О проекте Закона Республики Казахстан "О безопасности пищевой продукции"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2006 года N 452

Действующий

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О безопасности пищевой продукции".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект

  Закон Республики Казахстан
О безопасности пищевой продукции

      Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасности пищевой продукции для гарантирования защиты жизни, здоровья человека, интересов потребителей и охраны окружающей среды на территории Республики Казахстан.

       Глава 1. Общие положения

       Статья 1 . Законодательство Республики Казахстан в области
                 безопасности пищевой продукции.

      1. Законодательство Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции основывается на  Конституции  Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, технических регламентов в сфере безопасности пищевой продукции и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

       Статья 2 . Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1)  анализ рисков  - процедура использования доступной информации для выявления опасных факторов и оценки рисков, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: оценки риска (научные мнения и анализ информации), управления риском (законодательство и контроль) и информации о риске;
      2)  безопасность пищевой продукции  - отсутствие недопустимого риска на всех процессах (стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, связанного с причинением вреда жизни, здоровью человека и нарушением интересов потребителей с учетом сочетания вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствии;
      3)  биологическая ценность пищевой продукции  -
характеристика пищевой продукции, включающая в себя калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов;
      4)  биологически активные добавки к пище  - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для отдельного употребления или введения в состав пищевых продуктов;
      5)  биологически чистая пищевая продукция  - пищевая продукция, изготовленная в соответствии со стандартами на производство (изготовление) биологически чистой пищевой продукции;
      6)  ветеринарный сертификат  - ветеринарный документ установленной формы, выдаваемый на каждую партию продукции на границе и транспорте уполномоченным органом в области обеспечения безопасности пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      7)  генетически модифицированные объекты  - сырье и продукты растительного и (или) животного происхождения, полученные с использованием методов генной инженерии, в том числе генетически модифицированные источники, организмы;
      8)  дата изготовления  - дата окончания процесса (стадии) производства (изготовления) пищевой продукции;
      9)  документ, удостоверяющий безопасность пищевой продукции  - санитарно-эпидемиологическое заключение или ветеринарное свидетельство, ветеринарно-санитарное заключение или сертификат соответствия, удостоверяющие соответствие пищевой продукции, соответствие процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, соответствие машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве (изготовлении), обороте, утилизации и уничтожении пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      10)  идентификация пищевой продукции -  процедура, обеспечивающая на всех процессах (стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота и утилизации пищевой продукции распознавание определенной продукции по отличительным признакам;
      11)  информация о риске  - взаимный своевременный обмен сведениями о риске между лицами, несущими ответственность за безопасность пищевой продукции, а также всеми другими
заинтересованными сторонами;
      12)  корма  - продукты растительного, животного,
микробиологического, минерального происхождения, содержащие питательные вещества в усвояемой форме животными, которые являются источником пищи для человека;
      13)  кормовые добавки  - вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных, являющихся источником пищи для человека;
      14)  маркировка  - информация изготовителя пищевой продукции, содержащаяся на потребительской таре (упаковке), этикетке, ярлыке, листе-вкладыше, наклейке (стикере);
      15)  материалы и изделия, контактирующие с пищевой продукцией  (далее - материалы и изделия) - материалы и изделия, применяемые в процессах (на стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, в том числе технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, упаковочные материалы, посуда, столовые принадлежности;
      16)  недопустимый риск  - риск, превышающий уровень безопасности пищевой продукции, устанавливаемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      17)  нормативно-техническая документация  - документы, необходимые для регулирования процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции;
      18)  обогащенная (фортифицированная) пищевая продукция  - пищевая продукция, в которую для повышения пищевой ценности добавлены один или более необходимых ингредиентов и других веществ, не присутствующих в ней изначально или утерянных в процессе (на стадии) производства (изготовления), вводимые с целью профилактики заболевания;
      19)  оборот пищевой продукции  - процессы (стадии) реализации (продажи или поставки) пищевой продукции, включая ввоз и вывоз пищевой продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки;
      20)  опасная пищевая продукция  - продукция, при использовании
которой может возникнуть недопустимый риск для жизни и здоровья
человека и окружающей среды;
      21)  оценка риска  - оценка вероятности проникновения, укоренения или распространения вредителя или заболевания и связанных с этим потенциальных биологических и экономических последствий, или оценка возможности неблагоприятного воздействия на здоровье человека или животных, возникающая от присутствия добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевой продукции;
      22)  партия пищевой продукции  - любая совокупность однородной продукции, произведенной (изготовленной) и (или) упакованной в идентичных условиях, сопровождаемая одним документом, удостоверяющим ее безопасность;
      23)  питьевая вода  - вода, предназначенная для употребления человеком либо для производства продукции, потребляемой человеком и отвечающая требованиям безопасности;
      24)  пищевая продукция  - сырье, пищевые продукты, продукты специального назначения, питьевая вода, пищевые добавки и биологически активные добавки к пище, употребляемые человеком, корма и кормовые добавки, употребляемые животными, являющимися источниками пищи для человека;
      25)  пищевая продукция, подлежащая ветеринарному контролю  - продукты и сырье животного происхождения, неиспользуемые без соответствующей обработки в пищу, а также корма и кормовые добавки;
      26)  пищевая продукция, подлежащая
санитарно-эпидемиологическому контролю  - пищевая продукция, за исключением пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      27)  пищевая ценность продукции  - степень удовлетворения организма в питательных веществах и определяемая его энергетической ценностью, составом и вкусовыми достоинствами;
      28)  пищевые добавки  - натуральные и искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе (на стадии) их производства (изготовления) в целях придания им заданных свойств, не влияющих на их биологическую и энергетическую ценности;
      29)  пищевые продукты  - продукты в натуральном или
переработанном виде, предназначенные для употребления человеком в пищу;
      30)  показатель безопасности пищевой продукции  - допустимый уровень содержания химических, радиоактивных, токсикологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья человека и животных;
      31)  продукты детского питания  - пищевые продукты специального назначения, отвечающие физиологическим потребностям детского организма и предназначенные для питания детей;
      32)  производство (изготовление) пищевой продукции  - процессы (стадии) изготовления пищевой продукции, включающие собственно технологический процесс и связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, а также внутрипроизводственные хранение и транспортировку пищевой продукции;
      33)  прослеживаемость пищевой продукции  - это возможность отслеживания на всех процессах (стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции ее происхождения, движения и местонахождения;
      34)  разработка (создание)  - процесс создания образцов и (или) нормативно-технической документации, необходимых для организации нового производства и (или) новой пищевой продукции;
      35)  срок годности  - период, до истечения которого пищевая продукция считается безопасной для использования по назначению при соблюдении условий процессов (стадий) производства (изготовления), оборота пищевой продукции;
      36)  субъект  - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по разработке (созданию), производству (изготовлению), обороту, утилизации и уничтожению пищевой продукции;
      37)  сырье  - объекты растительного, животного, микробиологического, химического и минерального происхождения, используемые для производства (изготовления) пищевой продукции;
      38)  технический регламент в сфере безопасности пищевой
продукции  - нормативный правовой акт, утверждаемый Правительством и
устанавливающий обязательные минимально необходимые требования по
техническому регулированию к безопасности пищевой продукции и (или) процессам (стадиям) ее разработки (создания), производства (изготовления) оборота, утилизации и уничтожения;
      39)  уничтожение пищевой продукции  - воздействие на пищевую продукцию, непригодную к употреблению и (или) дальнейшей переработке, исключающее ее использование для пищевых целей и доступ к ней человека и животных;
      40)  уполномоченные органы в области безопасности пищевой
продукции  - государственные органы, осуществляющие реализацию государственной политики и контроль безопасности пищевой продукции,
соответствия процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, соответствия машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве
(изготовлении), обороте, утилизации и уничтожения пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции в пределах компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан;
      41)  управление риском  - определение, выбор и осуществление мер, принимаемых для снижения риска, а также их мониторинг и проверка;
      42)  утилизация пищевой продукции  - технологическая переработка пищевой продукции, непригодной для использования по целевому назначению в другую пищевую продукцию;
      43)  экологический знак  - маркировка биологически чистой пищевой продукции;
      44)  энергетическая ценность пищевой продукции  - количество энергии, высвобождаемой из пищевой продукции, в результате потребления человеком или животными и обеспечивающей их физиологические функции.

