Некоторые вопросы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года N 1132

Обновленный

      В соответствии с  Указом  Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 года N 1449 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
      2) Положение о государственном инспекторе труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
      3)  (исключен  -  постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления );
      4) перечень организаций, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      2.  (исключен  -  постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ).

      3. Образовать Комитет по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Комитет по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
       Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными   постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ).

      4.  (исключен  -  постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления );

      5. Реорганизовать государственные учреждения - территориальные органы Агентства Республики Казахстан по миграции и демографии в государственные учреждения - территориальные органы Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      6. Утвердить прилагаемые:
      1)  (исключен   -   постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления );
      2)  (исключен  -  постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления );
      3)  перечень  государственных учреждений - территориальных органов Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
      4)  перечень  государственных учреждений - территориальных органов Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
      4)  перечень  организаций, находящихся в ведении Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
       Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными   постановлениями Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ); от 29 сентября 2007 года  N 859  (вводится в действие с 1 января 2008 года).

      7. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению.

      8. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления.

      9. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания, за исключением абзаца восьмого пункта 10, абзацев шестого и девятого подпункта 6) пункта 11, подпунктов 4), 5), 7) и 9) пункта 12 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, которые вступают в силу с 1 января 2005 года.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждено              
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 29 октября 2004 года N 1132

       Сноска. Положение в редакции постановления Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N   1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ).

  Положение
о Министерстве труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан

  1. Общие положения

      1. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - Министерство) - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.
      Министерство имеет ведомства - Комитет по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Комитет по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией  и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Министерство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством, счета в органах казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.
      Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
      Министерство имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

      4. Лимит штатной численности Министерства утверждается Правительством Республики Казахстан.

      5. Юридический адрес Министерства: 010000, город Астана, левый берег, 35 улица, дом N 2, административное здание "Дом министерств".

      6. Полное наименование Министерства - государственное учреждение "Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".

      7. Настоящее Положение является учредительным документом Министерства.

      8. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
      Министерству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Министерства.
      Если Министерству законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.

  2. Основные задачи и функции Министерства

      9. Основными задачами Министерства являются:
      1) формирование государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования, миграции населения;
      2) осуществление межотраслевой координации и государственное управление в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования, миграции населения;
      3) иные задачи, возложенные на Министерство законодательством Республики Казахстан.

