О некоторых вопросах функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года N 1240

Действующий

      В целях реализации  Закона  Республики Казахстан от 13 января 1993 года "О Государственной границе Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые:
      1)  Правила установления  и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан;
      2)  Инструкцию о порядке  проведения контроля лиц, транспортных средств и грузов при пересечении ими Государственной границы Республики Казахстан в пунктах пропуска;
      3)  Типовые требования  к обустройству пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и их техническому оснащению;
      4)  Правила категорирования  пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и типовые штаты органов контроля, размещенных в них.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

 

Утверждены           
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 13 декабря 2005 года N 1240

  Правила
установления и организации работы пунктов пропуска
через Государственную границу Республики Казахстан

  1. Общие положения

      1. Настоящие Правила установления и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (далее - правила) определяют порядок установления и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (далее - пункты пропуска).
      2. Пункты пропуска предназначены для обеспечения международных сообщений Республики Казахстан с другими государствами.
      3. Пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами в морских и речных портах, аэропортах (аэродромах), открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от Государственной границы Республики Казахстан участках местности в пределах пограничной зоны и иных местах.
      Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений и сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также организации, обеспечивающие работу пункта пропуска.
      4. Для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров, животных, растительной продукции и иного имущества (далее - транспортные средства и грузы) в пунктах пропуска в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, создаются подразделения пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля (далее - контрольные органы).
      5. В пунктах пропуска не допускаются организация и осуществление других видов контроля, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также осуществление физическими и юридическими лицами хозяйственной и иной деятельности, не связанной с обслуживанием транспортных средств, грузов и пассажиров, пересекающих границу.
      6. В зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы пункты пропуска классифицируются на:
      морские (речные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные - по виду сообщения;
      пассажирские, грузовые, комбинированные - по характеру международного сообщения;
      постоянные, временные, сезонные - по режиму работы.
      7. Пункты пропуска могут быть:
      многосторонними - для пересечения государственной границы физическими лицами независимо от их гражданства (подданства) и транспортными средствами, зарегистрированными на территориях третьих стран;
      двусторонними - для пересечения границы только гражданами и транспортными средствами Республики Казахстан и сопредельного государства.
      Двусторонние пункты пропуска могут быть упрощенными - для пропуска граждан в упрощенном порядке.
      8. Решения Правительства Республики Казахстан об открытии пунктов пропуска с указанием их классификации и вида сообщения подлежат публикации в официальной печати и доводятся в установленном порядке Министерством иностранных дел Республики Казахстан до дипломатических (консульских) представительств иностранных государств в Республике Казахстан и заинтересованных международных организаций, дипломатических и консульских представительств Республики Казахстан за рубежом.

  2. Порядок установления пунктов пропуска

      9. Для определения целесообразности установления пункта пропуска заинтересованный государственный орган (далее - инициатор) направляет государственным органам следующие материалы:
      ходатайство об установлении пункта пропуска с указанием целесообразности его установления, планируемой пропускной способности и срока открытия, расчеты затрат на строительство (реконструкцию), оборудование, техническое оснащение, создание и развитие транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, а также источников финансирования;
      согласие местного (областного) исполнительного органа на установление на его территории пункта пропуска (в случае если не он является инициатором);
      обязательство инициатора по созданию социально-бытовых условий представителям контрольных органов.
      Контрольные органы рассматривают представленные им материалы и в месячный срок направляют свое заключение инициатору. Министерство иностранных дел Республики Казахстан согласовывает вопрос с сопредельным государством, после чего инициатор готовит соответствующий проект соглашения по пунктам пропуска через государственную границу.
      10. Для принятия решения об установлении пункта пропуска инициатор представляет в Правительство Республики Казахстан согласованный с заинтересованными государственными органами проект постановления Правительства Республики Казахстан об установлении пункта пропуска с указанием его классификации.
      11. Принятый Правительством Республики Казахстан нормативный правовой акт об установлении пункта пропуска через государственную границу является основанием для открытия финансирования проектирования, строительства (реконструкции), обустройства объектов и технического оснащения пункта пропуска, создания и развития транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, а также для формирования в нем контрольных органов.

