В целях защиты интересов предпринимателей и упорядочения проведения проверок, проводимых государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Министерству культуры, информации и спорта Республики Казахстан и Министерству юстиции Республики Казахстан в целях информирования субъектов малого предпринимательства обеспечить ежегодное опубликование в периодических печатных изданиях полного перечня государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
<*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК
от 20 марта 2004 г.
N 364
; от 28 января 2005 г.
N 73
.
3. Государственным органам, осуществляющим контрольные и надзорные функции, по итогам полугодия к 20 января и 20 июля представлять в уполномоченный орган по поддержке малого бизнеса информацию о проведенных проверках, за исключением сведений, содержащих государственные секреты, с указанием наиболее распространенных видов нарушений на проверяемых объектах.
4. Центральным, местным исполнительным органам и иным государственным органам (по согласованию), осуществляющим контрольные и надзорные функции, привести свои нормативные правовые акты, предусматривающие порядок проведения проверок, в соответствие с Правилами, утверждаемыми настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 июня 2003 года N 572
Правила
проведения государственными органами проверок
деятельности субъектов малого предпринимательства
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Настоящие Правила являются едиными и обязательными для исполнения и применения всеми государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, и их должностными лицами при проведении проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, если иное не установлено законами, актами Президента Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и настоящими Правилами.
3. Действие настоящих Правил не распространяется на налоговые проверки, оперативно-розыскную деятельность, исполнительное производство, на проверки, проводимые государственными инспекторами труда, а также на проверки по выполнению обязательств, вытекающих из гражданско-правовых отношений.
<*>
Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2005 г.
N 227
.
4. В настоящих Правилах используется следующее понятие:
проверка деятельности субъектов малого предпринимательства - действие уполномоченных государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции (далее - контролирующие органы), совершаемое с целью определения соблюдения и исполнения субъектами малого предпринимательства законодательства Республики Казахстан.
5. Виды проверок:
1) плановая - заранее запланированная контролирующим органом проверка, проводимая с учетом установленных законодательством временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;
2) рейдовая - проверка, осуществляемая контролирующими органами по вопросам соблюдения субъектами малого предпринимательства отдельных требований законодательства Республики Казахстан;
3) внеплановая - проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальной безопасности, а также требующей немедленного реагирования на жалобы, обращения и заявления;
4) встречная - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении проверок у контролирующих органов возникает необходимость в получении дополнительной информации, связанной с указанными лицами.
6. Основаниями для проведения проверок могут быть жалобы, заявления и другие формы официальных обращений, за исключением анонимных сообщений.
7. Все контролирующие органы должны проводить проверки в строгом соответствии со своей компетенцией.
8. Проверки осуществляются в соответствии с Законами Республики Казахстан от 19 июня 1997 года "О государственной поддержке
малого предпринимательства
", от 4 июля 1992 года "О защите и поддержке
частного предпринимательства
", от 19 июня 1997 года "
Об индивидуальном предпринимательстве
" и иными законодательными актами Республики Казахстан.
8-1. Субъекты малого предпринимательства численностью до 10 человек могут проверяться государственными контролирующими органами не чаще одного раза в три года, за исключением налоговых органов, а также по возбужденным уголовным делам.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства производятся уполномоченными государственными органами не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Глава дополнена новым пунктом 8-1 - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года
N 661
.
9. Срок проведения проверок, указываемый в выдаваемых актах о назначении проверок, не должен превышать 15 календарных дней, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Пункт 9 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года
N 661
.
10. О начале плановой проверки контролирующий орган обязан не позднее 2-х недель известить субъект малого предпринимательства, подлежащий проверке.
11. Исчисление срока проведения проверки приостанавливается на периоды времени между моментами вручения субъекту малого предпринимательства требований контролирующего органа о представлении документов и фактического представления запрашиваемых документов.
12. В случае продления сроков проверки контролирующий орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан или его территориальных органах, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.
13. Субъекты малого предпринимательства, в отношении которых проводилась проверка территориальными государственными органами, не подвергаются проверке со стороны центрального государственного органа.
14. Должностные лица контролирующих органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить следующие документы:
1) акт о назначении проверки, составленный по форме, согласно приложению к настоящим Правилам, с отметкой о регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан или его территориальных органах;
2) служебное удостоверение;
3) специальные разрешения, если для допуска на территорию или в помещение субъекта малого предпринимательства в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан они необходимы;
4) план проверки, утвержденный руководителем контролирующего органа.
<*>
Сноска. Пункт 14 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года
N 661
.
15. Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту малого предпринимательства акта о назначении проверки.
16. (Пункт исключен - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года N 661 ).
17. Проверяемый субъект малого предпринимательства при предъявлении акта о назначении проверки:
1) представляет должностным лицам контролирующих органов, осуществляющим проверку, книгу учета актов проверок;
2) обеспечивает должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих проверку, всеми необходимыми материалами, относящимися к предмету проверки;
3) при необходимости дает пояснения должностным лицам контролирующих органов, осуществляющим проверку, по вопросам, отнесенным к предмету проверки;
4) выполняет иные законные требования должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих проверку.
