В целях дальнейшей реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2000 года N 1095, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 мая 2002 года N 489 "Об утверждении Плана мероприятий на 2002 год по реализации Отраслевой программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Отраслевую программу повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2003-2005 годы (далее - Программа).
2. Ежегодно к 1 февраля и к 1 августа представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы:
Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан - по республиканской собственности;
акимам областей, городов Астаны и Алматы - по коммунальной собственности. <*>
Сноска. Пункт 2 - в редакции постановления Правительства РК от 31 мая 2005 г. N 538 .
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Есимова А.С. <*>
Сноска. Пункт 3 - в редакции постановления Правительства РК от 31 мая 2005 г. N 538 .
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 3 февраля 2003 года N 118
Отраслевая программа повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2003-2005 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программы Отраслевая Программа повышения
эффективности управления
государственным имуществом и
приватизации на 2003-2005 годы
Основание для разработки Программа Правительства Республики
Программы Казахстан на 2002-2004 годы,
утвержденная Указом Президента
Республики Казахстан от 28 марта
2002 года N 827, Концепция
управления государственным
имуществом и приватизации в
Республике Казахстан, одобренная
постановлением Правительства
Республики Казахстан от 21 июля 2000
года N 1095
Основной разработчик Комитет государственного имущества и
Программы приватизации Министерства финансов
Главная цель Повышение эффективности управления
Программы государственным имуществом
Основные задачи Программы Совершенствование системы управления
государственным имуществом и
усиление контроля за его эффективным
использованием
Источники финансирования Программа не требует финансирования
Программы из государственного бюджета
Срок реализации 2003-2005 годы
2. Введение
Принятие мер по стабилизации экономики в стране, цели и задачи, определенные Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, требуют дальнейшего совершенствования подходов в управлении и распоряжении государственным имуществом.
В ходе реализации Отраслевой программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2001 года N 880, сделан важный шаг по совершенствованию законодательной базы по вопросам управления государственным имуществом: принят Закон Республики Казахстан от 21 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного имущества".
Внесение изменений в законодательные акты по вопросам государственного имущества, установление разграничений и конкретизация полномочий субъектов управления объектами государственной собственности, также обуславливают необходимость определения дальнейших целей, задач и методов управления объектами государственного имущества различными субъектами управления, разработки ряда нормативных правовых актов в реализацию вышеуказанного Закона.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Программой Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 марта 2002 года N 827, а также в целях дальнейшей реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2000 года N 1095.
В Программе предусматривается осуществление комплекса мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы управления государственным имуществом;
усиление контроля за эффективным использованием государственного имущества;
формирование стратегии управления отдельными объектами государственной собственности, контроль и регулирование развития стратегических отраслей экономики;
совершенствование учета государственного имущества;
осуществление приватизации государственного имущества в соответствии с интересами государства;
совершенствование постприватизационного контроля.
3. Анализ современного состояния управления государственным имуществом и приватизации
3.1. Законодательная база управления государственным
имуществом
В целях совершенствования управления государственным имуществом, реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации принят Закон Республики Казахстан от 21 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества" (далее - Закон).
Законом внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 года "Об акционерных обществах", Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 года N 2335 "О государственном предприятии", Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 года N 2721 "О приватизации".
Основные изменения связаны с необходимостью определения в качестве субъекта права государственной собственности по отношению к государственному имуществу единого уполномоченного органа с учетом разделения государственной собственности на республиканскую и коммунальную.
В Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 года N 2335 "О государственном предприятии" (далее - Указ "О государственном предприятии") внесены изменения в части разграничения функций субъекта права государственной собственности и органа государственного управления по отношению к государственным предприятиям; внесены дополнения, направленные на усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий со стороны органов государственного управления путем расширения их полномочий, а также дополнения, направленные на ужесточение требований к руководителям государственных предприятий с целью повышения их ответственности.
Существовавшее до принятия Закона право государственных предприятий отчуждать закрепленное за ними имущество в виде основных средств и долей в уставных капиталах юридических лиц, а также возможность использования полученных денежных средств от реализации этого имущества по своему усмотрению нарушало интересы государства как собственника и влекло неконтролируемый процесс отчуждения государственного имущества. Согласно Закону имущество государственных предприятий, относящееся к основным средствам, будет продаваться только на основании решения государственного органа, уполномоченного распоряжаться государственным имуществом, а в отдельных случаях - по решению Правительства Республики Казахстан. При этом средства от приватизации этого имущества направляются в государственный бюджет.
Изменение в Законе Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" обусловлено необходимостью введения запрета на участие государственных предприятий в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью.
Основные изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 года "Об акционерных обществах":
установление запрета для государственных учреждений выступать в качестве учредителей или участников (акционеров) общества;
расширение и укрепление прав обладателя "золотой акции": возможность наложения вето на решения общего собрания, правления и совета директоров акционерного общества, что является для государства, при условии обладания "золотой акцией", дополнительным способом контроля, в том числе постприватизационного, так как согласно принятым изменениям право вето, удостоверенное "золотой акцией", передаче не подлежит;
предусмотрение обязательного утверждения советом директоров общества, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, за исключением национальных компаний, среднесрочных и текущих (годовых) планов финансово-хозяйственной деятельности общества;
закрепление за исполнительным органом общества обязанности представления в установленные сроки прогнозных показателей размеров дивидендов на государственный пакет акций государственному органу, осуществляющему права владения и пользования указанными акциями;
наделение членов совета директоров общества правом привлечения независимых экспертов, консультантов при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции совета директоров.
В целях совершенствования процессов приватизации в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 года "О приватизации" N 2721 (далее - Указ "О приватизации") Законом введены дополнительные виды торгов, принятые в мировой практике: конкурс путем двухэтапных процедур (далее - конкурс), продажа производных ценных бумаг.
Конкурс будет проводится в два этапа с участием квалифицированного финансового советника и является наиболее приемлемым способом приватизации крупных стратегически важных
объектов, поскольку способствует установлению конкуренции между потенциальными покупателями (инвесторами). Данный вид торгов позволит в ходе проведения переговоров с инвесторами улучшить ранее предложенные условия продажи объектов и осуществить выбор победителя на качественной основе.
Осуществление продажи производных ценных бумаг направлено на:
расширение круга потенциальных инвесторов;
повышение имиджа казахстанских компаний на международном рынке капитала.
Кроме того, условия, требуемые от компаний при размещении производных ценных бумаг, будут способствовать обеспечению прозрачности их деятельности, а значит, минимизации степени риска инвесторов.
В связи с тем, что действующие ранее положения Указа "О приватизации" о порядке продажи объектов государственной собственности не отражали особенности организации и проведения биржевых торгов, нормы Указа "О приватизации" о продаже на фондовой бирже ценных бумаг, принадлежащих государству, дополнены и выделены в отдельную статью.