       Статья 3 . Сфера применения настоящего Закона

      1. Настоящий Закон регулирует отношения по определению, установлению, применению и исполнению минимально необходимых требований, обеспечивающих безопасность пищевой продукции для жизни и здоровья человека, защиту интересов потребителей и охрану окружающей среды.
      2. К объектам регулирования настоящего Закона относятся пищевая продукция, производимая в Республике Казахстан и ввозимая на территорию Республики Казахстан, а также процессы (стадии) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции.

       Глава 2. Государственное регулирование в области безопасности пищевой продукции

      Статья 4.  Цели и принципы государственного регулирования
                  в области безопасности пищевой продукции

      1. Целями государственного регулирования в области безопасности пищевой продукции являются:
      1) обеспечение безопасности пищевой продукции для жизни и здоровья человека и охраны окружающей среды;
      2) обеспечение защиты интересов потребителей;
      3) содействие развитию предпринимательства;
      4) повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
      5) создание условий для развития международной торговли;
      6) содействие гармонизации законодательства Республики Казахстан с международными нормами и правилами и с учетом необходимости гарантирования защиты жизни, здоровья человека и интересов потребителей;
      7) обеспечение экологической безопасности окружающей среды;
      8) обеспечение национальной безопасности.
      2. Государственное регулирование в области безопасности пищевой продукции осуществляется на основе следующих принципов:
      1) приоритетности безопасности пищевой продукции для жизни и здоровья человека и охраны окружающей среды;
      2) предупреждения возможного вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
      3) прозрачности мероприятий, осуществляемых государством;
      4) гласности, доступности, достоверности информации;
      5) научной обоснованности оценки рисков;
      6) прослеживаемости пищевой продукции на всех процессах (стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции;
      7) ответственности субъектов за обеспечение безопасности пищевой продукции на всех ее стадиях.