18. В случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих проверку, к материалам, необходимым для проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом контролирующего органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта малого предпринимательства. Уполномоченное лицо проверяемого субъекта малого предпринимательства вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
19. Контролирующие органы не вправе осуществлять контрольный закуп и отбор проб и образцов продукции для исследования, за исключением действий, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Пункт 19 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года
N 661
.
19-1. Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещается. В исключительных случаях они допускаются как мера пресечения совершаемого правонарушения либо в качестве доказательств по уголовному делу.
<*>
Сноска. Глава дополнена новым пунктом 19-1 - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года
N 661
.
20. По завершению проверки составляется акт проверки с указанием:
1) места проведения проверки, даты составления акта;
2) вида проверки;
3) фамилии, имени, отчества, должности лиц контролирующих органов, проводивших проверку;
4) объекта проверки (наименование проверяемого субъекта малого предпринимательства);
5) реквизитов акта о назначении проверки;
6) сведений о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан;
7) результатов проверки;
8) рекомендаций по устранению выявленных нарушений;
9) прав проверяемого субъекта малого предпринимательства на обжалование результатов проверки и срока подачи апелляции;
10) подписи должностных лиц контролирующих органов, проводивших проверку.
21. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту малого предпринимательства акта проверки, не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.
22. В случае отсутствия нарушений законодательства Республики Казахстан по результатам проверки в акте проверки производится соответствующая запись.
23. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом (лицами) контролирующего органа (органов), проводившего проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта малого предпринимательства. Один экземпляр вручается проверяемому субъекту малого предпринимательства.
24. В случае выявления в ходе проверки нарушения законодательства Республики Казахстан (со ссылкой на конкретные нормы законодательства) предлагаются меры и сроки по их устранению.
Субъекты малого предпринимательства могут указать в акте с какими положениями акта они не согласны.
<*>
Сноска. Пункт 24 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года
N 661
.
25. После завершения проверки работники государственных контролирующих органов делают отметку в Книге учета посещений, находящейся у субъекта малого предпринимательства с указанием должности, фамилии проверяющего, целей и результатов проверки.
<*>
Сноска. Пункт 25 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2004 года
N 661
26. Должностные лица контролирующих органов могут быть не допущены проверяемым субъектом малого предпринимательства на территорию или в помещение для проведения проверки в случаях, если:
1) акт о назначении проверки отсутствует либо не оформлен в установленном порядке, кроме исключительных случаев, когда проверка вызвана необходимостью принятия незамедлительных мер по предотвращению нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также в случаях обнаружения нарушений непосредственно в момент их совершения и необходимости проведения неотложных действий для закрепления доказательств (акты о назначении проверок представляются в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение следующего рабочего дня);
2) сроки проверки, указанные в акте о назначении проверки, не наступили или истекли;
3) должностные лица контролирующего органа не указаны в акте о назначении проверки.
Неправомерные действия государственных органов могут быть обжалованы проверяемым субъектом малого предпринимательства в установленном законодательством порядке.
27. Должностным лицам контролирующих органов, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.
28. Должностные лица контролирующих органов, осуществляющие проверку, не вправе требовать у проверяемого субъекта малого предпринимательства предоставления отдельного помещения, оргтехники и автотранспорта.
29. Неправомерные действия должностных лиц контролирующих органов при проведении проверок влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.
Приложение
к Правилам проведения
государственными органами
проверок деятельности субъектов
малого предпринимательства
(лицевая сторона)
Акт о назначении проверки
деятельности субъектов малого предпринимательства
Код _______________ Регистрационный N _____________________________
__________________________________________________________ поручает
(наименование государственного контролирующего органа)
___________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, N удостоверения)
проведение _______________________________________________ проверки
(вид проверки, ревизии)
РНН________________________________________________________________
(наименование проверяемого субъекта, адрес)
с целью ___________________________________________________________
на основании ______________________________________________________
срок проведения ___________________________________________________
Руководитель__________________ Ф.И.О. __________________
(должность) (подпись)
МП "__"__________200_ г.
-------------------------------------------------------------------
(линия отреза)
Отрывной талон к акту о назначении проверок
Код _____________________ Регистрационный N _______________________
Проверка ____________________произведена___________________________
(вид проверки, ревизии)
___________________________________________________________________
(Государственный контролирующий орган)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, N удостоверения)
___________________________________________________________________
(наименование проверяемого субъекта малого предпринимательства,
адрес)
_____________РНН___________________________________________________
срок проведения "__"____________200_г. - "__"____________ 200_г.
Выявлено следующее_________________________________________________
(описание нарушения со ссылкой на пункты,
___________________________________________________________________
статьи, нормы правового акта)
Результаты проверки _______________________________________________
Выписаны (составлены) _____________________________________________
(Акты, предписания, протоколы, справки)
____________________________ Ф.И.О.____________________
(Подпись проверяющего, дата)
(оборотная сторона)
-------------------------------------------------------------------
(линия отреза)
Отрывной талон к акту о назначении проверок N___
Руководитель (представитель) проверяемого субъекта малого
предпринимательства _______________________________________________
___________________________________________________________________
(Ф.И.О., телефон)
Замечания и предложения по проведенной проверке____________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Фактический срок проведения проверки "__"_____________200 г.
"__"________ 200 __ г.
_______________________________ Ф.И.О._________________
(Подпись проверяющего, дата)