О Программе борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2008 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2006 года N 240

Действующий

      В соответствии с  Указом  Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1678 "Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы" Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и ежегодно к 30 июня и 30 декабря представлять в Министерство внутренних дел Республики Казахстан информацию по их выполнению.

      3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан ежегодно к 10 июля и 10 января представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения Программы.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена             
постановлением Правительства   
Республики Казахстан       
от 5 апреля 2006 года N 240    

  Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом
в Республике Казахстан на 2006-2008 годы

  1. Паспорт программы

Наименование          Программа борьбы с наркоманией и
                      наркобизнесом в Республике Казахстан на
                      2006-2008 годы

Основание              Указ  Президента Республики Казахстан
для разработки        от 29 ноября 2005 года N 1678 "Об
                      утверждении Стратегии борьбы с наркоманией
                      и наркобизнесом в Республике Казахстан на
                      2006-2014 годы"

Государственный       Министерство внутренних дел Республики
орган                 Казахстан
ответственный
за разработку

Цель Программы        Создание условий для приостановления роста
                      злоупотребления наркотиками и их
                      незаконного оборота, последовательного
                      сокращения распространения наркотиков до
                      уровня минимальной опасности для общества

Задачи программы      Дальнейшее развитие взаимодействия между
                      субъектами антинаркотической деятельности
                      в Республике Казахстан
                      Разработка нормативной правовой базы,
                      регулирующей антинаркотическую деятельность
                      в социальной сфере
                      Совершенствование механизма противодействия
                      незаконному обороту наркотических средств,
                      психотропных веществ и прекурсоров
                      Совершенствование антинаркотической
                      пропаганды, привитие навыков здорового
                      образа жизни
                      Разработка современных технологий профилактики,
                      диагностики, лечения, реабилитации, ресоциализации
                      зависимых от психоактивных веществ
                      Приведение структуры, технологии, штатного
                      расписания и материально-технической базы
                      наркологических лечебно-профилактических
                      учреждений в соответствие с законодательно
                      утвержденными стандартами организации
                      современной наркологической помощи
                      Создание и внедрение специализированных
                      программ автоматизированного
                      психологического тестирования, школьной и
                      семейной антинаркотической видеотеки и
                      библиотеки
                      Разработка научных технологий борьбы с
                      дикорастущими наркосодержащими растениями
                      Создание межведомственных
                      автоматизированных систем обмена
                      оперативными, статистическими, учетными и
                      иными сведениями с целью последующей
                      интеграции с аналогичными системами
                      государств-участников СНГ
                      Усиление пограничного контроля по всему
                      периметру государственной границы

Срок реализации       2006-2008 годы

Источники и           Средства государственного бюджета на срок
объемы                с 2006 по 2008 годы в сумме 2 млрд.
финансирования        897 млн. 587 тыс. тенге, в том числе из
                      республиканского бюджета - 2 млрд. 150 млн.
                      509 тыс. тенге и местных бюджетов -
                      747 млн. 078 тыс. тенге.

Ожидаемые             Увеличение выявляемости лиц,
результаты            злоупотребляющих наркотиками, и сокращение
                      их числа
                      Усиление контроля на
                      государственной границе против незаконного
                      перемещения наркотиков
                      Совершенствование системы государственного
                      контроля над оборотом наркотических
                      средств, психотропных веществ и прекурсоров
                      Улучшение качества судопроизводства
                      по делам, связанным с незаконным оборотом
                      наркотиков
                      Тесное международное сотрудничество
                      в области контроля незаконного оборота
                      наркотиков, путем привлечения внимания
                      международных организаций и стран-доноров
                      для оказания ими технической помощи в
                      разработке и внедрении перспективных
                      программ в сфере сокращения спроса на
                      наркотики, лечения и реабилитации
                      наркозависимых лиц, пресечения нелегального
                      оборота наркотиков, повышения
                      квалификационного уровня сотрудников
                      специальных подразделений по борьбе с
                      наркоманией и наркобизнесом
                      Оптимизация затрат на профилактику, лечение
                      и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а
                      также на деятельность правоохранительных
                      органов по борьбе с наркопреступностью
                      Совершенствование методик лечения и
                      реабилитации лиц, больных наркоманией
                      Создание и обеспечение функционирования
                      межрегиональных физкультурно-спортивных
                      центров по разработке и апробации
                      технологии профилактики наркомании и
                      организационно-управленческих моделей
                      физкультурно-профилактической работы
                      среди молодежи, а также отделений
                      реабилитационных центров для детей и
                      подростков, злоупотребляющих наркотиками
                      Разработка технологий переработки
                      наркосодержащих растений с целью получения
                      различной промышленной продукции и
                      медицинских препаратов

  2. Введение

      В соответствии с Посланием Президента страны народу Казахстана "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", борьба с наркоманией и наркобизнесом является компонентом долгосрочного приоритета 4 "Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана". В этой связи, а также руководствуясь основными положениями Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы, утвержденной  Указом  Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1678, реализация которой разграничена на три этапа, разработана Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа), в которой изложены основные направления противодействия наркомании и наркобизнесу на первом этапе.
      Программа разработана с соблюдением принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим программам в сфере борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