       Статья 5.  Компетенция Правительства Республики Казахстан
                 в области безопасности пищевой продукции

      К компетенции Правительства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции относятся:
      1) разработка государственной политики в области безопасности пищевой продукции;
      2) утверждение нормативных правовых актов, в том числе технических регламентов в сфере безопасности пищевой продукции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
      3) утверждение порядка регистрации впервые производимых и впервые ввозимых на территорию Республики Казахстан кормовых добавок, биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов;
      4) утверждение отраслевых (секторальных) программ в области безопасности пищевой продукции;
      5) межотраслевая координация деятельности государственных органов в области безопасности пищевой продукции;
      6) утверждение порядка изъятия, утилизации и уничтожения пищевой продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека и животных;
      7) утверждение порядка ввоза (импорта) пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации;
      8) утверждение порядка согласования уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции соответствия процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, соответствия машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве (изготовлении), обороте, утилизации и уничтожении требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      9) утверждение порядка обогащения (фортификации) пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю;
      10) утверждение порядка регистрации объектов производства пищевой продукции;
      11) утверждение порядка регистрации объектов производства экспортируемой пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю и выдачи ветеринарного сертификата на данную продукцию;
      12) утверждение порядка подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      13) утверждение порядка осуществления контроля за соответствием пищевой продукции в процессах (на стадиях) ее разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения, за соответствием процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      14) утверждение порядка оборота генетически модифицированных объектов;
      15) утверждение порядка проведения работ по научно-обоснованному подтверждению безопасности генетически модифицированных объектов;
      16) утверждение порядка регистрации консервированной пищевой продукции.

       Статья 6.  Компетенция уполномоченных органов в области
                 безопасности пищевой продукции

      1. К компетенции уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
      1) государственной политики в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическом контролю;
      2) представление Республики Казахстан в международных и региональных организациях по обеспечению безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю;
      3) организация, координация, осуществление государственного контроля за соблюдением требований в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю;
      4) разработка санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, нормативных документов в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю;
      5) создание консультативно-совещательных органов по вопросам безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю;
      6) согласование сроков годности и условий хранения пищевой продукции;
      7) осуществление санитарно-эпидемиологического контроля и мониторинга потребительских рынков с целью выявления и выработки мер по недопущению реализации пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю, опасной для жизни и здоровья человека;
      8) согласование нормативно-технической документации в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю;
      9) государственная регистрация впервые производимых и впервые ввозимых на территорию Республики Казахстан биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов и ведение их реестров;
      10) утверждение порядка выдачи и формы санитарных паспортов на объекты производства, хранения, транспортировки и реализации пищевой продукции;
      11) согласование соответствия процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, соответствия машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве (изготовлении), обороте, утилизации и уничтожении требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения;
      12) организация и осуществление санитарно-эпидемиологического контроля за соответствием пищевой продукции в процессах (на стадиях)  ее разработки (создания), производства (изготовления), оборота и утилизации, за соответствием процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, за соответствием машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве (изготовлении), обороте, утилизации и уничтожении пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      13) утверждение порядка проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы по определению безопасности пищевой продукции;
      14) утверждение порядка медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, связанного с разработкой (созданием), производством (изготовлением), оборотом и утилизацией пищевой продукции;
      15) утверждение порядка выдачи научными центрами курортологии бальнеологического заключения на использование природных минеральных вод.
      2. К компетенции уполномоченного органа в области обеспечения безопасности пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю, относятся:
      1) реализация государственной политики в области безопасности пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      2) представление Республики Казахстан в международных и
региональных организациях по обеспечению безопасности пищевой
продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      3) организация и координация работы по проведению государственного контроля за соблюдением требований в области безопасности пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      4) разработка нормативных документов в области безопасности  пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      5) создание консультативно-совещательных органов по вопросам безопасности пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      6) государственная регистрация впервые производимых и впервые ввозимых на территорию Республики Казахстан кормовых добавок;
      7) ведение государственного реестра кормовых добавок, разрешенных к производству (изготовлению), ввозу (импорту), применению и реализации на территории Республики Казахстан;
      8) регистрация объектов производства экспортируемой пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю и выдача ветеринарного сертификата на данный вид продукции;
      9) выдача заключений о соответствии пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю, требованиям законодательства Республики Казахстан;
      10) согласование нормативно-технической документации в области безопасности пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
      11) организация и осуществление ветеринарного контроля за соответствием процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю, требованиям законодательства Республики Казахстан;
      12) осуществление ветеринарного контроля и мониторинга потребительских рынков с целью выявления и выработки мер по недопущению реализации пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю, опасной для жизни и здоровья человека;
      13) осуществление ветеринарного контроля безопасности пищевой продукции, подлежащей ветеринарному контролю в процессах (на стадиях) производства (изготовления) и оборота пищевой продукции;
      3. К компетенции уполномоченного органа в области государственного регулирования производства пищевой продукции относятся:
      1) регистрация объектов производства пищевой продукции и ведение их реестра;
      2) регистрация консервированной пищевой продукции;
      3) разработка технических регламентов в сфере безопасности пищевой продукции.
      4. К компетенции уполномоченного органа в области технического регулирования относятся:
      1) межотраслевая координация деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования в сфере безопасности пищевой продукции;
      2) контроль соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в сфере безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации за исключением процедур, подлежащих санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному контролю.
      5. К компетенции исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю, относятся:
      1) реализация государственной политики в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю;
      2) выдача, учет и ведение санитарных паспортов на объекты производства, хранения, транспортировки и реализации пищевой продукции;
      3) организация работы по проведению медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, связанного с разработкой (созданием), производством (изготовлением), оборотом, утилизацией и уничтожением пищевой продукции;
      4) проведение экспертизы по определению безопасности пищевой продукции;
      5) организация и осуществление санитарно-эпидемиологического
контроля за безопасностью пищевой продукции в процессах (на стадиях) ее разработки (создания), производства (изготовления), оборота и утилизации, за соответствием процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, за соответствием машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве (изготовлении), обороте, утилизации и уничтожении пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.