В целях повышения эффективности контроля за исполнением покупателями объектов государственной собственности обязательств в соответствии с условиями договоров купли-продажи в Указ "О приватизации" принято изменение, направленное на обеспечение надлежащего исполнения покупателями взятых на себя обязательств.
Одним из главных рычагов эффективного управления государственным имуществом, безусловно, является наличие актуальной правовой базы. Проведение ревизии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления и распоряжения государственным имуществом (как по республиканской, так и по коммунальной собственности) на соответствие требованиям действующего законодательства, является первостепенной задачей в сфере управления государственной собственностью.
3.2. Управление государственными предприятиями
По состоянию на 1 января 2003 года общее количество республиканских государственных предприятий составило 451 предприятие, в том числе на праве хозяйственного ведения - 165 предприятий, на праве оперативного управления - 286 предприятий. Общее количество коммунальных государственных предприятий на эту же дату составило 5 380 предприятий, из них 998 предприятий на праве хозяйственного ведения и 4382 - на праве оперативного управления.
В соответствии с Указом "О государственном предприятии" поименные перечни государственных предприятий утверждаются: по республиканским государственным предприятиям - Правительством Республики Казахстан, по коммунальным государственным предприятиям -
местными исполнительными органами.
Данные по поступлениям части чистого дохода в государственный бюджет за период с 2000 - по 2002 годы выглядят следующим образом:
____________________________________________________________________
! Поступление части чистого дохода государственных
Период ! предприятий в государственный бюджет, тыс.тенге
!----------------------------------------------------------
! Всего ! Республиканский ! Местные бюджеты
! ! бюджет !
!---------------------------------------------------------
! План ! Факт ! План ! Факт ! План ! Факт
--------------------------------------------------------------------
2000 г 55 700 67 775 55 700 55 098 - 12 677
2001 г 452 063 382 703 390 645 331 231 61 418 51 472
2002 г 528 078 636 934 500 895 576 706 27 183 60 228
--------------------------------------------------------------------
Из вышеприведенных показателей видно, что в результате реализации программных мероприятий, направленных на повышение эффективности управления государственными предприятиями, происходит значительное увеличение поступлений в государственный бюджет части чистого дохода государственных предприятий. Так, в 2001 году размер отчислений в бюджет части чистого дохода государственных предприятий в сравнении с 2000 годом увеличился почти в 6 раз - с 68 млн. тенге до 383 млн. тенге. На 2002 год предусмотрено отчислений в государственный бюджет части чистого дохода государственных предприятий в размере 528 млн. тенге, на 1 января 2003 года сумма отчислений в бюджет части чистого дохода составила 637 млн. тенге, что составило 121 % годового плана.
По итогам 2001 года 102 республиканских государственных предприятия получили чистый доход в сумме 20 944 млн. тенге. При этом в 2002 году в доход республиканского бюджета поступило отчислений части чистого дохода республиканских государственных предприятий в сумме 576,7 млн. тенге. Необходимо отметить, что большую часть получаемого республиканскими государственными предприятиями чистого дохода (86,8%) составляют доходы трех республиканских государственных предприятий: РГП "Казахстан темир жолы" (74% или 15 524 млн. тенге), РГП "Казаэронавигация" (7,7% или 1 615 млн. тенге) и РГП "Актауский морской торговый порт" (5% или 1 045 млн. тенге), являющиеся национальными компаниями. Вместе с тем национальные компании РГП "Казахстан темир жолы", РГП "Актауский морской торговый порт" освобождены от перечислений в республиканский бюджет части чистого дохода в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан. Кроме того, 36 республиканских государственных предприятий по итогам 2001 года допустили убытки в сумме 16 271 млн. тенге.
По итогам 2001 года 405 коммунальных государственных предприятий получили чистый доход в сумме 1 183 млн. тенге, при этом в 2002 году в местные бюджеты поступило отчислений части чистого дохода коммунальных государственных предприятий в сумме 60,2 млн. тенге или 5% от суммы полученного ими в 2001 году чистого дохода. 698 предприятий допустили убытки в сумме 2 420 млн. тенге.
Несмотря на общий уровень увеличения поступлений в государственный бюджет части чистого дохода государственных предприятий, поступления от прибыли государственных предприятий все еще остаются незначительными по сравнению с получаемым ими чистым доходом. Кроме того, большинство коммунальных государственных предприятий являются убыточными, что отчасти связано с неэффективным управлением, отсутствием должного контроля со стороны местных органов государственного управления. В ближайший период необходимо четко обозначить позицию государства по отношению к убыточным и низкодоходным государственным предприятиям: определить целесообразность их нахождения в статусе государственных предприятий с учетом интересов государства и возложенных на них задач, рассмотреть возможность преобразования в иные организационно-правовые формы юридических лиц или ликвидировать. Вместе с тем следует усилить контроль со стороны органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, повысить ответственность руководителей государственных предприятий за их финансовое состояние.
3.3. Управление юридическими лицами с участием
государства в уставном капитале
По состоянию на 1 января 2003 года в государственной собственности находились пакеты акций и доли участия 499 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью (далее - товариществ), из них в республиканской собственности - 219 акционерных обществ и товариществ, в коммунальной собственности - 280 акционерных обществ и товариществ.
Данные по поступлениям дивидендов на государственные пакеты акций в государственный бюджет за период с 2000 - по 2002 годы выглядят следующим образом:
____________________________________________________________________
! Поступление дивидендов на пакеты акций, являющихся
Период! государственной собственностью, тыс.тенге
!-------------------------------------------------------------
! Всего ! Республиканский ! Местные бюджеты
! ! бюджет !
!-------------------------------------------------------------
! План ! Факт ! План ! Факт ! План ! Факт
--------------------------------------------------------------------
2000 г 1 278 536 1 251 893 1 142 200 1 169 485 136 336 82 408
2001 г 5 929 368 6 062 629 5 859 889 6 006 545 69 479 56 084
2002 г 5 849 833 6 909 943 5 800 000 6 787 339 49 833 122 604
--------------------------------------------------------------------
Из приведенных показателей видно, что в 2001 году по сравнению с предыдущим годом произошло значительное увеличение поступлений в государственный бюджет дивидендов на государственные пакеты акций (почти на 5 млрд. тенге). Необходимо отметить, что данный результат связан с увеличением поступлений дивидендов на пакеты акций, являющихся республиканской собственностью, в местные бюджеты сумма поступлений дивидендов на пакеты акций, являющихся коммунальной собственностью, снизилась на 32%. В 2002 году предусмотрены поступления в государственный бюджет дивидендов на государственные пакеты акций в размере 5 850 млн. тенге, на 1 января 2003 года сумма поступлений по данному показателю в государственный бюджет составила 6 910 млн. тенге или 118% годового плана. При этом значительную долю в общей сумме поступлений дивидендов на государственные пакеты акций составляет доля таких крупных промышленных компаний, как ЗАО "НК "КазМунайГаз" (100% ГПА) - 25% или 1 742,5 млн. тенге, ОАО "CNPC-Актюбемунайгаз" (25,2% ГПА) - 21% или 1 440,8 млн. тенге и ОАО "Корпорация "Казахмыс" (24,65% ГПА) - 18% или 1 260,1 млн. тенге.