      10. Министерство в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
      1) разрабатывает, утверждает нормативные правовые акты в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования, миграции населения, в сфере социальной поддержки нуждающихся категорий граждан и семей, имеющих детей, а также по вопросам назначения и выплаты государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, специального государственного пособия, государственного специального пособия лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (далее - государственное специальное пособие), единовременной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, жертвам политических репрессий;
      2) осуществляет международное сотрудничество в сфере своей деятельности;
      3) разрабатывает и утверждает методические рекомендации по вопросам труда, безопасности и охраны труда;
      4) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан, устанавливающие общие требования к безопасности и охране труда для всех сфер деятельности;
      5) координирует деятельность государственных органов по разработке технических регламентов в области безопасности и охраны труда;
      6) осуществляет координацию и взаимодействие в области обеспечения безопасности и охраны труда с другими государственными органами, а также с представителями работников и работодателей;
      7) устанавливает форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек;
      8) устанавливает порядок замены и пересмотра типовых норм и нормативов по труду;
      9) устанавливает порядок представления, рассмотрения и согласования норм труда в организациях, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов);
      10) устанавливает порядок представления, рассмотрения и согласования параметров по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов);
      11) осуществляет регистрацию отраслевых соглашений и региональных соглашений, заключенных на уровне области (города республиканского значения, столицы);
      12) проводит обучение и аттестацию государственных инспекторов труда;
      13) разрабатывает программы исследования по проблемам безопасности и охраны труда;
      14) разрабатывает и утверждает порядок и нормы выдачи работникам молока, лечебно-профилактического питания, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также устанавливает порядок обеспечения их средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счет средств работодателя;
      15) определяет порядок разработки, пересмотра, утверждения и применения справочников, квалификационных характеристик;
      16) рассматривает и согласовывает типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций различных видов экономической деятельности;
      17) устанавливает порядок утверждения типовых норм и нормативов по труду уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности;
      18) по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения определяет список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предельные нормы переноски и передвижения тяжестей работниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста;
      19) по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения определяет список работ, на которых запрещается применение труда женщин, предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжестей женщинами;
      20) определяет список производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда;
      21) организует мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда;
      22) устанавливает порядок обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда;
      23) утверждает Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации;
      24) анализирует причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний, профессиональных отравлений и разрабатывает предложения по их профилактике;
      25) вырабатывает предложения по регулированию системы социального партнерства;
      26) вырабатывает предложения по совершенствованию оплаты труда работников государственных учреждений, не являющихся государственными служащими, и работников казенных предприятий;
      27) осуществляет методическое и организационное руководство уполномоченными органами по вопросам занятости;
      28) анализирует, прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда, информирует население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда;
      29) разрабатывает Республиканскую программу занятости населения;
      30) принимает участие в рассмотрении проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;
      31) распределяет квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы;
      32) совместно с заинтересованными органами определяет потребность в подготовке кадров и их трудоустройстве;
      33) формирует единую информационную базу рынка труда;
      34) анализирует и прогнозирует миграционные процессы в Республике Казахстан;
      35) вырабатывает предложения о мерах по регулированию миграции населения;
      36) разрабатывает программы по вопросам миграции населения;
      37) координирует работу по вопросам миграции населения;
      38) вырабатывает предложения по формированию квоты иммиграции оралманов;
      39) определяет порядок присвоения статусов оралмана и беженца;
      40) определяет порядок пребывания оралманов и членов их семей в центре временного размещения;
      41) определяет порядок, время пребывания оралманов и членов их семей в центре адаптации и интеграции оралманов и оказания им адаптационных услуг;
      42) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области социальной защиты инвалидов, а также в области медико-социальной экспертизы;
      43) разрабатывает комплексные программы реабилитации инвалидов;
      44) разрабатывает государственные стандарты социального обслуживания инвалидов;
      45) осуществляет методическую и организационную координацию других государственных органов по вопросам социальной защиты инвалидов;
      46) устанавливает общие принципы организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
      47) разрабатывает по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения правила освидетельствования, установления причин, групп инвалидности и степени утраты трудоспособности, определения индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
      48) изучает уровень и причины инвалидности населения;
      49) организует мониторинг республиканских и региональных программ по реабилитации инвалидов, снижению бедности;
      50) разрабатывает программу социальной поддержки детей с ограниченными возможностями;
      51) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационные требования к ним, оказывает методическую помощь социальным работникам;
      52) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления специальных социальных услуг;
      53) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб;
      54) разрабатывает государственные стандарты социального обслуживания, порядок бесплатного социального обслуживания;
      55) разрабатывает предложения по социальной поддержке отдельных категорий граждан и семей, имеющих детей;
      56) вырабатывает предложения по развитию видов и форм предоставления специальных социальных услуг;
      57) вырабатывает предложения по совершенствованию системы пенсионного и социального обеспечения населения, обязательного социального страхования, а также в сфере оказания государственной адресной помощи;
      58) осуществляет методическое руководство уполномоченными органами по вопросам назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи;
      59) вырабатывает предложения по повышению размеров базовой пенсии, пенсионных выплат из Центра;
      60) разрабатывает методику назначения и выплаты базовой пенсий, пенсионных выплат;
      61) осуществляет анализ, оценку финансовой устойчивости Государственного фонда социального страхования;
      62) определяет перечень, формы, сроки представления финансовой и иной отчетности Государственным фондом социального страхования для обеспечения своих контрольных и надзорных функций;
      63) определяет квалификационные требования для руководящих работников Государственного фонда социального страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан, дает согласие на их назначение;
      64) организует мониторинг численности социальных выплат;
      65) устанавливает требования по приему и передаче документов, необходимых для назначения социальных выплат.

