Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 января 2003 года N 50

Действующий

      В целях реализации Закона  Республики Казахстан от 5 июля 1996 года "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций.

      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 17 января 2003 года N 50

Правила
информирования, пропаганды знаний,
обучения населения и специалистов в области
чрезвычайных ситуаций

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций.

2. Информирование населения в области
чрезвычайных ситуаций

      2. Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, оповещают работников и население об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций.

      3. Территориальные органы центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии с местными исполнительными органами, представителями государственных органов организовывают сбор информации о чрезвычайных ситуациях на подведомственной территории и информируют о ней население.

      4. Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      5. Местные исполнительные органы ежеквартально информируют население и организации о фактах риска и необходимых мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите от них, в соответствии с характером возможных чрезвычайных ситуаций на данной территории.

      6. Для информирования населения используется система оповещения.
      Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение средств по передаче в короткие сроки предупреждения органам управления гражданской обороны, силам аварийно-спасательных служб и населению об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      Информация оповещения передается по радио и проводным каналам связи, по сетям радиовещания и телевидения и другим техническим средствам независимо от форм собственности организаций.

3. Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций

      7. Пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций относятся к мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется центральными и местными исполнительными органами, общественными объединениями. Также для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.

      8. Задачами пропаганды знаний в области чрезвычайных ситуаций являются:
      1) разъяснение населению способов и средств защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      2) разъяснение мер по воспитанию у руководителей, рабочих и служащих, личного состава формирований гражданской обороны, всего населения ответственного отношения к участию в мероприятиях чрезвычайных ситуаций;
      3) пропаганда самоотверженных поступков личного состава органов управления, сил аварийно-спасательных служб и гражданской обороны, населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      4) обобщение и распространение положительного опыта, накопленного при осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      5) использование возможностей средств массовой информации;
      6) разработка и внедрение проектов по наглядной агитации (плакатов и билбордов), использование имиджевых видео- и аудиороликов, слоганов.

      9. Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций должна основываться на следующих основополагающих принципах: научность, адресность, комплексность, систематичность, оперативность, реалистичность.

      10. Формы и методы пропаганды необходимо совершенствовать и изменять в зависимости от содержания работы, ее конкретных целей и задач, от уровня подготовки и других особенностей аудитории, специфики объекта, организации и территории, где она ведется.

      11. К практическим формам пропагандистской работы относятся: научно-практические конференции, семинары; лекции, доклады, беседы; демонстрации видео- и кинофильмов по чрезвычайным ситуациям; смотры-конкурсы.

      12. Основой планирования пропаганды знаний являются мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные начальником гражданской обороны в приказе на текущий год или организационно-методические указания вышестоящего органа по чрезвычайным ситуациям. Цели и задачи плана пропаганды должны выявлять главное направление в работе на планируемый период и определять наиболее целесообразные формы и методы пропаганды в области чрезвычайных ситуаций.
      План пропаганды мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен включать следующие разделы: цели и задачи; организационные мероприятия; пропаганда в средствах массовой информации; вербальное и визуальное воздействие с использованием современных информационных технологий; взаимодействие с общественными организациями.

4. Обучение населения и специалистов в области
чрезвычайных ситуаций

      13. Обучение населения и специалистов проводятся в целях их профессиональной подготовки, привития навыков действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ведения спасательных и других неотложных работ, знания основных приемов и способов оказания само- и взаимопомощи, максимального снижения возможных потерь среди населения, уменьшения материального ущерба.

      14. Обучение населения осуществляется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы, учебы и жительства на занятиях, тренировках и в ходе специальных учений с широким использованием средств массовой информации, а также самостоятельно.
      С персоналом, не входящим в формирования гражданской обороны, в организациях проводятся плановые занятия по утвержденной программе со сдачей зачета в объеме изученной тематики.
      При обучении населения необходимо особое внимание уделять правильным действиям по сигналу "Внимание всем!", обучению способам оказания само- и взаимопомощи. Работающее население должно привлекаться на комплексные учения, объектовые тренировки и все виды тренировок.
      Обучение неработающего населения проводится путем самостоятельного изучения ими памяток, буклетов, материалов периодической печати, просмотра (прослушивания) телерадиопередач, а также привлечения его на учения и тренировки.
      Обучение студентов и учащихся учебных заведений проводится в объемах, предусмотренных учебными программами для каждой категории.
      В высших учебных заведениях обучение должно проводиться в соответствии с программой "Безопасность жизнедеятельности".
      В общеобразовательных школах всех типов обучение должно проводиться по программе "Основы безопасности жизнедеятельности".
      В общеобразовательных школах всех типов и в профессионально-технических школах рекомендуется ежегодно проводить "День гражданской обороны".
      В организациях, учебных заведениях и дошкольных учреждениях, расположенных в сейсмоопасных регионах или вблизи химически опасных объектов необходимо ежеквартально проводить сейсмотренировки или тренировки по действию персонала, студентов, учащихся, детей при возникновении аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
      В организациях, учебных заведениях, расположенных в селеопасных районах, необходимо проводить селетренировки 1 раз в год перед началом селеопасного периода.

      15. Руководящий состав центральных и местных исполнительных органов, республиканских учреждений и организаций, а также руководители высших, средних профессиональных учебных заведений, научно-исследовательских институтов и специалисты органов управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций проходят подготовку и переподготовку в учебных заведениях повышения квалификации центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям в соответствии с установленной периодичностью обучения.
      Руководители организаций, независимо от форм собственности и их заместители, командиры формирований гражданской обороны, руководители групп занятий в организациях, учителя начальных классов и преподаватели-организаторы начальной военной подготовки общеобразовательных школ всех типов и средних профессиональных учебных заведений, заведующие дошкольных учреждений, председатели кооперативов собственников квартир, специалисты потенциально-опасных объектов проходят подготовку и переподготовку в территориальных органах центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям по утвержденной программе.
      Основой подготовки являются практические занятия и тактико-специальные учения. Личный состав формирований гражданской обороны должен принимать участие в комплексных учениях, объектовых тренировках, командно-штабных учениях, сейсмо- и селетренировках, тренировках по аварийным ситуациям.
      С личным составом формирований гражданской обороны необходимо проводить не реже двух раз в год тренировки по оповещению и сбору.

      16. Профессиональное обучение кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в высших и средних профессиональных учебных заведениях Республики Казахстан в соответствии с утвержденными специальностями и стандартами образования.