаций, размещенных на соответствующих территориях.
Республика Казахстан входит в ряд международных организаций в области ЧС, сотрудничает с НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира" в сфере чрезвычайного гражданского планирования, со специализированными органами СНГ по ЧС.
Высокий уровень подверженности Республики Казахстан чрезвычайным ситуациям и имеющиеся недостатки в структуре и функционировании ГСЧС диктуют необходимость ее значительного переустройства и развития. Нуждаются в совершенствовании деятельность прогнозных служб, прежде всего система сейсмического мониторинга и краткосрочного прогноза, нормативные требования архитектурно-градостроительной политики. Необходимо пересмотреть концептуальные основы формирования государственного, мобилизационного и местного резервов, аварийно-спасательных сил страны и, в первую очередь, сил экстренного реагирования.
3.1. Оценка состояния ГСЧС
ГСЧС оценивается следующими основными характеристиками
1) Нормативная правовая основа.
Законодательство Казахстана в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по существу начало формироваться лишь в последние несколько лет. В настоящее время оно представлено 6 специальными законами, несколькими законами, регулирующими отдельные вопросы по чрезвычайным ситуациям, сотнями подзаконных нормативных правовых актов различных иерархических уровней и отраслей правового регулирования и находится в стадии конкретизации правовых основ на подзаконном уровне.
В целом они отвечают действующим общегосударственным правовым и экономическим нормам. Однако ряд нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения ГСЧС, не в полной мере определяет границы правового пространства.
В настоящее время в республике масштабы ЧС определяются сугубо по территориальному принципу и подразделяются на объектовые, местные, региональные и глобальные. Указанный подход к оценке ЧС не позволяет давать объективную характеристику их масштабам и, соответственно, возможность адекватного реагирования на аварии и природные катастрофы, а также определения объемов финансирования из резерва Правительства для ликвидации их последствий.
Неудовлетворительными темпами идет создание отечественной нормативной технической базы, регулирующей правовые отношения по охране труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и в других сферах деятельности. Подлежат пересмотру и переработке около 2,5 тыс. документов (правила, инструкции, распорядительные и регламентирующие документы, в том числе бывшего СССР), которые не соответствуют новым экономическим отношениям, современным техническим и технологическим требованиям. Эти недостатки создают значительные трудности в работе хозяйствующих субъектов.
Продолжает оставаться несовершенной страховая деятельность. Она пока еще не охватывает в полной мере всех аспектов гарантированного возмещения убытков, нанесенных промышленными авариями и стихийными бедствиями, физическим и юридическим лицам, окружающей среде и государству.
Имеющиеся недостатки и пробелы в нормативной правовой базе существенно снижают роль ГСЧС в регулировании вопросов предупреждения и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, не позволяют в полной мере использовать преимущества законодательства в практике, в результате они зачастую компенсируются неэффективной командно-административной формой управления, что безусловно, влечет за собой излишние материальные и моральные издержки.
В связи с этим необходимо провести анализ законодательства в области ЧС, гражданской обороны, пожарной и промышленной безопасности и других смежных отраслях права, осуществить конкретные меры по дальнейшему его совершенствованию.
2) Институциональная основа ГСЧС.
Успешное решение задач, поставленных перед ГСЧС по защите населения, объектов и территорий, возможно лишь при создании оптимальных институциональных основ системы, направленных, прежде всего на выполнение превентивных мероприятий по предупреждению и снижению возможного ущерба от ЧС, обеспечение четкого контроля и надзора за состоянием окружающей среды, устойчивого функционирования объектов хозяйствования и социальной сферы. Как показывает анализ ее деятельности, действующая институциональная основа далека от совершенства и нуждается в переустройстве и развитии.
Спектр контрольно-надзорных функций, осуществляемых АЧС, достаточно узок и не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время Агентство осуществляет лишь пожарный надзор, надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор. Многие контрольно-надзорные функции в области ЧС рассредоточены по различным центральным исполнительным органам.
Это касается полномочий по контролю и надзору за: соблюдением законодательства об охране труда и гражданской обороне; охраной недр; безопасностью в сфере производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии; ядерной и радиационной безопасностью; обеспечением безопасности на транспорте; эксплуатацией маломерных судов; безопасностью подводно-технических работами; охраной лесов от пожаров; качеством строительства, надежностью и безопасностью эксплуатации зданий и сооружений; эксплуатацией гидротехнических сооружений (особенно в сейсмических районах); выполнением противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий. Выполнение этих ведомственных полномочий является для соответствующих министерств и агентств, зачастую, второстепенной задачей. Более того, ряд центральных исполнительных органов контролирует в этом отношении себя, что противоречит принципу независимости контрольно-надзорных органов.
Для повышения эффективности мер по защите населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий было бы целесообразным максимально сосредоточить в Агентстве контрольно-надзорные функции по основным вопросам предупреждения ЧС, создать при необходимости новые надзорные органы.
В результате поступательного развития экономики, роста инвестиций и расширения производства возникли новые серьезные проблемы.
Интенсификация нефтяных операций на шельфах Каспийского, Аральского морей и Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении при отсутствии действенного контроля и надзора за безопасным ведением этих работ, необходимых сил и средств для ликвидации негативных последствий аварий может привести к значительному загрязнению окружающей среды, невосполнимым потерям флоры и фауны Казахстана и сопредельных государств и, как следствие, - применению к республике крупных экологических штрафных санкций. Катастрофические последствия также могут иметь разливы нефти при разгерметизации затопленных скважин. Положение может усугубиться возникновением сильных землетрясений техногенного характера, аналогичных Газлийским (1976 и 1984 гг.) и Нефтегорскому на Сахалине (1996 г.).
В целях предотвращения и снижения возможных последствий от нефтяных разливов следует укрепить контрольно-надзорные органы и ужесточить требования в этой области, создать специализированный морской аварийно-спасательный отряд. Изучить потенциальную вероятность возникновения техногенных землетрясений в регионе, пересмотреть оценку сейсмической опасности и их масштабов. Целесообразно также с учетом прогнозируемых катастроф сформировать в западном регионе республики полк гражданской обороны.