  3. Анализ современного состояния проблемы

      Географическое расположение, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, "прозрачность" границ с большинством сопредельных государств и стабильное социально-экономическое положение внутри нашего государства способствовали тому, что Казахстан стал "транспортным коридором" для транзита наркотических средств и психотропных веществ из стран Юго-Западной, Юго-Восточной Азии в Россию, далее в Европу.
      Несмотря на предпринимаемые меры, наркотическая ситуация в республике продолжает оставаться сложной и характеризуется устойчивой негативной динамикой.
      В настоящее время реализованы три этапа Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.
      Первый этап охватывал 2000-2001 годы, итогом которого явилось создание в стране основных звеньев системы борьбы с наркотизмом посредством реализации Государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2000-2001 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2000 года N 395.
      Так, правоохранительные и другие государственные органы получили конкретную поддержку из республиканского бюджета в виде техники, оборудования, материалов на сумму около 260 млн. тенге.
      Вместо существовавшего прежде консультативно-совещательного органа - Государственной комиссии по контролю за наркотиками, было образовано Агентство Республики Казахстан по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, впоследствии преобразованное в уполномоченный государственный орган - Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан.
      В каждой области, городах Астана и Алматы во главе с заместителями акимов начали функционировать подотчетные Комитету по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан региональные комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, что позволило наладить антинаркотическую работу на местах.
      Второй этап, был направлен на укрепление созданных ранее звеньев посредством реализации Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002- 2003 годы, утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2002 года N 736.
      Анализ деятельности государственных и неправительственных организаций показал, что цели и задачи, поставленные Правительством Республики Казахстан были выполнены, в результате чего достигнуты определенные положительные результаты.
      Так, была продолжена работа по совершенствованию наркологических служб в регионах республики, с учетом новых тенденций распространения наркомании в структуре наркологических диспансеров созданы стационарные отделения для лечения несовершеннолетних, издается и распространяется на безвозмездной основе периодический журнал, посвященный проблемам борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с большей активностью привлекались средства международных организаций и стран-доноров в сферу борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан, продолжалось организационное и материально-техническое укрепление спецподразделений, кинологических служб.
      Третий этап был направлен на формирование полномасштабной системы эффективного государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркомании и наркобизнеса в Республике Казахстан, в реализацию которого  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2004 года N 411 утверждена Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2004-2005 годы.
      В первом квартале 2004 года был создан Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - Комитет), на который возложены функции по координации антинаркотической деятельности всех государственных органов и негосударственных структур. На региональном уровне антинаркотическая деятельность осуществляется всеми государственными органами и общественными институтами под руководством региональных комиссий при акиматах. В состав большинства из них на уровне заместителя Председателя включены начальники Управлений по борьбе с наркобизнесом Департаментов внутренних дел областей, городов Астаны и Алматы.
      Проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан, особенно обострившиеся в последние годы, связаны как с глобальными процессами военно-политического характера, происходящими в Азии и Европе, так и растущим стремлением криминальных сил в различных странах решать частные социальные проблемы посредством расширения сети незаконной торговли наркотиками, провокации религиозного фанатизма и экстремизма, международного терроризма.
      Объем незаконного оборота наркотиков и масштабы злоупотребления ими в Казахстане продолжают расти, ставя под угрозу не только здоровье населения, но и оказывая негативное влияние на экономическое, политическое и социальное положение, процесс проводимых государством экономических реформ.
      На 1 января 2005 года на учете с диагнозом "наркомания" состояло 47903 человека. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Растет число наркозависимых среди женщин.
      По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (по состоянию на 1 января 2006 года), на учете состоят 53577 лиц, злоупотребляющих наркотиками, в том числе 4940 женщин, 4843 несовершеннолетних (до 14 лет включительно - 1233).
      В целом, с 1991 года по настоящее время количество наркозависимых увеличилось почти в 4,5 раза.
      По данным исследований, проведенных Национальным Центром проблем формирования здорового образа жизни Министерства здравоохранения Республики Казахстан в 2002-2003 годах, реальная численность наркопотребителей в стране составляет более 200 тыс. человек, или 1,3 % от численности общего населения, или 2,06 % трудоспособного населения.
      Наиболее высокие показатели выявляемости наркозависимости среди взрослого населения зарегистрированы в городе Алматы, Карагандинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях, а среди детей и подростков - Алматинская и Карагандинская области, город Астана.
      Позитивный зарубежный опыт по профилактике и предупреждению наркомании, формированию здорового образа жизни, выработанный социально-реабилитационным Центром для наркозависимых "Общество-"Встреча" (город Амелия, Италия), был использован при создании и организации работы Центра социальной реабилитации наркозависимых, расположенного в селе Раздольное Акмолинской области.
      Серьезность складывающейся ситуации, ее значимость подтверждают и результаты социологических опросов, проводимых во всех областях Казахстана, в городах Астана и Алматы, в которых приняли участие более 12 тыс. человек в возрасте старше 18-ти лет. Большинство казахстанцев считает распространение наркомании и наркобизнеса одной из наиболее серьезных угроз современности. В частности, 30,3 % опрошенных считают, что проблема наркомании и наркобизнеса, наряду с некоторыми другими, является сегодня "одной из самых острых для Казахстана".
      Анализ статистических данных свидетельствует о сохранении устойчивой тенденции роста преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотиков и их немедицинским потреблением. Одной из причин ее ухудшения является транзит "тяжелых" наркотиков через территорию Республики Казахстан, непосредственно влияющие на увеличение числа наркозависимых лиц внутри страны.
      За период 2001-2005 годы правоохранительными органами Казахстана зарегистрировано 62519 наркопреступлений, выявлено 22021 факт сбыта наркотических средств, изъято из незаконного оборота свыше 104,5 тонн различных наркотических средств, из них свыше 2 тонн героина.
      Только в течение 2005 года выявлено 9741 наркопреступление, из них 4330 фактов сбыта наркотиков, изъято из незаконного оборота более 23 тонны 696 кг наркотических средств, в том числе более 625 кг героина.
      Следствием происходящей интенсивной структурной перестройки наркорынка стало вытеснение наркотиков традиционной каннабисной группы высокоактивными, дорогостоящими и наиболее опасными для здоровья наркотиками, такими как героин, опий.
      В настоящее время наркоситуация в Республике Казахстан характеризуется:
      увеличением числа преступлений, связанных с незаконным распространением наркотиков;
      неэффективностью принимаемых соответствующими службами мер по охране государственной и таможенной границ в связи с ненадлежащим учетом специфики борьбы с наркобизнесом, связанной с его транснациональным характером и транзитной ролью территории Республики Казахстан;
      отсутствием механизма взаимодействия государственных органов, в компетенцию которых входит выявляемость и пресечение фактов "отмывания" денег наркобизнеса;
      недостаточной эффективностью борьбы с организованными формами наркопреступности;
      снижением возраста наркопотребителей;
      недостаточным развитием профилактической, лечебной и реабилитационной помощи лицам, страдающим наркотической зависимостью;
      несоблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих порядок учета, хранения и уничтожения наркотиков, в целях предотвращения их вторичного оборота;
      недостаточностью научной, методической и практической базы, регламентирующей вопросы борьбы с наркобизнесом;
      отсутствием целостной системы социально-психологической реабилитации.
      Предотвратить наркотизацию в республике возможно лишь при реальной консолидации усилий всех общественных и государственных институтов в борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