  3. Правила организации работы пунктов пропуска

      12. После принятия решения Правительства об установлении пункта пропуска инициатор в пределах своей компетенции выполняет функцию заказчика по проектированию, строительству (реконструкции), оборудованию и техническому оснащению пункта пропуска.
      13. Заказчик на основе предложений заинтересованных государственных органов обеспечивает в установленном законодательством Республики Казахстан порядке проектирование и строительство пункта пропуска.
      14. После окончания строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения пункта пропуска заказчик в установленном порядке обеспечивает приемку завершенного объекта.
      15. Общий распорядок работы пункта пропуска (время начала и окончания работы, технологические перерывы, графики, расписания движения транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу) утверждается международным соглашением или совместным решением руководителей контрольных органов по согласованию с администрацией транспортных организаций (начальниками аэропорта, морского или речного порта, пограничного железнодорожного вокзала, станции и иных транспортных предприятий).
      Общий распорядок работы пункта пропуска согласовывается с пограничными представителями сопредельного государства.
      16. В зоне размещения постов контрольных органов запрещается размещать объекты сферы обслуживания, за исключением  магазинов беспошлинной торговли .
      17. С учетом местных условий конкретных пунктов пропуска совместными решениями руководителей контрольных органов и администрации транспортных организаций в пункте пропуска вводятся в действие совместные технологические схемы пропуска через Государственную границу Республики Казахстан физических лиц, транспортных средств и грузов.
      18. Контрольные органы и администрации транспортных организаций в пунктах пропуска координируют свою деятельность по следующим основным направлениям:
      совместный анализ складывающейся обстановки в пункте пропуска, прогнозирование тенденций по изменению пассажирского и грузового потоков, возможных нарушений правил пересечения государственной границы физическими лицами и перемещения через границу транспортных средств и грузов;
      разработка и реализация предложений по совершенствованию работы пункта пропуска;
      разработка и утверждение совместных технологических схем пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и планов взаимодействия.
      19. Пункт пропуска может быть закрыт временно или полностью.
      20. Временное закрытие пункта пропуска может производиться по решению Правительства Республики Казахстан в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, ситуаций техногенного характера и других, делающих не возможным осуществление транспортного сообщения или функционирование контрольных органов, ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации.
      В необходимых случаях (в случаях поиска нарушителей государственной границы, обострения криминогенной обстановки в районе пункта пропуска, в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации и в целях недопущения завоза на территорию страны инфекционных и паразитных заболеваний) решением директора Пограничной службы по согласованию с Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Главным государственным санитарным врачом Республики Казахстан могут вводиться временные ограничения в работе конкретного пункта пропуска с уведомлением представителей сопредельной стороны пограничными представителями Республики Казахстан.
      21. О принятии или отмене решения о временном закрытии пункта пропуска в порядке,  предусмотренном международными договорами Республики Казахстан, сообщается сопредельному с Республикой Казахстан государству, а при необходимости - другим заинтересованным государствам по дипломатическим каналам.
      22. До возобновления функционирования временно закрываемого пункта пропуска структурные подразделения контрольных органов не подлежат расформированию и используются по решению соответствующих руководителей, в подчинении которых они находятся.
      23. Полностью пункт пропуска может быть закрыт на основании:
      вступления в силу международных договоров Республики Казахстан о прекращении транспортного сообщения через Государственную границу Республики Казахстан;
      внесения изменений в соответствующий международный договор, участником которого является Республика Казахстан, либо выхода Республики Казахстан из него, по представлению заинтересованных государственных органов Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей о нецелесообразности или невозможности дальнейшего функционирования пункта пропуска;
      выхода государства-участника из соответствующего международного договора, участником которого является Республика Казахстан.
      24. При полном закрытии пункта пропуска инициатор закрытия подготавливает заключение о закрытии пункта пропуска, согласованное со всеми заинтересованными государственными органами, и вносит его на рассмотрение Правительства.
      25. Ответственность за оборудование и содержание пунктов пропуска через государственную границу возлагается на государственный орган, на балансе которого находится данный пункт пропуска.

Утверждена          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 13 декабря 2005 года N 1240

  Инструкция
о порядке проведения контроля лиц, транспортных средств и
грузов при пересечении ими Государственной границы
Республики Казахстан в пунктах пропуска

      Данная Инструкция о порядке проведения контроля лиц, транспортных средств и грузов при пересечении ими Государственной границы Республики Казахстан в пунктах пропуска (далее - инструкция) устанавливает единые подходы к организации контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств и грузов.

  1. Общие положения

      1. Пересечение Государственной границы Республики Казахстан допускается только в установленных пунктах пропуска. При пересечении границы лица, транспортные средства, товары и грузы подлежат пограничному, таможенному и иным видам контроля, установленным законодательством Республики Казахстан (транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный).
      2. Соответствующие виды государственного контроля в пунктах пропуска осуществляются последовательно:
      1) при въезде в Республику Казахстан:
      пограничный;
      санитарно-карантинный;
      ветеринарный, фитосанитарный;
      транспортный;
      таможенный;
      2) при выезде из Республики Казахстан:
      санитарно-карантинный;
      ветеринарный, фитосанитарный;
      транспортный;
      таможенный; 
      пограничный.
      Последовательность осуществления контрольных операций может быть изменена исходя из конкретных условий пункта пропуска по согласованному решению государственных контрольных органов. В случае ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации, в целях недопущения завоза на территорию страны инфекционных и паразитарных заболеваний, санитарно-карантинный контроль предшествует другим видам контроля.

