Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.04.2006 N 282; от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
В целях создания Национальных реестров идентификационных номеров Республики Казахстан и перехода на единый номер физического (юридического) лица Правительство Республики Казахстан постановляет:
Сноска. В преамбулу внесены изменения постановлением Правительства РК от 14 апреля 2006 года N 282 .
1. Утвердить прилагаемую Программу перехода на единый номер физического (юридического) лица (индивидуальный идентификационный номер (бизнес-идентификационный номер) в целях создания Национальных реестров идентификационных номеров Республики Казахстан (далее - Программа).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.04.2006 N 282; от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
2. Государственным органам обеспечить реализацию мероприятий, определенных Планом по реализации Программы, и представлять Министерству юстиции Республики Казахстан информацию о ходе их исполнения по итогам полугодия, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием.
Сноска. Пункт 2 с изменениями - постановлением Правительства РК от 27 августа 2004 года N 902 ; от 14 апреля 2006 года N 282 .
3. Министерству юстиции Республики Казахстан не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять Правительству Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Программы.
Сноска. Пункт 3 с изменениями - постановлением Правительства РК от 27 августа 2004 года N 902 ; от 14 апреля 2006 года N 282 .
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К.
Сноска. Пункт 4 в новой редакции - постановлением Правительства РК от 27 августа 2004 года N 902 ; от 14 апреля 2006 года N 282 .
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 июня 2003 года N 565
Программа перехода на единый номер физического (юридического)
лица (индивидуальный идентификационный номер
(бизнес-идентификационный номер) в целях создания Национальных
реестров идентификационных номеров Республики Казахстан
Сноска. Заголовок Программы с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.04.2006 N 282; от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
Сноска. По всему тексту слова "Национальных реестров", "Национальных реестрах" заменены словами "Национальных реестров идентификационных номеров", "Национальных реестрах идентификационных номеров" постановлением Правительства РК от 14.04.2006 N 282;
аббревиатура "ИН" заменена аббревиатурой "ИИН" постановлением Правительства РК от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
1. Паспорт Программы
Наименование
Программа перехода на единый номер физического (юридического) лица (индивидуальный идентификационный номер (бизнес-идентификационный номер) в целях создания Национальных реестров идентификационных номеров Республики Казахстан (далее - Программа).
Сноска. Подраздел с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
Краткое содержание
Программой предусматривается комплекс законотворческих и организационных мероприятий по введению единой системы учета физических (юридических) лиц и создание на этой основе в Республике Казахстан Национальных реестров идентификационных номеров физических и юридических лиц. Программой охватываются концептуальные положения по структуре единого номера физического (юридического) лица и порядку перехода к применению для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе личного предпринимательства, индивидуального идентификационного номера (ИИН), а для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе совместного предпринимательства, бизнес-идентификационного номера (БИН). Также Программой охватываются вопросы координации действий министерств и ведомств по созданию условий для перехода к применению ИИН и БИН. Принятие Программы будет способствовать реализации Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573, а также Программы разбития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2002 года N 713.
Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 27.08.2004 N 902; от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
Срок реализации
2003-2007 годы.
Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 27.08.2004 N 902.
2. Введение
Сноска. Раздел 2 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 27.08.2004 N 902; от 14.04.2006 N 282.
Государственной программой формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573, предусматривается создание государственных баз данных "Физические лица" и "Юридические лица".
В ходе реализации данного поручения в рамках работы Комиссии по координации работ по формированию и развитию Национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан (далее - Комиссия по информатизации), утвержденной постановлением Правительства от 31 декабря 1998 года N 1384, было принято решение о необходимости разработки концептуальных положений, касающихся структуры единого номера, а также комплекса мер по переходу на их применение.
В связи с чем разработанная в рамках Комиссии по информатизации Концепция по присвоению единого номера физического (юридического) лица (ИИН (БИН) в целях создания и ведения Национальных реестров идентификационных номеров, включающая План мероприятий по ее реализации, была рассмотрена и одобрена на заседаниях Комиссии по информатизации от 20 января 2003 года, Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2003 года.