По итогам 2001 года 85 акционерных обществ (товариществ), государственные пакеты акций (доли участия) которых находятся в республиканской собственности, получили чистый доход в сумме 52 433 млн. тенге, при этом в доход республиканского бюджета в 2002 году перечислено дивидендов на государственные пакеты акций в сумме 6 787 млн. тенге, что составляет 13% от суммы полученного ими в 2001 году чистого дохода. 67 акционерных обществ (товариществ) с участием государства в уставном капитале допустили убытки в сумме 16 080 млн. тенге.
По итогам 2001 года 74 акционерных общества (товарищества), государственные пакеты акций (доли участия) которых находятся в коммунальной собственности, получили чистый доход в сумме 871,1 млн. тенге, при этом в местные бюджеты в 2002 году перечислено дивидендов на государственные пакеты акций в сумме 122,6 млн. тенге или 14% от суммы полученного в 2001 году чистого дохода. 163 акционерных общества (товарищества) с участием государства в уставном капитале (коммунальная собственность) допустили убытки в сумме 3 521 млн. тенге.
Вышеприведенные результаты свидетельствуют о недостаточно эффективном контроле за результатами финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (товариществ), государственные пакеты акций (доли участия) которых находятся в республиканской собственности, со стороны государственных органов, осуществляющих права владения и пользования данными пакетами акций (долями участия) (министерств, ведомств, агентств, иных уполномоченных на это центральных государственных органов), и низкой организации контроля и планирования со стороны местных исполнительных органов, в ведении которых находятся пакеты акций (доли участия) коммунальной собственности.
3.3.1. Особенности управления национальными компаниями
По состоянию на 1 января 2003 года количество национальных компаний составило 13 юридических лиц, из них 11 являются акционерными обществами, 2 - республиканскими государственными предприятиями.
Национальные компании создаются по решению Правительства Республики Казахстан в стратегически важных отраслях, составляющих основу национальной экономики.
В связи с тем, что к национальным компаниям отнесены как акционерные общества, так и государственные предприятия, основными нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность являются Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 года "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах") и Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 года N 2335 "О государственном предприятии".
Национальные компании ежегодно разрабатывают планы своего развития сроком на три года на скользящей основе (далее - Планы развития). Планы развития разрабатываются в рамках действующей системы индикативного планирования, предусматривающей включение основных направлений и прогноза основных показателей развития национальных компаний в Индикативный план социально-экономического развития Республики Казахстан. Планы развития утверждаются Правительством Республики Казахстан.
В целях усиления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью национальных компаний Правительством Республики Казахстан приняты постановления:
от 28 февраля 2001 года N 290 "О мерах по организации эффективного управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью некоторых акционерных обществ и республиканских государственных предприятий (национальных компаний)";
от 22 августа 2001 года N 1098 "О некоторых вопросах акционерных обществ и республиканских государственных предприятий (национальных компаний)" - касательно вопросов оптимизации административных расходов национальных компаний.
Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 13 августа 1999 года N 1159 "О вопросах дивидендов на государственные пакеты акций и дохода на государственные доли участия в организациях" начисление дивидендов на государственные пакеты акций национальных компаний осуществляется в соответствии с Планами развития. Окончательные размеры дивидендов утверждаются в соответствии с Законом "Об акционерных обществах" общим собранием акционеров.
По итогам 2000 года чистый доход получили 10 национальных компаний в сумме 45 794 млн. тенге, допустили убытки 4 национальные компании в сумме 9 031 млн. тенге.
В 2001 году в республиканский бюджет было перечислено дивидендов на государственный пакет акций (части чистого дохода - для государственных предприятий) только тремя национальными компаниями: ЗАО "ГНПФ", ЗАО "Казтрансойл" и РГП "Казаэронавигация" в сумме 719,5 млн. тенге, остальными национальными компаниями дивиденды (часть чистого дохода) в республиканский бюджет не перечислялись (средства были направлены на развитие производства, погашение убытков и кредитов, из-за отрицательного финансового результата).
По итогам 2001 года чистый доход получили 12 национальных компаний в сумме 36 698 млн. тенге, допустили убытки 2 национальные компании в сумме 11 476 млн. тенге, в том числе ЗАО "ННК "Казахойл" - в сумме 11 050 млн. тенге.
Важно отметить, что отдельные национальные компании имеют дочерние организации, которые, в свою очередь, также имеют свои дочерние организации. В результате создаются холдинги с вертикальным интегрированием, в котором функции координации и общее управление осуществляют головные компании. При этом государство, как акционер, на данном этапе не располагает полной информацией о результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций холдинга.
Существующие проблемы:
недостаточная степень прозрачности финансово-хозяйственной деятельности холдингов в целом;
сумма дивидендов на государственные пакеты акций, поступающая в республиканский бюджет от национальных компаний, незначительна по сравнению с получаемым ими чистым доходом;
отсутствуют критерии по определению источников и размеров финансирования инвестиционных программ национальных компаний, механизм осуществления мониторинга их реализации.
3.4. Учет государственного имущества
Цель учета государственного имущества заключается в обеспечении сохранности и контроля за состоянием объектов государственной собственности, в создании условий для мониторинга государственного имущества с целью принятия обоснованных решений по его использованию с учетом государственных интересов.
Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 21 марта 1998 года N 246 "О мерах по обеспечению информационного обмена и ведения информационной базы данных по государственной собственности" учет государственного имущества осуществляется посредством ведения Реестра государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале (далее - Реестр).
Реестр позволяет отслеживать процессы образования, реорганизации, ликвидации и перерегистрации государственных предприятий, государственных учреждений и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также наличие обременения (залог, передача в управление), изменения долевого участия государства.
Структура Реестра оптимизируется в соответствии с определяемыми целями и задачами в сфере управления государственной собственностью.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2002 года N 580 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 марта 1998 года N 246 " определены ответственные субъекты за предоставление данных для наполнения и периодического обновления дополнительного подраздела Реестра, который должен включать различные показатели, необходимые для контроля и мониторинга деятельности государственных предприятий, юридических лиц с участием государства в уставном капитале с целью принятия государственными органами соответствующих решений.
В системе учета государственного имущества имеются следующие проблемы:
не отлажен механизм реализации ведения учета дополнительного подраздела Реестра;
не четко отработан порядок взаимодействия между уполномоченными органами по учету государственного имущества республиканской и коммунальной собственности.
3.5. Приватизация государственного имущества на
современном этапе развития экономики
В ходе выполнения программ разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике доминирующее положение в экономике страны занял частный сектор, доля которого в валовом внутреннем продукте (ВВП) на данном этапе составляет:
в промышленности - 80-85%, сельском хозяйстве - 99%, строительстве - 40-45%, торговле - 96%.