  2. Пограничный контроль

      3. Пограничный контроль в пунктах пропуска осуществляется подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и является составной частью общей системы обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.
      4. Пограничный контроль осуществляется в форме:
      проверки документов на право пересечения государственной границы с целью установления достаточности оснований на право въезда (выезда) в Республику Казахстан граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства;
      досмотра транспортных средств и грузов;
      войсковых, режимных действий по обеспечению режима границы, оперативных и административных действий, проводимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Проведение пограничного контроля вне установленных Правительством Республики Казахстан пунктов пропуска через государственную границу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Республики Казахстан.
      6. Проверка документов на право пересечения Государственной границы Республики Казахстан осуществляется в специальных павильонах (кабинах паспортного контроля), оснащенных компьютерной и специальной техникой для проверки подлинности документов и определения достаточности оснований на право пересечения границы.
      7. Лица, прибывшие в пункт пропуска через государственную границу и не имеющие достаточных оснований для пропуска через границу, при въезде в Республику Казахстан в соответствии с требованиями международных конвенций, соглашений, участником которых является Республика Казахстан, не подлежат пропуску через границу и подлежат возвращению в страну, откуда они прибыли, или в страну, гражданами которой они являются.
      При выезде из Республики Казахстан такие лица не подлежат пропуску через границу до получения соответствующих документов на право пересечения границы Республики Казахстан.
      8. Лицам, прибывшим в пункт пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, может быть отказано в пересечении границы по следующим основаниям:
      отсутствие надлежаще оформленных документов на право пересечения Государственной границы Республики Казахстан;
      если ранее в отношении данного гражданина применялись меры административного выдворения с территории Республики Казахстан;
      наличие достаточных оснований полагать, что цель прибытия в Казахстан не соответствует заявленной;
      наличие соответствующих ограничений в отношении данного лица, полученных от компетентных органов Республики Казахстан.
      9. Процедура пограничного контроля в пунктах пропуска через границу заключается в следующем: по прибытии в пункт пропуска через государственную границу граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства в порядке очередности прибытия лично предъявляют на контроль один из документов на право пересечения государственной границы, установленный в соответствии с межправительственными соглашениями Республики Казахстан с государством, гражданами которого они являются.
      Лица, следующие через границу на автомашинах в качестве пассажиров, проходят пограничный контроль в специальных павильонах (зданиях), а водители транспортных средств - на досмотровых площадках, непосредственно у своих автомашин. Лица, прибывшие воздушным, морским транспортом - в специальных павильонах (залах) аэропортов, морских портов, а железнодорожным транспортом - непосредственно в вагонах поездов заграничного следования или на пограничной станции в оборудованных залах.
      10. Вне очереди пограничный контроль производится в отношении автотранспорта:
      на котором следуют главы государств и правительств, руководители правительственных и парламентских делегаций, главы дипломатических и торговых представительств Республики Казахстан за рубежом, главы иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в Республике Казахстан;
      перевозящего тяжелобольных, детей, скоропортящиеся грузы, животных, радиоактивные материалы;
      совершающего регулярные пассажирские перевозки.
      11. Весь казахстанский и иностранный транспорт, следующий через государственную границу, в процессе пограничного контроля подвергается досмотру, который проводится одновременно с проведением паспортного контроля лиц.
      12. Досмотр транспорта и грузов может быть общим и углубленным. Общий досмотр осуществляется в обычном порядке путем последовательной проверки наружных и внутренних частей транспортного средства.
      13. Углубленный досмотр транспортного средства производится, когда обнаружены признаки или имеются сведения, указывающие на наличие в автомашине тайников, укрывшихся лиц; при нарушении целостности упаковок, пломб, печатей на перевозимых контейнерах, а также при наличии указаний компетентных органов на производство такого досмотра.
      14. При досмотре транспортных средств соблюдаются следующие правила:
      досмотр автотранспорта начинается только после проверки у водителя документов на право пересечения Государственной границы Республики Казахстан, других транспортных средств - после схода (убытия) пассажиров заграничного следования;
      перед началом досмотра у водителя (владельца) автомашины (пассажиров купе поезда, каюты теплохода) уточняется, не имеется ли в ней предметов, укрытых от досмотра, а из автобусов и легковых автомашин выгружаются багаж и ручная кладь, которые досматриваются сотрудниками таможни отдельно от пассажиров;
      досмотр транспортных средств осуществляется пограничным нарядом совместно с сотрудниками таможни и в обязательном присутствии водителя (владельца) автомашины.
      15. При досмотре опломбированных автофургонов, контейнеров и крупногабаритных грузов должны применяться служебные собаки и специальная техника.
      16. Автотранспортные средства, перевозящие грузы в опломбированных автомашинах или опломбированных контейнерах с соблюдением правил, изложенных в  Таможенной Конвенции  1975 года "О международных перевозках грузов, с применением книжки международной дорожной перевозки", не вскрываются, и груз не досматривается в случае отсутствия признаков или других данных, указывающих на наличие в автомашине тайников, укрывшихся лиц, нарушения целостности упаковок, пломб, печатей на перевозимых контейнерах, а также указаний компетентных органов на производство такого досмотра.
      17. Если при досмотре автомашины (контейнера) обнаружены не исправности пломб или признаки, указывающие на возможное укрытие в ней нарушителей государственной границы либо незаконно перевозимых материалов и предметов, опломбированная автомашина (контейнер) вскрывается комиссионно, и проводится полный досмотр груза.
      18. В упрощенных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, где нет таможенных постов, досмотр и пропуск грузов и иного имущества, предназначенного для личного пользования (не предназначенного для производственной или иной коммерческой деятельности), производится контрольно-пропускными пунктами Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

  3. Таможенный контроль

      19. Таможенный контроль в пунктах пропуска через государственную границу осуществляется в соответствии с требованиями  Таможенного  кодекса Республики Казахстан и находится в исключительной компетенции таможенных органов.