3. Анализ современного состояния проблемы
Сноска. Раздел 3 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.04.2006 N 282; от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
В настоящее время в Республике Казахстан используется несколько систем учета физических лиц. В частности:
для целей взимания налогов и других обязательных платежей органами Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан как физическим, так и юридическим лицам присваивается регистрационный номер налогоплательщика (РНН), имеющий 12 цифровых разрядов;
для начисления и выплаты пенсий и социальных пособий подразделениями Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан используется социальный индивидуальный код (СИК), имеющий 16 разрядов, причем в разрядах наряду с цифровыми используются буквенные значения;
для паспортного контроля Министерством юстиции Республики Казахстан используется идентификационный код гражданина (ID-код), имеющий 12 цифровых разрядов. Этот код указывается в удостоверении и (или) паспорте гражданина.
Как следствие, существует несогласованность действий органов исполнительной власти в вопросе создания ведомственных автоматизированных систем баз данных, каждая из которых строится на своем номере (коде). К примеру, налоговые органы ведут реестр налогоплательщиков; Министерством юстиции поддерживается база данных о выданных документах, удостоверяющих личность; органами транспортной полиции формируется электронная база данных зарегистрированных транспортных средств; органы социальной защиты отвечают за ведение реестров выдачи социальных пособий и другое.
Причем, зачастую, существующие ведомственные автоматизированные системы формируются на основе выработанных каждым органом методических принципов, замкнутых технологий сбора и использования персональной информации, неунифицированных информационно-лингвистических средств; содержат неактуальные данные (поскольку актуализируются только в моменты обращения граждан в соответствующие государственные органы) и не могут быть связаны между собой ввиду отсутствия общих алгоритмов их формирования и ведения, а также единого номера, который мог бы использоваться в качестве связующего "ключа" при работе с ведомственными автоматизированными системами.
Такая разобщенность в информационном взаимодействии между ведомственными системами, кроме всего прочего, вызывает неоправданные затраты на сбор и многократный ввод в государственные системы учета данных тех сведений, которые позволяют идентифицировать население. При этом тот факт, что каждый государственный орган использует свой формат реестра информации, наряду с общеизвестной проблемой неизбежного возникновения ошибок ручного ввода, в конечном счете, приводят к невозможности получения достоверной и комплексной информации.
Решение проблемы устранения несопоставимости существующих и разрабатываемых ведомственных систем учета возможно при введении единой системы учета физических (юридических) лиц: индивидуальных идентификационных номеров и бизнес-идентификационных номеров, использование которых позволит создать на их основе единые информационные системы Национальных реестров идентификационных номеров Республики Казахстан.
4. Цель и задачи Программы
Сноска. Раздел 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
Целями и задачами Программы являются:
переход к единой системе учета физических (юридических) лиц на основе введения индивидуальных идентификационных и бизнес-идентификационных номеров;
закрепление концептуальных положений по структуре индивидуального идентификационного и бизнес-идентификационного номеров;
решение проблемы несопоставимости существующих и разрабатываемых ведомственных систем учета, создание предпосылок для формирования Национальных реестров идентификационных номеров Республики Казахстан;
реализация актуализации информационных баз данных государственных органов и исключения дублирования информации;
совершенствование механизма управления и использования информационных ресурсов;
совершенствование взаимоотношений физических лиц и хозяйствующих субъектов с государственными органами на основе ускорения и упрощения проведения государственных процедур при обращении граждан и юридических лиц;
проведение мероприятий по созданию необходимой нормативной правовой базы, а также переход к применению в Республике Казахстан индивидуальных идентификационных и бизнес-идентификационных номеров.
