В связи со сложившейся критической паводковой обстановкой в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях, в целях предотвращения затопления их населенных пунктов, объектов и территорий, обеспечения безопасности населения, снижения возможных значительных размеров ущерба и осуществления организованного пропуска паводковых вод по руслу реки Сырдарьи и координации действий заинтересованных государственных органов, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Создать Правительственную комиссию для выработки предложений по вопросам защиты населения, объектов и территорий бассейна реки Сырдарьи.
3. Рабочим органом Правительственной комиссии определить Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан:
1) принять достаточные организационные и инженерно-технические меры по снижению угрозы и масштабов наводнений и паводков, ущербов от них;
2) усилить контроль за регулированием Шардаринского водохранилища и других водных источников, поддержанием безопасного уровня воды в них, организовать надлежащий государственный мониторинг бассейна реки Сырдарьи, принять меры по снижению поступающей воды на территорию Казахстана и ее распределение по озерным системам и ирригационным каналам, эффективно планировать забор воды и вододеление по межобластным, межгосударственным водным объектам и обеспечить контроль за их соблюдением.
5. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан:
1) совместно с акимами Кызылординской и Южно-Казахстанской областей принять совместные меры по защите населения, объектов и территорий от высоких уровней паводковых вод реки Сырдарьи и обеспечить подготовку:
планов по снижению ущерба от паводков;
сил и средств для ликвидации последствий стихийного бедствия;
возможной эвакуации населения с подтопленных территорий;
2) совместно с министерствами внутренних дел и обороны Республики Казахстан обеспечить подготовку:
плана действий по координации работ аварийно-спасательных и иных служб и подразделений, привлекаемых для предупреждения и ликвидации последствий паводков;
необходимых материальных ресурсов, сил и средств для ведения аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайной ситуации;
по эвакуации населения и имущества с затопленных территорий;
3) совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан подготовить предложение по финансированию аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий из чрезвычайного резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Министерству охраны окружающей среды Республики Казахстан обеспечить регулярное предоставление достоверных прогнозов по осадкам в бассейне реки Сырдарьи, мониторинг водности рек, ледостава и ледохода, образования шуги, таяния снегов, в том числе в сопредельных государствах, при необходимости, совместно с акимами Кызылординской и Южно-Казахстанской областей создать дополнительные гидрологические посты.
7. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан:
1) принять необходимые меры по защите железных и автомобильных дорог, инженерных сооружений и систем коммуникаций;
2) обеспечить подготовку необходимого количества автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта для выполнения возможных аварийно-спасательных работ и выделить их в соответствии с решением Правительственной комиссии.
8. Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан:
1) обеспечить надежную и устойчивую работу гидротехнических сооружений Шардаринского гидроузла и ведение постоянного мониторинга за их безаварийным состоянием, для этого в срочном порядке провести необходимые укрепительные работы в теле Шардаринской плотины;
2) вести постоянную работу с энергетическими предприятиями и соответствующими государственными органами сопредельных государств по снижению выработки электроэнергии и попусков воды из каскада гидроэлектростанций Нарын-Сырдарьинского бассейна.
9. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан сформировать достаточное количество бригад по проведению специальных взрывных работ в русле реки Сырдарьи, создать резерв необходимых взрывчатых материалов и обеспечить их оперативную доставку на места непосредственного использования.
10. Министерству обороны Республики Казахстан на случай крупномасштабных паводков подготовить воинские подразделения, в том числе инженерно-саперные, с достаточным резервом взрывчатых материалов, а также авиационную, иную необходимую технику и оборудование для выполнения противопаводковых и эвакуационных мероприятий.
11. Министерству внутренних дел Республики Казахстан подготовить соответствующие подразделения для поддержания общественного порядка, охраны имущества и жилья эвакуированных, обеспечения безопасности дорожного движения, беспрепятственного движения транспорта и техники аварийно-спасательных служб и формирований, сопровождения и обеспечения сохранности грузов при доставке их в зоны чрезвычайных ситуаций.
12. Министерству здравоохранения Республики Казахстан принять меры к обеспечению готовности оказания экстренной медицинской помощи населению в зоне возможного бедствия.
13. Министерству иностранных дел Республики Казахстан, в рамках своей компетенции, содействовать в обеспечении выполнения межгосударственных соглашений и протоколов по регулированию режима работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ и уменьшению поступления воды в Шардаринское водохранилище, при необходимости, обеспечить встречу руководителей заинтересованных министерств и ведомств с руководителями соответствующих государственных органов Республики Кыргызстан, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан.