  4. Ветеринарный и фитосанитарный контроль

      20. Ветеринарный и фитосанитарный контроль осуществляется уполномоченным органом Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан " О ветеринарии ", " О карантине растений ".
      21. В пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан ветеринарный и фитосанитарный контроль осуществляется в обязательном порядке, независимо от объемов перемещаемых подконтрольных грузов.

  5. Транспортный контроль

      22. Транспортный контроль автотранспортных средств в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан осуществляется органами транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан " Об автомобильном транспорте " и международными договорами в области международных автомобильных перевозок.
      23. Сотрудники органов транспортного контроля, исполняющие служебные обязанности в автомобильных пунктах пропуска, осуществляют контроль за проездом автотранспортных средств в следующем порядке:
      1) проверяют проездные документы (разрешение, товаротранспортную накладную (CMR), книжку международной дорожной перевозки (TIR Carnet), путевой лист, технический паспорт), наличие тахографа или регистрационных листков учета режима труда и отдыха водителей, учетных документов (лицензии) на право осуществления международных автомобильных перевозок (у иностранных перевозчиков - если такие предусмотрены законодательством их государств);
      2) при отсутствии разрешения принимаются меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами в области международных автомобильных перевозок;
      3) в случае отсутствия товарно-транспортной накладной, путевого листа, технического паспорта, автотранспортное средство выводится из общего потока, и принимаются меры по недопущению его въезда на территорию Республики Казахстан;
      4) при осуществлении автотранспортным средством регулярных перевозок пассажиров и багажа проверяется наличие соответствующих разрешительных документов:
      оригинала разрешения (свидетельства) на перевозку пассажиров по данному маршруту;
      оригинала расписания движения по данному маршруту, согласованного с компетентными органами государств, по территориям которых пролегает маршрут (в салоне автобуса);
      копии схемы маршрута с указанием пунктов пропуска через государственную границу, согласованной с компетентными органами государств, по территориям которых пролегает маршрут (в салоне автобуса).
      5) при нерегулярных перевозках пассажиров проверяют наличие:
      разрешения на проезд по территории Республики Казахстан, если такое предусмотрено соответствующим соглашением о международном автомобильном сообщении;
      списка пассажиров;
      талона регистрации въезда иностранного автотранспортного средства (для перевозчиков, с государствами которых установлена безразрешительная система проезда).

  6. Санитарно-карантинный контроль

      24. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан проводится территориальными подразделениями государственного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на Государственной границе Республики Казахстан, транспорте, а также местными исполнительными органами областей (городов республиканского значения, столицы) в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан " О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения".

 

Утверждены          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 13 декабря 2005 года N 1240

  Типовые требования
к обустройству пунктов пропуска через Государственную границу
Республики Казахстан и их техническому оснащению

      Настоящие Типовые требования к обустройству пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и их техническому оснащению (далее - типовые требования) предназначены для учета при строительстве (реконструкции) и обустройстве пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (далее - пункт пропуска) в связи с развитием транзитно-транспортного потенциала, расширением, модернизацией, реконструкцией международных путей сообщения.

  1. Общие положения

      1. Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория или часть территории железнодорожных и автомобильных станций, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов, открытых для многостороннего или двустороннего сообщения, где осуществляются пограничный, таможенный и иные виды контроля и пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
      Пункты пропуска планируются к строительству (реконструкции) как единые комплексы, отвечающие требованиям по обеспечению пограничного, таможенного и иных видов контроля, установленных законодательством Республики Казахстан, а также авиационной безопасности, безопасности морского судоходства.
      2. В случаях, если в соответствии с межправительственным соглашением предусматривается создание совместных с сопредельной стороной автомобильных пунктов пропуска, отдельные виды и формы проведения контроля устанавливаются по согласованию с компетентными органами сторон. Проекты таких совместных пунктов пропуска подлежат взаимному согласованию компетентных органов обеих сторон.