5. Основные направления и механизмы
реализации Программы
Сноска. Раздел 5 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.04.2006 N 282; от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
1. Общие положения
Введение единого номера физического (юридического) лица в целях создания в Республике Казахстан единой информационной системы Национальных реестров идентификационных номеров необходимо проводить путем принятия законодательных актов, которые будут устанавливать основополагающие принципы и нормы, касающиеся создания и ведения Национальных реестров идентификационных номеров, процедуры взаимоотношений населения и государства по генерированию единого номера, регламент обмена данными между государственными органами в целях ведения ведомственных автоматизированных систем учета, ограничивать сферу применения единых номеров для физических лиц, содержать положения по соблюдению конфиденциальности информации, полученной государственными органами при формировании баз персональных данных, а также организации и проведения мероприятий по переходу на единый номер. Также потребуется приведение в соответствие с указанными законодательными актами действующих нормативных правовых актов Республики Казахстан.
В качестве наименований единого номера физического (юридического) лица предлагается использовать следующее:
индивидуальный идентификационный номер (ИИН) - для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе личного предпринимательства;
бизнес-идентификационный номер (БИН) - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе совместного предпринимательства.
ИИН (БИН) должен представлять собой последовательность символов, позволяющую однозначно зарегистрировать физическое (юридическое) лицо в Национальных реестрах идентификационных номеров населения и юридических лиц (Национальных реестрах идентификационных номеров ИИН и БИН).
ИИН (БИН) присваивается в соответствии с заданным алгоритмом генерирования. При этом под генерированием ИИН (БИН) понимается процедура формирования единого номера и проставления его в соответствующих документах.
ИИН присваивается один раз, при изменении сведений, входящих в структуру ИИН, индивидуальный идентификационный номер остается неизменным. В Национальных реестрах идентификационных номеров ведется история изменений сведений, входящих в структуру ИИН (БИН), а также накапливается информация о произведенных перерегистрациях и аннулированиях ранее присвоенных ИИН (БИН).
ИИН (БИН) должен быть уникальным, повторение ИИН (БИН) недопустимо. Сфера применения ИИН строго ограничивается законодательством. ИИН (БИН) используется в качестве "ключа" для создания и ведения информационных систем центральных государственных органов и их ведомств путем "привязки" к ИИН (БИН) специализированных баз данных государственных органов.
Порядок и условия присвоения ИИН (БИН) определяются законодательством Республики Казахстан.
Центральные исполнительные органы обязаны принимать меры по обеспечению конфиденциальности информации по единой системе Национальных реестров идентификационных номеров ИИН и БИН в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Структура ИИН (БИН)
За основу структуры ИИН предлагается взять двенадцатизначный идентификационный код гражданина, используемый в настоящее время Министерством юстиции Республики Казахстан. По информации Министерства юстиции похожие структуры кода применяются в Дании, Финляндии, Японии, Германии, США, Франции, Кувейте, Малайзии, Мальте, Ботсване, Кипре, Египте, Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии и других странах. В Казахстане данный код используется с 1997 года.
Преимущество этого кода заключается в его хорошей запоминаемости и информативности для физических лиц, поскольку в структуре действующего идентификационного кода гражданина присутствуют в определенной комбинации известные гражданину сведения, такие как дата, месяц и год рождения, а также пол и век физического лица.
При разработке структуры БИН предлагается использовать двенадцатиразрядный код, контрольный разряд которого будет рассчитываться аналогично расчету контрольного разряда ИИН.
В структуре ИИН (БИН) предлагается использовать только цифровые значения. Структура представляет собой характеристику последовательности цифр слева направо. Для удобства описания несколько разрядов, имеющих сходную и (или) одинаковую характеристику, могут быть объединены в один фасет.
3. Алгоритм генерирования ИИН
Предлагается следующий алгоритм генерирования ИИН:
1) первый фасет - содержит 6 разрядов (с а 1 по а 6 ) и характеризует год (две последние цифры), месяц и дату рождения физического лица;
2) второй фасет - содержит 1 (а 7 ) разряд и характеризует пол физического лица и век его рождения. Причем при определении значения разряда для мужчин используются нечетные цифры, а для женщин - четные цифры.