В целом данные по продаже государственных пакетов акций акционерных обществ (АО), государственных долей участия товариществ с ограниченной ответственностью (ТОО) за период с 2001 - по 2002 годы представлены следующим образом:
___________________________________________________________________
Отрасль ! Приватизация государственных пакетов акций
! (государственных долей участия) АО (ТОО)
!------------------------------------------------
! 2001 г. ! 2002 г.
!------------------------------------------------
! единиц ! в % к ! единиц ! в % к
! ! итогу ! ! итогу
--------------------------------------------------------------------
Промышленность 39 27 22 33
Строительство 10 7 3 4
Сельское хозяйство 25 17 8 12
Транспорт и связь 13 9 15 22
Торговля и ремонт
бытовых изделий 11 8 3 4
Финансовая
деятельность 4 3 1 1
Здравоохранение 12 8 4 6
Прочие 32 22 11 16
Итого: 146 100 67 100
--------------------------------------------------------------------
Как видно из приведенной таблицы в 2001 году продано 146 государственных пакетов акций (государственных долей участия) АО (ТОО), за 2002 год продано 67 государственных пакетов акций (государственных долей участия) АО (ТОО).
Также в 2001 году приватизировано 2 059 имущественных комплексов, объектов недвижимости, незавершенного строительства, транспорта, оборудования и прочего имущества, в 2002 году - 1756 отнесенных к данной категории объектов.
Поступления в государственный бюджет от приватизации государственной собственности в 2001 году составили 16,6 млрд. тенге, в 2002 году - 19,3 млрд. тенге. Сведения по поступлениям средств от приватизации республиканской и коммунальной собственности (государственной собственности) выглядят следующим образом:
____________________________________________________________________
! Поступления средств от приватизации
Период ! государственной собственностью, тыс.тенге
!-----------------------------------------------------------
! Всего ! Республиканский ! Местные бюджеты
! ! бюджет !
--------------------------------------------------------------------
2001 г 16 583 079 15 430 756 1 152 323
2002 г 19 340 182 18 754 477 585 705
--------------------------------------------------------------------
Начиная с 2002 года, согласно принятым изменениям в Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе", поступления от приватизации рассматриваются как источник финансирования дефицита (использования профицита) бюджета. Формирование объемов приватизации объектов республиканской собственности будет увязываться с результатами управления государственными активами, объемами нового заимствования и имеющимися долговыми обязательствами государства.
Основными задачами, которые необходимо решить в области приватизации в 2003-2005 годах, являются:
привлечение инвестиций в экономику путем расширения круга потенциальных инвесторов посредством эффективного применения способов приватизации в зависимости от стратегических интересов государства;
обеспечение прозрачности и конкурентности процессов
приватизации государственного имущества.
3.6. Постприватизационный контроль
По состоянию на 1 января 2003 года постприватизационному контролю подлежат 330 договоров купли-продажи объектов государственной собственности.
Несмотря на предпринимаемые меры, практика показывает, что несовершенство заключенных на ранних этапах приватизации договоров купли-продажи, пробелы в различных областях законодательства используются покупателями в собственных интересах, что позволяет им в некоторых случаях избежать полной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Проведение проверок исполнения инвестиционных обязательств покупателями наиболее крупных объектов, проданных в период массовой приватизации, а также объектов, приватизированных по индивидуальным проектам, обусловило необходимость, с целью совершенствования постприватизационного контроля, в привлечении на регулярной основе квалифицированных специалистов-экспертов в области экономики, юриспруденции, технологии и др. Данная задача была реализована посредством механизма привлечения консалтинговых организаций.
Консалтинговые организации привлекаются уполномоченным органом государства путем проведения тендера в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
На основании заключенного договора с уполномоченным органом консалтинговая организация производит оценку выполнения покупателями договорных обязательств, дает рекомендации уполномоченному органу по дальнейшим взаимоотношениям с инвесторами (покупателями). Отчет консалтинговой организации рассматривается межведомственной комиссией, созданной для контроля за исполнением договорных обязательств. Решения межведомственной комиссии обязательны для выполнения уполномоченным органом. С начала 2001 года проведено 23 заседания межведомственной комиссии, по итогам которых 74 договора купли-продажи признаны завершенными, по 17 договорам заключены дополнительные соглашения.
Опыт привлечения консалтинговых организаций для осуществления проверок выполнения условий договоров купли-продажи приватизированных объектов показал целесообразность и эффективность данного способа постприватизационного контроля, необходимость его дальнейшего использования.
В целях усиления контроля за приватизированными организациями в стратегических отраслях экономики (нефтегазовой, горно-металлургической, транспортно-коммуникационной, энергетической, машиностроительной) принято постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2002 года N 491 "О мониторинге эффективности управления приватизированными организациями в стратегических отраслях экономики Республики Казахстан".
В тоже время в существующей системе постприватизационного контроля имеются следующие проблемы:
отсутствует законодательное обеспечение государственного мониторинга эффективности управления приватизированными организациями в стратегических отраслях экономики;
заинтересованные государственные органы не обладают необходимой информацией о состоянии дел объектов мониторинга для принятия обоснованных решений по улучшению их деятельности.
Отсутствие законодательных основ государственного отслеживания эффективности управления приватизированными предприятиями негативно отражается на степени и возможностях контроля за объектами мониторинга со стороны государства. Нередко деятельность приватизированных предприятий осуществляется без должного соблюдения норм и положений трудового, природоохранного законодательства; не обновляются основные фонды, не внедряются передовые технологии.
За прошедшие 10 лет в республике приватизировано более 80% производственных мощностей. В течение 1996-1998 годов проведена приватизация 94 крупных предприятий нефтедобывающей, энергетической, металлургической, транспортно-коммуникационной, горно-добывающей отраслей. Иностранными инвесторами выкуплены имущественные комплексы и контрольные пакеты акций акционерных обществ порядка 90 промышленных объектов. При этом процессы приватизации происходили одновременно со становлением рыночных отношений, а также формированием нормативной правовой базы страны.
Подведение итогов проделанной работы за годы существования республики настоятельно требует дальнейшего совершенствования правового обеспечения постприватизационного контроля в целях повышения его эффективности.
Отсутствие полной и достоверной информации о деятельности приватизированных предприятий, действующих в ключевых отраслях экономики, также является негативным фактором, не способствующим принятию обоснованных решений, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие стратегических отраслей в целом.
4. Цели и задачи Программы
В реализацию Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года и Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан государственная политика в области управления государственной собственностью направлена на достижение следующих целей:
формирование эффективной системы управления государственным имуществом;
увеличение доходов республиканского и местных бюджетов за счет эффективного использования государственного имущества;
улучшение финансово-экономических показателей деятельности государственных предприятий, юридических лиц с участием государства;
оптимизация структуры государственной собственности в зависимости от стратегических интересов государства по отношению к определенным отраслям и конкретным предприятиям.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале;
обеспечение комплексного мониторинга объектов государственной собственности и создание базы данных по результатам мониторинга;
построение системы управления государственными активами, разработка методики баланса государственных активов и обязательств;
совершенствование системы учета государственного имущества;
обеспечение мониторинга эффективности управления приватизированными объектами в стратегических отраслях экономики.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Для реализации поставленных задач предполагается осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности управления объектами государственной собственности различными субъектами управления с учетом установленных разграничений и конкретизации их полномочий в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного имущества".