В настоящее время в нефтедобывающей и строительной отраслях экономики получают развитие подводно-технические работы, связанные с добычей нефти на шельфах, прокладкой через водоемы нефтегазопроводов и линий связи, а также строительство гидросооружений и мостов.
Отмечены факты бесконтрольного проведения таких ответственных и опасных работ организациями и частными лицами, не имеющими подготовленных кадров и соответствующего водолазного оборудования, что может привести к тяжелым негативным последствиям.
Горные и предгорные районы Казахстана с населением около 6 млн. человек относятся к зонам активной сейсмичности. Прогноз землетрясений для этих регионов является крайне актуальным. В то же время плотность сейсмических пунктов наблюдений неравномерна и недостаточна, практически они отсутствуют на востоке республики, редка сеть станций в южных регионах. Из 56 сейсмических станций только 6 соответствуют международным нормам. Карты сейсмического районирования не отвечают современным требованиям и принятым в СНГ стандартам, не отражают реальной сейсмичности территорий. Отсутствует должная координация деятельности сейсмологических учреждений как внутри республики, так и с соседними государствами региона.
Для эффективного функционирования Республиканской системы сейсмологических наблюдений и прогнозов землетрясений необходимо в ближайшие годы мобилизовать научный потенциал страны на разработку методик краткосрочного прогноза землетрясений, создать республиканский центр и систему космического мониторинга за сейсмическими и другими природными и техногенными процессами, прежде всего за лесными и степными пожарами, наводнениями, селями, нефтяными разливами, переоснастить современными приборами, оборудованием, автотранспортом и средствами связи 40 действующих и создать 52 новые сейсмостанции, разработать карты детального и микросейсмического районирования для сейсмоопасных районов.
Для установления генетической связи движений с сейсмическими явлениями и для разработки методов прогноза землетрясений необходимо восстановить и возобновить на геодинамических полигонах Алматинский, Чиликский, Жамбылский, Региональный Северо-Тянь-Шанский высокоточные геодезические наблюдения по определению современных движений земной коры и деформации земной поверхности.
Возможность возникновения природных и техногенных процессов в западной и восточной, а также в центральной частях Казахстана подчеркивает необходимость создания новых геодинамических полигонов, непрерывных комплексных наблюдений и надлежащего финансирования.
Реализация данной проблемы предусмотрена и Законом Республики Казахстан от 3 июля 2002 года N 332-II "О геодезии и картографии".
Ежегодный ущерб республике наносят чрезвычайные ситуации, связанные с водной стихией (паводки, наводнения, сели). Из 570 имеющихся в республике гидросооружений 268 (в том числе 16 крупных) не отвечают современным требованиям надежности и представляют потенциальную угрозу для нижерасположенных населенных пунктов и объектов. Необходимо ускорить проведение ремонтно-восстановительных работ, продолжить строительство плотин и других инженерных защитных сооружений, в том числе в селеопасных регионах.
В то же время в республике нет единой организации, специализирующейся на предупреждении, снижении ущерба и ликвидации последствий, указанных ЧС, выполнении на постоянной основе проектных, ремонтных и профилактических работ на гидротехнических сооружениях, расчистке русел и укреплении берегов рек и водохранилищ. Поэтому целесообразно преобразовать ГУ "Казселезащита" АЧС в "Казводселезащита" с созданием дополнительных управлений в 8 областях республики, где они отсутствуют. Также предлагается расширить полномочия АЧС, наделив его всеми контрольно-надзорными функциями за состоянием берегов рек и водоемов близ населенных пунктов, плотин, водохранилищ, других гидротехнических объектов, создав соответствующую инспекцию.
В стадии становления находится Служба-051 (создаваемая по аналогии со службой 911 в США). В ее состав должны войти:
городские Центры приема информации по единому телефонному номеру об угрожающих жизни и здоровью населения происшествиях, взаимодействующие с диспетчерскими центрами экстренных служб (скорой медицинской помощи, противопожарной службы, криминальной полиции, дорожной полиции, аварийных служб газа, электросетей, водоканала, теплосетей, других аварийных и коммунальных служб, саперных подразделений Минобороны, подразделений борьбы с терроризмом);
службы спасения, осуществляющие в регионах круглосуточное оперативное реагирование на происшествия и укомплектованные штатными спасателями, оснащенные всем необходимым аварийно-спасательным оборудованием.
Постоянно растет количество ЧС, связанных с взрывами газа в быту, с человеческими жертвами и значительными материальными ущербами. Упразднение при сегментации газового хозяйства инспекционной службы привело к ликвидации с начала 90-х годов надзора за безопасным использованием газа в жилых домах и коммунально-бытовых организациях. Работа по ее воссозданию в свете принятых решений не начата.
В сфере обеспечения пожарной безопасности забыт опыт существования добровольных пожарных дружин из числа рабочих, инженерно-технических работников и служащих. Опора на общественность, вовлечение широких масс населения в активную борьбу за укрепление пожарной безопасности, тесное взаимодействие с добровольными пожарными организациями должны приобрести все более важное, решающее значение.
3) Материально-техническое обеспечение ГСЧС.
Одной из основных задач ГСЧС является "обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по их ликвидации".
Вместе с тем, имеющиеся силы и средства, в том числе в системе Агентства, лишь частично удовлетворяют этим требованиям.