  4. Цель н задачи Программы

      Целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, последовательного сокращения распространения наркотиков до уровня минимальной опасности для общества.
      В числе наиболее важных задач Программы следует выделить:
      дальнейшее развитие взаимодействия между субъектами антинаркотической деятельности в Республике Казахстан;
      совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей антинаркотическую деятельность;
      совершенствование механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      совершенствование антинаркотической пропаганды, привитие навыков здорового образа жизни;
      разработка современных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитация, ресоциализации зависимых от психоактивных веществ;
      приведение структуры, технологии, штатного расписания и материально-технической базы наркологических лечебно-профилактических учреждений в соответствие с законодательно утвержденными стандартами организации современной наркологической помощи;
      создание и внедрение специализированных программ автоматизированного психологического тестирования, школьной и семейной антинаркотической видеотеки и библиотеки;
      разработка научных технологий борьбы с дикорастущими наркосодержащими растениями;
      создание межведомственных автоматизированных систем обмена оперативными, статистическими, учетными и иными сведениями с целью последующей интеграции с аналогичными системами государств-участников СНГ;
      усиление пограничного контроля по всему периметру государственной границы.

  5. Основные направления и механизмы реализации Программы

      Реализация данной Программы направлена на:
      анализ состояния и тенденций развития наркоситуации в Республике Казахстан, подготовку информационно-аналитических материалов о ходе реализации стратегий и программ в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом;
      разработку и реализацию совместно с государственными органами государственной политики и стратегии в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
      совершенствование законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров путем анализа и обобщения практики применения законодательства;
      проведение оперативно-профилактических мероприятий и операций, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      формирование общественного иммунитета путем проведения антинаркотических мероприятий на республиканском и региональном уровнях и через средства массовой информации, развитие комплекса доступных спортивно-досуговых учреждений для детей и молодежи;
      улучшение комплекса медицинской и социально-психологической помощи лицам больным наркоманией, токсикоманией, обеспечение гарантий прав и свобод граждан при ее оказании, разработку и внедрение реабилитационных и профилактических программ, развитие Единой телефонной консультативной службы для наркозависимых;
      проведение научных исследований в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, в том числе в области вытеснения наркосодержащих растений гербицидами и культурными растениями;
      организационно-кадровое укрепление государственных органов путем обучения и повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также специалистов в сфере организации профилактики, лечения и социальной реабилитации лиц, употребляющих и склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ; создание и развитие программ, направленных на медико-социальную реабилитацию лиц с диагнозом "наркомания", и соответствующего ассортимента услуг;
      кадровое и материально-техническое укрепление государственных органов, задействованных в борьбе с наркоманией и наркобизнесом, путем приобретения необходимой техники и оборудования для эффективной организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией;
      дальнейшее повышение эффективности международного сотрудничества в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению ими. Проведение научно-практических конференций, встреч для обмена информацией, опытом и методами борьбы с наркобизнесом.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Выполнение Программы будет осуществляться согласно Плану мероприятий по ее реализации, за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на соответствующий финансовый год, по бюджетным программам и другим источникам, не запрещенным законодательством.
      Реализация, Программы требует финансирования из средств республиканского бюджета в 2006 году - 678 млн. 506 тыс. тенге, в 2007 году - 719 млн. 840 тыс. тенге, в 2008 году - 752 млн. 163 тыс. тенге, из средств местного бюджета в 2006 году - 341 млн. 333 тыс. тенге, в 2007 году - 202 млн. 401 тыс. тенге, в 2008 году - 203 млн. 344 тыс. тенге.
      Суммы расходов на 2007 и 2008 годы являются предварительными и будут уточняться республиканской бюджетной комиссией и бюджетными комиссиями областей, городов Астаны и Алматы при формировании проекта республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

  7. Ожидаемый результат от реализации Программы

      Реализация Программы позволит добиться:
      увеличения объема изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      снижения количества преступлений, совершаемых в результате злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами;
      увеличения выявляемости лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, и постановки их на учет вследствие дальнейшего совершенствования системы профилактики наркомании и механизма противодействия наркобизнесу;
      оптимизации затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;
      совершенствования методик лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, больных наркоманией;
      создания комплекса доступных спортивно-досуговых учреждений для детей и молодежи;
      усиления контроля таможенной и государственной границ Республики Казахстан против незаконного проникновения наркотиков;
      совершенствования системы государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      совершенствования судопроизводства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков;
      укрепления международного сотрудничества путем привлечения внимания международных организаций и стран-доноров для оказания ими финансовой и технической помощи, в целях сокращения спроса на наркотики, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, пресечения нелегального оборота наркотиков;
      разработки технологий переработки наркосодержащих растений с целью получения различной промышленной продукции и медицинских препаратов.