5.1. Совершенствование системы управления финансово-
хозяйственной деятельностью государственных
предприятий и юридических лиц с участием
государства в уставном капитале
В отношении государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале предусматривается реализация ряда конкретных мер.
Органы государственного управления государственными предприятиями будут выполнять следующие функции:
определение приоритетных направлений деятельности государственных предприятий;
рассмотрение и утверждение текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности государственных предприятий, в том числе плановых финансовых показателей, периодичности и порядка их представления;
анализ и контроль выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий с представлением соответствующих отчетов в уполномоченный орган в установленные им сроки;
осуществление мониторинга административных расходов государственных предприятий с целью их оптимизации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
назначение руководителей государственных предприятий и проведение их аттестации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества государственного предприятия;
принятие решений по другим вопросам, определяемым нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Для устранения неурегулированности вопросов установления нормативов распределения чистого дохода государственных предприятий на праве хозяйственного ведения в предстоящем периоде будут действовать разработанные Правила определения, согласования и утверждения нормативов распределения чистого дохода государственных предприятий на праве хозяйственного ведения.
Государственные предприятия будут действовать в рамках бюджетных ограничений. Для каждого государственного предприятия органом государственного управления будет утверждаться соответствующая смета доходов и расходов (бюджет).
На государственные органы, осуществляющие права владения и пользования государственными пакетами акций (государственными долями участия), будут возложены следующие функции:
проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству, и действующих в ключевых отраслях экономики, с представлением соответствующих отчетов Правительству Республики Казахстан;
осуществление мониторинга административных расходов акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, с целью их оптимизации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
обеспечение контроля за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству.
В 2003 году будут разработаны:
порядок начисления дивидендов в акционерных обществах с участием государства в уставном капитале;
Правила разработки и представления планов финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству, и планов хозяйственной деятельности государственных предприятий, за исключением национальных компаний и подведомственных Национальному Банку Республики Казахстан. <*>
Сноска. В подраздел 5.1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 25 августа 2003 года N 856 .
5.1.1. Повышение эффективности управления деятельностью
национальных компаний
Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2010 года создание сектора национальных компаний, являющихся стратегически значимыми объектами для экономики страны, организация государственной системы управления национальными компаниями - становятся приоритетными задачами государства. Цель: выведение отечественных национальных компаний, действующих в ключевых отраслях экономики с организацией профессионального менеджмента и передовыми технологиями, на мировые рынки, что, в конечном итоге, должно способствовать расширению сферы влияния Казахстана как государства, способного конкурировать в условиях рынка за рубежом.
Для решения указанных задач государство будет способствовать созданию на базе национальных компаний государственных холдингов, основная задача которых будет заключаться в управлении деятельностью технологически связанных производств в стратегических отраслях экономики. В основу управления холдингов закладывается принцип корпоративного управления, позволяющий оптимизировать затраты, выработать технологическую и кадровую политику, осуществлять координацию деятельности предприятий в рамках отрасли.
Механизм реализации стратегии государства по отношению к национальным компаниям, усиливающий их системообразующее значение, необходимо выработать в Концепции промышленной политики Республики Казахстан до 2010 года (далее - Концепция), которая, согласно Плану мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы (далее - Программа Правительства), утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470 , должна быть разработана в начале 2003 года. Основные задачи Концепции: обеспечение устойчивого экономического роста, качественное обновление структуры отраслей промышленности на основе создания законодательных, экономических, инвестиционных и научно-технических условий, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.
В целях усиления государственного контроля за финансово- хозяйственной деятельностью национальных компаний национальные компании ежеквартально будут представлять финансовую информацию своих дочерних и зависимых организаций в Правительство Республики Казахстан. Первые руководители национальных компаний будут отчитываться перед советами директоров об управлении дочерними, зависимыми организациями и активами, переданными государством в уставный капитал компании, а также об исполнении планов развития национальных компаний. Указанные меры позволят иметь наиболее полную картину о финансовом состоянии национальных компаний и их дочерних организаций, вырабатывать экономически обоснованные заключения при определении инвестиционных программ и дивидендной политики национальных компаний.
В 2003 году необходимо разработать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ национальных компаний.
Для усиления контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью национальных компаний, обеспечения транспарентности деятельности их дочерних организаций советами директоров национальных компаний будет определен перечень вопросов, по которым дочерние организации обязаны обеспечивать письменное согласование проектов решений с советами директоров национальных компаний в соответствии с их компетенцией.
С целью совершенствования контроля за финансово-хозяйственной деятельностью национальных компаний, обеспечения мониторинга административных расходов с целью их оптимизации и исключения необоснованных затрат будут приняты соответствующие нормативные правовые акты.
5.2. Обеспечение комплексного мониторинга объектов
государственной собственности
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2001 года N 998 "О внедрении системы комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности" уполномоченным органом будет усилена деятельность по осуществлению комплексного мониторинга хозяйствующих субъектов, созданию единой информационной базы учета результатов мониторинга данных. При этом объектами комплексного мониторинга будут являться:
государственные предприятия и учреждения;
юридические лица с участием государства в уставном капитале;
все виды имущества, являющиеся государственной собственностью, в том числе находящиеся в доверительном управлении, аренде, концессии.
Комплексный мониторинг позволит всесторонне отслеживать и давать аналитическую оценку качественного и количественного состояния технологической, финансово-хозяйственной деятельности, правовых вопросов данных объектов в целях выработки обоснованных решений и рекомендаций по предупреждению, устранению недостатков и совершенствованию деятельности.
5.3. Совершенствование учета государственного имущества
В решении поставленных задач в области управления государственным имуществом важное значение имеет организация полного и достоверного его учета.
Введение в Реестр дополнительного подраздела, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2002 года N 580 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 марта 1998 года N 246 ", включающего комплекс финансовых показателей для обеспечения мониторинга результатов финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, определение ответственных субъектов за предоставление данных для наполнения и периодического обновления дополнительного подраздела требуют реализацию механизма ведения учета предоставляемой финансовой информации. С этой целью будут регламентированы порядок и сроки представления необходимой информации со стороны ответственных субъектов.
5.4. Основные направления государственной политики в
области приватизации государственного имущества
В 2003-2005 годы приватизация будет рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики в области управления государственным имуществом; формирование объемов приватизации будет увязываться с результатами управления государственными активами, объемами заимствования и имеющимися долговыми обязательствами государства.