В условиях роста чрезвычайных ситуаций действующий Республиканский оперативно-спасательный отряд, пять региональных аэромобильных оперативно-спасательных отрядов, воинские части гражданской обороны по своему оснащению и количественному составу не в состоянии выполнять спасательные работы в полном объеме и нуждаются в существенном укреплении. К тому же из-за отсутствия за последние 15 лет должного финансирования эксплуатируемая техника и оборудование изношены. Имеющиеся в центральном аппарате и территориальных органах 627 единиц техники выпущены в 70-х годах, из них 10% находятся в неисправном состоянии. Физически и морально устарело 70% пожарной техники, а оснащенность аварийно-спасательной техникой и оборудованием специализированных пожарных частей составляет 80%. Низкую техническую оснащенность имеют воинские части гражданской обороны. Дефицит оборудования и техники в них составляет 25%, при этом 70% автомобильной и 85% инженерной техники выпущено после 60-х годов. Тяжелое положение сложилось в системе водно-спасательной службы, где большинство оборудования и техники имеет изношенность более 80%.
Переданные Агентству из Министерства обороны 19 вертолетов также изношены. На восстановление их требуются значительные финансовые средства. Агентство остро нуждается в усиленных вертолетах МИ-8МТВ и вертолетах КА-226 для обеспечения противопожарных, спасательных работ в горных условиях, в транспортных самолетах для доставки спасателей, грузов в зоны крупномасштабных бедствий, самолетах, способных вывозить более 20 кубических метров воды для тушения лесных и степных пожаров, и катерах для береговой службы.
Злободневным остается вопрос оснащения всех оперативно-спасательных отрядов и воинских частей современными средствами малой механизации, специальным защитным снаряжением, приборами разведки и поиска людей, особенно при ведении спасательных работ на территориях, подверженных химическому и радиоактивному заражению.
За последние 10 лет государственные материальные резервы гражданской обороны существенно истощились, а местные резервы закладываются без должного обоснования и не везде.
Из имеющихся на складах длительного хранения акиматов областей, городов Астаны и Алматы мобилизационного резерва средств индивидуальной защиты населения от современного оружия массового поражения (противогазы, приборы радиационной и химической разведки, камеры защитные детские) 40% (закладки 1977-1983 гг.) потеряли свои защитные и эксплуатационные свойства и требуют разбронирования, освежения и восполнения до плановой потребности.
Не лучше обстоит дело с резервом на республиканском уровне. Так, в государственном материальном резерве в недостаточном количестве заложены средства жизнеобеспечения для пострадавшего населения. В резерве имеется всего 3165 палаток и 766 юрт, однако расчеты показывают, что только в г. Алматы при разрушительном землетрясении может остаться без крова более 300 тысяч человек. При этом в госрезерве хранится лишь 3 автосамосвала, 6 экскаваторов, 12 бульдозеров, 6 компрессорных станций, что крайне недостаточно для проведения эффективной работы по ликвидации возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, в том числе разрушительных землетрясений. Необходимо пересмотреть нормативы и номенклатуру хранения государственного материального резерва, предназначенного для ликвидации ЧС, в сторону их увеличения.
Значительно устарел как морально, так и физически, парк оборудования в системе связи. Не отвечает современным требованиям по надежности и качеству связи 62% находящегося в эксплуатации оборудования, выпущенного в 70-х годах. Областные и городские управления по ЧС оснащены оперативной и транкинговой связью в среднем на 10-20%, у них нет средств связи для работы в труднодоступных местностях.
Частотный ресурс Агентства ограничен и не позволяет в полном объеме решать задачи обеспечения связью оперативного управления при чрезвычайных ситуациях.
Система централизованного оповещения создана более 30 лет назад и плохо сопрягается с современными технологиями цифровой и волоконно-оптической связи. В последние годы в 12 раз сократилось количество радиотрансляционных узлов и в 2 раза - электросирен. Нарушена сельская связь, более 1500 населенных пунктов, где проживает около 500 тысяч человек, не обеспечены никаким видом оповещения. К тому же 20% радиоузлов, 40% каналов радио и телевидения, 40% электросирен страны не обеспечены автоматическим запуском.
Требует кардинальных перемен и интенсивного развития действующая Республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям. В центральном аппарате и областных управлениях АЧС на штатную численность 1478 человек имеется 347 персональных компьютеров (обеспеченность ниже 24%), из них 30% находятся в эксплуатации 5-10 лет и практически не сопрягаются с новыми информационными технологиями.
При угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, когда жизнь и здоровье людей зависят от принятия своевременных мер, такое состояние систем информатизации, связи и оповещения недопустимо.
Ко всему не выполняются нормы действующего законодательства по обеспечению жильем военнослужащих и работников Агентства.
4) Планирование деятельности ГСЧС.
АЧС, Программой Развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН) и Международным Фондом Красного Полумесяца (далее - МФКП) разработан План подготовленности Казахстана к природным катастрофам, который необходимо реализовать на республиканском и местном уровнях.
Правительством Республики Казахстан определен перечень из 520 организаций, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Начато поэтапное декларирование безопасности названных промышленных объектов, что позволит взять под контроль их мероприятия по обеспечению безопасности работающего персонала и проживающего вблизи них населения.
Вместе с тем, в республике недостаточное внимание уделяется вопросам комплексного планирования работ в области чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее - ЧС и ГО). Слабо отслеживаются вопросы развития природных, техногенных и экономических процессов, движения трудовых и материальных ресурсов регионов. В результате не проводится своевременная корректировка мероприятий, появляется разобщенность в запланированных и реальных действиях.
5) Научно-технические исследования.
Социально-экономическая отрасль в области предупреждения и ликвидации ЧС и ГО имеет непродолжительную историю развития в республике и пока еще не располагает необходимыми специальными научно-исследовательскими институтами и центрами. В результате многие ее научные первоочередные проблемы остаются нерешенными. Это, прежде всего, касается разработки концепций развития основных направлений деятельности ГСЧС, определения критериев государственного учета ЧС, создания методик оценки эффективности работы отрасли и подсчета прямых и косвенных ущербов от ЧС, определения норм закладки резервов на республиканском и местном уровнях, разработки комплексных систем защиты от ЧС.
6) Подготовка и переподготовка специалистов и доукомплектование кадрами ГСЧС.
В республике в пяти высших учебных заведениях организовано обучение по статусу высшего образования специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС и ГО.