      11. В соответствии с действующим законодательством на ведомства могут быть возложены функции по:
      1) назначению государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пособия на рождение и по уходу за ребенком, специального государственного пособия, государственного специального пособия, базовой пенсии, пенсионных выплат, единовременных денежных компенсаций жертвам политических репрессий, гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, социальных выплат из Государственного фонда социального страхования и обеспечению их выплаты;
      2) осуществлению контроля за своевременностью и полнотой выплаты государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пособий на рождение и по уходу за ребенком, специального государственного пособия, государственного специального пособия, единовременных денежных компенсаций жертвам политических репрессий, гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;
      3) государственному контролю за соблюдением законодательства о занятости населения, социальной защите инвалидов, об обязательном социальном страховании, миграции населения;
      4) осуществлению государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, требований по безопасности и охране труда;
      5) реализации государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;
      6) контролю за своевременным и объективным проведением расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      7) осуществлению мониторинга коллективных договоров, представленных работодателями;
      8) расследованию несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      9) проведению проверки знаний у руководящих работников и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда у работодателей, в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным государственным органом по труду;
      10) участию в составе приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения;
      11) взаимодействию с полномочными представителями работников и работодателей по вопросам совершенствования нормативов безопасности и охраны труда;
      12) рассмотрению обращений работников, работодателей и их представителей по вопросам безопасности и охраны труда;
      13) выдаче, приостановлении лицензии на деятельность, связанную с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
      14) осуществлению реализации программ и нормативных правовых актов по вопросам миграции населения;
      15) регистрации и учету прибывших оралманов и беженцев;
      16) выплате единовременных пособий и компенсаций оралманам и членам их семей, прибывшим по квоте иммиграции оралманов;
      17) принятию решения по жалобам об отказе территориальными органами уполномоченного органа в присвоении статусов беженца, оралмана и включении в квоту иммиграции оралманов;
      18) контролю за реализацией индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
      19) организации повышения квалификации и переподготовки социальных работников;
      20) формированию централизованного банка данных системы учета инвалидов, мониторинг причин, структуры и состояния инвалидности;
      21) проведению медико-социальной экспертизы;
      22) определению группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, степени утраты трудоспособности, категории "ребенок-инвалид" в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности;
      23) составлению индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
      24) осуществлению контроля за своевременностью и полнотой выплаты базовой пенсии, пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий;
      25) осуществлению контроля за назначением и выплатой адресной социальной помощи;
      26) осуществлению контроля финансовой устойчивости Государственного фонда социального страхования;
      27) инспектированию деятельности Государственного фонда социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      28) принятию решения о назначении либо отказе в назначении социальных выплат;
      29) проверке достоверности документов, необходимых для назначения социальных выплат;
      30) контролю за своевременным и полным назначением социальных выплат и их получением;
      31) разъяснению по вопросам назначения и получения социальных выплат.

  3. Организация деятельности Министерства

      12. Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан.
      Министр имеет заместителей (вице-министров), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.

      13. Министр осуществляет руководство Министерством и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

      14. Министр:
      1) формирует политику в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования, миграции населения;
      2) обеспечивает межотраслевую координацию в пределах, предусмотренных законодательством;
      3) определяет полномочия своих заместителей;
      4) определяет компетенцию и порядок взаимодействия ведомств с иными государственными органами;
      5) назначает на должности и освобождает от должностей руководителей ведомств, которые подконтрольны ему в своей деятельности;
      6) по согласованию с ответственным секретарем назначает на должности и освобождает от должностей заместителей руководителей ведомств;
      7) в пределах компетенции Министерства принимает нормативные правовые акты;
      8) подписывает приказы Министра;
      9) представляет Министерство в Парламенте Республики Казахстан, иных государственных органах и организациях;
      10) утверждает стратегические и программные документы Министерства;
      11) утверждает регламенты и стандарты оказания государственных услуг;
      12) утверждает регламент работы Министерства;
      13) осуществляет руководство деятельностью подведомственных организаций;
      14) назначает и освобождает руководителей подведомственных организаций;
      15) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания и применяет меры поощрения на сотрудников Министерства, вопросы трудовых отношений которых отнесены к его компетенции;
      16) принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.