В первую очередь, совместно с министерствами сельского хозяйства, энергетики и минеральных ресурсов, по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, активизировать переговорный процесс с:
1) кыргызской стороной касательно обеспечения в марте 2005 года попусков воды в створе Токтогульской ГЭС расходами не более 500 м
3
/сек;
2) узбекской стороной касательно забора воды в Арнасайское понижение расходами не менее 700 м
3
/сек, в критический период - до 1000 м
3
/сек, а также доведения забора воды на промывочные поливы расходами не менее 350 м
3
/сек.
14. Акиму Южно-Казахстанской области обеспечить максимальный разбор паводковой воды для промывки орошаемых полей расходами не менее 250 м 3 /сек.
15. Акимам Кызылординской и Южно-Казахстанской областей:
1) обеспечить реализацию комплекса противопаводковых мероприятий, в том числе максимальный разбор паводковой воды в озерные системы и в ирригационные каналы для промывки орошаемых полей, а также провести экстренные работы по восстановлению, укреплению и строительству дамб и иных защитных сооружений с целью недопущения затопления населенных пунктов, объектов и территорий;
2) организовать мобильные группы по:
круглосуточному контролю за состоянием защитных инженерных сооружений, автомобильных и железных дорог, линий электропередачи и связи, систем жизнеобеспечения;
своевременному выявлению опасных участков дамб;
принятию мер по ликвидации возможных прорывов защитных гидротехнических сооружений;
3) обеспечить полную готовность сил и средств для выполнения аварийно-спасательных и ликвидационных работ, возможной эвакуации населения и имущества, для этого заблаговременно подготовить технику, автотранспорт, плавсредства, временное жилье, в том числе палатки для пострадавших, продукты питания, одежду, медицинскую службу и иные людские и материальные ресурсы, принять меры по сохранению поголовья скота.
16. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 марта 2005 года N 251
Состав
Правительственной комиссии для выработки предложений
по вопросам защиты населения, объектов и территорий
бассейна реки Сырдарьи
Есимов - Заместитель Премьер-Министра Республики
Ахметжан Смагулович Казахстан, председатель
Умбетов - Министр сельского хозяйства Республики
Серик Абикенович Казахстан, заместитель председателя
Копеев - Министр по чрезвычайным ситуациям
Мухамбет Жуманазарович Республики Казахстан, заместитель
председателя
Адырбеков - аким Кызылординской области, заместитель
Икрам Адырбекович председателя
Жылкышиев - аким Южно-Казахстанской
Болат Абжапарулы области, заместитель председателя
Бижанов - первый вице-министр по чрезвычайным
Нурахмет Кусаинович ситуациям Республики Казахстан
Белоног - вице-министр здравоохранения, Главный
Анатолий Александрович государственный санитарный врач
Республики Казахстан
Исекешев - вице-министр индустрии и торговли
Асет Орентаевич Республики Казахстан
Искаков - вице-министр охраны окружающей среды
Нурлан Абдильдаевич Республики Казахстан
Куришбаев - вице-министр сельского хозяйства
Акылбек Кажигулович Республики Казахстан
Лавриненко - первый вице-министр транспорта и
Юрий Иванович коммуникаций Республики Казахстан
Ойнаров - вице-министр финансов Республики
Азамат Рыскулович Казахстан
Онжанов - заместитель Министра иностранных дел
Нурлан Баймолданович Республики Казахстан
Оразбаев - вице-министр энергетики и минеральных
Бырлык Есиркепович ресурсов Республики Казахстан
Отто - первый вице-министр внутренних дел
Иван Иванович Республики Казахстан
Султанов - вице-министр экономики и бюджетного
Бахыт Турлыханович планирования Республики Казахстан
Рябцев - председатель Комитета по водным ресурсам
Анатолий Дмитриевич Министерства сельского хозяйства
Республики Казахстан
Курматов - заместитель председателя Комитета
Юрий Шамильевич начальников штабов Министерства обороны
Республики Казахстан
Кудеков - директор Республиканского
Турсынбек Керимович государственного предприятия
"Казгидромет" Министерства охраны
окружающей среды Республики Казахстан
Еламанов - заместитель акима Кызылординской области
Бекмырза Кайыпулы
Толебаев - заместитель акима Южно-Казахстанской
Кенжехан Атакулович области