       Статья 7 . Государственный контроль безопасности
                 пищевой продукции

      1. Государственный контроль безопасности пищевой продукции осуществляется уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
      2. В целях осуществления государственного контроля безопасности пищевой продукции государство обеспечивает организацию деятельности государственных лабораторий ветеринарно-санитарной и санитарно-эпидемиологической экспертиз, включая лаборатории для определения количественного и качественного составов содержания генетически модифицированных объектов, в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к их материально-технической базе и персоналу.
      3. Государственный контроль безопасности пищевой продукции субъектов частного предпринимательства осуществляется без вынесения акта о назначении проверки.

       Статья 8 . Государственная регистрация пищевой продукции

      1. В Республике Казахстан производство (изготовление), ввоз (импорт) и реализация кормовых добавок, биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов разрешается только после их государственной регистрации, за исключением случаев производства (изготовления), ввоза (импорта) образцов, необходимых для проведения регистрационных испытаний.
      Государственной регистрации подлежат впервые производимые (изготавливаемые) и впервые ввозимые (импортируемые) на территорию Республики Казахстан кормовые добавки, биологически активные добавки к пище, генетически модифицированные объекты.
      2. Государственная регистрация производимых (изготавливаемых), впервые внедряемых и ввозимых (импортируемых) на территорию Республики  Казахстан кормовых добавок, биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов включает в себя:
      1) экспертизу документов, представляемых субъектом и подтверждающих соответствие пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции, условиям поставок;
      2) экспертизу результатов проводимых научных и лабораторных исследований;
      3) внесение в Государственные реестры кормовых добавок, биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов, разрешенных к производству (изготовлению), ввозу (импорту), применению и реализации на территории Республики Казахстан.
      3. Не допускается многократная государственная регистрация (от разных поставщиков-посредников) пищевой продукции одного вида, одного наименования, изготовленной одним производителем.
      4. Пищевая продукция, подлежащая регистрации, внесенная в государственные реестры кормовых добавок, биологических активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов, разрешается к применению в сроки, установленные уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции.
      5. В Республике Казахстан осуществляется регистрация консервированной пищевой продукции, в порядке установленном Правительством Республики Казахстан.

       Глава 3. Права и обязанности субъектов разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции

       Статья 9 . Права субъектов разработки (создания),
                 производства (изготовления), оборота, утилизации
                 и уничтожения пищевой продукции

           Субъекты имеют право:
      1) своевременно получать достоверную информацию о санитарно-эпидемиологическом и ветеринарно-санитарном состоянии территории и (или) объекта в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) обращаться в государственные органы на предмет проведения обследований относительно выполнения санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, ветеринарно-санитарных правил и нормативов;
      3) принимать участие в проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) и ветеринарно-санитарных мероприятий;
      4) участвовать в разработке нормативных правовых актов, технических регламентов в сфере безопасности пищевой продукции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) разрабатывать и утверждать стандарты организации, соответствующие обязательным требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      6) разрабатывать программы производственного контроля за безопасностью пищевой продукции;
      7) внедрять системы менеджмента качества и безопасности пищевой продукции;
      8) маркировать биологически чистую пищевую продукцию экологическим знаком при соответствии требований стандартов на ее производство.

       Статья 10 . Обязанности субъектов разработки (создания),
                  производства (изготовления), оборота, утилизации
                  и уничтожения пищевой продукции

      1. Субъекты обязаны:
      1) обеспечивать соблюдение требований законодательства Республики  Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      2) устанавливать в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции обязательные сроки годности пищевой продукции, по согласованию с уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции;
      3) обеспечивать производственный контроль за безопасностью каждой партии пищевой продукции в процессах (на стадиях) ее производства (изготовления), оборота и утилизации;
      4) информировать уполномоченные органы в области безопасности пищевой продукции о нарушениях, приведших к приобретению пищевой продукцией опасных свойств в процессах (на стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота и направлять на экспертизу данную продукцию;
      5) немедленно прекратить процессы (стадии) производства (изготовления), оборота и утилизации пищевой продукции в случае, если допущено нарушение, приведшее к приобретению пищевой продукцией опасных свойств, обеспечить ее отзыв от покупателей (потребителей) и проведение экспертизы, после чего организовать ее утилизацию или уничтожение, в порядке определяемом Правительством Республики Казахстан;
      6) предоставлять документы, удостоверяющие безопасность пищевой продукции покупателям (потребителям) пищевой продукции, а также уполномоченным органам в области безопасности пищевой продукции по их требованию;
      7) сотрудничать с уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции по вопросам предотвращения или уменьшения рисков, связанных с пищевой продукцией, которую они произвели или реализовали;
      8) обеспечивать возможность идентификации и прослеживаемости пищевой продукции на всех процессах (стадиях) ее разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции;
      9) регистрировать объекты производства и реализации пищевой продукции, а также консервированную пищевую продукцию.
      2. Субъекты в случае, если они считают или имеют причину полагать, что пищевая продукция, которую они ввозят (импортируют), производят (изготавливают), перерабатывают или реализуют, не соответствует требованиям безопасности, обязаны незамедлительно:
      1) начать процедуры изъятия данной продукции;
      2) проинформировать уполномоченные органы в области безопасности пищевой продукции о предпринятых действиях в целях предотвращения рисков для потребителей.