  2. Требования к зданиям и сооружениям пунктов пропуска

      3. Здания и сооружения пунктов пропуска (служебные помещения аэропортов, морских портов и железнодорожных станций, выделенные для пунктов пропуска) должны отвечать характеру проводимого контроля и проводимым операциям по оформлению документов пассажиров и транспортных средств и обеспечивать условия для лиц, пересекающих государственную границу, и сотрудников контрольных органов.
      4. Проектирование зданий и сооружений должно осуществляется индивидуально для каждого пункта пропуска, исходя из:
      категории и режима его работы;
      интенсивности движения транспортных средств;
      интенсивности пассажиропотока, в том числе и пешего движения;
      характера движения (транзит, многостороннее, двустороннее);
      времени оформления одной единицы транспортного средства данного вида сообщения при транзитном или двустороннем движении соответственно при визовом или безвизовом режиме;
      специальных требований пограничных служб по разделению потоков транспорта и лиц на въезд и выезд, по типам транспортных средств (легковые, грузовые, автобусы, пешеходные направления), соблюдению режима в пункте пропуска, ограждению и освещению территории и мест досмотра транспортных средств.
      5. Пункты пропуска проектируются исходя из обеспечения условий одновременного обслуживания пассажиров в двух направлениях движения, в которых предусматриваются:
      изолированные залы "въезд" (приход, прилет), "выезд" (отход, вылет) для оформления пассажиров в двух направлениях движения;
      залы обслуживания особо важных персон (VIP) и бизнес-зал (CIP) (только для авиационных и морских пунктов пропуска);
      залы (помещения) ожидания для пассажиров транзитного (трансферного) следования;
      изолированные помещения с обеспечением санитарно-бытовых условий для временного размещения лиц, которым отказано во въезде в Республику Казахстан, задержанных лиц;
      помещения для содержания специальных служебных животных.
      6. Пункты пропуска имеют две функциональные части:
      служебная часть, в которой непосредственно осуществляются все виды контроля;
      административная часть, которая служит для размещения подразделений контрольных органов и обеспечения их служебной деятельности.
      Обе части должны разделяться друг от друга и использоваться самостоятельно.
      7. В случае, когда административное здание пункта пропуска имеет несколько этажей, служебная часть с залами для оформления пассажиров заграничного следования должна располагаться на том этаже, который ближе всего к уровню транспортной площадки (выходу из транспортных средств).
      8. Служебная часть разделяется на две части по направлениям движения на въезд и выезд и включает в себя все помещения, которые связаны с оформлением или обслуживанием пассажиров.
      В каждой части предусматриваются:
      залы для пассажиров с санитарно-бытовыми условиями для временного пребывания на период контроля (места для сидения, туалетные комнаты);
      кабины паспортного контроля (места для проверки паспортов);
      зона таможенного контроля со стойками для заполнения необходимой документации;
      помещение для проведения личного досмотра пассажиров (для совместного использования органами пограничного и таможенного контроля);
      помещения для размещения консульских пунктов Министерства иностранных дел;
      места проведения других видов контроля.
      9. В пунктах пропуска через государственную границу для удобства лиц, пересекающих границу, за пределами режимных зон пограничного, таможенного контроля могут быть дополнительно размещены:
      пункты обмена валюты;
      кафе (буфет);
      офисы различных туристических, транспортных и других организаций;
      отделение почты, переговорный пункт;
      медпункт с изолятором.
      10. В пунктах пропуска с интенсивным пассажиропотоком возможно обособление входов для пассажиров и сотрудников контрольных органов.

  3. Требования к техническому оснащению пунктов пропуска

      11. В пунктах пропуска создаются следующие системы: 
      паспортного контроля; 
      досмотра транспортных средств; 
      досмотра багажа и ручной клади; 
      радиационного контроля; 
      обнаружения оружия; 
      телефонной, радио- и иной связи; 
      телевизионного (видео) наблюдения; 
      пожарно-охранной сигнализации.