      8. План мероприятий по реализации Программы

N
п/п

Мероприятие

Форма завер-
шения

Ответствен- ные за исполнение

Срок
исполнения

1

2

3

4

5

  

1. Организационные и аналитические мероприятия по
противодействию наркомании и наркобизнесу

1

Осуществлять ана-
лиз состояния и
тенденции развития
наркоситуации в
Республике
Казахстан

Информация
в Прави-
тельство

МВД (созыв),
заинтересован-
ные государ-
ственные орга-
ны, акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы

Ежеквартально,
не позднее
17 числа
месяца,
следующего
за отчетным
кварталом

2

Разработать
Программу борьбы
с наркоманией и
наркобизнесом
на 2009-2011 годы

Проект
поста-
новления
Прави-
тельства

МВД (созыв),
заинтересо-
ванные госу-
дарственные
органы, акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы

4 квартал
2008 года

3

Проводить анализ
состояния про-
курорского надзо-
ра за соблюдением
требований зако-
нодательства
при задержании,
личном досмотре
лиц, подозреваемых
в совершении
преступлений, свя-
занных с незакон-
ным оборотом нар-
котиков, а также
при производстве
обысков помещений,
обнаружением и
изъятием вещест-
венных доказатель-
ств по делам
данной категории

Акты
прокурор-
ского
надзора

ГП (по
согласованию)

2006-2008 годы

4

Осуществлять ана-
лиз следственной и
судебной практики
по делам о прес-
туплениях, связан-
ных с незаконным
оборотом нарко-
тиков

Акты
прокурор-
ского
надзора,
норматив-
ные поста-
новления

ГП (по согла-
сованию),
ВС (по согла-
сованию),
МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ

2006-2008 годы

5

Анализировать
деятельность соответствующих
государственных
органов, направ-
ленной на борьбу
с легализацией
денежных средств
или иного иму-
щества, приобре-
тенного в резуль-
тате незаконного
оборота наркотиков

Соответ-
ствующий
анализ

МВД (созыв),
АБЭКП (по
согласованию),
КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, ГП (по
согласованию)
 

Ежегодно
2006-2008 годы

6

Организация дея-
тельности Комиссии
по вопросам коор-
динации работы по
профилактике и
противодействию
наркомании и
наркобизнесу

Решения
Комиссии

МВД

Ежеквартально
2006-2008 годы

7

Проводить анализ
деятельности
соответствующих
государственных
органов и комис-
сий, направленной
на борьбу с нар-
команией и нарко-
бизнесом

Соответ-
ствующий
анализ

МВД

Июнь,
декабрь
2006-2008 годы

  

2. Информационно-пропагандисткие мероприятия по формированию антинаркотического иммунитета

8

Провести акцию,
посвященную
Международному
дню борьбы с
наркоманией (26
июня) на респуб-
ликанском и
региональных
уровнях

Соответ-
ствующая
акция

МВД, МОН, МЗ,
иные заинте-
ресованные
государствен-
ные органы,
акимы облас-
тей,
гг. Астаны,
Алматы, в том
числе Акмо-
линской,
Костанайской,
Южно-Казах-
станской
областей

Июнь
2006-2008 годы

9

  

  

Проводить
спортивно-массовые
мероприятия, пос-
вященные Междуна-
родному дню борь-
бы с наркоманией

  

Соответ-
ствующие
мероприятия

  

  

МТС, акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы,
в том числе
Костанайской
области

  

2006-2008 годы

  

  

10

Проводить
спортивно-массовые
и туристические
мероприятия
"Спорт против нар-
котиков", "Туризм
против наркоти-
ков", посвященные
формированию анти-
наркотического им-
мунитета среди
школьников и
студентов

Соответ-
ствующие
мероприятия

МВД, МТС,
иные заинте-
ресованные
государст-
венные органы,
акимы областей
гг.  Астаны,
Алматы, в том
числе
Акмолинской,
Западно-Казах-
станской,
Костанайской,
Павлодарской,
Южно-Казах-
станской,
Атырауской
областей

2006-2008 годы

11

Проводить
информационно-
пропагандистскую  
работу по инфор-
мированию населе-
ния о мерах, при-
нимаемых государ-
ственными органами
в борьбе с нарко-
манией и наркобиз-
несом

Пресс-
конферен-
ции, пуб-
ликации,
интервью,
видео
ролики,
организа-
ция и про-
ведение
акций,
круглых
столов,
конферен-
ций, семи-
наров,
творческих
конкурсов

МВД АБЭКП (по
согласованию),
МКИ, МО, иные
заинтересован-
ные государ-
ственные орга-
ны, акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы, в том
числе Акмо-
линской,
Атырауской, Костанайской,
Кызылордин-
ской, Павло-
дарской, Южно-
Казахстанской
областей

2006-2008 годы

12

Издание и распро-
странение среди
лиц, содержащихся
в учреждениях
уголовно-исполни-
тельной системы,
информационных
материалов на
антинаркотическую
тематику

Издание и
распрост-
ранение
информа-
ционных
материалов

КУИС МЮ

2006-2008 годы

13

  

Проводить меро-
приятия по поддер-
жанию республи-
канского движения
студентов и школь-
ников "Будущее
без наркотиков"

  

Проведение
акций,
круглых
столов,
конферен-
ций, семи-
наров,
творческих
конкурсов

МВД, МОН,
акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы,
в том числе
Акмолинской
области

  

2006-2008 годы

  

14

Размещение в
общественных
местах социальной
рекламы на анти-
наркотическую
тематику

Установка
средств
наглядной
агитации
(рекламные
щиты, бил-
борды,
плакаты и
т.д.)

Акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы, в том
числе Южно-
Казахстанской
области

2006-2008 годы

15

Развивать сети
спортивных и
досуговых секций
и клубов для
занятия физкуль-
турой, спортом,
туризмом и т.д.
с бесплатным по-
сещением детьми,
не достигшими
12-летнего возрас-
та, и льготным -
детьми из мало-
обеспеченных и
неблагополученных
семей старше 12-
летнего возраста

Открытие
секций и
клубов

МТС, МИТ,
МОН, акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы, в том
числе:
Атырауской,
Костанайской
областей

2006-2008 годы

16

Организация лет-
него оздоровитель-
ного сезона для
детей и подростков
с девиантным
поведением

Информация
в МВД

МОН (созыв),
акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы,
в том числе
Атырауской,
Южно-Казах-
станской
областей

2006-2008 годы

17

Проводить твор-
ческие конкурсы
(лучший рисунок,
плакат, сочинение
и т.д.),
семинары-тренинги
по организации
содержательного
досуга молодежи
под девизом
"Будущее без
наркотиков"

Конкурсы,
семинары,
тренинги

МВД, МОН и
иные заинте-
ресованные
государствен-
ные органы,
акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы,
в том числе
Акмолинской,
Костанайской,
Южно-Казах-
станской
областей

2006-2008 годы

18

Открытие спортив-
ных площадок и
вовлечение детей
и подростков в
спортивные игры

Открытие
спортивных
площадок

Акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы

  

19

Выпуск периоди-
ческого журнала,
посвященного проб-
лемам борьбы с
наркоманией и
наркобизнесом
"Будущее без
наркотиков"

Издание
журнала

МВД

Ежеквартально
2006-2008 годы

20

Создать и обес-
печить поддержку
в сети web-сайта
"Наркотики.
Наркомания.
Наркобизнес"

Создание
web-сайта

МВД

2007-2008 годы

  

3. Совершенствование системы профилактики наркомании,
лечения и реабилитации больных наркоманией

21

Обеспечить разра-
ботку и внедрение
современных мето-
дик лечения нар-
козависимых лиц,
продолжить
укрепление служб
медико-социальной
реабилитации
наркозависимых
лиц, в том числе
несовершеннолетних

Соответ-
ствующие
методики

МЗ, акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы,
в том числе
Акмолинской,
Костанайской,
Кызылордин-
ской, Манги-
стауской,
Павлодарской,
Северо-Казах-
станской, Южно-Казах- станской
областей

2006-2008 годы

  

22

Продолжить работу
по расширению
сети медицинских
кабинетов во всех
организациях обра-
зования, обеспе-
чить их медицин-
скими кадрами,
необходимым
оборудованием и
медикаментами

Открытие
кабинетов

МЗ, МОН,
акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы

2006-2008 годы

23

Продолжить совер-
шенствование дея-
тельности сети
подростковых
медико-психологи-
ческих кабинетов
в психоневроло-
гических диспан-
серах, участковых
поликлиниках с
целью своевремен-
ного выявления
несовершеннолетних
злоупотребляющих
наркотиками

Информация
в МВД

МЗ (созыв),
МОН, акимы
областей, гг.
Астаны, Алматы

Ежегодно
2006-2008 годы

24

Изучить вопрос о
возможности прове-
дения тестирования
учащихся и студен-
тов на предмет
раннего выявления
употребления
наркотиков

Выработка
соответ-
ствующих
предложений

МВД (свод),
МОН, МЗ

4 квартал
2006 года

25

  

Продолжить прове-
дение специальных
оперативно-профи-
лактических меро-
приятий, направ-
ленных на выявле-
ние и пресечение
фактов незакон-
ного оборота нар-
котиков, профилак-
тику наркомании

Соответ-
ствующие
мероприятия

  

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласо- ванию)

  

2006-2008 годы

  

26

Продолжить меро-
приятия по под-
держке неправи-
тельственных
организаций, в
том числе молодеж-
ных объединений,
занятых в сфере
профилактики,
лечения и реаби-
литации наркоза-
висимых лиц

Информация
в МВД

МОН (созыв),
акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы

1 раз в
полугодие
2006-2008 годы

27

Обеспечить функ-
ционирование еди-
ной телефонной
консультативной
службы для нарко-
зависимых лиц

Соответ-
ствующие
мероприятия

МВД, аким
Акмолинской
области

2006-2008 годы

28

Продолжить
социально-психо-
логическую реаби-
литацию наркозави-
симых лиц, прошед-
ших курс медицин-
ского лечения, и
материально-техни-
ческое укрепление
Центра социально-
психологической
реабилитации нар-
козависимых лиц и
его представитель-
ств

Соответ-
ствующая
реабили-
тация
наркоза-
висимых лиц, ма-
териально-
техничес-
кое укреп-
ление
Центра и
его пред-
стави
тельств

МВД

2006-2008 годы

29

Продолжить меро-
приятия по обес-
печению учебных
заведений програм-
мами и литературой
антинаркотического
направления и про-
паганды здорового
образа жизни