       Глава 4. Требования к безопасности пищевой продукции

       Статья 11 . Минимально необходимые общие требования и
                  меры по обеспечению безопасности пищевой продукции

      1. Требования к безопасности пищевой продукции и процессам
(стадиям) ее разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения, установленные законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции, являются обязательными для выполнения субъектами.
      2. Безопасность пищевой продукции обеспечивается посредством:
      1) соблюдения субъектами требований законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      2) проведения производственного контроля за соответствием процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота и утилизации пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      3) подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      4) проведения санитарно-эпидемиологической и ветеринарно- санитарной экспертиз;
      5) применения мер государственного регулирования в области безопасности пищевой продукции.
      3. Процессы (стадии) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции осуществляются по согласованию с уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции.
      4. Не допускается к процессам (стадиям) производства (изготовления), оборота и утилизации пищевая продукция, которая не соответствует требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции по следующим показателям:
      1) имеет явные признаки недоброкачественности (порча, разложение, загрязнение);
      2) не отвечает предъявляемым требованиям в части радиологических, токсикологических, химических и микробиологических показателей;
      3) не имеет документов, удостоверяющих ее безопасность и подтверждающих ее происхождение;
      4) не имеет установленных сроков годности или с истекшими сроками годности;
      5) не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      6) не соответствует предоставленной информации .
      5. Оборот генетически модифицированных объектов допускается только после научно-обоснованного подтверждения их безопасности, проведение которой осуществляется в порядке установленном Правительством Республики Казахстан и проведения их государственной регистрации.

       Статья 12 . Требования к безопасности пищевой продукции
                  специального назначения

      1. К пищевой продукции специального назначения относятся:
      1) продукты детского питания;
      2) продукты диетического и лечебно-профилактического питания.
      2. Пищевая продукция специального назначения должна:
      1) отвечать требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции, предъявляемым к пищевой продукции специального назначения;
      2) удовлетворять физиологические потребности соответствующих групп покупателей (потребителей);
      3) соответствовать по пищевой, биологической и энергетической ценности информации, указанной на упаковке (таре).
      3. При производстве (изготовлении) продуктов детского, диетического и лечебно-профилактического питания запрещается использование продовольственного сырья, при производстве (изготовлении) которых использовались стимуляторы роста (в том числе гормональные препараты), отдельные виды лекарственных средств, пестициды, агрохимикаты, генетически модифицированные объекты, неидентифицированные вещества и соединения, искусственные пищевые добавки.

       Статья 13 . Требования к пищевой продукции,
                  подлежащей обогащению (фортификации)

      1. Пищевая продукция может быть обогащена (фортифицирована).
      2. Обогащение (фортификация) пищевой продукции осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      3. Методы обогащения (фортификации) должны соответствовать нормативно-технической документации, санитарно-эпидемиологически м правилам и нормам и иным нормативным документам по стандартизации.

       Статья 14 . Требования к безопасности пищевой продукции
                  при ее разработке (создании)

      1. В нормативно-техническую документацию, разрабатываемую субъектами, включаются показатели безопасности пищевой продукции, сроки ее годности, требования к упаковке, маркировке, условиям процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, программы производственного контроля за ее безопасностью, методика исследований, оценки рисков, способы ее минимизации, способы утилизации и уничтожения опасной пищевой продукции.
      2. Проекты нормативно-технической документации и опытные образцы пищевой продукции подлежат санитарно-эпидемиологической и ветеринарно-санитарной экспертизе в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      Указанные проекты согласовываются с уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции, утверждаются субъектами и являются обязательными для них.
      3. При разработке (создании) должны быть идентифицированы все возможные риски в процессах (на стадиях) производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожении пищевой продукции, в том числе, при нормальных или чрезвычайных ситуациях (внешних воздействиях), предполагаемых ошибках персонала субъектов и недопустимом использовании.
      4. Для всех идентифицированных опасностей должны быть оценены риски расчетным, экспериментальным, экспертным путем и должна быть обеспечена возможность проверки выполненной оценки.
      5. С учетом проведенной оценки рисков для каждого вида пищевой продукции при разработке (создании) должен быть определен весь комплекс мер для ликвидации или уменьшения (снижения) рисков до допустимого (приемлемого) уровня на всех процессах (стадиях) производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции.

       Статья 15 . Требования к безопасности пищевой продукции
                  при ее производстве (изготовлении)

      1. Для производства должно применяться сырье и пищевые добавки, соответствующие нормам, установленным законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      2. При производстве (изготовлении) растительного и животного сырья, применяемого для пищевых целей, допускается использование кормовых добавок, стимуляторов роста животных, пестицидов, агрохимикатов, прошедших государственную регистрацию, за исключением случаев, оговоренных в п. 3 ст. 12 настоящего Закона.
      3. Замена отдельных ингредиентов в производимой (изготавливаемой) пищевой продукции производится по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      4. Оборудование, территория, водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, освещение производственных, вспомогательных, санитарно-бытовых помещений объектов производства, хранения и реализации пищевой продукции и условия работы персонала должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      Оценка экологических аспектов, связанных с производством (изготовлением) пищевой продукции, проводится в соответствии с действующим законодательством в области охраны окружающей среды.
      5. Государственная регистрация объекта осуществляется только при наличии заключения соответствующих уполномоченных органов в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