Государственная политика в сфере управления государственной собственностью будет направлена на сохранение и усиление контроля развития стратегически важных отраслей экономики, оптимизацию структуры государственного имущества, исходя из интересов государства.
Имеющаяся государственная собственность будет подразделена на три категории в зависимости от степени ее значимости для экономики страны.
К первой категории будут отнесены объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации. Указом Президента Республики Казахстан от 28 июля 2000 года N 422 и постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2000 года N 1587 определен перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям. В данный перечень включены объекты государственной собственности, имеющие особое значение для национальных интересов республики, такие как: организации и объекты военно-технического назначения, обеспечивающие национальную безопасность Республики Казахстан;
магистральные железные дороги, республиканские автомобильные дороги общего пользования, включенные в сеть государственных международных маршрутов, а также имеющие оборонное значение; магистральные нефте- и газопроводы, электрические сети межрегионального уровня определенного напряжения; объекты государственной собственности, необходимые для решения социальных задач, в том числе детские дома, дома престарелых, государственные организации среднего общего образования и другие.
Объектами государственной собственности, относящимся ко второй категории, будут являться организации, действующие в стратегических отраслях экономики: нефтегазовой, горно-металлургической, транспортно-коммуникационной, энергетической, машиностроительной отраслях. Такими организациями являются национальные компании, создаваемые по решению Правительства Республики Казахстан в стратегических отраслях экономики. Перечень национальных компаний утверждается Правительством Республики Казахстан. Приватизация части государственных пакетов акций некоторых акционерных обществ и государственных предприятий, отнесенных к национальным компаниям, будет осуществляться исходя из государственных интересов, с учетом экономической политики государства в целом.
Третью категорию составят объекты государственной собственности, не относящиеся к двум первым категориям: государственные пакеты акций акционерных обществ, государственные доли участия в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью, объекты недвижимости, незавершенного строительства, имущественные комплексы и прочее имущество.
Приватизация имущественных комплексов и государственных пакетов акций организаций, являющихся субъектами рынка, занимающими доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке либо имеющими стратегическое значение для экономики страны, будет осуществляться на основании решений Правительства Республики Казахстан с применением наиболее оптимальных форм приватизации.
В 2003-2005 годах приватизация государственного имущества, отнесенного к третьей категории, будет проводиться по принципу целесообразности его нахождения в собственности государства. При этом государство способствует увеличению и развитию частного сектора в экономике республики, увеличению объемов производства, расширению налогооблагаемой базы.
5.5. Совершенствование постприватизационного контроля
В области постприватизационного контроля основными задачами будут являться:
внедрение системы мониторинга эффективности управления приватизированными объектами в стратегических отраслях экономики;
получение полной и достоверной информации о деятельности приватизированных предприятий посредством комплексного мониторинга с целью выявления проблем и путей их решения;
совершенствование правового обеспечения постприватизационного
контроля;
контроль за надлежащим исполнением собственниками принятых обязательств, завершение договоров купли-продажи;
ведение конструктивного диалога с инвесторами, принятие взаимоприемлемых и обоснованных решений возникающих проблем;
создание электронной базы данных, отражающей деятельность приватизированных предприятий в стратегических отраслях экономики, ее периодическое обновление.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Реализация мероприятий Программы предусматривается в рамках функций центральных и местных исполнительных органов, иных государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. В этой связи расходы по реализации мероприятий Программы будут осуществляться за счет текущего финансирования этих органов из республиканского и местных бюджетов в пределах предусматриваемых бюджетных программ.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
От реализации Программы ожидаются следующие результаты:
формирование эффективной системы управления государственным имуществом;
увеличение поступлений в государственный бюджет от использования государственного имущества (дивидендов на государственные пакеты акций, части чистого дохода государственных предприятий и хозяйственных товариществ с участием государства, арендной платы и пр.);
улучшение финансово-экономических показателей деятельности государственных предприятий, юридических лиц с участием государства;
создание единой базы данных учета результатов мониторинга объектов государственной собственности, а также объектов, в которых государство имеет долю собственности, с целью выработки обоснованных рекомендаций по предупреждению, устранению недостатков и совершенствованию их деятельности;
усовершенствование системы учета государственного имущества.
По прогнозным данным в 2003 году от использования государственного имущества в республиканский бюджет ожидаются поступления дивидендов на государственные пакеты акций в сумме 5 793 674 тыс. тенге, доли прибыли республиканских государственных предприятий в сумме 350 618 тыс. тенге, от аренды имущества республиканской собственности в сумме 155 000 тыс. тенге.
В ходе реализации мер, направленных на выполнение настоящей Программы, суммы поступлений в государственный бюджет от использования государственного имущества в течение 2003-2005 годов будут уточняться.
8. План мероприятий на 2003-2005 годы по
реализации Программы <*>
Сноска. В раздел 8 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 25 августа 2003 года N 856 ; 20 марта 2004 г. N 357 ; от 31 мая 2005 г. N 538 .