Соответ-
ствующие
мероприятия

МОН, МВД,
МЗ, акимы
областей,
гг. Астаны,
Алматы,
в том числе
Акмолинской
области

2006-2008 годы

30

Провести конферен-
ции и семинары для
преподавателей
учебных заведений
начального и сред-
него профессио-
нального образова-
ния

Конферен-
ции,
семинары,
методичес-
кие рекомен-
дации

МОН

2006-2008 годы

31

Продолжить внедрение Национальной
системы баз данных
в сфере профилак-
тики наркомании на
уровне государст-
венных органов и
их территориальных
подразделений

Организация
корпоратив- ной (ведом- ственной)
информа-
ционной
сети между
МВД, МЗ,
МОН, МТС

МВД, МЗ, МОН,
МТС

2006-2008 годы

  

4. Мероприятия по повышению эффективности контроля
над оборотом наркотиков, научные исследования

32

Продолжить работу
по подбору перс-
пективных гербици-
дов и культурных
растений, способ-
ных обеспечить
вытеснение конопли

Информация
в МВД

МСХ

Ежегодно
2007-2008 годы

33

В целях развития
отечественного
производства обес-
печить приобрете-
ние оборудования,
техники, химичес-
ких наборов для
обнаружения нарко-
тиков у отечест-
венных производи-
телей

Приобре-
тение обо-
рудования,
техники,
химических
наборов
для обна-
ружения
наркотиков

МВД, МИТ

2006-2008 годы

34

Обобщить практику
применения законо-
дательства, регла-
ментирующего
оборот наркотиков

Выработка
соответ-
ствующих
предло-
жений

МВД (созыв),
МЗ, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласова-
нию), ГП (по
согласованию),
МЮ

2006-2008 годы

35

Обеспечить издание
алфавитного спра-
вочника в сфере
оборота наркотиков

Издание
справочника

МЗ

2006 год

36

Провести ежегодный
мониторинг "Иссле-
дование ситуации
с употреблением
наркотиков в учеб-
ных заведениях
Республики
Казахстан

Проведение
мониторинга

МОН, МЗ

2007-2008 годы

37

Провести ежегодное
"Многоуровневое
исследование проб-
лемы наркозави-
симости в Респуб-
лике Казахстан"

Проведение
исследования

МЗ

2007-2008 годы

38

Провести монито-
ринг организации
работы по профи-
лактике наркомании
в системе образо-
вания

Проведение
мониторинга

МОН

2008 год

  

5. Мероприятия по укреплению кадрового и технического
потенциала государственных органов, осуществляющих
противодействие наркомании и наркобизнесу

39

Проведение обучаю-
щих семинаров по
совершенствованию
системы государ-
ственного контроля
за оборотом нарко-
тиков

Семинары,
круглые
столы

МВД, МЗ, иные
заинтересован-
ные государ-
ственные
органы

2006-2008 годы

40

  

Проведение семи-
наров по совер-
шенствованию
законодательства,
устанавливающего
административную
и уголовную
ответственность
за незаконный
оборот наркотиков

Семинары,
круглые
столы

 

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласо-
ванию), ГП (по
согласованию),
МЮ, МЗ

 

2006-2008 годы

 

41

Проведение обучаю-
щих семинаров по
профилактике нар-
комании

Семинары,
круглые
столы

МВД, МОН, МЗ,
МКИ, МТС,
акимы облас- тей, гг. Ас- таны, Алматы, в том числе 
Атырауской
области

2006-2008 годы

42

Проведение обучаю-
щих семинаров по
совершенствованию
лечебно-профилак-
тической деятель-
ности в исправи-
тельных учрежде-
ниях уголовно-
исправительной
системы

Семинары,
круглые
столы, ме-
тодические
рекомен-
дации

МВД, КУИС МЮ,
МЗ

2006-2008 годы

43

Проведение семи-
наров по совершен-
ствованию взаимо-
действия подразде-
лений ЦСЭ МЮ и
правоохранительных
органов

Семинары,
круглые
столы, ме-
тодические
рекомен-
дации

МВД, ЦСЭМЮ,
КНБ (по согла-
сованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласо-
ванию), ГП
(по согласо-
ванию), ВС (по
согласованию)

2006-2008 годы

44

Проведение семина-
ров по межведомст-
венной координации
деятельности
государственных
органов с целью
обмена информа-
цией, опытом и
методами борьбы с
наркобизнесом

Семинары,
круглые
столы, ме-
тодические
рекомен-
дации

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласо-
ванию), ГП (по
согласованию),
ЦСЭМЮ

2006-2008 годы

45

Проводить ежегод-
ные образователь-
ные циклы по анти-
наркотической те-
матике для педаго-
гов, социальных
работников, социа-
льных педагогов

Проведение
образова-
тельных
циклов,
информация
в МВД

МОН, МЗ,
МТСЗН

2006-2008 годы

46*

Продолжить мате-
риально-техничес-
кое укрепление
Межведомственного
учебного центра
по борьбе с
наркобизнесом МВД

Техничес-
кое осна-
щение

МВД

2006-2008 годы

47

Организовать обу-
чение сотрудников
заинтересованных
государственных
органов в Меж- ведомственном
учебном центре по
борьбе с наркобиз-
несом МВД

Выдача
сертификатов

МВД, заинтере-
сованные госу-
дарственные
органы

2006-2008 годы

48*

Создать межведом-
ственные информа-
ционные сети обме-
на оперативными,
статистическими,
учетными и иными
данными