Вместе с тем, структурные подразделения АЧС недостаточно укомплектованы кадрами, особенно среднего и низшего звена. Ограниченное количество (7-8 человек) слушателей, обучающихся в специализированных академиях в Российской Федерации (Академия гражданской защиты МЧС РФ и Академия противопожарной службы МВД РФ) не обеспечивает необходимую потребность в специалистах с высшим военно-техническим образованием. Штаты подразделений водно-спасательной службы находятся в пределах 40 % укомплектованности.
Отсутствует в республике возможность подготовки специалистов аварийно-спасательной службы. Уровень учебного процесса, методическая и учебно-материальная база ВУЗов отстают от требований времени. Также остро стоит вопрос создания и укрепления штатных структур в центральных и местных исполнительных органах, осуществляющих непосредственную работу в области ЧС. Зачастую она возложена на неподготовленных и неквалифицированных сотрудников, а во многих случаях по совместительству, что существенно сказывается на уровне готовности соответствующих органов.
7) Деятельность центральных и местных исполнительных органов.
Одним из общих недостатков в деятельности центральных и местных исполнительных органов является низкая эффективность работы организаций, осуществляющих специальные контрольные, надзорные и прогностические функции, в том числе по сейсмоусилению. На объектах подведомственных им отраслей производства не в полной мере выполняются необходимые предупредительные и защитные мероприятия.
По данным, паспортизации существующих зданий и сооружений в сейсмоопасных регионах Республики Казахстан не соответствуют установленным нормам, подлежат усилению или сносу 255,8 тыс. жилых домов общей площадью 26,57 млн. кв. метров, 673 школы, 887 зданий детских дошкольных учреждений, 447 учреждений здравоохранения. Кроме того, в республике в настоящее время имеется около 2,5 млн. кв. метров ветхих и аварийных жилых домов.
По экспертным оценкам в случае возникновения землетрясения с интенсивностью более 9 баллов (по шкале МСК-64) только в г. Алматы будут разрушены 24225 и повреждены 31183 жилых дома, выведены из строя 109 промышленных предприятий, 150 школ, 209 детсадов, 194 общественных зданий.
Однако из-за недостаточности выделяемых местными исполнительными органами и предприятиями финансовых средств сейсмоусиление зданий и сооружений проводится недопустимо низкими темпами. Так, за период с 1998 по 2000 годы антисейсмическое усиление зданий велось лишь в г. Алматы, где работы были выполнены только на 31 объекте, из них на 21 школе, 9 больницах и одном детском саде, всего на сумму 680 млн. тенге.
Следует коренным образом изменить положение дел. В число первоочередных объектов, подлежащих сейсмоусилению, необходимо включить жилые дома, школы, детские сады, больницы, здания с массовым пребыванием людей, а также объекты жизнеобеспечения (тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, связи, канализации).
Одним из факторов создавшегося положения с несейсмостойкими объектами является отсутствие в стране действенной системы архитектурно-строительного контроля. Деятельность входящих в эту систему территориальных подразделений Комитета по делам строительства, местных органов архитектуры, технического и авторского надзора полностью ориентирована на новое строительство. Контроль за состоянием эксплуатируемых зданий и сооружений ими не обеспечивается. При этом число государственных инспекторов архитектурно-строительного контроля в 12 областях составляет не более 4-7 специалистов в каждой.
Очень остро стоит вопрос о подготовленности руководящих кадров, сил и средств к реализации задач по предупреждению и ликвидации ЧС и ГО.
После передислокации в город Астану все центральные исполнительные органы:
не создали городские и загородные пункты управления;
не обеспечили наличие, функционирование и подготовленность штатных подразделений (отраслевых работников) по ГО и ЧС.
Нуждается в улучшении состояние имеющихся у этих органов объектов и имущества ГО, включая наличие и накопление соответствующих резервов. Не выделяются финансовые средства на оснащение формирований служб ГО и ЧС.
4. Цель и задачи Программы
Намечаемое развитие ГСЧС обеспечит эффективную защиту населения, экономического потенциала и окружающей среды Республики Казахстан от воздействия ЧС, в том числе крупномасштабных землетрясений.
Целью Программы является повышение и обеспечение эффективной защиты населения, экономического потенциала и окружающей среды Республики Казахстан от воздействия ЧС, развитие сил и средств для предупреждения, снижения ущерба и ликвидации их последствий.
Задачами Программы является реализация мероприятий по:
восполнению имеющихся пробелов в функционировании ГСЧС;
прогрессирующее повышение эффективности ее деятельности;
совершенствованию и повышению эффективности работы органов управления, аварийно-спасательных и прогнозных служб;
сокращению числа пострадавших и жертв среди населения;
уменьшению экономического ущерба и сохранению экологического равновесия в окружающей среде.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
В целом реализация Программы будет осуществляться в два этапа:
Первый этап (2004-2006 гг.) связан с реализацией следующих мероприятий:
1) совершенствование нормативной правовой базы;
2) институциональное развитие ГСЧС, совершенствование мониторинга ЧС, в том числе землетрясений;
3) материально-техническое обеспечение ГСЧС, развитие и совершенствование аварийно-спасательной службы страны;
4) создание материально-технических резервов;
5) сейсмоусиление зданий и сооружений, обеспечение надлежащего контроля за качеством нового строительства и состоянием эксплуатируемых объектов;
6) активизация и совершенствование деятельности центральных и местных исполнительных органов в области ЧС;
7) планирование деятельности ГСЧС, проведение научно-технических исследований;
8) развитие и совершенствование системы связи, оповещения и информатизации;
9) подготовка органов государственного управления, переподготовка специалистов ГСЧС, обучение населения;
10) международное сотрудничество в области ЧС.
Второй этап (2007-2010 гг.) станет периодом реализации незавершенных мероприятий по развитию и совершенствованию ГСЧС и системы защиты от землетрясений. Также будет начат ряд запланированных мероприятий по дальнейшему усилению аварийно-спасательных сил, укреплению материально-технических и финансовых резервов областей и государственных ведомств, предназначенных для ликвидации ЧС и жизнеобеспечения пострадавшего населения.