       Статья 16 . Требования к безопасности пищевой продукции
                  при ее расфасовке, упаковке и маркировке

      1. Пищевая продукция должна быть расфасована и упакована способами, обеспечивающими ее безопасность при обороте в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в  области безопасности пищевой продукции.
      2. На этикетках, ярлыках, листках-вкладышах и наклейках (стикерах) упаковочных материалов и изделий, кроме информации, определенной законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции с учетом видов пищевой продукции должны быть указаны на государственном и русском языках сведения о (об):
      1) пищевой и биологической ценности продукта;
      2) назначении и условиях применения (для продукции специального назначения);
      3) способах и условиях изготовления пищевых продуктов (для концентратов и полуфабрикатов пищевой продукции);
      4) условиях хранения и сроке годности;
      5) дате изготовления пищевой продукции;
      6) составе, в том числе о наличии и количестве пищевых и кормовых добавок, биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов.

       Статья 17 . Требования к безопасности пищевой продукции
                  при ее хранении и транспортировке

      1. Хранение и транспортировка пищевой продукции должны осуществляться в условиях, обеспечивающих ее безопасность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      2. Хранение пищевой продукции допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      3. Для транспортировки пищевой продукции используются специально предназначенные и (или) оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленный в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции санитарный паспорт.
      4. В случае, если при хранении и (или) транспортировке пищевой продукции допущено нарушение, приведшее к приобретению ею опасных свойств, она изымается из процессов (стадий) производства (изготовления), оборота и направляется на соответствующую экспертизу, по результатам которой утилизируется или уничтожается.

       Статья 18 . Требования к безопасности пищевой продукции
                  при ее реализации

      1. Реализация пищевой продукции допускается только на объектах, соответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      2. Если при реализации пищевой продукции допущено нарушение, приведшее к приобретению ею опасных свойств, она не подлежит реализации и направляется на соответствующую экспертизу, по результатам которой утилизируется или уничтожается.
      3. Пищевая продукция, экспортируемая из Республики Казахстан должна соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан, кроме случаев, когда законами, регламентами, стандартами и другими нормативными правовыми актами, действующими в импортирующей стране, не требуется иное.
      Пищевая продукция может также экспортироваться или реэкспортироваться, когда она небезопасна для здоровья в случае, если уполномоченные органы страны назначения дали официальное согласие на ее реализацию.
      4. Запрещается реализация пищевой продукции, не имеющей документов, удостоверяющих соответствие ее требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.

       Статья 19 . Требования к безопасности пищевой продукции,
                  ввоз (импорт) которой осуществляется на
                  территорию Республики Казахстан

      1. Безопасность пищевой продукции, ввоз (импорт) которой осуществляется на территорию Республики Казахстан, должна соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      2. Запрещается ввоз (импорт) на территорию Республики Казахстан пищевой продукции:
      1) не имеющей документов, удостоверяющих соответствие ее требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      2) не прошедшей государственную регистрацию, за исключением образцов, необходимых для проведения регистрационных испытаний.
      3. В пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан должностные лица, осуществляющие государственный контроль, в пределах своей компетенции проводят досмотр пищевой продукции, проверку ее товаросопроводительных документов и принимают решение о возможности ввоза (импорта) такой пищевой продукции на территорию Республики Казахстан.
      В случае, если пищевая продукция, ввоз (импорт) которой осуществляется на территорию Республики Казахстан, не соответствует требованиям п. 5 ст. 11 настоящего Закона, должностные лица, указанные в настоящем пункте, принимают решение о временном приостановлении ее ввоза (импорта) и направлении ее на экспертизу, или устанавливают запрет на ее ввоз (импорт) на территорию Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции. 
      4. Владелец пищевой продукции, признанной опасной по результатам экспертизы, обязан в течение трех дней вывезти ее за пределы территории Республики Казахстан.
      Если опасная пищевая продукция в установленный настоящим пунктом срок не вывезена за пределы Республики Казахстан, она изымается в соответствии с законодательством Республики Казахстан, утилизируется или уничтожается.

       Статья 20 . Требования к изъятию из процессов (стадий)
                  производства (изготовления), оборота опасной
                  пищевой продукции, ее утилизации или уничтожению

      1. Опасная пищевая продукция подлежит изъятию из процессов (стадий) производства (изготовления), оборота.
      Владелец пищевой продукции, признанной опасной, обязан с момента обнаружения немедленно изъять ее из процессов (стадий) производства (изготовления), оборота самостоятельно или на основании предписания уполномоченных органов в области безопасности пищевой продукции.
      Предписания уполномоченных органов в области безопасности пищевой продукции могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. В случае, если владелец опасной пищевой продукции не принял мер по ее изъятию из процессов (стадий) производства (изготовления), оборота, она подлежит изъятию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Опасная пищевая продукция, изъятая из процессов (стадий) производства (изготовления), оборота подлежит соответствующей экспертизе, проводимой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции. По результатам экспертизы при подтверждении несоответствия принимается решение об утилизации или уничтожении опасной пищевой продукции.
      4. Пищевая продукция неизвестного происхождения, а также имеющая признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека и животных, подлежит изъятию и уничтожению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, без проведения экспертизы.
      5. Дальнейшее использование переработанной продукции по назначению или же в новом ее наименовании возможно только по результатам экспертизы, подтверждающей соответствие пищевой продукции требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции с получением соответствующего заключения уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      6. Инфицированная пищевая продукция, представляющая опасность для человека и животных, подлежащая уничтожению, предварительно обеззараживается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      7. Расходы на экспертизу, перевозку, утилизацию или уничтожение опасной пищевой продукции оплачиваются ее владельцами.
      8. В целях недопущения возникновения и распространения заболеваний, отравлений человека и животных уполномоченные органы в области безопасности пищевой продукции обязаны осуществлять контроль за утилизацией или уничтожением опасной пищевой продукции.