      15. Аппарат Министерства возглавляет ответственный секретарь, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по согласованию с Премьер-Министром Республики Казахстан.

      16. Ответственный секретарь:
      1) обеспечивает реализацию политики, формируемой Министром, и выполняет его акты и поручения;
      2) осуществляет руководство аппаратом Министерства: организует, координирует и контролирует работу его подразделений;
      3) организует информационно-аналитическое, организационно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Министерства;
      4) после согласования с Министром утверждает структуру и штатную численность Министерства, ведомств в пределах лимита штатной численности Министерства, утвержденного Правительством Республики Казахстан;
      5) после согласования с Министром утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
      6) осуществляет общее руководство деятельностью дисциплинарной, аттестационной и конкурсной комиссии Министерства, контролирует соблюдение исполнительной и трудовой дисциплины, работу кадровой службы и организацию документооборота;
      7) организует проведение государственных закупок;
      8) после согласования с Министром назначает на должность и освобождает от должностей руководителей департаментов и управлений Министерства;
      9) согласовывает назначение Министром заместителей руководителей ведомства, представляемых для назначения руководителями ведомств;
      10) назначает на должности и освобождает от должностей работников Министерства, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
      11) по согласованию с Министром решает вопросы командирования, представления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников Министерства;
      12) по согласованию с Министром решает вопросы дисциплинарной ответственности работников Министерства, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
      13) обеспечивает разработку стратегических и программных документов Министерства, утверждаемых Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, Министром;
      14) обеспечивает разработку и представляет на утверждение Министру ежегодный план работы Министерства и ежегодный отчет о результатах его деятельности;
      15) обеспечивает подготовку бюджетной заявки Министерства, представление бюджетной заявки Министру, который вносит ее на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса;
      16) обеспечивает разработку и утверждает после согласования с Министром планы финансирования и финансовую отчетность Министерства;
      17) организует разработку регламентов и стандартов оказания государственных услуг;
      18) организует разработку проектов нормативных правовых актов в пределах компетенции Министерства;
      19) организует подготовку заключений по проектам нормативных правовых актов, поступивших на согласование в Министерство;
      20) представляет Министерство во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями в пределах своих полномочий;
      21) осуществляет иные полномочия, возложенные законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан на ответственного секретаря.

      17. Ответственный секретарь имеет право:
      1) давать обязательные к исполнению поручения работникам аппарата Министерства;
      2) запрашивать и получать от иных государственных органов и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции ответственного секретаря;
      3) принимать правовые акты индивидуального применения.

      18. Ответственный секретарь в соответствии с законодательством Республики Казахстан несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей.

      19. Министерство имеет коллегию, являющуюся консультативно-совещательным органом при Министре. Численный и персональный состав Коллегии утверждается Министром из числа руководителей структурных подразделений Министерства.

      20. Иные вопросы организации деятельности Министерства, права и обязанности должностных лиц, компетенция и полномочия структурных подразделений, обеспечивающих его деятельность, устанавливаются регламентом работы Министерства и положениями о структурных подразделениях.

  4. Имущество Министерства

      21. Министерство имеет на праве оперативного управления обособленное имущество. Имущество Министерства формируется за счет имущества, переданного ему государством, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Министерства.

      22. Имущество, закрепленное за Министерством, относится к республиканской собственности.

      23. Министерство не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательным актом.

  5. Реорганизация и ликвидация Министерства

      24. Реорганизация и ликвидация Министерства производится в установленном законодательством порядке.