Конкретные значения данного разряда выглядят следующим образом:
1 - для мужчин, родившихся в 19 веке;
2 - для женщин, родившихся в 19 веке;
3 - для мужчин, родившихся в 20 веке;
4 - для женщин, родившихся в 20 веке;
5 - для мужчин, родившихся в 21 веке;
6 - для женщин, родившихся в 21 веке.
Следовательно, в данном разряде имеются резервные значения 7, 8, 9 и 0;
3) третий фасет - содержит 4 разряда (с а 8 по а 11 ) и характеризует порядковый номер регистрации в системе. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан максимальное количество родившихся в один день (начиная с 1999 года) - 1229 человек, поэтому 4 знака для порядкового номера регистрации вполне достаточно. Порядковый номер регистрации проставляется сплошной нумерацией в рамках одной группы (года рождения);
4) четвертый фасет - содержит 1 разряд (а 12 ) и является контрольным разрядом ИИН. Алгоритм расчета контрольного разряда ИИН приведен в параграфе 5 главы 5 Программы.
Таким образом, структура ИИН будет выглядеть образом (здесь и далее а i - значение i-го разряда):
___________________________________________________________________
а 1 а 2 а 3 а 4 а 5 а 6 ! а 7 ! а 8 а 9 а 10 а 11 ! а 12
-------------------------------------------------------------------
Последние две Пол физического лица Порядковый Контрольный
цифры года, месяц, и век его рождения: номер разряд
дата рождения для мужского пола: регистрации
физического лица 1-19 век, 3 - 20 век,
5 - 21 век;
для женского пола:
2 - 19 век, 4 - 20 век,
6 - 21 век.
Резервные значения
7, 8, 9 и 0
--------------------------------------------------------------------
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в форме личного предпринимательства (далее - ИП(Л)), будут использовать ИИН, который был присвоен физическому лицу при рождении.
4. Алгоритм генерирования БИН
Сноска. Подраздел 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 01.03.2005 N 188.
Предлагается следующий алгоритм генерирования БИН:
1) первый фасет - содержит 4 разряда (с а 1 по а 4 ) и характеризует год (две последние цифры) и месяц регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на основе совместного предпринимательства (далее - ЮЛ или ИП(С));
2) второй фасет - содержит 1 разряд (а 5 ) и характеризует тип ЮЛ или ИП(С). Кроме того, алгоритм задания значения данного разряда также используется для исключения возможности совпадения БИН с ИИН.
Поскольку в структуре ИИН а 5 (пятый разряд) означает первую цифру даты рождения, то, учитывая, что дата рождения может начинаться только с 0, 1, 2 или 3 (например, 01, 11, 21, 31), обязательным условием в генерировании в структуре БИН а 5 (пятого разряда) будет исключение использования цифр 0, 1, 2 и 3.
Предлагается использовать следующие конкретные значения данного разряда:
4 - для юридических лиц-резидентов;
5 - для юридических лиц-нерезидентов;
6 - для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе совместного предпринимательства.
Следовательно, в данном разряде имеются резервные значения 7, 8 и 9;
3) третий фасет - содержит 1 разряд (а 6 ) и характеризует специальный признак, являющийся дополнительной детализацией разряда а 5 :
0 - признак головного подразделения ЮЛ или ИП(С);
1 - признак филиала ЮЛ или ИП(С);
2 - признак представительства ЮЛ или ИП(С);
4 - признак крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность на основе совместного предпринимательства;
4) четвертый фасет - содержит 5 разрядов (с а 7 по а 11 ) и характеризует порядковый номер регистрации в системе ЮЛ или ИП(С), а также их структурных подразделений;
5) пятый фасет - содержит 1 разряд (а 12 ) и является контрольным разрядом БИН. Алгоритм расчета контрольного разряда БИН приведен в параграфе 5 главы 5 Программы и аналогичен расчету контрольного разряда ИИН.
Таким образом, структура БИН будет выглядеть следующим образом:
____________________________________________________________________
а 1 а 2 ! а 5 ! а 6 ! а 7 а 8 а 9 а 10 а 11 ! а 12
а 3 а 4 ! ! ! !