       Статья 21 . Требования к персоналу субъектов разработки
                  (создания), производства (изготовления), оборота
                  и утилизации пищевой продукции.

      1. Персонал, участвующий в процессах (стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота и утилизации пищевой продукции, проходит предварительные и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в порядке, установленном уполномоченным органом в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
      2. Субъекты должны обеспечить предварительные и периодические медицинские осмотры и гигиеническое обучение персонала.
      Персонал, не прошедший предварительные и периодические медицинские осмотры не допускается к процессам (стадиям), разработки (создания), производства (изготовления) оборота и утилизации пищевой продукции.
      Запрещается допуск к процессам (стадиям) разработки (создания), производства (изготовления), оборота и утилизации пищевой продукции персонала, больного инфекционными заболеваниями и являющегося их источником.
      Персонал с подозрением на инфекционные, паразитарные заболевания, люди, контактирующие с пищевой продукцией не допускается к процессам (стадиям) разработки (создания), производства (изготовления) и оборота утилизации пищевой продукции до получения отрицательных peзультатов лабораторных исследований.

       Статья 22 . Требования к машинам и оборудованию, материалам
                  и изделиям, используемым в процессах (на стадиях)
                  разработки (создания), производства
                  (изготовления) и оборота пищевой продукции

      1. Машины и оборудование, материалы и изделия, используемые в процессах (на стадиях) разработки (создания), производства (изготовления) и оборота пищевой продукции должны:
      1) соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции;
      2) использоваться только по назначению;
      3) материалы и их композиции, используемые в материалах и изделиях, контактирующих с пищевой продукцией должны иметь документ, удостоверяющий безопасность, выданный уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      2. Все части транспортных емкостей (цистерны, танкеры и иные), трубопроводов, насосов, шлангов, машин, транспортных средств, оборудования и аппаратуры, контактирующие с пищевой продукцией, должны быть изготовлены из материалов, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
      3. Материалы и изделия, контактирующие с пищевой продукцией, должны описываться до предела, необходимого для идентификации и оценки рисков, включая:
      1) химические, биологические и физические характеристики;
      2) потребление, в том числе добавки и цели обработки;
      3) происхождение и метод производства;
      4) метод поставки, упаковки и условия хранения;
      5) подготовку перед использованием;
      6) критерии приемки.

       Статья 23 . Требования к прослеживаемости пищевой продукции

      1. Прослеживаемость пищевой продукции, должна быть обеспечена на всех процессах (стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции.
      2. Прослеживаемость пищевой продукции обеспечивается путем:
      1) идентификации;
      2) сбора и записи данных;
      3) информации о взаимодействиях между субъектами;
      4) обмена данными.
      3. Прослеживаемость продукции обеспечивается субъектами во время разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции посредством составления технологических паспортов и другой документации, в которой делается отметка о проведении необходимых технологических и контрольных операций, указываются обнаруженные дефекты и принятые меры по их устранению.
      Оформление данных документов проводится субъектами с нанесением соответствующих клейм и подписей.
      Запись данных по прослеживаемости должна вестись в течение определенного периода, достаточного для того, чтобы отозвать пищевую продукцию в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      4. Субъект разработки (создания), производства (изготовления) и оборота должен быть способен идентифицировать любой субъект, поставляющий ему пищевую продукцию.
      5. Субъекты должны иметь в наличии системы и процедуры для идентификации других торговых организаций, которым была поставлена их продукция. Данная информация должна предоставляться уполномоченным органам в области безопасности пищевой продукции по их требованию.
      6. Пищевая продукция, подлежащая реализации должна быть идентифицирована для дальнейшей прослеживаемости и иметь маркировку.

       Статья 24 . Требования к производственному контролю

      1. Производственный контроль безопасности пищевой продукции проводится в порядке, разработанном субъектами на основании требований законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      2. Производственный контроль безопасности пищевой продукции осуществляется аттестованными и (или) аккредитованными лабораториями в порядке, установленном законодательством Республики  Казахстан.

       Статья 25 . Специальные требования к биологически
                  чистой пищевой продукции

      1. Производство (изготовление), маркировка, биологически чистой пищевой продукции осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по стандартизации на производство (изготовление) биологически чистой пищевой продукции.
      2. Биологически чистая пищевая продукция может маркироваться экологическим знаком при соблюдении требований пункта 1 настоящей статьи.