___________________________________________________________________
N ! Мероприятия ! Форма !Ответствен- ! Срок !Предпо-!Источ-
п/п! !завершения!ные за ! исполне-!лагае- !ник
! ! !исполнение ! ния !мые !финан-
! ! ! ! !расходы!сиро-
! ! ! ! ! !вания
--------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
--------------------------------------------------------------------
1. Совершенствование нормативной правовой базы
1.1. Разработать Решения Акимы адми- В течение Не
и утвердить акимов, нистративно- квартала тре-
Программы информация территори- после ут- буются
повышения эф- в КГИП МФ альных еди- верждения
фективности ниц (по Правитель-
управления согласова- ством
коммунальной нию с КГИП Республики
собственностью МФ) Казахстан
и приватизации Отраслевой
на 2003-2005 программы
годы повышения
эффектив-
ности уп-
равления
государст-
венным иму-
ществом
и привати-
зации на
2003-2005
годы
1.2. Привести в Отчет в Акимы адми- 3 квартал Не тре-
соответствие Правитель- нистративно- 2003 года буются -
с законо- ство Рес- территори-
дательными публики альных еди-
актами ведом- Казахстан, ниц
ственные нор- информация
мативные пра- в КГИП МФ
вовые акты,
регулирующие
вопросы управ-
ления и распо-
ряжения госу-
дарственным
имуществом,
находящегося
в коммунальной
собственности
1.3. Внести измене- Проект КГИП МФ, 1 квартал Не тре-
ния и дополне- постанов- центральные 2004 года буются -
ния в Типовой ления исполнитель-
контракт, зак- Правитель- ные органы
лючаемого с ства и иные
председателем Республики государст-
правления ак- Казахстан венные органы
ционерного (по согласо-
общества, ванию)
имеющего пре-
обладающую
государственную
долю участия в
уставном капи-
тале, утвержден-
ного постанов-
лением Прави-
тельства Респуб-
лики Казахстан
от 1 июля 1999
года N 909
1.4. Разработать Проект КГИП МФ, 1 квартал Не тре-
порядок начис- постановле-центральные 2003 года буются -
ления дивиден- ния Прави- исполнитель-
дов в акционер- тельства ные органы
ных обществах с Республики и иные госу-
участием госу- Казахстан дарственные
дарства в устав- органы (по
ном капитале согласованию)
1.5. Разработать и Проект МЭБП, КГИП 30 апреля Не тре-
утвердить постанов- МФ, цент- 2004 года буются -
Правила разра- ления ральные ис-
ботки инвести- Правитель- полнительные
ционных прог- ства органы и
рамм государст- Республики иные госу-
венных пред- Казахстан дарственные
приятий, акцио- органы (по
нерных обществ согласова-
(товариществ с нию)
ограниченной
ответственнос-
тью), контроль-
ные пакеты
акций (доли
участия)
которых принад-
лежат государ-
ству
1.6. Разработать Проект МЭБП, МФ 4 квартал Не тре-
Программу повы- постанов- 2005 года буются -
шения эффектив- ления
ности управле- Правитель-
ния государст- ства
венным имущест- Республики
вом и привати- Казахстан
зации на 2006-
2008 годы
2. Повышение эффективности управления государственным
имуществом
2.1. Предоставление Информация Реестродер- Ежеквар- Не тре-
информации о в КГИП МФ жатель, оп- тально, не буются -
государственных ределенный позднее 20
предприятиях, КГИП МФ числа вто-
юридических рого меся-
лицах с участием ца, следую-
государства в щего за
уставном капи- отчетным
тале по форме, периодом
определяемой
КГИП МФ
2.2. Проводить Отчет в КГИП МФ, Ежегодно Не тре-
инвентаризацию Правитель- акимы адми- 4 квартал буются -
государственных ство Рес нистративно-
пакетов акций публики территори-
посредством Казахстан альных
документального единиц
подтверждения
(акты приема-
передачи, дого-
вора передачи
в доверительное
управление,
выписки из
реестров акцио-
неров)
2.3. Разработать и Приказ КГИП МФ, 4 квартал Не тре-
утвердить Пра- Министер- ДБУ МФ 2003 года буются -
вила разработки ства фи-
и представления нансов
планов финансо- Республики
во-хозяйствен- Казахстан
ной деятельнос-
ти акционерных
обществ (товари-
ществ с ограни-
ченной ответст-
венностью),
контрольные
пакеты акций
(доли участия)
которых принад-
лежат государ-
ству, и планов
хозяйственной
деятельности
государственных
предприятий, за
исключением
национальных
компаний и
подведомственных
Национальному
Банку Республики
Казахстан
2.4. Представление Информация Центральные Ежегодно, Не тре-
информации о в КГИП МФ, исполнитель- март буются -
рассмотрении и акиматы ные органы
утверждении администра-и иные го-
текущих и перс- тивно-тер- сударственные
пективных риториаль- органы (по
планов хозяйст- ных единиц согласованию),
венной деятель- исполнительные
ности государ- органы комму-
ственных пред- нальной соб-
приятий ственности
2.5. Осуществлять Отчет в Центральные Ежегодно, Не тре-
контроль за Правитель- исполнитель- не позднее буются -
исполнением ство органы и 15 числа
государствен- Республики иные государ-второго
ными предприя- Казахстан, ственные месяца,
тиями текущих информация органы (по следующего
и перспективных в КГИП МФ согласова- за отчет-
планов хозяйст- (по респу- нию, акимы ным
венной деятель- бликанской администра- периодом
ности собствен- тивно-тер-
ности) риториаль-
ных единиц
2.6. Осуществлять Отчет в КФК МФ, 1 раз в Не тре-
контроль за Правитель- центральные полугодие буются -
своевремен- ство исполнитель-
ностью и пол- Республики ные органы
нотой перечис- Казахстан, и иные го-
ления части информация сударствен-
чистого дохода в КГИП МФ ные органы
государственных (по респу- (по согласо-
предприятий на бликанской ванию),
праве хозяйст- собствен- акимы адми-
венного ведения,ности) нистративно-
а также доходов территориа-
казенных пред- льных еди-
приятий, полу- ниц
ченных сверх
сметы в доход
соответствующего
бюджета по ито-
гам отчетного
года
2.7. Предоставлять Информация Центральные не позднее Не тре-
годовую инфор- в КГИП МФ исполнитель- 15 числа буются -
мацию о финан- акиматы ные органы четвертого
сово-хозяйст- админист- и иные го- месяца,
венной деятель- ративно- сударствен- следующего
ности территори- ные органы за отчетным
государственных альных (по согласо- периодом
предприятий на единиц ванию),
праве хозяйст- исполнитель-
венного ведения, ные органы
акционерных коммунальной
обществ (това- собственности
риществ с огра-
ниченной ответ-
ственностью),
пакеты акций
(доли участия)
которых принад-
лежат государ-
ству, отдельно
в разрезе голов-
ной, дочерних
организаций,
а также консо-
лидированной,
за исключением
национальных
компаний, по
формам, утверж-
денным приказом
Министерства
финансов Респуб-
лики Казахстан
от 2 апреля
2003 года N 135
2.8. Проводить Отчет в Центральные Не позднее Не тре-
анализ финан- Правитель- исполнитель- 15 числа буются -
сово-хозяйст- ство Рес- ные органы пятого
венной деятель- публики и иные го- месяца,
ности государ- Казахстан, сударствен- следующего
ственных пред- информация ные органы за отчетным
приятий на пра- в КГИП МФ (по согла- периодом
ве хозяйствен- (по респу- сованию),
ного ведения бликанской акимы адми-
по итогам года собствен- нистративно-
в соответствии ности) террито-
с правилами риальных
проведения единиц
анализа деятель-
ности государст-
венных предприя-
тий, утвержден-
ными приказом
Министерства
финансов Респуб-
лики Казахстан
от 2 апреля
2003 года N 135
2.9. Проводить Отчет в Центральные Не позднее Не тре-