--------------------------------------------------------------------
Последние Тип Специальный Порядковый Контроль-
две цифры налогоплательщика: признак номер ный
года и 4 - юридические (дополнитель- регистрации разряд
месяц ре- лица-резиденты; ная детализа- ЮЛ или ИП(С),
гистрации 5 - юридические ция разряда а также их
ЮЛ или лица- а 5 ): структурных
ИП (С) нерезиденты; 0 - головное подразделе-
6 - индивидуаль- подразделение; ний
ные предпринима- 1 - филиал;
тели на основе 2 - предста-
совместного вительство;
предприниматель-
ства.
Не использовать
в целях исключе-
ния совпадения 4 - крестьян-
с ИИН цифры ское (фермер-
0, 1, 2, 3. ское) хозяйст-
Резервные во на основе
значения 7, 8 и 9 совместного
предпринима-
тельства
--------------------------------------------------------------------
5. Алгоритм расчета значения контрольного разряда
Сноска. Подраздел 5 в редакции постановления Правительства РК от 30.04.2007 N 352 (вводится в действие с 13.08.2010).
В целях осуществления контроля и снижения ошибок клавиатурного ввода в составе ИИН (БИН) предусматривается наличие контрольного 12-го разряда, при расчете которого будет использоваться следующий алгоритм в два цикла:
a12=(a1*b1+a2*b2+a3*b3+a4*b4+a5*b5+a6*b6+a7*b7+a8*b8+a9*b9+a10*b10+a11*b11)mod 11,
где: ai - значение i-гo разряда;
bi - вес i-гo разряда.
разряд ИИН: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
вес разряда: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11.
1. Если полученное число равно 10, то расчет контрольного разряда производится с другой последовательностью весов:
разряд ИИН: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
вес разряда: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2.
2. Если полученное число также равно 10, то данный ИИН не используется.
3. Если полученное число имеет значение от 0 до 9, то данное число берется в качестве контрольного разряда.
6. Механизм и сфера применения ИИН (БИН)
Сноска. Подраздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 01.03.2005 N 188.
ИИН будет присваиваться физическим лицам-гражданам Республики Казахстан при рождении человека (выдаче свидетельства о рождении), а затем "сопровождать" его по всей жизни:
при получении удостоверения личности или паспорта;
при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет;
при удержании и перечислении обязательных пенсионных взносов;
при регистрации объектов недвижимости и транспортных средств;
при открытии счетов в учреждениях банков;
при получении документов разрешительного характера (лицензии, патенты, водительские удостоверения, разрешения на загрязнение, водопотребление и прочее);
при получении документов регистрационного характера (свидетельство индивидуального предпринимателя, регистрация в качестве участников внешнеэкономической деятельности и прочее);
при получении военного билета, удостоверения личности офицера (прапорщика);
при таможенном оформлении;
другое.
Присвоение ИИН будет производиться физическим лицам-нерезидентам, прибывающим в Республику Казахстан и подлежащим регистрации в миграционной службе.
Кроме того, требуется присвоение ИИН физическим лицам-нерезидентам, физически отсутствующим в Республике Казахстан, но имеющим в Республике Казахстан объекты налогообложения.
Присвоение БИН юридическим лицам будет производиться при государственной регистрации. При этом данная процедура также будет производиться и при учетной регистрации филиалов и представительств юридического лица.
Процедура присвоения БИН будет проводиться и в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе совместного предпринимательства.
Кроме того, в случае изменений сведений, входящих в структуру бизнес-идентификационного номера, производится процедура перерегистрации с присвоением нового БИН. При этом в Национальных реестрах идентификационных номеров ведется история всех изменений как по ИИН, так и по БИН, в том числе в части присвоения ИИН (БИН), изменения сведений, входящих в структуру БИН, а также аннулирования ИИН (БИН).
