В целях защиты интересов предпринимателей и упорядочения проведения проверок, проводимых государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Министерству информации Республики Казахстан и Министерству юстиции Республики Казахстан в целях информирования субъектов малого предпринимательства обеспечить ежегодное опубликование в периодических печатных изданиях полного перечня государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
<*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК
от 20 марта 2004 г.
N 364
3. Государственным органам, осуществляющим контрольные и надзорные функции, по итогам полугодия к 20 января и 20 июля представлять в уполномоченный орган по поддержке малого бизнеса информацию о проведенных проверках, за исключением сведений, содержащих государственные секреты, с указанием наиболее распространенных видов нарушений на проверяемых объектах.
4. Центральным, местным исполнительным органам и иным государственным органам (по согласованию), осуществляющим контрольные и надзорные функции, привести свои нормативные правовые акты, предусматривающие порядок проведения проверок, в соответствие с Правилами, утверждаемыми настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 июня 2003 года N 572
Правила
проведения государственными органами проверок
деятельности субъектов малого предпринимательства
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Настоящие Правила являются едиными и обязательными для исполнения и применения всеми государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, и их должностными лицами при проведении проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, если иное не установлено законами, актами Президента Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и настоящими Правилами.
3. Действие настоящих Правил не распространяется на налоговые проверки, оперативно-розыскную деятельность, исполнительное производство, а также на проверки по выполнению обязательств, вытекающих из гражданско-правовых отношений.
4. В настоящих Правилах используется следующее понятие:
проверка деятельности субъектов малого предпринимательства - действие уполномоченных государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции (далее - контролирующие органы), совершаемое с целью определения соблюдения и исполнения субъектами малого предпринимательства законодательства Республики Казахстан.
5. Виды проверок:
1) плановая - заранее запланированная контролирующим органом проверка, проводимая с учетом установленных законодательством временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;
2) рейдовая - проверка, осуществляемая контролирующими органами по вопросам соблюдения субъектами малого предпринимательства отдельных требований законодательства Республики Казахстан;
3) внеплановая - проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальной безопасности, а также требующей немедленного реагирования на жалобы, обращения и заявления;
4) встречная - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении проверок у контролирующих органов возникает необходимость в получении дополнительной информации, связанной с указанными лицами.
6. Основаниями для проведения проверок могут быть жалобы, заявления и другие формы официальных обращений, за исключением анонимных сообщений.
7. Все контролирующие органы должны проводить проверки в строгом соответствии со своей компетенцией.
8. Проверки осуществляются в соответствии с Законами Республики Казахстан от 19 июня 1997 года "О государственной поддержке малого предпринимательства ", от 4 июля 1992 года "О защите и поддержке частного предпринимательства ", от 19 июня 1997 года " Об индивидуальном предпринимательстве " и иными законодательными актами Республики Казахстан.
9. Срок проведения проверок, указываемый в выдаваемых актах о назначении проверок, не должен превышать 30 календарных дней, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
10. О начале плановой проверки контролирующий орган обязан не позднее 2-х недель известить субъект малого предпринимательства, подлежащий проверке.
11. Исчисление срока проведения проверки приостанавливается на периоды времени между моментами вручения субъекту малого предпринимательства требований контролирующего органа о представлении документов и фактического представления запрашиваемых документов.
12. В случае продления сроков проверки контролирующий орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан или его территориальных органах, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.
13. Субъекты малого предпринимательства, в отношении которых проводилась проверка территориальными государственными органами, не подвергаются проверке со стороны центрального государственного органа.
14. Должностные лица контролирующих органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить следующие документы:
1) акт о назначении проверки, составленный по форме, согласно приложению к настоящим Правилам, с отметкой о регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан или его территориальных органах;
2) служебное удостоверение;
3) при необходимости разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;
4) план проверки, утвержденный руководителем контролирующего органа.
15. Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту малого предпринимательства акта о назначении проверки.
16. В акте о назначении проверки должны быть указаны сведения о проведенных данным органом либо его центральным государственным органом проверках деятельности субъекта малого предпринимательства за истекший год.
17. Проверяемый субъект малого предпринимательства при предъявлении акта о назначении проверки:
1) представляет должностным лицам контролирующих органов, осуществляющим проверку, книгу учета актов проверок;
2) обеспечивает должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих проверку, всеми необходимыми материалами, относящимися к предмету проверки;
3) при необходимости дает пояснения должностным лицам контролирующих органов, осуществляющим проверку, по вопросам, отнесенным к предмету проверки;
4) выполняет иные законные требования должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих проверку.