В области институционального развития ГСЧС, совершенствования мониторинга землетрясений планируется продолжение проведения мероприятий по:
оснащению сейсмостанций современным оборудованием;
созданию новых сейсмостанций;
постепенному увеличению численности ГУ "Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция" МОН;
разработке методологии краткосрочного прогноза землетрясений на основе анализа существующих и внедрения новых методик с созданием модернизированной сети наблюдений.
Для укрепления материально-технических резервов планируется проведение мероприятий по:
завершению создания резервов, предназначенных для жизнеобеспечения пострадавшего населения, в АЧС, государственном материальном резерве и сейсмоопасных областях и городах;
продолжению укрепления материально-технического обеспечения ГСЧС и аварийно-спасательных служб путем приобретения современной техники и оборудования.
Запланировано продолжение проведения мероприятий по сейсмоусилению зданий и сооружений, в первую очередь школ, больниц и других объектов, связанных с массовым пребыванием людей.
Также будут выполняться мероприятия по:
переподготовке специалистов и проведению учений и тренировок органов управления и аварийно-спасательных сил;
обучению населения;
международному сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации ЧС, сейсмологии и краткосрочного прогноза землетрясений.
Совершенствование нормативной правовой базы
Мероприятия по развитию нормативной правовой базы будут включать:
внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", предусматривающих наделение Правительства функциями по установлению классификации ЧС;
разработку классификации ЧС;
устранение имеющихся недостатков в правовом регулировании в области ЧС, в том числе промышленной безопасности;
подготовку проектов актов Правительства нормативного характера по решению задач, стоящих перед ГСЧС и АЧС;
принятие актов АЧС нормативного правового характера по вопросам, входящим в его компетенцию;
утверждение и согласование межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации ЧС и ГО;
отработку вопросов упрощения и ускорения таможенных процедур, пограничного и визового контроля при пересечении государственной границы Республики Казахстан спасательными подразделениями Республики Казахстан и зарубежных стран, доставке гуманитарных грузов.
Институциональное развитие ГСЧС, совершенствование
мониторинга ЧС, в том числе землетрясений.
Будет выполнен целый комплекс работ по:
развитию и усовершенствованию общей структуры ГСЧС и АЧС, укреплению действующих и созданию новых подразделений для полноты охвата выдвигаемых жизнью проблем;
всестороннему анализу сложившейся ситуации при осуществлении контрольно-надзорных функций в области ЧС, выработке предложений по их упорядочению, оптимизации и дальнейшему совершенствованию;
развитию структуры и расширению полномочий АЧС в целях эффективного предупреждения и снижения ущерба от ЧС, усиления координирующей роли Агентства в соответствующей деятельности центральных и местных исполнительных органов;
созданию и обеспечению эффективного функционирования соответствующих служб наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования ЧС, улучшению работы подведомственных структур и подразделений в области ЧС и ГО, обеспечению полноценного функционирования служб ЧС и ГО;
переоснащению имеющихся сейсмостанций современной аппаратурой, автотранспортом, средствами связи и открытию новых станций наблюдения;
обеспечению проведения научно-прикладных исследований с целью выработки методики и методологии краткосрочного прогноза землетрясений;
обеспечению организации геодинамического мониторинга на месторождениях нефти и газа западных регионов республики с разработкой для этих регионов карт сейсморайонирования и микросейсморайонирования;
обеспечению создания геодинамических полигонов для установления генетической связи движений с сейсмическими явлениями и для разработки прогноза землетрясений;
обеспечению проведения высокоточных геодезических наблюдений (геодезический мониторинг) для установления современной активности любого разлома, определения пространственно-временной изменчивости идущих в разломной зоне деформационных процессов;
разработке карт современных движений земной коры в масштабе 1:500000, используемых при сейсмическом микрорайонировании городов, промышленных объектов, гидротехнических сооружений;
созданию ГУ "Центр космического мониторинга чрезвычайных ситуаций АЧС" с оснащением его аппаратными комплексами приема космической информации и современным оборудованием связи и вычислительной техники;
использованию космического мониторинга для разработки методик прогнозирования сейсмической опасности и сейсмического риска г. Алматы и сейсмоопасных регионов Казахстана;
разработке карт детального сейсмического районирования в масштабе 1:1000000 для Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей;
разработке карт микросейсмического районирования и сейсмического риска городов и поселков городского типа с численностью населения свыше 30 тыс. человек для Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей и г. Алматы;
организации мониторинга радиационной, химической, бактериологической опасности и созданию банка данных потенциально опасных природных явлений и промышленных объектов; усилению контроля за сбором, приемом, хранением, перевозкой и утилизацией радиоактивных материалов.
Материально-техническое обеспечение ГСЧС и
совершенствование аварийно-спасательной службы страны
Это направление будет включать работы по:
разработке норм положенности материально-технических средств для структур ГСЧС;
проведению необходимых расчетов по оптимальному обеспечению материально-техническими ресурсами ГСЧС;
подготовке необходимого обоснования для выделения средств из республиканского и местного бюджетов;
оснащению сил аварийно-спасательной службы республики транспортом высокой проходимости, самолетами, вертолетами, катерами, специальным спасательным оборудованием, техникой и снаряжением;
дооснащению пожарных частей пожарной, аварийно-спасательной техникой, оборудованием, средствами связи;
дооснащению и развитию Республиканского кризисного центра АЧС и "Службы 051". На первом этапе эту службу надо создать во всех городах с населением 50 и более тысяч человек;
усилению группировки сил АЧС, предназначенной для ликвидации последствий землетрясений, путем создания дополнительных формирований и подразделений;
созданию подразделений Государственной противопожарной службы в населенных пунктах с числом проживающих 5 тысяч человек и более, расположенных в сейсмоопасных зонах;
созданию при ГУ "Республиканский центр медицины катастроф" мобильного госпиталя на 500 пострадавших в сутки и железнодорожного госпиталя на 300 пострадавших в сутки для оказания медицинской помощи при ЧС;
созданию ГУ "Республиканский медицинский и реабилитационный центр АЧС" для сотрудников, военнослужащих АЧС и граждан, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
созданию авиационного предприятия ГУ "Казавиаспас" для организации патрулирования, доставки аварийно-спасательных формирований, инженерной техники, гуманитарных грузов в зоны бедствия и тушения природных пожаров;
эффективному и рациональному использованию средств для более полного материально-технического обеспечения ГСЧС.