Утверждено             
постановлением Правительства    
Республики Казахстан       
от 29 октября 2004 года N 1132  

  Положение о государственном инспекторе труда Министерства
труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

  1. Общие положения

      1. Государственные инспекторы труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - госинспектор труда) осуществляют контроль за соблюдением Законов Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года  "О труде в Республике Казахстан" , от 28 февраля 2004 года  "О безопасности и охране труда"  и иных нормативных правовых актов о труде на территории Республики Казахстан (далее - трудовое законодательство).
      2. Госинспекторы труда в своей деятельности руководствуются  Конституцией , законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
      3. К госинспекторам труда, осуществляющим государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, относятся:
      1) Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан руководитель структурного подразделения государственной инспекции труда (далее - гострудинспекция) Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - Министерство);
      2) главные государственные инспекторы труда центрального исполнительного органа по труду Республики Казахстан - работники структурного подразделения гострудинспекции Министерства;
      3) главный государственный инспектор труда по области, городу Астане и Алматы - соответствующий заместитель руководителя областного, городов Астаны и Алматы территориального органа Министерства;
      4) государственные инспекторы труда по областям, городам и районам работники гострудинспекции областных, городов Астаны и Алматы территориальных органов Министерства.

  2. Основные задачи, функции и права госинспекторов труда

      4. Основными задачами госинспекторов труда являются:
      1) обеспечение государственного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства Республики Казахстан и в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов в сфере деятельности Министерства;
      2) рассмотрение обращений, заявлении и жалоб работников и работодателей по вопросам трудового законодательства.
      5. Госинспекторы труда в установленном законодательством порядке осуществляют следующие функции:
      1) контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе прав работников на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации, отдых, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на возмещение вреда, причиненного их здоровью или имуществу в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;
      2) выявляют причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям трудового законодательства посредством проверок жалоб и обследований, а также участвуют в разработке и принятии мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений трудового законодательства;
      3) проводят анализ и обобщение причин нарушений трудового законодательства, нормативных актов в сфере охраны труда, техники безопасности и принимают меры по их устранению;
      4) участвуют в расследованиях несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и ведут их учет;
      5) проводят анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывают предложения по их профилактике;
      6) участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструкцией объектов производственного назначения;
      7) выдают по результатам проверок предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства;
      8) осуществляют контроль и проверки по выполнению условий, оговоренных в разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы;
      9) информируют работодателей, руководителей производственных подразделений о выявленных нарушениях трудового законодательства для принятия мер по их устранению, вносят предложения о привлечении виновных лиц к ответственности в случае неисполнения предписаний госинспекторов труда;
      10) осуществляют сбор, обобщение, систематизацию и анализ показателей, характеризующих состояние соблюдения организациями трудового законодательства;
      11) проводят разъяснительную работу по вопросам трудового законодательства в организациях, а также через средства массовой информации;
      12) иные функции, возложенные на госинспекторов труда Министерством в пределах своей компетенции.
      6. В целях реализации основных задач и осуществления своих функций госинспекторы труда в установленном законодательством порядке в пределах своей компетенции вправе:
      1) проводить проверки соблюдения организациями трудового законодательства;
      2) беспрепятственно посещать организации в целях проведения проверок состояния безопасности и охраны труда;
      3) производить проверку выполнения условий, оговоренных в разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы;
      4) запрашивать и получать от работодателей соответствующие документы и иную информацию, необходимую для выполнения функций, возложенных на госинспекторов;
      5) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания об устранении выявленных нарушений норм трудового законодательства, а также составлять протоколы о нарушениях, налагать административные взыскания и предъявлять исковые заявления в суд;
      6) давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;
      7) приостанавливать (запрещать) эксплуатацию организаций (предприятий), отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
      8) запрещать выдачу и использование на рабочих местах спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям трудового законодательства;
      9) требовать отстранения от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж по технике безопасности, а также проверку на знание правил, норм и инструкций соответствии с требованиями трудового законодательства;
      10) направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства и невыполнения работодателями предписаний государственных инспекторов труда;
      11) требовать от работодателей и соответствующих должностных лиц организаций создания условий для исполнения возложенных на госинспекторов труда функций;
      12) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
      7. Госинспекторы труда обязаны:
      1) осуществлять контроль за соблюдением требований трудового законодательства;
      2) своевременно и качественно проводить проверки по соблюдению трудового законодательства;
      3) информировать работодателей, руководителей организаций, должностных лиц о выявленных нарушениях трудового законодательства в целях принятия мер по их устранению, вносить предложения о привлечении виновных лиц к ответственности;
      4) осуществлять сбор, обобщение, систематизацию и анализ показателей, характеризующих состояние соблюдения организациями трудового законодательства;
      5) проводить информационно-разъяснительную работу по вопросам трудового законодательства;
      6) взаимодействовать с гражданами и общественными объединениями при осуществлении контроля в области труда, безопасности и охраны труда;
      7) информировать уполномоченный орган и другие государственные органы о фактах нарушения требований трудового законодательства в пределах своей компетенции;
      8) подготавливать и направлять материалы по фактам нарушений трудового законодательства в правоохранительные органы, в том числе при приостановлении (запрещении) эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования;
      9) своевременно рассматривать жалобы, заявления и предложения граждан, организаций по вопросам безопасности и охраны труда;
      10) иметь необходимую подготовку в области безопасности и охраны труда в соответствии с квалификационными требованиями;
      11) не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученные при осуществлении своих должностных полномочий.
      8. Неправомерные действия госинспекторов труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности главному государственному инспектору труда по области, городам Астане и Алматы, Главному государственному инспектору труда Республики Казахстан либо в судебном порядке.