Конкретные механизмы присвоения ИИН (БИН), а также определение государственных органов, ответственных за проведение процедур регистрации и присвоения ИИН (БИН), необходимо рассматривать с точки зрения минимизации государственных расходов и создания максимально удобных условий для физических и юридических лиц.
Основным требованием, которое должно быть соблюдено в целях исключения дублирования ИИН (БИН), является обязательность присвоения ИИН (БИН) в режиме "on-line" путем обращения к централизованной базе данных ИИН (БИН). Поэтому потребуется реализовать возможность функционирования регистрационной системы на районном уровне. ИИН может успешно использоваться при реализации Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек посредством распространения микропроцессорной технологии на удостоверении личности, которое будет представлять собой smart-карточку с фотографией физического лица и ИИН. Такая карточка-удостоверение может использоваться не только для хранения регистрационных сведений, но и применяться как электронный кошелек, в памяти которого будет информация об остатках на текущих банковских счетах, о пенсионных накоплениях, данные по социальному, обязательному медицинскому страхованию, об исполнении налоговых обязательств и прочее.
7. Переход на ИИН (БИН)
Введение ИИН и БИН целесообразно произвести с определенной даты, определив при этом временной лаг, предшествующий переходу на ИИН и БИН, в ходе которого необходимо будет реализовать ряд подготовительных мероприятий.
В частности, требуется проведение работы по обеспечению нормативной базы, включающей в себя как разработку и принятие Законов "О Национальных реестрах идентификационных номеров", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Национальных реестров идентификационных номеров", так и подготовку и принятие постановлений Правительства Республики Казахстан по реализации данных законопроектов и приведение ведомственных актов в соответствие с принятыми законопроектами.
Также предлагается, начиная с определенной даты, в течение так называемого "переходного" периода параллельно вести процессы:
выдачи свидетельств о рождении, документов, удостоверяющих личность, свидетельств налогоплательщика, свидетельств о государственной (учетной) регистрации юридического лица и свидетельств о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием ИИН (БИН) (далее - документы, в которых указывается ИИН (БИН) физическим и юридическим лицам, обратившимся в регистрирующие органы для получения таких документов в первый раз;
выдачи "новых" документов, в которых указывается ИИН (БИН), взамен "старых" физическим и юридическим лицам, обратившимся в регистрирующие органы для перерегистрации.
До "переходного" периода следует подготовить и провести пилотное внедрение программных продуктов, обеспечивающих создание и ведение Национальных реестров идентификационных номеров ИИН и БИН, а также определить уполномоченные органы, ответственные за ведение Национальных реестров идентификационных номеров.
Государственным органам потребуется время для доработки программного обеспечения ведомственных информационных систем.
В частности, налоговые органы и подразделения Министерства труда и социальной защиты населения в течение подготовительного периода должны будут провести работу по "привязке" присвоенных ИИН к ранее присвоенным РНН и СИК.
Аналогичную работу по присвоению БИН и "привязке" их к ранее присвоенным РНН необходимо будет провести по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на основе совместного предпринимательства.
Определенную работу необходимо будет провести и в банковской системе. Так, необходимо будет внести изменения в форму платежных документов и, соответственно, программное обеспечение по обслуживанию платежей, в том числе по проверке корректности ИИН и БИН.
Мероприятия в части проведения работ в области информатизации будут осуществляться в рамках Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан.
И, наконец, следует тщательно подойти к вопросу о проведении информационных мероприятий. Необходимо приложить все усилия, чтобы население было широко информировано о предпринимаемых
подготовительных действиях государственных органов. Сроки, последовательность проводимых решений должны быть спланированы так, чтобы переход на ИИН прошел по возможности плавно и не доставил особых неудобств населению.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, финансирования из средств государственного бюджета не потребует.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Реализация Программы позволит осуществить переход к применению единого номера физического (юридического) лица, что, в конечном счете, будет способствовать реализации задачи создания в Республике Казахстан Национальных реестров идентификационных номеров физических и юридических лиц как общегосударственной системы учета.