Создание материально-технических резервов
Будут выполнены работы по:
восполнению и поэтапному освежению находящихся на текущем довольствии и хранящихся в мобилизационном резерве средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, другого имущества гражданской обороны с последующим созданием оперативных запасов и резервов имущества ГО;
закладке для нужд ЧС материально-технических средств, оборудования, продуктов питания, медикаментов и средств жизнеобеспечения в государственный резерв страны;
закладке в структурные подразделения АЧС оперативного резерва средств и систем жизнеобеспечения из расчета на 8000 пострадавших для организации немедленного первичного жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;
закладке акимами г. Алматы, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областей резерва материально-технических средств, систем и средств жизнеобеспечения из расчета на 30 тыс. пострадавших к 2007 году;
закладке акимами Мангистауской, Атырауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областей резерва систем и средств жизнеобеспечения из расчета на 10 тыс. пострадавших к 2010 году;
созданию для первичного жизнеобеспечения пострадавшего населения г. Алматы и других сейсмоопасных областей площадок, оборудованных коммунально-энергетическими сетями, из расчета на 200 тыс. пострадавших для г. Алматы и на 50 - 100 тыс. пострадавших для других областей с закладкой средств жизнеобеспечения;
пересмотру норм и номенклатуры материальных средств в государственном материальном резерве с целью жизнеобеспечения 50 тыс. пострадавших и своевременного проведения аварийно-спасательных работ при крупномасштабных ЧС; закладке их до установленных норм;
ревизии резерва медикаментов и медицинского имущества на случай ЧС и обеспечению его закладки в областях и ГУ "Республиканский центр медицины катастроф" в объемах, соответствующих нормативам;
освежению и доведению имущества длительного хранения до установленных нормативов в структурных подразделениях АЧС.
Сейсмоусиление зданий и сооружений, усиление контроля
за качеством нового строительства и состоянием
эксплуатируемых объектов
Предполагается проведение работ по:
обследованию состояния объектов, зданий и сооружений, расположенных в сейсмоопасных регионах республики, и определению уровня их сейсмостойкости;
разработке программ областей и г. Алматы по сейсмоусилению зданий и сооружений на 2004-2010 годы;
проведению сейсмического усиления зданий и сооружений, в первую очередь организаций образования, медицинских учреждений, объектов жизнеобеспечения;
внесению предложений по укреплению в сейсмоопасных регионах территориальных органов Государственного архитектурно-строительного контроля Министерства индустрии и торговли.
Активизация и совершенствование деятельности
центральных и местных исполнительных органов в области ЧС
В этой области центральными и местными исполнительными органами республики будут приняты конкретные меры по:
максимально возможному уменьшению риска возникновения ЧС, сохранению здоровья и жизни людей, снижению размеров ущерба и материальных потерь;
созданию территориальных технических инспекций по безопасному использованию газа в жилых домах и на объектах коммунального хозяйства;
организации и обеспечению надежной охраны объектов государственного и оборонного значения, а также коммуникаций и систем жизнеобеспечения, усилению противодействий террористической деятельности, включая биотерроризм; обеспечению готовности к гуманитарным акциям;
созданию, совершенствованию и поддержанию в готовности городских, загородных пунктов управления, защитных сооружений гражданской обороны; планированию и осуществлению восполнения и поэтапного освежения средств индивидуальной защиты и другого имущества ГО, находящихся на текущем довольствии и хранящихся в неприкосновенных запасах и мобилизационных резервах;
активизации работы по созданию и совершенствованию службы - 051, водно-спасательной службы, водолазных аварийно-спасательных отрядов;
обеспечению эпидемиологического благополучия населения, ужесточению санитарного, ветеринарного надзора и контроля, своевременному проведению профилактических мероприятий, недопущению вспышек инфекционных заболеваний, развитию санитарно-карантинных пунктов, оснащению их всем необходимым имуществом.
Планирование деятельности ГСЧС,
проведение научно-технических исследований
Планирование деятельности ГСЧС предполагает:
выработку общей методологии планирования деятельности ГСЧС и ее подсистем;
разработку конкретных текущих и долгосрочных планов работ по различным уровням управления и направлениям деятельности, мероприятий по взаимодействию органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, сил и средств при ликвидации ЧС;
пересмотр и корректировку планов действий органов государственного управления, состава и численности сил и средств, выделяемых министерствами и ведомствами, областями при возникновении разрушительных землетрясений;
разработку планов ликвидации трансграничных ЧС во взаимодействии с приграничными областями соседних государств.
Проведение научно-технических исследований будет заключаться в:
выполнении актуальных научно-технических работ действующими и вновь созданными научно-исследовательскими структурами как в системе АЧС, так и заинтересованных организаций;
выработке долгосрочных стратегических научно-технических планов на основе утвержденных приоритетов деятельности;
внедрении полученных результатов работ;
обмене опытом с научно-техническими организациями зарубежных государств.
Совершенствование системы информатизации,
связи и оповещения
Это направление будет включать работы по:
созданию корпоративной вычислительной сети АЧС, приобретению современных средств вычислительной техники, телекоммуникации и связи;
модернизации системы оповещения населения и органов государственного управления на республиканском, областном, городском, районном уровнях, а также локальных систем на всех потенциально опасных объектах;
созданию региональных систем оповещения о селевой угрозе населения и автоматизированной спутниковой системы наблюдения за селевыми потоками и селеопасными объектами;
модернизации системы связи АЧС, включая, в первую очередь приобретение подвижных узлов управления и связи, средств радио и спутниковой связи.