      Автомобильные пункты пропуска дополнительно оснащаются стационарным контрольно-измерительным оборудованием для измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств, соответствующим программным обеспечением и дезинфекционными барьерами.
      12. Система паспортного контроля строится на основе технических средств по проверке документов, интегрированных в Единую информационную систему "Беркут", приборов контроля подлинности документов, вспомогательного оборудования (сканеры дактилоскопические, лупы спектральные люминесцентные), специального программного обеспечения.
      При строительстве данной системы предусматривается возможность модификации приборов, аппаратуры для автоматической обработки паспортов и других документов заграничного следования, в том числе с биометрическими параметрами (устройства считывания информации с магнитных полос документов, идентификации по отпечатку пальца, радужной оболочке глаза, изображению лица владельца документа).
      В пунктах пропуска через государственную границу, в которых осуществляется активное сообщение жителей приграничных районов (только автомобильные), в ходе строительства системы паспортного контроля следует учитывать возможность введения упрощенного контроля при пропуске граждан Республики Казахстан и граждан сопредельных государств.
      13. Досмотр багажа и ручной клади пассажиров заграничного следования осуществляется сотрудниками таможни с использованием рентгеноскопической и другой аппаратуры.
      Досмотр в соответствии с законодательством Республики Казахстан может осуществляться военнослужащими Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, входящими в состав пограничных нарядов, а также сотрудниками службы авиационной безопасности аэропортов.
      Для досмотра транспортных средств, грузов и товаров применяются приборы различных модификаций, в основе работы которых используются передовые технологии, позволяющие обнаруживать предметы и материалы, запрещенные к ввозу (вывозу) в (из) Республику (-и) Казахстан.
      14. Система радиационного контроля строится на базе стационарной аппаратуры или переносного оборудования, позволяющих обнаруживать источники ионизирующего излучения в малых количествах, сравнивать превышение уровня естественного фона радиации и идентифицировать выявленные источники.
      15. Система обнаружения оружия строится на базе стационарных металлоискателей и рентгеноскопических установок и используется совместно пограничными и таможенными органами. В авиационных пунктах пропуска данная система также используется сотрудниками авиационной безопасности.
      16. Система ультракоротковолновой радиосвязи строится на базе стационарной и переносных радиостанций.
      17. Система внутренней телефонной связи строится на базе автоматических телефонных станций, коммутаторов директорской связи с емкостью до пятидесяти абонентов (в зависимости от количества кабин паспортного контроля, контрольных павильонов транспортных средств, служебных помещений). В служебных помещениях подразделений пограничного контроля предусматривается возможность установки необходимого количества телефонов с выходом на междугородную связь.
      Для подразделений пограничного контроля и таможенных органов предусматривается установка аппаратуры, обеспечивающей передачу данных межведомственных и ведомственных автоматизированных систем.
      18. Система телевизионного (видео) наблюдения строится с применением промышленных телевизионных установок различных типов.
      Телекамеры системы размещаются в здании, на досмотровых площадках автотранспорта, а также по периметру территории пункта пропуска, при этом часть из них устанавливается демонстративно или скрытно. Данная система предназначена для использования подразделениями пограничного контроля и таможенными органами.
      19. Система охранной сигнализации оборудуется с применением стационарной аппаратуры, позволяющей подключить к ней необходимое количество датчиков охранной сигнализации.
      20. Система пожарной сигнализации создается с использованием дымовых, температурных датчиков, устанавливаемых во всех помещениях пункта пропуска.
      21. Система допуска в помещения создается с использованием считывателей магнитных (электронных) карточек.
      В авиационных пунктах пропуска администраторами данной системы допуска являются подразделения службы авиационной безопасности, в остальных - подразделения Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