  3. Организация деятельности

      9. Деятельность госинспекторов труда по осуществлению государственного контроля за соблюдением трудового законодательства на территории Республики Казахстан организовывают соответствующие главные государственные инспекторы.
      10. Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан:
      1) организует работу главных государственных инспекторов труда центрального исполнительного органа по труду Республики Казахстан;
      2) координирует работу гострудинспекции областных, городов Астаны и Алматы территориальных органов Министерства;
      3) организует разработку методических указаний для госинспекторов труда по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства;
      4) в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью;
      5) организует проведение мониторинга состояния соблюдения трудового законодательства  по республике, а также анализа причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве;
      6) организует подготовку информации и докладов в Правительство Республики Казахстан о состоянии соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан;
      7) проводит прием, рассматривает письма, заявления и обращения граждан и организаций;
      8) дает заключения по разногласиям, возникшим в ходе расследования несчастных случаев на производстве, а также по вопросам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения;
      9) обеспечивает иные виды организации деятельности госинспекторов труда в соответствии с возложенными на него Министерством обязанностями.
      11. Главные государственные инспектора труда центрального исполнительного органа по труду Республики Казахстан:
      1) участвуют в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также методических рекомендаций по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Министерства;
      2) рассматривают письма, заявления и обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию госинспекторов труда;
      3) готовят информацию, справки и доклады о состоянии соблюдения трудового законодательства;
      4) осуществляют мониторинг состояния производственного травматизма по республике, а также проводят анализ причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, вносят предложения по их устранению и профилактике;
      5) участвуют в работе специальных комиссий по расследованию групповых несчастных случаев со смертельным исходом, образуемых приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
      6) участвуют в подготовке семинаров по вопросам трудового законодательства и осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, а также в организации учебы госинспекторов труда;
      7) осуществляют выезд на места для проверки работы государственных инспекторов труда по областям и городам Астане и Алматы и оказания им практической, методологической помощи и участия в проведении совместных обследований и проверок по соблюдению организациями трудового законодательства;
      8) осуществляют иные функции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями.
      12. Главные государственные инспекторы труда по областям и городам Астане и Алматы:
      1) планируют и организуют работу государственных инспекторов труда по областям и городам Астане и Алматы;
      2) осуществляют работу по обучению и повышению квалификации государственных инспекторов труда по областям и городам Астане и Алматы;
      3) рассматривают вопросы обоснованности применения государственными инспекторами труда по областям и городам Астане и Алматы мер воздействия к лицам, виновным в нарушении трудового законодательства;
      4) в случаях, установленных законодательством, определяют состав комиссий по специальному расследованию несчастных случаев на производстве;
      5) дают заключения по разногласиям, возникшим в ходе расследования несчастных случаев на производстве, а также по вопросам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения;
      6) информируют центральный исполнительный орган, осуществляющий полномочия в сфере трудовых отношений (далее - уполномоченный орган) о фактах нарушения трудового законодательства в пределах своей компетенции;
      7) осуществляют иные функции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями.
      13. Государственные инспекторы труда по областям и городам Астане и Алматы:
      1) осуществляют проверки организаций на предмет соблюдения трудового законодательства;
      2) рассматривают письма, заявления и обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в их компетенцию;
      3) участвуют в работе специальных комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, образуемых приказами территориального органа Министерства;
      4) готовят отчеты, информации, справки и доклады о состоянии соблюдения трудового законодательства;
      5) осуществляют иные функции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями.
      14. Госинспекторы труда используют в своей работе бланки предписаний, формы отчетности, нагрудные знаки и личные штампы, форма которых разрабатывается и утверждается Министерством.
      15. Госинспекторы труда при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством.