Совместный
приказ

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласова-
нию), МЗ, ЦСЭ
МЮ

2006-2008 годы

49

Продолжить мате-
риально-техничес-
кое обеспечение
кинологических
служб правоохра-
нительных и спе-
циальных органов
в целях пресечения
незаконного оборо-
та наркотиков

Материа-
льно-тех-
ническое
оснащение

МВД КТК МФ,
МО, ПС КНБ (по
согласованию),
акимы облас-
тей, гг. Ас- тана, Алматы, в том числе
Кызылордин-
ской, Северо-
Казахстанской,
Атырауской
областей

2006-2008 годы

50**

Продолжить укреп-
ление материально-
технической и
кадровой базы
правоохранительных
и специальных ор-
ганов в целях пре-
сечения незаконно-
го оборота нарко-
тиков, в том числе
их контрабанды и
транспортировки

Материа-
льно-тех-
ническое
укрепление

МВД, КНБ (по
согласованию),
ПС КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласо-
ванию) ЦСЭМЮ,
МО, акимы
областей,
гг. Астана,
Алматы, в том
числе Акмолин-
ской, Кызылор-
динской,
Северо-Казах-
станской,
Атырауской
областей

2006-2008 годы

51

Продолжить практи-
ку проведения
специальных опера-
тивно-профилакти-
ческих операций
"Допинг", "Мак",
"Канал", "Арна",
"Подросток" и др.

Проведение
оператив-
но-профи-
лактичес-
ких опе-
раций

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, МЗ,
МОН, акимы
областей,
гг. Астана,
Алматы, в том
числе: Южно-
Казахстанской
области

2006-2008 годы

52

Организовать рабо-
ту в медицинских
учреждениях по
выявлению кандида-
тов на государст-
венную службу и
сотрудников госу-
дарственных орга-
нов, призывников,
склонных к потреб-
лению наркотиков

Ведомствен- ные норма- тивные пра-
вовые акты

КНБ (по
согласованию),
МЗ, МО, МВД,
АБЭКП (по
согласованию),
акимы облас- тей, гг. Ас- тана, Алматы

2006-2008 годы

53

Создать межведом-
ственный банк дан-
ных оперативной
информации о собы-
тиях, физических
и юридических
лицах, связанных
с незаконным обо-
ротом наркотиков,
а также их образ-
цов

Совместный
приказ

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласова-
нию), ГП (по
согласованию),
акимы облас- тей, гг. Ас- таны, Алма- ты, в том
числе Акмолин-
ской области

2006-2008 годы

  

6. Международное сотрудничество

54

Проработать вопро-
сы создания пред-
ставительств пра-
воохранительных
органов Республики
Казахстан в стра-
нах центрально-
азиатского региона
и других государ-
ствах, осушеств-
ляющих активную
борьбу с наркобиз-
несом

Соответ-
ствующие
предложения

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, ПС КНБ
(по согласова-
нию), АБЭКП
(по согласова-
нию), ГП (по
согласованию)

2006-2008 годы

55

Совершенствовать
договорно-право-
вую базу, продол-
жить работу по
подписанию двусто-
ронних и многосто-
ронних соглашений
в области борьбы
с незаконным обо-
ротом наркотиков

Междуна-
родные
договоры

МВД, ГП (по
согласованию),
КНБ (по со- гласованию),
КТК МФ, АБЭКП
(по согласова-
нию), МИД

2006-2008 годы

56

Расширить сотруд-
ничество с право-
охранительными
органами и специ-
альными службами
зарубежных стран
с целью практичес-
кого взаимодейст-
вия по вопросам
пресечения "отмы-
вания" доходов,
полученных от нар-
кобизнеса, содей-
ствия в их конфис-
кации

Междуна-
родные
договоры

АБЭКП (по
согласованию),
ГП (по
согласованию),
КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, ПС КНБ
(по согласова-
нию)

2006-2008 годы

57

Продолжить работу
по привлечению
средств междуна-
родных организаций
и стран-доноров в
сферу борьбы с
наркоманией и
наркобизнесом

Междуна-
родные
договоры,
участие в
междуна-
родных
проектах,
семинарах,
тренингах
и курсах

МВД, КНБ (по
согласованию),
КТК МФ, ПС КНБ
(по согласо-
ванию), АБЭКП
(по согласова-
нию), ГП
(по согласо-
ванию), МИД

2006-2008 годы

  

Всего

  

  

2006-2008 годы

продолжение таблицы

N
п/п

Предполагаемые расходы (млн. тенге)

  

Республиканский бюджет

Местный бюджет

  

2006
год

2007
год

2008
год

2006
год

2007
год

2008
год

1

6

7

8

9

10

11

  

1. Организационные и аналитические мероприятия по
противодействию наркомании и наркобизнесу

1

  

  

  

  

  

  

2

  

  

  

  

  

  

3

  

  

  

  

  

  

4

  

  

  

  

  

  

5

  

  

  

  

  

  

6

  

  

  

  

  

  

7

  

  

  

  

  

  

  

2. Информационно-пропагандисткие мероприятия по формированию антинаркотического иммунитета

8

3,598

3,778

3,967

 

  

  

0,2

0,2

0,2

1,5

2,05

1,4

0,2

0,2

0,2

2,3

2,4

2,4

9

  

1,667

1,754

1,754

0,066

0,075

0,075

  

  

  

0,035

0,035

0,035

10

3,937
 

4,134
 

4,341
 

 

 

 

8,836

9,278

9,742

  

  

  

  

  

  

0,257

0,266

0,266

  

  

  

0,2

0,2

0,2

  

  

  

0,070

0,075

0,075

  

  

  

0,070

0,075

0,075

  

  

  

1,683

1,683

1,683

  

  

  

3,63

3,76

3,94

  