Подготовка органов государственного управления,
переподготовка специалистов ГСЧС, обучение населения
Данная работа будет включать:
преобразование Кокшетауского технического института в Академию спасателей, с подготовкой на ее базе также специалистов ЧС и ГО;
подготовку специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях по соответствующим специальностям на вновь открытых или обновленных курсах обучения; комплектование отрасли на постоянной основе квалифицированными кадрами;
укрепление материально-технической базы центров подготовки и обучения, повышения квалификации работающих специалистов;
создание Республиканского центра подготовки спасателей;
проведение учений и тренировок по действиям органов управления и населения при ЧС;
выпуск памяток по подготовке населения к ЧС, усиление пропаганды и обучения персонала органов управления и организаций, населения действиям при ЧС, в том числе через средства массовой информации.
Международное сотрудничество в области ЧС
Программой намечено:
двухстороннее и многостороннее сотрудничество в области предупреждения и ликвидации ЧС Республики Казахстан с другими странами, Евросоюзом, НАТО, ПРООН, МФКП, Международной организацией гражданской обороны, Шанхайской организацией содружества;
широко использовать мировой опыт, прежде всего Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), как наиболее прогрессивный и более полно охватывающий все сферы деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС; осуществить тесное сотрудничество с этим министерством по укреплению материально-технической базы АЧС;
расширить практику направления специалистов АЧС на учебу в Академию гражданской защиты МЧС РФ;
продолжить сотрудничество с государственными органами надзора и контроля стран СНГ и Балтии в области промышленной и пожарной безопасности;
укрепить и развить сотрудничество с Российской Федерацией, КНР, Японией, США и другими передовыми странами, международными организациями в области сейсмологии;
участвовать в научно-исследовательских программах, осуществлять взаимообмен информацией и новыми технологиями; привлекать методологическую помощь для реализации сейсмологических программ;
практиковать проведение учений, семинаров и конференций в области предупреждения и ликвидации ЧС; обеспечить стажировку и обучение специалистов и спасателей за рубежом.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Ежегодные объемы бюджетного финансирования будут уточняться Республиканской бюджетной комиссией при формировании республиканского и местного бюджетов на соответствующий год.
Источники финансирования Программы развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы защиты от землетрясений на 2004-2010 годы приведены в Плане мероприятий по реализации Программы.
Кроме того, в качестве источников финансирования могут быть предусмотрены кредиты и собственные средства организаций всех форм собственности.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться на основе Плана конкретных мероприятий, перечень которых разработан, исходя из их приоритетности.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит:
повысить эффективность проведения единой государственной политики в области ЧС и защиты населения, объектов и территорий от ЧС, в том числе от крупномасштабных землетрясений;
упорядочить контрольно-надзорные функции и прогностическую деятельность, расширить их возможности по предотвращению ЧС;
усилить контроль и надзор за обеспечением промышленной и пожарной безопасности, безопасным ведением нефтяных операций, улучшить мониторинг возможных ЧС и окружающей среды;
заблаговременно обнаружить очаги землетрясений и осуществить рациональное планирование хозяйственной деятельности на потенциальноопасной территории;
повысить оперативную готовность органов управления, аварийно-спасательных сил и средств ГСЧС, решать задачи в комплексе и в кратчайшие сроки без дополнительных согласований и уточнений, улучшить качество принимаемых решений;
поднять на современный уровень систему информатизации, связи и оповещения населения и органов управления, служб ГСЧС;
создать необходимые запасы материально-технических и медицинских резервов по жизнеобеспечению пострадавшего населения;
снизить ежегодно ожидаемый материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций на 2-3 %, количество пострадавших и погибших на 3-4 %, увеличить количество спасенных на 5-6 %.
8. План мероприятий по реализации Программы
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст-!Срок ис-!Предпо-!Источ-
п/п! !завершения!венный !полнения!лагае- !ник
! ! !за ис- !(реали- !мые !финан-
! ! !полнение!зации) !расходы!сирова-
! ! !(реали- ! !(млн. !ния
! ! !зацию) ! !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1. Совершенствование нормативной правовой базы
-------------------------------------------------------------------
1.1 Развивать и совер- Проекты АЧС, МЗ, ежегодно не тре-
шенствовать норма- постанов- МТК и буется
тивную правовую лений другие
базу в области ЧС Прави- цент-
природного и тех- тельства, ральные
ногенного харак- акты исполни-
тера, в том числе централь- тельные
в области техни- ных ис- органы
ческой безопас- полни-
ности, санитарно- тельных
эпидемиологичес- органов
кого благополучия
страны и безопас-
ности на транс-
порте
1.2 Отработать вопро- Проекты АЧС, III Не тре-
сы упрощения и норматив- МИД, квартал буется
ускорения тамо- ных пра- МСХ, 2004 г.
женных процедур, вовых МТК, МЗ,
пограничного и актов (КНБ и
визового контроля АТК по
при пересечении согла-
Государственной сованию)
границы Республи-
ки Казахстан спа-
сательными под-
разделениями Рес-
публики Казахстан
и зарубежных
стран, доставке
гуманитарных гру-
зов
-------------------------------------------------------------------
2. Институциональное развитие ГСЧС, совершенствование
мониторинга ЧС, в том числе землетрясений
-------------------------------------------------------------------
2.1 Упорядочить и ук- Проекты АЧС, III Не тре-
репить контроль- норматив- МООС, квартал буется
но-надзорные ных пра- МТСЗН, 2004 г.