Утвержден               
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 29 октября 2004 года N 1132   

  Перечень государственных учреждений - территориальных органов
Министерства труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан

       Сноска. Перечень   исключен   постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ).

Утвержден              
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 29 октября 2004 года N 1132   

  Перечень организаций, находящихся в ведении Министерства
труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан  <*>

      Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 сентября 2005 г.  N 923  ; от 21 сентября 2005 г.  N 937 ; от 6 января 2006 года N  25 .

      Республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".
      Республиканское государственное казенное предприятие "Информационно-аналитический центр по проблемам занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".
      Республиканское государственное казенное предприятие "Курсы повышения квалификации кадров Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".      
      Республиканское государственное казенное предприятие "Республиканский центр коррекции слуха Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".
      Республиканское государственное казенное предприятие "Республиканский центр экспериментального протезирования" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
      Республиканское государственное казенное предприятие "Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".
      Акционерное общество "Алматинский протезно-ортопедический центр"
      Акционерное общество "Петропавловский протезно-ортопедический центр"
      Акционерное общество "Семипалатинский протезно-ортопедический центр"
      Республиканское государственное казенное предприятие "Хозяйственное управление Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".
      Акционерное общество "Компания по страхованию жизни "Государственная аннуитетная компания".

Утверждено              
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 29 октября 2004 года N 1132   

  Положение
о Комитете по миграции Министерства труда и
социальной защиты населения Республики Казахстан

       Сноска. Положение   исключено   постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ).

Утверждена              
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 29 октября 2004 года N 1132   

  Структура
Комитета по миграции Министерства труда и
социальной защиты населения Республики Казахстан

       Сноска. Структура   исключена   постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ).

Утвержден               
постановлением Правительства     
Республики Казахстан         
от 29 октября 2004 года N 1132   

  Перечень
государственных учреждений - территориальных органов
Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан

      1. Управление Комитета по миграции
по Акмолинской области                       город Кокшетау

      2. Управление Комитета по миграции
по Актюбинской области                       город Актобе

      3. Управление Комитета по миграции
по Алматинской области                       город Талдыкорган

      4. Управление Комитета по миграции
по Атырауской области                        город Атырау

      5. Управление Комитета по миграции
по Восточно-Казахстанской области            город Усть-Каменогорск

      6. Управление Комитета по миграции
по Жамбылской области                        город Тараз

      7. Управление Комитета по миграции
по Западно-Казахстанской области             город Уральск

      8. Управление Комитета по миграции
по Карагандинской области                    город Караганда

      9. Управление Комитета по миграции
по Кызылординской области                    город Кызылорда

      10. Управление Комитета по миграции
по Костанайской области                      город Костанай

      11. Управление Комитета по миграции
по Мангистауской области                     город Актау

      12. Управление Комитета по миграции
по Павлодарской области                      город Павлодар

      13. Управление Комитета по миграции
по Северо-Казахстанской области              город Петропавловск

      14. Управление Комитета по миграции
по Южно-Казахстанской области                город Шымкент

      15 Управление Комитета по миграции
по городу Астане                             город Астана

      16. Управление Комитета по миграции
по городу Алматы                             город Алматы

      

Утвержден         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 29 октября 2004 года N 1132

       Сноска. Постановление дополнено приложением в соответствии с   постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 г. N  1159  (вводится в действие по истечении 30 календарных дней со дня подписания  постановления ).