  

  

5,6

5,85

6,12
 

  

  

  

0,910

0,910

0,910

11

  

31,833

33,424

35,095

 

 

 

0,250

0,250

0,300

 

 

 

24,131

14,306
 

15,109

  

  

  

  

4,0

4,0

  

  

  

  

  

  

0,05

0,05

0,05

  

  

  

0,6

0,6

0,6

  

  

  

3,692
 

3,692
 

3,692
 

  

  

  

2,6

2,6

2,6

  

  

  

1,2

1,2

1,2

  

  

  

1,3

0,2

0,3

  

  

  

0,7

0,7

0,7

12

2,43

2,552

2,680

  

  

  

13

1,455

1,528

1,604

0,570

0,741

0,741

14

  

  

  

3,42

  

  

15

  

  

  

18,357
 

 

 

  

  

  

120,0

2,4

6,4

  

  

  

8,871

4,032

36,771

16

  

  

  

0,100

0,100

0,100

  

  

  

1,58

1,68

1,78

17 

1,957

2,055

2,158

  

  

  

0,675

0,709

0,744

  

  

  

  

  

  

1,0

1,3

1,3

  

  

  

0,04

0,04

0,04

  

  

  

0,75

0,85

0,95

18

  

  

  

  

  

  

19

7,0

7,35

7,717

  

  

  

20

  

  

  

  

  

  

  

3. Совершенствование системы профилактики наркомании,
лечения и реабилитации больных наркоманией

21

  

  

  

  

  

  

  

  

  

15,0
 

45,7

15,0

  

  

  

1,0

1,0

1,0

  

  

  

7,9

1,2

  

  

  

  

22,6

0,5

0,5

  

  

  

7,62

14,2
 

 

  

  

  

58,252

85,989

96,353

  

  

  

4,928

  

  

22

  

  

  

  

  

  

23

  

  

  

  

  

  

24

  

  

  

  

  

  

25

  

 

  

  

  

  

26

3,0

3,0

3,0

  

  

  

27

3,394

3,564

3,742

0,444

  

  

28

35,165

36,923

38,769

  

  

  

29

  

  

  

2,312

3,006

3,006

30

1,393

0,826

0,832

  

  

  

31

1,410

1,480

1,554

  

  

  

  

   4. Мероприятия по повышению эффективности контроля
над оборотом наркотиков, научные исследования

32

  

22,0

15,0

  

  

  

33

5,04

5,292

5,557

  

  

  

34

  

  

  

  

  

  

35

2,0

  

  

  

  

  

36

  

  

  

  

  

  

37

  

  

  

  

  

  

38

  

  

0,712

  

  

  

  

   5. Мероприятия по укреплению кадрового и технического
потенциала государственных органов, осуществляющих
противодействие наркомании и наркобизнесу

39

1,404

1,474

1,548

  

  

  

  

9,955

8,0

  

  

  

  

40

0,100

0,105

0,110

  

  

  

41

0,476

0,500

0,525

 

 

 

0,655

0,655

  

 

 

 

 

 

  

0,5

0,55

0,6

42

0,215

0,226

0,237

  

  

  

43

0,125

0,131

0,138

  

  

  

44

0,025

0,026

0,027

  

  

  

45

2,0

2,1

2,205

  

  

  

46*

  

  

  

  

  

  

47

  

  

  

  

  

  

48*

  

  

  

  

  

  

49

12,733

13,370

14,039

3,0

3,0

3,0

6,324

6,640

6,972

2,938

  

  

  

0,5

0,5

7,0

  

  

50**

349,180

269,85
 

283,343

 

 

 

  

58,061
 

60,964

64,012

  

  

  

  

50,800

53,340

56,007

  

  

  

  

43,282

45,446

47,718

  

  

  

  

4,0

4,0

4,0

  

  

  

  

  

37,310

84,405

  

  

  

  

  

42,5

13,5

  

  

  

  

  

  

  

0,608

  

  

  

  

  

  

1,130

0,310

  

  

  

  

  

22,0

7,0

7,0

  

  

  

  

0,668

  

  

  

  

  

  

1,3

1,3

1,3

51

  

  

 

0,082

0,082

0,082

52

  

14,5

14,5

  

  

  

53

  

  

  

0,5

0,6

0,7

  

6. Международное сотрудничество

54

  

  

  

  

  

  

55

  

  

  

  

  

  

56

  

  

  

  

  

  

57

  

  

  

  

  

  

  

678,506

719,840

752,163

341,333

202,401

203,344

      Примечание:

* мероприятие финансируется в соответствии постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2005 года N 61 "О заключении Правительством Республики Казахстан проектных документов Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности"
** мероприятие финансируется за счет подпрограммы 002 "Аппарат территориальных органов" программы 001 "Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на республиканском уровне".
Расшифровка аббревиатур:
АБЭКП - Агенство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
ВС - Верховный Суд
ГП - Генеральная прокуратура
МВД - Министерство внутренних дел
КНБ - Комитет национальной безопасности
КТК МФ - Комитет таможенного контроля Министерства финансов
КУИС МЮ - Комитет уголовно-испольнительной системы Министерства юстиции
МЗ - Министерство здравоохранения
МИД - Министерство иностранных дел
МИТ - Министерство индустрии и торговли
МКИ - Министерство культуры и информации
МТС - Министерство туризма и спорта
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения
МО - Министерство обороны
МОН - Министерство образования и науки
МСХ - Министерство сельского хозяйства
МЮ - Министерство юстиции
ПС КНБ - Пограничная служба Комитета национальной безопасности
ЦСЭ МЮ - Центр судебной экспертизы Министерства юстиции