Концептуальные основы создания и ведения Национальных реестров на основе единого номера физического (юридического) лица; порядка и сроков присвоения единого номера, выдачи соответствующих подтверждающих документов; регламентации порядка и установления сроков проведения процедур "перерегистрации" для физических (юридических) лиц, имеющих документы без указания единого номера; приведения в соответствие с принимаемыми законопроектами действующих нормативных правовых актов получат необходимое правовое обоснование.
Государство получит возможность совершенствования механизма управления и использования информационных ресурсов. Государственные исполнительные органы смогут, обращаясь к единой общегосударственной базе Национальных реестров идентификационных номеров, формировать свои ведомственные системы учета, решать задачи актуализации информационных баз данных государственных органов и исключения дублирования информации, что в конечном счете будет способствовать укреплению социально-экономического положения и обеспечению национальной безопасности государства.
Реализация Программы будет способствовать совершенствованию взаимоотношений физических лиц и хозяйствующих субъектов с государственными органами на основе ускорения и упрощения проведения государственных процедур при обращении граждан и юридических лиц, что положительным образом отразится в том числе и на развитии деловой активности предпринимателей.
Создание единых информационных систем Национальных реестров идентификационных номеров на основе использования в качестве связующего звена ИИН (БИН) будет способствовать снижению трудозатрат государственных служащих на ввод информации за счет исключения многократного ввода полученной от населения информации, решит проблему несопоставимости существующих и разрабатываемых ведомственных систем учета.
8. План мероприятий по реализации Программы
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 7 января 2004 г. N 13; от 27 августа 2004 года N 902; от 14 апреля 2006 года N 282.
____________________________________________________________________
N ! Мероприятие ! Форма ! Ответственный ! Срок !Пред-!Ис-
п/п! !завершения! за исполнение !исполнения!пола-!точ-
! ! ! (реализацию) !(реализа- !гае- !ник
! ! ! ! ции) !мые !фи-
! ! ! ! !рас- !нан-
! ! ! ! !ходы !сиро
! ! ! ! ! !ва-
! ! ! ! ! !ния
--------------------------------------------------------------------
1. Разработка, Проекты Министерство до 1
согласование и законов юстиции, августа
внесение Министерство 2006 года
в Парламент финансов,
Республики Агентство по
Казахстан информатизации
проектов и связи,
Законов Министерство
Республики внутренних дел,
Казахстан: Министерство
1) "О Национальных охраны окружаю-
реестрах идентифи- щей среды, Минис-
кационных номеров" терство сельского
2) "О внесении хозяйства, Минис-
изменений и допол- терство транспорта
нений в некоторые и коммуникаций,
законодательные Министерство
акты Республики труда и социаль-
Казахстан по вопросам ной защиты насе-
Национальных реестров ления, Министер-
идентификационных ство энергетики
номеров" и минеральных
(Кодекс ресурсов,
Респуб- Министерство
лики иностранных дел,
Казахстан Министерство
"О налогах и индустрии и
других торговли Респуб-
обязатель- лики Казахстан,
ных Национальный
платежах Банк Республики
в бюджет", Казахстан (по
Кодекс согласованию),
Республики Агентство по стати-
Казахстан тистике,
"Об Агент-
админи- ство по
стративных управле-
правона- нию земельными
рушениях", ресурсами,
Закон Комитет тамо-
Республики женного контроля
Казахстан "Об Министерства финансов
индивидуальном Республики Казахстан
предприниматель-
стве").