  4. Требования к служебным помещениям контрольных органов

      22. Административный сектор в головном здании планируется из потребностей контрольных органов, участвующих в пропуске через государственную границу, в котором предусматриваются следующие помещения:
      кабинет начальника контрольно-пропускного пункта Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; 
      канцелярия офицеров подразделения пограничного контроля; 
      канцелярия таможенной службы с кабинетом начальника таможни; 
      служебные помещения таможни; 
      зал для официальных встреч;
      учебные помещения;
      специальные помещения и кабинеты сотрудников санитарно-карантинного пункта, постов транспортного, ветеринарного, фитосанитарного контроля;
      лаборатории и изолятор санитарно-карантинного пункта, ветеринарного, фитосанитарного контроля;
      помещения для размещения комнат хранения оружия, серверных, узлов связи;
      помещения для отдыха;
      санитарные узлы;
      бытовые помещения.
      23. Количество помещений для каждой из служб, их площади и наличие специальных требований согласовываются на стадии проектирования с соответствующими государственными органами.

  5. Требования к досмотровым площадкам

      24. Места стоянок транспортных средств заграничного следования в авиационных, морских и железнодорожных пунктах пропуска устанавливаются приказами руководителей соответствующих транспортных организаций по согласованию с подразделениями пограничного контроля и таможенными органами, осуществляющими контроль в данных пунктах пропуска.
      25. С целью исключения доступа посторонних лиц к местам оформления транспортных средств заграничного следования, места стоянок оборудуются ограждением и освещением. При этом на досмотровых площадках, въездах и выездах, местах перегруза и павильонах углубленной проверки транспортных средств предусматривается освещение с максимальной интенсивностью.
      26. Территория автомобильных пунктов пропуска может быть включена в режимную зону полностью, где устанавливаются особые правила доступа лиц.
      27. Досмотровые площадки для автотранспорта располагаются таким образом, чтобы все виды контроля осуществлялись непосредственно в полосах движения, а при необходимости проведения специального контроля обеспечивалась возможность вывода транспортного средства из общего потока.
      28. Исходя из интенсивности движения, площадки оформления автотранспорта должны иметь необходимое количество контрольных секций, предназначенных для обслуживания одного или нескольких видов автотранспорта. Каждая контрольная секция состоит из одного направляющего островка с двумя контрольными полосами движения по обе стороны. На направляющем островке располагаются специальные контрольные павильоны пограничных, таможенных служб и других контрольных органов.
      29. Ширина направляющих островков должна быть не менее 3 м. Они должны быть оформлены в виде тротуаров по всей длине контрольных полос движения, отделенных от них видимыми бордюрами высотой не менее 0,12 - 0,15 м.
      30. Ширина контрольных полос движения определяется исходя из вида автотранспорта, для движения которого они предназначены:
      легковых машин - 3 - 3,5 м; 
      грузовых машин и автобусов - 3,5 м.
      31. С учетом перевоза негабаритных и специальных грузов необходимо выполнять крайние полосы движения шириной 4,5 м для каждого направления.
      32. Количество контрольных секций и полос движения определяется в зависимости от предполагаемого движения.
      33. Контрольные павильоны располагаются по обе стороны направляющих островков для обеспечения одновременного проведения контроля автотранспорта. В них предусматриваются обособленные помещения для сотрудников контрольных органов.
      34. Площадки оформления автотранспорта оборудуются навесом для защиты от атмосферных осадков.
      Для обеспечения пропуска негабаритных грузов необходимо крайнюю полосу движения оставить открытой.
      35. Для проведения углубленного (полного) досмотра транспортных средств на каждом направлении движения предусматривается оборудование специальных ангаров, павильонов, которые должны обеспечить условия для выведения данных транспортных средств из общего потока и проведения их контроля независимо от других транспортных средств.
      В них предусматриваются:
      боксы для легковых, грузовых машин, оборудованные подъемниками и другими приспособлениями для досмотра;
      помещение для сотрудников контрольных органов; 
      склад конфискованных вещей.
      36. Перед въездом на досмотровую площадку оборудуется пост транспортного контроля, оснащенный весовым оборудованием и другими приспособлениями для замера габаритов.
      37. Дорожная коммуникационная система в пунктах пропуска строится с учетом перспектив развития пункта пропуска и обеспечения пропуска максимального количества транспортных средств в часы пик с учетом возможности изменения направления движения транспортных средств.
      38. Проезжие части должны иметь достаточную ширину и обеспечивать условия перестройки транспортных средств до въезда на территорию пункта пропуска.
      39. В необходимых случаях, когда товары доставляются только до пунктов пропуска, в непосредственной близости от досмотровых площадок и, примыкая к ним, создаются перегрузочные терминалы, которые должны быть снабжены рампами для разгрузки, подъемными механизмами, складами. Площадки и подходы к ним не должны мешать основному движению.
      40. В районе пунктов пропуска должно быть обеспечено эффективное управление движением путем использования горизонтальной маркировки, вертикальных дорожных знаков, светофоров и других указателей.
      Пункты пропуска через государственную границу оборудуются государственной символикой.
      41. Из объектов обслуживания в состав комплекса пункта пропуска включаются только те, которые связаны с международным характером движения, и использование которых не занимает много времени и не затрудняет проведение всех видов контроля.
      42. Объекты обслуживания (рестораны, мотели, автозаправочные станции, станции техобслуживания, пункты технической помощи) сооружаются в самостоятельной обособленной зоне обслуживания на достаточном расстоянии от пункта пропуска по согласованию с заинтересованными государственными органами.
      Размещение объектов обслуживания на участках дорог от пункта пропуска до линии границы не допускается.
      43. В целях обеспечения безопасности и контроля движения в пунктах пропуска создается система специальных преград, барьеров и других устройств, которые приводятся в действие с пульта дежурного по подразделению пограничного контроля. Данная система призвана пресекать возможность несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения соответствующих видов контроля.
      В зависимости от функционального назначения барьеры бывают предохранительные и рабочие. Предохранительные барьеры служат для блокировки движения при входах и выходах на режимную территорию пунктов пропуска. Рабочие барьеры служат для контроля за движением в контрольных полосах на досмотровых площадках транспортных средств. Их размеры и конструкция определяются в соответствии с шириной проезжей части или полосой движения, которую они перекрывают. Барьеры должны быть снабжены устройством дистанционного управления из административного здания и контрольных павильонов пограничной службы.