18. В случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих проверку, к материалам, необходимым для проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом контролирующего органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта малого предпринимательства. Уполномоченное лицо проверяемого субъекта малого предпринимательства вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
19. Контролирующие органы не вправе осуществлять контрольный закуп и отбор проб и образцов продукции для исследования, за исключением действий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
20. По завершению проверки составляется акт проверки с указанием:
1) места проведения проверки, даты составления акта;
2) вида проверки;
3) фамилии, имени, отчества, должности лиц контролирующих органов, проводивших проверку;
4) объекта проверки (наименование проверяемого субъекта малого предпринимательства);
5) реквизитов акта о назначении проверки;
6) сведений о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан;
7) результатов проверки;
8) рекомендаций по устранению выявленных нарушений;
9) прав проверяемого субъекта малого предпринимательства на обжалование результатов проверки и срока подачи апелляции;
10) подписи должностных лиц контролирующих органов, проводивших проверку.
21. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту малого предпринимательства акта проверки, не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.
22. В случае отсутствия нарушений законодательства Республики Казахстан по результатам проверки в акте проверки производится соответствующая запись.
23. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом (лицами) контролирующего органа (органов), проводившего проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта малого предпринимательства. Один экземпляр вручается проверяемому субъекту малого предпринимательства.
24. В случае выявления в ходе проверки нарушения законодательства Республики Казахстан (со ссылкой на конкретные нормы законодательства) предлагаются меры по их устранению.
26. Должностные лица контролирующих органов могут быть не допущены проверяемым субъектом малого предпринимательства на территорию или в помещение для проведения проверки в случаях, если:
1) акт о назначении проверки отсутствует либо не оформлен в установленном порядке, кроме исключительных случаев, когда проверка вызвана необходимостью принятия незамедлительных мер по предотвращению нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также в случаях обнаружения нарушений непосредственно в момент их совершения и необходимости проведения неотложных действий для закрепления доказательств (акты о назначении проверок представляются в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение следующего рабочего дня);
2) сроки проверки, указанные в акте о назначении проверки, не наступили или истекли;
3) должностные лица контролирующего органа не указаны в акте о назначении проверки.
Неправомерные действия государственных органов могут быть обжалованы проверяемым субъектом малого предпринимательства в установленном законодательством порядке.
27. Должностным лицам контролирующих органов, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.
28. Должностные лица контролирующих органов, осуществляющие проверку, не вправе требовать у проверяемого субъекта малого предпринимательства предоставления отдельного помещения, оргтехники и автотранспорта.
29. Неправомерные действия должностных лиц контролирующих органов при проведении проверок влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.
Приложение
к Правилам проведения
государственными органами
проверок деятельности субъектов
малого предпринимательства
(лицевая сторона)
Акт о назначении проверки
деятельности субъектов малого предпринимательства
Код _______________ Регистрационный N _____________________________
__________________________________________________________ поручает
(наименование государственного контролирующего органа)
___________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, N удостоверения)
проведение _______________________________________________ проверки
(вид проверки, ревизии)
РНН________________________________________________________________
(наименование проверяемого субъекта, адрес)
с целью ___________________________________________________________
на основании ______________________________________________________
срок проведения ___________________________________________________
Руководитель__________________ Ф.И.О. __________________
(должность) (подпись)
МП "__"__________200_ г.
-------------------------------------------------------------------
(линия отреза)
Отрывной талон к акту о назначении проверок
Код _____________________ Регистрационный N _______________________
Проверка ____________________произведена___________________________
(вид проверки, ревизии)
___________________________________________________________________
(Государственный контролирующий орган)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, N удостоверения)
___________________________________________________________________
(наименование проверяемого субъекта малого предпринимательства,
адрес)
_____________РНН___________________________________________________
срок проведения "__"____________200_г. - "__"____________ 200_г.
Выявлено следующее_________________________________________________
(описание нарушения со ссылкой на пункты,
___________________________________________________________________
статьи, нормы правового акта)
Результаты проверки _______________________________________________
Выписаны (составлены) _____________________________________________
(Акты, предписания, протоколы, справки)
____________________________ Ф.И.О.____________________
(Подпись проверяющего, дата)
(оборотная сторона)
-------------------------------------------------------------------
(линия отреза)
Отрывной талон к акту о назначении проверок N___
Руководитель (представитель) проверяемого субъекта малого
предпринимательства _______________________________________________
___________________________________________________________________
(Ф.И.О., телефон)
Замечания и предложения по проведенной проверке____________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Фактический срок проведения проверки "__"_____________200 г.
"__"________ 200 __ г.
_______________________________ Ф.И.О._________________
(Подпись проверяющего, дата)