функции государ- вовых МСХ,
ственных органов актов МТК, МЗ,
в области предуп- МЭМР,
реждения и ликви- МО, МИТ
дации ЧС и обес-
печить координа-
цию их деятель-
ности
-------------------------------------------------------------------
3. Материально-техническое обеспечение ГСЧС, развитие и
совершенствование аварийно-спасательной службы страны
-------------------------------------------------------------------
3.1 Обеспечить осна- Проект АЧС ежегодно 2004 - респуб-
щение современной постанов- 286,3 публи-
техникой, аварий- ления 2005 - канский
но-спасательным Прави- 287,3 бюджет
оборудованием и тельства 2006 -
имуществом, ре- 287,3
зервом на случай
возникновения ЧС
в соответствии с
нормативами:
республиканский и
региональные
аэромобильные
оперативно-спаса-
тельные отряды;
воинские части
гражданской обо-
роны;
ГУ "Казселезащи-
та".
3.2 Обеспечить осна- Проекты АЧС ежегодно 2004 - респуб-
щение республи- норматив- 13,5 ликан-
канского, обла- ных пра- 2005 - ский
стных, городских вовых 13,5 бюджет
центров подготов- актов 2006 -
ки и обучения 13,5
техническими
средствами обу-
чения, программ-
но-методологи-
ческими материа-
лами
3.3 Захоронение Проекты АЧС 2004 г. 2004 - респуб-
радиоактивных норматив- 1,0 ликан-
материалов ных пра- ский
вовых бюджет
актов
-------------------------------------------------------------------
4. Создание материально-технических резервов
-------------------------------------------------------------------
4.1 Обеспечить зак- Проект АЧС ежегодно 2004 - респуб-
ладку в струк- постанов- 150,0 ликан-
турные подразде- ления 2005 - ский
ления АЧС Респуб- Прави- 150,0 бюджет
лики Казахстан тельства 2006 -
оперативного ре- 150,0
зерва средств и
систем жизнеобес-
печения от ЧС.
-------------------------------------------------------------------
5. Сейсмоусиление зданий и сооружений, обеспечение надлежащего
контроля за качеством нового строительства и
состоянием эксплуатируемых объектов
-------------------------------------------------------------------
5.1 Разработать прог- Проекты Акимы г. IY в пре-
раммы областей и норматив- Алматы, квартал делах
г. Алматы по сей- ных пра- Алматин- 2004 г. сред-
смоусилению зда- вовых ской, ств,
ний и сооружений актов ВКО, ЮКО предус-
на 2004-2010 годы и Жам- мотрен-
былской ных в
облас- местных
тей, МИТ бюдже-
тах
-------------------------------------------------------------------
6. Активизация и совершенствование деятельности центральных и
местных исполнительных органов в области ЧС
-------------------------------------------------------------------
6.1 Разработать и Проекты АЧС, ежегодно 2004 - респуб-
переработать нор- норматив- МТСЗН, 11,2 ликан-
мативно-техничес- ных пра- МЭМР, 2005 - ский
кие документы в вовых МИТ, МСХ 11,2 бюджет
области промыш- актов 2006 -
ленной и пожарной 11,2
безопасности
-------------------------------------------------------------------
7. Планирование деятельности ГСЧС,
проведение научно-технических исследований
-------------------------------------------------------------------
7.1 Разработать комп- Акты АЧС, АЧС, ежегодно не тре-
лексный план ос- централь- МООС, буется
новных мероприя- ных и цент-
тий ГСЧС с учетом местных ральные
возможных ЧС при- исполни- и мест-
родного и техно- тельных ные
генного характера органов испол-
нитель-
ные
органы
7.2 Разработать планы Информация АЧС, ежегодно - " -
по взаимодействию Правитель- МИД, МЗ,
при возможных ству МТК,
трансграничных ЧС МООС,
между органами МИТ,
управления Рес- МСХ,
публики Казахстан МОН,
и органами по ЧС МВД,
приграничных КНБ, АТК
государств (по сог-
лас.),
местные
исполни-
тельные
органы
7.3 Пересмотреть пла- Проекты АЧС, 2004 г. не тре-
ны действий орга- норматив- цент- буется
нов государствен- ных пра- ральные
ного управления вовых и мест-
при возникновении актов ные
разрушительных исполни-
землетрясений на тельные
территории Рес- органы
публики Казахстан
7.4 Разработать мето- Проекты АЧС ежегодно 2004 - респуб-
дологию кратко- норматив- 10,0 ликан-
срочного прогно- ных пра- 2005 - ский
зирования сильных вовых 10,0 бюджет
землетрясений на актов 2006 -
основе анализа 10,0
существующих и
внедрения новых
методик
-------------------------------------------------------------------
8. Развитие и совершенствование системы связи,
оповещения и информатизации
-------------------------------------------------------------------
8.1 Провести модерни- Проекты АЧС ежегодно 2004 - респуб-
зацию систем опо- норматив- 5,0 ликан-
вещения населения ных пра- 2005 - ский
и органов госу- вовых 5,0 бюджет
дарственного уп- актов 2006 -
равления Респуб- 5,0
лики Казахстан в
чрезвычайных
ситуациях
8.2 Создать корпора- Информация АЧС ежегодно 2004 - респуб-
тивную вычисли- Прави- 19,4 ликан-
тельную сеть тельству 2005 - ский
ГСЧС, провести 19,4 бюджет
разработку терри- 2006 -
ториальных и ве- 19,4
домственных зве-
ньев республикан-
ской автоматизи-
рованной информа-
ционно-управ-
ляющей системы по
ЧС на базе ГИС и
WEB-технологии,
включая формиро-
вание баз данных
объектов с повы-
шенной сейсмичес-
кой уязвимостью
-------------------------------------------------------------------
9. Подготовка органов государственного управления,
переподготовка специалистов ГСЧС, обучение населения
-------------------------------------------------------------------
9.1 Организовать вы- Решение АЧС ежегодно 2004 - респуб-
пуск периодичес- АЧС 3,6 ликан-
ких журналов, 2005 - ский
информационных 3,6 бюджет
сборников, 2006 -
иллюстрированных 3,6
материалов и
буклетов, видео-
материалов в
области ЧС
-------------------------------------------------------------------