  6. Требования к расположению пунктов пропуска

      44. В аэропортах, морских портах и железнодорожных станциях пункты пропуска располагаются непосредственно в пределах территории этих портов (станций). Служебная и административная части пунктов пропуска являются неотъемлемой составной частью единого комплекса порта (станции). Дислокация контрольных органов в таких пунктах пропуска может осуществляться вне пределов портов (станций). Размещение в пунктах пропуска административных органов управления и обеспечения подразделений Пограничной службы и таможенных органов, не связанных с обслуживанием пассажиров заграничного следования, не допускается.
      45. Особенностью железнодорожных пунктов пропуска является проведение всех видов контроля непосредственно в транспортном средстве как во время его стоянки на пограничной железнодорожной станции, так и во время движения от (к) линии государственной границы.
      Технологические схемы контроля для железнодорожных пунктов пропуска разрабатываются с учетом расписания движения, в котором предусматриваются стоянки поездов на станциях, объявленных пунктами пропуска, на время, необходимое для проведения всех видов контроля.
      Сокращение времени на проведение контроля железнодорожных составов не допускается.
      46. При проведении контроля в ходе движения пассажирского поезда от (к) линии Государственной границы Республики Казахстан обеспечение режима возлагается на обслуживающий персонал поездов, при этом остановки поездов на участке от линии границы до железнодорожной станции, являющейся пунктом пропуска, допускаются только для посадки и высадки пограничных и таможенных нарядов.
      47. При проведении пограничного и иных видов контроля на пограничной железнодорожной станции должны соблюдаться требования, предъявляемые к пунктам пропуска (ограждение режимной территории, освещение мест проведения пограничного, таможенного и других видов контроля, пропускной режим).
      48. Месторасположение автомобильных пунктов пропуска определяется исходя из существующей дорожной сети. При реконструкции, связанной с изменением прохождения дорог (перемещением дорожных трасс), месторасположения пунктов пропуска уточняются и согласовываются с компетентными органами сопредельной стороны.
      49. Автомобильные пункты пропуска сооружаются в непосредственной близости к государственной границе.
      В зависимости от рельефных условий местности пункты пропуска могут быть отнесены на необходимое расстояние от линии государственной границы.
      50. Пункты пропуска через государственную границу размещаются непосредственно на дорогах путем расширения дорожного полотна, учитывая симметричное расположение расширения и островного размещения объектов пункта пропуска. При этом создаются условия для исключения объезда пунктов пропуска транспортными средствами.
      51. Размеры служебной территории определяются в зависимости от категории пункта пропуска и условий рельефа местности и должны обеспечивать развитие инфраструктуры на перспективу.
      52. Инфраструктура пунктов пропуска и их территориальное устройство должны обеспечивать:
      раздельное проведение контрольных операций по пропуску лиц и транспортных средств независимо друг от друга в двух направлениях движения (въезд и выезд);
      возможность вывода лиц и отдельных транспортных средств из общего потока с целью осуществления специального (углубленного) пограничного, таможенного контроля без создания помех основному потоку пассажиров и транспортных средств;
      проведение дополнительных контрольных операций (контроль весовой нагрузки, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный) отдельно и независимо от пограничного и таможенного контроля;
      выполнение требований режима в пункте пропуска и размещения сервисных служб, не связанных с обслуживанием лиц заграничного следования, вне территорий пунктов пропуска.
      53. Вышеназванные требования реализуются на этапе проектирования и строительства путем:
      разделения потоков на самостоятельные зоны обслуживания для въезжающих и выезжающих пассажиров и транспортных средств;
      создания зон пограничного и таможенного контроля с соблюдением требований по созданию условий единой остановки транспортных средств и сокращения времени стоянки транспорта;
      обеспечения возможности вывода из общего потока отдельных пассажиров и автотранспорта, в отношении которых принято решение о проведении специального (углубленного) пограничного и таможенного контроля;
      создания зон для проведения других видов контроля.
      54. Определение мест зданий и сооружений в пункте пропуска основывается на следующих принципах:
      разумной достаточности штатов контрольных органов контроля и обеспечения высокой степени надежности контроля в обеспечении интересов безопасности государства;
      разделения и проведения контроля пассажиров независимо от автотранспортного потока;
      рационального использования технических средств контроля и внедрения новых технологий в процедуре всех видов контроля.

 

Утверждены          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 13 декабря 2005 года N 1240

                             Правила категорирования
                 пунктов пропуска через Государственную границу
                       Республики Казахстан и типовые штаты
                       органов контроля, размещенных в них

      Пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан в зависимости от интенсивности пассажирского и грузового потоков и режима их работы подразделяются на следующие категории:

Категория
пунктов
пропуска

Режим 
работы
(час)

Интенсивность 
движения  (в день)

Особенности
пунктов пропуска

пассажиров

транспорта

Категория 1.
Многосторонний

24

Более 1000

Свыше 200

Создаются в
аэропортах,
морских, речных
портах, железно-
дорожных станциях
и автомагистралях
с интенсивным
движением

Категория 2.
Многосторонний

24

До 800

До 180

Категория 3.
Многосторонний

24(12)

До 500

До 150

Категория 4.
Двусторонний

24(12)

До 400

До 100

Категория 5.
Двусторонний

12

До 300

До 50

Создаются на
других автодорогах

Категория 6
Упрощенный
пункт пропуска

12

До 200

До 30

Создаются для
пропуска жителей
приграничных
районов в
упрощенном порядке

      Исходя из категории пунктов пропуска, определяются следующие типовые штаты органов контроля в пределах установленного лимита штатной численности:

Кате-
гория
пункта
про-
пуска

Типовая штатная численность органов контроля

При-
мечание

КПП ПС
КНБ РК

ТП 
КТК МФ

Транспор-
тного 
контроля

СКП
Мин-
здрава

Ветери-
нарного 
контроля
Мин-
сельхоза

Фитосани-
тарного
контроля

  

1*

200 и более

100*

12

10

10

10

**

2

100

50

12

10

10

10

**

3

60

40

9

10

10

10

**

4

40

30

9

5

5

5

**

5

20

20

9

5

5

5

**

6

До 20

Функции всех органов контроля возложены на
КПП ПС КНБ РК, коммерческое перемещение
товаров не осуществляется

  

      Примечание:
      - КПП ПС КНБ РК - контрольно-пропускной пункт Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
      - ТП КТК МФ - таможенный пост Комитета таможенного контроля Министерства финансов.
      - СКП Минздрава - санитарно-карантинный пункт Министерства здравоохранения.
      * - при установлении пунктов пропуска 1 категории, имеющих важное значение для развития межгосударственных отношений (аэропорты городов Астаны, Алматы), а также железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска, расположенных на интенсивных путях сообщения, штаты органов контроля устанавливаются отдельными решениями на основе обоснованных предложений уполномоченных министерств и ведомств.
      ** - при установлении вновь открываемых пунктов пропуска выделение указанной штатной численности органов контроля предусматривается в постановлении Правительства об открытии пункта пропуска.