       Статья 26 . Специальные требования к безопасности питьевой воды

      1. Питьевая вода должна соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      2. Требования к техническим устройствам водозаборных сооружений, сооружений по подготовке воды, насосных станций, водопроводящих сетей, емкостей для хранения воды, сооружений для оборотного водоснабжения в части безопасности питьевой воды устанавливаются уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      3. Источники водоснабжения и водопроводные сооружения, подающие воду на хозяйственно-питьевые нужды из поверхностных и подземных щеточников должны иметь зону санитарной охраны в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
      4. Требования к выбору площадки для станций водоподготовки, насосных станций первого подъема и подкачки необработанной воды, площадки для сооружений забора подземной и поверхностной воды, сооружений хозяйственно-питьевого водопровода, размещаемых на территории организаций, резервуаров и водонапорных башен, примыкание к ограждению строений устанавливаются законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      5. Использование природных минеральных вод допускается после получения на них бальнеологического заключения научных центров курортологии в порядке, определяемом уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

       Статья 27 . Специальные требования к безопасности кормов
                  и кормовых добавок

      1. Корма и кормовые добавки должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
      2. Корма и кормовые добавки должны происходить из благополучной в ветеринарно-санитарном отношении территории.
      3. Досмотр и лабораторная экспертиза ввозимых в страну кормов и кормовых добавок обязательны с учетом эпизоотической ситуации территории и места их происхождения.

       Глава 5. Процедуры по обеспечению безопасности
пищевой продукции

      Статья 28 . Подтверждение соответствия безопасности
                  пищевой продукции

      1. Подтверждение соответствия безопасности пищевой продукции осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. Документы иностранных государств в сфере подтверждения соответствия безопасности пищевой продукции признаются в соответствии с международными договорами.

       Статья 29 . Идентификация пищевой продукции

      1. Идентификация пищевой продукции обеспечивается посредством следующих процедур:
      1) определения размера партии пищевой продукции;
      2) методов идентификации (обозначение даты, кодирование партии пищевой продукции);
      3) соответствующих записей для целей прослеживаемости обратного пути.
      2. Вся пищевая продукция должна иметь четкую и нестираемую идентификационную надпись, содержащую следующие данные:
      1) наименование продукции и (или) обозначение серии или типа. номер;
      2) полное наименование производителя (изготовителя) и его юридический адрес;
      3) регистрационный номер объекта производства, а также регистрационный номер вида пищевой продукции для консервированной пищевой продукции;
      4) знак соответствия, в случаях предусмотренных техническими регламентами в сфере безопасности пищевой продукции;
      5) дату изготовления и срок годности.
      3. Все потенциальные риски должны быть идентифицированы.
      4. В случае если пищевая продукция на рынке размещается субъектом, то он должен иметь нормативно-техническую документацию.

       Статья 30 . Анализ, оценка и управление риском

      1. Применение мер по обеспечению безопасности пищевой продукции должно основываться на анализе риска.
      2. При оценке риска безопасности пищевой продукции должны быть использованы имеющиеся научные данные, соответствующие методы обработки и производства (изготовления), методы инспектирования, выборочного контроля, лабораторных исследований, степень распространенности конкретных заболеваний, наличие зон свободных от заболеваний.
      3. Оценка риска безопасности пищевой продукции осуществляется путем:
      1) выявления таких характеристик пищевой продукции, которые могут вызвать вредное воздействие на организм человека и животных, предназначенных для производства пищи;
      2) анализа воздействия каждого из выявленных потенциальных опасностей на организм человека;
      3) определения адекватных мер ограничения выявленных рисков.
      4. Оценка риска безопасности пищевой продукции осуществляется в каждом конкретном случае, как комплексная оценка рисков в ходе лабораторного исследования пищевой продукции.
      5. Сведения об оценке риска и способах его минимизации на всех процессах (стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции должны содержаться в нормативно-технической документации.
      Проведение анализа риска, предусмотренного требованиями законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции при разработке (создании) новых видов пищевой продукции обязательно.
      6. Управление риском должно основываться на результатах оценки риска, а также на принципе предупреждения возможного вредного воздействия на здоровье человека.

       Статья 31 . Предупреждение возможного вредного воздействия
                  для жизни и здоровья человека

      1. В особых случаях, когда при анализе и оценке риска идентифицируется возможность вредного воздействия на жизнь и здоровье человека, однако имеющихся научных данных недостаточно для определения его степени уполномоченными органами в области безопасности пищевой продукции, могут приниматься необходимые временные меры по управлению риском.
      2. Меры по управлению риском, принятые на основе п.1 настоящей статьи, могут включать в себя ограничения, не превышающие степени, требуемой для достижения защиты жизни и здоровья человека.
      3. Меры по управлению риском должны быть пересмотрены в течение минимально необходимого периода времени, требуемого для получения научных данных, проясняющих степень риска.

       Глава 6. Заключительные положения

       Статья 32 . Ответственность за нарушение законодательства
                  Республики Казахстан о безопасности
                  пищевой продукции 

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о безопасности пищевой продукции, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

       Статья 33 . Особенности процессов (стадий) разработки
                  (создания), производства (изготовления),
                  оборота, утилизации и уничтожения пищевой
                  продукции с содержанием генетически
                  модифицированных объектов в переходный период

      1. До установления научно-обоснованного подтверждения безопасности генетически модифицированных объектов в пищевой продукции принимается уровень их содержания в пищевой продукции не более, установленного в государствах Евросоюза.

       Статья 34 . Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением п. 5 ст. 11 который вводится в действие с 1 января 2008 г.
      2. Признать утратившим силу  Закон  Республики Казахстан от 8 апреля 2004 года N 543-II "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., N 6, ст. 43).

       Президент
      Республики Казахстан