  Перечень
государственных учреждений - территориальных органов
Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда
и социальной защиты населения Республики Казахстан

      1. Департамент по контролю и социальной
защите по Акмолинской области                       город Кокшетау.
      2. Департамент по контролю и социальной
защите по Актюбинской области                       город Актобе.
      3. Департамент по контролю и социальной
защите по Алматинской области                       город Алматы.
      4. Департамент по контролю и социальной
защите по Атырауской области                        город Атырау.
      5. Департамент по контролю и социальной
защите по Восточно-Казахстанской области            город Усть-Каменогорск.
      6. Департамент по контролю и социальной
защите по Жамбылской области                        город Тараз.
      7. Департамент по контролю и социальной
защите по Западно-Казахстанской области             город Уральск.
      8. Департамент по контролю и социальной
защите по Карагандинской области                    город Караганда.
      9. Департамент по контролю и социальной
защите по Кызылординской области                    город Кызылорда.
      10. Департамент по контролю и социальной
защите по Костанайской области                      город Костанай.
      11. Департамент по контролю и социальной
защите по Мангистауской области                     город Актау.
      12. Департамент по контролю и социальной
защите по Павлодарской области                      город Павлодар.
      13. Департамент по контролю и социальной
защите по Северо-Казахстанской области              город Петропавловск.
      14. Департамент по контролю и социальной
защите по Южно-Казахстанской области                город Шымкент.
      15. Департамент по контролю и социальной
защите по городу Астане                             город Астана.
      16. Департамент по контролю и социальной
защите по городу Алматы                             город Алматы.

      

      Утвержден          
      постановлением Правительства 
      Республики Казахстан     
      от 29 октября 2004 года N 1132

       Сноска. Постановление дополнено Перечнем в соответствии с постановлением Правтельства РК   от 29 сентября 2007 года  N 859  (вводится в действие с 1 января 2008 года).

  Перечень организаций,
находящихся в ведении Комитета по миграции Министерства
труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

      Государственное учреждение "Центр адаптации и интеграции оралманов", город Караганда.
      Государственное учреждение "Центр адаптации и интеграции оралманов", город Шымкент.
      Государственное учреждение "Центр адаптации и интеграции оралманов", село Аксукент Южно-Казахстанской области.

Приложение              
к постановлению Правительства   
Республики Казахстан        
от 29 октября 2004 года N 1132   

  Перечень утративших силу некоторых решений
Правительства Республики Казахстан

      1.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 21 июля 1999 года N 1020 "Вопросы Агентства Республики Казахстан по миграции и демографии" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., N 38, ст. 319).
      2.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2001 года N 983 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 27, ст. 340).
      3. Подпункт 2) пункта 6  постановления  Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2001 года N 1146 "О мерах по дальнейшему совершенствованию протезно-ортопедической отрасли".
      4.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 17 июня 2002 года N 662 "Об упразднении Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" (СAПП Республики Казахстан, 2002 г., N 17, ст. 195).
      5. Пункт 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2002 года N 704 "Отдельные вопросы, связанные с деятельностью Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 20, ст. 215).
      6.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2003 года N 1081 "О внесении дополнений и изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2001 года N 983" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., N 42, ст. 448).
      7. Пункт 2  постановления  Правительства Республики Казахстан от 29 января 2004 года N 98 "О некоторых вопросах Агентства Республики Казахстан по миграции и демографии" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 4, ст. 54).
      8.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2004 года N 379 "О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2001 года N 983" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 16, ст. 202).
      9. Подпункт 2) пункта 5  постановления  Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2004 года N 854 "О создании республиканского государственного казенного предприятия "Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 30, ст. 401).