анализ финан- Правитель- исполнитель- 15 числа буются -
сово-хозяйст- ство Рес- ные органы и шестого
венной деятель- публики иные государ- месяца,
ности акционер- Казахстан, ственные ор- следующего
ных обществ информация ганы (по со- за отчетным
(товариществ с в КГИП МФ гласованию), периодом
ограниченной (по респу- акимы адми-
ответствен- бликанской нистративно-
ностью) конт- собствен- территориаль-
рольные пакеты ности) ных единиц
акций (доли
участия) которых
принадлежат
государству,
по итогам года
в соответствии
с правилами
определения
основных пока-
зателей эффек-
тивности дея-
тельности не-
государствен-
ных юридических
лиц с участием
государства в
уставном капи-
тале, утверж-
денными прика-
зом Министер-
ства финансов
Республики
Казахстан от
2 апреля 2003
года N 135
2.10. Обеспечить Отчет в КГИП МФ, 10 числа Не тре-
комплексный Правитель- акимы ад- второго буются -
мониторинг ство министра- месяца,
функциониро- Республики тивно-тер- следующего
вания и эффек- Казахстан риториаль- за отчетным
тивности управ- ных единиц полугодием
ления объек-
тами государст-
венной собст-
венности, а
также объек-
тами, в кото-
рых государ-
ство имеет
долю собствен-
ности в соответ-
ствии с прави-
лами, утверж-
денными поста-
новлением Пра-
вительства
Республики
Казахстан от
24 июля 2001
года N 998
2.11. Осуществлять Отчет в КГИП МФ, Ежеквар- Не тре-
мониторинг Правитель- центральные тально, 25 буются -
предоставления ство исполнитель- числа ме-
в имуществен- Республики ные органы сяца, сле-
ный наем Казахстан и иные дующего за
(аренду) иму- государст- отчетным
щества, зак- венные ор- периодом
репленного за ганы
государствен- (по
ными учрежде- согла-
ниями и госу- сова-
дарственными нию),
предприятиями акимы адми-
нистративно-
территориаль-
ных единиц
2.12. Определить пе- Отчет в МЭМР, МТК 3 квартал Не тре-
речень вопро- Правитель- 2003 года буются -
сов, по кото- ство
рым дочерние Республики
организации Казахстан,
национальных информация
компаний в КГИП МФ
обязаны
обеспечивать
письменное
согласование
проектов реше-
ний с советами
директоров
национальных
компаний в
соответствии
с их компетен-
цией
2.13. Осуществлять Информация Централь- Постоянно Не тре-
контроль за в КГИП МФ ные испол- буются -
своевременным нительные
предоставлением органы
информации в
соответствии с
приложением к
постановлению
Правительства
Республики
Казахстан от
29 июня 1999
года N 882
2.14. Предоставлять Информация Центральные По итогам Не тре-
информацию о в КГИП МФ исполнитель- года - не буются -
ходе исполнения ные органы позднее
мероприятий, 1 числа
предусмотрен- восьмого
ными подпунк- месяца,
тами 5), следующего
6), 10), 11) за отчетным
пункта 1 поста- периодом
новления Прави-
тельства Рес-
публики Казах-
стан от 28 фев-
раля 2001 года
2.15. Разработать и Приказ КФК МФ, Ежегодно, Не тре-
утвердить гра- Министер- КГИП МФ, 1 квартал буются -
фик проведения ства фи- центральные
проверок на нансов исполнитель-
предмет свое- Республики ные органы
временности и Казахстан, и иные го-
полноты отчис- решения сударствен-
ления государ- акимов ные органы
ственными пред- (по согла-
приятиями части сованию),
чистого дохода, акимы адми-
начисления нистративно-
дивидендов на территори-
государственные альных
пакеты акций единиц
акционерными
обществами,
а также чистого
дохода на госу-
дарственную
долю участия в
товариществах
с участием
государства в
государственный
бюджет по ито-
гам отчетного
года
2.16 Сформировать Отчет в КГИП МФ, Ежегодно, Не тре-
график прове- Правитель- центральные апрель буются -
дения общих ство исполнитель-
собраний акцио-Республики ные органы
неров акцио- Казахстан, и иные го-
нерных обществ,акиматы сударствен-
контрольные администра-ные органы
пакеты акций тивно-тер- (по согла-
которых принад-риториаль- сованию),
лежат государ- ных единиц исполнитель-
ству по итогам ные органы
отчетного года коммунальной
в соответствии собственности
с действующим
законодатель-
ством
2.17. Осуществлять Отчет в КГИП МФ, НК 1 раз в Не тре-
контроль за Правитель- МФ, КФК МФ, полугодие буются -
своевремен- ство центральные
ностью и пол- Республики исполнитель-
нотой начисле- Казахстан ные органы и
ния и перечис- иные государ-
ления дивиден- ственные
дов на госу- органы (по
дарственные согласованию),
пакеты акций акимы адми-
акционерных нистративно-
обществ по территориаль-
итогам отчет- ных единиц
ного года
2.18. Вносить пред- Предложе- КГИП МФ, цент- Ежегодно,Не тре-
ложения по ния Прави- ральные испол- декабрь буются -
реорганизации, тельству нительные
ликвидации и Республики органы и иные
приватизации Казахстан, государствен-
государствен- акиматам ные органы (по
ных предприя- админист- согласованию),
тий, юридичес- ративно- исполнительные
ких лиц с территори- органы комму-
участием го- альных нальной собст-
сударства в единиц венности
уставном капи-
тале
3. Приватизация государственного имущества
3.1. Разработать Приказ КГИП МФ 1 квартал Не тре-
рекомендации по КГИП МФ 2003 года буются -
применению ме-
тодик оценки
стоимости
объектов
приватизации
3.2. Обеспечить Информация КГИП МФ, Ежеквар- Не тре-
продажу в Прави- акимы тально,25 буются -
объектов тельство администра- числа
государственной Республики тивно-тер- месяца,
собственности, Казахстан риториальных следующего
подлежащих при- единиц за отчетным
ватизации периодом
3.3. Осуществлять Отчет в КГИП МФ, 25 числа Не тре-
контроль по Правитель- акимы месяца, буются -
обеспечению ство администра- следующего
запланированных Республики тивно-тер- за отчет-
объемов поступ- Казахстан риториальных ным полу-
лений в госу- единиц годием
дарственный
бюджет средств
от приватизации
объектов
государственной
собственности
4. Осуществление постприватизационного контроля
4.1. Обеспечить Отчет в КГИП МФ, 10 числа Не тре-
осуществление Правитель- центральные второго буются -
государственно- ство и местные месяца,
го мониторинга Республики исполнитель- следующего
собственности в Казахстан ные органы за отчет-
отраслях эконо- ным полу-
мики, имеющих годием
стратегическое
значение, по
перечню объектов,
утверждаемому
Правительством
Республики
Казахстан
4.2. (исключена - N 538 от 31.05.2005 г.)
4.3. Осуществлять Отчет в КГИП МФ, 10 числа Не тре-
контроль за Правитель- акимы адми- второго буются -
исполнением ство нистративно- месяца,
контрактных Республики территори- следующего
обязательств Казахстан альных за отчетным
покупателями единиц полугодием
объектов госу-
дарственной
собственности
по соответст-
вующим конт-
рактам
4.4. Проводить зас- Отчет в КГИП МФ Ежегодно, Не тре-
лушивание отче- Правитель- июнь буются -
тов управляющих ство
компаний по Республики
выполнению Казахстан
условий
договоров
совместно с
заинтересован-
ными государст-
венными
органами
4.5. Разработать Информация КГИП МФ Ежегодно, Не тре-
дополнительные в Прави- декабрь буются -
соглашения по тельство
договорам Республики
купли-продажи Казахстан
с целью их
корректировки
на основании
решений межведом-
ственной комиссии
по контролю за
выполнением обя-
зательств по
договорам купли-
продажи объектов
приватизации
-------------------------------------------------------------------