2. Разработка Министерство В течение
под- Проекты юстиции, 3-х меся-
законных норма- постанов- Министерство цев после
тивных лений финансов, принятия
правовых Прави- Агентство по законов
актов в тельства информатизации
реализацию Респуб- и связи, Минис-
Законов лики терство внут-
Республики Казахстан ренних дел,
Казахстан Министерство
"О Национальных охраны окружаю-
реестрах щей среды,
идентификационных Министерство
номеров", "О сельского
внесении изменений хозяйства,
и дополнений в Министерство
некоторые законо- транспорта и
дательные акты коммуникаций,
Республики Казахстан Министерство
по вопросам труда и социа-
Национальных реестров льной защиты
идентификационных населения,
номеров" Министерство
энергетики и
минеральных
ресурсов,
Министерство
иностранных дел
Республики
Казахстан,
Национальный
Банк Республики
Казахстан (по
согласованию),
Агентство по
статистике,
Агентство
по управлению
земельными ресур-
сами, Комитет
таможенного контроля
Министерства финансов
Республики
Казахстан
3. Приведение в Ведомст- Министерство
соответствие с венные юстиции,
Законом Респуб- акты Министерство
лики Казахстан финансов, В течение
"О Национальных Агентство по 3-х меся-
реестрах иденти- информатизации цев после
фикационных и связи, Минис- принятия
номеров" и терство внутрен- законов
Законом Республики них дел, Минис-
Казахстан "О терство охраны
внесении изменений окружающей среды,
и дополнений в Министерство
некоторые законо- сельского хозяй-
дательные акты ства, Министерство
Республики Казахстан транспорта
по вопросам и ком-
Национальных реестров муникаций,
идентификационных Минис-
номеров" терство
ведомственных актов. труда и
(Постановления социальной
Правления защиты
Национального населения,
Банка Минис-
Республики терство энергети-
Казахстан ки и минеральных
"Об ресурсов, Минис-
утверждении терство обороны
Правил Республики Казах-
использо- стан, Национальный
вания платежных Банк Республики
документов и Казахстан (по
осуществления согласованию),
безналичных Агентство по
платежей и пере- статистике,
водов денег на Агентство
территории по управлению
Республики земельными
Казахстан", ресур-
"Об утверждении сами,
Правил осущест- Комитет
вления безналич- таможенного конт-
ных платежей роля Министерства
между клиентом финансов Республики
и обслуживающим Казахстан
его банком",
Приказ Министра
государственных
доходов Респуб-
лики Казахстан
"Об утверждении
Правил государ-
ственной регист-
рации и регист-
рационного учета
налогоплатель-
щиков Республики
Казахстан").
4. Освещение в Публика- Министерство Со дня введения
средствах массо- ции в юстиции, в действие Закона
вой информации СМИ, выс- Министерство Республики
работы по созда- тупления финансов, Казахстан "О
нию и ведению на теле- Министерство Национальных
Национальных видении культуры и реестрах иденти-
реестров и радио информации фикационных номеров"
идентификаци- Республики
онных номеров Казахстан,
и переходу на заинтересован-
единый номер ные государ-
(ИИН (БИН). ственные
органы
5 Проведение Выдача Министерство В сроки, указанные
процедур прис- докумен- юстиции, в Законе Республики
воения ИИН (БИН) тов с Министерство Казахстан "О
и выдачи доку- указанием внутренних Национальных
ментов с указа- ИИН (БИН) дел, Минис- реестрах идентифи-
нием ИИН (БИН), терство кационных номеров"
а также пере- иностранных
регистрации и дел, Министер-
замены ранее ство финансов
выданных доку- Республики
ментов. Казахстан
6 Переход на Внедрение Министерство В соответствии
полное внедрение системы юстиции, с Законом
системы примене- Министерство Республики
ния ИИН (БИН). транспорта и Казахстан "О
коммуникаций, Национальных
Агентство по реестрах
информатизации идентифика-
и связи, ционных номеров"
Министерство
внутренних дел,
Министерство
финансов,
Министерство
охраны окружаю-
щей среды,
Министерство
сельского
хозяйства,
Министерство
труда и социаль-
ной защиты насе-
ления, Министер-
ство энергетики
и минеральных
ресурсов,
Министерство
иностранных дел
Республики
Казахстан,
Национальный
Банк Республики
Казахстан (по
согласованию),
Агентство по
статистике,
Агентство
по управлению
земельными ресур-
сами, Комитет
таможенного конт-
роля Министерства
финансов Республики
Казахстан
-------------------------------------------------------------------